целью обучения говорению является
Цели обучения говорению в средней школе
В Программе говорится, что основной целью обучения говорению является развитие умения учащихся осуществлять устное речевое (диалогическое, монологическое, полилогическое) общение в соответствии с целями, задачами и условиями коммуникации, с соблюдением норм речевого и неречевого этикета.
По окончании школы любого типа учащиеся должны:
а) общаться в условиях непосредственного контакта, понимать и реагировать на устное высказывание партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа;
б) рассказывать о себе, и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации.
Умение говорения будет отличаться у учащихся разных школ степенью корректности, прочностью сформированности, охватом сфер, тем и ситуаций общения. По окончании базового курса учащиеся должны осуществлять общение в наиболее типичных повседневных ситуациях. В речи учащихся допускаются ошибки, не нарушающие коммуникацию. Выпускники гимназий должны владеть таким набором речевых умений, которые позволили бы им общаться в большем количестве ситуаций, при этом также допускаются неточности с использованием языковых средств. Подготовка выпускников гимназий должна отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться языком с учетом избранных профессиональных и личных интересов. Их высказывания должны характеризоваться разнообразием языковых средств, включая речевые и этикетные формулы, развернутостью и обоснованностью суждений.
Конкретизация задач обучения связанна с уточнением коммуникативных намерений и речевых умений, необходимых для реализации тех или иных коммуникативных задач. Мы поговорим об этом подробнее в следующих лекциям, посвященных обучению диалогической и монологической формам общения.
Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. «Основу обучения иностранным языкам составляет процесс иноязычного общения»[5, 14].
Предметом общения являются взаимоотношения собеседников. В какой-то момент у общающихся появляется потребность вступить в контакт, которая становится мотивом деятельности.
Цель общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, т.е. изменение их. Измененные взаимоотношения становятся результатом общения.
Существуют, как известно, три способа общения: перцептивный (когда люди воспринимают друг друга зрительно, интуитивно), интерактивный (когда люди взаимодействуют друг с другом) и информационный (когда они обмениваются мыслями, идеями, духовными ценностями, интересами). Эти три способа могут использоваться и отдельно и в совокупности.
Единицей общения является акт общения, в котором участвуют как минимум два человека. Каждый из них в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, новые мысли, новые намерения. Поэтому можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации. Благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность.
Различают условно два вида общения:
1) ролевое общение, которое реализует общественные отношения в их явном виде (например, роль учителя и роль ученика; врача и пациента), они могут быть в той или иной степени личностно окрашены;
2) личностное общение, которое реализует личностные отношения в их явном виде, (они могут быть в разной степени окрашены ролью человека в обществе). Так, учитель и ученик могут вести себя в зависимости не только от правил, предписанных ролью учителя и ролью ученика, но и как личности со всеми ее составляющими – мировоззрением, личным опытом, чувствами и эмоциями, интересами статусом в коллективе.
Е.И.Пассов считает, что для успешного обучения говорению учитель и ученик должны стать «речевми партнерами», т. е. на уроке иностранного языка обязательно должно осуществляться личностное общение. Между учителем и учащимися должны установиться какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, учебных, т.е. общение должно быть не ролевое, общение учителя и ученика, а индивидуальностей, которые видят друг в друге не официальный статус, а речевого партнера.
Говорение как вид продуктивный вид речевой деятельности. Цели, задачи и содержание обучения говорению на иностранном языке
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Говорение как вид продуктивный вид речевой деятельности. Цели, задачи и содержание обучения говорению на иностранном языке
Говорение в современных Примерных программах по иностранному языку занимает важное место. Сегодня целью в области иностранных языков является создание условий для личностного становления и развития личности с помощью изучаемого языка. В настоящее время актуальной является подготовка в системе в процессе обучения языку как средству общения и познания другой культуры и осознания своих лингвокультурных истоков. Данная цель реализуется за счет: во-первых, воспитания у учащегося средствами учебного предмета «иностранный язык» социально значимых качеств и личностных свойств; во-вторых, расширения его индивидуальной картины мира за счет приобщения к языковой и концептуальной картинам мира носителей изучаемого языка; в-третьих, приобщения его к иной языковой системе, ознакомления с иной системой ценностей и лучшего осознания им своих «истоков» и «корней», общности с «чужим» и отличия от «иного»; в-четвертых, овладения им предметными знаниями, языковыми и речевыми навыками, коммуникативными умениями и способами познавательной деятельности на изучаемом неродном языке и с помощью этого языка. Иными словами, современная цель обучения иностранным языкам есть образовательный результат в единстве коммуникативных и ключевых компетенций. Перейдем к анализу другой базовой категории методики — содержания обучения иностранным языкам. Под содержанием обучения следует понимать то, чему учить учащихся, на основании чего их воспитывать, осуществлять их образование и развитие. Из представленного выше определения содержания обучения ясно, что в эту категорию входит все то, что вовлекается в преподавательскую деятельность учителя, учебную деятельность учащегося, учебный материал, а также процесс его усвоения. Содержание обучения иностранным языкам находится под воздействием таких факторов, как: уровень развития методической науки и сопряженных с нею наук, подход к обучению, условия (в широком понимании) обучения, традиции в обучении иностранным языкам и др. Деятельностный характер обучения иностранному языку, сложность и многоаспектность цели обучения учебному предмету, которая связана с приобщением школьников к лингвокультурному опыту, включающему в себя опыт общения и познания на изучаемом языке, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к изучаемым языку и культуре, окружающей действительности и т.п., диктуют необходимость рассматривать содержание обучение иностранным языкам как сложную многокомпонентную подсистему в целостной системе обучения иностранным языкам. Компоненты данной подсистемы, находясь в иерархической зависимости друг от друга, объединяются в четыре взаимосвязанные блока, а именно: единицы языка и речи; темы, проблемы, предметы речи; речевые действия; чувства и эмоции.
Согласно словарю методических терминов и понятий Щукина А.Н. Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение.П роведенные исследования с большой очевидностью свидетельствуют, что содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме и реализуется в двух видах: монологической и диалогической, которые изображены в таблице формы устно-речевого общения (Схема №1).
Схема №1. Формы устно-речевого общения
В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорение является одной из основных целей обучения языку. Различают инициативное (активное) говорение (или инициативная речь), реактивную (ответную) речь, репродуктивную (стохастическую) речь. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму С методической точки зрения целесообразно разграничивать сам процесс говорения (речевую деятельность) и результат говорения (речевое произведение, фиксируемое памятью или письмом). В таком случае речь есть исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком; способ формирования и формулирования мыслей посредством языка[18 ] Речевая деятельность в данном вопросе рассматривается как активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений. Речевая деятельность – общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи и ее восприятию, к процессам говорения и слушания, к результату деятельности, выраженному в форме высказывания, дискурса, текста. Речевая деятельность – это процесс реализации мысли в слове. Толкование понятия «Речевая деятельность» у разных авторов неодинаково, и даже существовала точка зрения, что в действительности есть только система речевых действий, входящих в какую-либо деятельность[20] Для современной методики характерно достаточно четкое разграничение «трех аспектов языковых явлений»[36], подлежащих усвоению на занятиях по языку (язык-речь-речевая деятельность), и рассмотрение речевой деятельности в качестве ведущего аспекта при практической направленности обучения. Принято выделять основные и вспомогательные виды речевой деятельности. Первые подразделяются на продуктивные (направленные на порождение и сообщение информации – это говорение и письменная речь) и рецептивные (ориентированы на прием информации – это аудирование и чтение).
Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование, артикулирование и внимание. Таким образом в говорении задействованы психологические процессы Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы:
1) побудительно-мотивационную, при которой проявляется потребность человека в общении под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания;
2) аналитико-синтетическую, представленную в виде свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);
3) исполнительную – звуковое и интонационное оформление мысли (на начальном этапе обучения переход от программы высказывания к ее исполнению происходит через родной язык);
4) контролирующую, задача которой – сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном.
Целью обучения говорению является
Цели обучения говорению.
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально-детерминированных ситуациях.
По окончании школы любого типа учащиеся должны:
а) общаться в условиях непосредственного контакта, понимать и реагировать на устное высказывание партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа;
б) рассказывать о себе, и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации.
Подготовка выпускников гимназий и лингвистических лицеев должна отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться языком с учетом избранных профессиональных и личных интересов. Их высказывания должны характеризоваться разнообразием языковых средств, включая речевые и этикетные формулы, развернутостью и обоснованностью суждений.
Конкретизация задач обучения связанна с уточнением коммуникативных намерений и речевых умений, необходимых для реализации тех или иных коммуникативных задач. Дадим пример:
Первый год обучения (2-класс)
— запросить информацию о….
— сообщить о себе, о своем друге, о членах своей семьи (имя, что умеет делать, какой он/она);
— назвать действия выполняемые человеком, животным;
— сообщить о местонахождении человека, животного, предмета;
— указать время действия (день, месяц, время года);
-описать животное, предмет (назвать его, назвать цвет, размер; сказать, что животное умеет делать);
-запросить информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она, оно).
Второй год обучения (3-класс)
-описать животное (назвать его, сказать, что оно может делать, какое оно) запросить соответствующую информацию о каком-либо животном;
— описать предмет (назвать его, указать его принадлежность, качество, место расположения), запросить соответствующую информацию о каком-либо предмете;
— прокомментировать действия сверстника (что и как он делает);
-описать куклу/персонаж (назвать имя, дать характеристику его/её внешности, описать его/её одежду, выразить на элементарном уровне свое отношение к ней/к нему.
Система упражнений для обучения говорению.
Любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных тренировочных/подготовительных и речевых/коммуникативных упражнений.
Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.
Подсистема подготовительных/тренировочных упражнений призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его выполнения.
Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим образом:
-имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);
-видоизменение предложений (подстановка, расширение или сокращение предложений, замена реплик в диалоге) ;
-синонимические и антонимические замены;
-комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);
-конструирование и образование по аналогии;
На этапе подготовительных упражнений центр тяжести должен переноситься на операции, которые помогают:
-широко пользоваться аналогией;
-определять по самым различным признакам искомое;
-выбирать правильное решение из двух противопоставленных;
-восстанавливать в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;
-ориентироваться в структуре предложений;
-переносить найденное решение в новые ситуации.
Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:
Ответить на вопрос, употребив образцы;
Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;
Назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы;
Подобрать предложения в хронологическом порядке на темы: « У врача», «Пишу письмо другу»;
Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;
Расширить/сократить указанные предложения;
Описать предмет/явление двумя-тремя фразами;
Объяснить указанные слова на иностранном языке;
Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;
Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая профессия», «Экология»;
Сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию;
Провести языковую игру (лабиринт, кроссворд).
Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают:
однозначно формулировать основную мысль;
синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт и всевозможные ассоциации;
последовательно развивать мысль;
выражать одну и ту же мысль разными средствами;
строить высказывание с учётом его прагматической ценности;
соотносить высказывание с ситуацией общения;
приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнёра по общению;
соотносить паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией общения;
формировать и реализовывать речевое намерение;
адекватно выражать эмоционально-оценочную информацию;
прогнозировать реакцию партнёра и адекватно реагировать на его реплики.
Речевые упражнения не рассматриваются как одноуровневая система. Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух групп_- для обучения подготовленной (с позиции преподавателя – управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи.
При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и на многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в большинстве своём он связан не только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.
Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях.
Неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности: сначала идёт этап подготовленной речи, а затем – этап неподготовленной р ечи.
.Этап развития подготовленной речи.
1. Видоизменение текста-образца.
2. Порождение самостоятельного высказывания:
а) с помощью вербальных опор( ключевые слова, план, тезисы, заголовки);
б) с опорой на источники информации ( картина, кинофильм, телепередача);
в) с опорой на изученную тему
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
· ответы на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);
· постановка узловых вопросов к тексту;
· диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
· составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;
· драматизация монологического текста;
· дополнение или видоизменение диалога; составление направленного или самостоятельного диалога по содержанию рассказа, кинофильма;
· объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
· положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;
· завершение диалога с ориентацией на подсказку
(кто, с кем, где, когда и о чём говорит).
Речевые упражнения для подготовленной монологической речи :
*воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения);
*составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко на родном языке);
*описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма);
*воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;
*объяснение на иностранном языке заголовка;
*определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);
*выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;
*пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме);
*сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа, передача информации несколькими фразами;
*составление плана прослушанного рассказа;
*изложение диалога в монологической форме.
Этап развития неподготовленной речи:
а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или документальный фильм);
б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или услышанное/увиденное, на собственное суждение, на фантазию);
в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи :
*составление аргументированных ответов на вопросы;
*проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
*проведение ролевых игр или викторин;
*проведение дискуссии или диспута;
*беседа за круглым столом.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
*придумывание заголовка и его обоснование;
*описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
*составление ситуаций с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
*обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
*определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
*характеристика действующих лиц (места действия, эпохи);
*оценка прослушанного или прочитанного;
*составление кратких объявлений или текстов открыток.
Упражнения всех этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по объёму, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными, активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
Контроль речевых умений
Правильно организованный контроль речевых умений даёт учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса, в целом. Результаты контроля являются определённым стимулом для совершенствования приёмов обучения языку. Приёмы и формы контроля должны отвечать следующим требованиям:
1)выполнять не только контролирующую, но и обучающую функцию;
2)быть адекватными, т. е. на проверку одной формы общения;
3)не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;
4)не требовать больших усилий для проверки и обработки её результатов;
5)быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастным особенностям.
Определённым показателем уровня сформированности умений говорения являются такие параметры, как:
— количество слов/фраз в сообщении;
— количество простых и сложных предложений;
— количество и объём реплик в диалоге.
Учитываются языковые средства, которыми пользуется говорящий (их разнообразие, степень тематической обобщённости), а также оценивается семантическая сторона высказывания (степень его информативности, связности и развёрнутости, соответствие ситуации общения).
При проверке сформированности умений диалогического общения на старшем этапе учитываются:
— быстрота реакции (беглость);
-наличие и правильная реализация речевых формул;
-уместность реплик и их разнообразие;
— правильность использования лексики и грамматических структур;
— соблюдение характеристик диалога (эллипсность, ситуативность, наличие эмоционально-оценочных слов и предложений );
При проверке умений монологических высказываний учитываются:
*разнообразие лексики и грамматических структур, а также правильность их употребления;
*развёрнутость и последовательность сообщения;
*соответствие языковых средств ситуации общения;
*наличие речевого намерения и его реализация;
*количество предложений, выражающих субъективную информацию(личное отношение к высказываемому).
Т.е. мы можем говорить об использовании данных позиций в качестве критериев оценки говорения.
При итоговой проверке сформированности говорения программа предусматривает перечень умений, которые и должны стать объектом контроля (тестового или традиционного). Например, в качестве форм контроля можно предложить следующие упражнения:
-беседа/диалог в связи с содержанием прочитанного/услышанного/увиденного;
-подготовленное связное сообщение на указанную тему;
-развёрнутый рассказ с высказыванием собственного мнения на основе увиденного, услышанного/прочитанного;
-устный реферат прочитанного/прослушанного текста;
-развёрнутое сообщение на тему описательного и повествовательного характера с выражением собственного мнения/оценки передаваемой информации;
-неподготовленное высказывание по теме/ситуации;
-участие в диалоге/дискуссии с включением монологических высказываний и с элементами полемики;
-подготовленное сообщение по теме на основе нескольких различных источников информации;
-развёрнутое сообщение/доклад по теме(обзор, отчёт);