цель технологии проектного обучения
Статья «Технология проектного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология проектного обучения
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь»
Ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Главная идея проектного обучения (главная задача) состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;
развивают аналитическое мышление.
Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
По количеству участников можно выделить проекты:
-индивидуальные , т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;
-групповые (командные), т.е. когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.
Командный способ имеет следующие правила и принципы:
В команде нет лидеров; все члены команды равны;
Команды не соревнуются;
Между всеми членами команды доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения друг с другом при выполнении проектного задания;
Каждый член команды уверен в себе;
Все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов.
(Как правило, работа над проектом проходит в шесть стадий)
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Определение источников информации;
Определение способов сбора и анализа информации;
Определение способа представления результатов (формы отчета);
Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
Распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.
Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.
4. Результаты и выводы.
Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
5. Представление результатов.
Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.
6. Оценка результата и процесса.
Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.
Учим мыслить, а не пересказывать
Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.
Технологию проектного обучения нужно вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно-нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.
В последнее десятилетие наблюдается снижение положительной мотивации к учению вообще и к изучению химии, в том числе у значительной части учащихся, хотя общество в настоящее время все больше осознает значимость ее изучения.
Этот парадоксальный факт может быть объясним: с одной стороны, ученик средней школы понимает важность получения высшего образования (иначе не преуспеешь в жизни) а с другой стороны, понимает его недоступность (все больше становиться платных ВУЗов). Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении химии, считая, что она не нужна для его будущей профессии менеджера, продавца и т.д. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, т.к. при изучении химии они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления)
Я опробовала данный метод в 9б классе (класс математический, в котором были в основном сильные ребята по всем предметам, слабо успевали по химии только трое учеников).
Надо сразу оговориться, что проектная форма применима только в сильных классах. Ибо, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Т.о. для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая, осуществляется в целостной системе обучения в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над текстом. Поэтому я и выбрала для данной работы класс, который соответствует этим требованиям.
Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
Методику проектного обучения, я опробовала на теме «Галогены» в системе уроков по теме «Неметаллы» в 9 классе. На изучение темы в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта, где учащиеся работают в группах.
Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществом имеются определенные трудности из-за нехватки времени, непривычности этой формы, недостаточной подготовки учителя к данной форме работы, недостаточного уровня сформированности у школьников умений исследовательской деятельности, трудности вовлечения слабых учащихся.
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения
Проектное обучение часто называют методом проектов. У его истоков находился основоположник прагматической педагогики Дж.Дьюи. Он предложил реформу школьной системы. Школа должна решать практические задачи, которые предлагает сама повседневная жизнь. Принципы дидактической системы, которую он реализовал в своей школе: 1) учет интересов детей; 2) учение через деятельность; 3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) сотрудничество участников педагогического процесса; 5) свободное творчество. Эти принципы во многом характеризуют проектное обучение, родоначальниками которого считают ученика Дж.Дьюи В.Х. Килпатрика. На его учебных занятиях искали выход из различных жизненных ситуаций и попутно приобретали необходимые знания. При этом обязательность систематизированной учебной программы отрицалась.
Для понимания сущности технологии проектного обучения необходимо четко определить понятие «проект». Проект (лат. projectus – «брошенный вперед») – 1) совокупность документов, расчетов, чертежей для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта.
Применительно к педагогическому процессу проектная работа – деятельность учащихся и педагогов по достижению решения проблемы в результате самостоятельных и коллективных действий, оформленная в виде презентации конечного продукта.
Успешная реализация технологии проектного обучения возможна в том случае, если учитель создает учащимся следующие педагогические условия:
1. Создание проблемной ситуации для формулирования учащимися актуальной и интересной темы исследования.
2. Предоставление учащимся возможности выбора темы проекта, индивидуального, а также возможность индивидуально или коллективного планировать работу, реализовывать свой проект.
3. Распределение ролей и функций в группе (теоретик, организатор, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и др.).
4. Поддержание исследовательской активности учащихся в процессе поиска информации, выбора методов, разработки и реализации проекта.
5. Способствование проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.
6. Консультирование учащихся на всех этапах работы над проектом.
7. Организация подведения итогов промежуточных этапов работы.
8. Предоставление возможности для самооценки выполненных проектов.
9. Организация праздничной по форме и серьезной по содержанию презентации всеми участниками проекта их образовательной продукции.
Как видим, проектное обучение – это качественно иная образовательная практика, если:
— учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
— учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результат работы;
— участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность; сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
— учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир;
— участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
— учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
— учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
— учитель организует экспертизу проектов;
— учитель организует публичную экспертизу проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;
— ученики анализируют работу над проектом.
Типология учебных проектов.
Учебные проекты по продолжительности подразделяются на:
— краткосрочные (1-2 урока);
— среднесрочные (до 1 месяца);
— долгосрочные (до нескольких месяцев).
По масштабу деятельности учебные проекты классифицируют на
— групповые (над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять ученики различных возрастов);
По характеру деятельности участников
— информационные сбор информации о каком-либо объекте или процессе. При этом используются различные источники (СМИ, литература, базы данных, Интернет, анкетирование, интервьюирование) Производится анализ данных, их обобщение и представление в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации. Например, «Блюда русской кухни в поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин », «Мобильная связь в моем городе», «Выпускники нашей школы – известные люди нашей страны».
— прикладные направлены на создание конкретных продуктов деятельности: договор о сотрудничестве, правила поведения в экстремальной ситуации, словарь молодежной лексики, сценарий школьного вечера, («Ландшафтная организация рекреационной зоны гимназии», «Электронный словарь музыкальных стилей», «Бюджет моей семьи»). Для подобных проектов характерно очень четкое определение частей общей работы, этапов деятельности, поэтапное обсуждение промежуточных результатов и координация работы соисполнителей, тщательное оформление полученных результатов.
По предметно-содержательной области:
— предметные (только в рамках данного предмета ), например «Треугольник в жизни человека», «Почвы Молодечненского региона», «Речь Чацкого как проявление многогранности его натуры», «Оптика своими руками, глазами и фотоаппаратом», «История развития моды ХХ-начала ХХI века» «Электронный справочник «История древнеримского государства» в среде визуального программирования Delphi»;
— межпредметные (использование материалов из смежных предметов), например «Максім Багдановіч у люстэрку гісторыі”, «Компьютерная графика и мир моды»;
— системные (требуют обращения к широкому спектру наук и культуры): «Беларуская геральдыка», «Што мы захаваем для нашчадкаў”, «Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения»
По характеру управления:
— непосредственные (связь с педагогами учреждения «здесь и сейчас»);
— сетевые (информационный обмен и реализация через сеть Интернет).
Качества успешной проектной команды:
— заинтересованность в проекте
— нацеленность на результат
— новаторское и творческое мышление
— способность предсказывать тенденции
— активное участие, большой интерес и энергичность
— способность быстро разрешать конфликты
— хорошие контакты и нацеленность на обратную связь
— взаимовыручка и доверие
— заинтересованность в саморазвитии
— эффективная организационная взаимосвязь
Ход работы над проектом.
В процессе работы над проектом учитель должен учитывать следующие основополагающие моменты:
1. Постановка проблемы.
2. Отбор литературы.
3. Инструктаж учащихся.
4. Определение сроков выполнения задания.
5. Самостоятельный поиск учащимися ответов на поставленные вопросы путем чтения литературы, постановки и выполнения экспериментов, лабораторных работ, практических заданий и т.п.
6. Контроль, коррекция, обобщение информации по проекту.
5. Этапы работы над проектом.
Существует несколько подходов, рассматривающих этапы работы над проектом. Остановимся на одном из них подробно
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
Определение темы (проблемы) и целей проекта
Совместное обсуждение и формулирование проблемы. Постановка цели (и задач), реализуемых в проекте.
Знакомство со смыслом проектного подхода и мотивация
учащихся. Помощь учащимися в
постановке целей и задач.
На данном этапе учитель выбирает тему проекта, определяет его тип, количество участников, продумывает проблемы, которые он может предложить учащимся в рамках выбранной темы. Особое значение имеет разъяснение учителем на установочном занятии предстоящей деятельности. Учитель организует обсуждение темы, цели и задач исследования. Наводящими вопросами помогает учащимся выдвинуть частные проблемы для исследования (это дает возможность определить тематику подпроектов, форму представления готового результата). Уточняются этапы и контрольные сроки окончания работы над проектом.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
2. Планирование
Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.
Определение способа представления результата (формы отчета).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Распределение заданий и обязанностей между членами команды.
Выработка плана действий по реализации проекта.
Составляют проект проекта (основные разделы).
Распределяют обязанности по реализации проекта в команде.
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Важнейшая задача на данном этапе – создание проектных групп, которые будут выполнять части общего проекта. Группы могут создаваться случайным образом, методом психологического подбора (каждый уч-ся пишет на листке бумаги свою фамилию и фамилии еще трех одноклассников), по интересу учащихся к той или иной части проекта. Ученики в проектных группах уточняют исходную информацию, обсуждают тему проекта, прописывают задачи, определяют способы взаимодействия, график работы, распределяют роли и функции в группах, прогнозируют конечный результат.
Педагог выполняет коррекционно-консультирующую функцию, по возможности самостоятельно не вмешиваясь в работу проектных групп.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
3. Исследование
Основные инструменты: опросы, интервью,
анкетирование, наблюдения, эксперименты.
Решение поставленных в
Выполнение исследований по решению задач проекта.
Наблюдает, советует, консультирует (косвенно руководит деятельностью). Возможно промежуточное обсуждение полученных данных.
На данном этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования по решению поставленных в проекте задач. В исследовательских проектах это изучение литературы, формулировка гипотезы, проведение теоретических оценок, построение моделей, планирование и проведение эксперимента, обработка результатов эксперимента. В информационных проектах это анкетирование, опрос, интервьюирование, изучение литературных источников и сведений из Интернета, сбор и систематизация данных.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
4. Анализ и обобщение
Анализируют собранную и полученную опытным путем информацию.
Обобщают результаты исследования, формулируют выводы.
Деятельность учащихся на данном этапе может различаться. Это зависит от того, какие виды проектов готовят ученики: индивидуальные, групповые, общеклассные или общешкольные. В любом случае учащимся следует придерживаться единой схемы предоставления отчета, которая предлагается учителем или разрабатывается самими учащимися.
Примерная структура отчета может быть такой:
1. Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, руководитель, год).
3. Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, изложение основных положений проекта).
5. Заключение (выводы по всей работе).
6. Список использованных источников.
7. Приложения (фотографии, схемы, карты, таблицы, рисунки и др.).
8. Сведения об авторах и роли каждого из них.
Второй вариант отчета проекта
— титульный лист (название, дата, авторы и пр.);
— краткую аннотацию, содержащую изложение основных позиций
— введение, т.е. краткий экскурс в историю вопроса (по возможности с иллюстративным рядом);
— основные проектные идеи, обоснование их выбора;
— технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты;
— визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютер-
— список использованных источников;
— сведения об авторах проекта.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
5. Представление проекта и защита.
Возможные формы представления результатов: устный, письменный, мультимедийный отчеты.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
Данный этап может быть организован как праздничное мероприятие с приглашением гостей. В этом случае желательно для разработчиков проекта и гостей подготовить программы защиты с краткими аннотациями к проектам.
В докладе разработчики проекта раскрывают:
1. Актуальность темы проекта.
2. Цели и задачи, которые решались в процессе работы над проектом.
3. Характеристика теоретической и прикладной части проекта.
4. Методы исследования.
Желательно, чтобы максимальное время доклада не превышало 12-15 минут.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
Оценка представленного (-ых) проекта (-ов).
Коллективное обсуждение и самооценка.
Оценивает усилия учащихся, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчетов.
Оцениванию подлежат как результаты, так и ход выполнения проекта после его публичной презентации. Учитель и учащиеся могут анализировать свою проектную деятельность по целому ряду вопросов. Как метод оценки проекта может применяться анкетирование. Балльное выражение оценки педагог может применять в соответствии с рейтинговой шкалой.
Требования, предъявляемые к проектным работам.
I. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим, ясным языком).
2. Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:
— Работа представляется в напечатанном виде, с приложениями электронного носителя, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.
— Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски должны быть выполнены в соответствии с принятым стандартом: ФИО автора, название источника, издательство, год).
— Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна
(разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация
шрифтов, единый стиль).
Уроки для формирования проектной деятельности
Таким образом, можно различать три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
Первый вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной или внеурочной формах. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Предпочтительной является урочная форма работы для избежания перегрузки учащихся и учителей. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления планов действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках, как то: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы, домашнего задания, проекта.
Важным воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.
Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Приучаем учеников к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь широкой публике) свою работу.
Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.
Результативность проектной деятельности учащихся.
Результатом работы учащихся над проектом станут умения:
— планировать свою работу;
— заранее просчитывать возможные результаты;
— использовать различные источники информации, а также
самостоятельно отбирать и накапливать материал;
— анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
— аргументировать свою точку зрения, отстаивать ее;
— распределять обязанности внутри группы;
— представлять созданный проект перед аудиторией;
— оценивать себя и других;
— лучше овладеть навыками работы с современными информационно- техническими средствами.
Как и любая технология, метод проектов имеет целый ряд ограничений, наличие которых препятствует его широкому распространению:
1. Низкая мотивация учителей и неподготовленность многих из них к применению данной технологии.
2. Недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у учащихся.
3. Недостаточный уровень коммуникативных способностей учащихся.
4. Слабая информационная и лабораторная база учебных заведений.
5. Перегрузка учебных программ, которая не позволяет педагогу найти время для применения проектного обучения.
Хочется отметить, что педагог, организующий проектное обучение,
должен обладать широкой научной эрудицией, владеть функциональной грамотностью: правовой, экологической, экономической, информационной. Направленность учителя на детей – необходимое условие успешного применения методов проектов.
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.
Таким образом, метод проектов — это и эффективный путь самореализации учащихся и учителей, и возможность сотрудничества на равных — а это показатель движения школы вперед.