цель проблемного типа обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.

цель проблемного типа обучения

Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Виды проблемного обучения

Различают три основных вида проблемного обучения.

Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.

Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.

Поиск практического решения

Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.

Приемы создания

Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.

цель проблемного типа обучения

Требования к проблемным ситуациям

Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;

— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;

— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».

Источник

Проблемное обучение

1. Причины возникновения проблемного обучения

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. [8;96]

2. Понятие «Проблемное обучение»

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.

В осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышлени. [6;124]

Проблемное обучение (как и любое другое обучение)может способствовать реализации двух целей:

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. [1;56]

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его понятий. По мнению М. И. Махмутова, основными понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», а также «проблемное преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный поиск», «проблемный вопрос», «проблемное изложение».

Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Важным является и то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. [6; 46]

М. И. Махмутов предлагает дидактическую классификацию учебных проблем,которая строится на следующих переменных:

1) область и место возникновения;

2) роль в процессе обучения;

3) общественная и политическая значимость;

4) способы организации процесса решения.

Психологическая классификация учебных проблем основана на таких показателях,как:

1) характер неизвестного и вызываемого затруднения;

3) характер содержания и соотношения известного и неизвестного в проблеме.

Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы. [6;56]

Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия,возникающего в процессе учения:

1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей[6;172].

М. И. Махмутов выделяет три вида проблемного обученияпо типу реализуемой творческой деятельности:

1) научное творчество;

2) практическое творчество;

3) художественное творчество.

Что лежит в основе каждого вида обучения и творчества? Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т. д.» [6; 265].

3. Значение и функции проблемного обучения

Технология проблемного обучения позволяет:

— определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

— ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;

— осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;

— выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.

Проблемное обучениемногофункциональное и решает следующие задачи:

1. Стимулирует мотивацию учения;

2. Повышает познавательный интерес;

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

4. Развивает творческие способности;

5. Формирует убеждения;

6. Формирует навыки исследовательской деятельности;

7. Развивает коммуникативные компетенции.

Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г. Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.

В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности. [7;34]

4. Плюсы и минусы проблемного обучения

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся[8;69]

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. [8;73]

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада.

-развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;

-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.

— Формирование аналитико–синтетического мышления.

-Формирование умения делать выводы, работать в паре, коллективно решать поставленную задачу.

Материал к занятию: Таблица –дом для геометрических фигур на каждого ребенка, схем выкладки геометрического узора для работы в паре.

Ход занятия

-Ребята, Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или квартиру?

-Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что такое новоселье.

Чтобы заселиться в новый дом, нужно собрать вещи, упаковать, перевезти вещи. Дело это очень хлопотное.

— Есть волшебная страна. Ее нет на карте. Там живут геометрические фигуры.

Для них построили новый дом. Им надо в него заселиться. Вы знаете, какое это хлопотное дело. Вы им поможете.

Дети садятся за столы и получают расчерченную таблицу –дом и 9 геометрических фигур.

— Перед вами дом. Этот дом недостроенный. Это чердак. Это подсобные помещения. Они закрыты.

— Сколько этажей в этом доме?

— Проведите пальчиком по нижнему этажу?

-Проведите пальчиком по среднему этажу.

-Проведите пальчиком по верхнему этажу.

-В доме кроме этажей есть подъезды. Рядом с подсобными помещениями первый подъезд. Покажите его.

-Покажите второй подъезд.

-Покажите третий подъезд.

-Заселились жители, расставили вещи, повесили шторы, развесили карины, чайник поставили. Решили посмотреть, что находится вокруг. Где например детский сад, магазин…Что еще они могли бы поискать (остановку, парикмахерскую, почту, школу?

-Вот они вышли и пошли по району. Ходят, уже есть захотелось, решили вернуться в свою квартиру, там же их вещи.

-Смогли ли они их найти?

— Дети пытаются вспомнить, где располагались геометрические фигуры и располагают их на квадратах.

— Ребята, каждая фигура попала в свою квартиру?

Дети затрудняются ответить. Некоторые, считают, что они правильно их вернули в свои квартиры. Но точно это утверждать не берутся.

Воспитатель подтверждает их опасения:

— Желтый круг говорит: У меня в квартире были другие шторы, это не моя квартира.

— Синий квадрат утверждает, что у него был другой диван.

— А красный треугольник уверен, у него в квартире были другие картины.

-Что же надо делать, чтобы жильцы запомнили свои квартиры и не терялись.

Ребят предлагают разделить фигуры по цвету.

Чем ваши фигуры отличаются?

(по цвету и по форме)

-Разделим фигуры на три кучки по цвету: синие, красные, желтые.

-Давайте на верхний этаж поселим синие фигуры, на средний – желтые, на нижний красные

-Давайте теперь расколотим подсобные помещения.

-О чем говорят эти пятнышки? (Нарисованы цветные пятнышки, обозначающие синий, желтый, красный цвета).

— Эти пятнышки говорят, что на верхнем этаже живут синие фигуры, на среднем – желтые, на нижнем- красные.

-А теперь можно раскрыть чердак.

— Уберем строительный мусор (собирает зажимы и бумажную полосу, закрывающую подсобные помещения чердак).

— Что нарисовано на чердаке?

— О чем говорят эти изображения фигур, расположенные на чердаке?

-Они говорят,что в первом подъезде живут круги, во втором подъезде живут квадраты, в третьем – треугольники.

— Давайте расставим фигуры по подъездам.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на среднем этаже? (желтые)

-Какие фигуры живут на нижнем этаже?

-Какие фигуры живут на верхнем этаже?

-Какие фигуры живут в первом подъезде? (круги)

-Какие фигуры живут во втором подъезде? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем подъезде? (треугольники)

-Теперь если они выйдут, найдут свои квартиры?

— Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье?

Физминутка (дети выполняют ритмичные движения под музыку).

Пошли фигуры погулять. Куда могли они пойти? (в магазин, в кино, в кафе, в офис, в детский сад и т. д.)

Дети раскладывают геометрические фигуры на столе.

-Первым пришел с работы красный круг.

-Потом пришел из магазина синий треугольник.

-Потом пришел из детского сада красный треугольник.

— Потом пришел из школы грустный желтый круг.

— Потом с рынка пришел синий квадрат.

— Потом с почты пришел синий круг.

— Вы смогли расселить фигуры по квартирам? Почему?

-Есть значки по цвету и по форме.

В стране геометрии – дом –это таблица.

У нас этажи, а у них строки.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строчке? (синие)

-Какие фигуры живут на нижней строчке? (красные)

-Какие фигуры живут на средней строчке? (желтые)

-У нас подъезды, а у них столбики.

-Какие фигуры живут в первом столбике (круги)

-Какие фигуры живут во втором столбике? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем столбике? (треугольники)

Представьте, что вы сидите возле подъезда. Подходит бабушки и просит помочь найти квартиру внука, который недавно заселился.

— Где живет мой внук- синий круг?

Дети: (верхняя строка, первый столбик).

-Какая строка? (верхняя) Какой столбец? (первый)

-Где живет мой внук красный треугольник (нижняя строка)

Дети: (нижняя строка, третий столбик).

-Какая строка? (нижняя) Какой столбец? (третий).

В: в вашем доме скрывается опасный преступник красный квадрат.

Дети: Нижняя строка, второй столбец.

В: Нужно найти преступника – синий треугольник.

Дети: Верхняя строка, третья строка.

Люди живут в квартире,и со временем им хочется сделать ремонт. Выложить плитку в ванной. Есть еще силы. Обычно работает бригада, будете работать вдвоем.

Дети получают карточки со схемой выкладки плитки. Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у которого такая же схема.

Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.

цель проблемного типа обученияОбучение детей прыгучести. Развивать прыгучесть можно в любое время: на прогулке, на занятии, в свободной деятельности. Дети старшего возраста очень любят играть в.

Обучение диалогической речи Составила воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных.

Обучение дошкольников чтению При обучении дошкольников чтению я ставила следующие задачи работы: 1. Развивать фонематический слух. 2. Познакомить детей с понятиями.

Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.

Обучение тому, как учиться «Обучение тому, как учиться» В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько.

Проблемное обучение в ДОУ «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

цель проблемного типа обученияРазвивающее обучение КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПреобразования в социальной, культурной, экономической жизни.

Обучение эстетике питания у воспитанников МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Сообщение на тему: «Обучение эстетике питания у воспитанников. Культурно-гигиенические.

Источник

Методическая разработка, тема: Технологии проблемного обучения

цель проблемного типа обучения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

телефон (приемная): (39

тема: ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Станции юных техников»

Содержание:

1.История развития теории проблемного обучения.

2. Цели и задачи проблемного обучения.

3. Классификация методов проблемного обучения

4. Формы организации проблемного обучения.

5. Технологическая схема проблемного обучения.

6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.

7. Актуальность тематики.

8. Литература

1. История развития теории проблемного обучения.

Идея активизации обучения имеет древнюю и богатую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них были характерны еще во времена Сократа и Платона.

Понятие проблемное обучение получило распространение в 20-30 годы, как в советских, так и зарубежных школах. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, который сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и убедился, что обучение, построенное с учетом интересов учащихся, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Он считал, что человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями, определяет или обнаруживает эти трудности и выдвигает гипотезу ее разрешения.

Таким образом, проблемное обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

2. Цели и задачи проблемного обучения.

Цель проблемного обучения:

Усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности учащегося и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Основные задачи проблемного обучения:

цель проблемного типа обученияусвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

цель проблемного типа обученияразвитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

цель проблемного типа обучениявоспитание навыков творческого применения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

цель проблемного типа обучениявоспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

цель проблемного типа обученияформирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем);

3. Классификация методов проблемного обучения

Существуют различные классификации методов обучения. Рассмотрим классический вариант классификации по характеру познавательной деятельности (, ).

1. Частично – поисковый (эвристический) метод позволяет учащимся начать овладение элементарными навыками поиска знаний. Они привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой-либо проблемы.

цель проблемного типа обученияЭвристическая беседа позволяет педагогу создавать большие возможности для управления поиском, для постепенного подведения учащихся к истинному решению. В этом педагогу могут помочь такие вопросы, как:1.Как бы вы поступили, если бы…?; 2. Как быть?; 3.Что можно сделать в этой ситуации?;

цель проблемного типа обученияДиспут главным своим назначением имеет формирование у учащегося оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. В отличие от беседы при проведении диспута заранее выявляются сторонники разных точек зрения. Познавательная самостоятельность ученика при определении своей позиции возрастает.

цель проблемного типа обученияЛабораторная работа – метод, который требует специального оборудования (микроскопов, измерительных инструментов и др.). Эвристическим методом лабораторная работа становится тогда, когда она строится как решение познавательной задачи.

2. Исследовательский метод предполагает организацию педагогом самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся, которые самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят в известных задачах новые (для них) способы решения.

цель проблемного типа обучения Наблюдение – метод, требующий сложной практической и умственной деятельности учащихся, в результате которой они могут получать новые знания.

4.. Формы организации проблемного обучения.

При организации проблемного обучения на занятиях можно применять разнообразные формы. К основным формам организации проблемного обучения относят:

цель проблемного типа обученияПроблемный вопрос – это краткая форма обращения педагога к учащимся в целях получения ответа; это такое обращение, которое побуждает учащегося к познавательному действию.

цель проблемного типа обученияПроблемная задача _ это такая форма учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения, времени, дополнительной информации, умений. Задача – это всегда определенные условия, ограничивающие поиск ответа и сам ответ.

цель проблемного типа обученияПроблемное задание – это более сложная форма организации учебного материала, предназначенная для самостоятельного выполнения. Это поручение учащимся что-то сказать, выполнить какое-то указание, установку, назначение. Проблемным задание становится только при условии, если его выполнение требует сложной познавательно-поисковой деятельности.

цель проблемного типа обученияПроблемная ситуация – это ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия (проблемная ситуация активизирует учебную деятельность).

Проблемная ситуация наиболее целесообразная форма организации проблемного метода на занятиях

Типология проблемных ситуаций

1. Первый тип – учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос.

2.Второй тип – учащиеся поставлены в новые условия решения задачи, а располагают лишь старыми знаниями.

3. Третий тип – у учащихся возникают противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

4. Четвертый тип – применим тогда, когда у учащихся возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у учащихся знаний его теоретического обоснования.

5. Технологическая схема проблемного обучения.

Внедрение проблемного метода на занятиях предполагает взаимодействие педагога и учащегося направленные на общий результат. Структурными элементами поисковой деятельности педагога и учащегося являются:
цель проблемного типа обученияСоздание проблемной ситуации;

цель проблемного типа обученияФормулировка задачи;

цель проблемного типа обученияВыдвижение предположений;

цель проблемного типа обученияОбоснование гипотезы;

цель проблемного типа обученияСистематизация и обобщение полученных знаний;

Логическая последовательность элементов поисковой деятельности педагога и учащегося может быть представлена в виде следующей схемы.

Этапы проблемного обучения

Создает проблемную ситуацию.

Осознает противоречие в изучаемом явлении

Организует размышление над проблемой и ее формулировкой

Организует поиск гипотезы –

предположительного объяснения обнаруженных противоречий

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

Организует проверку гипотезы

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.

результатов и применение вывода

Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.

1. Педагог подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

цель проблемного типа обученияОтбор самых актуальных, сущностных задач;

цель проблемного типа обученияОпределение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

цель проблемного типа обученияПостроение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

цель проблемного типа обученияЛичностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка;

Технология проблемного обучения предусматривает следующие этапы работы:

цель проблемного типа обученияПоиск или постановка проблемы.

цель проблемного типа обученияЕе принятие учащимися.

цель проблемного типа обученияАнализ для выявления противоречия.

цель проблемного типа обученияВыдвижение гипотезы, как предположительного решения.

цель проблемного типа обученияРешение как проверка гипотезы.

цель проблемного типа обученияПерепроверка правильности полученного результата.

7. Актуальность тематики.

Повышение эффективности обучения прямо зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса. Методы обучения многообразны: лекции; доклады семинарские занятия; индивидуальные беседы; практические упражнения (практикумы);работа в команде; опрос экспертов; тесты; ролевые и плановые игры; методы конкретной ситуации, в том числе кейсы; «круглые столы» с участием специалистов (дискуссии на трибуне);дискуссии через опрос мнений участников; консультирование экспертами; модульное обучение, при котором учебный материал подается комплексно, в единстве теории и практике, и поэтапно; компьютерный и другой тренинг и т. д.

Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые применительно к управленческим дисциплинам отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической работе. Поэтому в процессе обучения пригодны в первую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения.

Как отмечают специалисты, при преимущественно пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти:

цель проблемного типа обучения10 % того, что читают,

цель проблемного типа обучения20% того, что слышат,

цель проблемного типа обучения30% того, что видят,

цель проблемного типа обучения50% того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти:

цель проблемного типа обучения80% того, что говорили сами,

цель проблемного типа обучения90% того, что делали сами.

Через 72 часа (трое суток) после получения информации в памяти слушателя остается при аудио-восприятии (услышал) примерно 10% информации; при визуальном (увидел) – 20%; при аудиовизуальном (услышал и увидел) –50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении – 70%; при аудио-визуальном восприятии, обсуждении и при наличии возможности практического приложения –90%;

Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствует его идентификации, реализации в повседневной жизни.

цель проблемного типа обученияОрганизация проблемного обучения

1. Занятие по флористике

цель проблемного типа обучения

Подобрать эффективный способ тонировки основы коллажа.

Как затонировать основу (фон) коллажа?

1.Использовать акварельную краску или гуашью

2.Использовать цветную бумагу или цветную ткань.

Использование акварельной краски или гуаши

· Большая экономия времени (плюс)

· Плотная основа под воздействием влаги, содержащейся в акварели, начинает коробиться, теряет свою форму (минус).

Использование цветной бумаги или цветной ткани.

· Удается избежать деформации основы коллажа (плюс)

· Требуется больше времени.

2. Занятие по бумагопластике

Подобрать основу для работы в технике крекле.

На какую основу лучше клеить яичную скорлупу в работе с техникой крекле?

1.Использовать в качестве основы картон.

2.Использовать в качестве основу ДВП.

· При наклеивании скорлупу на картон клеем ПВА, картон деформируется, и работа выглядит не эстетичной.

· При наклеивании скорлупы на ДВП получается нужный эффект

В технике крекле, при наклеивании скорлупы необходимо использовать ДВП, так как получается нужный эффект.

цель проблемного типа обучения

расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе

Как расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе, чтобы детали были выкроены правильно?

1.При раскрое парные детали располагать зеркально.

2.При раскрое парные детали располагать симметрично.

При раскрое парных деталей расположенных симметрично.

· Получаются две правые или левые детали.

При раскрое парных деталей расположенных зеркально.

· Получаются готовые детали для шитья игрушки

Если детали парные, то они переводятся на ткань зеркально, сначала обводим выкройку с одной стороны, затем переворачиваем ее на другую сторону и обводим повторно.

цель проблемного типа обучения

4. Занятие по скульптуре

Проблемная ситуация: Крепление рогов на голове оленя при изготовлении скульптуры «Олень»

(При изготовлении скульптуры «Олень» рога у животного ломались, так как глина материал довольно хрупкий).

Найти способ крепления рогов таким образом, чтобы исключить ломку рогов и растрескивание глины при высыхании.

1.Закрепить рога, применяя за основу дерево.

2. Применить для крепления прочную проволоку.

-Рога держатся прочно

-Глина не растрескивается

Проблематично закрепить дерево на глине, т. к. нет прочного сцепления материалов, при этом способе необходимо было применить клей.

-Дерево не пластичный материал и не дает возможности при необходимости изменить форму рогов.

-Форма рогов должна быть продумана и вырезана из дерева до момента крепления, при тонкой деревянной заготовке (например, при изготовлении скульптуры небольшого размера рога будут небольшие), оно трескается и ломается.

-Проволока хорошо взаимодействует с глиной

-Так как проволока достаточно тонкий материал, есть возможность более глубокого крепления ее в глине, что дает дополнительную возможность прочного крепления.

-Дает возможность придать более изогнутую форму рогам до нанесения глины на поверхность проволоки.

-При покрытии проволоки глиной и после просушки при изгибе рога глина растрескивается

Вывод:

Так как отрицательных моментов при применении 2 способа меньше, а положительных больше, чем при применении 1 способа, воспитанники решили применять для изготовления рогов проволоку.

5. Занятие по экологии

Тема занятия: «Потребность растений в питательных веществах»

Тема исследования: Потребность комнатных растений в питательных веществах

Актуальность: Учащиеся должны знать, что почва является источником питательных веществ (для растений).

Учащимся предлагается рассмотреть почву. Для этого столовую ложку почвы, взятой из цветочного горшка (при детях) помещаем на лист белой бумаги. Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Составляющиеся части почвы, которые обнаружили учащимся, предлагается записать в рабочую тетрадь (песок, палочки, корешки и т. д.). После детям предлагается разделить получившийся список на два: что может на их взгляд участвовать в процессе питания растений, а что нет, и почему. Выслушиваются все суждения и выводы, педагог проводит коррекцию по необходимости. Вывод: В результате проделанной исследовательской работы, учащиеся делают выводы о том, что растению нужны питательные вещества и откуда они берутся в почве.

цель проблемного типа обучения

Тема исследования: Определение наличия крахмала в картофеле

— Сейчас мы определим наличие крахмала в картофеле. Обыкновенный йод, которым мамы вам мажут ссадины и царапины, попадая на крахмал становится… А вот сейчас вы мне сами это скажите. Какого цвета йод? (коричневого). Сейчас мы капнем каплю йода на срез картофеля. Что произошло? (йод стал синим).

Значит, в картофеле есть крахмал. Крахмал выглядит так (показать порошок крахмала), он похож на что? (муку), но от муки его можно отличить. Если потрогать крахмал, то он хрустит, как первый снежок. А еще вы сами можете получить крахмал. Для этого нужно высушить сок картофеля.

Совместная деятельность педагога и учащихся:

-Мы сейчас капнем немного сока на стекло. А позже проверим, что из этого получилось.

Через некоторое время, когда картофельный сок на стеклышке высыхает, можно увидеть настоящий крахмал

6. Занятие по информатике

Нарисовать предложенную картинку

Выберите инструменты для рисования предложенной картинки

1.Способ: геометрические фигуры + ластик

2.Способ: кисть + карандаш

Проверка гипотез и вывод:

цель проблемного типа обученияДля рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все три способа (способ: геометрические фигуры + ластик; способ: кисть + карандаш; способ: линии)

цель проблемного типа обученияПроблемное задание:

Какими способами можно раскрасить человечков

Проверка гипотез и вывод:

цель проблемного типа обученияДля рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все предложенные способы (заливка, распылитель, кисть, карандаш).

цель проблемного типа обученияцель проблемного типа обучения

8. Литература

цель проблемного типа обученияА Исследовательские методы обучения. Москва 1985г.

цель проблемного типа обученияЯ Дидактические основы методического обучения. Москва 1981г.

цель проблемного типа обученияМахмутов проблемного обучения в школе. Москва 1971г.

цель проблемного типа обученияН Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань 1979г.

цель проблемного типа обученияКамышникова исследовательского подхода в обучении / Советская педагогика 1987г. №12

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *