целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностью

Обучение и воспитание две стороны педагогического процесса

Сегодня я попробую поразмышлять над двумя сторонами педагогического процесса: обучение и воспитание. Как они взаимосвязаны и взаимосвязаны ли? Как личность педагога и качества его характера могут повлиять на обучение или воспитание подрастающего поколения. И кто должен заниматься обучением, а кто воспитанием. Педагоги? Родители? Или все вместе? И, самое главное, как сами дети воспринимают педагогический процесс со стороны обучения и воспитания.

Для начала, давайте разберёмся что общего и в чём различия понятий: обучение и воспитание.

Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение (и в семье, и в школе) ориентировано на усвоение знаний, умений и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки. Если основной результат обучения – усвоение человеком культуры значений, т. е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий, то основной результат воспитания – выработка человеком своей личной культуры смыслов (смысл – это “значение для меня”, мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности.

По моему мнению, обучение и воспитание очень тесно взаимосвязаны. Ведь в процессе обученияпроисходит становление личности ребенка: на примере личности учителя, взаимоотношения с другими учениками,разбора различных конфликтных ситуаций из серии: «Кто прав, кто виноват?». И вот здесь очень важно, что представляет собой педагог, как личность.

Но недопустимо рассматривать процесс обучения и воспитания только с точки зрения образовательных учреждений, ведь основу этих понятий дети получают в своей семье.Как сказал один известный человек: «Воспитание детей- начинается с воспитания их родителей.» Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и, как следствие, накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника или школьника. И если дома ребёнок чувствует себя хорошо, родители проводят с ним свободное время, вникают в его проблемы, но не отнимают у него самостоятельности, значит и в образовательном учреждении у него будет присутствовать доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.

Таким образом, воспитание – условие обучения. Но и обучение, формируя знания и умения, в частности нравственные знания, – условие возвышающего личность воспитания. Информационно-операционная бедность же личности затрудняет формирование ценностной сферы человека. Я считаю, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе.

целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностьюФотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностьюФоторепортаж «Квест «Охота юного натуралиста». Взгляд со стороны» Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б путем решения поставленных задач. Она предполагает общий игровой.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Сценарий осеннего досуга в старших группах «Стороны осени» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей об осени: 1. Закрепить знания о времени года. 2. Продолжать развивать творческий потенциал.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностьюЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностьюТворчество педагогов. Мой взгляд со стороны В этом учебном году в нашем детском саду проходят очень интересные мероприятия, на которых коллеги представляют свой опыт, проводят мастер-классы,.

Источник

Воспитание в целостном педагогическом процессе — Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания

Преодоление функционализма и организация всего образовательного процесса как единого целого достигается на основе концепции целостно-функционального подхода к нему. В школьной практике целостность формируется в результате тесной связи и гармоничного единства всех видов деятельности и педагогических воздействий. Ядром целостности педагогического процесса являются ведущие направления образования. К ним относится, прежде всего, гражданское, духовно-нравственное воспитание, которое объединяет вокруг себя все другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия и воздействия на личность ребенка.

В результате полного использования педагогического потенциала отдельных конкретных педагогических подсистем и их взаимосвязи и взаимодействия друг с другом постепенно формируется целостный образовательный процесс. Трудовое воспитание тесно связано с гражданским, духовным, психологическим, эстетическим, нравственным воспитанием. Физическое воспитание взаимодействует с духовным, трудовым и эстетическим. Нравственность становится прочным фундаментом трудовых отношений, глубоким пониманием истинной человеческой красоты. Образование становится одновременно функциональным и целостным. Общая атмосфера целостной организации жизни и деятельности детей формирует у учащихся такие системные личностные качества, как коллективизм, патриотизм, стремление к гуманистическим идеалам, социальная активность, единство слова и дела, почтительность и чувство собственного достоинства, инициативность и дисциплинированность.

Преодоление противоречий в образовательном процессе, обеспечение его высокой эффективности достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов, образующих его целостность. Эти компоненты целостности образовательного процесса включают:

Детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, основные формы целостности, факторы и условия воспитания;

Образование как основной содержательный элемент целостности;

Общественно полезный производительный труд как главная основа целостности образования;

Внеклассная (вне школы, дома) творческая деятельность как органический элемент целостности;

Воспитание в семье совместно со школой и общиной как необходимое условие для объединения основных сил в целостном образовательном процессе. Рассмотрим и подробно охарактеризуем отдельные элементы целостности образовательного процесса в их взаимосвязи.

целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностью

целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностью

Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания

Важнейшей специфической субъективно-объективной категорией, задаваемой таким объективным родовым понятием, как «образование», и отражающей целенаправленные субъективные усилия людей в обществе по осуществлению сознательной педагогической деятельности, является категория целостного педагогического процесса. Она важна не только сама по себе, как способ осуществления взрослыми воспитания подрастающего поколения, но и как основная системообразующая идея, позволяющая практической педагогике структурировать, взаимодействовать и причинно-следственные связи, наконец, систематизировать, логически и идейно выстроить хаотично перемешанные, запутанные, логически разъединенные и не связанные между собой эмпирические факты и превратить их в педагогическую науку в подлинном смысле слова. Это целостный педагогический процесс, который буквально вбирает в себя все теоретические идеи и практические факты воспитания и расставляет их по своим местам, представляет педагогику как науку в ее логически структурированном системном виде.

Сущность. Целостный педагогический процесс как видовое понятие представляет собой сознательную материализацию человеком всеобщей и абстрактной категории образования как социального явления. Она одновременно отражает идею универсальности образования и конкретизирует ее в многообразии деятельностных моделей, соответствующих субъективно понимаемым, конкретно-историческим обстоятельствам, в различных типах и организационных структурах образования. В самом общем смысле структура целостного педагогического процесса включает следующие логически взаимосвязанные компоненты: Основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, объединение «воспитатель-дети», содержание образования и воспитания, учебно-воспитательные учреждения, диагностика, критерии эффективности.

Цель. Интегративный педагогический процесс — это субъективно-объективное творчество рук человеческих по наиболее эффективной реализации задач преемственности поколений и развития личности, чтобы его социальное назначение полностью совпадало с целью, которую ставят перед ним педагоги. Целостность как существенное свойство, качество педагогической системы, способствующее реализации внешних внутренних целей педагогической деятельности и потому само являющееся целью педагогического творчества, возникает в результате достижения как минимум двух системообразующих моментов. Во-первых, целостность действительно возникает тогда, когда она формируется в педагогическом процессе через взаимодействие всех базовых, основополагающих и развивающих видов деятельности в нем: Учеба, работа, творчество, физкультура, повседневная жизнь. Во-вторых, есть основания говорить о целостности педагогического процесса, когда он одновременно решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Содержание. В целостном педагогическом процессе он состоит из: основ наук или, что не одно и то же, образовательных стандартов; социальных знаний; интеллектуальных, трудовых и других умений и навыков; разнообразных значимых видов познавательной и иной деятельности; явлений художественного мира и массовой культуры, избранных средств передачи информации; культурных, в том числе религиозных знаний; непосредственного участия в различных видах трудовой, спортивной, общественно-политической и досуговой деятельности.

Механизмы и формы проявления. По сути, говоря, механизмы целостного образовательного процесса, то, как он организован, управляется учителем, функционирует под его руководством, являются механизмами педагогической деятельности. Другое дело, что в целостном педагогическом процессе возникают свои традиции, методические приемы, стиль и тон отношений, взаимная принципиальная требовательность всех членов коллектива друг к другу, развиваются добросовестность, взаимоуважение, дружба, взаимопомощь и взаимоподдержка. Все это, несмотря на внешнюю незаметность, оказывает мощное и действенное влияние на воспитание и другие, педагогически эффективные явления. Что касается форм взаимодействия в целостном педагогическом процессе, то среди них можно выделить те, которые систематически формируют и организуют деятельность детей и выполняют некоторые временные функции взаимодействия детей. К системообразующим формам относятся как коллектив учебного заведения в целом, так и функциональные формы, такие как учебная группа, делегация, класс, трудовая бригада, спортивная команда, клуб. В учебной работе это, конечно, урок и другие устойчивые, сопряженные формы приобретения знаний и познавательной деятельности и проявления. Временные функциональные формы включают временные рабочие бригады, лабораторные группы, предпринимательские ассоциации.

Концепция целостного педагогического процесса

Педагогический процесс — это целостный образовательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и взаимодействием субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Его можно сформулировать следующим образом: это процесс, реализующий цели образования и воспитания в целостном и взаимосвязанном виде в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют педагоги и обучающиеся. Или вот еще одно определение, которое также раскрывает один из аспектов педагогического процесса: Организация образовательных отношений, которая заключается в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов, влияющих на развитие ее участников.

В классической педагогике идея цельности педагогического процесса в единстве воспитания и образования оформилась в начале 19 века, что было связано с успешным развитием естествознания, антропологизацией философского знания и диалектики, интеграцией гуманитарных наук. И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие педагогического учения, считая, что образование без нравственного воспитания — средство без цели, а нравственное воспитание без учения — цель без средств. В отечественной педагогике теорию целостного педагогического процесса разрабатывали К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Однако в советский период, когда воспитание молодого поколения в духе определенной идеологии было государственной политикой, вопросы воспитания и обучения в теории и на практике постепенно стали расходиться.

В педагогике четко определились два научных компонента: теория и методология образования и дидактика (теория обучения). Но уже А.С. Макаренко подчеркивал, что под целью воспитания он понимал программу человеческой личности, программу человеческого характера, а в понятие характера он вкладывал «все содержание личности, т.е. характер внешних проявлений и внутреннего убеждения, и политическое воспитание и знание, обязательно весь образ человеческой личности, к которому мы должны стремиться». Это не значит, что обучение как часть целостного педагогического процесса и образование как таковое не имеют специфики. Но «нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание имеет воспитательное действие», — считал Л.Н. Толстой, который в начале своей педагогической деятельности также разделял воспитание и образование.

Структура целостного педагогического процесса

Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: Цель, содержание, формы, деятельность учителя, реализуемая системой педагогически целесообразных задач, методов и средств, и деятельность ученика (группы детей), определяемая его личными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результатом совместной деятельности.

Деятельность педагога — это деятельность специально подготовленного специалиста, поэтому она определяется целями и задачами, вытекающими из социального заказа и реализуемыми в профессиональном сознании педагога. В равной степени педагогически уместными, правильными и адекватными должны быть методы и средства, используемые учителем.

Совсем другая картина, когда мы говорим о деятельности ученика или группы детей. Оно тоже определяется осознаваемыми и неосознаваемыми целями и мотивами, но это личные цели каждого человека и не всегда совпадают с целями группы, и уж тем более с целями педагога. В своей деятельности студент использует те методы и средства, которыми он был наделен в процессе социализации и воспитания, но чем меньше опыта и знаний, тем менее они подходят и адекватны для решаемых задач. Поэтому в педагогическом процессе, в пороговых ситуациях, основная ответственность лежит на том, кто старше и компетентнее, и поэтому, если ребенок виноват, то обычно потому, что он маленький, не знает и не может чего-то сделать; это не может быть основанием для наказаний и ограничений в личностно-ориентированной педагогике. В этом контексте ребенок несет ответственность за свои собственные действия, исходя из возраста, индивидуальных и гендерных особенностей, уровня образования и воспитания, а также степени, в которой он способен сознательно ставить цели своей деятельности и нести за нее ответственность.

Даже из такого краткого описания ясно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. В авторитарной педагогике расхождение между этими видами деятельности часто очень велико. В гуманистически ориентированной педагогике, которая основана на взаимодействии и сотрудничестве, невозможно осуществлять педагогическую деятельность без постоянного контакта с детьми, внимания к психическому и физическому состоянию ученика, его проблемам, мотивам его поведения. Следовательно, для достижения желаемого положительного результата педагогический процесс может быть организован только как процесс взаимодействия, в котором проявляются информационные, коммуникативные (связи общения), организационные и деятельностные связи между субъектами взаимодействия.

Каждый процесс осуществляется ради определенного результата. Результатом взаимодействия в целостном педагогическом процессе является система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Функции целостного педагогического процесса

Целостный педагогический процесс имеет следующие функции:

Педагогика проявляется во всем: в образовательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с учеником, в личности педагогов и их профессионализме, в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Образование реализуется прежде всего в учебном процессе, а также во всех видах внеклассной работы, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении человеческой культуры как суммы знаний, умений, навыков, опыта, творческой деятельности и отношений.

Развитие — развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании новых качеств, новых навыков. «Развитие ребенка и, следовательно, педагогического процесса — это непрерывное движение вверх, требующее все больших усилий, прежде всего, самого ребенка» (П.П. Блонский). Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, но интенсивность развития, конечно, определяется в зависимости от того, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационно-познавательной сферы обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний, умений и навыков с уровнем развития обучаемого.
Л.С. Выготский разработал теорию о зонах развития, которая заключается в том, что если образование предлагает ребенку то, что он знает и умеет делать сам, то оно опережает зону актуального развития ребенка и его влияние незначительно. Образование находится на одном уровне с развитием ребенка, когда он может делать то, что мы предлагаем. Это настоящая зона развития. Развитие ребенка ускоряется, когда он может сказать: «Я могу сделать это сегодня, но с некоторым усилием или помощью». Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону наиболее эффективна в педагогическом взаимодействии. Московскому педагогу-новатору С.Н. Лысенковой удалось найти оригинальное практическое решение организации учебного процесса в массовой школе с ориентацией на зону ближайшего развития, свое педагогическое озарение она назвала опережающим обучением. Смысл этого подхода заключается в том, что, зная все темы учебной программы начальной школы, которые вызывают наибольшие трудности в обучении, она начинает включать такую тему за 20-40 часов в план урока в конце каждого урока, оставляя на нее несколько минут. Предполагается, что это сложная математическая задача. Сегодня учитель предложил его в конце урока, но никто из детей не справился, но двое детей написали условие на листке бумаги, и один решил его дома самостоятельно, а другому помогли взрослые. Завтра учитель снова приходит с такой же задачей; двое из учеников решают ее, а трое задумываются над ней. Через сорок уроков, когда практически все в классе либо освоили решение таких задач, либо некоторые дети еще нуждаются в небольшой доработке, нет необходимости тратить большое количество школьных уроков на эту тему. В результате С.Н. Лысенкова успела позаниматься с детьми двух с половиной, трех четвертей лет, неудач практически не было, изменилось отношение к школе, к обучению, стало интересно детям с разными возможностями: сильный имеет возможность получать более трудные задания, слабый не становится отстающим, он становится успешным, осваивающим, у него нет неудач и пробелов в полученных знаниях. Образовательный процесс направлен не только на высокий уровень развития каждого ученика с ориентацией на его зону ближайшего развития, но и на глубоко человеческую основу.

Однако воспитание может и навредить развитию: либо предъявляя необоснованно высокие требования, либо полностью лишая ребенка активности и инициативы (чрезмерная опека).

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностью

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностью

целостное и взаимосвязанное воспитание и обучение характеризующееся совместной деятельностью

Аннотация: В науке существует множество определений понятия «педагогический процесс».

Статья:

На современном этапе вся система образования, в том числе и педагогический процесс, приобретают новые качественные характеристики и изменения. Педагогический процесс является одной из основополагающих категорий педагогической науки. Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения важно определить сущность педагогического процесса современного ДОУ.

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П. Ф. Каптеревым, ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление. Проблемы изучения педагогического процесса были охарактеризованы в работах П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, А. П. Пинкевича [1, c. 102].

В науке существует множество определений понятия «педагогический процесс». Понятие «педагогический процесс» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под педагогическим процессом понимается совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи [2, с. 173].

Так, педагогический процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. В узком смысле педагогический процесс представляет собой сосредоточение содержания обучения, его средств, форм, методов организации на какой – то более конкретной задаче [2, с. 173].

Рассмотрим определения понятия «педагогический процесс» в трудах ученых.

М. А. Данилов понимает педагогический процесс как внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Педагог считает, что педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям [4, с. 67].

Г.М. Коджаспирова определяет педагогический процесс как целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, который характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности [5, с. 56].

По определению Ю.К. Бабанского, педагогический процесс – это «процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации» [6, с. 38].

Ш. А. Амонашвили характеризовал педагогический процесс как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса. В педагогическом процессе учитель (воспитатель) выполняет функцию посредника. Посредничество учителя (воспитателя) состоит в том, чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом возвести, поднять его до учебного материала [7, с. 38-39].

Исследователи выделяют в развитии педагогических процессов различные этапы. Так, И. П. Подласый выделяет:

заключительный [2, с. 173].

Остановимся подробно на каждом этапе.

На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель и конкретные задачи, планируются и подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания на современном этапе это концепция личностно – ориентированного подхода, предполагающего соблюдение воспитателем Декларации прав ребенка [2, с. 173].

Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбирая компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы и прогнозированием результатов.

На втором основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянный контроль за промежуточными результатами. Контроль помогает обнаружить отклонения и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку внести изменения и дополнения в реализацию воспитательно-образовательных задач [2, с. 173].

На третьем заключительном этапе производится анализ результатов и установление причин образования недостатков в воспитании. Еще раз рассматривается правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным [2, с. 174].

Итак, этапы педагогического процесса являются важным составляющим звеном педагогического процесса, при этом этапы педагогического процесса имеют свою структуру и содержание, где каждый из них подразумевает определенные цели и задачи.

Рассматривая структуру педагогического процесса, можно выделить его структурные компоненты. Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств, и деятельность ученика (воспитанника, детского коллектива), определяемая его личностными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результат совместной деятельности [5, с. 58].

В структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты:

Контрольно-оценочный [5, с. 58].

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса, который представляет собой взаимосвязанные цели воспитания (общую, индивидуальную и частные), с одной стороны, и содержание учебно-воспитательной работы, с другой стороны, в котором реализуются цели воспитания. Понятие цели воспитания наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в соответствии с возрастом взаимодействующих субъектов, особенностями педагогических условий [5, с. 59].

В качестве организационно-деятельностного компонента педагогического процесса рассматривается управление воспитательной деятельностью педагогами (это можно назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника) и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой проявляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели. Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников [5, с.60].

Эмоционально-мотивационный компонент педагогического процесса характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают, естественно, мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса [5, с.60].

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса, который включает в себя, прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности [5, с. 60].

С.Л. Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его деятельность фактором является оценка этой деятельности.

Важной составной частью этого компонента структуры педагогического процесса являются самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии [5, с.61].

Таким образом, в содержательно-целевом компоненте педагогического процесса важно учитывать взаимосвязанные цели воспитания, которые наполняется определенным содержанием знаний, умений и навыков. При формировании организационно-деятельностного компонента педагогического процесса осуществляется управление и организация воспитательной деятельности. В основе эмоционально-мотивационного компонента лежат эмоциональные отношениями между его субъектами. В качестве заключительного компонента выступает контрольно-оценочный, подразумевающий контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников т. е. подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что педагогический процесс является важной частью любого образовательного учреждения, так как правильно организованный педагогический процесс способствует успешному усвоению детьми новых знаний, умений и навыков. С помощью этапов педагогического процесса можно создать среду, в которой происходит активное взаимоотношение воспитателя и воспитуемых, так как каждый этап подразумевает определенные цели и задачи воспитания и обучения.

Список используемых источников:

Фролова А. Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А. Н. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Издательство Владос, 2010. – 648с.

Данилов М. А. Педагогический процесс как объект педагогической теории/Сб. науч. тр. Вопросы обучения и воспитания. Сост.и ред. Э. Г. Костяшкин. – М.,1989. – С. 54-84

Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 352 с.

Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.

Амоношвили Ш. А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 254 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *