цель обучения в дошкольном возрасте является
Понятие, принципы, цели и задачи дошкольного образования
Окружающая действительность на протяжении длительного времени изучается человеком. Учителя рассказывают детям о том, как правильно наблюдать за явлениями, как взаимодействовать со средой обитания. В образовательном процессе, который рассматривается одновременно как результат и продолжительное по времени действие, используются методы для формирования знаний о мире, обществе, его нормах и ценностях.
Дошкольное образование как система
Говоря о данном вопросе, нужно уточнить, что воспитание и обучение охватывающее группу детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет, относится к дошкольному образованию. К тому же, образование не ограничивается воздействием на понимание детьми моральных норм и усвоение знаний. Важно и то, что воспитатели и преподаватели, а также родители, обязательно осуществляют присмотр за самочувствием ребенка, его здоровьем.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В учебных заведениях придерживаются принципа всестороннего развития личности. Основываясь на нем, воспитатели обращают внимание на физическую, интеллектуальную и психологическую составляющие личности. Также в процессе образования затрагиваются моральные и нравственные отношения, закладываются основы мировоззрения и общечеловеческих ценностей.
Образование дошкольного уровня и его принципы
Дошкольное образование осуществляется согласно таким принципам:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Процесс образования направлен на всестороннее развитие воспитанников. В работе с детьми важно учитывать их потребности, в соответствии с которыми и нужно разрабатывать методы.
Образование дошкольного уровня, его цели и задачи
В образовании дошкольников выделяются базовые задачи:
Требования к процессу образования дошкольников
В предоставлении дошкольного образования также есть требования, соответствие которым определяет итоговый успех:
• Обучение детей основам, которые помогут им писать, вычислять, рисовать;
• Подведение ребенка к осмыслению учебы как таковой, ее целей и самого процесса обучения в школе;
• Формирование навыков наблюдения и целенаправленного восприятия информации;
• Развитие навыков общения в социуме;
• Умение оценивать и регулировать свою деятельность.
Консультация «Цели дошкольного образования. Компетентности дошкольного детства»
(краткие подсказки для воспитателей)
Проявление компетентности заключается в достижении положительного результата в какой-либо деятельности. Важно не путать профессиональную компетентность и ту, что должна быть свойственна каждому человеку, живущему в обществе. Для воспитателя важно понимать суть ключевых компетентностей, присущих именно дошкольному детству-периоду активного вхождения в Большой Мир.
Как помочь ребенку стать компетентным?
• Понять, что компетентными не рождаются, ими становятся. Основанием для становления и развития компетентности является самостоятельная активная деятельность (ребенок должен иметь возможность действовать в пределах разумного и безопасного).
• Помочь ребенку осознать свое право действовать. Важно проговаривать действия ребенка: «Я вижу, ты…», «Ты решил сделать…» и т. п. Со старшими дошкольниками можно вместе продумывать и планировать, записывая идеи на бумаге и отмечая их выполнение.
• Радоваться тем результатам, которых достигает ребенок. Похвала и поддержка побуждает двигаться дальше.
Социальная компетентность
Умение взаимодействовать с различными людьми в различных ситуациях (сверстниками, старшими, младшими). Ребенок учится существовать в мире человеческих отношений, принимать на себя разные социальные роли и действовать в соответствии с ними.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Позволять детям из разных групп активно взаимодействовать (во время прогулки, в ходе проектной деятельности и т. д.)
2. Приглашать в группу родителей, друзей ребенка, гостей из других групп.
3. Уважать право ребенка на избирательность в общении.
4. Предлагать способы установления контакта, подсказывать нужные слова. Помогать детям, когда они испытывают затруднения.
5. Расширять социальные горизонты детей, используя технологию сетевого взаимодействия дошкольного учреждения с объектами социального окружения (музеи, библиотеки, магазины, театры, и т. д.).
Коммуникативная компетентность
Взаимодействие людей возможно, но неэффективно без общения. Важно умение донести до других людей свои мысли (идеи, суждения, планы, цели). Для этого нужно сделать свою речь понятной, четко и правильно произносить слова. Вместе с тем нужно уметь слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывания.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Разговаривать с ребенком дома и в детском саду, рассказывать сказки, стихи, петь песенки даже когда он, совсем крохотный, и не может еще понять смысл слов.
2. Помогать правильному произношению отдельных слов, строить фразы.
3. Задавать уточняющие вопросы, помогая ребенку выделить суть в его выказывании, использовать открытие вопросы для получения развернутых ответов.
4. Вовлекать детей в обсуждение ситуаций, возникающих в течение дня, предлагать высказать свою точку зрения по различным поводам.
5. Записывать идеи, оригинальные высказывания, рассказы, вместе делать подписи к фотографиям или рисункам.
Деятельностная компетентность
Инициатива, целенаправленная активность, ответственность и самостоятельность, умение четко формулировать свои цели, определить последовательность действий, какими средствами они могут быть достигнуты, какая коррекция нужна по ходу и какие этические нормы должны быть соблюдены и т. д.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Быть терпеливыми и терпимыми к тому, что делает ребенок по своей инициативе.
2. Помочь ребенку взять на себя ответственность, высказывать одобрение «Ты решил сделать…», позволять идти на риск в ситуациях, безопасных для жизни и здоровья.
3. Помочь ему осмыслить и оценить последовательность и рациональность действий, качество полученного результата.
4. Понимать, что ребенок все делает в присущем ему темпе, в своей логике, на уровне тех умений, которыми обладает.
5. Поддерживать стремление использовать полученный результат.
6. Понимать, что не все действия ребенка могут быть результативными: чем меньше ребенок, тем больше его привлекает сам процесс.
Здоровьесберегающая компетентность
Ребенок дошкольного возраста еще не может сознательно относится к своей жизни и здоровью как таковым. Ребенок может лишь осознанно выполнять необходимые действия, которые прививают ему навыки гигиены и поддерживают его стремление к активному движению.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Соблюдать самим гигиенические нормы. Легче всего ребенок овладевает необходимыми навыками, подражая, перенимая способы действия близких взрослых.
2. Не говорить ребенку «нет» и «нельзя» в раннем возрасте, когда ребенок тянется к воде, зубной щетке и т. д., требует сменить ему немного испачканную одежду. В этом возрасте он проживает сензитивный период, в который формируются навыки аккуратности и опрятности.
3. Пояснять причины и следствия явлений, влияющих на состояние здоровья ребенка: причины простуд, важность закаливания и физической активности.
Информационная компетентность
Это умение использовать различные источники получения знаний, умений (готовность самостоятельно работать с литературой, контактировать с коллегами, учиться на собственном опыте). Ребенок как раз и учится этому всеми доступными ему средствами – через собственные действия в играх, через наблюдение, общение с разными людьми, через книги, просмотр телепередач, походы и поездки с родителями.
Как помочь ребенку овладеть нужными навыками:
1. Помочь усвоить, что информационная компетентность и умение работать (играть) на компьютере-не одно и то же.
2. Помогать осмысливать источники информации, проговаривая: «Мы с тобой прочитали книжку и узнали…», «Мы посмотрели в окошко и увидели…», «Ты сделал вместе с папой и научился…» и т. п.
3. Предлагать конструкцию из трех последовательных вопросов: «Что ты знаешь?», «Что ты хотел бы узнать?», «Что можно сделать, чтобы узнать?».
4. Отвечать на вопросы ребенка, даже если они сложны и несвоевременны, вместе искать информацию о том, что его интересует.
5. По возможности записывать, зарисовывать все то, о чем вы узнали вместе.
6. Обязательно рассказывать воспитателям о том, что интересует ребенка, демонстрировать ваши совместные достижения, делать их достоянием всех детей, с которыми ребенок общается в детском саду.
Чтобы понять ситуацию в развитии ребенка, не обязательно подвергать его психолого-педагогическому обследованию, можно начать с наблюдения и осмысления увиденного.
Наблюдать за ребенком нужно в разных видах деятельности в течение некоторого периода.
Цели педагогического наблюдения:
• увидеть динамику в развитии ребенка
• установить уровень проявления ключевых компетентностей дошкольника
• определить интересы, умения и потребности, способности (следует наблюдать за тем, какие занятия выбирает, когда есть возможность выбора, как он действует, что говорит, как относится к себе и своим действиям, к другим людям и т. д.)
Источники получения информации для оценки индивидуального развития ребенка
• карта наблюдения (оценка уровня достижений по областям развития);
• информационные листы (ежедневные записи планов детей на день);
• «чек-лист» для учета работы ребенка в центрах активности (помогает отследить, как часто ребенок выбирает тот или иной центр активности);
• модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что нужно сделать, чтобы узнать?» (мотивация детей при подготовке к проектной деятельности);
• план тематического проекта (предложения детей);
• описание достижений детей (стенд «наши успехи»);
• открытые вопросы: вопросы типа «Кто такие друзья?», «О чем ты думаешь, когда смотришь на небо?» позволяют понять, как ребенок осознает мир;
• беседы с ребенком и членами его семьи;
• сведения из портфолио ребенка;
• продукты детской деятельности ребенка;
• фото, аудио, видеозаписи.
Как увидеть и оценить прогресс в развитии ребенка?
Свидетельством эффективного развития ребенка является способность успешно действовать в конкретной ситуации, т. е. компетентность. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности, склонности, способности к тому или иному виду деятельности: один ребенок более успешен в общении, другой-в придумывании и организации затей, третий – в исследовании окружающего мира и т. д.
Оценка уровня развития ребенка через оценку его компетентностей соответствует целевым ориентирам Стандарта дошкольного образования (П4.6 ФГОС ДО).
Оценка достижений ребенка по пятиуровневой шкале
Совокупность наблюдаемых факторов позволяет сделать выводы об уровнях сформированности основ ключевых компетентностей ребенка, определить сильные стороны и области развития, требующие дальнейшей работы, вписать уровни проявления ключевых компетентностей в журнал динамики развития детей группы. Оценочным ключом для фиксации достижений ребенка является пятиуровневая шкала.
Оценочный ключ фиксации достижений ребенка по пятиуровневой шкале:
0-й уровень-ребенок не демонстрирует умение;
2-й уровень-ребенок демонстрирует умение в единичных случаях;
3-й уровень-ребенок демонстрирует умение относительно некоторых людей, в отдельных видах деятельности;
4-й уровень-ребенок демонстрирует умение часто, относительно большинства людей, в большинстве видов деятельности;
5-й уровень-ребенок демонстрирует умение постоянно
*см. : Журнал динамики достижения детей / С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2008
Подводя итог
1. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности.
2. Л. В. Михайлова-Свирская. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов. ФГОС. М., Просвещение, 2019
3. С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская. Журнал динамики достижения детей. М. : Линка-Пресс, 2008
4. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей (3-5 лет). М., Мозаика-Синтез, 2000
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.
Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.
Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.
Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.
Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?» В век технологического прогресса кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с развивающими приложениями.
С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.
Вопрос № 10 цели и общие задачи обучения детей в дошкольном возрасте
1)Цель: системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно-исторического(социального)опыта.
Элементы соц. Опыта:
-система знаний о себе и окружающем
-опыт творческой деятельности детей на основе научных знаний,умений,навыков.
-опыт эмоционально-целостного отношения детей к окружающему миру,себе другим людям.
Усвоение этих элементов начинается в доу и продолжается на протяжение всей жизни.
2)цель видоизменяется в задачах хар-ка целей и задач обучения определяется:
— возрастными и индивидуальными особенностями детей.
-видами деятельности в образовательном процессе(занятия,экскурсии,дидактические игры)
-местом занятия в общей дидактической системе
— особенностями и возможностями педагога ДОУ,уровнем его профессиональной компетентности.
-материально – технической базой доу и другими факторами
3) основные задачи обучения дошкольников:
— формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем
-развитие общего кругозора детей
-формирование общих и специальных умений и навыков,позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности(двигательную,художественно- эстетическую,познавательную,игровую,трудовую,конструктивную)
-развитие познавательных процессов(ощущение,восприятие,мышление,память,внимание) и мыслительных операций,анализ,синтез,обобщение,класификация,сравнение)
-формирование способности дошкольника организовать свою познавательную деятельность(готовность место для занятия,планировать последовательность действий,оценивать ход и результаты деятельности,работать совместно и индивидуально)
-формирование умений ребенка слушать,отвечать и задавать вопросы,действовать по инструкции,принимать и выполнять учебную задачу,сохранять произвольность в процессе обучения на занятиях
-развитие любознательности и позновательных интересов
-развитие способности творчески интегритировать полученые занятия,умение и навыки
-воспитание положительно эмоционального отношения к учебно-познавательной иследовательской деятельности,овладениями навыками знаний и опытом.
-формирование общей и специальной готовности детей к обучению.
Задачи умственного воспитания:
-формирование познавательной деятельности(функция)
-развитие мыслительной деятельности(овладение мыслительными операциями)
-воспитание любознательности,познавательных интересов
-формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни,как условие умственного роста.
4) SENSUS(лат) чувство
Часть умственного и физического воспитания,направленная на развитие его ощущение и восприятие через органы чувтв.
13.Цели и задачи обучения детей старшего дошкольного возраста:
Целью обучения в дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно исторического (социального)опыта
Элементы соц. опыта:
-система знаний о себе и окружающем.
— опыт творческой деят-ти детей на основе полученных знаний,умений,навыков.
— опыт эмоционального-ценностного отношения детей к окр.миру,себе,другим людям
Цель видоизменяется в задачах.характер целей и задач обучения определяется
-возрастными и индивидуальными особенностями детей
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
Задачи воспитания отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.
Задачи умственного воспитания:
— сенсорное воспитание (развитие);
— развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
Задачи физического воспитания:
оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.
образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Задачи социально-нравственного воспитания:
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Задачи эстетического воспитания:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Задачи трудового воспитания:
Все задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:
1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.
2-я группа – на развитие определенных качеств.
14.Содержательный компонент процесса обучения. Содержание процессва обучения в соответствии с фгт:
-осваивает способы деят-ти (умения и навыки)обучения,самообслуживания,игровые,позноват,труд,двигательные идр,
— вырабатывают первое ценное отношение к себе,окружающим,у них складывается личностные качества,основы характера, опыт самопрезентации.
Содержание определенно гос.образовательными стандартами,фед.гос.требованиями программами обучения дошкольников.
Принципы построения программ:
2)Экологизация-формирование чел. и природы.
Статья : Цели и задачи дошкольного воспитания в современных условиях
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели и задачи дошкольного воспитания в современных условиях
ГБДОУ детский сад №21 Калининского района Санкт-Петербурга
Ковайкина Татьяна Алексеевна
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые, скорее стать старше. И очень важно развивать эту тягу, дать ребенку возможность полноценно развиваться во всех направлениях.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Воспитание, идентифицируется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к современной жизни, способности к успешной социализации в современном обществе.
И.П. Подласый: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу».
Основными направлениями современного дошкольного воспитания ребенка является культурное, психологическое, физическое и социальное развитие. То есть целью воспитания до школы является развитие малыша по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него зародился интерес к новым знаниям, навыкам и умениям.
Именно эти направления воспитания ребенка являются приоритетными в дошкольных учебных заведениях – детских садах. Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее образование. Оно должно обеспечивать полноценное физическое и психологическое развитие малышей.
Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В. С. Селиванов определяет следующим образом всестороннее развитие личности: «Единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экономического, экологического воспитания».
Общая цель современного воспитания достигается посредством решения конкретных задач.
В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
— приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
— стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
— выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.
В настоящее время существует несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет в современных условиях.
— приобщение детей к здоровому образу жизни;
— развитие положительного самоощущения ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия;
— стимуляция активности, любознательности, стремления к творческому самовыражению;
— развитие компетентности в общении со сверстниками и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка.
Данные задачи являются общими, которым должны следовать не только воспитатели-педагоги в детских садах, но и родители малыша.
Таким образом педагогам и родителям важно помнить, что для реализации целей и воспитательных задач в современном обществе важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.