цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе
Цели преподавания иностранного языка в средней школе.
Вопрос№ 1
Целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Для успешного достижения поставленной цели необходимо решение комплекса задач:
Организовать общение на иностранном языке в рамках опорно-коммуникативного минимума, отражающего мир детства ребенка, в котором живет он сам и его сверстники в стране изучаемого языка. Обеспечить возможность общения, понимание собеседника и воздействие на него своей речью;
Увлечь детей предметом «иностранный язык» и сохранить увлеченность на протяжении всего курса обучения иностранному языку, используя игру в процессе обучения;
Использовать процесс обучения иностранному языку для актуализации положительных черт характера ребенка и изначально-личностных образований путем включения его в действие, в коллективную игру, и направленное на получение результата, связанного с проявлением душевной доброты, доброжелательности, милосердия и других нравственных категорий.
В соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «Иностранные языки» в содержание обучения включаются следующие компоненты:
Сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, коммуникативные и социальные роли;
Специальные (речевые) умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения и познания;
Лингвистические знания и формируемые с их помощью речевые (произносительные, лексические, грамматические) навыки, а также технические навыки чтения и письма;
Комплекс лингвострановедческих и страноведческих знаний о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
Общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру учебно-познавательной деятельности школьников по освоению иностранного языка и по самосовершенствованию в нем.
Основными методамипедагогической деятельности в осуществлении непрерывного обучения являются:
· Методические приемы:
· работа с игрушкой, картинкой;
· прослушивание магнитофонной записи, просмотр видеофильмов;
· слушание с опорой на наглядность и без нее;
· чтение произведений на иностранном языке;
· беседы о стране изучаемого языка, встреча с его исконными носителями или инсценировки встреч с куклами, одетыми в национальные костюмы;
· «живые картинки», пантомима;
· составление диаграмм, ситуативных диалогов;
· Для выполнения дидактических функций используются средства обучения:
· дидактический материал: карточки, схемы, грамматические таблицы, тесты, игры;
· иллюстративный материал: карты, иллюстрации, фотографии;
· ТСО: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон;
· театральный реквизит: костюмы, декорации.
К моменту окончания базовой школы учащиеся достигают такого уровня коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образования, используя иностранный язык как инструмент общения и познания. Соответственно варьируется содержание, тематика, отличаются требования к уровню владения языком.
Знания во многом определяют успех обучения ИЯ. Знания есть система ориентиров, опора на которые позволяет осуществлять речевую деятельность, корректную с точки зрения существующих в изучаемом языке норм. Языковые знания могут быть непроизвольно усвоенными в результате наблюдения и подражания речи других людей либо усвоенными произвольно в результате концентрации внимания на языковой форме, т.е. выученными. Приобретение знаний на основе правил, заучивания языковых структур считается наиболее эффективным способом овладения системой языка при следовании принципу сознательности в обучении. К знания можно отнести:
1. языковой материал: фонемы, морфемы, слова, предложения, тесты;
2. понятия о способах и приемах речевой деятельности, т.е. различные правило образования, изменения и употребления слов и словосочетаний;
3. лингвострановедческие знания, например: реалии.
Знания усваиваются в результате выполнения тренировочных упражнений, что ведет к формированию соответствующих речевых навыков.
Навык – это операция, достигшая в результате своего выполнения уровня автоматизма; это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
В методике преподавания языка навык понимается как автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе рецептивной или продуктивной деятельности. Соответственно выделяют навыки речевые (фонетические, или слухопроизносительные, лексические, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесение звуков). Фонетические навыки обеспечивают звуковое оформление речи, лексические – выбор лексических единиц и их правильное, с т.зр. норм языка, сочетание друг с другом, грамматические – правильное оформление сочетаний слов, синтагм, предложений.
Качества навыка:
1. Автоматизированность – характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности;
2. Гибкость – готовность навыка включаться в новые ситуации общения, функционировать на новом речевом материале;
3. Устойчивость – прочность при выполнении речевого действия;
4. Сознательность – способность сознательного контроля в случае возникновения затруднений при построении высказывания или совершения ошибки.
Речевые умения – это способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе РД:
1. Умения аудировать;
1. Осознанность – заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и способы его достижения с опорой на знания и навыки;
2. Самостоятельность – проявляется в возможности переноса одного вида деятельности в другой;
3. Продуктивность – означает возможность не только воспроизводить усвоенные в ходе обучения действия, но и находить новые, более эффективные решения применения усвоенных знаний и сформированных навыков;
4. Динамизм – предполагает возможность находить разные стратегии пользования средствами языка в зависимости от конкретных условий и задач общения.
Можно утверждать, что формирование речевых умений является главной задачей в обучении языку, ибо от уровня сформированности умений зависит эффективность участия обучаюегося в речевом общении.
Определение цели определяет весь последующий выбор. С точки зрения Совета Европы по современным ИЯ, основной целью обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции. Выделяется несколько её составляющих:
1. лингвистическая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме
2. социолингвистическая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи
3. социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур, а также способов пользоваться этими знаниями в процессе общения.
4. Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде.
5. Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми, в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.
В отечественной методике выделяют четыре аспекта:
1. учебный практический аспект;
2. воспитательный аспект;
3. образовательный аспект
4. развивающий аспект
Практический аспект: учащиеся овладевают ИЯ как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной форме. Речь идёт об овладевании 4мя видами речевой деятельности:
рецептивными – аудирование и чтение, продуктивными – говорение и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексика, грамматика, фонетика.
Воспитательный аспект – формирование мировоззрения, патриотизма, нравственно, эстетически и духовно развитой личности. Образовательный аспект – приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходств и различий с родным.
Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, развитие чувства языка, сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться.
Сегодня очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, а сами знания вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне школы.
Школьное и вузовское образование сегодня, в соответствии с выделенными Советом Европы пятью базовых компетенциями, необходимых любым специалистам, должно сегодня направлено на решение след трёх задач:
1. Формирование готовности к решению различных проблем
2. Развитие стремления учиться всю жизнь
Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира.
Приоритетные цели обучения иностранным языкам в основной школе в рамках реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соотвествии с темами и ситуациями общения, отобранными соответственно возрасту учащихся; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысл в родном и иностранных языках;
— социокультурная / межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, УУД; ознокомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Также одной из основных целей обучения иностранным языкам является развитиеличности учащихся по средствам реализации воспитательного потенциала инностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Иные цели тождественны результатам и представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях.
К личностным результатам относятся:
— формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
— стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
— формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
— развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
— толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
— осознание себя ражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
К метапредметным результатам относятся:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты обозначены в соответсвии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической
Цели, задачи и содержание обучения иностранному языку
Содержание обучения ин.яз. включает в себя ряд компонентов и имеет структуру. Ряд ученых выделяет 4 основные цели обучения иностранному языку
Содержимое разработки
Ряд ученых выделяют 4 цели обучения ин.яз.:
Общеобразовательная цель: Щерба показал, что при изучении ин.яз. человек «осознает» собственное мышление. Человек глубже и лучше овладевает родным языком. Изучая ин.яз, человек глубже осознает собственную культуру страны родного языка и получает новую инфу о культуре страны изучаемого языка.
Воспитательная. Положительное отношение к народу, язык которого изучается. Положительное отношение к ин.яз. и толерантность, терпимость. Система моральных ценностей и эмоционально-оценочное отношение к миру.
Развивающая. Сущность этой цели в развитии различных психических функций и механизмов мышления. Задачи: формирование механизма языковой догадки и умение переноса; формирование языковых и речевых способностей к овладению языком (способность к логичности изложения, к имитации, компенсаторные способности и т.д.); формирование способности и готовности вступать в иноязычное общение; формирование психических функций, связанных с речевой деятельностью (различные виды памяти, способность к переводу, к предвосхищению).
Содержание обучения иностранному языку
Содержание включает в себя ряд компонентов и имеет структуру.
2) Языковой компонент: средства языка и правила их использования а также языковые навыки.
3) Речевой компонент содержания обучения (речевые умения).
4) Социокультурный компонент ( знания безэквивалентной лексики и умение ею пользоваться). Знания языка и умение им пользоваться. Знание основных сведений из истории страны изучаемого языка.
5) учебный компонент содержания обучения (умение пользоваться синонимами, перифразом, описанием каких- то понятий, разъяснениями и т.д. т.е. умение выходить из трудных языковых ситуаций; умение повторить или перефразировать речь собеседника в подтверждение понимания его высказывания. Умение обратиться за помощью к собеседнику, умение использовать лексику, жесты для подтверждения и пояснения; умение переключать разговор).
Тема 5. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе
ТЕМА 5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Под «целью» принято понимать идеальный образ планируемого результата (); закодированный в мозгу «образ потребного будущего» (): пусковой механизм всякой деятельности ().
Под целью понимается результат решения большой, всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы привезти учащегося от незнания иностранного языка к определенному владению им.
Цель – это общее направление в обучении, план решения большой задачи, или стратегия обучения, цель определяет и включает в себя отбор соответствующего материала, его организацию, общие принципы обучения и метод обучения.
Цель обучения иностранному языку как историческое понятие определяется:
социальным заказом; уровнем развития методики обучения иностранным языкам и смежных наук; условиями обучения (могут вступать в противоречие с целями).
Цели обучения иностранным языкам формируются программой по иностранным языкам и определяют собой общую стратегию обучения.
Цель обучения иностранным языкам раскрывается в единстве четырех компонентов: воспитательного, развивающего, общеобразовательного, практического. Характер взаимодействия целей обучения иностранному языку (ИЯ) между собой представлен схематично.
Уровень развития методики и смежных наук
Социальный заказ Условия обучения
Практическая цель – предусматривает практическое овладение и владение ИЯ как средством общения, средством иноязычной коммуникации.
Развивающая цель – предусматривает практическое овладение и владение ИЯ как целостное развитие личности ученика, так и развитие его отдельных психических функций, свойств, качеств (волевые качества).
Воспитательная цель – предусматривает практическое овладение и владение ИЯ как выработку у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и труду, внимательного отношения к партнерам по общению.
Образовательная цель – обычно связывают с расширением у учащихся кругозора за счет знакомство с культурой страны изучаемого языка.
Применительно к обучению ИЯ в средней школе с 5 класса в методической литературе неизменно подчеркивалось, что «практическая задача обучения является главной и решающей», «ведущей», «основной целью обучения ИЯ».
При этом достижение развивающих, воспитательных и образовательных целей предусматривается на основе и в контексте реализации практической, коммуникативной цели.
пишет о том, что такая расстановка приоритетов приводит три другие цели в разряд второстепенных. Следствием этого является чрезмерная гонка за устойчивыми умениями и навыками в ущерб развивающего, образовательного и воспитательного аспектам обучения.
Для нейтрализации этого недостатка предложила укрупнение самой цели – выдвигается в виде цели такое ёмкое и многоплановое явление как иноязычная культура, вернее ее усвоение.
при описании цели оперирует не 4 целями, а двумя аспектами:
— прагматическим (связан с формированием определенного комплекса знаний, умений и навыков, совокупность которых позволяет успешно осуществлять иноязычное речевое общение).
Мы не отказываемся от традиционного выделения 4-х целей. Более того, общеучебные цели также имеют право на существование.
Рассмотрим цели обучения ИЯ в начальной школе. На первой ступени закладывается основы коммуникативной компетенции, и поэтому приоритетными целями обучения являются воспитательно – развивающие цели, связанные с формирование у школьников желания овладеть ИЯ как средством общения и взаимодействия с другой культурой и ее носителями.
Перемещение акцента в начальной школе (НШ) вполне оправдано. Выдвигаются следующие основные цели обучения ИЯ в НШ:
— способность к более раннему приобщению к новому иноязычному миру, когда они не испытывают психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения, формировать готовность к общению на ИЯ и положительный настрой на дальнейшие усвоение;
— сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
— ознакомить с миром зарубежных сверстников, с песенным, стихотворным и сказочным фольклором, доступными образцами художественной литературы;
— приобщить к новому социальному опыту с использованием ИЯ, за счет расширения круга социальных ролей представленных в игровых ситуациях;
— формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языке, тем самым развивая интеллектуальные, речевые и познавательные способности;
Практическая цель в современной методической литературе интерпретируется как коммуникативная, как формирование и развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).
Языковой Речевой Социокультурный Компенсаторный Общеучебный
Языковой компонент – целенаправленное формирование и развитие фонетических, лексических, грамматических навыков.
Социокультурный компонент – приобщение к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей страны, умение представить ее средствами ИЯ.
Компенсаторный компонент – способность и готовность добиваться коммуникативных целей при явной нехватке языковых средств за счет невербальных средств, замены одних языковых средств другими.
Общеучебный компонент – связан как с интеллектуальными умениями так и организацией самостоятельной работы.
Наряду с компонентным составом КК выделяются уровни ее сформированности:
Начальный Средний Продвинутый Высокий Профессионально-достаточный Высший
Овладение аудированием, говорением, и письмом в средней общеобразовательной школе происходит на втором уровне, а овладение чтением – на 3 уровне.
Единое Европейское пространство выделяют три основных уровня овладения ИЯ:
Основы практического владения иноязычным общением на базовом уровне связываются в государственном образовательном стандарте по иностранным языкам с минимально достаточным уровнем коммуникативной компетенции (КК).
Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения. Эти умения формируются на основе:
языковых знаний и навыков; лингвострановедческих и страноведческих знаний.
В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
— читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием);
— в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
— умение понять на слух основное содержание несложных аутентичных текстов;
— умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо).
Речевые умения Языковые знания и навыки
В зависимости от условий обучения и практической значимости то или иное коммуникативное умение может выделяться в качестве ведущей цели. Для общеобразовательной школы в современных условиях в качестве целевой доминанты выделяется чтение с пониманием.
Иностранный язык как учебный предмет может быть представлен в виде следующей таблицы:
Уровневая система языка
Диалог\Монолог Монолог превалирует
Задачи – это цели, данные в определенных условиях. Они ориентированы на ближайший результат.
Именно задачи решаются на уроке учителем. На каждый урок планируется решение до трех задач, в зависимости от ступени обучения, учебного материала, подготовки учащихся по данному предмету, состава класса и других факторов.
Поскольку задача должна быть обязательно ориентирована на цель обучения, то в самой ее формулировке следует отражать это. Например, нецелесообразно формулировать задачи так: введение лексики, закрепление слов, введение структуры, закрепление грамматического материала, ведение новых звуков, работа над текстом, работа над темой, потому что целью обучения является не знание лексики, грамматики и фонетики, а речевые умения. Кроме того, в такой формулировке больше подчеркивается деятельность учителя, а не учащихся. Остается неясной роль учащихся. Чтобы решение задачи ориентировалось на выполнение общих целей общения, предлагается ставить задачу следующим образом:
Научить учащихся понимать и употреблять в речи на уровне предложения следующие слова …………в известных им структурах;
Научить строить связанное высказывание со словами ….;
Научить употреблять структуры с глаголами в прошедшем времени;
Научить читать вслух тексты;
Научить задавать вопросы с вопросительным словом …… и отвечать на вопросы; Научить догадываться о значении слова по контексту. При такой формулировке задачи на первый план выдвигается деятельность учащегося.
Такая постановка задачи ставит учителя перед необходимостью четкой организации всех действий учащихся с учебным материалом, оснащения урока необходимыми средствами, стимулирующими учащихся к выполнению заданий.
Задачи, стоящие перед учителем:
Отбор и организация материала; Типология языковых трудностей; Введение и закрепление материала; Формирование навыков; Тренировочные упражнения; Контроль навыков владения языковым материалом.
Учитель должен обеспечить:
2. Цели обучения (уровень коммуникативной компетенции);
3.Определение уровня сформированности речевых умений и контроль навыков и умений владения речевой деятельностью.
Кроме того, существуют проблемы общего характера. К ним относятся такие проблемы, как:
Проблема системы упражнений. Проблема системы занятий. Содержания и средства обучения. Система учебных пособий. Проблема управления учебным процессом и общением в больших и малых группах.
Цель обучения, связанная с формированием коммуникативной компетенции, в небольшой степени отражает специфику иностранного языка как учебного предмета. Последняя заключается в следующем:
Ведущая роль коммуникативной цели. Изучение иностранного языка – это средство общения, а не самоцель. Отсутствие языковой среды. Интерферирующее влияние родного языка учащихся.
Цели и задачи обучения должны быть осознаны учителем и приняты учащимися.
Успешное продвижение учащихся к целям во многом зависит от умения учителя с достаточной полнотой и убедительностью раскрыть их. Важно сформулировать перед учащимися промежуточные цели и конкретные задачи, помогать осознавать их. Тогда движение учащихся к цели будет сознательным, а значит, более самостоятельным и успешным ().
Поскольку цель никогда полностью не совпадает с результатом (учащийся лишь в определенной – большей или меньшей степени приближается к ней), необходимо заботиться о привлекательности цели для школьников для школьников, поддержание у них чувства успеха, создании и поддержании потребности достижения цели.
Это предполагает наличие у учителя целого комплекса профессионально значимых навыков и умений.
- Авто вычет в эксель
- биография петра 1 воспитание и обучение