цель педагогической практики в лагере
Летняя педагогическая практика в лагере
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цели и задачи педагогической практики в лагере
Педагогическая практика в лагере – это производственная практика, представляющая собой разновидность применения теоретических знаний и навыков педагогической деятельности на практике.
Такая практика способствует развитию самостоятельности учащегося в использовании его профессиональных качеств, повышает инициативность и активность деятельности.
В ходе практики, студенты профессиональных педагогических учебных учреждений осуществляют самостоятельную профессиональную работу по воспитанию и обучению детей в летних лагерях, в период каникул.
Летний период – актуальная пора для развития ребенка, который отправляется в лагерь, поскольку, он получает новые навыки социальной деятельности: учится устанавливать социальные контакты в новых условиях, уживаться с новыми людьми, строить положительные взаимоотношения с людьми разного характера, социального статуса, уровня развития. А работа с детьми в летних лагерях является важным условием становления и развития профессионального педагога.
Прохождение летней педагогической практики в лагере нацелено на обобщение психолого-педагогических знаний, полученных на теоретических занятиях и развитие умений, которые необходимы студенту в его будущей профессиональной деятельности с коллективом учащихся.
Исходя из поставленных целей, практика ориентирована на решение следующих задач:
Готовые работы на аналогичную тему
Содержание летней педагогической практики
Содержание практики студента при его работе в летнем лагере включает в себя ряд стадий деятельности:
Рисунок 1. Должностные инструкции отрядного вожатого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основная стадия. Студент начинает планировать свою работу, составляя индивидуальный календарный план педагогических мероприятий. Для этого необходимо исследовать организацию воспитательной работы конкретного лагеря, направленность его деятельности: оздоровительная, творческая и т.д. Также, важно познакомиться с коллективом детей, чтобы оценить их особенности и сформировать ориентиры деятельности. Далее, происходит формирование работы отдельной конкретной смены т.е. практикант формирует режим дня детей и реализует его на практике. Необходимо создать условия оптимального пребывания детей в лагере т.е. способствующие их развитию, отдыху и веселому времяпрепровождению, не угрожающие жизни и здоровья каждого ребенка. Практикант реализует проведение разнообразных мероприятий, мотивирует детей к участию в них и сам участвует. По окончанию каждого дня в лагере необходимо заполнять дневник практики, анализируя свою работу за день.
Заключительная стадия. Подведение итогов практики и ее роли в процессе обучения будущего педагога. Студент оценивает, насколько практика помогла в его развитии, удалось ли достичь его целевого назначения и решить основные задачи. Аналитические данные отражаются в специальном отчете по практике.
Отчет по практике в летнем лагере
Практика студента завершается формированием им отчета по практике и предоставлением его, а также своих характеристик, подписанных руководителем практики в свое учебное учреждение.
Что касается характеристики студента с места прохождения практики, то она включает в себя характеристику летнего лагеря, функциональную роль студента в нем и оценку руководства его практической деятельности. здесь же, отражаются его личностные качества, как педагога и воспитателя, и педагогические возможности.
Рисунок 2. Содержание характеристики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отчет по практике студента имеет вид журнала, который заполняется студентом по каждому дню практики. Данный журнал состоит из таких разделов, как:
Программа педагогической практики в летних пришкольных лагерях для обучающихся педагогического класса МОУ Судиславской СОШ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
педагогической практики в летних пришкольных оздоровительных лагерях
для обучающихся педагогического класса
МОУ Судиславской СОШ
Ежегодно во время летних каникул в пришкольном оздоровительном лагере отдыхает большое количество школьников в возрасте от 6 до 15 лет. С ними проводится разнообразная массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основная цель физического воспитания в летнем оздоровительном лагере – повышение уровня здоровья и физического развития школьников на основе использования средств и форм физической культуры, в сочетании с природными и гигиеническими факторами.
Педагогическая практика в качестве вожатого в летнем пришкольном оздоровительном лагере проводится после 10 класса в июне месяце.
Прохождение летней практики засчитывается так же при работе обучающихся в других пришкольных лагеря, при невозможности пройти практику в июне в школе допускается ее прохождение в июле-августе в детских дошкольных учреждениях, в РВО на площадках, при сельских ДК.
Практикантам предоставляются широкие возможности для проявления самостоятельности и творчества. Они выполняют функции непосредственных организаторов, исполнителей и ответственных за подготовку и проведение каждого из мероприятий. Помощь со стороны руководителей практики ограничивается общим инструктированием и контролем за своевременностью и качеством выполнения практикантами соответствующих обязанностей.
Задачи практики в летних оздоровительных лагерях:
Ознакомить обучающихся педагогического класса с задачами, особенностями содержания работы по воспитанию в летних оздоровительных лагерях.
Научить обучающихся творчески применять при самостоятельном проведении различных форм воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних оздоровительных лагерей знания, педагогические умения и навыки, приобретенные на занятиях педагогического класса.
Научить обучающихся педагогического класса следующим компонентам деятельности в летних оздоровительных лагерях:
составлению документов планирования, учета и отчетности по воспитанию детей в летних оздоровительных лагерях;
проведению специфических для летних оздоровительных лагерей форм занятий с детьми;
проведению общелагерных занятий по мероприятий;
Учить обучающихся вести систематический учет результатов своей педагогической деятельности, анализировать и оценивать собственный педагогический опыт, использовать его для совершенствования методики проведения воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних оздоровительных лагерей.
Прохождению педагогической практики предшествует инструктивно-методический сбор по подготовке обучающихся педагогического класса для работы вожатыми в летних оздоровительных лагерях. В ходе сбора обучающиеся получают инструктаж по следующим разделам:
задачи, формы, методы работы в летних оздоровительных лагерях;
планирование работы в оздоровительных лагерях;
методика организации утренней зарядки;
организация и методика проведения различных праздников, конкурсов, соревнований;
организации и методикой проведения туристических походов, соревнований по туристической полосе препятствий, турслетов, спортивному ориентированию и конкурса туристской песни.
Оценка педагогической практики. Ответственный за педагогическую практику в конце первой декады нового учебного года выставляет практиканту оценку по педагогической практике в оздоровительном лагере. Оценка выставляется на основании характеристики, представленной руководством оздоровительного лагеря, качества и содержания отчетной документации,
Цель летней педагогической практики: углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки обучающихся педагогического класса; стимулировать интерес обучающихся к педагогической деятельности, формировать у них базовую педагогическую компетентность.
Задачи педагогической практики:
углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
проведение воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, забота о здоровье школьников;
овладение профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы; приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;
овладение содержанием, различными методами и формами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей;
овладение техниками педагогического общения, методами индивидуального педагогического воздействия;
овладение обучающихся педагогического класса способами формирования временного детского коллектива;
развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
Результаты прохождения педагогической практики.
В результате прохождения педагогической практики обучающийся педагогического класса должен:
1) Конвенцию о правах ребёнка;
2) санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;
3) содержание воспитательной деятельности педагога в условиях оздоровительного лагеря;
4) возрастные психологические и физиологические особенности подростков и специфику взаимодействия с ними;
5) способы выявления уровня воспитанности и развития подростков, методы диагностики и коррекции воспитательного процесса;
6) социально-психологические проблемы детского коллектива; специфику общения в среде младших школьников и подростков;
7) технологию игровой деятельности;
8) технологию коллективной творческой деятельности.
1)решать типовые задачи профессиональной деятельности в области учебно-воспитательной деятельности:
воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию воспитанников;
работа по воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;
в области социально-педагогической деятельности :
оказание помощи в социализации учащихся;
проведение профориентационной работы;
установление контакта с родителями учащихся,
в области организационно-управленческой деятельности:
обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время воспитательного процесса;
2) определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в лагере;
3) составлять планы воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и особенностей детей;
4) формировать органы самоуправления в коллективе и направлять их деятельность;
5) организовывать разнообразную деятельность детей и подростков;
6) сочетать индивидуальную, групповую, коллективную формы работы с детьми;
7) создавать сплоченный детский коллектив и поддерживать отношения дружбы и товарищества в отряде;
8) выявлять интересы детей и учитывать их в организации воспитательной работы;
9) вести дневник педагогической практики и проводить анализ собственной педагогической деятельности.
1) навыками организации воспитательного воздействия на ребёнка с учётом его возрастных психолого-педагогических особенностей;
2) навыками организации игровой деятельности детей и подростков, проведения коллективных творческих дел разной направленности;
3) навыками организации самообслуживания школьников в лагере (уборка отрядного места, дежурство в столовой);
4) навыками организации труда по благоустройству и оборудованию лагеря;
5) навыком решения конфликтных ситуаций в условиях детского оздоровительного лагеря.
Формы проведения производственной практики : педагогическая (летняя педагогическая практика в детских пришкольных оздоровительных лагерях). Работа в качестве отрядного вожатого.
Место проведения педагогической практики (летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях)
Лагерь дневного пребывания;
Лагерь труда и отдыха;
Учреждение дополнительного образования детей
Структура и содержание педагогической практики
Освоение теоретических знаний на лекционных занятиях по темам Летние детские оздоровительные лагеря (ДОЛ): цели, задачи. Специфика личности ребенка в летний период. Особенности педагогической работы в ДОЛ. Охрана здоровья и жизни детей в лагере. Логика лагерной смены. Методика формирования временного детского коллектива в ДОЛ. Педагогическая диагностика. Самоуправление в лагере и отряде. Планирование работы в ДОЛ. Основные направления в воспитательной работе. Формирование умений на практических занятиях по темам: Начальное моделирование. Изонить. Квиллинг. Нетрадиционные техники рисования. Конкурсные программы. Нравственно-патриотическое воспитание в лагере. Познавательно-развивающие программы. Экономическое воспитание. Технология подготовки и проведения досуговых мероприятий. Туризм в лагере. Психологические проблемы детей, возникающие в лагере. Использования приемов коллективного творческого воспитания в лагере. Наглядное оформление в лагере.
Подготовка пакета методических материалов (папки-копилки)
Контроль ха ходом самостоятельной работы студента по подготовке к работе в лагере. Проверка пакета методических материалов (папки- копилки)
Раздел 2. Работа в качестве вожатого в лагере
Этап 1. Организационный период (первые 1 – 3 дня: от начала работы лагеря до оформления отряда и открытия смены).
1) Знакомство ребят друг с другом, лагерем и традициями.
2) Создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы.
3) Проведение первичной диагностики по выявлению интересов и направленности личности детей.
4) Выявление лидеров и планирование совместной жизнедеятельности членов отряда.
Основное содержание. Игры-знакомства. Костры и «огоньки». КТД на раскрытие творческих способностей. Творческое представление вожатского отряда.
Методические рекомендации к ведению педагогической деятельности в период летней практики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
СОДЕРЖАНИЕ летней педагогической практики:
– формирование опыта, умений и навыков педагогической деятельности с детьми с учетом специфики каникулярного времени;
– ознакомление с системой и практикой организации летнего отдыха детей, освоение содержательной стороны педагогической деятельности с учетом принципов возрастного и индивидуального подхода, природосообразности, культуросообразности;
– овладение современными формами и методами воспитания, досуговой деятельности с детьми различного возраста во внешкольной среде;
– углубление и структурирование знаний, формирование умений по теории и практике педагогики и профессионально-культурной деятельности;
– приобретение опыта непосредственного руководства детским коллективом и общения с ребенком, педагогами и родителями.
ЗАДАЧИ летней педагогической практики:
– интеграция знаний, приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря в летний период;
– овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей;
– развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
ЦЕЛЬ деятельности отрядного вожатого:
– обеспечить деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности ДОЛ;
– создать условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.
— Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
— Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.
— Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.
— Сформировать органы самоуправления.
— Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.
— Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.
— Подготовить отряд к открытию лагерной смены.
− общие сведения о лагере : название и адрес лагеря, его принадлежность; деятельностная направленность; характеристика материальной базы (состояние спальных корпусов, столовой, актового зала, других помещений); характеристика прилегающей местности; продолжительность смены, количество смен за летний период.
− состав детей в лагере : общая численность детей, их количество по возрастным и половым группам; количество отрядов и их деятельностная направленность, специализация.
− педагогический состав : количество педагогов (из них – педагогов, вожатых, руководителей кружков и т. п.); возрастной состав педагогического коллектива; структура педагогического управления.
Задание 2. Познакомиться с детьми и педагогами своего отряда, изучить состав отряда (общее количество членов отряда (из них – мальчиков и девочек); их средний возраст; наличие членов той или иной детской организации; социальная характеристика состава, общий культурный уровень воспитанников), оформить список детей группы.
Задание 3. Осуществите планирование оздоровительной и воспитательной работы в отряде на лагерную смену, составьте план-сетку. В дневнике укажите, какими способами воспитанники отряда привлекались к планированию.
Методические рекомендации к осуществлению планирования
План работы в деятельности отрядного вожатого – это, с одной стороны, нормативно-правовой документ, подтверждающий выполнение функциональных обязанностей, а с другой – модель организации воспитательной работы в отряде. План должен отражать:
цели будущей деятельности;
систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели;
реальные сроки реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены;
ответственных за выполнение конкретных дел.
Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
системность в организации деятельности отряда;
личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;
создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений
Этапы процесса планирования:
1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана. При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.
2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов. Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:
моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;
определяем приоритетный вид совместной деятельности;
продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде.
3 этап. Коллективное планирование. В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники. Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела. План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления.
4 этап. Оформление документа – плана работы. При планировании воспитательной деятельности вожатый, наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей, находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.
Форма плана: характеристика отряда; цель и задачи воспитательной деятельности; содержание жизнедеятельности отряда; индивидуальная работа с воспитанниками; работа с родителями; анализ воспитательной работы в отряде.
Основные педагогические требования к плану:
соответствие целям и задачам лагеря;
учет возрастных особенностей, интересов и увлечений детей;
разнообразие и последовательное усложнение видов деятельности, форм и методов работы;
систематичность, преемственность в подборе видов деятельности;
реальность по срокам и видам деятельности.
Задание 4. Совместно с воспитанниками отряда разработайте отрядный уголок, обязательно включающий название отряда, девиз, речевку, отрядную песню и эмблему. К дневнику педагогической практики приложите макет (формат А-4) либо фотографию отрядного уголка.
— Развивать творческий потенциал воспитанников.
— Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.
— Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.
— Создать условия для самореализации воспитанников.
– учреждение образования ГБОУПО города Севастополя «СИПК им. П.К. Менькова»;
– форма проведения мероприятия (беседа, конкурс, игровая программа);
– фамилия, имя, отчество студента;
– курс, группа, специальность.
– задачи (воспитательные, развивающие, образовательные, оздоровительные);
– возраст воспитанников, отряд;
– участники мероприятия (администрация лагеря, вожатый, воспитатель, гости, члены отряда и т. д.);
– оборудование и оформление (плакаты, выставка книг, магнитофон и т. д.);
– подготовительный этап (обсуждение темы и формы проведения мероприятия с активом отряда, выбор творческого актива по подготовке мероприятия, индивидуальная работа с воспитанниками по подборке материала и т. д.);
– подведение итогов (рефлексия, выводы, постановления, рекомендации и т. д.);
– литература (список литературы, использованной при подготовке мероприятия).
Задание 6. Выполните самоанализ проведенного вами воспитательного мероприятия. Самоанализ оформляется на листах формата А-4 и осуществляется по следующему плану:
– форма работы. Входит ли она в систему воспитательной работы данного отряда или является эпизодической?
– цель мероприятия. На решение каких воспитательных задач оно рассчитано?
– психолого-педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям воспитанников.
2. Анализ подготовки сценария:
– кто был инициатором проведения данного мероприятия?
– как оно готовилось: как обеспечивалась активная позиция воспитанников, в чем проявилась их самостоятельность и инициатива?
– удалось ли в подготовительный период вызвать у воспитанников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать эмоциональное отношение к ней?
– актуальность темы, своевременность проведения мероприятия;
– реализация требований комплексного подхода к воспитательным воздействиям;
– нравственно-эстетическая направленность содержания;
–разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристическая, общественно-полезная и т. д.), в которую вовлекались воспитанники в процессе подготовки и проведения мероприятия;
– эмоциональные состояния, возникавшие в процессе мероприятия, их адекватность воспитательным целям и задачам;
– характер взаимоотношений («вожатый – воспитанник», «воспитанник – воспитанник» и т. д.), которые складывались во время подготовки и проведения мероприятия.
– какие новообразования личности возможны под влиянием данного мероприятия (что воспитываем, формируем)?
– насколько удалось достигнуть поставленных целей?
– причины успехов, неудач, ошибок;
Педагогический коллаж (от франц. – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Отличительная черта коллажа – создание нового рисунка из фрагментов иллюстраций и текстов. При составлении коллажа можно также использовать заголовки газет, интересные высказывания, рекламные материалы, фрагменты буклетов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, открыток, наклеек и другую печатную продукцию. По композиционному расположению материала, наклеиваемому на листы ватмана, полотна ткани, коллаж может состоять из единого смыслового рисунка; отдельных фрагментов, объединенных общей тематикой; множества изображений, образующих сериал и т. д.
Технология подготовки педагогического коллажа
1) формирование творческой группы;
2) сбор рисунков, фотоснимков и других материалов;
3) группировка материалов, компоновка коллажа (раскладывание, продумывание подписей, общего вида коллажа), композиционное расположение материала;
4) оформление коллажа;
5) подготовка презентации коллажа.
ИТОГОВЫЙ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП
— Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений.
— Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде.
— Подготовить отряд к закрытию лагерной смены.
— Подготовить детей к отъезду из лагеря.
Задание 8. Проанализируйте свою педагогическую деятельность и напишите отчет по результатам прохождения педагогической практики. Отчет должен содержать слеудующие структурные компоненты: общие сведения о месте прохождения практики (краткие сведения о лагере; состав детей в лагере; педагогический состав; календарные сроки практики); сведения об отряде (состав отряда; управление отрядом; межличностная структура отряда; процессы коллективообразования; конфликтные ситуации между детьми); педагогическая деятельность (взаимоотношения в педколлективе; организация и планирование оздоровительно-воспитательной работы в отряде; организация деятельности детей; взаимоотношения с воспитанниками); самооценка подготовленности в практике (оценка курса «Воспитательная работа в детских оздоровительных лагерях»; оценка ожиданий от педагогической деятельности; оценка трудностей в педагогической деятельности).
Формы итоговой аттестации по практике и критерии оценивания учебных достижений студентов
По итогам педагогической практики в ДОЛ студенты обязаны представить следующие материалы:
— Дневник с материалами выполнения заданий за весь период практики.
— Итоговый аттестационный лист с отзывом.
— Отчет по итогам педагогической практики.
— Сценарий воспитательного мероприятия.
— Самоанализ проведенного воспитательного мероприятия.
— Фото- и видеоматериалы интересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и педагогической деятельности в качестве вожатого.
Критерии оценки работы студента-практиканта:
— качество и объем выполненных заданий;
— качество самоанализа и анализа педагогической деятельности;
— качество и своевременность предоставления подготовленных отчетных материалов;
— оценка проведения зачетного воспитательного мероприятия;
— рекомендуемая оценка работы студента в качестве вожатого;