целевое обучение химическая технология
Целевой набор в вузы в 2022 году
Ежегодно мы рассказываем о правилах поступления в российские вузы. Одним из способов попасть в хороший вуз на бюджетной основе, «в обход» основного потока, — поступить на целевое обучение. Какие особенности целевого обучения стоит ждать абитуриентам 2022 года?
Что такое целевой набор
Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место. В результате студент получает бесплатное образование, заказчик – подготовленные кадры, вуз — заполненное оплаченное место, работодатель — квалифицированного специалиста. Поговорим, что надо учесть в этой идиллической картине, чтобы доучиться и не потерять деньги.
Документы о целевом обучении на 2022 год
3 документа регламентируют сегодня целевое обучение студентов:
1. Статья 56 и 71.1 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 года о целевом обучении. В нем вы прочтете общие правила целевого обучения и найдете типовой договор между абитуриентом и заказчиком.
3. Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. № 3161-р, где установлены квоты: сколько мест получают «целевики» на конкретные специальности.
Предприятия, дающие целевое направление в 2022 году
С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который участвует в программе, ищет сам абитуриент. Целевое обучение предполагает квоты и отдельный конкурс, и фактически обучение «целевиков» оплачивается из государственного бюджета. Поэтому заказчиком обучения, к которому должен обратиться абитуриент, могут выступать только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например, Сбербанк.
Все типы предприятий, к которым можно обратиться за направлением на целевое обучение:
1. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
2. Государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
3. Государственные корпорации.
4. Государственные компании.
5. Организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
7. Акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации.
8. Дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7.
9. Организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Важно
Абитуриент может обратиться и к частным компаниям, но тогда он будет поступать не по квоте, а по общему конкурсу. На практике это будет платное обучение, за которое платит работодатель.
Организация, которая участвует в целевом договоре, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-«целевика». В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др.) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента, а тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
Плюсы и минусы целевого обучения
В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.
Минусы:
— Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения.
— Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы).
— Если работодатель не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :)).
— Если вы обучаетесь по договору о целевом обучении, то, вероятнее всего, вы не сможете перевестись на заочное или перейти на полноценный бюджет, если ваш будущий работодатель не пойдет вам навстречу. Так, для медиков могут возникнуть проблемы, если студент планирует идти в ординатуру, а несговорчивый работодатель требует отработки по договору сразу после окончания специалитета.
“ | Из отзывов студентов: «Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете». |
Плюсы:
+ Отдельный конкурс для «целевиков» (но это не значит, что вы 100% поступите, очень важны баллы ЕГЭ). + Зачисление до «первой волны» (обычно в конце июня), если вы не поступаете по целевому набору, то можете поступать с основным потоком позже.
+ Бесплатное обучение.
+ Прохождение практики на «своем» предприятии.
+ 100-процентное трудоустройство после (отказ работодателя происходит очень и очень редко).
+ Обеспечение жильем и стипендией на время учебы.
Программа нацелена на то, чтобы ликвидировать дефицит кадров в тех областях, где он на данный момент есть. Поэтому от ее реализации выигрывает и государство, и работодатель, и абитуриент. К сожалению, иногда целевой прием используют в корыстных целях. В 2020-м году независимые СМИ расследовали 102 подтвержденных случая, когда дети или родственники госслужащих поступали на учебу по целевой квоте, при этом многие из них не отрабатывали положенные 3 года после. Почитать о расследовании можно здесь.
Специальности целевого набора в 2022 году
Больше всего «целевиков» в 2021 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2021 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
✎ Прикладная математика
✎ Информатика и вычислительная техника
✎ Программная инженерия
✎ Радиотехника
✎ Информационная безопасность
✎ Инфокоммуникационные технологии и системы связи
✎ Приборостроение
✎ Авиастроение
✎ Машиностроение
✎ Лазерная техника и лазерные технологии
✎ Ракетные комплексы и космонавтика
✎ Материаловедение и технологии материалов
✎ Баллистика и гидроаэродинамика
✎ Стандартизация и метрология
✎ Нанотехнологии и микросистемная техника
✎ Радиоэлектронные системы и комплексы
✎ Металлургия
✎ Химическая технология
✎ Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
✎ Системный анализ и управление
Но если вы ищете подходящее целевое обучение на специальности «Лингвистика», «Экономика» или «Гостиничное дело», то не отчаивайтесь, в крупных вузах есть квоты на 1-3 таких места, значит, при должном усердии вы сможете на них попасть. Например, на сайте петербургской НИУ ВШЭ вы найдете количество мест по целевому набору в бакалавриат и в магистратуру. Присмотритесь, в списке есть как дизайн, так и социология..
Интересный факт
В 2019 году квота на целевой набор не была выполнена. Многие вузы не смогли закрыть целевые места. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на 405 запланированных мест был принят только 91 человек, в Финансовом Университете при Правительстве РФ на тысячу мест целевого набора было подано 200 заявлений и в итоге принято 128 человек.
Важно понимать, что искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.
Какой план действий мы рекомендуем
2. Попробуйте профессию. По возможности, напроситься на стажировку в компанию, где работают родители, друзья родителей, дяди и тети. Изучить все «компании мечты» в той сфере, которая вам понравилась.
3. Выберите организацию, в которой вы хотели бы работать после вуза. Возможно, вы уже после предыдущего пункта определитесь с желанным работодателем. Если нет, то начинайте изучать сайты вузов, которые предлагают целевые места. На сайтах вузов можно найти списки организаций, с которыми они взаимодействуют. Например, в этой группе ВКонтакте собраны все вопросы целевого обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Чтобы поступить в медицинский вуз, необходимо обратиться в департамент здравоохранения своей области, за юридическим образованием сначала приходите в прокуратуру. Поиск организации можно начинать и с сайтов самих работодателей. Изучите сайты корпораций и госорганов, которые постоянно ищут новых специалистов. Например, вот здесь вы найдете 17 вузов-партнеров Газпрома.
6. Отправьте документы в приемную комиссию вуза. Вам нужны стандартные документы для поступления в вуз и заверенную копию договора с заказчиком.
Удачи в поступлении в 2022-м году!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Московский НПЗ начинает набор студентов на целевую кафедру РГУ нефти и газа
Московский НПЗ «Газпром нефти» совместно с ведущим профильным вузом – РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина ведет программу целевого набора старшеклассников с последующим устройством на предприятие. Программа готовит специалистов по востребованным отраслью специальностям и создает устойчивую связь в цепочке «вуз-предприятие». Сегодня в рамках программы проходят подготовку 32 целевых студента.
Начавшийся набор пройдет среди учеников выпускных классов школ с химико-биологических и физико-математическим уклоном. Обучение по целевому направлению проводится за счет «Газпром нефти» по трем направлениям подготовки: химическая технология; технологические машины и оборудование; энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. Отбор осуществляется на конкурсной основе. Гарантировано прохождение производственной практики и трудоустройство на Московский НПЗ.
Для участия в конкурсе необходимо отправить письмо по электронной почте на адрес mnpz-op@gazprom-neft.ru с темой «Для целевого поступления в РГУНГ».
«Совместные образовательные программы Московского НПЗ с ведущими вузами дают возможность подготовить студентов востребованных специальностей и изначально интегрировать в учебный курс задачи, с которыми они столкнутся в работе. Это повышает качество обучения и позволяет всесторонне овладеть предметом. Для тех, кто определился с будущей профессией, это четкая перспектива трудоустройства к одному из лидеров отечественной нефтепереработки», — отметила заместитель генерального директора Московского НПЗ по персоналу Наталья Кайзер.
РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени Д.И. Менделеева
Mendeleev University of Chemical Technology
Направления подготовки и факультеты
04.03.01 Химия
Направление подготовки 04.03.01 Химия нацелено на обучение химиков-исследователей широкого профиля, чья профессиональная деятельность связана с решением теоретических и прикладных задач на химических производствах и в лабораторной практике.
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
Направление 04.05.01 обучает профессионалов в областях лекарственных препаратов, биотехнологии и исследовании активных веществ, что очень востребовано в современном химико-технологическом мире.
05.03.06 Экология и природопользование
Направление подготовки ориентировано на интересующихся экологией и рациональным использованием природных ресурсов. На данном уровне развития экология как комплексная наука сочетает в себе теоретические и практические положения различный наук: биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия, социология.
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Направление ведет подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в высокотехнологических подразделениях российских и иностранных предприятий. Программа бакалавриата включает освоение языков программирования, мультимедиа технологий, архитектуру ЭВМ и систем, информационную безопасность и защиту информации, геометрические моделирование в САПР и многое другое.
09.03.02 Информационные системы и технологии
Кафедра Информационных компьютерных технологий ведет подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в ведущих российских и иностранных организациях и предприятиях.
15.03.02 Технологические машины и оборудование
Технологические машины – это специальные приборы, используемые в изготовлении изделий и реконструкции материалов. Именно такая техника применяется в сфере металлургической, аэрокосмической, химической промышленности и в других областях. Специалисты, имеющие высокий уровень подготовки в эксплуатации подобной техники, востребованы практически во всех промышленных отраслях.
18.03.01 Химическая технология
Познакомься с технологией получения химических веществ и материалов, используемых в различных отраслях: в фармацевтических компаниях, нефтеперерабатывающих заводах, предприятиях, по производству неорганических веществ и многом другом.
18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Спецификой направления является сочетание экологической и фундаментальной инженерно-химической подготовки, необходимой для самостоятельного решения задач по разработке современных природозащитных и ресурсосберегающих подходов и технологий.
18.05.01 Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий
ИХТ факультет является одним из старейших факультетов университета и единственным в Москве, который ведёт подготовку специалистов в области технологии энергонасыщенных материалов. К ним относятся пороха, твёрдые ракетные топлива, взрывчатые вещества и пиротехнические композиции, которые составляют основу оборонного потенциала страны.
18.05.02 Химическая технология материалов современной энергетики
Область знаний выпускников – химическая инженерия, стоящая на фундаменте химических наук, физики и математики. Фундаментальная подготовка выпускников позволяет им быстро адаптироваться в самых разнообразных научных и производственных организациях в России и за рубежом с широким диапазоном практической деятельности.
19.03.01 Биотехнология
20.03.01 Техносферная безопасность
Направление подготовки реализуется на кафедре техносферной безопасности, входящей в состав Инженерного химико-технологического факультета (ИХТ). Кафедра занимается подготовкой специалистов, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области предотвращения причин и ликвидации последствий промышленных аварий и катастроф, охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности.
22.03.01 Материаловедение и технологии материалов
Во время обучения по направлению 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» студенты будут изучать дисциплины, связанные с физико-химией наноматериалов и наносистем, получением, свойствами и применением материалов различных классов, методами исследования и анализа материалов с применением специализированного оборудования, а также с управлением качеством и патентным законодательством.
27.03.01 Стандартизация и метрология
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
28.03.02 Наноинженерия
В рамках освоения программы 28.03.02 изучаются особенности создания наноразмерных и наноструктурированных материалов и их применение для химических, фармацевтических и биотехнологических производств. Акцент делается на современное оборудование и инновационные технологии.
28.03.03 Наноматериалы
Направление 28.03.03 ведет подготовку специалистов в области технологии и применения наноматериалов и реализуется на Кафедре наноматериалов и нанотехнологии факультета ИМСЭН-ИФХ.
29.03.04 Технология художественной обработки материалов
Направление подготовки 29.03.04 реализуется на кафедре общей технологии силикатов. Учебная программа включает в себя изучение основ химической технологии и обучение дизайну изделий из стекла, керамики, вяжущих материалов. В процессе обучения предусмотрено большое количество практических занятий, связанных с дизайном.
38.03.02 Менеджмент
Обучающиеся по направлению изучают экономические, управленческие, социальные и гуманитарные дисциплины. В первый год подготовка идет общая, обеспечивая базовые знания в менеджменте и химической технологии. После чего студенты выбирают профильную траекторию образования и изучают специальные дисциплины.
45.03.02 Лингвистика
Целью направления является подготовка высококвалифицированных специалистов в области перевода и переводоведения. Программа бакалавриата включает овладение английским и испанским языками, а также теоретическими и практическими навыками перевода. Наши выпускники одни из самых оплачиваемых и востребованных на отечественном и международном рынке труда.
Факультет Технологии Неорганических Веществ и Высокотемпературных Материалов
Факультет ТНВ и ВМ – старейший в РХТУ им. Д. И. Менделеева, его образование фактически связано с рождением в 1923 году кафедры технологии минеральных веществ, которую возглавил крупный ученый, пришедший из промышленности, профессор Н.Ф. Юшкевич.
Направления подготовки, реализуемые на факультете:
Факультет химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов
Факультет химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов (ХФТ) объединяет четыре кафедры, два научно-образовательных центра, лабораторию «Сорбент» и высшую школу по биоэкономике.
Направления подготовки и специальности, реализуемые на факультете:
Факультет естественных наук
Факультет готовит химиков широкого профиля, чья профессиональная деятельность связана с решением теоретических и прикладных задач на химических производствах и в лабораторной практике. На кафедрах факультета Естественных наук ведется активная научная работа по важнейшим направлениям современной химической науки.
Направления подготовки, реализуемые на факультете:
Факультет инженерный химико-технологический
ИХТ факультет является одним из старейших факультетов университета и единственным в Москве, который ведёт подготовку специалистов в области технологии энергонасыщенных материалов. К ним относятся пороха, твёрдые ракетные топлива, взрывчатые вещества и пиротехнические композиции, которые составляют основу оборонного потенциала страны.
Направления подготовки, реализуемые на факультете:
Факультет биотехнологии и промышленной экологии
Факультет биотехнологии и промышленной экологии (БПЭ) был основан на базе первого в стране инженерного экологического факультета 4 декабря 1989 года. Основной задачей факультета является подготовка специалистов в области биотехнологии, химии и технологии процессов связанных с использованием материалов биологического происхождения, а также процессов инженерной защиты окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Направления подготовки, реализуемые на факультете:
Факультет нефтегазохимии и полимерных материалов
Студенты специализируются в области технологии пластмасс, элементоорганических и неорганических полимеров, полимеров медико-биологического назначения, ионитов, лакокрасочных композиционных материалов и покрытий, полимерных клеёв, герметиков и компаундов, производства ПАВ, тонкого органического синтеза и многих других.
Направления подготовки, реализуемые на факультете:
Гуманитарный факультет
Гуманитарный факультет как структурное подразделение РХТУ создан в 1989 году. На факультете ведется подготовка студентов в рамках экономического и лингвистического отделений.
Направления подготовки, реализуемые на факультете:
Институт материалов современной энергетики и нанотехнологии
Институт материалов современной энергетики и нанотехнологий ИМСЭН-ИФХ создан в 2007 году на базе инженерного физико-химического факультета, основанного в 1949 г. по инициативе академика И.В. Курчатова для подготовки инженерных кадров химиков-технологов для зарождающейся в то время атомной промышленности.
Направления подготовки и специальности, реализуемые в институте:
Факультет цифровых технологий и химического инжиниринга
Факультет цифровых технологий и химического инжиниринга (ЦиТХИн) создан в 2019 году в результате объединения факультета информационных технологий и управления и факультета инженерной химии. В состав факультета ЦиТХИн входят общеобразовательные кафедры инженерной подготовки и специальные кафедры, выпускающие бакалавров и магистров по химико-технологическим, инженерным и информационно-технологическим направлениям подготовки.
Направления подготовки, реализуемые на факультете:
Высший химический колледж Российской академии наук
Фундаментальной идеей в организации учебного процесса в новом учебном заведении явилось разумное сочетание учебной и научной работы студентов. Опыт прошедших лет показывает, что такое сочетание не только способствует раннему приобщению студентов к научным исследованиям, но, что не менее важно, мотивирует студентов на эффективную учебную работу.
Специальности, реализуемые на факультете:
Институт химии и проблем устойчивого развития
Институт химии и проблем устойчивого развития (ИПУР) является структурным подразделением Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева на правах факультета.
Направления подготовки, реализуемые в институте: