целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет
Методы обучения двигательным действиям
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:
1 подгруппа: методы обучения двигательным действиям;
2 подгруппа: методы воспитания физических качеств.
1 подгруппа. Методы обучения двигательным действиям:
Общепедагогические методы обучения и воспитания:
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
1. Словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, лекция, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды и указания).
Описание — предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. Применяется при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий.
Разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
Инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
Комментарии— в краткой форме оценка качества выполнения задания.
Распоряжение — словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д.
Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Команда – это сигнал к немедленному началу или окончанию двигательного действия (строевые и спортивные команды). Пример.
Методы обеспечения наглядности
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий.
К ним относят:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнения); Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова;
2) метод опосредованной наглядности (демонстрация видеофильмов, кинограмм, рисунков, схем и т.п.);
3) метод направленного прочувствования двигательных действий (направляющая помощь преподавателя, выполнение упражнений в замедленном темпе;фиксация положений, использование спец. тренажеров и т.п.);
4) метод срочной информации (свето-звуколидеры, электромишени, велоэргометры, беговые дорожки и т.п.).
Методы обучения двигательным действиям.
По особенностям подхода к освоению структуры целостного действия можно выделить следующие методы:
1.Метод целостно-конструктивного упражнения заключается в многократном повторении двигательного действия в целом. Применяется на любом этапе обучения при сравнительно простом упражнении достаточно высоком уровне подготовленности обучаемых. Метод наиболее эффективен на этапах закрепления и совершенствования двигательного действия.
2.Метод расчлененно-конструктивного упражнения. При таком методе система движений расчленяется на относительно самостоятельные (подсистемы), которые разучиваются с последующим соединением в единое целое. Метод обучения «по частям» используется на начальном этапе разучивания сложных двигательных действий, на последующих этапах, когда нужно перестроить технику действий или исправить ошибки.
3.Метод сопряженного воздействия, когда совершенствование двигательного действия осуществляется одновременно с развитием физических качеств.
Варианты метода целостного выполнения двигательного действия:
1. Повторное исполнение с последовательной отработкой частей двигательного действия.
2. Исполнение с отработкой деталей техники.
3. Повторное стандартное исполнение в целях закрепления двигательного навыка.
4. Исполнение визменяющихся условиях и ситуациях внешней обстановки.
5. Исполнение (использование) в условиях неблагоприятного состояния
организма (на фоне утомления, сильных эмоций и т.д.).
6. Исполнение с возрастающими усилиями и скоростями.
Варианты метода обучения «по частям»:
1.Раздельное разучивание частей действия с последующим объединением в целое.
2.Последовательное обучение частям действия с постепенным их соединением друг с другом (способ «наращивания»).
3.Кратковременное вычленение части действия для уточнения.
4. Отработка частей действия в форме «подводящих упражнений».
Классификация видов нагрузки по признаку ее динамичности или стабильности, по направленности воздействия.
По характеру мышечной работы: стандартные нагрузки и переменные (прогрессирующие, убывающие, варьирующие).
По направленности воздействия: избирательного и комплексного воздействия.
Отдых между нагрузками может быть пассивным (относительный покой, отсутствие двигательной деятельности) и активный (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление).
В процессе физического воспитания могут использоваться три способа повышения нагрузки: непрерывный, ступенчатый, волнообразный.
Непрерывный способ повышения нагрузки характеризуется относительно равномерным (от занятия к занятию, от недели к неделе и т.д.) повышением ее объема и интенсивности.
Ступенчатый способ повышения нагрузки заключается в неоднократном чередовании этапов ее стабилизации (на протяжении нескольких занятий) и последующего увеличения.
Волнообразный способ повышения нагрузки заключается в периодическом колебании объема и интенсивности выполняемых упражнений.
Компоненты тренировочной нагрузки:
1. Характер упражнения: упражнения общего воздействия (задействовано 2/3 и более объема мышечной массы), частичного воздействия (от 1/3 до 2/3 объема мышечной массы), локального воздействия (до 1/3 объема мышечной массы).
2. Интенсивность работы (восстанавливающая, поддерживающая, развивающая).
3. Объем (число повторений упражнений, длительность работы и т.д.).
4. Продолжительность и характер отдыха.
Методы упражнения со стандартной нагрузкой: непрерывный, интервальный. Интервалы отдыха могут быть стандартными и переменными. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме.
Варианты интервального метода упражнения: метод повторного упражнения и метод повторно-серийного упражнения.
Методы упражнения с переменной нагрузкой: непрерывный метод с переменной нагрузкой, методы интервального упражнения с переменной нагрузкой (метод интервального упражнения с прогрессирующей, убывающей, варьирующей интенсивностью) нагрузкой.
Методы упражнения комбинированного типа:
— метод непрерывного повторно-переменного упражнения;
— метод непрерывного повторно-прогрессирующего упражнения;
— метод интервального упражнения с убывающими (возрастающими,
варьирующими и т.д.) интервалами отдыха.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания условий и правил игры, в условиях постоянного и случайного изменения ситуаций, противодействия и взаимодействия играющих.
— относительно самостоятельный выбор решений двигательной задачи;
— многообразие двигательных задач и внезапное возникновение их в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
— сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.
Соревновательный метод предполагает использование (выполнение) физических упражнений в условиях состязаний.
Он характеризуется некоторыми чертами строго регламентированного упражнения (четкая унификация состава действий, порядок их выполнения, способы оценки результатов и др.).
Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и психических сил и способностей человека, затрудняет дозирование нагрузки и регуляцию эмоциональных состояний.
По назначению все методы речевого воздействия можно условно объединить в следующие группы:
1.Методы передачи знаний: рассказ, описание, объяснение и т.д.
2.Методы управления деятельностью: команды, распоряжения, приказания.
3.Методы анализа и оценки деятельности: разбор, замечание, словесная оценка и т.д.
Основу группы методов идеомоторного и психорегулирующего упражнения составляет специально направленное использование внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для самовоздействия на физическое и психическое состояние, регулирование его и обеспечение готовности к действию.
Группы методов наглядного воздействия.
Наглядность в широком смысле этого слова обеспечивается в физическом воспитании всей совокупностью воздействия на органы чувств, приводящей к формированию образа движений.
В зависимости от воздействия на те или иные сенсорные системы можно выделить следующие группы наглядности:
2.Методы звуковой (слуховой) наглядности.
Кроме этого используются методы срочной информации (динамометры, пьезодатчики, хронометры и т.д.) и автоматизированное оперативное программирование некоторых параметров двигательной деятельности в сочетании с экспресс-контролем за выполнением заданной программы (например, использование кардиолидера, сумматора пульса и т.д.).
Вариант классификации методов обучения.
1. Словесные методы обучения.
— методы передачи и приобретения знаний (рассказ, описание, объяснение, беседа, прослушивание магнитофонных записей, самостоятельное изучение литературных источников);
— методы воспроизведения знаний и обмена ими (ответ, отчет, дискуссия);
— методы управления деятельностью занимающихся (постановка задач, указание, распоряжение, команда, инструктирование);
— методы стимулирования и саморегуляции (разбор, оценка, самопроговаривание программы действий);
2. Наглядные методы обучения:
— методы зрительного воздействия (показ упражнений, демонстрация наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонная демонстрация, зрительное ориентирование);
— методы наглядно-звукового воздействия (использование акустической и светосигнальной систем демонстрации);
— методы проприоцептивного воздействия («проводка по движению», принудительное ограничение параметров движений и т.д.).
Практические методы обучения:
— методы строгого регламентированного упражнения (методы формирования представлений о двигательных действиях, методы овладения основами техники физических упражнений, методы закрепления двигательных навыков).
— методы частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).
Целостный метод входящий в группу методов обучения двигательным действиям позволяет
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.
Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).
Рис. 5. Метод круговой тренировки
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Более подробно методы воспитания физических качеств рассматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».
Методы физического воспитания
Слово «метод» означает способ, приём выполнения какого-либо физического упражнения или способы применения физических упражнений.
Знание методов обучения позволяет спортивному педагогу успешно решать поставленные в уроке (спортивной тренировке) задачи.
К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:
1. Методы строго регламентированного упражнения (чёткое определение объёма выполняемой работы).
2. Игровой метод ( использование упражнений в игровой форме).
3. Соревновательный метод ( использование упражнений в соревновательной форме).
Общепедагогические методы включают в себя:
1. Словесные методы.
2. Методы наглядного восприятия.
Методы строго регламентированного упражнения включают: методы обучения новым двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.
При обучении новым двигательным действиям применяют изучение упражнения в целом (когда упражнение простое и знакомое для воспи- туемых) и по частям (когда упражнение сложное, и для доходчивого обучения его делят по частям).
Методы обучения двигательным действиям
1. Целостный метод ( метод целостно-конструктивного упражнения).
3. Сопряжённого воздействия.
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно-несложные движения (например бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Расчлененно-конструктивный метод Применяется на начальных этапах обучения. Сложное двигательное действие расчленяется на отдельные фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При его применении необходимо соблюдать следующие правила:
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнение таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Сначала приступают к разучиванию упражнения в целом. Затем осваивают самые трудные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия Применяется для совершенствования разученных двигательных действий, улучшения результативности, совершенствования вариативности техники для применения её в любых условиях. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённые снаряды: копьё, диск, молот, бегает с утяжелённым поясом и т.д. В этом случае происходит совершенствование техники движения и развиваются физические качества.
Методы воспитания физических качеств. Методы строго регламентированного упражнения применяются для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Результатом являются достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Применяются методы со стандартными и нестандартными нагрузками.
Метод стандартно-непрерывного упражнения. Представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности ( как правило, умеренный). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде и др. виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно — интервального упражнения. Это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом
применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризующийся мышечной деятельностью, которая проводится в режиме с изменяющейся интенсивностью. Разновидности этого метода выглядят следующим образом:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения
Для него характерно наличие интервалов отдыха между нагрузками.
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное увеличение веса штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60- 70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800+400+200+100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).