церковь казанской иконы божией матери суздаль
Церковь Казанской иконы Божией Матери (Суздаль)
Контактная информация
Ещё в XVI столетии на торговой площади Суздаля рядом с Воскресенским храмом была выстроена клетская трапезная Казанская церковь с приделом Леонтия Ростовского. Сведения о ней встречаются в описных книгах Суздаля за 1617 год, а следующие упоминания датируются началом XVIII столетия, когда оба храма в 1719 году сгорели при пожаре.
В камне Казанский храм с полукруглой апсидой и приделом во имя Архистратига Михаила выстроили в 1739 году, причём при его строительстве был обнаружен гроб с телом прп. Иоакима Шартомского, написавшего для соседнего Воскресенского храма Казанскую икону Божьей Матери.
По своей архитектуре здание Казанского храма, окрашенное в мягкий шафрановый цвет с белокаменными вставками представляет собой небольшой четверик под скатной кровлей, увенчанный, как и его придел, покоящимися на небольших барабанах миниатюрными луковичными главками. Конёк крыши декорирован металлическим кружевным гребнем, а изогнутое фигурное покрытие апсиды и сферическое покрытие придела очень гармонично сочетаются с прямым скатом апсиды Воскресенской церкви.
Стоит отметить, что храмовый ансамбль Казанской и Воскресенской церквей в конце XIX века был ограждён каменным забором, а на церковные средства были выстроены и находились в ведении Синода большие складские помещения, приносившие храмам достаточно неплохую прибыль.
Удивительно, но массовое закрытие православных храмов города не коснулось Казанской церкви – до 1923 года она была действующей, но потом всё-таки была передана в ведение городского музейного отдела как памятник архитектуры. Спустя время здание храма использовалось как клуб, но в 1977 году благодаря прихожанам, жизнь в нём постепенно наладилась. И в настоящее время в Казанской церкви совершаются богослужения, а её святынями являются мощи святителей Иоанна и Фёдора Суздальских.
Суздаль
Су́здаль — город-заповедник во Владимирской области России, административный центр Суздальского района. Расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира. Входит в Золотое кольцо России. Образует одноимённое муниципальное образование город Суздаль со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе. Население — 9606 человек.
Содержание
Общее описание [ править ]
Районный центр Владимирской области, в 30 км к северу от Владимира. Расстояние от Москвы до Суздаля 190 км, город расположен на северо-востоке от Столицы. На р. Каменке. Население – 12 тыс. человек.
Несмотря на развитие туризма, в Суздале сохранились русский дух и характер. В монастырях продолжают молиться, а на улицах можно встретить удивительных людей, словно из русской сказки. Или даже из житий святых. Всё зависит от того, чего ищешь.
Необходимое время для знакомства с городом – два дня.
История города [ править ]
Дважды – в 1608 и 1611 гг. – город захватывали поляки во главе с Лисовским. В 1612 г. руководители Второго ополчения – Минин и Пожарский – намеревались созвать в Суздале земский собор и избрать нового государя. Предводитель казаков Заруцкий помешал плану ополченцев, заняв город раньше.
После Смутного времени в городе уцелело лишь 78 дворов. В 1634 г. новая напасть – набег крымцев. Затем – опустошительный пожар и эпидемия.
В 1789 г. был утверждён новый план города – радиальный, как почти все планы, разработанные при Екатерине II. Геометрическим центром города стала Торговая площадь (современное название), на которой в 1806-1811 гг. был построен гостиный двор, иначе говоря, торговые ряды. Сориентироваться в городе очень легко и без карты: к гостиному двору ведут все дороги.
Несмотря на то, что в центре было разрешено селиться лишь тем, кто способен построить двухэтажный каменный дом (видимо, таких нашлось мало), вблизи центра, на улицах Ленина и Васильевской, сейчас немало старых деревянных домов, украшенных резьбой.
Монастыри [ править ]
Спасо-Евфимиев мужской монастырь [ править ]
Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.
Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Адрес: ул. Ленина, 135к8, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601291
Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.
Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль) [ править ]
Свято-Васильевский мужской монастырь в городе Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. При обители имеется гостиница.
Монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века).
Адрес: 601293, Россия, Владимирская обл. г.Суздаль, ул. Васильевская 32-б.
Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого.
Александровский женский монастырь (Суздаль) [ править ]
В 1764 году, при проведении Екатериной II секуляризации земель, Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города.
В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Настоятель (с 2011 г.) — игумен Авель (Ургалкин).
Адрес: Суздаль, ул. Гастева
Храмы [ править ]
Перед революцией в городе насчитывалось около 40 приходских храмов. Советской властью из них было уничтожено восемь. Православной церкви в Суздале принадлежат пока лишь три действующих приходских храма – Смоленский (кафедральный), Казанский и Знаменский.
Осторожно: раскол! Во многих храмах хозяйничает раскольническая «Российская православная автономная церковь». Даже мощи великих суздальских святых Евфимия и Евфросинии оказались в их руках.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль) [ править ]
Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская
Царевоконстантиновская церковь (Суздаль) [ править ]
В начале XVII века на месте существующей церкви стояла «церковь царя Константина, деревянная клецки», которая была разобрана из-за ветхости, а вместо неё в 1707 году на средства прихожан сооружена каменная. Это последняя пятиглавая церковь, построенная в Суздале. Храм был летним; рядом с ним — низенькая зимняя церковка в честь иконы Скорбящей богоматери.
По-видимому, в конце XVIII века была пристроена алтарная абсида.
В первой половине XIX века с западной стороны пристроена круглая с тремя портиками «ампирная» паперть. Несмотря на различие стилей, она органично вписалась в архитектуру храма.
Адрес: Владимирская обл., г.Суздаль, Запрудный пер.
Смоленская церковь (Суздаль) [ править ]
Храм был построен в 1696—1706 годах в слободе Скучилиха, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря.
Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле.
В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен.
В 1960 году в храме архитектором О. Г. Гусевой проведена реставрация.
Адрес: Суздаль, ул. Ленина, 148а
Храмы Кидекши [ править ]
Кидекша осталась ярким памятником князю Юрию и его времени.
Сохранились белокаменный храм Бориса и Глеба (1152), и постройки XVIII в. – зимняя Стефаниевская церковь (1780), в которой совершают службы раскольники, колокольня, Святые врата. С XIV по XVIII в. здесь был мужской монастырь.
Проезд. Кидекша находится в 4 км от автовокзала. Поэтому, если вы не на автомобиле, удобнее добраться на такси или пешком сразу после приезда в Суздаль или перед отъездом.
Время работы. Храмы Кидекши принадлежат музею. Они открыты с 10 до 18, кроме Вт. и посл. Пт. месяца. Если открыть храм будет некому, можно просто потянуть тяжелую створку ворот за истёртое железное кольцо и оказаться в полумраке наедине со стенами, видевшими так много.
Проезд из Москвы [ править ]
Из Москвы с Центрального автовокзала по маршруту Москва-Суздаль можно добраться рейсами на Иваново (1-2 в час). В пути – 4 ч 20 мин. Или доехать до Владимира, с Владимирского автовокзала рейсы на Суздаль – в среднем раз в час. В пути 40 мин.
На машине по М7 до Владимира, при въезде во Владимир – налево, на объездную, через несколько километров – поворот на Суздаль (Р113). 222 км, около 3 ч пути.
Прочая информация [ править ]
Куда дальше из Суздаля [ править ]
Автовокзал в Суздале находится на окраине города. На автовокзал приходят автобусы следующие по маршруту Москва-Суздаль.
Адрес: ул. Васильевская, 44. Время работы: Тел.: (49231) 2-13-43, 2-01-47.
На машине по А113 через Иваново. 178 км, 2,5 ч пути.
Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Перед торговыми рядами стоит группа храмов, отмечающая правый, южный край стоявшей здесь вдоль лавочного порядка торга группы деревянных церквей XVII века, сгоревших в 1719 году. На месте существующей Воскресенской церкви стояла одноименная шатровая. Здание сохранило не только местоположение старого: новая каменная колокольня восприняла и повторила его архитектурную роль — основной вертикали в ряду соседних деревянных храмов. Да и само живописное расположение главной Воскресенской церкви (1720; реставрирована в 1958 г. Е.М.Караваевой) и «теплой» Казанской (1739), видимо, имело нечто общее с группировкой деревянных церквей торга. С этой преемственностью связано и преимущественное внимание зодчего к обработке колокольни — главного элемента ансамбля. Грани ее стройного восьмигранного столпа, поднятого на мощном цоколе четверика, снизу доверху убраны глубокими ширинками со вставленными в них зелеными «муравлеными» и полихромными изразцами.
В основании яруса звона положена сплошная лента изразцов, а в венчающем карнизе красные кубышки чередуются с поливными зелеными. Все это создает богатую игру светотени и цветных пятен на поверхности столпа колокольни. В этом отношении зодчий XVIII века является прямым наследником старых суздальских мастеров, строивших в начале XVI века Святые ворота Покровского монастыря или знаменитых суздальцев конца XVII столетия Мамина, Грязнова и Шмакова, постройки которых мы увидим дальше. Сам храм, принадлежавший по своей конструкции к типу двухстолпных (эту конструкцию мы увидим в более ранней церкви Лазаря), отделан очень просто: его окна лишены наличников; ясная белизна фасадов, завершенных карнизом из превращенных почти в узор измельченных кокошников, оттеняет декоративное богатство столпа колокольни, С запада к храму примыкает одноэтажная паперть, на фасадах которой мы можем вплотную видеть характерный суздальский сочный карниз с кубышками и зубчатыми рядами лекального кирпича. Восьмигранный барабан главы с фронтончиками раскрашен желтой и красновато-коричневой краской, вторя полихромии колокольни. Красивое парадное крыльцо с круглыми столбами, арками с висягами и фронтоном выделяет главный южный фасад храма. В скромной «теплой» Казанской церкви с ее наивным северным портиком интересен кружевной металлический гребень на коньке крыши — незатейливая по узору, но необычайно нарядная деталь, внесенная в скромную постройку народным искусством.
По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли»
В 1628 году в Писцовой книге было зафиксировано описание Воскресенской церкви: «На Большей улице церковь во имя Воскресения Христова с трапезою деревяны клетски, да придел Рождество Христово, третий придел Пречистыя Богородицы Казанския … а у тех же церквей трапеза теплая во имя Леонтия Ростовского Чудотворца».
В 1719 году старый деревянный храм сгорел, от храма сохранился лишь колокол. В следующем году на том же месте на средства посадских жителей был возведён каменный одноглавый храм. Первоначально колокольня Воскресенского храма была невысока, но затем её надстроили ещё одним ярусом и снабдили новым полусферическим навершием. В 1728 года, когда при Воскресенской церкви началось строительство тёплого Казанского храма, было обретено и обложено камнем погребение преподобного Иоакима Шартомского. В 1739 году строительство зимней Казанской церкви было завершено и образовался парный ансамбль храмов прихода.
В конце XIX века ансамбль двух храмов был обнесён каменной оградой со Святыми воротами. За оградой на средства приходского причта были построены восемь каменных торгово-складских помещений. До Октябрьской революции 1917 года они были собственностью прихода и состояли в ведении Синода. Также в этот период в распоряжении прихода имелся деревянный дом для причта.
В дореволюционный период Воскресенская церковь занимала первенствующее положение среди городских церквей, отчего все прибывавшие на суздальскую епархию архиереи первым делом останавливались в этой церкви и уже из нее торжественная церемония с крестным ходом направлялась в городской Рождественский собор, где и совершалось молебствие.
Вероятно. храм был закрыт в 1920-1930 годы, а в конце XX века возвращён Церкви. По возрождении в них богослужебной жизни, Воскресенский и Казанский храмы снова вошли в ведение единого прихода. Не позднее 2008 года Воскресенский получил статус второго кафедрального храма в составе Владимирской епархии.
В городе Суздаль находится Воскресенская церковь или, как ее еще называют, церковь Воскресения на Торгу. Храм расположен рядом с городской площадью, что неподалеку от Торговых рядов. Ее возведение пришлось на 1720 год. Рядом с летней Воскресенской церковью стоит Казанская, являющаяся зимним храмом.
Воскресенская церковь представляет собой белоснежный храм. Как многие храмы города, первоначально он был выстроен из дерева, а спустя время, в 1719 году, когда он сгорел, был заново выстроен, только из белого кирпича. О том, что церковь сначала была деревянной, свидетельствуют некоторые сохранившиеся до сегодняшнего времени летописные документы. От прежнего храма остался только большой колокол, который был отлит еще во времена царствования Федора Иоанновича – последнего сына Ивана Грозного.
Храм Воскресения Христова выполнен в лаконичной архитектурной форме. Данное строение представляет собой редкий и очень ценный образец кубического двухстолпного храма. Основную часть храма составляет высокий мощный четверик, при этом его своды держатся всего на паре столбов. Кровля сделана четырехскатной, а ее венчание выполнено при помощи одного барабана, украшение которого сделано в качестве треугольных фронтонов и наличников. Непосредственно на барабан выставлена луковичная главка, имеющая совершенно небольшие размеры. Стены четверика – гладкие и оформляются угловыми пилястрами. Оконные проемы не имеют наличников, только в верхней части церковного здания находится ажурный карниз, состоящий из килевидных кокошников.
Со стороны южного фасада Воскресенского храма пристроено большое парадное крыльцо, перекрытие которого выполнено кровлей в два ската. С восточной стороны к храму относится полукружие алтаря, а со стороны запада стоит прямоугольная паперть, декор которой выполнен в виде полосы из балясин. На столпах и стенах Воскресенской церкви до сих пор сохранились некоторые фрагменты росписей, датированных 18-19 столетиями.
В середине 1739 года неподалеку от летнего Воскресенского храма была выстроена зимняя Казанская церковь, вместе с которой храм образовал единый архитектурный ансамбль. Первые упоминания о ней относятся к 1628 году, когда она описывается деревянной в писцовой книге. Как и Воскресенская церковь, Казанская в 1719 году также сгорела, после чего было решено возвести уже каменный храм.
На протяжении всего времени ее существования она много раз перестраивалась, поэтому сложно судить о ее изначальной архитектурной составляющей. Облик этого храма довольно прост и выполнен в эклектичном стиле, который дополняет сделанный из металла кружевной гребень, расположенный на коньке крыши, что является характерной чертой народного русского искусства. Храм сделан трехчастным, а в его основе лежит бесстолпный четверик, завершение которого выполнено в виде небольшой главки. Со стороны востока к храму примыкает придел с апсидой в форме полукруга, а также луковичной главкой; со стороны запада расположен притвор. При помощи портала осуществлено оформление придела, состоящего из округлых колонн, поддерживающихся внушительного размера треугольным фронтоном.
Возле северо-западного угла паперти Воскресенского храма расположена колокольня, выстроенная наряду с храмом, которая представляет собой большой четверик, выставленный на восьмигранник. Изначально колокольня была небольшой, но с течением времени было принято решение достроить над восьмериком еще ярус, который впоследствии был украшен при помощи поливных изразцов и квадратной формы нишами. Венчание колокольни было осуществлено согласно традициям столичного города Петербурга – она увенчана сферической лопастной кровлей, оснащенной высоким шпилем. С этого времени в Суздале обычное завершение храмов проводилось в виде шатра, но в данном случае зодчие решили следовать «новым веяниям в моде». Стоит отметить, что колокольня является доминирующей составляющей не только храмового ансамбля, но и всей торговой площади.
О Суздале и его прекрасных храмах
Суздаль — красивый древнерусский город-музей, стоит на реке Каменка, очень живописный и душевный. Заинтересовавшись, откуда в таком маленьком провинциальном городке столько памятников архитектуры (а их более 200), выяснила, что в середине 12 века Суздаль был столицей Ростово-Суздальского княжества. А в середине 14 века — столица Суздальско-Нижегородского княжества. В1392 г. Суздаль в составе Великого княжества Московского. С 16 века в городе вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. Здесь было 11 монастырей, а к началу 19 века их осталось 5. Суздаль был одним из религиозных центров на Руси.
Удивительно, но город сохранился, несмотря на нашествие монголо-татар. В Смутное время дважды нападали польские войска, потом в 1634 году — крымские татары. В 17 веке был опустошительный пожар, эпидемия. Но город всегда восстанавливается. Сейчас это районный центр Владимирской области, входит в список городов Золотого кольца.
Из Владимира с автовокзала до Суздаля мы доехали на автобусе за 40 мин. Автобусы ходят каждые 30 мин. Автовокзал Суздаля находится на окраине, но автобус идет дальше, как городской, и довез нас до Торговой площади. Город небольшой, расстояние от автовокзала до площади 15–20 мин пешком по Васильевской улице — зеленой с симпатичными домиками (мы по ней обратно на автовокзал пешком шли).
Наша самостоятельная пешеходная экскурсия началась с Торговой площади.
Все церкви Суздаля
Сколько церквей в Суздале? Практически все туристы посетившие город, отмечают уникально высокую концентрацию храмов на весьма скромной территории. Но в своих отзывах никогда не называют точного количества, ограничиваясь лишь округленными цифрами, порой совершенно фантастическими. Удивительно, но не называют точное число храмов Суздаля даже местные жители. Посетители нашего сайта могут легко ответить на этот вопрос, самостоятельно подсчитав количество церквей, расположенных в черте города. При подсчете необходимо учесть ряд замечаний, указанных в конце данной страницы.
Храмы расположенные в посаде
Посадские храмы Суздаля с трудом поддаются классификации даже по такому общему признаку, как композиция: слишком уж индивидуален облик каждого микроансамбля, но несомненна и обратная связь между ними. Общим кажется разве что природное чувство красоты и меры суздальских зодчих.
Воскресенская и Казанская церкви
Казанская (на переднем плане) и Воскресенская с колокольней (на заднем плане) церкви. Фото: Павел Сухов, 2015 год.
Воскресенская и Казанская церкви в Суздале расположены на Торговой площади города и вместе составляют классический ансамбль посадских церквей. Стоявшие на этом месте деревянные церкви были уничтожены крупным городским пожаром в 1719 году.
Каменная Воскресенская церковь построена в 1720 году. В архитектурном отношении особый интерес представляет система коробовых сводов, перекрывающих здание. Во внешнюю стену алтарной части Воскресенской церкви вмонтирована плита из белого камня с надписью, возможно свидетельствующей о более поздней постройке церкви. В настоящее время в храме проводится служба, а на смотровую площадку колокольни Воскресенской церкви может подняться любой желающий.
Каменная Казанская церковь была построена в 1739 году. Сейчас это действующий храм. Примечательно, что он оставался действующим на протяжении почти всего XX века. А в послереволюционные годы был единственным действующим храмом в Суздале. Каменная ограда ансамбля церквей до наших дней не сохранилась.
Входоиерусалимская и Пятницкая церкви
Входоиерусалимская (на переднем плане) и Пятницкая (на заднем плане) церкви. Фото: Павел Сухов, 2015 год.
При выходе из кремля, на высоком берегу реки Каменки, с запада от Торговых рядов, ранее стояли три деревянных церкви, которые были разобраны по причине ветхости.
Каменная Входоиерусалимская церковь была построена в 1707 году. В архитектурном плане здание церкви представляет собой приниженный куб, верхняя часть фасада которого окаймлена узорчатыми килевидными арочками. Помещение перекрыто сомкнутым сводом, а четырехскатная кровля завершается пятью главами. В настоящее время это действующий храм.
Расположенная рядом Пятницкая церковь построена в 1763 году. Архитектурной особенностью данного типичного зимнего храма является восьмигранник на барабане которого установлена чеканная главка в виде фигурной вазы, являющаяся редкостью для города.
Обнесенные каменной оградой Пятницкая и Входоиерусалимская церкви, а также стоявшая между ними колокольня, составляли красивейший архитектурный ансамбль Суздаля. Колокольня и каменная ограда со Святыми воротами были разрушены в конце 30-х годов XX века.
Лазаревская и Антипьевская церкви
Антипьевская церковь с колокольней (слева) и Лазаревская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Лазаревская церковь в Суздале расположена на Старой улице между Торговыми рядами и Ризоположенским монастырем. Церковь построена в 1667 году и является самым ранним храмом Суздальского посада. Впервые в Суздале церковь была завершена пятью главами, поставленными на световые барабаны. Также в карнизе церкви впервые применены изразцы. Главной архитектурной особенностью Лазаревской церкви является система сводов внутреннего пространства здания с пятью световыми отверстиями.
Рядом с Лазаревским храмом расположена Антипьевская церковь. Это теплый зимний храм с колокольней. Антипьевская церковь построена в 1745 году, взамен стоявшей тут ранее деревянной. Фасады колокольни декорированы фигурным кирпичом, а завершена она типичным суздальским вогнутым шатром. Каменная ограда ансамбля Лазаревской и Антипьевской церквей не сохранилась.
Цареконстантиновская и Скорбященская церкви
Цареконстантиновская (слева) и Скорбященская с колокольней (справа) церкви. Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Цареконстантиновская церковь расположена рядом со сквером Вечного огня. Каменная церковь построена в 1707 году взамен разобранной из-за ветхости деревянной. В архитектурном плане здание Цареконстантиновской церкви представляет собой высокий куб, перекрытый четырехскатной крышей, увенчанной пятью главками. Представляют особый интерес сильно вытянутые шейки главок и длинные кресты. В настоящее время это действующий храм.
Рядом с Цареконстантиновским храмом стоит Скорбященская церковь. Это теплый зимний храм, совмещенный с восьмигранной колокольней, завершенной вогнутым шатром, типичной для Суздаля формы. Каменная Скорбященская церковь построена в 1750 году, взамен стоявшей на этом месте деревянной. В настоящее время это действующий храм.
Цареконстантиновская и Скорбященская церкви представляют классический для города Суздаля ансамбль летнего и зимнего храмов. Каменная ограда этого ансамбля не сохранилась.
Крестоникольская церковь
Крестоникольская церковь с колокольней. Фото: Владимир Сухов, 2001 год.
Крестоникольская церковь в Суздале расположена у северной стороны Торговых рядов. Церковь построена в 1770 году на месте часовни Креста. В память об этом у алтарной части установлена небольшая часовня. В XIX веке западная часть церкви была перестроена, появилась новая трапеза и колокольня. В настоящее время Крестоникольский храм в Суздале является действующим.
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи с колокольней. Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Церковь Иоанна Предтечи в Суздале построена в 1720 году. Стоявшие на этом месте деревянные храмы сгорели во время крупного городского пожара в 1719 году. Архитектурные формы каменной церкви Иоанна Предтечи очень просты и лаконичны. К западному крыльцу храма пристроена колокольня. На фасадах здания церкви и колокольни отсутствует декоративное убранство. Построенный в 1734 году по соседству теплый Никольский храм был разрушен в начале XX века. Каменная ограда церковного ансамбля так же не сохранилась до наших дней.
Храмы расположенные в слободах
Выбор места для постановки церквей в городском ландшафте Суздаля позволяет прийти к выводу, что наши предки-строители обладали огромным эстетическим вкусом. Почти все памятники расположены на самых красивых местах, по берегам речки Каменки, отражаясь в ее водах, в прогалинах тины, среди кустов осоки и кувшинок. В этом отношении даже маленькая Каменка приобретает смысл одного из художественных элементов общего архитектурного ансамбля. Только гениальность русского человека, любящего свой родной край, родной город, могла создать столь гармонически единое с природой произведение искусства, как ансамбль церквей Суздаля.
Смоленская и Симеоновская церкви
Симеоновская церковь (слева), колокольня и Смоленская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2015 год.
Смоленская церковь в Суздале расположена на центральной улице города, рядом со Спасо-Евфимиевым монастырем. В архитектурном отношении здание пятиглавого храма отличается своими монументальными размерами. Смоленская церковь построена в 1696 году, а колокольня в конце XVIII века. Слобода, на которой поставлена церковь, ранее именовалась Скучилихой и принадлежала Спасо-Евфимиеву монастырю.
Рядом с колокольней Смоленской церкви находится Симеоновская церковь. Это теплый зимний храм, очень простой по архитектуре, копирующий деревянные зимние церкви. На его фоне еще более внушительно выглядят Смоленская церковь и колокольня. Симеоновская церковь построена в 1749 году. Сейчас это действующий храм города.
Ильинская церковь
Ильинская церковь с колокольней. Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Ильинская церковь в Суздале расположена на противоположном от кремля высоком берегу реки Каменка. Это место в городе называется Иванова гора. Ильинская церковь построена в 1744 году. Малый восьмерик с луковичной главкой поставлен на широкое кубическое основание, что представляет редкость в архитектуре Суздаля. В XX веке была разрушена колокольня Ильинской церкви и стоявший рядом зимний храм Иоанна Богослова. В 2010 году колокольня была восстановлена.
Богоявленская и Предтеченская церкви
Церковь Рождества Иоанна Предтечи с колокольней (на переднем плане) и Богоявленская церковь (на заднем плане). Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Богоявленская и Предтеченская церкви в Суздале расположены на берегу реки Каменки, на окраине Ильинского луга, в месте, которое ранее называлось Кожевенной слободой. Стоявшие тут до этого деревянные храмы были разобраны по причине ветхости.
Каменная Богоявленская церковь построена в 1781 году. В архитектурном плане церковь представляет собой куб с рустованными углами.
Рядом с Богоявленским храмом находится церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она построена в 1739 году. В архитектурном отношении здание церкви очень характерно для XVIII века, повторяет черты деревянных храмов и представляет собой вытянутый прямоугольник, разделенный посредине аркой. Паперть церкви одновременно является основанием колокольни. Восьмигранный столб которой завершен узким вогнутым шатром. Вместе две церкви составляют типичный для города ансамбль зимнего и летнего храмов.
Тихвинская церковь
Тихвинская церковь. Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Тихвинская церковь в Суздале расположена на окраине города, рядом с Ильинским лугом. Ранее на этом месте находился Андреевский монастырь, который был сожжен во время польского нашествия. Тихвинская церковь построена в конце XVII века. Алтарная часть и паперть с колокольней не сохранились до наших дней. На боковых фасадах Тихвинской церкви присутствуют троечастные наличники, связующие два окна и киот посредине. Подобный элемент не встречается больше ни в одном суздальском памятнике архитектуры.
Знаменская и Ризоположенская церкви
Знаменская церковь (слева), колокольня и Ризоположенская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2014 год.
Знаменская церковь построена в 1749 году. Это большой одноглавый кубической формы храм, имеющий, как у гражданских строений, большие регулярно расположенные окна и четырехскатную кровлю. Когда по плану регулярной застройки он оказался на восточной стороне улицы Пинаихи, то парадный вход в храм был сделан с западной стороны через притвор с широкими перспективными порталами в приделе. Этот портал хорошо просматривается с крыльца, о котором следует сказать особо. Вероятно, над большим крыльцом с массивными гранеными столбами прежде находилась колокольня, как у церкви Иоанна Предтечи, что стоит «в валах» Суздальского кремля. Колокольня, имеющая барочные формы, построена в XVIII веке. Сейчас Знаменская церковь в Суздале это один из действующих храмов города.
Рядом с колокольней Знаменской церкви находится Ризоположенская церковь. Храм построен в 1777 году. Это небольшой зимний храм, тесно связанный с образцами старой суздальской архитектуры так называемого корабельного типа постройки. Отличительной чертой этого храма является то, что каждый фасад четверика завершается фронтоном. Фронтоны переходят в сферическую ребристую кровлю с небольшой луковичной главкой на тонком длинном барабане. Таких завершений нет у других суздальских посадских церквей, оно напоминает завершения трапезных церквей Архиерейских палат Суздальского кремля и Васильевского монастыря. С 1972 года в Ризоположенской церкви находится экскурсионное бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Борисоглебская церковь
Борисоглебская церковь с колокольней. Фото: Павел Сухов, 2015 год.
Борисоглебская церковь в Суздале расположена на западной окраине города. Ранее на этом месте существовал Борисоглебский монастырь, сожженный в период польского нашествия. Существующая Борисоглебская церковь построена в 1749 году. Среди памятников архитектуры Суздаля это единственная постройка с ярко выраженными элементами стиля барокко. Внутри церкви сохранились росписи XVIII и XIX веков.
Козьмодемьянская церковь
Козьмодемьянская церковь с колокольней. Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Козьмодемьянская церковь в Суздале стоит на высоком берегу реки Каменки на месте, где в древности существовал мужской монастырь, основанный в XII веке. Это место в городе называется Ярунова гора. Каменная Козьмодемьянская церковь с колокольней построена в 1725 году, взамен стоявшей тут деревянной. Сейчас это действующий храм города.
Петропавловская и Никольская церкви
Никольская (слева) и Петропавловская (справа) церкви. Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Петропавловская и Никольская церкви Суздаля расположены рядом с территорией Покровского монастыря, поставлены на месте существовавших тут ранее деревянных храмов и вместе составляют ансамбль из летней и зимней церквей.
Каменная Петропавловская церковь построена в 1694 году. В архитектурном отношении представляет собой квадратное бесстолпное здание. Шатровая колокольня храма была разрушена в начале XX века. Зимняя Никольская церковь построена в 1712 году. Интересна тем, что копирует в миниатюре архитектуру крупных одноглавых храмов города Суздаля.
Козьмодемьянская и Крестовоздвиженская церкви
Крестовоздвиженская церковь с колокольней и Козьмодемьянская церковь. Фото: Павел Сухов, 2013 год.
Козьмодемьянская церковь расположена на северо-западной окраине города на улице Коровники. Село Коровники было присоединено к Суздалю в начале XX века. Церковь была построена в XVIII веке в стиле барокко. В архитектурном отношении это восьмерик поставленный на четверик. В настоящее время Козьмодемьяновский храм принадлежит русской православной старообрядческой церкви и нуждается в реставрации.
Крестовоздвиженская церковь расположена рядом с Козьмодемьянской и составляет вместе с ней типичный архитектурный ансамбль. Крестовоздвиженская церковь это теплый зимний храм с шатровой колокольней, построенный в 1696 году. Храм принадлежит к русской православной старообрядческой церкви. В настоящее время в нем проводятся богослужения.
Церкви Михаила Архангела, Флора и Лавра и Александра Невского
Слева направо: Церковь Михаила Архангела с колокольней, церковь Флора и Лавра, церковь Александра Невского. Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Михаило-Архангельская церковь в Суздале расположена на юго-восточной окраине города, за рекой Каменкой. Ранее это место города было селом Михайлова Сторона. Церковь построена в 1769 году. В архитектурном отношении это высокий пятиглавый храм с богатым декором, соединенный с колокольней в стиле классицизма. Это главный храм Михаило-Архангельского прихода. На территории которого помимо церквей, размещается и православный лицей.
Церковь Флора и Лавра это теплый зимний храм образующий с Михаило-Архангельской церковью классический архитектурный ансамбль. Церковь Флора и Лавра в построена в 1803 году.
Церковь Александра Невского построена в конце XIX века. В архитектурном отношении она представляет собой один из редких для Суздаля образцов церквей псевдорусского стиля. Как и другие церкви Михаило-Архангельского прихода, храм является действующим.
Церковь Святых новомученников и исповедников российских
Церковь святых новомученников и исповедников российских. Фото: Павел Сухов, 2017 год.
Церковь святых новомученников и исповедников российских в Суздале построена в 1999 году в новом микрорайоне Суздаля, на улице Советской. 26 октября 2000 года состоялось освящение храма и прошли первые службы.
Примечание: При подсчете количества церквей в Суздале, к указанным на данной странице храмам, нужно прибавить церкви, расположенные в кремле, монастырях и на территории музея деревянного зодчества. Следует учесть, что домовая церковь является частью здания бывшей Блохинской богадельни (ул. Ленина, дом 106). Синодальный храм Иверской иконы Божьей Матери русской православной автономной церкви в Суздале находится по адресу ул. Теремки, дом 2. Часовни Суздаля собраны в отдельном разделе.