церковь богоявления в ярославле история храма
История
Дата постройки: 1684-1693 гг. Роспись 1692-1693 г.г. Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы. В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после «Смутного времени» поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка.
Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII веку.
Каменный храм строился в конце XVII века на средства ярославского купца «гостинной сотни» Алексея Зубчанинова, потомка «закладчиков» Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями — приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами.
Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым. В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Памятник отреставрирован в советское время.
Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной — панораме города со стороны московской дороги. Кроме того, церковь Богоявления — главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города — Богоявленской (б. Подбельского), которую ограничивает с южной стороны.
Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя благоверных ярославских князей Василия и Константина, северный — в честь Страшного суда Христова.
ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ
в Ярославле
Находится на Богоявленской площади — на въезде в зону ЮНЕСКО со стороны Москвы, напротив Спасо-Преображенского монастыря.
Пятиглавый каменный храм построен в 1684−93 на месте древней деревянной церкви, упоминавшейся еще в XIII в., купцом гостиной сотни Алексеем Абрамовичем Зубчаниновым. Церковь бесстолпная, пятиглавая, без подклета, с трех сторон окружена галереями, обращенными в приделы. С северной ее стороны находился придел в воспоминание Страшного Суда, с южной — теплый придел во имя Димитрия Прилуцкого. У северо-западного угла восьмигранная невысокая шатровая колокольня.
Точная дата создания росписи неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма митрополитом Ростовским Иоасафом — 2 июля 1693.
По-видимому, в 1693 роспись была завершена, а начата в 1692. Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. Живопись сводов исполнена с большим монументальным размахом, в интенсивной и звучной цветовой гамме и, по всей вероятности, принадлежит артели Дмитрия Григорьева Плеханова — выдающегося ярославского мастера, исполнявшего царские и митрополичьи заказы. По каким-то причинам эти мастера были отозваны, и, вероятно, работу на стенах завершили в более сдержанной манере ярославские художники средней руки. В 1800-е нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.
Роспись состоит из 320 сюжетных клейм и сохранилась практически полностью. Схема росписи церкви Богоявления отличается от современных ей декоративных ансамблей Ярославля сдержанностью в выборе тематики. Она лишена апокрифических, ветхозаветных и литературных сюжетов и ограничена тремя основными циклами: евангельским, апостольским и литургическим. Ввиду отсутствия световых барабанов основную идейно-эмоциональную роль в живописном убранстве интерьера храма выполняет сомкнутый свод, паруса которого разделены интенсивными разгранками на четыре части. В каждый из образующих свод треугольников мастерски вписаны крупные по масштабу композиции евангельских праздников.
В восточном секторе изображение Новозаветной Троицы с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей ( «Предвечный совет»). Величественные фигуры Христа и Саваофа в царских коронах, сидящие на троне, образованном херувимами, окружены белой глорией ( славой), которая зрительно заменяет изображение в куполе. Крест Голгофы в этой композиции служит осевым центром иконостаса. Пирамидальная схема построения повторяется и в росписи трех остальных сводов, посвященным центральным евангельским событиям — Воскресению, Вознесению и Успению.
Композиционным центром этих сцен служит фигура Христа, окруженная золотистой глорией. В «Воскресении» она повторяется дважды, в сценах « Живоносного восстания из гроба» и «Сошествия во ад». Последняя привлекает внимание своим подчеркнуто оптимистическим звучанием и смелым цветовым решением. Христос стоит на вереях ада и подает руку восстающему из гроба Адаму. Архангел Михаил победным жестом ввергает в ад Сатану. На черном фоне преисподней четко выделяются цепи, гвозди, ключи и скобы, символизирующие рабство греха.
Стены церкви разбиты на 9 ярусов, верхний из которых начинается в нижней части сводов, отчего перелом плоскостей при примыкании свода к стене зрительно не ощущается, и свод кажется выше. Шесть изобразительных ярусов ( а на западной стене семь) — сюжетные, их ширина от 1,2 до 2 м. Седьмой ярус северной и южной стен представляет собою пояс травного орнамента шириной 1,5 м, повторяющегося также на подоконниках. Далее следуют храмоздательская летопись ( 0,43 м) и традиционный подзор из полотенец ( 0,8 м).
Живопись стен включает в себя один из самых обширных в русской фреске ( ок. 100 композиций) евангельский цикл, посвященный жизни и страданиям Иисуса Христа. Евангельскими сюжетами, начиная с «Проповеди Иоанна Крестителя» и кончая « Тайной вечерей» и «Омовением ног», заняты шесть верхних ярусов. В седьмом ярусе расположены изображения Страстей Христовых.
На оконные откосы вынесены сцены проповедей и мученических кончин святых апостолов, размещавшиеся в ярославских росписях, как правило, на столпах. Горизонтальные сюжетные фризы росписи заходят на оконные арки. Последние не лишены, однако, своих традиционных эмблематических украшений ( Саваоф, ангел « Благое молчание», Вседержитель, Троица и ангелы с зерцалами на фоне клубящихся облаков), которые смещены здесь в самые верхние, замковые части арок. В арке западного портала изображен оглавный Деисус, в арке северного портала — Спас на убрусе. На откосах порталов ангелы, охраняющие вход.
Иконографическая схема росписи просторного помещения алтаря включает следующие композиции. В центральной конхе « О тебе радуется», в конхе жертвенника « Се Агнец», в конхе диаконника « Иако за царя всех подымем»; на стенах литургические сцены — на западной стене над входным порталом « София премудрость Божия», между порталами дважды повторено изображение Богоматери в образе Царицы Небесной в окружении ангелов, несущих свитки ( т.н. «Источник милосердия»).
В зените центрального портала « Евхаристия», по сторонам — московские митрополиты. На западной стене жертвенника « Литургия Григория Богослова», в зените портала « Бог Саваоф», по сторонам епископы Казанские и Новгородские. На западной стороне диаконника сцена « Возношение Евангелия» ( «Малый вход»), в зените портала ангел « Благое молчание», по сторонам портала св. Спиридон Тримифунтский и Ростовские епископы.
Нарядный резной золоченый шестиярусный иконостас в стиле украинского барокко относится к началу XVIII в. Основным мотивом его резного орнамента являются виноградные гроздья, очень близкие к формам живой природы. Центральная часть иконостаса во всех ярусах украшена фигурами ангелов, выполненными в грубоватой народной манере. Переделанный в начале XIX в. нижний ярус иконостаса — «насыпной». Его узор, напоминающий парчу, создан окрашенным песком, насыпанным на деревянную основу, покрытую слоем клея. Большинство икон для иконостаса, первоначально тяблового, были написаны в 1684−91 Семеном Спиридоновым Холмогорцем и его братом Василием.
В 1830, 1844 и 1858 храм подвергался переделкам, коснувшимся в основном глав и южного придела. В 1833 церковь с трех сторон была обнесена каменной оградой.
В 1930 церковь Богоявления закрыта и передана Госмузею. В 1999 возвращена Русской Православной Церкви.
В 2000-е годы настоятелем храма служил будущий епископ Переславский, а затем митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор ( Казанов).
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Храм Богоявления Господня
Богоявленская церковь, она же Храм Богоявления Господня появилась в каменном виде около Спасо-Преображенского монастыря в самом конце 17 века. Это прекрасное православное сооружение было воздвигнуто, так же как и многие ярославские храмы, на купеческие деньги. В данном случае средства в это произведение архитектуры вложил состоятельный Алексей Зубчанинов. По своей красоте и монументальности – это практически последний объект завершающий «золотой век» храмового строительства в Ярославле (см. Храмы Ярославля)
Богоявленский храм на Богоявленской площади Ярославля
История храма
К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.
Богоявленский храм с ночной подсветкой
А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.
В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.
Храм в 19 столетии
Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.
В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.
Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д. В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.
Богоявленская церковь. Фрагмент
Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.
Архитектурные особенности храма
Храм Богоявления Господня стал объединяющим и доминирующим объектом архитектуры и уникальным украшением, как Богоявленской площади, так и Которосльной набережной. Легкая, гармоничная и нарядная квадратная церковь привлекает туристическое внимание не только своей историей, но и уникальным архитектурным исполнением, и внутренней росписью.
Надо отметить, что на внешний вид и на архитектурные особенности церкви большое влияние оказало современное тому периоду московское зодчество. Богоявленский храм является бесстолптым и безподклетным, и в этом отношении это одно из первых подобных архитектурных храмовых сооружений города.
На московское влияние в архитектуре этого сооружения указывает перекрытие основной храмовой площади посредством двух рядов кокошников и четырехскатная кровля. Луковичные главы как бы взлетают ввысь на высоких глухих изящных барабанах. Эти барочные главки появились на барабанах взамен деревянных после пожара 1753 года. Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление.
Главки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма
Храм является пятиглавым. По трем его сторонам традиционно размещены закрытые галереи, оборудованные как приделы, а на северо-западной стороне пристроена восьмигранная шатровая Колокольня. Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами.
Вид на Богоявленский храм со стороны Колокольни
Вытянутые горизонтально повторяющиеся декоративные ленты изразцовых орнаментов, как на карнизах и барабанах, как бы очерчивают основные силуэтные очертания храма. Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения.
Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо.
Изразцовое богатство Богоявленской церкви
Внутреннее оформление храма
Ввиду того, что храм был сооружен бесстолпным, его внутренний объем кажется более свободным и просторным. Лишенное купольного свода потолочное перекрытие усиливает это ощущение, так же как и наличие девяти больших оконных проемов.
Все стены храма расписаны ярославскими мастерами, работой которых руководили, как считается, местные «бригадиры» Д.Плеханов и Ф.Игнатьев. Роспись сводов отличает монументальный размах и интенсивный цветовой колорит.
Фрагменты стеновой росписи
Богатейшим расписным ковром смотрятся храмовые стены, сохранившие насыщенный красочный колорит иконописных и растительно-декоративных фресок. Наиболее часто здесь встречаются оттенки золотистого, голубого и красного цветов. А расписанные стены в основном иллюстрируют жизнеописание Христа на основе Евангелие. Около 100 сюжетов показывают ключевые моменты жизни и страданий Иисуса, начинаясь известной проповедью Иоанна Крестителя и заканчиваясь событием Тайной вечери.
Крест Голгофы над иконостасом
Сомкнутый потолочный свод основного храма четко разделен на четыре части, соответственно четырехскатному кровельному покрытию. Образующиеся таким образом треугольники содержат крупные иллюстративные картины евангельских празднеств: Воскресение, Вознесение и Успение. Центральное место отведено Предвечернему совету с изображением Христа и Саваофа, Троицы и Богоматери, Иоанны Предтечи и Голгофского креста, задающего центральную ось иконостасу.
Роспись потолочного свода
Шестиярусный церковный иконостас, который как считается, находится здесь с самого начала, вполне может конкурировать с росписью стен по красоте и мастерству исполнения. Выполнен он и установлен уже в начале 18 столетия и являет собой пример модного тогда украинского барокко. Его позолоченная резьба с виноградными гроздьями очень стильно сочетается с фресковыми стенами и создает ощущение гармонии, покоя и незыблемой красоты. Фигуры ангелов, украшающие центральную иконостасную часть, несколько грубоваты и близки к народному творчеству. В начале 19 века нижний ярус иконостаса был переделан.
Святынями храма является список «Неупиваемой чаши». Также особо почитаются частицы мощей и иконы святых Пантелеймона и Матроны Московской, Николая Угодника, Ярославских Василия и Константина, и т.д.
Режим посещений храма
Храм, считающийся одной из главных жемчужин не только Ярославля, но и всего Золотого кольца России, пользуется паломническим и туристическим спросом. Поскольку он является действующим храмом, то в нем проводятся богослужения по будням и по выходным дням. Храм открыт для посещений с 9.00 до 16.00 все дни, кроме понедельника и вторника.
Главки Богоявленского храма в небе Ярославля
Но, все-таки, перед планируемым посещением лучше сверить время работы с официальным сайтом, особенно это касается праздничных дней. Кстати, у храма есть группа в Контакте, где можно ознакомиться с интересными новостями, увидеть фотографии и видеоролики, узнать полное расписание богослужений.
Церковь Богоявления в Ярославле – многоцветье поливных изразцов
Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Богоявленская площадь д. 12
Начало строительства: 1684 год
Начало строительства: 1693 год
Координаты: 57°37’17.9″N 39°53’11.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Одна из первых бесстолпных церквей в Ярославле привлекает внимание всех, проезжающих по Московской трассе. Зрительно она является доминантой Которосльской набережной и сразу выделяется в панораме города, который открывается от моста через реку. Замечательно, но сегодня мы имеем возможность видеть украшенные уникальными полихромными изразцами фасады церкви, а также роскошные настенные росписи, сделанные в конце XVII века.
История Богоявленской церкви
Вид на церковь с востока
По другим историческим исследованиям, Богоявленский деревянный храм стоял здесь с XIII века. То есть еще со времен домонгольского периода в истории Руси.
Кирпичный храм начали возводить в 1684 году, и строительство его заняло 9 лет. По тем временам оно было очень дорогим и требовало большого количества денег. Они нашлись у местного именитого купца, члена ярославской «гостиной сотни» Алексея Абрамовича Зубчанинова. Интересно, что его предки были «закладчиками» Спасо-Преображенской обители. То есть людьми, вложившими средства в строительство этого монастыря. А значит Зубчанинов представлял целую династию ярославских благотворителей. Кроме купцов, в роду Зубчаниновых были также монахи и священнослужители.
Купец владел в Ярославле 24 лавками, где торговали хорошо выделанной кожей. И его семья издавна жила в Богоявленской слободе. Имя Зубчанинова было указано в храмозданной летописи возле алтаря. Но до наших дней она не сохранилась. И о существовании такой надписи стало известно из печатных работ прежних исследователей древнерусской архитектуры, заставших это памятное клеймо еще целым. Похоронили Зубчанинова на территории Спасско-Преображенской обители.
Церковь с автодороги Холмогоры
В 1692-1693 года церковь расписали ярославские мастера-изографы, которыми руководили Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев, признанные лучшими живописцами своего времени. Некоторые исследователи считают, что в росписи храмовых сводов мог принимать участие и знаменитый Гурий Никитич Кинешемцев.
Богоявленская церковь всегда была обычным посадским храмом. Долгое время труд священнослужителей оплачивала сама приходская община либо частные жертвователи. И хотя приход был небольшим – около 200 человек, храм никогда не был обделен богослужебной утварью и находил необходимые деньги на ремонтные работы.
В 30-е годы XIX веке вокруг церкви построили кирпичную ограду. А в 1886 году в ней сделали масштабный ремонт, деньги на который были выделены ярославским купцом Василием Яковлевичем Кузнецовым.
По описям, которые составляли служители церкви несколько раз за время ее истории, в Богоявленском храме было три уникальные святыни. Две из них в прошлом веке были безвозвратно утрачены. Это – напрестольный крест с частичкой Креста Господня и вырезанная из дерева голова Иоанна Предтечи. До наших дней удалось сохранить лишь уникальный по мастерству исполнения большой напрестольный деревянный крест.
Вид на церковь с колокольней и главный вход
Однако, несмотря на такую сложную обстановку, приходская община поддерживала храм вплоть до 1927 года, как могла. Затем власти признали его памятником архитектуры и отдали губернскому управлению музеями. Но никаких средств на восстановление не выделили, и храм продолжал ветшать. Более того, в 1938 году здесь разместили гараж и авторемонтную мастерскую, которые еще сильнее разрушили древнюю церковь.
Однако, церковь дождалась все-таки и лучших времен. В середине прошлого века в ней провели масштабные реставрационные работы. Во время них храму вернули первоначальный облик – восстановили кровлю, луковичные главки, оконные наличники и уникальные поливные изразцы, украшающие фасады здания. А в 2000 году реставрационные работы были продолжены.
Вид на северный фасад церкви
Архитектура и внутреннее убранство Богоявленской церкви
В архитектуре храма прослеживается большое влияние московских зодчих того времени. По сути, он стал своеобразным сплавом архитектурных традиций Москвы и Ярославля, что для города конца XVII века было настоящим художественным новшеством.
Бесстолпная церковь, на столичный манер не имеет подклета и с трех сторон, как это было принято у ярославских зодчих, окружена галереями. Влияние москвичей проявилось также в оформлении церкви двумя рядами крупных нарядных кокошников. Они служат основанием, на котором стоят высокие стройные глухие барабаны, увенчанные пятью аккуратными луковичными главками.
Высокая шатровая колокольня имеет традиционные для того времени восемь граней. Она поставлена с северо-запада от основного здания храма и отделена от него узким просветом.
Церковь украшена богато декорированными фасадами, в которых особо выделяются красивые многоцветные изразцы. По расположению и цветовому решению они удачно гармонируют со всей архитектурой храма. На изразцы нанесен стилизованный растительный орнамент. На плитках, которые расположены на карнизах, лентах и других протяженных элементах декора, прорисовывающих основной силуэт церкви, этот орнамент повторяется. А на изразцах, размещенных на вертикальных элементах, подчеркивающих высоту храма, орнамент имеет центрический, замкнутый рисунок. По объему, качеству и частоте использования поливных изразцов Богоявленская церковь не имеет себе равных. И не удивительно, что такой роскошный изразцовый декор производил на современников неизгладимое впечатление.
Южный фасад церкви
Внутри церкви чувствуешь себя словно в сказочном тереме из древнерусских былин. Здесь очень просторно и светло. Это ощущение объемного светлого пространства достигается за счет высокого четырехчастного сомкнутого свода, а также девяти больших окон.
Прекрасно, что сегодня мы сможем любоваться стенной росписью, дошедшей до наших дней с 1693 года! В цветовой гамме преобладают золотистые, голубые и красные оттенки. И такая палитра делает рисунки визуально более насыщенными и богатыми. По традиции, основными сюжетами для сделанных на стенах фресок были сцены, раскрывающие содержание Евангелия на тему жизни и страданий Христа.
Очень гармонично с фресками смотрится золоченый резной иконостас, сделанный в барочном стиле в конце XVII века. Исследователи полагают что его заказали к открытию церкви и не меняли все это время. Этот роскошный иконостас, по мнению искусствоведов, мог быть выполнен знаменитым резчиком Семеном Спиридоновичем Холмогорцем.
Современное состояние храма и режим посещения
К храму – настоящей жемчужине «Золотого кольца» России приезжает много паломников и туристов. Богоявленская церковь – действующий православный храм. Богослужения проходят в нем в 8.00 и 17.00, а по воскресным и праздничным дням – в 9.00 и 17.00. Престольные праздники отмечают 19 января и 16 июля. Одновременно храм является филиалом ярославского музея заповедника и открыт для посетителей с 9.00 до 16.00 во все дни недели, кроме понедельника и вторника. В церкви есть три престола, главный из которых посвящен Крещению Господню (или Богоявлению).
Фрагмент восточного фасада церкви
Как добраться до Богоявленской церкви
Церковь находится в Ярославле на Богоявленской площади, 12, возле Московского моста через реку Коротосль, через дорогу от Спасо-Преображенской обители.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Церковь находится слева, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Богоявленской церкви составляет 2,5 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.