церковь казанской иконы божией матери курба
Уникальная Казанская церковь села Курба
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Храм XVIII века в честь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославского края – уникальна. Таких больше нет. Но судьба ее, как и многих других церквей нашей страны, не простая. Храмовый комплекс находится в аварийном состоянии, и потому сейчас нужно предпринять все, чтобы сберечь увядающую красоту архитектурного шедевра конца XVIII века.
История храма
Древнейшее село Курба в XV — XVI веках находилось во владении князей Курбских. Но после того, как Андрей Курбский, боясь опалы, перебежал к полякам, село еще не раз меняло владельцев.
В 1770 году, когда одна часть села принадлежала роду Нарышкиных, а другая – роду Камыниных, и был возведен Казанский храм. Ранее на этом месте была деревянная церковь во имя Параскевы Пятницы.
Как рассказывает предание, церковь была выстроена очень быстро – меньше, чем за два месяца. Скорее всего, речь идет не о том, что церковь за такое время была выстроена полностью, а о том, что было завершено строительство кирпичной коробки. Но и это невероятно ни только для тех лет, но и для наших дней.
Когда храм был построен, внутри него был найден образ Казанской Божией Матери. Именно это событие сподвигло к освящению храма во имя Казанской иконы. Эта святыня сохранилась до наших дней. В годы богоборчества прихожане спрятали Казанскую икону на кладбище. Сейчас образ хранится в храме соседнего села Васильевское, куда и был передан сельчанами в конце XX века.
Два года Казанская икона была на реставрации в Троице-Сергиевой обители. Именно тогда специалисты выяснили, что создана она в середине XVI века. Также есть предположение, что икона является списком со знаменитого чудотворного образа Казанской Богоматери, явленного в городе Казани.
Архитектура
Церковь в селе Курба, по мнению специалистов, считается уникальной – таких больше нет в России, а, возможно, и во всем мире. В народе ее называют круглой. Она представляет собой центрическое сооружение, состоящие из 16 лепестков, когда другие храмы, строящиеся в подобном стиле, были лишь 4-х или 8-лепестковыми.
Казанский храм, Курба
Свод храма по своей форме напоминает купол. На нем расположены слуховые окна по сторонам света. А на арках над люкарнами возвышаются четыре главы, и чуть выше – центральная. Внутри здания несущую функцию выполняют четыре величественных пилона.
Возле церкви словно взмывает ввысь стройная пятиярусная колокольня. Ее изящество и величественность восхищают и удивляют, что такой храмовый комплекс построен не в большом городе, а в селе.
Церковь красива не только снаружи, но и внутри. Стены храма расписаны полностью – от самого пола до купола. К огромному сожалению, фрески церкви сейчас находятся в плачевном состоянии. Невероятную красоту ярославской храмовой живописи может спасти только реставрация, и то, если она начнется в ближайшее время.
Росписи верхней части храма особенно пострадали, поэтому очень сложно определить, что же именно там изображено. Но все же какие-то сюжеты росписи можно рассмотреть и сегодня. Библейские сюжеты располагаются ярусами, и каждый из них обрамлен в рамку или изящный медальон. Здесь можно увидеть и херувимов, и сюжеты истории семи мучеников Маккавеев, и другие Ветхозаветные сюжеты.
Алтарь в храме с помощью архитектурных деталей не выделяется. Объясняется это тем, что здание имеет центрическую композицию. Пятигранные столпы церкви тоже украшены росписью. Грани восточных столбов обращены в алтарное пространство, а потому и роспись на них является продолжением сюжета алтаря.
Не все сюжеты росписи хорошо просматриваются сегодня, но даже в таком состоянии внутреннее убранство храма поражает своей красотой и монументальностью.
Закрытие в советские годы
Когда церковь в период советского богоборчества закрыли, многие святыни были уничтожены. Здание в течение нескольких лет использовали в качестве машинно-тракторной станции. Потом храм на протяжении десятилетий пустовал, что и стало причиной начавшегося разрушения.
Сильно пострадали главы храма, и даже кирпичная кладка стен стала обваливаться. А роспись внутри церкви находится на грани исчезновения – уже сейчас надо начинать реставрационные работы, иначе будет слишком поздно.
Современное состояние
В 1988 году начались ремонтные работы храмового комплекса, но спустя 5 лет они были приостановлены из-за недостатка средств. Долго еще храм стоял, скрытый лесами в ожидании возрождения.
Но, несмотря ни на что, в Курбской святыне продолжалась молитвенная жизнь. Священнослужители Спасской церкви соседнего села в храмовые праздники проводили крестные ходы и служили молебны в Курбской церкви. А в 2013 г., впервые после закрытия, в храме прошла Литургия. После чего в ближайшее время храм и его территорию вычистили от мусора, окна здания и вход закрыли решетками, сделали временную кровлю там, где она отсутствовала.
Планы восстановления и их реализация
И с 2016 года, когда БФ «Белый Ирис» взял под опеку уникальный храм села Курба, появилась реальная надежда на его возрождение. Сейчас разрабатывают проект реставрации церковного комплекса, задача которого не только восстановить внешний облик храма, но и уникальную роспись, насчитывающую более 300 сюжетов.
Фрески храма сильно пострадали в силу того, что храм долгие годы не был защищен от влаги. Это привело к разрушению штукатурки и краски, а также к появлению плесени. Кроме того, внутри храма местами стены покрыты слоем копоти и сажи – это следы той самой машинно-тракторной станции, которая здесь размещалась в 1930-х годах.
Для того, чтобы восстановить храм села Курба, реставраторам нужно провести огромную работу, но они уже готовы приступить, а вот сбор средств пока идет не так быстро, как хотелось бы. Но дело в том, что если в самое ближайшее время не начать реставрацию, то мы можем навсегда потерять уникальные фрески.
Сейчас от каждого из нас зависит судьба Курбской святыни – все мы можем внести свою лепту в сбор средств на возрождение Казанского храма.
Благотворители, активисты и все те, кому дорога Курбская святыня, уверены, что у этих мест огромный туристический и культурный потенциал. Село находится в получасе езды от столицы Золотого кольца – города Ярославль. Располагается селение на высоком берегу реки Курбица, в отражении которой будто преумножается ускользающая красота храмового комплекса.
Благодаря работе активистов, и сейчас уже село привлекает внимание многих путешественников, паломников, историков и тех, кто желает помочь спасти Казанскую церковь – жемчужину Ярославской области, да и всей России.
Сотрудники фонда, курирующие Курбский храм, верят в успех начавшегося спасения храмового комплекса. И вера это укрепляется тем, что местные жители села стали активно участвовать в судьбе и самого селения, и святыни родного края.
Но сейчас любое промедление может оказаться роковым для храма Казанской иконы Божией Матери. Сегодня от каждого из нас зависит, удастся ли спасти потрясающий шедевр архитектуры или духовное наследие России постигнет еще одна невосполнимая потеря.
Татьяна Викторова
Церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанский храм) в Курбе. Почему это уникальный памятник архитектуры
Мы часто слышим: уникальный памятник архитектуры. Но что это означает?
Это легко показать на примере Казанского храма конца XVIII века в селе Курба (Ярославской область). Потому что аналогов этому памятнику в мире нет!
Формально он относится к нарышкинскому стилю. Нарышкины с симпатией относились к западной архитектуре: в московский патриархальный стиль вносили элементы барокко.
С одной стороны в Казанском храме и правда есть черты старинной архитектуры. У него центрическая структура и лепестковые стены (т.е. не ровные, а волнистые). И этим он напоминает Собор Святителя Петра (Москва, Петровка).
Собор Святителя Петра (Высоко-Петровский Монастырь). XVI век. Петровка, Москва. Wikimedia Commons
Этот собор был построен в начале XVI века. И считается самым ранним зданием такого рода.
Однако Собор на Петровке 8-лепестковый. Тогда как Казанский храм — 16-лепестковый! В этом и проявляется барокко с его чрезмерностью и пышностью. Чем больше лепестков, тем лучше! Таким количеством лепестков ни один храм в России НЕ обладает.
Также архитектор добавил между лепестками пилястры. Но они очень необычны.
Это как будто квадратные столбы наполовину выступают вовне одним из своих углов. Это тоже в духе барокко. Ведь они не несущие, а декоративные, создают более интересные линии здания.
Ещё обратите внимание на окна. Каменные наличники первого этажа – с треугольными завершениями, а верхнего – с полукруглыми. То есть они НЕ одинаковые, как это было бы скорее всего у здания в стиле классицизма. Это тоже в духе барокко: разнообразие в декоре.
Очень интересен и восьмигранный верхний свод. Сейчас его не видно из-за идущих работ по сохранению памятника. Но на старых фотографиях это хорошо видно. Стены свода разные по ширине!
Барокко – это движение и как следствие: разумная асимметрия и дисбаланс. Таким решением архитекторы и подчеркивали такую динамичность, за счёт разницы в ширине.
И, конечно, храмы в стиле барокко — это всегда многообразие росписей. В Казанском храме не стенах было изображено более 350 библейских сюжетов!
К сожалению, многие из них не уцелели за советские годы. В храме была тракторная мастерская.
Но значение храма осознали через какое-то время. В 1988 году начали реставрационные работы. Успели сделать немного, так как начались 90-е годы. Финансирование остановилось.
А сейчас восстановлением храма занимается фонд «Белый Ирис». Представители фонда и показали мне этот замечательный храм*. Спасибо!
Поддержать разработку проекта по реставрации храма можно здесь: https://nasledie-iris.org/campaign/razrabotka-proekta..
*Фото храма сделаны мной, автором сайта, в пресс-туре, прошедшем в рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин». Этот проект реализуется с использованием гранта президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.
Читайте также еще об одном уникальном памятнике архитектуры в статье “Храм Петра и Павла Николая Львова”.
Курба. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В настоящее время село Курба имеет две каменные церкви, с высокою между ними колокольнею. Первая церковь теплая, во имя Воскресения Христова, построенная в первой половине XVII века, четырех угольная с пятью главами, впоследствии к ней пристроена продолговатая пространная трапеза, в которой устроен придел во имя святого Николая Чудотворца.
Церковь вся по стенам и сводам расписана (афреско) разными священными изображениями, иконостас старинный пятиярусный, резной с сквозными прорезными колоннами, с виноградными ветвями и гроздьями. В приделе иконостас новый, хорошей работы в древнем вкусе. Оба вновь по полименту вызолочены прекрасного фона кармином. Образа большей частью древние хорошей живописи в греческом стиле.
Вторая церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. Она построена в начале XVIII века, вместо бывшей деревянной во имя великомученицы Параскевы, место которой и доныне видно на юг от Воскресенской церкви (там поставлена кирпичная часовня).
Новая церковь построена на другом месте к северу от Воскресенской церкви. Она освящена в честь образа Казанской богоматери, чудотворная икона коей издревне находится в сих церквах. Иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но не высоком стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана афреско священными изображениями из Ветхого и Нового завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами.
Ныне в село Курбе находится 125 домов, в том числе одиннадцать каменных. Жителей мужского пола до 335 душ
Из журнала «Москвитянин» за 1852 г.
Каменная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней (1880), 16-ти лепестковый центрический в плане основной объем. Два придела: Никольский и Спасский. В советское время закрыта, использовалась под МТС, ныне заброшена.
Кирпичная пятиглавая церковь, построенная в начале XVIII в. В 1851 г. пристроена трапезная с Никольским приделом. Закрыта в 1929-1930 г.г., использовалась как Дом культуры. В настоящее время пустует.
В 1770 г. огромная летняя Казанская церковь была построена на средства потомков рода Нарышкиных при участии местных прихожан. В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Уникальность данного храма в том, что издавна в нем находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна под именем Курбской и считалась чудотворной, в настоящее время икона находится в соседнем храме с. Васильевском.
Казанская церковь это интереснейшее по своей архитектуре 16-ти лепестковое в плане центрическое сооружение. Местное население называет ее еще круглой. К сожалению, архитектор храма не известен. Церковь восхищает красотой и богатством фресковой росписи от пола до потолка, написанные на сюжеты Нового и Ветхого Завета. Обилие света, богатство и изысканность росписей придают интерьеру парадность и праздничность. Фресковые росписи Казанской церкви были выполнены ярославскими мастерами в 1796–1799 г.г.
В 1929-1930 г.г. Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти приговорили к уничтожению. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция, она просуществовала там несколько лет. Долгое время храм пустовал и начал разрушаться. Разрушалось покрытие глав, почти полностью был утрачен барабан одной из боковых глав, местами разрушалась и кирпичная кладка стен, особенно стен входных папертей. С 1988 г. стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры XVIII в. Местная администрация выделила средства на осуществления реставрационных работ. Однако наступили трудные времена, собранных средств катастрофически не хватало для полной реставрации грандиозного храма. В 1993 г. реставрационные работы были приостановлены. Восстановить к тому времени смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично кладку стен. Церковь долгое время стояла в лесах, вызывая у каждого взглянувшего на ее некогда величественные стены, чувство вины и боли… От былого великолепия практически ничего не осталось, храм находится в тяжелом аварийном состоянии.
Пятиглавый Воскресенский храм был построен в начале XVIII в. Основной двусветный объем храма в плане приближен к квадрату. С запада к основному объему храма примыкает одноэтажная трапезная. Пониженная алтарная часть состоит из трех апсид. В 1851 г. храм перестроили: заложили и растесали некоторые оконные и дверные проемы, удлинили трапезную и устроили в ней теплый Никольский придел с калориферным отоплением. Верхняя часть цоколя по всему периметру храма выделена поребриком. Оконные и дверные проемы всего храма обрамлены наличниками с сандриком. Апсиды разделены трехчетвертными колонками на постаментах. Карниз основного объема храма состоит из нескольких рядов поребриков.
В советские годы храм был закрыт и обезглавлен. Здание использовали под магазин и сельский дом культуры. В настоящее время храм не используется, калориферная система отопления руинирована, кровля в аварийном состоянии.
В 2018 г. было проведено обследование храма и разработан проект первоочередных противоаварийных и консервационных работ. В 2019 г. планируется эти работы осуществить, чтобы храм ожил и вместе с возрождением духовности возродилось и само село.
Колокольня Курбского храмового ансамбля (1880)
Колокольня, расположенная в центре села, является важной вертикалью организующей все окружающее пространство и входит в состав уникального храмового ансамбля с Казанским и Воскресенским храмами. Изящная колокольня видна издалека и составляет характерную картину русского сельского пейзажа. Парадный и эффектный памятник архитектуры в стиле классицизма, с богатыми резными белокаменными деталями. Высокое, стройное, многоярусное сооружение, увенчанное фигурной главой типа вазы и коротким шпилем. Высота колокольни около 70 метров. Бесхозное состояние колокольни может привести к потере этого интересного памятника. Памятник находится в аварийном состоянии. В 2019 г. планируется начать работы по обследованию колокольни и работки проекта его реставрации.
pavleg
Архитектурные фотозаметки
Во вторую половину довольно продолжительных «майских каникул» удалось посетить с визитом туристическим края Ярославские.
С запада, севера и юга к храму примыкают невысокие притворы, южный из которых до наших дней не сохранился, тогда как два оставшихся лишились кровли.
Второй верхний ярус представляет собой четверик со скошенными углами, сомкнутый восьмилотковый свод которого завершается восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой. По сторонам света лотковый свод четверика прорезан люкарнами, над которыми помещены глухие цилиндрические барабаны, также увенчанные луковичными главками.
Датировка строительства пятиярусной колокольни варьируется от начала до конца XIX века.
Общие пропорции и элементы декора сходны с построенной в 1796-1800 годах колокольней Никольского собора в Калязине.
Проследуем внутрь Казанской церкви.
А северные уже:
Западный.
. и восточный
Обойдем пилоны вокруг:
Западная сторона южного придела
Восточная сторона южного придела
Западная сторона северного придела
Восточная сторона северного придела
Поднимем голову и посмотрим на своды четверика, с восточной стороны которого сохранились остатки рамы иконостаса.
Рассмотрим многочисленную роспись поближе
Брак в Кане Галилейской
Христос на суде Анны и Каиафы
Давид пасущий стада
Храм Всемилостивого Спаса (с. Васильевское)
Группа создана для поддержки восстановления православных храмов, расположенных в селах Курба и Васильевское (Ярославская область):
Храм Всемилостивого Спаса
Храм Смоленской иконы Божией Матери
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Службы в основном проводятся в единственном действующем храме – Всемилостивого Спаса, остальные нуждаются в серьезной реставрации. С ранних веков возрождение храмов осуществляется с помощью добровольных пожертвований церкви. Каждый может оказать помощь в меру своих сил!
Реквизиты:
e-mail: naslediek@gmail.com
Фонд «Белый Ирис»
Р/ счет Фонда: 40703810738000004594
в ПАО «Сбербанк России»
кор.счет: к/с 30101810400000000225
БИК: 044525225
ИНН/КПП 7707083893/775003035
Назначение платежа:
«Пожертвование на восстановление храма в Курбе».
Если Вы хотите сделать адресное пожертвование, можно связаться с отцом Иоанном по телефону: +79806606629
«Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое.»
Святитель Лука Войно-Ясенецкий.
«Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь.»
Св. Иоанн Кронштадтский.
Храм Всемилостивого Спаса (с. Васильевское) запись закреплена
Дорогие прихожане, братья и сестры, посетители нашей группы! По благословению настоятеля храма о. Иоанна организована возможность подачи поминовений о здравии и упокоении православных христиан онлайн.
Подать их можно в обсуждениях сообщества по одной из ссылок ниже или напрямую нашему алтарнику Михаилу в личные сообщения (ссылка на его страницу https://vk.com/id281436805).
Показать полностью.
Отправить пожертвование за поминовение можно на карту алтарника Михаила: 5469 7700 1594 6149 (карта привязана к номеру телефона +79806634187). Сумма пожертвования может быть указанной или любой другой, посильной для вас.
Поминовение на водосвятном молебне (о здравии): https://vk.com/topic-156420744_47564071
Поминовение на благодарственном молебне (о здравии): https://vk.com/topic-156420744_47564077
Поминовение в родительскую субботу (об упокоении): https://vk.com/topic-156420744_47564079
Поминовение на полгода о здравии или об упокоении: https://vk.com/topic-156420744_47564087
Поминовение на год о здравии или об упокоении: https://vk.com/topic-156420744_47564089
Храм Всемилостивого Спаса (с. Васильевское) запись закреплена
Храм Всемилостивого Спаса (с. Васильевское) запись закреплена
Храм Всемилостивого Спаса (с. Васильевское) запись закреплена
Храм Всемилостивого Спаса (с. Васильевское) запись закреплена
Храм Всемилостивого Спаса (с. Васильевское) запись закреплена
Храм Всемилостивого Спаса (с. Васильевское) запись закреплена
С праздником Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)!
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской».
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́,
Показать полностью. о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской», глас 8.
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»:
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.