церковь гребневской иконы божией матери на лубянке
Церковь Гребневской иконы Божией Матери в Москве
Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы.
Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость.
В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская.
Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой, версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.
Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина – любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор. Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней.
1612 год вписал Гребневскую церковь на страницы славной летописи борьбы москвичей за Отечество. В октябре того года войско князя Трубецкого подступило от этого храма к Никольским воротам Китай-города, участвуя в осаде поляков в Кремле силами русского ополчения. Те, не выдержав голода, вскоре сдались на милость победителя, испросив только «пощаду жизни».
Стефану Яворскому приписывают авторство «Сказания о Гребневской иконе Божьей Матери», он же занимался выверкой текста и подготовкой издания славянской Библии. Одна из ярких и по-своему трагических личностей петровской эпохи, проповедник, слово которого было «солию премудрости растворено», он скончался в год учреждения Святейшего Синода. Отпевали митрополита Стефана в освященном им Гребневском храме. К тому времени в его стенах похоронили учителя Петра I, знаменитого Никиту Зотова
Через два года в храме обрел последний покой его самый знаменитый прихожанин Леонтий Магницкий, автор первой русской «Арифметики» – учебника по математики, который почти полвека был единственным пособием для учащихся. Эту книгу привез в Поморье, Михайле Ломоносову, его односельчанин, и юный гений учился по ней, а потом взял «Арифметику» с собой в Москву, позднее назвав ее «вратами своей учености».
Знаменательно, что свое образование Магницкий получил в церкви, где с детства был чтецом, и от монахов Иосифо-Волоколамского монастыря, куда юношу отправили простым возчиком рыбы. Иноки были столь поражены умом и знаниями мальчика, что оставили его при обители чтецом, а потом отправили в московский Симонов монастырь готовить в священники. Оттуда он естественно попал в Славяно-Греко-Латинскую академию – в ее библиотеке Магницкий и нашел книги по точным наукам. Скоро они остро понадобились Державе Российской – в 1701 году Петр учредил Навигацкую школу для нужд флота, которую разместили в Сухаревой башне. Магницкого познакомили с царем и пригласили преподавателем в школу, где он прослужил до самой смерти. Петр пожаловал ему имения и дом на Лубянке, в приходе Гребневской церкви. А вскоре самодержец пожелал иметь в Навигацкой школе отечественный учебник по математики. Им и стала «Арифметика» Магницкого, где, кстати, впервые сообщались градусы широты и долготы для Москвы, Киева, Архангельска.
Сам Магницкий был глубоко верующим ученым, для которого наука исходила из религии и церкви, потому он противился подмене церковного знания, согласующегося с законами науки, материалистическим изучением природы. Надпись на его могильной плите, устроенная сыном, гласила: «первому в России математики учителю», личности «без всякого пороку», «любови к ближнему нелицемерной, жития чистого, смирения глубочайшего, разума зрелого, правдодушия»…
Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви и обнаружил там подземную галерею. Позднее были найдены белокаменные тайные ходы, но их не исследовали археологи, поскольку церковь спешно готовили к сносу.
Потом в Гребневский храм ненадолго попал список чудотворной Владимирской иконы, перенесенный из часовни преподобного Сергия у Ильинских ворот, а затем переданный в Третьяковскую галерею. На ней было редкое изображение преподобного Сергия в молитвенном обращении к Богоматери. Поскольку святой был изображен один, а не с преемником своим Никоном Радонежским, ученые отнесли образ к очень раннему иконографическому типу и, кроме того, сочли его свидетельством, что именно Владимирская икона Богоматери была келейной иконой преподобного Сергия.
Переживший многие беды Гребневский храм был уничтожен только большевиками. После революции Мясницкая улица ненадолго стала Первомайской, и в 1919 году в доме рядом с церковью, где были устроены первые коммуналки, поселился Маяковский: в «комнатенке-лодочке» он прожил до смерти. Но не его имя, а С.М. Кирова с 1935 года стала носить Мясницкая улица, так как в декабре 19134 года гроб с телом убитого большевика пронесли по ней с Ленинградского вокзала к Кремлевской стене. Это было последнее, что увидела на своем веку Гребневская церковь.
Ценные древние иконы школы Андрея Рублева передали в Третьяковскую галерею, резную надпрестольную сень – подарок Грозного – в Коломенское, а надгробную плиту с могилы Тредиаковского – в соседний музей Маяковского. На образовавшемся пустыре водрузили будку-шахту для вентиляции метро. И только в сравнительно недавнее время – в 1980-х годах на том месте выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ, рядом с книжным магазином «Библио-Глобус». От церкви не осталось ничего, кроме памяти – даже в местной топонимике нет ее следа.
Церковь Гребневской иконы Божией Матери в Москве
Гребневская икона Пресвятой Богородицы. |
Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы.
Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость.
В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская.
Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой, версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.
Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина – любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор. Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней.
1612 год вписал Гребневскую церковь на страницы славной летописи борьбы москвичей за Отечество. В октябре того года войско князя Трубецкого подступило от этого храма к Никольским воротам Китай-города, участвуя в осаде поляков в Кремле силами русского ополчения. Те, не выдержав голода, вскоре сдались на милость победителя, испросив только «пощаду жизни».
Стефану Яворскому приписывают авторство «Сказания о Гребневской иконе Божьей Матери», он же занимался выверкой текста и подготовкой издания славянской Библии. Одна из ярких и по-своему трагических личностей петровской эпохи, проповедник, слово которого было «солию премудрости растворено», он скончался в год учреждения Святейшего Синода. Отпевали митрополита Стефана в освященном им Гребневском храме. К тому времени в его стенах похоронили учителя Петра I, знаменитого Никиту Зотова
Через два года в храме обрел последний покой его самый знаменитый прихожанин Леонтий Магницкий, автор первой русской «Арифметики» – учебника по математики, который почти полвека был единственным пособием для учащихся. Эту книгу привез в Поморье, Михайле Ломоносову, его односельчанин, и юный гений учился по ней, а потом взял «Арифметику» с собой в Москву, позднее назвав ее «вратами своей учености».
Знаменательно, что свое образование Магницкий получил в церкви, где с детства был чтецом, и от монахов Иосифо-Волоколамского монастыря, куда юношу отправили простым возчиком рыбы. Иноки были столь поражены умом и знаниями мальчика, что оставили его при обители чтецом, а потом отправили в московский Симонов монастырь готовить в священники. Оттуда он естественно попал в Славяно-Греко-Латинскую академию – в ее библиотеке Магницкий и нашел книги по точным наукам. Скоро они остро понадобились Державе Российской – в 1701 году Петр учредил Навигацкую школу для нужд флота, которую разместили в Сухаревой башне. Магницкого познакомили с царем и пригласили преподавателем в школу, где он прослужил до самой смерти. Петр пожаловал ему имения и дом на Лубянке, в приходе Гребневской церкви. А вскоре самодержец пожелал иметь в Навигацкой школе отечественный учебник по математики. Им и стала «Арифметика» Магницкого, где, кстати, впервые сообщались градусы широты и долготы для Москвы, Киева, Архангельска.
Сам Магницкий был глубоко верующим ученым, для которого наука исходила из религии и церкви, потому он противился подмене церковного знания, согласующегося с законами науки, материалистическим изучением природы. Надпись на его могильной плите, устроенная сыном, гласила: «первому в России математики учителю», личности «без всякого пороку», «любови к ближнему нелицемерной, жития чистого, смирения глубочайшего, разума зрелого, правдодушия»…
Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви и обнаружил там подземную галерею. Позднее были найдены белокаменные тайные ходы, но их не исследовали археологи, поскольку церковь спешно готовили к сносу.
Потом в Гребневский храм ненадолго попал список чудотворной Владимирской иконы, перенесенный из часовни преподобного Сергия у Ильинских ворот, а затем переданный в Третьяковскую галерею. На ней было редкое изображение преподобного Сергия в молитвенном обращении к Богоматери. Поскольку святой был изображен один, а не с преемником своим Никоном Радонежским, ученые отнесли образ к очень раннему иконографическому типу и, кроме того, сочли его свидетельством, что именно Владимирская икона Богоматери была келейной иконой преподобного Сергия.
Переживший многие беды Гребневский храм был уничтожен только большевиками. После революции Мясницкая улица ненадолго стала Первомайской, и в 1919 году в доме рядом с церковью, где были устроены первые коммуналки, поселился Маяковский: в «комнатенке-лодочке» он прожил до смерти. Но не его имя, а С.М. Кирова с 1935 года стала носить Мясницкая улица, так как в декабре 19134 года гроб с телом убитого большевика пронесли по ней с Ленинградского вокзала к Кремлевской стене. Это было последнее, что увидела на своем веку Гребневская церковь.
Ценные древние иконы школы Андрея Рублева передали в Третьяковскую галерею, резную надпрестольную сень – подарок Грозного – в Коломенское, а надгробную плиту с могилы Тредиаковского – в соседний музей Маяковского. На образовавшемся пустыре водрузили будку-шахту для вентиляции метро. И только в сравнительно недавнее время – в 1980-х годах на том месте выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ, рядом с книжным магазином «Библио-Глобус». От церкви не осталось ничего, кроме памяти – даже в местной топонимике нет ее следа.
Тверской. Церковь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской площади.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1472 году по распоряжению князя Московского Ивана III на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади (Мясницкая, 2) в память об успешном походе на Великий Новгород возводят деревянную церковь Успения на Бору. Чуть позже в храм определили чудотворный образ Гребневской Богоматери, который был была в Успенском Соборе Кремля. Образ известен еще со времен Дмитрия Донского, как гласит поверье, после победы над Мамаем в 1380 г.
князю Дмитрию вручили эту икону жители городка Гребня, который находился на р. Чири.
Первое упоминание юго-восточного придела Димитрия Солунского датируется 1585 годом. Сам придел венчала восьмигранная шатровая колокольня конца XVI века, также здесь находился приход, однако после 1812 г. не возобновлялся, был освящен в 1923 году. Еще один придел во имя святителя Иоанна Нового Белградского устроен в 1634-м, а через год в честь именин сына царя Михаила Федоровича, Ивана Михайловича. Стоит отметить, что с XVI в. до советского времени церковь простояла в почти неизменном виде и являлась одной из древнейших того периода.
В 1710-1711 гг. по велению Натальи Алексеевны икону из храма перенесли в Преображенское, а в это время церковь обновили, точнее сказать, почти построили заново. Новый придел был освящен во имя прп. Сергия Радонежского, а чудотворный образ, украшенный драгоценностями царевны, вернули в храм. Обратим внимание на тот факт, что сама икона и по сути храм, наделялись невероятной силой, т.к. смогли уцелеть даже при большом пожаре 1737-го. Спустя тридцать лет в Гребневской церкви был упокоен поэт Василий Тредиаковский, также здесь были похоронены Толстые, Урусовы и Щербатовы.
Невредимым храм простоял до революции. В 1927 г. были разрушены ограда и пристройки XVII-XIX вв. В 1933 г. церковь закрыли, передав Метрострою, именно на этом месте закладывалась первая линия метро. Весной 1935 года храм был снесен.
Древние иконы школы Андрея Рублева определили в Третьяковскую галерею.
Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы.
В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская.
Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.
1612 год вписал Гребневскую церковь на страницы славной летописи борьбы москвичей за Отечество. В октябре того года войско князя Трубецкого подступило от этого храма к Никольским воротам Китай-города, участвуя в осаде поляков в Кремле силами русского ополчения. Те, не выдержав голода, вскоре сдались на милость победителя, испросив только «пощаду жизни».
В петровскую эпоху, еще до того как столица была перенесена в Петербург, в судьбе Гребневской церкви приняла ревностное участие сестра государя, царевна Наталья Алексеевна. Церковь уже сильно обветшала, и даже сама икона была сильно тронута временем. В 1711 году Наталья Алексеевна просила принести чудотворный образ к ней в Преображенское, а церковь обновить. Гребневский храм тогда выстроили почти заново и освятили новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Икону же, бережно покрытую олифой, царевна украсила сокровищами и сама провожала ее из Преображенского обратно в храм на Мясницкой. Освящал обновленную церковь сам митрополит Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола после того, как Петр воспретил патриаршество и до учреждения Святейшего Синода в 1722 году. А настоятелем в Гребневском храме был поставлен его родной брат, протопоп Стефан Ананьин. Стефану Яворскому приписывают авторство «Сказания о Гребневской иконе Божьей Матери», он же занимался выверкой текста и подготовкой издания славянской Библии. Одна из ярких и по-своему трагических личностей петровской эпохи, проповедник, слово которого было «солию премудрости растворено», он скончался в год учреждения Святейшего Синода. Отпевали митрополита Стефана в освященном им Гребневском храме. К тому времени в его стенах похоронили учителя Петра I, знаменитого Никиту Зотова.
Сам Магницкий был глубоко верующим ученым, для которого наука исходила из религии и церкви, потому он противился подмене церковного знания, согласующегося с законами науки, материалистическим изучением природы. Надпись на его могильной плите, устроенная сыном, гласила: «первому в России математики учителю», личности «без всякого пороку», «любови к ближнему нелицемерной, жития чистого, смирения глубочайшего, разума зрелого, правдодушия».
Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви и обнаружил там подземную галерею. Позднее были найдены белокаменные тайные ходы, но их не исследовали археологи, поскольку церковь спешно готовили к сносу. Потом в Гребневский храм ненадолго попал список чудотворной Владимирской иконы, перенесенный из часовни преподобного Сергия у Ильинских ворот, а затем переданный в Третьяковскую галерею. На ней было редкое изображение преподобного Сергия в молитвенном обращении к Богоматери. Поскольку святой был изображен один, а не с преемником своим Никоном Радонежским, ученые отнесли образ к очень раннему иконографическому типу и, кроме того, сочли его свидетельством, что именно Владимирская икона Богоматери была келейной иконой преподобного Сергия.
Елена Лебедева, http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050810104126
По преданию, первый храм построил здесь по обету великий князь Иван III, в память о взятии Новгорода. Главным престолом был Успения Пресвятой Богородицы, но москвичи чаще именовали храм по приделу Гребневской иконы Божией Матери. В древности храм имел еще два придела. Один из них (великомученика Димитрия Солунского) устроили при царе Иване IV Грозном, по всей видимости, в честь рождения в 1582 г. царевича Димитрия. В XVI веке к нему пристроили невысокую восьмигранную шатровую колокольню с четырьмя слухами на гранях. Придел не возобновлялся после пожара 1812 г. Второй придел во имя Иоанна Нового Белградского освятили в 1634 г. по ангелу-хранителю царевича Ивана Михайловича. В начале XVIII века настоятелем церкви был брат митрополита Стефана Яворского – Стефан Ананьин. При нем пристроили трапезную с новым приделом преподобного Сергия Радонежского. Освящал обновленный храм 21 ноября 1711 г. митрополит Стефан Яворский.
На церковном погосте были погребены многие известные деятели XVII–XVIII веков: автор первой российской математики Леонтий Федорович Магницкий, учитель Петра I Никита Моисеевич Зотов, поэт Василий Кириллович Тредиаковский и другие.
Небольшой храм на окраине Лубянской площади вмещал под своими сводами множество ценнейших историко-художественных памятников. В алтаре над престолом находилась деревянная, резная, вызолоченная шатровая сень XVII в. с колонками, вызолоченными крестами, украшенная цветной слюдой. В первом ярусе главного шестиярусного иконостаса находилась чтимая Гребневская икона Божией Матери XVI века, в медном вызолоченном киоте, с жемчужными убрусом и ризой. Оклад был украшен драгоценными камнями, венчик и оплечья серебряные с эмалевыми инкрустациями. Специалисты датировали XVI веком и храмовый образ Успения Пресвятой Богородицы. В храме хранились пять Евангелий, богослужебные сосуды, ковчежец с мощами и пять крестов (все XVII – начала XVIII века).
Церковь украшало бронзовое пятиярусное паникадило XVII века, на стенах помещались шесть белокаменных надгробных плит с надписями. На старинной колокольне находилось десять колоколов, самый большой из которых (138 пудов) был отлит в 1746 г. Второй колокол отлили в 1756 г., а третий 1785 г. имел по кругу надпись о Гребневском храме. Остальные колокола относились к XVIII веку. Не совсем обычной была старинная ограда, на столбах которой находились вазы XVIII века. На углу, выходящем на пересечение Мясницкой улицы и Лубянского проезда, возвышался большой киот в виде часовни с тремя образами: Пресвятой Богородицы, великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. Здесь же, на столбах у ворот с Мясницкой улицы, были укреплены две мраморные доски с летописью храма.
В 1922 г. из храма изъяли множество серебряных предметов. Летом 1927 г. снесли церковную ограду. В 1933 г. церковь закрыли, а ее имущество отдали в музеи и на утилизацию. К 1934 г. храм был разобран. В память о нем в арке при входе в Музей-квартиру В.В. Маяковского установлена памятная доска.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
Комментарии и обсуждение
В Архиве Московской области хранятся документы:
Церковь Гребневския Богоматери в Москве
Этот древний памятник церковного зодчества состоит из купы зданий, строенных в разное время и в различном стиле. В их массе нет ни симметрии, ни единства; но представляется разнообразие частей, кои одни к другим приставлены. Части сии; 1) главный храм Успения Богоматери, 2) прикладенное к юго-восточной его стороне колокольня, а в ней придел во имя Св. Димитрия Селунского, коего притвор упирается в алтарь трапезной церкви: 3) трапеза с двумя приделами, одним на cевер во имя Преподобного Сергия, другим на юго-запад в честь Св. Иоанна Белоградского. Все это здание с северной и западной стороны обнесено каменною оградой, примыкающею к домам, так что оно образует угол Мясницкой улицы, прежней Евпловки.
Ни предание, ни летописи, ни грамоты не говорят нам, были ли здесь селение и церковь в XIV веке, когда его загородное место, ныне составляющее часть Белого города, еще покрывал бор и болото, когда часть Лубянки примыкала к Кучкову полю, на нынешней Cpетенке.
Летопись, утвержденная и, по-видимому, составленная Митрополитом Стефаном Яворским, на основании древних записок и предании, повествует нам о начале церкви Гребневкая Богоматери. Повесть эта написана на двух деревянных досках и внесена в диптих, или синодик церковный, о коем скажем в последствии. Когда Великий Князь Димитрий Донской возвращался победителем с Куликова поля, тогда жители городка Гребня, на ycтье реки Чири, впадающей в Дон, поднесли ему св. икону Богоматери, ознаменованную чудесами. По прибытии своем в Москву, Донской поставил сию святыню в соборной церкви Успения Богоматери. Теперь уже не существует на устье Чири городка Гребня, от коего св. икона получила прозвание Гребневской, измененное в Гребенскую, Посему неправильно производят это прозвание от Гребенских козаков, которые сделались известными по своим разбоям только в царствование Иоанна Васильевича и жили на Терека, куда не доходил Донской. Гребенские козаки заимствовали свое название от Гребенных гор, где они, как видно из книги Большого чертежа, поселились в XVII столетии. (I)
Пред походом своим на крамольный Новгород, правнук Донского, Иоанн дал обет построить на этом мecте церковь. Обет его увенчался Шеломскою битвой 1472 года; он исполнил его сооружением в Московском посадe деревянной церкви в честь Успения Богоматери, тогда как большой Успенский Собор еще не был кончен строением. Неизвестно, по какому побуждению поставлен был в церковь, сооруженную на бору ближнего посада, образ Гребневская Богоматери, который Иоанн III украсил серебром и камением драгим; вместо чудес, велел написать на киоте у образа акафист Пресвятой Богородице в похвалу ее и в благодарение за дарование ему сына Василия. Но летопись умалчивает, когда и кем именно здесь построена каменная церковь, вместо деревянной. По чудесам, прославившим сию св. икону, с того времени и Успенская церковь стала именоваться Гребневскою, и вероятно, тогда, когда обветшала деревянная, подобно другим обетным церквам, обыденная, и построена каменная. Под именем Гребневской она уже встречается в грамотах конца XVI века, когда мимо ее имело шествие Кучумово семейство. (2) С этим св. образом Русские дружины отразили в 1612 г. Поляков на Сретенской улице; Филаретова рукопись говорит, (3) что от церкви Гребневская Богоматери Князь Д. Т. Трубецкой двинулся на освобождение Китая и Кремля от Польской сволочи и Русских изменников. В Ладанных 1619 г. и в приходных Патриарших книгах 1626 года упомянута: «Церковь Гребневския Богоматери у Никольских ворот с приделом Св. Димитрия Селунского». Из этого видно, что в начале XVII века, уже существовал Дмитриевский придел в колокольне; но трапезы с двумя приделами еще не было. В книгах Царского жалованья Московским церквам 1638 г. находим церковь св. Иоанна Белоградского, что у Пречистыя Богородицы Гребенская. Самое ж место храма, называемое Лубянкою, напоминает нам разводы или переселения Новгородцев в Москву и Новгородскую улицу Лубяницу или Лубяную, где также еще в 1354 году сооружена была каменная церковь во имя Св. Димитрия Селунскаго. Не намекает ли это на обстоятельство, (если нет другого), почему Иоанн III на этом месте поставил обетную церковь, как памятник усмирения крамольного Новгорода?
Про Царе Михаиле Феодоровиче царского жалованья, годовых в молебных денег в Дмитриевском приделе этой церкви было: попу 9 рублев 20 алтын, дьякону 7 руб. 5 алтын, дьячку 8 руб., просвирнице 3 руб. 32 алтына, 5 денег, пономарю рубль 14 алтын, двум сторожам по 28 алтын, предельному попу 5 руб. 8 алтын, дьячку 2 руб., пономарю рубль 14 алтын, просвирнице 19 алтын. В церковь Св. Ионна Белоградского 1638 г. попу 15 руб, дьячку 8 руб., пономарю 6 руб., сторожу 4 руб., (4) Из книги 1722 года видим, что причетники этой церкви получали от Государя ружное денежное в хлебное жалованье.
В пожар 1687 г. церковь Гребневския Богоматери вся объята была пламенем, так что не успели вынести и образа ее; но он чудесно сохранен, и по словам летописи, «внезапу обретеся на воздусе».
По писцовым книгам 1689 г. церковной и кладбищенской земли у храма Гребневская Богоматери было, длиннику 21 без 1/4 сажени, поперешнику 15 сажен. По указу Петра I, 1706 г., приписана к нему кладбищенская в церковная земля упраздненной Феодосиевской церкви.
В Троицын день 1737 г. когда Москва превратилась в огненное море, когда пламя лилось из юго-западной части Белого города через Кремль и Китай в северо-восточную и все истребляло в потоке своем: тогда у Гребневской сгорела кровля на трапезе, придел и алтарь; но внутренность церкви уцелела. (6)
В церковь сию доныне не престают стекаться Московские жители на поклонение чудотворной иконе; многие поднимают ее к себе на дом. С теплою верою не иссякает источник исцелений и утешений от святыни.
В квадрате главного храма изменен вид от перестроек его в начале XVIII столетия.
Кирпичные стены его толщиною в два аршина, с железными связями, разделены на северной стороне четырьмя лопатками, какие должны быть на южной и западной; но закрыты пристройками. На этом квадрате теперь крыша железная четырехскатная, вместо прежней черепичной или гонтовой. Над нею возвышается осмигранный фонарь или трибун с гранеными полуколоннами между окнами; при подножии его с четырех сторон четыре колодца или западни. Над грушеобразною главой трибуна возносится четверочастный крест на полумесяце. Теперь древние узкие и длинные окна в северной стене заменены широкими с прямыми перемычками. К ней пристроен крытый ход, ведущий к иконе Одигитрия Смоленской Богоматери, изображенной на западной стене церкви. Там прежде на кровельной площадке служивали молебны пред этим образом, коего чудеса начертаны в летописи церковной. В восточной части видно совершенное нарушение символической симметрии, вероятно, для особенных причин. Она состоит только из двух полукружий; но третье, южное занято колокольней, у которой низ круглый, средина осмигранная с пролетами, а верх шатровой; подобно другими древним звонницам, она ниже самой церкви. Глава ее увенчана таким точно древним крестом, какой был на Кремлевской Предтеченской церкви: вопреки запрещению Стоглавого собора гл. 41. на трех концах креста приделаны еще меньшие. Из этого можно предполагать существование этого креста до Стоглава, т. е. до 1551 года. В нижнем ярусе колокольни до 1812 года помещался Дмитриевский придел, напоминающий нам древние круглые церквицы. Большею частию, колокола литы в царствование Елисаветы Петровны; но на одном из них прочтете следующую надпись: «7190 (1682) году построен сей колокол к церкве Пресвятыя Богородице Гребневская по Володимере Ивановиче, по жене его Феодоре Батанове, Княгини Феодоры, дан колокол 200 рублев, лил сей колокол мастер Федор Моторин».
Внутреннее расположение главного храма показывает, что не колокольня к нему пристроена: но что он пристроен к колокольне, по-видимому, для того, чтобы не сдвинуть с места Дмитриевской церкви. Закладенная же в южной стене Успенской церкви арка, ведущая в придел, подтверждает такое предположение. Внутренность церкви освещается окнами сквозного трибуна и вновь пробитыми в северной и южной стенах.
Свод в этой церкви крестовой, а в алтаре коробовой. Там помост каменный – здесь из дубовых лещадей, возвышенный на две ступени. Алтарный иконостас с резьбой и позолотою, в пять поясов иконопись в нем относится ко времени поновления церкви в 1711 году. Верх осеняется резным из дерева Распятием. В первом поясе замечательны местные образа Спасителя, Богоматери Одигитрия, храмовой Успения Божия Матери, Гребневския Богоматери, ознаменованные греческим пошибом. Последняя блистает драгоценными украшениями: ее убрус и риза унизаны жемчугом; золотой венец с семью городками осыпан алмазами, изумрудами и яхонтами; поля ее покрыты позолоченым серебром с репьями из драгоценных камней. В 1711 году, как выше замечено, она возобновлена и украшена сестрою Петра 1, Царевной Наталиею Алексеевною. На древней пелене вышито шелками, серебром и золотом изображение сего явления Богоматери. Висящее пред иконостасом пяти ярусное медное паникадило относится к началу ХVIII столетия; на матице его корона. Оба крилоса стилем своим соответствуют алтарному иконостасу. Позади их на налоях выставлены ковчеги и кресты с св. мощами, также два древние тельника из самоцветных камней с серебряными переймами. На двух досках у западной стены прочтете вышеупомянутую нами летопись церкви.
В двухчастном алтаре около престола ступени, какие издревле устроивались в Византийских и Русских церквах по примеру Цареградского Софийского храма; там Юстиниан, по свидетельству Кодина, сделал вокруг престола золотые ступени, на кои восходят священники для целования священной трапезы и для священнодействия. Над престолом узорочная, едва ли не единственная в своем роде, сень. Она резная из дерева. Четыре точеные столбика поддерживают ее верх, осененный пятью большими и четырьмя малыми шатровыми куполами; они покрыты раскрашенною слюдой с наложенными на них медными травами и репейками. Сень представляет подобие древних деревянных церквей, а числом куполов соответствует числу Чинов Ангельских. В ней нельзя не удивляться замысловатости художника, искусству и отчетливости резьбы разнообразию и симметричности украшений. Тем и другим она превосходит надпрестольную сень в Чудовской церкви Архангела Михаила, вырезанную 1642 года Петром Ремезовым. По изустному преданию, первая вывезена из Новгорода. На горнем месте устроено святительское седалище, которое нередко занимали служившие здесь Патриархи и Блюститель их престола, Митрополит Резанский Стефан Яворский.
Из храма арка западной стены открывает вход в трапезу, где на северной стороне придел во имя Преподобного Сергия, а на южной во имя Св. Иоанна Белоградского. В восточной стене трапезы на камне вырезана вглубь надпись, показывающая, что здесь погребены в 1626 году жена и дети дьяка Гаврила Левонтьева. Имя Леонтьева, прихожанина этой церкви, вошло в область отечественной истории. Годунов посылал его с Нащокиным в Иверию условиться с Терекскими вельможами в мерах для ее защиты.
Трапеза с коробовыми сводами пристроена, как мы заметили, позднее половины XVII столетия. Для большего освещения окна в ней расширены, и разделаны две арки, ведущие в южный придел. В обоих приделах алтарные иконостасы не старее XVIII века; в южном приделе на зеркальном своде утверждено изваяние Ангела с трубою в одной руке, а другою держащего паникадило. У западной части придела пристройка с деревянным сводом и с хорами на деревянных столбах. В печюре южной стены вставлен камень с следующею надписью, в коей смешаны греческие слова с русскими: лета 7143. ЭК-ТНСЕ ЕККЛIСIА. ЕТУ ТН ТУ АГИОV МЕГАЛОV MAPTИPOV ИВАНУ ΔIAKOC ГАВРIЛОС TOV ЛЕΩΝТИОВ ТИΝ ПАСАΝ ЕКЛИСIАΝ АСТИКИС I СКЕВИΝ КЕ ТИС АϴЕНТИ ЕТИМОV. IЕРС КЕ КЛИРИКУ ТАS ЕКЛИШИЕS ΩПИΩС. И-С ЕТУ ЕКЛИШИΩΝ ИСТЕРОН ΩΔЕϴЕЛО. МЕТА ΔЕ. ТО МИНОС РЕϴIИ. ΔЫА ТIС ПАНДОН. ЕСПЕРIΩШИН. АϴТИН. ЭМСМШИ ТОV ГАВРIЛОВ, КЕ ТО ЭНОЗИ ТО. ТАМИ МНЕ ВЕТЕΩС ПУ ЭКЛИШИΩИ АϴТИΝ АТЕКЕ…
Из слов этой надписи, неправильно написанных и несовсем разобранных, можно понять, что вышеупомянутый дьяк Гаврило Леонтьев был вкладчиком церкви и соорудителем в ней престола в честь св. великомуч. Иоанна Белоградского. По-видимому, трапеза эта служила усыпальницей знаменитых фамилий, прихожан этой церкви. Как в стены, так и в помост вставлены надгробные камни – указатели имен и могил. На них читаем фамилии Князей Щербатовых и Урусовых, Графов Толстых, здесь погребены роды Волынских н Магницких, из которых известен первый сочинитель Арифметики, погребенный здесь 1739 года. (7) Некоторые камни еще в прошлом столетии обращены надписями вниз, как на пр. надгробный камень Г-жи Магницкой, возвещавший о кончине ее от радости, при нечаянной встрече с сыном своими которого она почитала умершим. (8)
В помяннике Bcеpoссийские Митрополиты начинаются Михаилом, а оканчиваются последним из них Дионисием, Московские Патриархи Адрианом, Великие Князья от Ярослава до Василия, во иноцех Варлаама, Цари Московские от Иоанна до Петра I, которого имя приписано позднейшею рукой. Затем следуют имена Великих Княгинь, Цариц, Царевичей и Царевен. В Синодике до Московского разорения редактор замечает, что ему «за прехождением многих лет неизвестно, от которых лет начашася писати сии нижеписанные роды». В нем встречаем роды Князей Шедаковых, Черкасских, Палецких, Скопиных-Шуйских, Ноготковых, Квашниных, Трубецких и 3aсекиных. В род Кутузовых внесены: Андрей, благоверный Князь Василий, Царь Симеон, Царица Mapия. Затем следуют роды Сабуровых, к коим не причислена Великая Княгиня Саломия, Вельяминовых, Писемьских, Сафоновых и проч. Во вторую часть включены имена Епископов, Apxиепископов и Митрополитов Рязанских и Муромских, Епископов Коломенских и Каширских; за ними следуют роды Князей Шуйских, Шереметевых, в главе коих стоят Царевич Иоанн Иоаннович и Царица Леонида, роды Князя Владимира Тимофеевича Долгорукова с дочерью его Царицею Марию, первою супругой Царя Михаила Феодоровича, Князей Буйносовых, Голицыных, Куракиных, Львовых, Урусовых, бояр Волынских, Салтыковых, Хитровых. Здесь же вписаны имена пятидесяти воинов, убитых под Конотопом 1658 г. в приход Крымского Царя и изменника Ивана Выговского; на поминовение их дано Государево жалованье.
Другая книга вкладная скорописная, в лист, на тряпичной бумаге, переплетенная в бархат, с лицевым изображением Божией матери Гребневской. Она начинается воззванием к доброхотных дателям, к коему присоединено прошение ко всем моление Митрополита Стефана Яворского, подписанное им собственноручно:
и оканчивающееся следующими стихами, по-видимому, его же сочинения:
Кто же благоволит что по силе подати,
Той да изволит зде имя свое подписати:
Да поминаем за здравие будет выну,
Впишется же в животных книгах, в небеснем чину.
В числе вкладчиков находим здесь Царицу Прасковью Федоровну, Царевну Наталию Алексеевну и Императрицу Анну Ивановну, Светлейшего Князя А.Д. Меншикова с его семейством и многих других, которых исчисление заняло бы здесь довольно места. На концe книги вписана копия с купчей на лавку, данную вкладу Гребневской церкви гостем Филатовыми «7168 (1668) Февраля в 21 день, в, приказе большего приходу перед околничим перед Родионом Матфеевичем Стрешневым, да перед Томидою Истоминым, продавец Пречистыя Богородицы Стретенского монастыря игумен Дионисий сказал, что он гостю Остафью Иванову сыну Филатьеву лавку свою деревянную без четверти с прилавком, да скамейнное место, да лишнюю вымеренную землю, мерою сажень с десятью вершки, да подле той лавки четверть лавки деревянные, торгуют в ней конопляным маслом, продал и деньги взял, и такому купчую дал, и ся купчая в книги записана и пошлины по указу взяты. Дьяк Александр Дуров. Справил Яшка Севостьянов. 7196 (1688), Августа в 24, по сей купчей я гость Остафей Иванов сын Филатьев лавкою своею и с местом (на Ильинском крестце в хлебном и колачном ряду по конец Ветошного ряду) отдал вкладу в дом Пречистой Богородицы Гребневской священнику с причетники в вечной поминок родителей своих, и впредь мне Остафею до сей лавки и с лавочным местом и жене моей и детям и сродничем дела нет; владеть тою лавкою впредь церкви Пречистыя Богородицы священнику с причетники, и с лавочным местом. И подписал на сей купчей я Остафей Филатьев своею рукою».
Напрасно здесь ищете вы вкладов Димитрия Донского, Иоаннов III и IV, Царей Михаила, Алексия и Феодора, посещавших этот храм, прославленный чудотворениями от св. икон Богоматери. Все утвари, хотя и ценные, но не замечательны древностью своей и вкладчиками.
Источник: Москва. В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1852