цели на курс обучения
Как учиться онлайн: советы и лайфхаки для максимальной пользы
Где взять мотивацию для обучения, как поставить нужные цели для обучения и следовать им — в лекции для студентов Нетологии рассказала Диана Шапиро, старший методолог учебно-методического отдела. Публикуем конспект выступления.
Онлайн-обучение — это не просто видеозаписи, которые вы смотрите в одиночестве и придумываете, как применить полученные знания в офлайне. Любое онлайн-обучение — это возможность сэкономить время, получив структурированный материал, рассказанный в интересной форме.
Разберёмся с основными мифами о таком обучении.
Старший методолог УМО в Нетологии
🔴 Вся информация уже есть в интернете
🟢 Главное — не наличие информации, а её систематизация и подача. В онлайн-курсах есть структура и методология. Вы экономите время и получаете только необходимые знания.
🔴 Онлайн-обучение — это только видеозаписи
🟢 В онлайн-обучении сегодня существует множество форматов. И видеозаписи — это только часть структуры.
Какие бывают форматы:
🔴 Непонятно, что дадут на курсе
🟢 Есть возможность заранее ознакомиться с программой курса и списком преподавателей.
🔴 Ты один на один с обучением
🟢 Есть сообщества или чаты с одногруппниками, контакт с координаторами и преподавателями. Всегда можно задать вопрос или получить обратную связь в режиме реального времени.
Как учиться эффективно
Поставить учебные цели — понятные и достижимые
Цель — это результат, который вы ожидаете после выполнения ряда задач. Для этого необходимо найти мотивацию. Например, вы хотите изучить новую профессию. В этот момент вы заключаете договор с собой о том, что идёте к своей цели с помощью этого обучения.
Чтобы точнее поставить цели, предлагаем использовать в их планировании эти способы →
Обратите внимание на специалистов в той области, которой вы интересуетесь. Посмотрите интервью с ними или прочтите книги, изучите их путь в профессии. Возможно, вы сможете взять что-то на вооружение.
Скиллсет — это набор знаний и умений, необходимых для работы.
Например, при выборе новой профессии вы можете зайти на hh.ru или на какой-то другой источник вакансий и посмотреть, какие навыки нужны для этой должности. Сравниваете их с теми, которые у вас есть и которые даются на курсе. Так вы сможете выбирать курсы и понять, что нужно освоить, чтобы получить новую профессию.
Выбрать программу, подходящую под поставленные цели
После мониторинга рынка, анализа отзывов и выбора заинтересовавшего курса изучите его программу, сроки и формат.
При возможности запросите демодоступ к курсу и потестите его возможности до старта обучения.
Уточните о выдаче документа по завершению курса и возможности стажировки с дальнейшим трудоустройством.
Обратите внимание на список преподавателей курса. Особенно — на наличие практиков в составе спикеров. При их наличии обучение, скорее всего, будет носить прикладной характер и у вас будет возможность задать практические вопросы в ходе обучения.
Сопоставьте программу выбранного курса с той профессией или задачей, которую вы выбрали. Это поможет более цельно примерить курс к своим потребностям.
Организовать учебный процесс
Когда выбрали курс и приступили к обучению, постарайтесь сразу погрузиться в учебный процесс. Рассказываем, что вам поможет в этом.
Смотрите вебинары продуктивно
Оптимизируйте учебный процесс
«3 рычага»: сделайте сначала минимум, потом 100% и потом свой максимум.
Выбрать инструменты, которые помогут в обучении
курс
12 целей личного обучения для развития и личностного роста
Самообразование и саморазвитие, бесспорно, является неотъемлемой частью современной жизни. Чем больше вы учитесь, тем шире ваш кругозор и эффективнее личностный рост. Ваше саморазвитие и личная эффективность в результате непрерывного обучения становятся залогом жизненного успеха.
В этой статье мы выделили несколько основных целей обучения для личностного роста и саморазвития, которые непременно помогут вам стать более успешными и эффективными. Итак, начнем по порядку.
Как личное обучение ведет к росту и развитию
Когда вы посвящаете себя самообучению, вы начинаете развиваться и расти в избранной сфере деятельности. Это может быть интеллектуальный, профессиональный, социальный или духовный рост.
Вы можете избрать любую область и последовательно развиваться во всех сферах. После достижения успеха в одной области, вы можете перейти в другую сферу, которая также нуждается в улучшении. Таким образом, можно совершенствоваться на протяжении всей жизни.
Существуют различные способы обучения, которые включают чтение, лекции, семинары, вебинары, онлайн-курсы, персональное обучение и любые другие методы, с помощью которых знания могут передаваться и успешно усваиваться.
Вы также можете учиться, наблюдая за другими людьми: своими друзьями, коллегами, боссом или любым другим человеком, чей образ жизни вам импонирует. Такой способ позволяет перенять у других полезные привычки и способности, которые впоследствии можно успешно интегрировать и прочно закрепить у самих себя.
Примеры целей личного обучения
Мы учимся не только ради самого процесса обучения, но, в первую очередь, для получения и расширения наших знаний, навыков и улучшения определенных жизненных областей.
Ниже мы выделили области, в которых вы можете установить свои личные цели обучения. Для каждого элемента в списке мы наметили примерную цель обучения. Вы можете принять эти цели, корректировать и применить для своего личностного развития и роста.
1. Развитие навыков общения
Номер один в нашем списке. Ваша способность эффективно общаться играет решающую роль в достижении успеха. Это относится как к вербальному, так и невербальному общению с коллегами, клиентами, деловыми партнерами, друзьями и семьей.
Хотя, безусловно, каждый человек не может быть блестящим оратором, великим писателем, руководителем или педагогом, мы все можем в любой момент начать эффективно развивать в себе навыки общения, что пригодится в дальнейшем.
В какой бы отрасли вы ни работали, улучшение ваших коммуникативных навыков будет, безусловно, большим плюсом. Что для этого нужно сделать? С чего начать?
Запишитесь на онлайн-курсы, чтобы детально изучить такие темы, как общение с аудиторией, коммуникационные стратегии для продаж и маркетинга, эффективное корпоративное или виртуальное общение и т.д.
2. Навыки ведения переговоров
Условия заключения контракта, коммерческие сделки, обсуждение зарплаты или цен на товары – навыки ведения переговоров крайне важны в любой сфере взаимоотношений. Они помогут сэкономить время и деньги, а также дадут прекрасную возможность выгодно использовать отношения с людьми в перспективе.
Возможно, вы не всегда сможете получить все, что хотите, но навыки ведения переговоров помогут вам в будущем эффективно достигать поставленных целей.
Пройдите онлайн-курс или прочитайте три бестселлера о стратегиях и навыках эффективного ведения переговоров. А затем прокачайте свои коммуникативные навыки на практике, непосредственно в общении с разными людьми.
3. Этика и социальная ответственность
Иногда мы точно знаем, чего от нас ждут и хотят другие, но иногда мы не полностью в этом уверены. Довольно часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда толком не понимаем, что от нас требуется и что именно мы должны делать в той и иной жизненной ситуации. Чего хотят от нас другие люди?
Четкое знание того, как нужно действовать, и умение соответствовать ожиданиям других людей может повысить ваш позитивный имидж, вызвать уважение окружающих, получить отличную репутацию и повысить авторитет, как на работе, так и в обществе. Вы сможете, таким образом, занять лидирующую позицию в коллективе или социуме, став более успешным и эффективным. Как развить этот навык?
Продолжайте изучать этику и социальную ответственность, читая материалы по этому предмету. Изучите также этику и ценности конкретной организации и отрасли, с которой имеете дело.
4. Работа в команде и гибкость
Люди делятся на экстравертов и интровертов. Некоторым легко объединиться в команду, в то время как другие стараются держаться отдельно от коллектива, им проще работать в одиночку. Если вы принадлежите ко второй категории, вы должны стать гибкими и научиться работать в команде для достижения общей цели.
Учитесь помогать другим, сотрудничать, эффективно взаимодействовать с коллективом и непринужденно просить помощи у коллег. Кроме того, вы можете вносить предложения по решению общей проблемы.
5. Принятие правильного решения в результате рассуждения
Способность принимать обоснованные решения зависит от того, насколько эффективно вы используете свои навыки рассуждения. К сожалению, такая способность развита далеко не у всех, особенно если речь идет о принятии сложных решений.
Предлагаем следующие полезные советы для принятия правильных решений:
Итак, улучшайте способность внимательно слушать и читать информацию, для получения правильного понимания, анализа и оценки различных точек зрения, прежде чем принимать окончательное решение.
6. Критическое мышление и навыки решения проблем
Критическое мышление позволяет использовать знания, факты и данные для эффективного решения проблемы. Используйте развитие этих навыков для достижения успеха и решения любых задач. Способность размышлять над проблемой и предлагать немедленное решение или идеи, которые могут привести к наилучшему решению – важное качество, которое нужно в себе развивать.
Конкурентоспособная деловая среда требует серьезного критического мышления и корректной оценки суждений. При этом способность оперативно и эффективно решать проблемы является большим преимуществом.
7. Аналитическое мышление
Также является неотъемлемым компонентом навыка решения задач. Визуальное мышление дает возможность быстро решать проблемы, используя методичный пошаговый подход. Аналитическое мышление помогает разбить сложную проблему на более мелкие, управляемые компоненты.
Улучшайте навыки аналитического мышления, играя в развивающие мышление игры, с помощью чтения книг и использования аналитического подхода в решении проблем.
8. Креативное мышление
Размышление о новых идеях и новых способах ведения дел – это и есть творческое мышление. Оно привносит новую, свежую перспективу в современные реалии. В нашу эпоху инноваций креативное мышление необходимо для достижения успеха на работе. Творческие и креативные люди ценятся во всех сферах деятельности и востребованы работодателями.
Совершенствуйте ваши творческие способности, черпая вдохновение из книг, видео, документальных фильмов и других источников. Ежедневно или еженедельно отводите время для «мозгового штурма» и создания чего-то нового и уникального, генерации новых идей и концепций. Креативьте.
9. Улучшение внимания и памяти
Отличная память не позволяет нам забывать важные даты, факты и сроки. Также она помогает нам избежать многих ошибок и проблем. Некоторые ошибки, допущенные по причине плохой памяти или невнимательности, могут иметь серьезные последствия для работы и бизнеса.
Улучшайте память, научившись запоминать факты, даты и сроки. Освойте практику визуализации. Выучите иностранный язык или научитесь играть на музыкальном инструменте. Учитесь наблюдать. Развивайте ваше внимание: старайтесь запоминать и записывать различные события и факты.
10. Организованность и самодисциплина
Организуйте ваш рабочий график и распорядок дня, поставив все действия под контроль. Заранее планируйте свою жизнь и работу. Организованность поможет вам лучше сосредоточиться, выделить приоритетные задачи, повысить производительность, уменьшить стресс, а также вы сможете лучше управлять своим временем.
Некоторые полагают, что организованность имеет отношение к некоторым типам личности, но на самом деле это не так. Любой из вас может выучить и развить эту полезную и важную привычку.
Самодисциплина и организованность – мощный инструмент и способ повышения личной эффективности и продуктивности практически во всех сферах человеческой деятельности. Организованные люди более успешны во всех своих начинаниях, нежели те, у кого этот важный навык отсутствует.
Узнайте больше о том, как быть организованным. Составьте ежедневный список дел. Планируйте свой день и ставьте четкие цели. Контролируйте их достижение.
11. Повышение самооценки и уверенности в себе
Один из способов повышения самооценки и уверенности в себе – это чтение. Книги дают вам ценную информацию, которая упражняет интеллект, расширяет эрудицию, знания и кругозор. Чтение также делает вас более образованным, так как вы получаете в процессе более широкое представление об окружающем мире и его проблемах.
Эрудированность и начитанность делает вас более уверенным в общении с другими людьми и повышает вашу самооценку. Всесторонне развитый и начитанный человек получает широкое признание и уважение в обществе, его мнение становится авторитетным, к нему прислушиваются и советуются с ним. Именно поэтому так важно больше читать.
Самооценку можно повысить, освоив также методику самовнушения. Повторяя ежедневно утром и вечером аффирмации или позитивные утверждения, вы довольно скоро ощутите, как ваша самооценка возрастет.
Читайте книги по саморазвитию. Каждый день давайте себе мысленную установку на достижение уверенности в себе и повышение самооценки, неукоснительно следуйте ей в течение дня, а перед сном анализируйте результаты достигнутого.
12. Выдержка и устойчивость
Выносливость и выдержка помогают преодолевать многие жизненные трудности и проблемы. Наша жизнь не состоит из одних только белых полос: препятствия будут всегда, даже когда вы взойдете на вершину успеха. Поэтому так важно развивать в себе такие качества, как внутренняя устойчивость, выдержка, выносливость и непоколебимость духа.
Такие качества помогут вам сохранять спокойствие и здравомыслие в любых трудных ситуациях и выдержать любой внешний натиск противных обстоятельств.
Читайте биографии выдающихся и успешных людей. Смотрите художественные и документальные фильмы о героических и сильных людях. Упражняйтесь в искусстве самовнушения, развивая в себе волевые и прочие подобные качества. Развивайте силу воли на практике, давая себе те и иные задания или приказы и неукоснительно их выполняя.
Заключение
Учитесь, ставьте цели и последовательно совершенствуйтесь во всех желаемых областях, переходя от одной сферы саморазвития к другой и так далее. Учтите, что у вас может быть ряд навыков и вещей, требующих улучшения, но не стоит при этом хвататься одновременно за все сразу. Совершенствуйтесь постепенно, следуя выбранной стратегии.
Выбрав свои цели обучения, установите временные рамки для каждой из них. Вы также можете создать ежегодный календарь для ваших целей обучения и последовательно упражняться в их достижении, согласно построенному плану.
Как правильно определить цели и задачи онлайн-курса
Прежде чем верстать свой первый курс, стоит выполнить несколько предстартовых дел: определить цели и задачи обучения, изучить аудиторию и не только.
Почему важно делать все «по науке»? Банальная уверенность в том, что вы знаете ответы на все вопросы, может сыграть злую шутку.
В итоге может оказаться, что сотрудники и так знают то, чему учит курс. Или, наоборот, тренинг изобилует новой, но, увы, бесполезной информацией. Значит работа сделана зря.
Как итог: череда утомительных переделок, доделок и нервотрепки. Переделывая курс вы тратите время, силы, деньги.
В этом уроке мы вместе с экспертами из сферы eLearning разберем, на чем заострить внимание, прежде чем «отжигать» в редакторе курсов.
Шаг 1. Определите цель
Для чего вы создаете курс? Правильный ответ на вопрос — уже половина успеха.
«Понимать» и «знать» — не цели тренинга. Любой компании важно, чтобы сотрудник не просто что-то «понимал» или «знал», а использовал полученные навыки и добивался конкретного результата.
К примеру, в iSpring мы учим менеджеров по продажам работать с программами компании. Важно, чтобы они смогли рассказать клиенту о преимуществе наших продуктов перед конкурентами. И продавали, продавали, продавали — вот конечная цель обучения.
«Сформулировать цель просто: ответьте на вопрос: «Что сотрудник должен делать после обучения?» Из ответа станет понятно, какой результат вы ждете. Это поможет определить структуру курса, понять, нужны ли практические задания или лучше сделать упор на текстовую информацию».
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Тема для курса может быть одна, а цели разные.
Пример №1: вы собираетесь обучить продавцов продуктам компании. Тогда ответ на вопрос звучит так: «Сотрудник должен повысить продажи в два раза». Структура курса следующая:
Пример №2: вы обучаете продукту сотрудника отдела кадров. Здесь цель иная: «Сотрудник должен грамотно рассказать кандидату о компании и о том, чем она занимается». Тогда в курсе больше «рекламной» информации. При ее помощи кадровик сможет убедить нового сотрудника присоединиться к команде. В качестве практики — диалоги с потенциальными соискателями.
Итог: несмотря на то, что оба курса о продуктах компании, они кардинально отличаются по оформлению, информации, практической части и цели.
«Увеличить объем продаж на 10% — это бизнес-цель. Важно также сформировать учебную — чему нужно научить продавцов, чтобы они чаще заключали выгодные сделки. Например, сотрудники должны грамотно обрабатывать возражения клиента, точно описать функции и преимущества продуктов компании — это учебная цель».
Консультант по организации дистанционного обучения, генеральный директор «SRC Мультимедиа»
Чтобы концентрация пользы в будущем курсе зашкаливала, учебную цель раздробите на более мелкие — чему сотрудник должен научиться после конкретного раздела в курсе, после конкретного задания и слайда. В дальнейшем это поможет не сбиться с пути.
«Каждый объект на слайде — картинка, текст, видео — должны преследовать конкретную цель. Иначе размещать их в курсе не имеет смысла. Распишите на бумаге все те подцели, которые нужно проработать в учебном курсе. Каждая из них станет ступенькой к достижению главной задачи. Это называется декомпозицией цели».
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Пример декомпозиции цели курса по продажам:
«Подцелей может быть 10, 20, 30. Чтобы все структурировать, лучше записать их на бумаге или создать mindmap».
Консультант по организации дистанционного обучения, генеральный директор «SRC Мультимедиа»
Шаг 2. Изучите целевую аудиторию
На этом этапе главное — понять, кого именно и в каких условиях вы будете обучать.
Скажем, ваши сотрудники предпочитают учиться с мобильных устройств в нерабочее время. А ваш курс адаптирован под мобильные? Если нет, то результат обучения будет почти нулевым.
Учитывайте и уровень знаний сотрудников. На вводном курсе о банковском деле опытные менеджеры станут зевать со скуки. А новичкам будет сложно воспринять то, что профи усвоят сходу.
«Изучая целевую аудиторию, обратите внимание на следующие параметры: средний возраст, соотношение женщин и мужчин в группе, глубина знаний по теме, уровень владения ПК. К примеру, если «студентам» старше 35 лет, то курс будет более строгим в оформлении. Если обучающимся 25 и чуть выше, тренинг можно сделать «молодежнее»: добавить геймификацию, использовать броскую анимацию и т.д.».
Разработчик электронных курсов компании «Данио»
Чтобы больше узнать о целевой аудитории, в компании Tele2 делают выгрузку из системы дистанционного обучения. Она дает крупные «штрихи», по которым видно возраст, пол, образование и другие данные.
«Есть и другой вариант: спросить у эксперта, который отвечает за тему. Обычно у него есть более-менее сложившейся образ ЦА. Также помогают опросы: через обратную связь по готовым курсам можно понять, что необходимо изменить в будущих тренингах».
Специалист по дистанционному обучению компании Tele2
Уделите отдельное внимание мотивации. Хотят ли люди учиться? Считают ли тренинг полезным? Если нет, то в начале курса нужно объяснить, как новые знания упростят сотрудникам жизнь. Просто сказать «это важно» — не достаточно.
Нелишне изучить условия обучения. Сотрудники откроют курс с рабочего компьютера или планшета? Смогут ли включить звук? Сколько выделят времени на обучение?
К примеру, целевая аудитория — это рабочие промышленного предприятия. Им дается час на то, чтобы пройти курс. Обучение они проходят по очереди в компьютерном классе на старом ПК без колонок и наушников.
«В таком случае видео и закадрового голоса в курсе быть не должно. Упор лучше сделать на визуализации: материал такого курса должен быть ярким, основные мысли надо выделить, чтобы запоминались сразу. Теоретическая часть не должна занимать больше 20 минут. Нужно оставить достаточно времени, чтобы сотрудник мог подумать над тестом».
Шаг 3. Сформулируйте задачу обучения
Чему именно вы хотите научить? Чтобы сформулировать задачу, нарисуйте на листе прямую.
Точка «А» — то, что есть сейчас. Под ней можно написать, что сотрудники делают не так, чего не умеют.
Точка «Б» — что должно быть. Каким навыкам сотрудники должны обучиться и что должно измениться в результате.
«Задачи – это шаги от точки А к точке Б. Это все та же декомпозиция. Чтобы рабочий станка, вдвое быстрее точил детали, нужно обучить его культуре производства, нужно рассказать ему как лучше обращаться со станком, ознакомить с инструкцией».
Бизнес-тренер компании «Класс Консалтинг»
Когда задача поставлена, ответьте себе на ряд вопросов: как можно этому научить? Какая нужна практика, чтобы освоить тему? Что пригодится из теории? Можно ли этому вообще научить?
К примеру, в компании решили: сотрудники должны бросить курить. Электронный курс не поможет, каким бы красочным и увлекательным не был. Здесь больше подойдут различные мотиваторы, реклама здорового образа жизни, личный пример руководства
Если вы знаете задачи, будет проще определиться с типом электронного тренинга.
Эксперты из сферы eLearning выделяют три основных типа курсов:
Информационные курсы. Основная цель — проинформировать сотрудников. Такой тип подойдет, если нужно познакомить персонал с новым продуктом или обновленной документацией. Упор делайте на броские цепляющие тексты и красочное оформление. Тренажеры или игры — лишняя трата времени. Если хочется интерактива, поставьте в конце небольшой тест, чтобы закрепить пройденный материал.
Тренинговый курс. Основная цель — обучить новому навыку. В таком курсе минимум теории, больше кейсов и практики: диалоговые тренажеры, тесты, интерактивные игры по теме. Большой плюс, если курс будет пронизан историей с четкой сюжетной линией. Это усилит интерес к обучению.
Мотивационные курсы. Основная цель — побудить сотрудников изменить подход к работе или отношение к чему-либо. В таком курсе теория органично переплетена с практикой. В уроке можно использовать игры, тесты, диалоги.
Определиться с типом будет гораздо проще, если вы знаете «срок жизни» курса. Тренинг на знания продукта, который быстро пропадет из ассортимента компании, не стоит наделять особы сюжетом или геймификацией, ведь использовать его будут недолго.
«При разработке курса обратите внимание на размер целевой аудитории и важность темы. К примеру, нужно обучить 20 человек по теме «Введение в искусство коммуникации». Тогда не стоит делать дорогой и сложный курс. Это неэффективно».
Разработчик электронных курсов компании «Данио»
Это не значит, что курс для скромной группы сотрудников можно делать плохо. Каждый тренинг должен быть аккуратным и практичным. Однако нужно разумно подходить к вопросу инвестиций.
Шаг 4. Подготовьте материалы
Если вы эксперт в своей области, то собрать материал для курса — не проблема.Сложнее, если вы не «варитесь» в теме.
Лучшее решение в таком случае — найти эксперта в компании. Вы уже знаете свою аудиторию, цели и задачи, тип курса и можете предоставить всю информацию специалисту. Так ему будет проще понять, какой материал выбрать для тренинга:
«У нас задачу на разработку курса часто ставят внутренние специалисты — менеджеры по продукту, например. Как правило, у них уже есть какая-то презентация по теме. Перед разработкой уточните у эксперта, что в курсе критически важно. Так вы поймете, как расставить акценты, что иллюстрировать, где делать проверочные задания».
Специалист по дистанционному обучению компании Tele2
Представим ситуацию: у вас есть несколько презентаций по теме от эксперта. Вы решаете сконвертировать их в электронный курс, украсив тестом. eLearning так не работает. В электронном обучении нет тренера и одноклассников. Ваш слушатель остается наедине с курсом. Он должен освоить материал без посторонней помощи.
«Когда слушатель сидит за ноутбуком, очень велико искушение поставить курс на паузу, обновить страницу в соцсети или посмотреть смешное видео на YouTube. Обязательно учитывайте это. Материал должен быть не только полезным, но и увлекательным».
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Больше — не всегда лучше. Потому материала в курсе не должно быть много. 400 слайдов тяжело будет перепроверить даже вам как редактору. А каково сотруднику, который должен их изучить?
«20 слайдов — уже много. Чтобы «разгрузить» курс, оставьте на слайдах только главное — то, что сотрудник использует, как только пройдет обучение. Всю потенциально интересную информацию может озвучить диктор за кадром».
Разработчик электронных курсов компании «Данио»
В следующем уроке мы расскажем, как вовлечь в работу над курсом предметных экспертов, чтобы в срок получить необходимую информацию и обратную связь.
Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.
А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!
Быстрый конструктор курсов и тестов
Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.
Редактор iSpring. Пишу статьи по eLearning, помогаю экспертам выпускать материалы для блога iSpring. Если у вас есть интересная тема по дистанционному обучению, напишите мне.