цели обучения русского языка
Цели и задачи обучения русскому языку
Нестерова И.А. Цели и задачи обучения русскому языку // Энциклопедия Нестеровых
Цели обучения русскому языку
Обучение русскому языку обязательно в современной школе. Его цели формируются из потребностей современного общества, образования и уровня развития лингвистической науки.
Современная школа обязана дать учащимся высокий уровень лингвистических умений и навыков. Именно в там формируются коммуникативные компетенции, и строится манера реализации речевой функции.
Существует несколько подходов к формулированию целей обучения русскому языку. Согласно Т.М. Воителевой, цели обучения русскому языку реализуются через компетенции.
Компетенция представляет собой сочетание полученных знаний и умений с речевой деятельностью для адекватного построения речи и использования различных языковых единиц в общении.
Развитие компетенций – основная цель обучению русскому языку.
В рамках обучения русскому языку в школе, особое внимание уделено следующим компетенциям:
Развитие языковой компетенции направлено на изучение структуры русского языка. В процессе обучения учащихся знакомят со структурными элементами, формируют навыки по их использованию. В процессе развития языковой компетенции изучаются различные нормы, в том числе и нормы литературного языка.
Лингвистическая компетенция включает в себя обучение школьников теоретическим основам русского языка, включая лингвистический анализ. Учащимся разъясняются основополагающие аспекты теоретических трудов по русскому языку, даётся толкование терминов и формируется понятийный аппарат, необходимый для свободного владения актуальными знаниями в области языкознания и истории языка.
Значимой целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции. Она необходима для формирования речемыслительного процесса учащихся. Уровень развития коммуникативной компетенции отражается в уровне понимания, порождения и пересказе речи в соответствии с заданной коммуникативной установкой.
Формирование культуроведческой компетенции является необходимостью при обучении русскому языку так как, её освоение откроет восприятие родного языка и культуры, как кладези бесценной информации и уникального культурного кода.
Широкое распространение получило разделение целей обучения русскому языку на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные цели:
Развивающие цели обучения русскому языку:
Воспитательные цели:
Для реализации целей обучения русскому языку необходимо решение сложных учебных задач, которые подразделяют на учебно-познавательные и практические.
Задачи обучения русскому языку
Задачи обучения русскому языку перекликаются с целями. Подробно рассмотрим самые актуальные задачи обучения русскому языку в условиях современной школы.
Прежде всего, следует дать учащимся знания в области фонетики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка. Учащиеся должны получить научно обоснованные сведения о языке, как общественном явлении, узнать основы истории русского языка.
В рамках обучения русскому языку, решается задача научить школьников сознательно использовать языковые единицы на практике в различных ситуация. Нужно соблюдать стилистические и грамматические нормы языка.
Важной задачей является формирование навыков правописания у школьников. То как учащиеся расставляют знаки препинания и формулируют предложения, отражает общий уровень владения языком.
Задача каждого педагога воспитать у учащихся любовь к родному языку. Это необходимо для формирования эстетической картины миры в полном соответствии с национальным менталитетом. Для этого используются высокохудожественные произведения русской литературы.
Не менее важной задачей обучения русскому языку является формирование логического мышления и умение анализировать свою и чужую речь.
Основная цель изучения русского языка
Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Задачи преподавания русского языка в школе (познавательные и практические)
Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.
Познавательные:
— вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;
— формирование научно-лингвистического мировоззрения;
— развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи;
— дать необходимый круг знаний по русскому языку.
Практические:
— формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
— овладение нормами русского литературного языка;
— обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
— обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.
Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, но и важнейшим средством развития мышления и воспитания учащихся.
Количество учебных часов
5 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.
6 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.
7 класс – 140 часов, 4 часа в неделю.
8 класс – 105 часов, 3 часа в неделю.
9 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.
Виды контроля
—диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
— комплексный анализ текста;
— составление сложного и простого плана к тексту;
— изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
— составление диалога на заданную тему;
— составление текста определенного стиля и типа речи;
— сочинение (описание пейзажа, помещения, внешности человека);
— составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
— редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
— работа с деформированным текстом.
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей
Федеральный государственный образовательный стандарт «. разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации», которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования.
Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в каждом классе:
5 класс – 20 часов; | 6 класс– 20 часов; | 7 класс – 14 часов; | 8 класс – 10 часов; | 9 класс – 7 часов. |
Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:
— обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;
— повышение языковой культуры учащихся;
— знакомство с национально-культурным колоритом языка;
— овладение речевым этикетом.
Реализация НРЭО языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в целях обучения русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности.
В 5-6 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента.
Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.
В 7 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента, которые изучаются как часть урока.
Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.
В 8-9 классах реализуется лингвистическое направление национально-регионального компонента на базе изучения языка произведений уральских писателей.
Класс
№ п/п | Тема по программе | Тема НРЭО | № урока | Вид контроля |
1. | Язык и общение | НРЭО. Язык и человек | Сообщение | |
2. | Отличие предлога от приставки | НРЭО. Текст и его признаки | Составление плана | |
3. | Р.р. Подготовка к подробному изложению | НРЭО. Значение заголовка. Что содержит заголовок.Тема текста | Анализ текста | |
4. | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах | НРЭО. Составление предложений по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края» | Составление предложений | |
5. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | НРЭО. Составление предложений с обобщающим словом по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края» | Составление предложений | |
6. | Практикум | НРЭО. Подготовка к сочинению-повествованию на тему «Самый памятный день в школе» | Работа над сочинением | |
7. | Комплексный анализ текста | НРЭО. Написание сочинения-повествования на тему «Самый памятный день в школе» | Написание сочинения | |
8. | Диалог | НРЭО. Практикум. Составление этикетного диалога в разных ситуациях. | Составление диалога | |
9. | Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении. | Написание сочинения | |
10. | Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении. | Написание сочинения | |
11. | Описание предмета. Сочинение-описание | НРЭО. Практикум. Описание собственной любимой детской игрушки | Написание сочинения | |
12. | Приставка | НРЭО. Игра «Кто больше запишет слов с приставками на тему «В уральском лесу»?». | Запись слов | |
13. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография» | НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса» | Нахождение слов | |
14. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография» | НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса» | Нахождение слов | |
15. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | НРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?» | Подбор слов | |
16. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | НРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?» | Подбор слов | |
17. | Описание животного | НРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок». | Написание сочинения | |
18. | Описание животного | НРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок» | Написание сочинения | |
19. | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа | НРЭО. Составление предложений по картинке с уральской тематикой | Составление предложений | |
20. | Орфограммы в приставках и корнях слов | НРЭО. Морфемный анализ уральских топонимов | Морфемный анализ |
Класс
№ | № урока | Элементы содержания | Количество минут, уроков |
1. | № 12 | Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории. | 1 час |
2. | № 14 | Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание. | 1 час |
3. | № 18 | Личное письмо. Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д. | 1 час |
4. | № 20 | Учимся слушать. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. | 1 час |
5. | № 24 | Учимся редактировать | 1 час |
6. | № 29 | Редактирование изучаемых речевых жанров. | 1 час |
7. | № 31 | Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования. | 1 час |
8. | № 33 | Рассказы. Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. | 1 час |
9. | № 43 | Учимся отвечать. Разные ответы. | 1 час |
10. | № 59 | Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки. | 1 час |
11. | № 68 | Учимся отвечать. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец. | 1 час |
12. | № 94 | Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв. | 1 час |
13. | № 98 | Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение. | 1 час |
14. | № 127 | Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа. | 1 час |
15. | № 136 | Рассказы. Выдуманные истории. | |
16. | № 153 | Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров. | 1 час |
17. | № 159 | Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью. | 1 час |
18. | № 175 | Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово. | 1 час |
№ 207 | Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. | 1 час | |
№ 208 | Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий. | 1 час |
Класс
Класс
№ п/п | Тема по программе | № урока | Тема регионального компонента | Вид контроля |
1. | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи | Составление предложений о родном крае со словосочетаниями с разными видами связи | Составление словосочетаний | |
2. | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Согласованные и несогласованные определения в произведениях писателей Южного Урала | Распределительный диктант | |
3. | Обстоятельство. Способы его выражения | Обстоятельство в произведениях писателей Южного Урала | Синтаксический разбор предложений | |
4. | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Нахождение односоставных предложений в произведениях писателей Южного Урала | Синтаксический разбор предложений | |
5. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Составление односоставных предложений на тему «Я живу на Урале» | Составление предложений | |
6. | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Нахождение обособленных определений в произведениях писателей Южного Урала. | Синтаксический разбор предложений | |
7. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Виды обстоятельств в произведениях писателей Южного Урала | Составление таблицы | |
8. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | Синтаксический разбор предложений из произведений писателей Южного Урала | Синтаксический разбор предложений | |
9. | Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями | Предложения с вводными конструкциями в произведениях писателей Южного Урала | Синтаксический разбор предложений | |
10. | Систематизация и обобщение изученного по теме | Синтаксические конструкции с чужой речью в произведениях писателей Южного Урала | Синтаксический разбор предложений |
Класс
№ п/п | Тема по программе | № урока | Тема регионального компонента | Вид контроля |
Международное значение русского языка | Народы и народности Южного Урала | Составление развернутого плана | ||
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам | Составление ССП на тему «Город в золотой долине» | Составление небольшого текста | ||
Знаки препинания в СПП | ССП в произведениях М.С. Фонотова | Синтаксический разбор предложений | ||
Р.р. Стили речи. Разговорный стиль | Сочинение-рассуждение о природе родного края | Написание сочинения | ||
Сложные предложения с разными видами связи | Рецензия на прочитанную статью (на материале местных газет) | Написание рецензии | ||
Двоеточие в БСП | Портретный очерк (о знаменитом земляке) | Написание портретного очерка | ||
Русский язык в современном мире | Русский литературный язык и его стили. (на материале местных газет и журналов). | Составление таблицы |
Умения и навыки
В процессе обучения русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— умения и навыки анализа языкового материала;
— орфографические и пунктуационные навыки;
— умения и навыки связной речи;
— овладеть орфоэпическими, грамматическими и стилистическими нормами литературного языка;
— умение видеть строение слова, выделять морфемы;
— умение видеть строение предложений;
— писать различные виды сочинений и изложений;
— развивать устную и письменную монологическую речь.
Формы обучения
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
— опрос с помощью перфокарт;
— выборочная проверка упражнения;
— самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
Цели обучения русскому языку в современной школе.
Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).
Специальные цели:
— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.
— вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.
— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:
— познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
— развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
— воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
— развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников:
— предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания
— правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Задача достижения орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующих в настоящее время норм оценки знаний, умений и навыков обеспечивается, если учитель и ученики видят в орфографии и пунктуации не набор разрозненных правил, а определенные системы.
— вооружение учащихся нормами литературного языка;
— развитие умения связно излагать свои мысли.
Общедидактические (или общепредметные) цели:
— развитие логического мышления;
— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Содержание и структура школьного курса русского языка.
Содержание обучения – это состав и структура курса конкретного учебного предмета.
— система лингвистических понятий, которые должны составить знания учащихся о языке и речи,
— орфографические и пунктуационные правила, которые введены в курс русского языка; приобретение умения и навыка применения правил правописания составляет одну из наиболее существенных практических целей обучения русскому языку,
— речевые умения, которые должны быть выработаны в процессе изучения основного курса и уроков развития речи.
Структура курса предполагает конкретное распределение материала по классам, полугодиям, четвертям.
Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.
При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.
Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три:
— способы деятельности с языковыми явлениями.
Вшколе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.
При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т.е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.
Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.