цели обучения иностранным языкам по фгос
Реализация ФГОС на уроках английского языка
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетености, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
За основу мы взяли речевую компетенцию.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют: личностные, предметные, метапредметные.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) уроки “открытия” нового знания;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Урок “открытия” нового знания:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока “открытия” нового знания
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа (фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение проекта выхода из затруднений
Структура урока рефлексии:
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок общеметодологической направленности:
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Структура урока общеметодологической направленности:
2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи;
4. этап включения изученного в систему знаний;
5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Урок развивающего контроля:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
1 урок: проведение контрольной работы
Структура урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2 урок: анализ контрольной работы
Структура урока:
1. Этап локализации индивидуальных затруднений
2. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
3. Этап реализации построенного проекта
4. Этап обобщения затруднений во внешней речи
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
6. Этап решения заданий творческого уровня
7. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
Деление учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологий обучения.
С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин “должен”, а Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться.
В стандарте ранее, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. Выпускник научится), сможет их применить на любом другом (Выпускник получит возможность научиться).
Предметная компетенция | виды речевой деятельности | Выпускник научится |
(предметные умения)
(метапредметные умения)
* Делать сообщения по теме
* Кратко передавать содержание полученной информации
* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы
* Осуществлять запрос информации
* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной работы.
* выборочно понимать необходимую информации
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
писать короткие
поздравления
заполнять формуляр
писать личное письмо
Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
Что касается форм и методики работы по проведению урока, то здесь уместно говорить об индивидуальных, групповых, дифференцированно-групповых, фронтальных, академических, досуговых, интерактивных формах работы. Важно применять методику проблемного, исследовательского, проектного, развивающего, личностно-ориентированного, продуктивно-технологического, рефлексивного обучения.
Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.
Одним из приемов такой работы выступает работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся. Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные. Средства обучения должны быть современными. Это и компьютер, и диапроектор, интернет, аудио-видео материалы. И, конечно, еще никто не отменял стандартной наглядности: картинки, иллюстрации, карточки, книги, учебники и т.д.
Что касается современных уроков, то здесь придут на помощь всевозможные фильмы и мультфильмы на английском языке, с субтитрами или без. Аудио материалы, такие, как песни, стихи, тексты и диалоги, также помогут вам в вашей работе.
Прогресс не стоит на месте, образование тоже. Поэтому, чем современнее ваш урок, тем он быстрее идет в ногу со временем.
Такие английские праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.
Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.
КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ (КИД)
Средствами оценивания учебных достижений обучающихся могут быть различные способы, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.
Грамотно организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь логическое начало и такое же окончание. Вы должны спланировать свою деятельность и деятельность учеников, четко сформулировать тему, цель, задачи лекции. Учитель должен организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся. Вывод учащиеся должны сделать сами. Максимум участия учеников и только направляющая деятельность учителя.
Приоритетные цели обучения иностранным языкам в основной школе в рамках реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соотвествии с темами и ситуациями общения, отобранными соответственно возрасту учащихся; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысл в родном и иностранных языках;
— социокультурная / межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, УУД; ознокомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Также одной из основных целей обучения иностранным языкам является развитиеличности учащихся по средствам реализации воспитательного потенциала инностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Иные цели тождественны результатам и представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях.
К личностным результатам относятся:
— формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
— стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
— формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
— развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
— толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
— осознание себя ражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
К метапредметным результатам относятся:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты обозначены в соответсвии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической
Современный урок иностранного языка в условиях введения стандарта второго поколения
«Мои ученики будут узнавать новое, не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрываться, развивать собственные идеи»
И.Г.Песталоцци (швейцарский педагог)
Любой урок должен нести громадный потенциал, заряд, позволяющий решать новые задачи, достигать новых успехов.
На сегодняшний день главной задачей для любого педагога является заинтересовать учащегося, влюбить его в свой предмет так, чтобы он осознал смысл в изучении своего предмета — иностранного языка.
Урок иностранного языка станет интересен тогда, и только тогда, когда он будет современен, когда он будет «актуален» как для учителя, так и для учащихся. Обратите внимание, именно «актуальным».
Актуальный (по С.И. Ожегову) — «важный, существенный для настоящего времени». Это означает, что при разработке современного урока обязательно должны закладываться основы для будущего.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения определяют для учителей новые требования к достижению педагогических целей, отвечающие потребностям современного общества.
Что такое ФГОС?
Прежде всего, давайте разберёмся, что подразумевается под ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность правил и требований, которые должны последовательно реализовываться в начальных, средних, высших учебных заведениях, состоящих на госаккредитации.
Перефразируя определение, ФГОС – это образовательные программы для всех уровней обучения, которые содержат в себе нормы и стандарты для образовательных учреждений, требуемые государством. Разработка образовательных стандартов осуществляется в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности каждого гражданина, общества и государства в целом. Все ФГОС, а также изменения к ним, принимаются Министерством Образования и Науки РФ.
Разработка ФГОС
Таким образом, ФГОС в сегодняшней системе образования не являются фикцией или совершенно не обязательным процессом, а наоборот, именно федеральные стандарты подталкивают образовательные учреждения и педагогов к формированию единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации.
ФГОС в изучение иностранных языков: цели и задачи
Формулировка целей и задач ФГОС второго поколения мало изменилась по отношению к первому поколению. Давайте вместе постараемся разобраться с тем, какие же цели и задачи ставит стандарт второго поколения.
Главная цель современного урока иностранного языка по требованиям реализации ФГОС – коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую и социокультурную компетенции.
Чтобы достичь заявленную цель обучения, нам необходимо сначала разобраться в специфике самого предмета «иностранный язык»:
В процессе обучения иностранному языку закладывается личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.
Соответственно, из цели урока вытекает одна из самых главных задач: научить учащихся общаться на иностранном языке, высказывать своё мнение о том, что их окружает и волнует. Учителю необходимо создать такие условия, в которых обучающиеся действительно начнут говорить, а не механически выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-то в отдалённом будущем заговорить на иностранном языке.
Примечание: Предлагаем пройти дистанционный курс, где вы сможете более подробно разобраться с разработкой современного урока иностранного языка по ФГОС. Ознакомиться с курсом, а так же записать на курс возможно ЗДЕСЬ.
Для стимулирования развития коммуникативных навыков, нужно подобрать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать заявленной цели.
Неоценимую помощь в рамках ФГОС окажет использование на уроках иностранного языка:
Примечание: С большой коллекцией песен и договорок на английском языке Вы можете познакомиться в разделе «Песни» и «Договорки».
Примечание: Ознакомиться с подборкой обучающихся видеоматериалов, сериалов и фильмов, сказок и мультфильмов можно в разделе «Видео и мультфильмы».
ФГОС направлены на пробуждение интереса учащихся к предмету, повышение мотивации к учению, способствованию развитию социокультурной компетенции учащихся. У обучающихся вырабатывается практическая потребность в использовании иностранного языка в повседневной жизни, но не в качестве таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем. То есть, правильное применение на практике ФГОС должно создать такой импульс в процессе изучения предмета, что его применение на практике станет естественным и гармоничным. Так иностранный язык станет для обучающегося вторым родным.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки, в отличие от классической системы обучения, должны строиться по совершенно иной схеме.
Развитие обучающегося при пассивном восприятии учебного материала невозможно с максимальной отдачей, с максимальным коэффициентом полезного действия.
Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Только собственное активное действие станет базой, основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих активное действие.
Второй и не менее значимой задачей современного урока в целом и урока иностранного языка в частности — дать возможность обучающимся самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, а также оценивать свою работу, свои достижения.
Таким образом, осуществляется процесс постепенного перехода от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной с поэтапной работой со знаниями:
Общие требования к современному уроку по ФГОС
ФГОС второго поколения, поднимая требования к результатам обучения, даёт нам возможность взглянуть на урок совершенно в другом разрезе, открывает дорогу воплощению новых творческих идей. Тем не менее, ФГОС не отменяет традиционные приемы и методы работы. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
ФГОС требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.