церковь иконы божией матери знамение в холмах
Холмы. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Источник: В.Я.Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974
Ныне существующая каменная церковь Знамения Божией Матери построена в 1696 г. Дмитрием Никитичем Головиным. В 1825-1830 г. на средства владельцы села Авдотьи Семёновны Бове (1786-1781) сооружены колокольня с приделом в ней преподобного Сергия и южный придел (Знаменский храм стал четырёхпрестольным; другие приделы- святого страстотерпца царевича Дмитрия и святителя Николая Мирликийского). Видимо, колокольня и южный придел выполнены по проекту О.В.Бове, знаменитого зодчего.
Клировая ведомость 1847 г. С.Знаменское, Холм тож. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Престолов четыре: в холодном-Знамения, в приделах-Святого благоверного князя великомученика Димитрия, Чудотворца Николая, на колокольне, в приделе холодном- Преподобного Сергия Радонежского. Храм разоренный в советское время,уже в наше время возвращён верующим и восстанавливается.
Из книги ХРАМЫ ИСТРИНСКОГО РАЙОНА, протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009г.
Село Холмы в 1584 г. – сельцо Московского уезда, в вотчине за Дмитрием Борисовичем Салтыковым и Григорием Александровичем Скворцовым. В 1606 г. Лаврентий Салтыков половину сельца Холмы отдал в приданое за сестрою своею князю Андрею Тюменскому; в 1624 г. Тюменский свою половину продал князю Ивану Федоровичу Шеховскому, а другая половина того сельца в начале XVII ст. принадлежала Григорию Юдину, в 1623 г. состояла «в порозших землях», без крестьянских дворов.
В конце первой половины XVII ст. в сельце Холмах, вновь поселенном крестьянами, была построена деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделами. В записной книге Патриаршего Казенного Приказа печатных пошлин с благословенных грамот о строении церквей за 1643 г. написано: «ноября в день запечатана благословенная грамота в Московском уезде в сельцо Холмы, по челобитью князя Ивана Федоровича Шеховского на три престола: Знамения Пресвятой Богородицы, Алексея митрополита да Дмитрия Солунского; пошлин 10 алтын взято». По переписным книгам Московского уезда за 1646 г. «в селе Холмах церковь Пресвятой Богородицы Знамения, у церкви во дворе поп Данило, крестьян 8 дворов, да в деревне Молчанове 4 двора, а всего 12 дворов, в них 37 человек».
По книгам 1657 г. старосты поповского Радонежской, Селецкой и Загородской десятин Воздвиженского попа Федора вновь обложена данью церковь Знамения Пресвятой Богородицы в вотчине князя Ивана Шеховского села Холмы; дани 3 алтына, 2 деньги, заезда гривна; платил староста поповский поп Федор». В приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1658 – 1740 гг. Знаменская церковь писалась под Загородней десятиною.
В 1690 – 1709 гг. этим имением владел Д. Н. Головин по разделу с родным братом Яковом. В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1692 г. под статьею Знаменской церкви отмечено: «в 1697 г. прибавлено дани с церковной земли с 15 четьи в поле, с сенных покосов с 15 копен 12 алтын 2 деньги, обоего с прежней данью 15 алтын 5 денег, заезда гривна».
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, вероятно, по случаю ветхости, в 1697 г. построена новая. Это видно из того, что 17 ноября того же года дан антиминс по благословенной грамоте к освящению церкви Знамения Пресвятой Богородицы Московского уезда Горетова стана в селе Холмах; «взял антиминс крестовой поп Никита Иванов и росписался».
В Патриаршем Казенном Приказе производилось дело об исправлении ветхостей в Знаменской церкви. Дело началось по прошению Дмитрия Никитича Головина, поданному в Казенный Приказ в мае 1703 г. В прошении Д. Н. Головин писал: «вотчина у меня в Московском уезде, село Знаменское, Холм тож, и в прошлых годах тому пятый год в том селе построена церковь Божия во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом, и в той церкви Божией в исподнем подполе переводины огнили и пол в церкви погнулся, и деисусы опустились, и в алтаре престол покривился, чтобы указом повелено: подпол в церкви Божией и деисусы переправить и престол попремить и отот дать указ».
Вследствие сего прошения в Казенном Приказе на справку выписано: «в приходных книгах жилых данных церквей 1703 г. Московского уезда в Загородской десятине написано: церковь Знамения Богородицы в вотчине Дмитрия Головина, в селе Холмов, дани 15 алтын, заезда гривна и те деньги плачены. Прибыла та церковь и данью обложена в 1657 г. по книгам старосты поповского Воздвиженского попа Федора и в 1697 г. к той церкви, по памяти из Поместного Приказа за приписью дьяка Алексея Волкова, справлено церковной земли пашни 15 чети в поле, сена 15 копен». По этому делу состоялась резолюция: «дать благословенную грамоту церковь починить». Отмечено: «дана».
В селе Холмах в 1704 г. числилось при дворах вотчинникове, скотном и конюшенном 10 чел., в 13 дворах крестьянских 68 чел. После Д. Н. Головина это имение в 1710 г. досталось его дочери Марье, жене князя М. М. Голицына. В 1738 г. принадлежало графу Н. Ф. Головину с князем М. М. Голицыным с находившеюся при селе каменною церковью во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом св. Димитрия. Часть имения Н. Ф. Головина в 1757 г. после него досталась его дочери Наталье Николаевне, жене принца Петра Федоровича фон Гольштейн Бека, с Василием и Иваном Сергеевичами Головиными. В 1760 г. князь М. М. Голицын свою часть в селе Холмах отдал сыну князю Дмитрию Михайловичу; ему же продали свои части того села в 1768 г. Василий и Иван Головины и княгиня Екатерина Петровна, урожденная фон Гольштейн Бек. В 1772 г. владел селом родной брат князя Д. М. Голицына Петр Михайлович; в 1785 г. – сын последнего князь Михаил Петрович Голицын.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» село Холмы
Адрес:
Московская область, Истринский район, село Холмы.
Телефон:
8(916)701-4336
Проезд:
от станции «Истра» авт. № 39 до ост. «Лисавино». На автомобиле по Волоколамскому шоссе до Малого Бетонного Кольца (А-107), далее до указателя «Знаменская церковь с. Холмы»
Упоминавшееся еще в ХVI в. село на реке Холминке было полностью уничтожено в Смутное время. В восстановленном в 1643 г. селе была построена князем И.Ф. Шаховским деревянная Знаменская церковь. В 1696 году на средства нового владельца Д.Н. Головина и жителей села была построена новая каменная церковь, сохранившаяся до наших дней. Храм стал интереснейшим образцом Московского зодчества, выдержанным в традициях раннего нарышкинского барокко. Белокаменная резьба на фасаде создает осязаемое ощущение теплоты и бархатного уюта. Внутренний объем, освещенный тремя ярусами окон, зовет человека ввысь.
В 1825 году на средства помещицы А.С. Бовэ были сооружены колокольня и южный предел. Строительством руководил супруг, архитектор О.И. Бове, воспитанный на традициях классицизма. Непревзойденным декоративным решением объединил разрозненные постройки в единый ансамбль. При строительстве колокольни применялись интересные, и даже уникальные технические разработки.
С 1928 по 1938 г. при храме подвизалась преподобномученица Дария (Зайцева).
В 1937 году храм был закрыт, священник репрессирован, здание отдано под склад. Ещё в течение года после закрытия к церкви приходили верующие чтобы помолиться и получить наставления и утешение от св.Дарии.
В ноябре 2002 года в Знаменскую церковь с. Холмы назначен настоятель, и с этого времени началось возрождение святыни. В храме четыре престола: Знаменский (главный), свт. Николая Чудотворца, Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского.
Настоятель Знаменской церкви протоиерей Георгий Савочкин.
О Боге
В этом разделе мы рассказываем о Боге. Бог есть Любовь. О Любви и о Боге можно говорить бесконечно и всё равно этих слов будет недостаточно.
В рубрике Основы –самые общие знания и представления о Всевышнем.
В рубрике Таинства рассказывается о чрезвычайных и сверхъестественных деяниях Божиих по отношению к человеку.
В рубрике Праздники рассказывается о священных событиях взаимоотношений Бога и человечества, а также о святых угодниках Божиих.
В рубрике Просвещение собраны различные материалы о вере.
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери один из наиболее известных и почитаемых образов не только в России, но и по всему миру. В честь этой иконы в Церкви установлены празднования Божией Матери 4 ноября и 21 июля (н.ст.). В честь этой иконы … Читать далее
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). В этот день в России и в странах русской литургической традиции совершается поминовение усопших. Поминальный день был установлен после битвы на Куликовом … Читать далее
Иверская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери, называемая также Вратарницей – одна из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы. По старинному преданию, икона во время иконоборческих гонений в Византийской империи, чтобы быть спасённой от уничтожения, была с молитвой опущена одной благочестивой христианкой в море. … Читать далее
Причастие во время пандемии
Дорогие братья и сестры! Если вы, ввиду распространения вирусной инфекции, опасаетесь участвовать в богослужениях, но чувствуете необходимость участия в Таинствах, вы можете приступить к Исповеди и Причастию во вне богослужебное время в индивидуальном порядке. Каждую субботу с 10:00 до 11:30 … Читать далее
Покров
Покров Пресвятой Богородицы «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» – так описывается чудное явление Божией Матери, … Читать далее
Цитата
Свт. Лука архиеп. Симферопольский. О молитве Ефрема Сирина
Сщмч. Владимир митр. Киевский. Беседы о православном воспитании детей, 6
Заповеди Божии. Заповедь 6
Нагорная проповедь Иисуса Христа. 7
Прп. Василий Пояно-Марулуйский. Предисловие к Исихию
Ольга Ткаченко: «Храм в Теплом – последний храм архитектора Львова в Подмосковье»
Ольга Викентьевна Ткаченко много лет исследует историю населенных пунктов, усадеб и храмов, стоявших не реке Нудоль и ее притоках в городском округе Клин. Особое место в краеведческой работе Ольги Викентьевны занимают село Поджигородово и исчезнувшее село Теплое. В урочище Теплое сохранились остатки уникальной для Подмосковья церкви Знамения Пресвятой Богородицы, построенной в палладианском стиле архитектором Н.А. Львовым. Для привлечения внимания общества к исчезающему памятнику краевед создала группу в фейсбуке.
– Ольга Викентьевна, какая тема интересует вас больше в последнее время?
– Сейчас я в основном занимаюсь творчеством архитектора Николая Александровича Львова, который построил Знаменский храм в Теплом ныне Клинского района. Он жил и творил в XVIII веке и был ярким представителем русского Просвещения. Львов был одним из основателей классического стиля в русской архитектуре и последователем итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио. В советское время имя Николая Александровича Львова замалчивалось, хотя современники сравнивали его с Михаилом Ломоносовым, а сейчас даже называют русским Леонардо да Винчи. Скорее всего, о Львове перестали говорить в советские годы, потому что его двоюродный племянник был автором гимна Российской империи «Боже, царя храни!» на слова Жуковского. В отличие от Ломоносова Львов был дворянином, а в сталинские годы его потомки подверглись репрессиям.
Н.А. Львов прожил всего пятьдесят лет, но многое успел сделать во благо Отечества. Талант Львова был универсален и проявился не только в архитектуре. Львову удалось воплотить свои идеи в самых разных областях: он изобрел новые строительные материалы, был родоначальником угольной промышленности России, нашел торф в Подмосковье и обосновал, что Москву можно протопить одним торфом в течение 100 лет. Он говорил, что использование этого вида топлива спасет от вырубки подмосковные леса. Николай Александрович развил также систему землебитного строительства и основал несколько школ по обучению этому ремеслу. Львов еще 220 лет назад беспокоился о сохранности лесов, в отличие от современных строительных девелоперов.
личный архив Ольги Ткаченко
– Вы начали краеведческие исследования с двух населенных пунктов в Клинском районе: Теплое и Поджигородово?
– Мой отец купил пятьдесят лет назад дом в деревне Кузнецово Клинского района. В то время здесь была потрясающая природа, которая, к сожалению, сейчас уничтожается коттеджной застройкой. Наш дом стоит на реке Нудоль, а на противоположном высоком холме – великолепный Михаило-Архангельский храм в Поджигородово
Я не могла не заинтересоваться историей окружавших наш дом сел, усадеб и храмов: по берегам Нудоли и ее притоков есть большое количество интересных мест, многие из которых, увы, уже утрачены или стоят в руинах. Совсем рядом с нашим домом находилось когда-то поместье братьев Юрьевых, на средства которых в 1783 году была построена церковь в селе Поджигородово.
личный архив Ольги Ткаченко
– Вы говорили, что проект храма в Поджигородово принадлежит Василию Баженову. Достоверно ли установлено его авторство?
Об истории села Теплое и Знаменском храме мне также удалось многое узнать от бывших местных жителей. Архивные сведения дополняются их яркими бесценными воспоминаниями. Тепловские, как они себя до сих пор называют, хранят уникальные фотографии Знаменской церкви, на которых видно, как красиво выглядела церковь до ее разрушения.
личный архив Ольги Ткаченко
– Храм изначально был каменным?
Для строительства новой каменной церкви в Теплом Львов не разрушил существующую деревянную церковь 1728 года постройки, она была еще достаточно крепкой. В течении 7 лет после возведения нового храма старая церковь простояла пустующей, а затем ее разобрали и перенесли соседнее село Ламишино-Богородское.
В Теплом в полной мере проявился талант Львова – мастера ландшафтного строительства. Он построил каменную Знаменскую церковь на новом месте, на насыпном холме у слияния двух рек: Вельги и Смельниковой. Была построена плотина, соединившая усадебный дом на правом берегу и церковь на левом берегу Вельги, вода окружала храм с трех сторон. Из окон усадебного дома на высоком правом берегу можно было видеть изящный силуэт церкви.
Львов придавал большое значение тому, как распределяется свет внутри церкви. В пояснении к поперечному разрезу собора Иосифа Обручника в Могилеве Львов написал, что церковь должна быть освещена по мере значимости каждого места: трапеза умеренно, середина церкви – вдвое светлее трапезы, а алтарь – в четверо. В Знаменском храме было уникальное световое решение: отражаясь от позолоченного креста колокольни, свет проходил через полуциркульное окно второго света и падал золотыми лучами на алтарь в те часы, когда служилась литургия. Я была потрясена, когда первый раз вошла в семейную ротонду-усыпальницу Львовых в Воскресенской ротонде-церкви в его родовом поместье Никольское-Черенчицы под Торжком. Через окна-иллюминаторы в полутьме усыпальницы свет падает большим крестом на пол, где были захоронения. Как надо было это рассчитать!
личный архив Ольги Ткаченко
– Храм в Теплом не был разрушен в советские годы?
фото Знаменской церкви в Теплом А.И. Горохова, 1950-е годы
– В закрытом храме оставались старые иконы?
– Про иконы особый разговор. Незадолго до того, как село было ликвидировано, какие-то подвыпившие вскрыли храм и разожгли костер из икон прямо в церкви. Отец и дед моей знакомой успели спасти главную храмовую икону Знамения Пресвятой Богородицы из иконостаса. Это была икона древнего письма. Я нашла метрику 1887 года на Знаменский храм в Институте истории материальной культуры в Петербурге. В метрике был специальный вопрос о наличии древних икон в иконостасе. Об иконе Знамения было написано, что этот древний образ находится в «первобытном» состоянии, то есть никогда не обновлялся.
Семья, спасшая икону от огня, долгое время хранила ее у себя дома. После того, как возобновились богослужения в Преображенской церкви в пос.Нудоль, к которой сейчас приписана Знаменская церковь в Теплом, семья передала спасенную икону настоятелю с условием, что святыня вернется в Знаменскую церковь в Теплом, когда в ней также возобновятся богослужения. Однако, где сейчас находится икона, неизвестно. По свидетельству бывших жителей Теплово часть икон из Знаменской церкви после ее закрытия в 1937 году была передана в церковь в Коломенском.
– Как выглядела усадьба в Теплом, и когда были утрачены ее постройки?
– Усадьба была построена в классическом стиле: дом с колоннами, рядом с двумя каскадными прудами, из которых сохранился только один. Сейчас на ее месте ровное поле. Во всех источниках пишут, что усадьба была уничтожена во время Великой Отечественной войны, но это не так. Старожилы рассказали мне, что немцы стояли в Теплом едва ли не одну ночь, они ничего не уничтожали, тем более что от усадьбы к тому времени почти ничего и не оставалось. Она была разорена после революции. Тогда же зачем-то разрушили и плотину через Вельгу.
личный архив Ольги Ткаченко
– Храм официально признан памятником? Почему происходит его дальнейшее разрушение?
– В 1995 году храм включили в перечень объектов культурного наследия федерального значения. Церковь принята на охрану государством по Постановлению Совета Министров СССР в декабре 1974 года. Варварское уничтожение храма «кладоискателями» началось с 1990-х годов.
В 2008 году Знаменский храм был приписан к Преображенской церкви в селе Нудоль. Первое охранное обязательство было выдано десять лет назад, а последнее – буквально недавно в ноябре 2018 года. Прискорбно, что охранные обязательства не выполняются. В 2016 году в бюджете Московской области в программе «Культура Подмосковья» было заложено порядка четырех миллионов рублей на противоаварийные работы, но в последний момент Знаменский храм был исключен из списка в пользу другой церкви, которая находится рядом с населенным пунктом.
Знаменская церковь с. Тёплое
Село Тёплое стоит на речке Вейне. В начале XVII века сельцо было вотчиной Елизара Леонтьевича Ржевского. В Смутное время оно было практически полностью сожжено, а в 1641 году перешло к Артемию и Самсону Ивановичам Огибаловым. В1646 году Самсон Иванович просит разрешения у церковных властей построить в Теплом деревянную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Александра Свирского. В 1656 году храм был построен. С 1683 по 1705 год селом владел стольник Петр Самсонович Огибалов, затем — его дети.
В 1728 году в Теплом тщанием прапорщика Лаврентия Борисовича Дмитриева была построена новая деревянная церковь.
В 1758 году село купила Прасковья Алексеевна Соймонова. в 1770-х годах Соймоновы построили в селе Теплом усадьбу, а затем и каменную церковь вместо обветшавшей деревянной.
Проектировал усадьбу и храм Николай Александрович Львов. Он является одним из крупнейших русских архитекторов эпохи классицизма.
Усадьба находилась у церкви у пруда и представляла собой единый садово-парковый ансамбль. Здание главного дома было относительно невелико, имело два этажа с колоннадой коринфского ордера.
С ансамблем усадьбы связана и ныне существующая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1797 году на средства Николая Александровича Соймонова, Брата Петра Александровича Соймонова, статс-секретаря Екатерины II.
Старая деревянная церковь была перенесена в 1804 году в село Ламишино-Богородское Рузского уезда.
Знаменская церковь села Теплое — памятник истории и культуры федерального значения, памятник высочайшего художественного уровня.
Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, отштукатурена. Одноапсидный двусветный храм, завершающийся невысокой купольной ротондой, с боков расширен двумя равновеликими приделами; еще два придела примыкают к трапезной. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние Цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; пторой ярус особенно красив и выразителен — с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.
Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные она, лепные кронштейны. К сожалению, Интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль»и более поздних картин. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.
Церковь построена разносторонним крестом. Длина храма вместе с колокольней 53 метра, ширина 23 метра, стены церкви выложены сплошной кирпичной кладкой. Кровля на сводах дуговая на два ската, железная, была выкрашена зеленой масляной краской. Карнизы церкви сделаны из белого камня в виде поясков.
На церкви была одна позолоченная с четырехконечным позолоченным крестом. Верхние окна — дугообразные, с каменными наличниками.
В соответствии с клировой ведомостью церквей Рузского уезда 1868 года, в церкви 5 приделов: первый в честь Знамения Пресвятой богородицы (главный), второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, третий — во имя пророка Илии, четвертый — во имя святителя и чудотворца Николая, пятый — во имя преподобного Александра Свирского.
Пол в церкви, притворе и алтарях сделан из плит. Главный иконостас — трехъярусный, деревянный и вызолоченный. царские врата — резные.
В храме хранилась старинная икона Божией Матери «Знамение». Вся церковь была расписана.
Колокольня построена вместе с церковью из кирпича и имеет круглую форму. На ней было 7 колоколов.
Территория церкви была обнесена каменной оградой, следы которой сохранились до настоящего времени.
В 1937 году Знаменская церковь была закрыта, но сохранялась местными жителями в хорошем состоянии. В годы Великой Отечественной фашисты разграбили и сожгли усадьбу, однако храм не пострадал.