цели обучения русского языка

Цели и задачи обучения русскому языку

Нестерова И.А. Цели и задачи обучения русскому языку // Энциклопедия Нестеровых

Цели обучения русскому языку

цели обучения русского языка

Обучение русскому языку обязательно в современной школе. Его цели формируются из потребностей современного общества, образования и уровня развития лингвистической науки.

Современная школа обязана дать учащимся высокий уровень лингвистических умений и навыков. Именно в там формируются коммуникативные компетенции, и строится манера реализации речевой функции.

Существует несколько подходов к формулированию целей обучения русскому языку. Согласно Т.М. Воителевой, цели обучения русскому языку реализуются через компетенции.

Компетенция представляет собой сочетание полученных знаний и умений с речевой деятельностью для адекватного построения речи и использования различных языковых единиц в общении.

Развитие компетенций – основная цель обучению русскому языку.

В рамках обучения русскому языку в школе, особое внимание уделено следующим компетенциям:

Развитие языковой компетенции направлено на изучение структуры русского языка. В процессе обучения учащихся знакомят со структурными элементами, формируют навыки по их использованию. В процессе развития языковой компетенции изучаются различные нормы, в том числе и нормы литературного языка.

Лингвистическая компетенция включает в себя обучение школьников теоретическим основам русского языка, включая лингвистический анализ. Учащимся разъясняются основополагающие аспекты теоретических трудов по русскому языку, даётся толкование терминов и формируется понятийный аппарат, необходимый для свободного владения актуальными знаниями в области языкознания и истории языка.

Значимой целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции. Она необходима для формирования речемыслительного процесса учащихся. Уровень развития коммуникативной компетенции отражается в уровне понимания, порождения и пересказе речи в соответствии с заданной коммуникативной установкой.

Формирование культуроведческой компетенции является необходимостью при обучении русскому языку так как, её освоение откроет восприятие родного языка и культуры, как кладези бесценной информации и уникального культурного кода.

Широкое распространение получило разделение целей обучения русскому языку на образовательные, развивающие и воспитательные.

Образовательные цели:

Развивающие цели обучения русскому языку:

Воспитательные цели:

Для реализации целей обучения русскому языку необходимо решение сложных учебных задач, которые подразделяют на учебно-познавательные и практические.

Задачи обучения русскому языку

Задачи обучения русскому языку перекликаются с целями. Подробно рассмотрим самые актуальные задачи обучения русскому языку в условиях современной школы.

Прежде всего, следует дать учащимся знания в области фонетики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка. Учащиеся должны получить научно обоснованные сведения о языке, как общественном явлении, узнать основы истории русского языка.

В рамках обучения русскому языку, решается задача научить школьников сознательно использовать языковые единицы на практике в различных ситуация. Нужно соблюдать стилистические и грамматические нормы языка.

Важной задачей является формирование навыков правописания у школьников. То как учащиеся расставляют знаки препинания и формулируют предложения, отражает общий уровень владения языком.

Задача каждого педагога воспитать у учащихся любовь к родному языку. Это необходимо для формирования эстетической картины миры в полном соответствии с национальным менталитетом. Для этого используются высокохудожественные произведения русской литературы.

Не менее важной задачей обучения русскому языку является формирование логического мышления и умение анализировать свою и чужую речь.

Источник

Основная цель изучения русского языка

Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Задачи преподавания русского языка в школе (познавательные и практические)

Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.

Познавательные:

— вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;

— формирование научно-лингвистического мировоззрения;

— развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи;

— дать необходимый круг знаний по русскому языку.

Практические:

— формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

— овладение нормами русского литературного языка;

— обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

— обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

— содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.

Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, но и важнейшим средством развития мышления и воспитания учащихся.

Количество учебных часов

5 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.

6 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.

7 класс – 140 часов, 4 часа в неделю.

8 класс – 105 часов, 3 часа в неделю.

9 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.

Виды контроля

диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объ­яснительный, предупредительный, терминологический);

— комплексный анализ текста;

— составление сложного и простого плана к тексту;

— изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

— составление диалога на заданную тему;

— составление текста определенного стиля и типа речи;

— сочинение (описание пейзажа, помещения, внешности человека);

— составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

— редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуаци­онных и речевых ошибок);

— работа с деформированным текстом.

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Федеральный государственный образовательный стандарт «. разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации», которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования.

Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в каждом классе:

5 класс – 20 часов;6 класс– 20 часов;7 класс – 14 часов;8 класс – 10 часов;9 класс – 7 часов.

Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:

— обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;

— повышение языковой культуры учащихся;

— знакомство с национально-культурным колоритом языка;

— овладение речевым этикетом.

Реализация НРЭО языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в целях обучения русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности.

В 5-6 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента.

Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.

В 7 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента, которые изучаются как часть урока.

Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.

В 8-9 классах реализуется лингвистическое направление национально-регионального компонента на базе изучения языка произведений уральских писателей.

Класс

№ п/пТема по программеТема НРЭО№ урокаВид контроля
1.Язык и общениеНРЭО. Язык и человекСообщение
2.Отличие предлога от приставкиНРЭО. Текст и его признакиСоставление плана
3.Р.р. Подготовка к подробному изложениюНРЭО. Значение заголовка. Что содержит заголовок.Тема текстаАнализ текста
4.Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членахНРЭО. Составление предложений по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»Составление предложений
5.Обобщающие слова при однородных членах предложенияНРЭО. Составление предложений с обобщающим словом по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»Составление предложений
6.ПрактикумНРЭО. Подготовка к сочинению-повествованию на тему «Самый памятный день в школе»Работа над сочинением
7.Комплексный анализ текстаНРЭО. Написание сочинения-повествования на тему «Самый памятный день в школе»Написание сочинения
8.ДиалогНРЭО. Практикум. Составление этикетного диалога в разных ситуациях.Составление диалога
9.Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.Написание сочинения
10.Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.Написание сочинения
11.Описание предмета. Сочинение-описаниеНРЭО. Практикум. Описание собственной любимой детской игрушкиНаписание сочинения
12.ПриставкаНРЭО. Игра «Кто больше запишет слов с приставками на тему «В уральском лесу»?».Запись слов
13.Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»Нахождение слов
14.Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»Нахождение слов
15.Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательныхНРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»Подбор слов
16.Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательныхНРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»Подбор слов
17.Описание животногоНРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок».Написание сочинения
18.Описание животногоНРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок»Написание сочинения
19.Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числаНРЭО. Составление предложений по картинке с уральской тематикойСоставление предложений
20.Орфограммы в приставках и корнях словНРЭО. Морфемный анализ уральских топонимовМорфемный анализ

Класс

№ урокаЭлементы содержанияКоличество минут, уроков
1.№ 12Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.1 час
2.№ 14Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.1 час
3.№ 18Личное письмо. Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.1 час
4.№ 20Учимся слушать. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.1 час
5.№ 24Учимся редактировать1 час
6.№ 29Редактирование изучаемых речевых жанров.1 час
7.№ 31Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования.1 час
8.№ 33Рассказы. Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ.1 час
9.№ 43Учимся отвечать. Разные ответы.1 час
10.№ 59Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.1 час
11.№ 68Учимся отвечать. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.1 час
12.№ 94Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.1 час
13.№ 98Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.1 час
14.№ 127Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.1 час
15.№ 136Рассказы. Выдуманные истории.
16.№ 153Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.1 час
17.№ 159Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.1 час
18.№ 175Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.1 час
№ 207Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.1 час
№ 208Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий.1 час

Класс

Класс

№ п/пТема по программе№ урокаТема регионального компонентаВид контроля
1.Нормы сочетания слов и их нарушение в речиСоставление предложений о родном крае со словосочетаниями с разными видами связиСоставление словосочетаний
2.Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определенияСогласованные и несогласованные определения в произведениях писателей Южного УралаРаспределительный диктант
3.Обстоятельство. Способы его выраженияОбстоятельство в произведениях писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений
4.Безличные предложения, их структурные и смысловые особенностиНахождение односоставных предложений в произведениях писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений
5.Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»Составление односоставных предложений на тему «Я живу на Урале»Составление предложений
6.Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определенийНахождение обособленных определений в произведениях писателей Южного Урала.Синтаксический разбор предложений
7.Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогамиВиды обстоятельств в произведениях писателей Южного УралаСоставление таблицы
8.Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»Синтаксический разбор предложений из произведений писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений
9.Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиямиПредложения с вводными конструкциями в произведениях писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений
10.Систематизация и обобщение изученного по темеСинтаксические конструкции с чужой речью в произведениях писателей Южного УралаСинтаксический разбор предложений

Класс

№ п/пТема по программе№ урокаТема регионального компонентаВид контроля
Международное значение русского языкаНароды и народности Южного УралаСоставление развернутого плана
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзамСоставление ССП на тему «Город в золотой долине»Составление небольшого текста
Знаки препинания в СППССП в произведениях М.С. ФонотоваСинтаксический разбор предложений
Р.р. Стили речи. Разговорный стильСочинение-рассуждение о природе родного краяНаписание сочинения
Сложные предложения с разными видами связиРецензия на прочитанную статью (на материале местных газет)Написание рецензии
Двоеточие в БСППортретный очерк (о знаменитом земляке)Написание портретного очерка
Русский язык в современном миреРусский литературный язык и его стили. (на материале местных газет и журналов).Составление таблицы

Умения и навыки

В процессе обучения русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

— умения и навыки анализа языкового материала;

— орфографические и пунктуационные навыки;

— умения и навыки связной речи;

— овладеть орфоэпическими, грамматическими и стилистическими нормами литературного языка;

— умение видеть строение слова, выделять морфемы;

— умение видеть строение предложений;

— писать различные виды сочинений и изложений;

— развивать устную и письменную монологическую речь.

Формы обучения

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

— опрос с помощью перфокарт;

— выборочная проверка упражнения;

— самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

— различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

— виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

Источник

Цели обучения русскому языку в современной школе.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

Специальные цели:

— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.

— вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.

— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

— познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

— развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

— воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

— развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников:

— предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении и тексте, требующие выделения знаками препинания

— правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами

— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Задача достижения орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующих в настоящее время норм оценки знаний, умений и навыков обеспечивается, если учитель и ученики видят в орфографии и пунктуации не набор разрозненных правил, а определенные системы.

— вооружение учащихся нормами литературного языка;

— развитие умения связно излагать свои мысли.

Общедидактические (или общепредметные) цели:

— развитие логического мышления;

— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.

Содержание и структура школьного курса русского языка.

Содержание обучения – это состав и структура курса конкретного учебного предмета.

— система лингвистических понятий, которые должны составить знания учащихся о языке и речи,

— орфографические и пунктуационные правила, которые введены в курс русского языка; приобретение умения и навыка применения правил правописания составляет одну из наиболее существенных практических целей обучения русскому языку,

— речевые умения, которые должны быть выработаны в процессе изучения основного курса и уроков развития речи.

Структура курса предполагает конкретное распределение материала по классам, полугодиям, четвертям.

Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.

Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три:

— способы деятельности с языковыми явлениями.

Вшколе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.

При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т.е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *