цель педагогической практики в лагере

Летняя педагогическая практика в лагере

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели и задачи педагогической практики в лагере

Педагогическая практика в лагере – это производственная практика, представляющая собой разновидность применения теоретических знаний и навыков педагогической деятельности на практике.

Такая практика способствует развитию самостоятельности учащегося в использовании его профессиональных качеств, повышает инициативность и активность деятельности.

В ходе практики, студенты профессиональных педагогических учебных учреждений осуществляют самостоятельную профессиональную работу по воспитанию и обучению детей в летних лагерях, в период каникул.

Летний период – актуальная пора для развития ребенка, который отправляется в лагерь, поскольку, он получает новые навыки социальной деятельности: учится устанавливать социальные контакты в новых условиях, уживаться с новыми людьми, строить положительные взаимоотношения с людьми разного характера, социального статуса, уровня развития. А работа с детьми в летних лагерях является важным условием становления и развития профессионального педагога.

Прохождение летней педагогической практики в лагере нацелено на обобщение психолого-педагогических знаний, полученных на теоретических занятиях и развитие умений, которые необходимы студенту в его будущей профессиональной деятельности с коллективом учащихся.

Исходя из поставленных целей, практика ориентирована на решение следующих задач:

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание летней педагогической практики

Содержание практики студента при его работе в летнем лагере включает в себя ряд стадий деятельности:

Рисунок 1. Должностные инструкции отрядного вожатого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основная стадия. Студент начинает планировать свою работу, составляя индивидуальный календарный план педагогических мероприятий. Для этого необходимо исследовать организацию воспитательной работы конкретного лагеря, направленность его деятельности: оздоровительная, творческая и т.д. Также, важно познакомиться с коллективом детей, чтобы оценить их особенности и сформировать ориентиры деятельности. Далее, происходит формирование работы отдельной конкретной смены т.е. практикант формирует режим дня детей и реализует его на практике. Необходимо создать условия оптимального пребывания детей в лагере т.е. способствующие их развитию, отдыху и веселому времяпрепровождению, не угрожающие жизни и здоровья каждого ребенка. Практикант реализует проведение разнообразных мероприятий, мотивирует детей к участию в них и сам участвует. По окончанию каждого дня в лагере необходимо заполнять дневник практики, анализируя свою работу за день.

Заключительная стадия. Подведение итогов практики и ее роли в процессе обучения будущего педагога. Студент оценивает, насколько практика помогла в его развитии, удалось ли достичь его целевого назначения и решить основные задачи. Аналитические данные отражаются в специальном отчете по практике.

Отчет по практике в летнем лагере

Практика студента завершается формированием им отчета по практике и предоставлением его, а также своих характеристик, подписанных руководителем практики в свое учебное учреждение.

Что касается характеристики студента с места прохождения практики, то она включает в себя характеристику летнего лагеря, функциональную роль студента в нем и оценку руководства его практической деятельности. здесь же, отражаются его личностные качества, как педагога и воспитателя, и педагогические возможности.

Рисунок 2. Содержание характеристики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Отчет по практике студента имеет вид журнала, который заполняется студентом по каждому дню практики. Данный журнал состоит из таких разделов, как:

Источник

Программа педагогической практики в летних пришкольных лагерях для обучающихся педагогического класса МОУ Судиславской СОШ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

педагогической практики в летних пришкольных оздоровительных лагерях

для обучающихся педагогического класса

МОУ Судиславской СОШ

Ежегодно во время летних каникул в пришкольном оздоровительном лагере отдыхает большое количество школьников в возрасте от 6 до 15 лет. С ними проводится разнообразная массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основная цель физического воспитания в летнем оздоровительном лагере – повышение уровня здоровья и физического развития школьников на основе использования средств и форм физической культуры, в сочетании с природными и гигиеническими факторами.

Педагогическая практика в качестве вожатого в летнем пришкольном оздоровительном лагере проводится после 10 класса в июне месяце.

Прохождение летней практики засчитывается так же при работе обучающихся в других пришкольных лагеря, при невозможности пройти практику в июне в школе допускается ее прохождение в июле-августе в детских дошкольных учреждениях, в РВО на площадках, при сельских ДК.

Практикантам предоставляются широкие возможности для проявления самостоятельности и творчества. Они выполняют функции непосредственных организаторов, исполнителей и ответственных за подготовку и проведение каждого из мероприятий. Помощь со стороны руководителей практики ограничивается общим инструктированием и контролем за своевременностью и качеством выполнения практикантами соответствующих обязанностей.

Задачи практики в летних оздоровительных лагерях:

Ознакомить обучающихся педагогического класса с задачами, особенностями содержания работы по воспитанию в летних оздоровительных лагерях.

Научить обучающихся творчески применять при самостоятельном проведении различных форм воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних оздоровительных лагерей знания, педагогические умения и навыки, приобретенные на занятиях педагогического класса.

Научить обучающихся педагогического класса следующим компонентам деятельности в летних оздоровительных лагерях:

составлению документов планирования, учета и отчетности по воспитанию детей в летних оздоровительных лагерях;

проведению специфических для летних оздоровительных лагерей форм занятий с детьми;

проведению общелагерных занятий по мероприятий;

Учить обучающихся вести систематический учет результатов своей педагогической деятельности, анализировать и оценивать собственный педагогический опыт, использовать его для совершенствования методики проведения воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях летних оздоровительных лагерей.

Прохождению педагогической практики предшествует инструктивно-методический сбор по подготовке обучающихся педагогического класса для работы вожатыми в летних оздоровительных лагерях. В ходе сбора обучающиеся получают инструктаж по следующим разделам:

задачи, формы, методы работы в летних оздоровительных лагерях;

планирование работы в оздоровительных лагерях;

методика организации утренней зарядки;

организация и методика проведения различных праздников, конкурсов, соревнований;

организации и методикой проведения туристических походов, соревнований по туристической полосе препятствий, турслетов, спортивному ориентированию и конкурса туристской песни.

Оценка педагогической практики. Ответственный за педагогическую практику в конце первой декады нового учебного года выставляет практиканту оценку по педагогической практике в оздоровительном лагере. Оценка выставляется на основании характеристики, представленной руководством оздоровительного лагеря, качества и содержания отчетной документации,

Цель летней педагогической практики: углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки обучающихся педагогического класса; стимулировать интерес обучающихся к педагогической деятельности, формировать у них базовую педагогическую компетентность.

Задачи педагогической практики:

 углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

 проведение воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, забота о здоровье школьников;

 овладение профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы; приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;

 овладение содержанием, различными методами и формами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей;

 овладение техниками педагогического общения, методами индивидуального педагогического воздействия;

 овладение обучающихся педагогического класса способами формирования временного детского коллектива;

 развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

Результаты прохождения педагогической практики.

В результате прохождения педагогической практики обучающийся педагогического класса должен:

1) Конвенцию о правах ребёнка;

2) санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

3) содержание воспитательной деятельности педагога в условиях оздоровительного лагеря;

4) возрастные психологические и физиологические особенности подростков и специфику взаимодействия с ними;

5) способы выявления уровня воспитанности и развития подростков, методы диагностики и коррекции воспитательного процесса;

6) социально-психологические проблемы детского коллектива; специфику общения в среде младших школьников и подростков;

7) технологию игровой деятельности;

8) технологию коллективной творческой деятельности.

1)решать типовые задачи профессиональной деятельности в области учебно-воспитательной деятельности:

 воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

 реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию воспитанников;

 работа по воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности :

 оказание помощи в социализации учащихся;

 проведение профориентационной работы;

 установление контакта с родителями учащихся,

в области организационно-управленческой деятельности:

 обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время воспитательного процесса;

2) определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в лагере;

3) составлять планы воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и особенностей детей;

4) формировать органы самоуправления в коллективе и направлять их деятельность;

5) организовывать разнообразную деятельность детей и подростков;

6) сочетать индивидуальную, групповую, коллективную формы работы с детьми;

7) создавать сплоченный детский коллектив и поддерживать отношения дружбы и товарищества в отряде;

8) выявлять интересы детей и учитывать их в организации воспитательной работы;

9) вести дневник педагогической практики и проводить анализ собственной педагогической деятельности.

1) навыками организации воспитательного воздействия на ребёнка с учётом его возрастных психолого-педагогических особенностей;

2) навыками организации игровой деятельности детей и подростков, проведения коллективных творческих дел разной направленности;

3) навыками организации самообслуживания школьников в лагере (уборка отрядного места, дежурство в столовой);

4) навыками организации труда по благоустройству и оборудованию лагеря;

5) навыком решения конфликтных ситуаций в условиях детского оздоровительного лагеря.

Формы проведения производственной практики : педагогическая (летняя педагогическая практика в детских пришкольных оздоровительных лагерях). Работа в качестве отрядного вожатого.

Место проведения педагогической практики (летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях)

 Лагерь дневного пребывания;

 Лагерь труда и отдыха;

 Учреждение дополнительного образования детей

Структура и содержание педагогической практики

Освоение теоретических знаний на лекционных занятиях по темам Летние детские оздоровительные лагеря (ДОЛ): цели, задачи. Специфика личности ребенка в летний период. Особенности педагогической работы в ДОЛ. Охрана здоровья и жизни детей в лагере. Логика лагерной смены. Методика формирования временного детского коллектива в ДОЛ. Педагогическая диагностика. Самоуправление в лагере и отряде. Планирование работы в ДОЛ. Основные направления в воспитательной работе. Формирование умений на практических занятиях по темам: Начальное моделирование. Изонить. Квиллинг. Нетрадиционные техники рисования. Конкурсные программы. Нравственно-патриотическое воспитание в лагере. Познавательно-развивающие программы. Экономическое воспитание. Технология подготовки и проведения досуговых мероприятий. Туризм в лагере. Психологические проблемы детей, возникающие в лагере. Использования приемов коллективного творческого воспитания в лагере. Наглядное оформление в лагере.

Подготовка пакета методических материалов (папки-копилки)

Контроль ха ходом самостоятельной работы студента по подготовке к работе в лагере. Проверка пакета методических материалов (папки- копилки)

Раздел 2. Работа в качестве вожатого в лагере

Этап 1. Организационный период (первые 1 – 3 дня: от начала работы лагеря до оформления отряда и открытия смены).

1) Знакомство ребят друг с другом, лагерем и традициями.

2) Создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы.

3) Проведение первичной диагностики по выявлению интересов и направленности личности детей.

4) Выявление лидеров и планирование совместной жизнедеятельности членов отряда.

Основное содержание. Игры-знакомства. Костры и «огоньки». КТД на раскрытие творческих способностей. Творческое представление вожатского отряда.

Источник

Методические рекомендации к ведению педагогической деятельности в период летней практики

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ летней педагогической практики:

– формирование опыта, умений и навыков педагогической деятельности с детьми с учетом специфики каникулярного времени;

– ознакомление с системой и практикой организации летнего отдыха детей, освоение содержательной стороны педагогической деятельности с учетом принципов возрастного и индивидуального подхода, природосообразности, культуросообразности;

– овладение современными формами и методами воспитания, досуговой деятельности с детьми различного возраста во внешкольной среде;

– углубление и структурирование знаний, формирование умений по теории и практике педагогики и профессионально-культурной деятельности;

– приобретение опыта непосредственного руководства детским коллективом и общения с ребенком, педагогами и родителями.

ЗАДАЧИ летней педагогической практики:

– интеграция знаний, приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря в летний период;

– овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей;

– развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

ЦЕЛЬ деятельности отрядного вожатого:

– обеспечить деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности ДОЛ;

– создать условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.

— Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.

— Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.

— Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.

— Сформировать органы самоуправления.

— Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.

— Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.

— Подготовить отряд к открытию лагерной смены.

общие сведения о лагере : название и адрес лагеря, его принадлежность; деятельностная направленность; характеристика материальной базы (состояние спальных корпусов, столовой, актового зала, других помещений); характеристика прилегающей местности; продолжительность смены, количество смен за летний период.

состав детей в лагере : общая численность детей, их количество по возрастным и половым группам; количество отрядов и их деятельностная направленность, специализация.

педагогический состав : количество педагогов (из них – педагогов, вожатых, руководителей кружков и т. п.); возрастной состав педагогического коллектива; структура педагогического управления.

Задание 2. Познакомиться с детьми и педагогами своего отряда, изучить состав отряда (общее количество членов отряда (из них – мальчиков и девочек); их средний возраст; наличие членов той или иной детской организации; социальная характеристика состава, общий культурный уровень воспитанников), оформить список детей группы.

Задание 3. Осуществите планирование оздоровительной и воспитательной работы в отряде на лагерную смену, составьте план-сетку. В дневнике укажите, какими способами воспитанники отряда привлекались к планированию.

Методические рекомендации к осуществлению планирования

План работы в деятельности отрядного вожатого – это, с одной стороны, нормативно-правовой документ, подтверждающий выполнение функциональных обязанностей, а с другой – модель организации воспитательной работы в отряде. План должен отражать:

цели будущей деятельности;

систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели;

реальные сроки реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены;

ответственных за выполнение конкретных дел.

Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;

системность в организации деятельности отряда;

личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;

сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;

диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;

создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений

Этапы процесса планирования:

1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана. При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.

2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов. Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:

моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;

определяем приоритетный вид совместной деятельности;

продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде.

3 этап. Коллективное планирование. В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники. Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела. План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления.

4 этап. Оформление документа – плана работы. При планировании воспитательной деятельности вожатый, наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей, находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.

Форма плана: характеристика отряда; цель и задачи воспитательной деятельности; содержание жизнедеятельности отряда; индивидуальная работа с воспитанниками; работа с родителями; анализ воспитательной работы в отряде.

Основные педагогические требования к плану:

соответствие целям и задачам лагеря;

учет возрастных особенностей, интересов и увлечений детей;

разнообразие и последовательное усложнение видов деятельности, форм и методов работы;

систематичность, преемственность в подборе видов деятельности;

реальность по срокам и видам деятельности.

Задание 4. Совместно с воспитанниками отряда разработайте отрядный уголок, обязательно включающий название отряда, девиз, речевку, отрядную песню и эмблему. К дневнику педагогической практики приложите макет (формат А-4) либо фотографию отрядного уголка.

— Развивать творческий потенциал воспитанников.

— Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.

— Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.

— Создать условия для самореализации воспитанников.

– учреждение образования ГБОУПО города Севастополя «СИПК им. П.К. Менькова»;

– форма проведения мероприятия (беседа, конкурс, игровая программа);

– фамилия, имя, отчество студента;

– курс, группа, специальность.

– задачи (воспитательные, развивающие, образовательные, оздоровительные);

– возраст воспитанников, отряд;

– участники мероприятия (администрация лагеря, вожатый, воспитатель, гости, члены отряда и т. д.);

– оборудование и оформление (плакаты, выставка книг, магнитофон и т. д.);

– подготовительный этап (обсуждение темы и формы проведения мероприятия с активом отряда, выбор творческого актива по подготовке мероприятия, индивидуальная работа с воспитанниками по подборке материала и т. д.);

– подведение итогов (рефлексия, выводы, постановления, рекомендации и т. д.);

– литература (список литературы, использованной при подготовке мероприятия).

Задание 6. Выполните самоанализ проведенного вами воспитательного мероприятия. Самоанализ оформляется на листах формата А-4 и осуществляется по следующему плану:

– форма работы. Входит ли она в систему воспитательной работы данного отряда или является эпизодической?

– цель мероприятия. На решение каких воспитательных задач оно рассчитано?

– психолого-педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям воспитанников.

2. Анализ подготовки сценария:

– кто был инициатором проведения данного мероприятия?

– как оно готовилось: как обеспечивалась активная позиция воспитанников, в чем проявилась их самостоятельность и инициатива?

– удалось ли в подготовительный период вызвать у воспитанников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать эмоциональное отношение к ней?

– актуальность темы, своевременность проведения мероприятия;

– реализация требований комплексного подхода к воспитательным воздействиям;

– нравственно-эстетическая направленность содержания;

–разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристическая, общественно-полезная и т. д.), в которую вовлекались воспитанники в процессе подготовки и проведения мероприятия;

– эмоциональные состояния, возникавшие в процессе мероприятия, их адекватность воспитательным целям и задачам;

– характер взаимоотношений («вожатый – воспитанник», «воспитанник – воспитанник» и т. д.), которые складывались во время подготовки и проведения мероприятия.

– какие новообразования личности возможны под влиянием данного мероприятия (что воспитываем, формируем)?

– насколько удалось достигнуть поставленных целей?

– причины успехов, неудач, ошибок;

Педагогический коллаж (от франц. – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Отличительная черта коллажа – создание нового рисунка из фрагментов иллюстраций и текстов. При составлении коллажа можно также использовать заголовки газет, интересные высказывания, рекламные материалы, фрагменты буклетов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, открыток, наклеек и другую печатную продукцию. По композиционному расположению материала, наклеиваемому на листы ватмана, полотна ткани, коллаж может состоять из единого смыслового рисунка; отдельных фрагментов, объединенных общей тематикой; множества изображений, образующих сериал и т. д.

Технология подготовки педагогического коллажа

1) формирование творческой группы;

2) сбор рисунков, фотоснимков и других материалов;

3) группировка материалов, компоновка коллажа (раскладывание, продумывание подписей, общего вида коллажа), композиционное расположение материала;

4) оформление коллажа;

5) подготовка презентации коллажа.

ИТОГОВЫЙ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП

— Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений.

— Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде.

— Подготовить отряд к закрытию лагерной смены.

— Подготовить детей к отъезду из лагеря.

Задание 8. Проанализируйте свою педагогическую деятельность и напишите отчет по результатам прохождения педагогической практики. Отчет должен содержать слеудующие структурные компоненты: общие сведения о месте прохождения практики (краткие сведения о лагере; состав детей в лагере; педагогический состав; календарные сроки практики); сведения об отряде (состав отряда; управление отрядом; межличностная структура отряда; процессы коллективообразования; конфликтные ситуации между детьми); педагогическая деятельность (взаимоотношения в педколлективе; организация и планирование оздоровительно-воспитательной работы в отряде; организация деятельности детей; взаимоотношения с воспитанниками); самооценка подготовленности в практике (оценка курса «Воспитательная работа в детских оздоровительных лагерях»; оценка ожиданий от педагогической деятельности; оценка трудностей в педагогической деятельности).

Формы итоговой аттестации по практике и критерии оценивания учебных достижений студентов

По итогам педагогической практики в ДОЛ студенты обязаны представить следующие материалы:

— Дневник с материалами выполнения заданий за весь период практики.

— Итоговый аттестационный лист с отзывом.

— Отчет по итогам педагогической практики.

— Сценарий воспитательного мероприятия.

— Самоанализ проведенного воспитательного мероприятия.

— Фото- и видеоматериалы интересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и педагогической деятельности в качестве вожатого.

Критерии оценки работы студента-практиканта:

— качество и объем выполненных заданий;

— качество самоанализа и анализа педагогической деятельности;

— качество и своевременность предоставления подготовленных отчетных материалов;

— оценка проведения зачетного воспитательного мероприятия;

— рекомендуемая оценка работы студента в качестве вожатого;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *