церковь иконы божией матери одигитрия аксай

История основания Одигитриевского храма в г. Аксае

Одигитриевский храм — один из самых красивейших храмов на Донской земле. Любой человек приходя в храм ощутит в своей душе тишину и радость просто от пребывания рядом с этим святым местом. В прохладной тени деревьев этот храм сверкает куполом в лучах солнца и возвышается над гладью Дона своими белыми стенами. История этого замечательного храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы).

церковь иконы божией матери одигитрия аксай

Аксайская икона Божией Матери

Россию недаром называют Домом Пресвятой Богородицы: в нашем Отечестве находится множество Ее чудотворных икон. До 1917 года их насчитывалось 468. Имела свою чудотворную икону Богоматери и Донская область.

История появления и сокрытия этой иконы неразрывно связана с судьбой Донского края и Донского казачьего войска.

В архивных фондах сохраняются документы, свидетельствующие об истории Аксайского образа Пресвятой Богородицы и о том почитании, которым он пользовался у населения области.

В 1656 году, в царствование Алексея Михайловича, во время войны с Польшей, донские казаки находились в составе русской армии в городе Вильно, откуда привезли на Дон в Черкасск чудотворную Виленскую икону Богоматери Одигитрии. Подтверждение этому находим в знаменитом труде донского историка В. Сухорукова «Историческое описание земли войска Донского». В честь привезенной иконы и с благословения Московского Патриарха Никона казаки выстроили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной, как оказалось, не угодно было, чтобы Ее икона оставалась на Дону. Богородица многократно являлась в сонных видениях многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть ее туда, откуда взяли, то есть в город Вильно. Долгое время требование не исполнялось, потому что казакам было жаль расставаться со святыней, к тому же расстояние до Вильно составляло несколько тысяч верст. В 1662 году на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окруженные со всех сторон, казаки дали обет, что если Царица Небесная спасет их от гибели, то они исполнят Ее волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона была отправлена с большой честью, во главе отряда поставили атамана Осипа Галактионова. В сопровождение ему дали священника Матвея и диакона Григория с тем, чтобы они всю дорогу до Москвы, куда икона была при отписке казаков отправлена прямо к царю Алексею Михайловичу с просьбой о возвращении в Вильно, обязательно служили перед святыней молебны. До отправления в путь с этой иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся.

Другая версия связывает происхождение Аксайской иконы Одигитрии с именем святителя Тихона, епископа Воронежского, нетленные мощи которого сохраняются в Задонском монастыре. Икона Одигитрии долгое время находилась в его святительской молельне, пока не была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской о. Василию Петрову. Священник Василий Петров — известный донской церковный деятель, носил вериги, власяницу, был усердным молитвенником, благодаря его трудам был построен каменный Троицкий храм в Аксае. С благословения и под руководством святителя Тихона о. Василий проводил миссионерскую деятельность среди раскольников. Старообрядцы охотно его слушали и многие присоединялись к православной церкви. Дважды о. Василий падал с купола строившегося Троицкого храма, но одеждой зацеплялся за леса, чем и спасался. Жил о. Василий в доме один, проводя большую часть времени в молитве. Когда он умер, тело его нашли уже обмытым, а некоторые станичники утверждали, что видели в его доме 12 священников, обмывавших тело покойного. Похоронили о. Василия Петрова рядом с Троицкой церковью, над могилой его была устроена часовня, которая теперь не сохранилась. По счастью, сохранилась надгробная плита, которая перенесена сейчас на другое место и находится в ограде Одигитриевской церкви города Аксая. Надпись, прекрасно сохранившаяся на плите, гласит:

«Надменный пышностью, прельщенный суетой. Познай ничтожество, познай век краткий свой. Здесь человек лежит таков, как ныне он. Исчезнут прелесть, честь, слава, мир как сон. Здесь погребен Отец Василий, сын Петров; Порокам страшен был и пышности суров, Сначала воин был и злость врагов губил. За храбрость, мужество себе честь получил, А в тысяча семьсот и шестьдесят восьмом году, Священства сан принял он по трудам. Раскола семена старался истреблять. Святейшей веры свет догматов утверждать. В сем подвиге святом вся жизнь его прошла, Свечей и вождем хромым, слепым была, В надежде будущих блаженных райских дней. Рачением, трудом создал святый храм сей. За честность, знания от многих был любим, От злобы, зависти за истину был гоним. Но в тысяча семьсот девять — десятом году, В одиннадцатый день декабря скончал живот. Всего лет шестьдесят он в жизни только жил. Но церкви, обществу премного услужил. О Боже милости! За все его труды Блаженством, славою, безсмертьем награди!».

Народная молва донесла до нас сведения о чудесных исцелениях по молитвам о. Василия. Один из таких случаев произошел с диаконом Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви о. Андреем Югановым. Он был сильно болен. Родственники, взяв землю с могилы о. Василия Петрова, насыпали ее в богоявленскую воду и, дав ей отстояться, предложили о. диакону выпить. Очень скоро о. Андрей выздоровел. После смерти о. Василия Петрова икона Одигитрии исчезла из его дома. О ней вспомнили во время погребения, поскольку о. Василий при жизни выражал желание, чтобы данная св. Тихоном святая икона сопутствовала ему в загробную жизнь. Несмотря на тщательные розыски найти ее тогда не удалось. Какая из двух версий происхождения Аксайской Одигитрии ближе к истине сказать трудно, обе они на равных бытовали в народном предании.

Явление иконы Одигитрии в станице Аксайской произошло в 1830 году. В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали почти в каждом доме, нигде не было спасения. В то же время некоторым жителям во сне стала являться Богоматерь с указанием найти в одном из заброшенных домов находящуюся там икону Одигитрии, по молитвам перед которой Господь и спасет всех от скорой и ужасной смерти. Прихожане обратились к священнику Тимофею Попову. Облачившись в ризу, с крестом в руках, священник, сопровождаемый множеством народа, направился к указанному дому. Вошли в комнату и там, за печью, под толстым слоем мусора, обрели драгоценное сокровище — икону Божией Матери Одигитрии. Немедленно о. Тимофей вынес ее на улицу к ожидавшему народу и всех благословил ею. Затем начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим.

Вот воспоминания урядника Василия Гуржиева, записанные им в 1888 году (во время эпидемии 1830 года ему было 16 лет): «…я был болен холерой. Когда несли эту явленную чудотворную икону, мать с помощью прислуги вынесла меня на улицу и по ее просьбе икону приложили ко мне, после отслужения молебна покропили меня святою водою и я сделался здоров и невредим». Уже на третий день после явления иконы не было ни одного смертного случая и эпидемия прекратилась. В то же время в Новочеркасске холера свирепствовала. Поэтому Высокопреосвященный Афанасий, первый архиепископ Донской, отправил священника Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви о. Василия Куфаева в Аксай, чтобы привезти явленную икону. Аксайская икона была выставлена в градской Николаевской церкви и перед ней непрерывно служились молебны. Затем на площади, где сейчас в Новочеркасске Александровский сад, устроили временную часовню и в ней поставили святую икону для поклонения народа. На четвертый день эпидемия в Новочеркасске полностью прекратилась!

Все эти события требовали официального признания иконы чудотворной. В 1833 году Старочеркасский благочинный о. Иоанн Красовский, в ведении которого состояла Аксайская станица, донес Высокопреосвященному Афанасию, Архиепискому Донскому, о явлении в Аксайской станице иконы Божией матери Одигитрии и что благодатию от нее была прекращена холера. Донская духовная консистория предписала произвести подробное расследование происшедшего. Во избежание поклонения иконе как чудотворной до официального признания ее таковой, в 1832 году, по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена из Аксайской Троицкой церкви в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в соборе до 1847 года. В течение 16 лет вопрос об иконе не решался и многие забыли о ней.

В 1847 году на Дону снова появилась холера. Особенно она свирепствовала в Аксайской станице, в день умирало по 100 человек. В это же время шло строительство Ольгинской дамбы, среди рабочих возникла паника, они требовали расчета, но, не получив, многие бежали, бросив и деньги и паспорта. Для усмирения этих рабочих прибыл начальник Войскового штаба генерал М. Г. Хомутов. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы Одигитрии в станицу.

По воспоминаниям одного из выборных, Хомутов немедленно написал два письма: одно — к владыке Иоанну (Доброзракову), а другое — к атаману Власову. Все выборные, бывшие у Хомутова. поехали в Новочеркасск с ходатайством взять икону для молебствия. Среди пути одному из них было видение: он заснул в повозке, да вдруг как вскрикнет: «Ой, братцы, вот она! Ко мне с неба спустилась икона Божией Матери на белом полотне, но я не успел ухватить, как она опять поднялась к небу». Подробно расспросив аксайцев, владыка Иоанн приказал ключарю выдать им икону. По его же указанию станичники купили несколько аршин простого белого полотна и, отслужив молебен в соборе, икону на руках понесли в Аксай. В продолжении всего пути произносилась молитва: «Пресвятая Богородица, спаси нас». По ходу к шествию присоединилось более тысячи душ народа. Так сам собою образовался крестный ход. Генерал Хомутов распорядился, чтобы при приближении к станице звонить во всех церквах в колокола. Все местное духовенство и народ станицы со святыми хоругвями вышли навстречу иконе. Как вспоминал очевидец: «восторгам народа не было конца, все плакали навзрыд, молились о помиловании». Икону принесли в Троицкую церковь, отслужили молебен и затем обнесли ее вокруг станицы. Через пять суток холера в Аксае утихла. С разрешения Владыки Иоанна икону поставили в Троицкой церкви, где во имя нее был устроен в 1848 году придел в трапезной части, справа от главного алтаря. Вскоре эпидемия с еще большей силой вспыхнула в Новочеркасске. Тогда чудотворную икону взяли в Новочеркасск. На площади, где сейчас располагается сквер перед Атаманским дворцом, поставили палатку со сквозным проходом и народ беспрерывной вереницей шел на поклонение Аксайской иконе Одигитрии днем и ночью.

По окончании эпидемии вновь было возбуждено ходатайство о признании Св. Синодом Аксайской явленной иконы чудотворной. На этот раз вопрос был решен положительно.

Возможно, на столь быстрое решение вопроса оказали влияние личные впечатления Наследника Цесаревича Александра Николаевича, Августейшего атамана всех казачьих войск, побывавшего на Дону в 1850 году. В станице Аксайской Его Императорское Высочество «посетил Троицкую церковь, где приложился к знаменитой иконе… затем изволил продолжать путь свой к Новочеркасску».

5 августа 1851 года Государь Император Высочайше утвердил определение Св. Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрии из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением ее в Аксай 1 октября. На пути следования крестного хода в хуторе Большой Лог, по приказанию войскового атамана М.Г. Хомутова, в 1856 году была построена часовня с другими при ней зданиями для отдыха богомольцев. Все эти строения постоянно охранялись казачьей командой из нижних чинов. В 1896 году часовня еще существовала и была приписана к Аксайской Троицкой церкви. Указом Св. Синода от 19 августа 1853 года было разрешено переносить чудотворную икону в Кривянскую станицу с 30 сентября на четыре дня и затем, с 4 по 10 октября в Бессергеневскую станицу. Указом Св. Синода от 29 ноября 1867 года разрешили также пребывание Аксайской иконы в Ростове-на-Дону с первого воскресения после Преполовения до первого воскресенья после Вознесения Господня. Это решение было принято по ходатайству Епископа Екатеринославского Платона (Троепольского) от 30 ноября 1866 года, направленного им Донскому Архиепископу Иоанну: «По случаю свирепствовавших в г. Ростове болезней холеры и тифа, по просьбе граждан перенесена была 5 августа из Аксайской станицы чудотворная икона Божией Матери, с этого времени болезнь ослабела и начала прекращаться, почему ростовские граждане возымели желание, чтобы икона ежегодно была переносима в г, Ростов…».

С 1878 года были окончательно установлены сроки пребывания Аксайской иконы в Старочеркасске с 29 июля по 10 августа, и с 16 августа в городе Новочеркасске и станицах Кривянской и Бессергеневской по 15 октября. Таким образом, чудотворная икона находилась вне станицы Аксайской 86 дней в году (почти четверть года).

Крестный ход совершался по четко установленному распорядку: 16 августа в 10 часов утра три градских священника с двумя диаконами и 6 причетниками, в сопровождении многочисленного собрания народа, с крестным ходом из кафедрального собора отправлялись в Аксайскую станицу. На другой день, 17 августа, взяв в Аксайском Успенском храме св. икону, крестный ход возвращался в Новочеркасск, посередине пути шествие останавливалось на отдых в специально построенных помещениях в х. Большой Лог, где в шесть часов вечера соборне совершалось всенощное бдение, в этой часовне икона оставалась на ночь. На следующий день, 18 августа, утром, по отпении молебна Пресвятой Богородице, святая икона переносилась без остановки в Новочеркасск и в 9 часов утра все градское духовенство встречало икону у западных триумфальных ворот, шествие останавливалось и начиналось молебное пение акафиста. Затем движение продолжалось по Платовскому проспекту, на котором, напротив монумента графу М. И. Платову, шествие вновь останавливалось для окончания акафиста. После этого икона относилась к кафедральному собору, где у западного входа ее встречал Донской Архипастырь в полном святительском облачении. Архиепископ вновь читал весь акафист к Небесной Заступнице рода христианского; после акафиста икона вносилась в собор, ставилась среди храма для общего поклонения и целования.

В станице Аксайской икона в основном пребывала в Троицкой церкви, построенной священником Василием Петровым на средства прихожан. Церковь была заложена каменным зданием 10 сентября 1783 года и освящена 15 мая 1792 года во имя Св. Троицы с двумя приделами в паперти: с северной стороны — св. вмч. Георгия Победоносца, с южной стороны — Святителя Николая Чудотворца. Позже были установлены еще два престола в трапезной части: справа — в честь Божией Матери Одигитрии (1848) и слева — в честь св. вмч. Варвары (1890). Многоярусный резной золоченый иконостас этого храма был устроен в Санкт-Петербурге по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Стоимость утвари оценивалась в 100 тысяч рублей.

Главным богатством храма являлась чудотворная икона Одигитрии, которая привлекала множество паломников. Приношения иконе достигали огромных размеров. Сама икона была богато украшена. Согласно описи 1873 года, явленная икона имела жемчужную ризу, унизанную разными драгоценными камнями, с золотым венцом и короною. В короне находились: один большой алмаз, один большой бриллиант, осыпанный шестнадцатью мелкими бриллиантами, один большой изумруд и два малых изумруда с таковыми же искрами; средней величины 6 бриллиантов, 12 алмазов и малых таковых же 13. Корона была обведена серебряной линией, на которой нанизано 40 средних алмазов, сверх короны имелся серебряный крест, в который вставлен был один средней величины изумруд и 4 алмаза. В золотом венце — три стрелы, в которых 2 больших алмаза и 21 малых с искрами; внизу венца 61 малых алых яхонтов. На убрусе располагался большой темно-белый яхонт с 9 малыми бриллиантами, в букете около него — 8 средней величины и 25 малых бриллиантов, 8 больших и 12 средних жемчужин. На младенце — корона с одним большим алмазом, одним изумрудом, осыпанным десятью мелкими алмазами, 7 средних и 20 малых бриллиантов. Сверх короны — серебряный крест, в котором в середине небольшой изумруд и 4 алмаза; а венце с правой стороны одна большая жемчужина, осыпанная 12 средними бриллиантами; с левой — один большой бриллиант с четырьмя средними. Под венцом 30 алых яхонтов. На ризе Богоматери два больших алмаза, 3 средних алмаза; 2 больших, 7 средних и 4 малых бриллиантов, 2 больших изумруда, 2 больших голубых яхонта, 2 больших бирюзы. На правом плече в букете — большой алмаз с тринадцатью малыми алмазами, вокруг букета 2 больших алмаза; 3 средних и 3 малых бриллиантов, все обведено 17 синими яхонтами. Икона находилась в золотом окладе 84 пробы весом 70 золотников (300 г), в серебряном киоте весом 18 фунтов 12 золотников (7,4 кг.).

церковь иконы божией матери одигитрия аксайНа месте обретения Аксайской иконы 18 мая 1891 года был заложен храм. Владелец этого участка сотник Лотошников пожертвовал его Церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей. Дело строительства храма после смерти мужа возглавила Надежда Ефимовна Лотошникова совместно с казаками Хрисанфом Гуржиевым и Иваном Чеботаревым. Через пять лет постройка была вчерне окончена и попечители обратились к Архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, то есть «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году». 6 ноября 1897 года храм был освящен викарием Донской епархии преосвященным Иоанном (Митропольским). Престольный праздник был установлен 4 сентября и совершался в отсутствии иконы, перед списком с нее, поскольку в этот день согласно утвержденному расписанию, икона находилась в Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе.

В Вознесенском соборе в Одигитриевском приделе постоянно находился также список с Аксайской чудотворной иконы Божией Матери. Он хранился в особом киоте под балдахином на четырех резных колоннах, высотой 4,5 метра. Балдахин был сделан деревянный, весь резной, и венчался резным же крестом. Сама икона была написана на кипарисной доске непосредственно с оригинала местным живописцем, владельцем иконостасной мастерской, Ардалионом Соловьевым. Внизу киота находилась медная вызолоченная доска со следующей надписью: «Сия Аксайская икона Божией Матери Одигитрии, копия с чудотворной, сооружена усердием благодарных жителей Новочеркасска, в память избавления их от холеры в 1892 году». Икона была освящена 28 июня 1893 года Архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием (Миролюбивым).

6 ноября 1897 года храм был освящен викарием Донской епархии преосвященным Иоанном (Митропольским). Престольный праздник был установлен 17 сентября (4 сентября ст.ст.) в день явления Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия».

This slideshow requires JavaScript.

Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание ее перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются. Возможно, она была укрыта где-то на донской земле, либо вывезена за рубеж. Не сохранились и чтимые списки с Аксайской чудотворной иконы, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако, по счастью, сохранился сам Новочеркасский собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.

Храм же посвященный Аксайской иконе «Одигитрии» не был осквернен в советское время и закрывался только во время Великой Отечественной войны. В настоящее время в храме находится современный список, написанный с помощью найденных документов и изображений. Искренне верующие люди, по вере, и ныне могут обрести помощь Божией Матери вознося молитвы перед этим святым образом. В настоящее время этот храм усердием духовенства и прихожан, от всего сердца полюбивших его, он продолжает благоукрашаться и по-прежнему служит пристанищем и исцелением сердец людей, волнуемых в суровом житейском море.

Источник

Одигитриевский храм г. Аксай

Адрес: г. Аксай, ул. Гулаева, 66

Телефон: (86350) 5 46 94;

Е-mail: aksay.odigitriya@mail.ru, сайт храма: http://aksay-odigitria.cerkov.ru/

История храма:

История храма напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы).

В 1830 году, во время распространения холеры на Дону, по видению женщине произошло явление иконы произошло в станице Аксайской (ныне город Аксай). Слух о чудотворной иконе распространился среди местных жителей. С иконой для избавление от холеры местные жители совершили крестный ход, который возглавил священник Тимофей Попов; сама икона была помещена в Троицкой церкви станицы.

церковь иконы божией матери одигитрия аксай

В 1847 году, когда в Аксайской станице за день умирало по 100 человек, выборные от станичного общества попросили начальника Войскового штаба генерала М. Г. Хомутова вернуть Аксайской иконы из Новочеркасска в станицу. С разрешения Владыки Иоанна икону поставили в Троицкой церкви Аксая. Во ее имя в 1848 году был устроен придел. После этого эпидемия с ещё большей силой вспыхнула в Новочеркасске. Тогда чудотворную икону вернули обратно в Новочеркасск. Для нее на площади, где ныне находится сквер перед Атаманским дворцом, была поставлена палатка со сквозным проходом. Народ круглосуточно шёл на поклонение Аксайской иконе.

5 августа 1851 года Государь Император Высочайше утвердил определение Святейшего Синода, касающегося учреждения крестного хода с иконой БогоМатери Одигитрия из Аксайской станицы в Новочеркасск с обратным перенесением её в Аксай. Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области вплоть до 1920 года. Из Аксая в Новочеркасск и обратно икону сопровождали многотысячные крестные ходы.

В станице Аксайской икона пребывала в Троицкой церкви, построенной священником Василием Петровым на средства прихожан. В Вознесенском соборе в Одигитриевском приделе постоянно находился также список с Аксайской чудотворной иконой Божией Матери. Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание ее перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются. Не сохранились и чтимые списки, находившиеся в Троицкой церкви Аксай и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако сохранился сам собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.

В 1891 году на том месте, где была обретена Аксайская икон Божией Матери было решено поставить церковь. Средства на её строительство жертвовали станичники, сотник Лотошников пожертвовал участок земли и личные сбережения. Одигитриевский храм строился около шести лет. 6 ноября 1897 года викарий Донской епархии епископ Иоанн (Миролюбов) освятил храм. В строительстве храма принимала деятельное участие вдова сотника Лотошникова Надежда Ефимовна. Позднее были построены часовня, тризна и колокольня.

Богослужения в Свято-Одигитриевском храме прерывались в годы Великой Отечественной войны. В 1945 году храм отремонтировали, богослужения в нем продолжаются и поныне.

Современное состояние

В 2000-е годы храм отреставрировали, было благоустроено подворье. При храме действует Воскресная школа.

В настоящее время в этом храме служит целый «собор” священнослужителей во главе с настоятелем и благочинным Аксайского округа — протоиереем Александром Будковым.

Святыни

церковь иконы божией матери одигитрия аксай

В настоящее время в храме находится современный список Аксайской чудотворной иконы Божией Матери, написанный с помощью найденных документов и изображений. Искренне верующие люди, по вере, и ныне могут обрести помощь Божией Матери вознося молитвы перед этим святым образом.

Источник

Из истории Аксайской иконы Богородицы и Аксая

Изобразительный ряд (см.: слева направо, сверху вниз)

1. Дозволенная цензурой репродукция Аксайской иконы Божией Матери 1890 г. (Одесса, хромолитография Е.И. Фесенко) [15].
2. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт храма Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) г. Аксай) [6].
3. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасск) [7].
4. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери (сайт Видания.ру) [8].
5. Репродукция Аксайской Божией Матери с изображения медальона на куполе храма (сайт Видания.ру) [8].
6. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери в серебряным окладом (интернет форум, аукцион) [9].
7. Репродукция воссозданного списка Аксайской иконы Божией Матери из Одигитриевского храма Аксая (официальный сайт администрации Аксайского района) [11].
8. Репродукция Аксайской иконы Божией Матери из Михайловского храма Новочеркасска (Каталог икон на сайте PravIcon.com) [12].

«Тогда Он коснулся глаз их и сказал:
по вере вашей да будет вам».
Евангелие от Матфея Гл. 9. Ст. 29.

Ныне в день входа Господня в Иерусалим, праздника отмечаемого в 2020 году православными в ситуации охватившей практически всю планету пандемии, самое время задуматься о его мирной символике и непреложной силе истинной веры. В Русской православной церкви особо почитаются многие чудотворные образы Божией Матери. В их число входит и не единожды спасавшая население от холерного мора Аксайская икона Богоматери. Краткому изложению её истории и посвящается настоящая статья.
Следует принять во внимание и тот факт, что многие древние образы и православные иконы в историческом прошлом не единожды почитались в т.ч. и людьми далекими от православия. В этой связи достаточно вспомнить ватиканские страницы истории Казанского образа Богородицы; почитание православными и католиками древней Ченстоховской иконы Божией Матери; веру итальянцев в милостивость к ним образа «Madonna del Don» и убежденность некоторых мусульман в чудотворность Табынского образа Богородины.

Победительница мора: из истории Аксайской иконы Божией Матери

Местночтимая чудотворная икона Аксайской Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии (празд. 10.8/28.7). Известно две версии происхождения данной иконы. Согласно первой версии в 1656 г. во время русско-польской войны 1654 – 1667 гг. находившиеся в составе русской армии донские казаки привезли из Вильно в Черкасск чудотворную Виленскую икону Божией Матери Одигитрия. С благословления патриарха Никона в её честь была выстроена деревянная Одигитриевская церковь. Однако Царица Небесная неоднократно являлась в сонных видениях станичникам, требуя возвращения иконы в Вильно. Тем не менее, казаки не спешили исполнить это требование. В 1662 г. крымский царевич Калга с большим войском окружил казачий отряд у р. Тузлов. Окруженные казаки дали обет вернуть икону в Вильно после своего спасения. Победив многочисленного врага и сделав список иконы (впоследствии он был утерян) казаки с большой честью отправили её с отрядом атамана Осипа Галактионова и священника Матвея к царю Алексею Михайловичу с просьбой о возвращении святого образа в Вильно.
По второй версии эта икона долгое время находилась в молельне святителя Тихона Задонского. Впоследствии она была подарена им священнику Троицкой церкви станицы Аксайской о. Василию Петрову. Благодаря стараниям священника Василия в Аксайской станице был построен каменный Троицкий храм. Он дважды падал с купола строившегося храма но, зацепившись за леса, спасался. Священник Василий был усердным молитвенником, проводил активную миссионерскую деятельность, носил вериги и власяницу. Казачья молва сохранила чудесные явления при его смерти и исцеления по его молитвам. При жизни о. Василий выказывал стремление о сопутствии ему в загробную жизнь врученной св. Тихоном иконы. Поэтому о ней вспомнили во время погребения, но найти так и не смогли.
В августе 1830 г. на Дону началась эпидемия холеры. В это время жителям Аксайской станицы во сне стала являться Богоматерь указывающая дом с чудотворной иконой Одигитрии которая может спасти население от скорой смерти. В указанном Богоматерью доме за печью о. Тимофей с прихожанами и обрели икону Божией Матери Одигитрии. На третий день после явления иконы и проведения крестного хода эпидемия в Аксайской станице прекратилась. После чего Высокопреосвященный Афанасий, первый Архиепископ Донской принял решение привести явленную икону в столицу Войска Донского. На четвертый день, после непрерывных молебнов прихожан, эпидемия в Новочеркасске также полностью прекратилась. В 1833 г. Донская духовная консистория предписала произвести подробное расследование происшедшего. Еще раньше, в 1832 г., по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в нем до 1847 г.
Однако в течение 16 лет икона так и не была признана чудотворной на официальном уровне. В 1847 г. на Дону вновь появилась холера. По свидетельству очевидцев в станице Аксайской ежедневно умирало по сто человек. В это время к прибывшему на строительство Ольгинской дамбы генералу М.Г. Хомутову обратились выборные от станичного общества с просьбой о возвращении Аксайской иконы Одигитрии в станицу. Благодаря его поддержке и стараниями духовенства выборные казаки, отслужив молебен в Новочеркасском Вознесенском соборе, понесли икону на руках в Аксайскую станицу. К их шествию присоединилось более тысячи человек образовав крестный ход. После торжественной встречи икону принесли в Троицкую церковь, где во имя её в 1848 г. был устроен придел справа от главного алтаря. Прихожане Аксайской станицы отслужили молебен и обнесли её вокруг поселения. Холера в станице утихла через пять суток.
Вскоре после этого икона была призвана остановить эпидемию в Черкасске. Она была размещена перед Атаманским дворцом для всеобщего поклонения. Вереница прихожан не иссякала ни днем, ни ночью. В 1850 г. в станице Аксайской к иконе приложился Наследник Цесаревич Александр Николаевич, Августейший атаман всех казачьих войск. Вскоре икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. Государь Император 5 августа 1851 г. Высочайше утвердил определение Священного Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрии из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением ее 1 октября. На пути следования крестного хода в х. Большой Лог в 1856 г. была построена часовня с другими зданиями для отдыха богомольцев. Священный Синод указом от 19.08.1853 разрешил переносить чудотворную икону с 30 сентября по 10 октября в Кривянскую и в Бессергеневскую станицы.
В 1866 г. по просьбе жителей Ростова-на-Дону в виду начавшихся тифа и холеры, икона была доставлена и в этот город. Приняв во внимание чудесное прекращение эпидемии в 1867 г. Священный Синод разрешил ежегодное пребывание Аксайской иконы в Ростове-на-Дону с первого воскресения после Преполовения до первого воскресенья после Вознесения Господня. В 1878 г. были определены следующие сроки пребывания иконы в Старочеркасске – с 29 июля по 10 августа, в Новочеркасске и станицах Кривянской и Бессергеневской – с 16 августа по 15 октября. На месте обретения Аксайской иконы в 1897 г. была освящена Одигитриевская церковь, также 4 сентября был установлен престольный праздник.
Приношения к этой иконе были огромны. В соответствии с описью 1873 г., она была украшена жемчужной ризой с различными драгоценными камнями, золотым венцом и короной. В короне Божией Матери имелось значительное число больших, средних и мелких бриллиантов и изумрудов. Корона была обведена серебряной линией, украшенной 40 средними алмазами. Над короной имелся серебряный крест со средней величины изумрудом и 4 алмазами. В золотом венце имелось три стрелы, также обильно украшенных алмазами. Внизу венца и убрусе располагалось большое число яхонтов, бриллиантов и жемчужин. Корона, серебряный крест и венец младенца также была богато украшена бриллиантами, изумрудами, яхонтами и большой жемчужиной. Риза Богоматери была украшена большими, средними и малыми бриллиантами, изумрудами, яхонтами и бирюзой. Сама икона была помещена в золотой оклад 84 пробы весом 70 зол. и серебряный киот весом 18 фун. 12 зол.
С чудотворной иконы неоднократно писались списки. Поклонение чудотворной иконе совершалось ежегодно вплоть до поражения в Гражданской войне Всевеликого Войска Донского в начале 1920 г. Особой службы Аксайской иконе не существует; её празднование в день Одигитрии Смоленской. 16 августа, в день попразднства Успения Богородицы и принесения чудотворного образа в Донской Старочеркасский Ефремовский женский монастырь Аксайской иконе был учрежден монастырский праздник. С момента падения казачьей власти на Дону следы иконы и её чтимых списков были утеряны. Однако точный список с оригинала иконы сохранился среди изображений чтимых икон Богородицы в барабане главного купола Новочеркасского Вознесенского собора.
По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова) для Одигитриевского храма Аксая 16.09.2018 был воссоздан точный список утраченного образа Аксайской Божией Матери. При этом владыка митрополит сообщил, что «следующим шагом этой духовной традиции станет восстановление обретенного подлинного Азовского образа Божией Матери Одигитрии, который недавно был найден в запасниках Третьяковской галереи» [14]. По благословению главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия 1 апреля 2020 г. клирики Ростовской епархии на вертолете совершили крестный ход по воздуху со списками чтимой Аксайской иконой Божией Матери из Одигитриевского храма Аксая из Михайловского храма Новочеркасска.

Первым письменным свидетельством о существовании поселения в границах современного г. Аксая считается письмо 1570 г. посла И.П. Новосильцева к царю Ивану IV. В нём сообщается о встрече с посланником Османской империи под Кобяковым городищем на «Аксайском устье» [10]. Он был удобно расположен на высоком берегу при слиянии рек Аксая и Дона, на пересечении степных дорог, ведущих в Черкасск. Аксай за время своего существования сменил несколько названий: Нижние Раздоры, Кобяковский, Атаманский, Нижний, Усть-Аксайский стан, станица Аксайская. Будучи небольшим казачьим городком, он неоднократно подвергался набегам турок, крымских татар и ногайцев. В 1720-40-х гг. здесь последовательно размещались царская и таможенная заставы. В этом населенном пункте нередко пережидали половодье казачьи семьи Черкасска, а во время Азовских походов Петра I и позднее он был сторожевым постом на подступах к Черкасску – столице Области войска Донского. В XVIII в. в окрестностях станицы Аксайской имелась система фортификационных сооружений с подземными переходами и складских помещений с оружейным арсеналом и запасами продовольствия.

Источники и литература:

1. Буренкова Е.В. Аксайская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. 1. С. 408.
2. Казачий исторический календарь на 1950 год. Нью-Йорк, 1949. С. 10.
3. Лимаренко К.Х. Соборный храм войска Донского. Киев, 1905. С. 61.
4. Сухоруков В. Историческое описание земли войска Донского. Новочеркасск, 1903. С. 237-238.
5. Чибисова С.П. Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе. //URL: http://pravnovoch.ru/index.php?option =com_content&view=article&id= 65-01-13-23-43-52&catid=12&Itemid=38(дата обращения 11.04.2020).
6. Сайт храма Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) г. Аксай. // URL: http://aksay-odigitria.ru/index/istorija_khrama/0-7 (дата обращения 04.02.2015).
7. Сайт Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасск). // URL: http://novochsobor.prihod.ru/svyatini (дата обращения 04.02.2015).
8. Аксайская икона Божией Матери. // URL: http://www.vidania.ru/icony/icon_aksaiskaya.html (дата обращения 04.02.2015).
9. Интернет форум, аукцион. // URL: www.forums-su.com (дата обращения 04.02.2015).
10. История образования Аксайского района. // URL: https://www.aksayland.ru/city/history/history-aksay/ (дата обращения 14.04.2020).
11. В Одигитриевский храм Аксая вернулась Аксайская икона Божией Матери. // URL: https://aksayland.ru/city/news/26810/ (дата обращения 11.04.2020).
12. Каталог икон на сайте PravIcon.com. (Икона Пресвятой Богородицы «Аксайская»). // URL: http://pravicon.com/icon-7 (дата обращения 11.04.2020).
13. Крестный ход по воздуху совершен над территорией Ростовской области с чтимой Аксайской иконой Божией Матери. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5615496.html (дата обращения 11.04.2020).
14. Митрополит Меркурий: «Сама Матерь Божия незримо помогает нам в обретении той веры, того исповедания, той твердости, которые через утрату святынь были ослаблены» (16.09.2018). // URL: http://rostoveparhia.ru/arkhipastyr/sluzhenija/ aksay/?sphrase_id=7026(дата обращения 11.04.2020).
15. Каталог икон на сайте PravIcon.com. (Изображение иконы Аксайская). // URL: http://pravicon.com/image-15311 (дата обращения 11.04.2020).

Победительница повальных моров

Поветрие из ада сживает за грехи,
Казнит без промедленья, но многие глухи.
Пороки имяреков сбираются в омёт —
И создан искусителем вирусный дефолт.

Пустую шелуху не смести по воровски
И души не очистятся будто каблуки.
Тотальный человечеству вводится учёт,
Грехов неискуплённых не проще пересчёт.

Царица, Богоматерь надежду подари,
С молитвой искупительной души излечи!
Падёт пренепременно лукавый санкюлот
И паству ожидает пасхальный антидот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *