цели и задачи практики в детском саду
Дневник педагогической практики по модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка»
Дневник
производственной педагогической практики
специальность 44.02.01 Дошкольное образование
ПМ. 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Место прохождения практики: Детский сад
МБДОУ №6 г. Нерчинск
Адрес ДОО: г. Нерчинск, ул. Миномётного полка, 294-2
Сроки проведения практики:
с 15 мая по 26 мая 2017г.
Виды работ практики и проверяемые результаты обучения
по профессиональному модулю 01
Практика наблюдений
Анализ документации в ДОО: лист адаптации, лист (паспорт) здоровья.ПК: 1.1, 1.4, 5.4.ОК: 4, 11.ПО: 5, 6, 8.У: 3, 5.
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей.ПК: 1.4.ОК: 2, 4.ПО: 5.
Наблюдение и анализ результатов наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении.ПК: 1.4, 5.4.ОК: 3,10.ПО: 4.
Анализ планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом.ПК: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 5.2, 5.3, 5.4.ОК: 7, 10,11.ПО: 1, 4, 7.У: 4,10, 11.
Наблюдение и анализ режимных моментов (умывания, одевания, питания, сон) направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья в соответствии с возрастом.ПК: 1.2, 5.2, 5.4.ОК: 7, 10,11.ПО: 1.У: 4,10.
Диагностика сформированности культурно–гигиенических навыков в возрастной группе.ПК: 1.2, 5.1, 5.4.ОК: 2, 4, 7, 11.ПО: 1, 2, 8.У: 11.
Наблюдение и анализ утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом.ПК: 1.1, 1.3, 5.1, 5.2.ОК: 2, 7, 9, 10, 11.ПО: 1, 3, 6, 7, 8.У: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 11.
Наблюдение и анализ диагностики результатов физического воспитания и развития.ПК: 1.4, 5.4, 5.5.ПО: 6
Производственная практика
Проверяемые результаты (ПК, ОК, ПО, У)
Планирование режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников.ПК: 1.2, 5.2, 5.4.ОК: 7, 10,11.ПО: 1.У: 4,10.
Организация и проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья.
Организация и проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей.ПК: 1.1, 1.3, 5.1, 5.2, 5.4.
Диагностика результатов физического воспитания и развития дошкольников.ПК: 5.4, 5.5.ПО: 6
Разработка предложений по коррекции процесса физического воспитания.ПК: 5.4.ПО: 8
Цель и задачи практики
Цель: овладение системой работы по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
Задачи практики:
формировать систему профессиональных умений и навыков, необходимых воспитателю для планирования, организации и проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;
формировать умение наблюдать, анализировать и проводить самоанализ организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, оценивать их эффективность;
развивать способность выбирать педагогические приемы и технологии, адекватные приоритетным задачам воспитания на данной возрастной ступени;
формировать умения и навыки проведения диагностики физического воспитания и развития и оформление рекомендации по их коррекции;
создать условия для развития профессионально-значимых качеств личности, формировать устойчивый нравственно-гуманистический взгляд на профессию воспитателя и других специалистов.
В ходе педагогической практики студенты должны овладеть практическим опытом:
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития;
наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
определять способы педагогической поддержки воспитанников;
анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон, мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения.
В ходе производственной практики каждый студент должен освоить профессиональные компетенции (ПК) и общие компетенции (ОК, соответствующих виду профессиональной деятельности
Код Наименование результата освоения программы практики
ПК1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие.
ПК1.2. Проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание и т. п.) в соответствии с возрастом.
ПК1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники и др.).
ПК1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребёнка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий
ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК02. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
ОК 07. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать и проводить мероприятия по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях.
ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих
Виды деятельности в период практики по ПМ 01
1. Изучение медицинской документации.
2. Знакомство с предметной средой, направленной на реализацию образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура».
3. Наблюдение и анализ результатов наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в ДОО.
4. Наблюдение и анализ режимных моментов.
5. Диагностика сформированности у детей культурно-гигиенических навыков.
6. Проведение режимных моментов.
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТНИКАХ ДОО
Помощник воспитателя – Варфоломеева Ирина Николаевна
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Дни практики Содержание работы
Каждый день(17-26 мая) Анализ предметно-развивающей среды ДОУ, направленной на реализацию образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»
Каждый день(17-26 мая) Проведение диагностики сформированности культурно – гигиенических навыков у детей
Каждый день(17-26 мая)Анализ медицинской документации в ДОО: лист адаптации, лист (паспорт) здоровья.
Каждый день(17-26 мая) Наблюдение и анализ режимных моментов.
Помощь воспитателю в проведении режимных моментов.
Каждый день(17-26 мая) Наблюдение и анализ результатов наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении.
Каждый день(17-26 мая) Организация и проведение режимных моментов 1 половины дня (умывание, одевание, питание, прогулка, сон, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья; проведение подвижных игр
Каждый день(17-26 мая) Организация и проведение режимных моментов 2 половины дня (умывание, одевание, питание, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья; организация и проведение закаливающих процедур и гимнастики после сна.
Каждый день(17-26 мая) Организация и проведение утренней гимнастики
Каждый день(17-26 мая) Организация и проведение физкультурного развлечения
Каждый день(17-26 мая) Сдача отчетной документации.
07. 00– 08.00 ПРИЕМ ДЕТЕЙ;
08.15 – 08.30 ЗАВТРАК;
09.10 – 10.00 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
16.00 – УСИЛЕННЫЙ ПОЛДНИК
16.00 – 17.30 ВТОРАЯ ПРОГУЛКА, УХОД ДЕТЕЙ ДОМОЙ
СПИСОК ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Задание 1. Состояние физического здоровья детей.Анализ документации в ДОО: лист адаптации, лист (паспорт) здоровья.
Цель: изучить состояние физического здоровья детей группы.
1. Побеседовать с медицинским работником ДОО, воспитателем о состоянии физического здоровья детей.
3. Заполнить таблицу
И. Ф ребенка Возраст, дата рождения Группа здоровья
Задание 2. Знакомство с предметной средой, направленной на реализацию образовательных областей «Физическое развитие»
Обрати внимание на:
Разнообразие физкультурного инвентаря и атрибутов (предметов)
Рациональность расположения физкультурного инвентаря и атрибутов
Эстетическое оформление физкультурного зала
В групповой комнате имеются
Кегли, мячи, швецкая стенка, скакалка, кольцеброс, гимнастическая палка
В спортивном зале имеется спортивный инвентарь: мячи, обручи, флажки, бубен, мешочки с песком, «дорожка здоровья», гимнастическая доска.
График проведения физкультурных занятий в возрастной группе, где я прохожу практику
Физкультурное занятие в группе – вторник, четверг
Физкультурное занятие на прогулке – понедельник, среда
В детском саду, а именно в спортивном зале имеется весь необходимый инвентарь для физических занятий. На участке имеется спортивная площадка, оборудованная в соответствии с требованиями.
Задание 3. Наблюдение и анализ результатов наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении.
Цель: пронаблюдать за изменениями самочувствия двух детей по предложенной схеме и сделать выводы
Схема наблюдения и оценки эмоциональных состояний детей
Имя ребенка Деятельность в режимные моменты Организованная деятельность Неорганизованная деятельность (свободная игра)
Делает зарядку с удовольствием, в основном все физические упражнения выполняет правильно.
Умеет мыть руки сама, вытираться своим полотенцем.
Внимательно работает на занятиях, слушает воспитателя. Старается выполнять задания и поручения воспитателя. Спокойно играет в «Парикмахерскую», «Магазин», в настольно-печатные игры. Ладит с другими детьми.
Мешает воспитателю проводить утреннюю гимнастику или вовсе не делает ее.
С ребятами на умывание не идет. Позже идет один.
В сон час не спит. Невнимателен, не слушает воспитателя. Не старается, отказывается выполнять задания и поручения воспитателя. Агрессивно относится как в сторону сверстников так и к воспитателям. Бегает по группе, кричит. Дерется и с девочками и с мальчиками. Мешает играть другим детям. Не реагирует на замечания воспитателя. Плачет и жалуется на сверстников.
Выводы: проанализировав детей – Машу и Тимофея, я сделала такой вывод.
Мария довольно таки послушная, внимательная, аккуратная, дисциплинированная девочка.Тимофей же полная противоположность Маши: он не слушает воспитателя, не реагирует на его замечания, не ладит с детьми, полное отсутствие дисциплины. Пронаблюдав за Машей и Тимой на практике, можно уверенно сделать вывод, что Маша чувствует себя вполне комфортно в окружение детей и воспитателей, а Тимофей не любит находиться в чьем-либо окружении.
Задание 4. Наблюдение и анализ режимных моментов.
Цель: проанализировать режимные моменты первой и второй половины дня.
Наблюдать и анализировать режимные моменты (прием детей, умывание, утренняя гимнастика, одевание, питание, сон и т. д.) направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья в соответствии с возрастом. В соответствии с предложенными схемами.
Схема анализа проведения режимных моментов в ДОО
1. Как организуется подготовка помещения к проведению режимного момента. Перед приходом детей, воспитатель проветривает помещение, а нянечка проводит влажную уборку, расставляет столы и стулья. Мебель и другое оборудование полностью соответствует возрасту и росту детей. Воспитатель заранее распределяет дежурство детей.
2. Даётся ли детям предварительная установка на проведение режимного момента: да
3. Соблюдается ли принцип последовательности и постепенности при организации режимного момента? Да, соблюдается.
4. Правильно ли распределяются обязанности между воспитателем и няней при организации режимного момента? Да, правильно.
5. Соблюдаются ли единые требования к детям со стороны воспитателя и няни? Да, соблюдаются.
6. Какими навыками владеют дети? Дети владеют необходимыми умениями и навыками деятельности. Уровень их сформированности в соответствии с программными требованиями. Средний уровень.
7. Какие приёмы использует воспитатель для формирования у детей КГН и навыков самообслуживания? Их соответствие возрастным особенностям детей.Воспитатель использует художественное слово: стишки, потешки. Полностью соответствуют возрасту детей.
8. Проявляют ли дети самостоятельность? Оказывают ли помощь друг другу? Да, дети проявляют самостоятельность в трудовых поручениях, в самостоятельной деятельности. Дети стараются помогать друг другу. И с большим желанием помогают воспитателю.
Задание 5. Диагностика сформированности у детей культурно-гигиенических навыков.
Цель: оценить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
Проанализируйте программные требования к уровню развития культурно- гигиенических навыков дошкольников (умывание, прием пищи, одевание и раздевание) в конкретной возрастной группе.
Оцените уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей конкретной возрастной группы ДОО, выполняя эту работу, опирайтесь на данные, приведенные в «Таблице нарастания объема и усложнения содержания навыков на протяжении дошкольного возраста».
Вывод: я проходила практику на второй младшей группе. Я наблюдала два дня и проводила режимные моменты с детьми. Все ребята уже знают, и умеют обращаться с мылом, водичкой, полотенцем; умеют сами одеваться и раздеваться, свешивают свои вещи аккуратно.Ребята культурно ведут себя за столом: не разговаривают во время приёма пищи, не балуются, не составляют локти на стол, пережевывают пищу с закрым ртом. Они уже могут сами заметить непорядок в своей одеже и устранить его, если же нет, то обращаются за помощью ко взрослым.
Таким образом, я считаю, что воспитатели второй младшей группы «Малыш» сформировали у детей все КГН, которые указаны в программе.
Задание 6. Проведение режимных моментов
Цель: Организовать самостоятельно режимные моменты в 1 и 2 половине дня и сделать самоанализ их проведения.
Конспекты режимных моментов представить в дневнике.
Самоанализ проведения режимных процессов в I половине дня
Трудности,возникшие при подготовке к проведению режимных процессов:
Трудностей не было.
Наиболее удачно получилось провести:
Использовала методы и приемы формирования КГН:
Художественное слово: стихи, потешки.Спортивный инвентарь: бубен, гимнастическую доску, мячи, обручи, музыкальное сопровождение.
Трудности,возникшие в ходе проведения:
Организовать всех детей.
Дети не слушались и не хотели делать зарядку.
В следующий раз необходимо обратить внимание на (предложения по улучшению):
Малоподвижных и неорганизованных детей. Найти к ним особый подход.
Мне очень понравилось проводить зарядку с детьми. Дети получили хороший эмоциональный настрой на весь день.
Самоанализ проведения утренней гимнастики
Трудности,возникшие при подготовке к проведению утренней гимнастики:
Организация всех детей.
Наиболее удачно получилось провести:
Упражнения на двигательную активность и дыхательную систему.
Использовала методы и приемы организациидвигательной активности детей:
Словесный метод, наглядный метод, практический метод, игровой метод.
Трудности,возникшие в ходе проведения:
Приобщить детей к совместной деятельности.
Неорганизованность детей.
В следующий раз необходимо обратить внимание на (предложения по улучшению):
Малоподвижных и неорганизованных детей. Найти к ним особый подход.
Мне очень понравилось проводить зарядку с детьми. Дети получили хороший эмоциональный настрой на весь день.
Самоанализ проведения режимных процессов во II половине дня
Трудности,возникшие при подготовке к проведению режимных процессов:
Трудностей не возникло.
Наиболее удачно получилось провести:
Умывание, гимнастику после сна.
Использовала методы и приемы формирования КГН:
Художественное слово: стихи, потешки.
Трудности,возникшие в ходе проведения:
Трудностей не было.
Наиболее удачно мне удалось провести во 2-ой половине дня это – гимнастику после сна, умывание. Дети все беспрекословно выполняли упражнения на гимнастики и дружно пошли все умывать
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников главное условие качества образования Доклад на педсовет «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников главное условие качества образования» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.
Характеристика на студента о прохождении педагогической практики Характеристика Ф. И. О. проходила педагогическую практику в МДОУ. За время прохождения практики показала себя воспитателем, знающим программы.
Обобщение семейного опыта «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать.
Охрана и укрепление здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья.
Организация работы с родителями по созданию дидактических пособий, направленных на речевое развитие дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Теремок» г. Павлово Семинар-практикум «Организация работы.
Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних.
Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста В группе организована работа валеологического.
Укрепление психического здоровья педагога Укрепление психического здоровья педагога. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического.
Укрепление здоровья детей Каждый родитель хочет видеть своего малыша веселым, здоровым, хорошо развитым физически. Наряду с удовлетворением потребности в пище, с.
Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня. Гойколова Ирина Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное.
«Ознакомительная практика в ДОО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
050400 Психолого-педагогическое образование
Психология и педагогика дошкольного образования
Учебная ознакомительная практика
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
______________ С.В. Краюшкина
«____» ________________ 20___ г.
Программа ознакомительной практики
Трудоемкость: 3 зачетные единицы
Квалификация выпускника: бакалавр
Утверждена Учебно-методическим советом университета
протокол № 5 от «21» июня 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной практики
Целями учебной ознакомительной практики в ДОУ являются закрепление и углубление теоретических знаний, овладе ние практическими умениями в процессе организации педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачами учебной ознакомительной практики в ДОУ являются:
ознакомление с содержанием и методикой работы с детьми в дошкольных учреждениях;
углубление знаний о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и специфике построения педагогического процесса;
изучение эмоционального благополучия ребенка в группе.
выработка необходимых для самостоятельной работы с детьми дошкольного возраста навыков и умений педагогического труда.
2. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Учебная ознакомительная практика в ДОУ относится к вариативной части профессионального цикла.
Для прохождения данного вида практики студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части профессионального цикла: «Общая и экспериментальная психология», «Теория обучения и воспитания», «Психология развития», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Практикум по решению педагогических задач», «Дошкольная педагогика».
3. Место и время проведения учебной практики
Учебная практика является обязательным этапом обучения бакалавра психолого-педагогического образования и предусматривается ФГОС ВПО и учебным планом.
Производственная психолого-педагогическая практика осуществляется на базе МДОУ №144, МДОУ №149, МДОУ №152 и других дошкольных образовательных учреждений г.Тулы и Тульской области. Данный вид практики запланирован в первом семестре подготовки бакалавра по направлению психолого-педагогическое образование. Общая продолжительность практики 2 недели.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
способен конструировать содержание образования детей дошкольного и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СК-2).
В результате прохождения производственной психолого-педагогической практики студент должен
особенности развития детей дошкольного дошкольного возраста (ОПК-8, ПКПП-1);
принципы профессиональной этики воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ОПК-8);
образовательную программу для детей дошкольного возраста, по которой работает образовательное учреждение ОПК-8, ПКПП-1).
выявлять интересы, трудности, проблемы и отклонения в поведении детей дошкольного дошкольного возраста (ПКСП-2);
организовать совместную и индивидуальную деятельность детей дошкольного дошкольного возраста (ПКД-1);
обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в игровой и продуктивных видах деятельности (ПКД-1, ПКД-3);
конструировать педагогический процесс с учетом специфики дошкольного дошкольного возраста (СК-2, ОПК-8).
навыками конструирования содержания образования детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (ОПК-8, СК-2).
5. Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 2 недели, 108 часов, в т.ч. 36 часов самостоятельная работа (СР) студента.
Разделы (этапы) практики
Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля
Подготовительный этап. Ознакомительный период.
Проводится установочная конференция на факультете, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием психологической практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом дошкольного учреждения. Поводится инструктаж по охране труда и технике безопасности.
На базе практики студенты знакомятся с задачами психологической работы конкретного учреждения, с особенностями режима дня, расписанием занятий детей каждой возрастной группы. Студенты распределяются по подгруппам (2-3 человека), налаживают контакт с педагогическим коллективом и с воспитанниками.
Самостоятельно студенты выясняют с пецифику у словий р аботы д анного у чреждения, комп лектование г рупп, материальные у словия в г руппах д етей: п омещение г руппы, расположение в сех к омнат, в иды и н азначение м ебели и о борудования, размещение и х в г руппе, отбор п о собий, и грушек, и х р асположение, групповая п лощадка для д етей, е е о борудование.
В дневнике фиксируются результаты беседы с заведующей или со старшим воспитателем, в произвольной форме – общие впечатления о первом дне в дошкольном образовательном учреждении, группе дошкольного возраста, особенностях поведения детей дошкольного возраста в наблюдаемый период, воспитателях (задание № 1). Описание материальных условий, таблица соотношения игрушек (задание № 1)
Учебная работа в ВУЗе 4 часа
Учебная работа на базе практики 14 часов
Самостоятельная работа 6 часов
Основной этап. Ознакомительно-диагностический период.
Студенты выделяют особенности организации предметно-пространственной с реды в г руппах, обеспечивающей п сихологический к омфорт р ебенку и в оспитателю. Соответствие предметно-пространс твенной с реды п ринципам построения р азвивающей среды. А нализ п сихолого-педагогической среды, о кружающей ребенка .
Анализ в дневнике, зарисовки, фото, видео (задание № 2)
Определяют специфику т руда в оспитателя. Р аспределение обязанностей м ежду воспитателем и п омощником воспитател я, к ультура в нешнего в ида воспитателя и е го помощника.
Хронометраж у частия в оспитателя и п омощника восп итателя в организации и п роведении р ежимных процесс ов и с амостоятельной деятельности д етей.
Установки н а л ичностно-ориентированное о бщение с д етьми, повышение к ультуры п едагогической деятельности ( культуры р ечи, общения, в нешнего в ида).
Анализ в дневнике, таблица распределения обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем по вашей группе.
Хронометраж сопоставить с примерным распределением обязанностей персонала.
Анализ программы в оспитания и о бучения д етей дошкольного возр аста. Изучение и а нализ з адач в оспитания.
Условия д ля п роведения р ежимных п роцессов. Длительн ость основных к омпонентов р ежима с п оследующей оценкой и х соответствия в озрастным н ормам.
Приемы в оспитания у д етей к ультурно-гигиенических н авыков п ри проведении р ежимных п роцессов: п роцесса к ормления, у кладывания детей н а с он.
Протокол поминутного хронометража и наблюдений за детьми (задание № 3)
Отчет о воспитании культурно-гигиенических навыков при проведении режимных процессов (задание № 3)
Выяснение особенностей организации б одрствования и м етодика проведения в оспитательной работы.
Условия, о беспечивающие а ктивное б одрствование дет ей, и х педагогическая ц елесообразность.
Заполнение таблицы (задание № 4), анализ по вопросам.
Сформулировать рекомендации по организации и усложнению самостоятельной деятельности детей
Учебная работа в ВУЗе 2 час
Учебная работа на базе практики 20 часов
Самостоятельная работа 10 часов
Основной этап. Формирующий период.
Конструирование студентами перспективного п лана и п лан-переченя и гр-занятий.
Написать перспективный план и перечень игр-занятий (задание № 6), протокол № 1, 2 – проанализировать 2 занятия
ПКПП-1, ПКД-1,ПКД-3, СК-2
Составить характеристику (задание № 5),
запись беседы с медицинским работником и психологом
Организация студентами самостоятельной деятельности детей и
проведение занятий с ними. Организационные условия
самостоятельной деятельности детей. Виды 7тотельности
детей.
Хронометраж, заполнить таблицу (задание № 6)
Написать конспекты занятий воспитателя, анализ в соответствии с вопросами (задание № 6)
Методика проведения утренней гимнастики и занятий
по развитию движений.
Фотозапись гимнастики и занятия (задание № 7)
Ознакомление с планом оздоровительно-воспитательной работы, планом-перечнем индивидуальных игр-занятий, с видами планирования в группах
Переписать планы работы (задание № 8)
Знакомство с содержанием работы заместителя заведующей (старшего воспитателя), различными формами работы с родителями.
Оформить стенд, запись беседы с методистом (задание № 9)
Учебная работа в ВУЗе 2 час
Учебная работа на базе практики 18 часов
Самостоятельная работа 12 часов
Студентами осуществляется работа с методической литературой, анализируются результаты практики, составляется отчетная документация. Студенты оформляют материалы на выставку (по 3 от каждой группы). Предусматривается также подведение итогов практики на заключительной итоговой конференции. Студенты обобщают свой опыт в докладах, участвуют в научно-практических конференциях.
Самоотчет. Тематическое выступление на конференции по итогам практики с презентацией или фотомонтажом. Документация по практике
Учебная работа в ВУЗе 4 часа
Учебная работа на базе практики 8 часов
Самостоятельная работа 8 часов
6. Образовательные, исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
Методическое сопровождение самостоятельной работы может быть организовано в следующих формах:
согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
консультации (индивидуальные), групповые по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания;
инструктаж по методике выполнения задания;
промежуточный контроль хода выполнения задания;
оценка результатов выполнения заданий.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Самостоятельная работа студентов в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики проводится по заданию руководителя практики и педагогов ДОУ.
Итогом самостоятельной работы является проведение открытых занятий с последующим коллективным обсуждением, а также написание отчетов, подготовку отчетной документации к конференции.
«5», если набрали 81-100 баллов;
«4», если набрали 61- 80 баллов;
«3», если набрали 45- 60 баллов;
«2», если набрали меньше 45 балла.
Задания для студентов:
Система общественного дошкольного воспитания в России. Построение развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях различных типов
Задание 1. Знакомство с различными типами дошкольных учреж дений (Я сли-сад, ясли, детский сад, Центр развития и т.д.).
Максимальное количество баллов – 5.
Задание 2. Знакомство с построением развивающей среды в раз личных типах дошкольных учреждений.
Цель: изучить принципы построения развивающей среды и их реализацию в различных учреждениях.
Какие условия созданы для экологического воспитания дошкольников: уголок леса, поля, луга, сада, экологическая тропа, экологическая комната?
Максимальное количество баллов – 10.
Задание 3. Изучение специфики труда воспитателя: функции (профессиональные обязанности) педагога дошкольного образовательного учреждения.
В беседе с воспитателем попытайтесь установить «доверительно-деловой контакт» и проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половины дня, сделайте хронометраж его деятельности.
Проанализируйте, как и в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя
Дайте заключение, какая из функций реализуется воспитателем наиболее успешно:
Максимальное количество баллов – 10.
Задание 4. Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя.
Цель: стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности.
Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций: а) содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
Опишите внешний вид воспитателя, помощника воспитателя
Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их при проведении режимных процессов с детьми различных возрастных групп
Максимальное количество баллов – 7.
Воспитатель в системе педагогического взаимодействия
Задание 5. Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».
Цель: определить мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.
Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание на следующие моменты:
— содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку______
— частота обращений _________________________________________________
— эмоциональная вовлеченность ребенка в общение ________________________
-доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя_________________
Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:
Хотел бы ты перейти в другой детский сад?
Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты
хотел перейти в другой детский сад?
Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?
Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?
Каждый студент должен опросить не менее 5-6 детей.
Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н.Я.Михайленко)
Что делает воспитатель?
А воспитатель играет с вами?
Почему не играет, не может или не умеет?
Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?
А хотел бы ты быть воспитателем?
«Нарисуйте» образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание 6. Изучение способности воспитателя к децентрации.
Цель: формировать у студентов профессиональный интерес к исследовательской деятельности.
Определите способность к децентрации (умении поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения <В.А.Петровский)) у воспитателя вашей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказывания так, как, на ее взгляд, закончил бы один из детей (определить, кто именно):
Мне бывает очень радостно, когда.
Я очень грущу, когда.
Мне бывает страшно, когда.
Мне бывает стыдно, когда.
Я бываю очень удивлен, когда.
Предварительно следует задать эти же вопросы ребенку. Сравнив ответы, можно будет сделать вывод о способности воспитателя к децентрации.
Максимальное количество баллов – 8.
Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка
Задание 7. Изучение самооценки дошкольников.
Цель: овладение студентами средствами элементарной диагностики индивидуальных особенностей ребенка.
Для изучения самооценки дошкольников рекомендуем воспользоваться методикой И.Е.Валитовой и С.Г.Якобсон. Каждый студент обследует 5 детей. Результаты методик оформляются отдельно и вкладываются в дневник.
Максимальное количество баллов – 8.
Задание 8. Изучение идентификации детей и родителей.
Цель: овладение студентами средствами диагностики семейной микросреды ребенка.
Важнейшим этапом формирования личности является ролевая идентификация детей с родителями. Она возникает как результат взаимодействия ребенка с родителями. В этом сложном процессе тесно переплетены познавательная, эмоциональная, поведенческая сферы ребенка.
Одним из методов, который может быть использован для изучения идентификации детей с родителями, является беседа. Предлагаем воспользоваться опросником, разработанным А.И.Захаровым. Каждый студент обследует 5 детей. Результаты методик оформляются отдельно и вкладываются в дневник.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание 9. Изучение форм работы, способствующих созданию среды психологического комфорта ребенка (календарно-обрядовые праздники, праздники-сюрпризы, спортивные праздники).
Цель: учить студентов анализировать праздник в детском саду с точки зрения решения следующих воспитательных задач:
— формирование эстетического вкуса ребенка;
— развитие эмоциональной сферы детей, их эмоционального отношения к музыке;
— приобщение дошкольников к национальной культуре и
создание благоприятной среды психологического комфорта путем использования национально-культурных традиций.
Проанализируйте одно из праздничных мероприятий, проводимых воспитателем в группе, обратите внимание на следующие моменты:
— благодаря чему у детей создается особое праздничное
настроение еще до начала праздника;
— как дети готовились к празднику;
-роль воспитателя и других сотрудников детского сада в
проведении праздника;
— оформление зала, атрибутика праздника;
— эмоциональное состояние детей на празднике;
— разговоры, впечатления дошкольников после праздника.
Подготовьте и проведите с детьми праздники-сюрпризы. Например, Праздники Мыльных Пузырей, Воздушных Шаров, Бумажных Снежинок, Нитяных (Бумажных) Кукол, Пушистиков, Летящих Голубей, Скачущих Лягушек, Веселых Слов. Оформление конспекта мероприятия прилагается в дневнику.
Придумайте новые названия праздников-сюрпризов. (Выполнение задания рассчитано на 2 дня.).
Максимальное количество баллов – 7.
8. Формы промежуточной аттестации по итогам учебной практики
Практика проводится после изучения вопросов педагогики. Ввиду того, что практика носит учебно-производственный характер, первую неделю большую часть времени студенты, в присутствии руководителей практики, наблюдают за работой персонала групп, за особенностями развития и поведения детей, анализируют наблюдаемое. Кроме того, ежедневно в течение 2 часов работают в группах в паре с воспитателями, приобретая навыки работы с маленькими детьми. Рабочий день равен 6 часам. Время начала работы зависит от характера заданий.
В первую неделю практики каждый рабочий день студентов организован примерно по следующему плану:
— Наблюдение в группе по заданию 1,5-2 часа.
— Анализ наблюдаемого в соответствии с требованиями программы д/с и учебно-методических пособий 1,5-2 часа.
— Работа с документацией группы, изготовление методических пособий 1 час.
Руководитель практики присутствует в группе во время наблюдения вместе со студентами, помогает правильно оценить работу персонала и особенности поведения детей.
Учебный план предусматривает ознакомление студентов с деятельностью заместителя заведующей, заведующей. Студенты знакомятся с формами контроля и оказания помощи воспитателям групп дошкольного возраста, с диагностикой развития детей, с вопросами планирования, с ведением документации, содержанием работы с родителями; ведут дневники наблюдений; составляют характеристики развития детей; хронометрируют поведение детей и работу персонала. Собранный материал обрабатывают и систематизируют в графиках и таблицах.
В конце 1-й недели практики студенты представляют руководителю практики в дошкольном учреждении практический материал, который предполагается использовать в работе с детьми; конспекты занятий с приложением пособий, сценарий развлечения, картотеку подвижных игр и дидактических игр, подборку песенок, потешек, сопровождающих проведение режимных процессов.
Студенты после колледжа работают только с детьми второго года жизни (от 1 до 2 лет). Студенты работают вместе, каждый со своей подгруппой по сменам: I смена – с 8.00. до 14.00., II смена – с 13.00. до 18.00. Могут быть и другие графики работы (в соответствии с потребностями группы). Студенты работают, опираясь на план работы воспитателя группы, внося в него свои коррективы; ведут дневник, в котором указывают содержание работы на день. Студенты после колледжа составляют план работы на период практики самостоятельно, кроме первой недели; оказывают помощь другим студентам.
— Проводят режимные процессы, занятия, прогулку, самостоятельную деятельность.
— По возможности студенты принимают участие в работе группового медико-педагогического совещании, на котором выступают с анализом нервно-психического развития детей по результатам диагностики или сдают
полученные результаты (в виде таблицы) заместителю заведующего ДОУ.
— Проводят одну тематическую консультацию для родителей (или
выбирают другую форму работы с родителями на усмотрение
руководителей дошкольного учреждения).
— Изготавливают наглядные пособия и дидактический материал к проведению занятий, режимных процессов.
— Знакомятся с лучшим педагогическим опытом работы воспитателей групп дошкольного возраста через коллективные просмотры педагогического процесса, присутствие на педагогическом совещании, через знакомство с материалами, представленными в методическом кабинете.
К педагогическому совету студенты сдают руководителю на проверку пакет документов, в который входят грамотно оформленный дневник по практике, в котором находят отражение результаты каждого дня практики в соответствии с планом деятельности; результаты наблюдения за ребенком, подробная фотозапись жизнедеятельности 2 детей (мальчика и девочки) дошкольного возраста; заключение об уровне психического развития ребенка от 1 года до 2 лет; и от 2 до 3 лет. Описательный обобщенный портрет одного из детей (по выбору студента), основанный на совокупности всей информации о ребенке, полученной разными методами педагогической и психологической диагностики. Индивидуальные рекомендации по оптимизации процесса воспитания, обучения и развития конкретного ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье.
На итоговом педсовете студенты выступают с самоотчетом, в котором анализируют степень овладения педагогическими умениями воспитателя групп дошкольного возраста, ставят перед собой задачи на будущее.
На педагогическом совете работу студентов анализируют воспитатели группы, руководители дошкольных учреждений, методисты-руководители от университета (заместителю декана по педагогической практике представляется протокол педсовета с характеристикой на студента и оценкой за практику).
По окончании практики в университете проводится итоговая конференция. В ней принимают участие руководители практики, руководители дошкольных учреждении, от каждого дошкольного учреждения предлагается выступление студентов. Выбор темы определяется научными интересами студентов- практикантов, руководителями практики, потребностями базы практики. Конференция проводится по проблеме «После 3-х уже поздно». К конференции готовится выставка пособий. Каждое дошкольное учреждение представляет материалы для фотомонтажа по проблеме конференции, проводится конкурс презентаций. Итоговые педсоветы рекомендуется провести в последний день практики.
пакет документов, куда входят:
— дневник практики (перспективные, календарные планы, конспекты прилагаются);
— самоотчет (в дневнике практики);
— материалы для выступления на конференции;
— материалы с выставки от каждого дошкольного учреждения;
Старосты дошкольных учреждений сдают руководителю практики:
анализ посещаемости и успеваемости;
протокол педсовета с оценкой за практику;
документы по оплате работникам дошкольных учреждений.
Конференция по итогам практики с выставкой от каждого дошкольного учреждения – проводится в последний день практики с участием руководителей практики.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.,1994.- 344с.
Шуркова Н.Е Педагогический практикум/ Н.Е.Шуркова.- М.: Пед. общество России. 2002. – 302с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
10. Материально-техническое обеспечение учебной практики
I .Оборудование лаборатории психодиагностики.
-телевизор и видеомагнитофон-1 шт.
-цифровая видеокамера-1 шт.
-цифровая фотокамера-1 шт.
II .Профессиональный психологический инструментарий, разработанный институтом практической психологии «Иматон».
Диагностика интеллектуальных и творческих способностей.
Тест Д. Векслера – детский вариант
Тест Д. Векслера – взрослый вариант
Интеллектуальный тест Р. Кеттелла
Тест «кубики Коса» А. А. Надуваев
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра ( IST )
Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда
Рисуночный тест Р. Сильвер
Тест Е. Торренса – диагностика креативных способностей
Диагностика особенностей личности.
· Тест детской апперцепции (фигуры животных) Л. Беллак
Цветовой тест М. Люшера
Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга
Кеттелл 95 – факторный личностный опросник
Личностный опросник MMPI
Методика рисуночных метафор «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»
Диагностика функционального состояния и работоспособности.
Методика диагностики работоспособности – Тест Э. Ландольта
Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека – методика М. П. Мороз.
Тест юмористических фраз
Методика экспесс-диагностики суицидального риска «СИГНАЛ»
Психосемантическая диагностика скрытой мотивации – Методика И. Л. Соломина.
Диагностика социально-психологического климата и межличностных отношений.
Ко – терапевтическая компьютерная система КЕЛЛИ – 98
Методика оценки уровня развития и формирования «ВЕКТОР»
Автоматизированная экспресс-профориентация «ОРИЕНТИР» для групповой работы.
Автоматизированная экспресс-профориентация «ОРИЕНТИР» для индивидуальной работы.
Профессиональная компьютерная система ВЫБОР
Профориентационная компьютерная система PROFI
Оптимизация функционального состояния.
Ультрапарадоксальная психотерапия – методика Н. И. Косенкова
III . Психодиагностическая компьютерная система СТАТУС
IV . Система компьютерного психологического обследования ПРОФЕССОР 2000
V . Методический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Семаго Н. Я., Семаго М. М. (два комплекта).
VI .Специализированные логопедические обучающие компьютерные программы.
Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «ЛИЛИЯ».
· «Мир за твоим окном». Институт коррекционной педагогики РАО.
· «Состав слова». Институт коррекционной педагогики РАО.
· Специализированная обучающая программа «Состав числа». Институт коррекционной педагогики РАО, 2002.
· Компьютерный логопедический тренажер «Дэльфа –42»
· Пакет компьютерных программ для начального обучения детей дошкольников грамотному письму и чтению. Автор Вальчук Н. П.
VII .Видеоматериалы для лекционных и практических занятий по современным направлениям практической психологии (34 видеокассеты):
· Гештальттерапия (2 шт.)
· Психотерапия посттравматических стрессовых расстройств, кризисных состояний (5 шт.)
· Психотерапия психосоматических расстройств (3 шт.)
· Семейная терапия (4 шт.)
· Сказкотерапия (3 шт.)
· Телесно-ориентированная терапия (6 шт.)
VIII .Учебно-методический программный материал, отражающий специфику деятельности лаборатории психодиагностики:
Диагностический материал к практическим заданиям для ИГА по специальностям факультета психологии
Учебно – методический диагностический материал для курсовых работ.
Учебно – методический диагностический материал для дипломных работ.
Диагностический материал для изучения основных форм проявления психики (познавательных психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь; эмоционально – волевые процессы: эмоции, чувства, воля; индивидуально – психологические особенности: темперамент, характер, способности).
Диагностический материал для изучения особенностей (новообразований) психики детей разного возраста: дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст, студенческий возраст.
Учебно – методический диагностический материал для лабораторных занятий по базовым для лаборатории психодиагностики дисциплинам.