целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет

Методы обучения двигательным действиям

целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет

целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет

целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

1 подгруппа: методы обучения двигательным действиям;

2 подгруппа: методы воспитания физических качеств.

1 подгруппа. Методы обучения двигательным действиям:

Общепедагогические методы обучения и воспитания:

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

1. Словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды и указания).

Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. Применяется при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий.

Разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет

Инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

Комментарии в краткой форме оценка качества выполнения задания.

Распоряжение словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Команда – это сигнал к немедленному началу или окончанию двигательного действия (строевые и спортивные команды). Пример.

Методы обеспечения наглядности

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий.

К ним относят:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнения); Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова;

2) метод опосредованной наглядности (демонстрация видеофильмов, кинограмм, рисунков, схем и т.п.);

3) метод направленного прочувствования двигательных действий (направляющая помощь преподавателя, выполнение упражнений в замедленном темпе;фиксация положений, использование спец. тренажеров и т.п.);

4) метод срочной информации (свето-звуколидеры, электромишени, велоэргометры, беговые дорожки и т.п.).

Источник

Методы обучения двигательным действиям.

По особенностям подхода к освоению структуры целостного действия можно выделить следующие методы:

1.Метод целостно-конструктивного упражнения заключается в много­кратном повторении двигательного действия в целом. Применяется на любом этапе обучения при сравнительно простом упражнении достаточно высоком уровне подготовленности обучаемых. Метод наиболее эффективен на этапах закрепления и совершенствования двигательного действия.

2.Метод расчлененно-конструктивного упражнения. При таком методе система движений расчленяется на относительно самостоятельные (подсис­темы), которые разучиваются с последующим соединением в единое целое. Метод обучения «по частям» используется на начальном этапе разучивания сложных двигательных действий, на последующих этапах, когда нужно пере­строить технику действий или исправить ошибки.

3.Метод сопряженного воздействия, когда совершенствование двига­тельного действия осуществляется одновременно с развитием физических качеств.

Варианты метода целостного выполнения двигательного действия:

1. Повторное исполнение с последовательной отработкой частей двига­тельного действия.

2. Исполнение с отработкой деталей техники.

3. Повторное стандартное исполнение в целях закрепления двигатель­ного навыка.

4. Исполнение визменяющихся условиях и ситуациях внешней обстановки.

5. Исполнение (использование) в условиях неблагоприятного состояния
организма (на фоне утомления, сильных эмоций и т.д.).

6. Исполнение с возрастающими усилиями и скоростями.
Варианты метода обучения «по частям»:

1.Раздельное разучивание частей действия с последующим объедине­нием в целое.

2.Последовательное обучение частям действия с постепенным их со­единением друг с другом (способ «наращивания»).

3.Кратковременное вычленение части действия для уточнения.

4. Отработка частей действия в форме «подводящих упражнений».
Классификация видов нагрузки по признаку ее динамичности или стабильности, по направленности воздействия.

По характеру мышечной работы: стандартные нагрузки и переменные (прогрессирующие, убывающие, варьирующие).

По направленности воздействия: избирательного и комплексного воздействия.

Отдых между нагрузками может быть пассивным (относительный по­кой, отсутствие двигательной деятельности) и активный (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление).

В процессе физического воспитания могут использоваться три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.

Непрерывный способ повышения нагрузки характеризуется относи­тельно равномерным (от занятия к занятию, от недели к неделе и т.д.) повы­шением ее объема и интенсивности.

Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в неоднократ­ном чередовании этапов ее стабилизации (на протяжении нескольких заня­тий) и последующего увеличения.

Волнообразный способ повышения нагрузки заключается в периодиче­ском колебании объема и интенсивности выполняемых упражнений.

Компоненты тренировочной нагрузки:

1. Характер упражнения: упражнения общего воздействия (задейство­вано 2/3 и более объема мышечной массы), частичного воздействия (от 1/3 до 2/3 объема мышечной массы), локального воздействия (до 1/3 объема мы­шечной массы).

2. Интенсивность работы (восстанавливающая, поддерживающая, раз­вивающая).

3. Объем (число повторений упражнений, длительность работы и т.д.).

4. Продолжительность и характер отдыха.

Методы упражнения со стандартной нагрузкой: непрерывный, интер­вальный. Интервалы отдыха могут быть стандартными и переменными. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равно­мерном, так и в переменном режиме.

Варианты интервального метода упражнения: метод повторного уп­ражнения и метод повторно-серийного упражнения.

Методы упражнения с переменной нагрузкой: непрерывный метод с переменной нагрузкой, методы интервального упражнения с переменной на­грузкой (метод интервального упражнения с прогрессирующей, убывающей, варьирующей интенсивностью) нагрузкой.

Методы упражнения комбинированного типа:

— метод непрерывного повторно-переменного упражнения;

— метод непрерывного повторно-прогрессирующего упражнения;

— метод интервального упражнения с убывающими (возрастающими,
варьирующими и т.д.) интервалами отдыха.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная дея­тельность организуется на основе содержания условий и правил игры, в ус­ловиях постоянного и случайного изменения ситуаций, противодействия и взаимодействия играющих.

— относительно самостоятельный выбор решений двигательной зада­чи;

— многообразие двигательных задач и внезапное возникновение их в условиях постоянно изменяющейся ситуации;

— сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процес­се игры.

Соревновательный метод предполагает использование (выполнение) физических упражнений в условиях состязаний.

Он характеризуется некоторыми чертами строго регламентированного упражнения (четкая унификация состава действий, порядок их выполнения, способы оценки результатов и др.).

Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и психических сил и способностей человека, затрудняет дозиро­вание нагрузки и регуляцию эмоциональных состояний.

По назначению все методы речевого воздействия можно условно объединить в следующие группы:

1.Методы передачи знаний: рассказ, описание, объяснение и т.д.

2.Методы управления деятельностью: команды, распоряжения, прика­зания.

3.Методы анализа и оценки деятельности: разбор, замечание, словес­ная оценка и т.д.

Основу группы методов идеомоторного и психорегулирующего упраж­нения составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных пред­ставлений для самовоздействия на физическое и психическое состояние, ре­гулирование его и обеспечение готовности к действию.

Группы методов наглядного воздействия.

Наглядность в широком смысле этого слова обеспечивается в физиче­ском воспитании всей совокупностью воздействия на органы чувств, приво­дящей к формированию образа движений.

В зависимости от воздействия на те или иные сенсорные системы мож­но выделить следующие группы наглядности:

2.Методы звуковой (слуховой) наглядности.

Кроме этого используются методы срочной информации (динамомет­ры, пьезодатчики, хронометры и т.д.) и автоматизированное оперативное программирование некоторых параметров двигательной деятельности в соче­тании с экспресс-контролем за выполнением заданной программы (например, использование кардиолидера, сумматора пульса и т.д.).

Вариант классификации методов обучения.

1. Словесные методы обучения.

— методы передачи и приобретения знаний (рассказ, описание, объяс­нение, беседа, прослушивание магнитофонных записей, самостоя­тельное изучение литературных источников);

— методы воспроизведения знаний и обмена ими (ответ, отчет, дискус­сия);

— методы управления деятельностью занимающихся (постановка за­дач, указание, распоряжение, команда, инструктирование);

— методы стимулирования и саморегуляции (разбор, оценка, самопроговаривание программы действий);

2. Наглядные методы обучения:

— методы зрительного воздействия (показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонная демонстрация, зрительное ориентирование);

— методы наглядно-звукового воздействия (использование акустиче­ской и светосигнальной систем демонстрации);

— методы проприоцептивного воздействия («проводка по движению», принудительное ограничение параметров движений и т.д.).

Практические методы обучения:

— методы строгого регламентированного упражнения (методы форми­рования представлений о двигательных действиях, методы овладе­ния основами техники физических упражнений, методы закрепления двигательных навыков).

— методы частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).

Источник

Целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет

Основным методическим направлением в процессе физичес­кого воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения зак­лючается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осва­ивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруп­пы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы вос­питания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтро­лируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при ос­воении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленен­но-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала присту­пают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив­ности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич­ными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь­ное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от­дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер­валами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).

целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет

Рис. 5. Метод круговой тренировки

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рас­сматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Источник

Методы физического воспитания

Слово «метод» означает способ, приём выполнения какого-либо физи­ческого упражнения или способы применения физических упражнений.

Знание методов обучения позволяет спортивному педагогу успешно ре­шать поставленные в уроке (спортивной тренировке) задачи.

К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:

1. Методы строго регламентированного упражнения (чёткое опреде­ление объёма выполняемой работы).

2. Игровой метод ( использование упражнений в игровой форме).

3. Соревновательный метод ( использование упражнений в соревно­вательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя:

1. Словесные методы.

2. Методы наглядного восприятия.

Методы строго регламентированного упражнения включают: мето­ды обучения новым двигательным действиям и методы воспитания фи­зических качеств.

При обучении новым двигательным действиям применяют изучение упражнения в целом (когда упражнение простое и знакомое для воспи- туемых) и по частям (когда упражнение сложное, и для доходчивого обучения его делят по частям).

Методы обучения двигательным действиям

1. Целостный метод ( метод целостно-конструктивного упражнения).

3. Сопряжённого воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двига­тельного действия осваивается с самого начала в целостной своей струк­туре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно-несложные движения (например бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Расчлененно-конструктивный метод Применяется на начальных этапах обучения. Сложное двигатель­ное действие расчленяется на отдельные фазы или элементы с поочерёд­ным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При его применении необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двига­тельного действия, а затем в случае необходимости выделять из не­го элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнение таким образом, чтобы выде­ленные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Сначала приступают к разучиванию упражнения в целом. Затем ос­ваивают самые трудные элементы и в заключение возвращаются к це­лостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия Применяется для совершенствования разученных двигательных дейс­твий, улучшения результативности, совершенствования вариативности техники для применения её в любых условиях. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённые снаряды: копьё, диск, молот, бегает с утяжелённым поясом и т.д. В этом случае происходит совершенствова­ние техники движения и развиваются физические качества.

Методы воспитания физических качеств. Методы строго регламентированного упражнения применяются для воспитания физических качеств, представляют собой различные ком­бинации нагрузок и отдыха. Результатом являются достижение и за­крепление адаптационных перестроек в организме. Применяются ме­тоды со стандартными и нестандартными нагрузками.

Метод стандартно-непрерывного упражнения. Представляет собой непрерывную мышечную деятельность без из­менения интенсивности ( как правило, умеренный). Наиболее типич­ными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (на­пример, длительный бег, ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде и др. виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упраж­нение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно — интервального упражнения. Это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различ­ные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом

применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убыва­ющей нагрузкой. Основными разновидностями метода переменного уп­ражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризующийся мышечной деятельностью, которая проводится в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Разновидности этого метода выглядят следую­щим образом:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (перемен­ный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняю­щейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комп­лекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности на­грузок.

Метод переменно-интервального упражнения

Для него характерно наличие интервалов отдыха между нагрузками.

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное уве­личение веса штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервала­ми отдыха между подходами);

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (на­пример, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60- 70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следу­ющем порядке — 800+400+200+100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *