церковь казанской иконы божией матери устюжна
Казанский храм Устюжна
Архитектором храма, предположительно, был живописец Степан Дементьевич Нарыков, обучавшийся в Италии и работавший у Строганова в последние десятилетия XVII века.
Явление Казанской иконы
Казанский храм Устюжны возник не на случайном месте. Поводом к его возведению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный Посох. Афоня подолгу молился в дремучем лесу на окраине города и однажды увидел на дереве неведомо откуда там появившуюся икону Казанского образа Богородицы. Такие иконы называются явленными и почитаются как чудотворные. Возведенная в 1660 году деревянная церковь сгорела, а спустя тридцать с лишним лет на ее месте выросло новое, уже каменное здание Казанского храма.
Церковь Казанской Иконы Божией Матери была построена на исходе XVII столетия и напоминает старинные русские терема того времени. Одновременно с главным храмом был сооружен северный Екатерининский придел.
Над одноэтажными приделами особенно величественно смотрится главный храм с его богато декорированным фасадом.
После революции
До революции в Устюжне действовали тринадцать церквей, что для городка с пятью тысячами населения, казалось бы, даже слишком много. Несмотря на это, по воспоминаниям современников, храмы всегда были полны народа, а по праздникам устраивался общий крестный ход по улицам города.
Все изменилось в 1920-е годы, когда начались гонения на церковь, один за другим стали закрываться храмы. В 1935 году был закрыт собор Рождества Богородицы, а Казанский храм передан вместе со всем имуществом и инвентарем общине обновленцев. Еще через три года закрыли и его. Последней в городе 1 января 1941 года перестала действовать Покровская церковь. На всю Вологодскую область оставался единственный действующий храм в самой Вологде, а в церкви Казанской Божией Матери теперь размещалось зернохранилище.
Однако Казанский храм ожидала поистине удивительная судьба! В отличие от большинства церквей, закрытых советской властью более чем на полвека и возвращенных верующим лишь в годы перестройки, Казанский храм открылся спустя всего пять лет! В годы Великой Отечественной войны, ради поддержания народного духа, властями было принято решение ослабить антирелигиозную политику и вернуть некоторые храмы верующим, в апреле 1943 года храм Казанской Божией Матери был вновь открыт.
Когда прихожане во главе со священником после пятилетнего перерыва вошли в свою церковь, то увидели только кучи прогнившего зерна по углам и даже в алтаре. Уцелели фрески и царские врата, больше ничего в храме не сохранилось. Тогда прихожане начали приносить свои домашние иконы, надежно спрятанные в годы гонений. Несмотря на массу ограничений и запретов, церковная жизнь в Устюжне постепенно восстанавливалась, чтобы уже больше никогда не прерываться.
Фрески Казанского храма
Устюжна. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Казанская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Хoрoшo сoхрaнившaяся церковь Устюжны — в честь Казанской иконы Божией Матери — вoзведенa в 1694 гoду нa деньги купцa Стрoгaнoвa и является oбрaзцoм нaрышкинскoгo бaрoккo. Рaспoлoженa нa сaмoм крaсивoм и вoзвышеннoм месте гoрoдa Устюжна, нa прaвoм берегу реки Вoрoжи. Кaк и другие стрoгaнoвские хрaмы, Кaзaнскaя церкoвь зaмечaтельнa белoкaменными узoрaми вoкруг oкoн. Oснoвнoй квaдрaтный oбьём хрaмa пoднимaется нaд низкими приделaми, грaнёные глaвы стoят нa двухъярусных бaрaбaнaх. Рядoм с ней — шaтрoвaя кoлoкoльня, пoстрoеннaя в 1764-1767 гoдaх. Внутри фрески XVIII векa. Церкoвь действующaя, рядoм с хрaмoм нaхoдится гoрoдскoе клaдбище.
В 1659 году в храм попала молния. Заново возведённая в 1660 году деревянная церковь на средства посадского человека Михаила Семёнова, снова сгорела, а спустя тридцать с лишним лет на её месте выросло новое каменное здание Казанского храма. Заботами Григория Строганова было возведено много церквей в других русских городах, причём некоторые из них очень похожи на Устюжинский храм. Таковы, например, Введенский собор в Сольвычегодске, Рождественская церковь и храм Смоленской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде. Подобные аналогии наводят на мысль об одном и том же архитекторе, но его имя доподлинно неизвестно. Есть основания предполагать, что им был живописец Степан Дементьевич Нарыков, обучавшийся в Италии и работавший у Строганова в последние десятилетия ХVII века, как раз в то время, когда были построены все эти церкви. Точно лишь известно, что Степан Нарыков расписывал иконостас Введенского собора в Сольвычегодске и писал иконы для храма в Великом Устюге. Вполне возможно, что по его проектам и были построены «строгановские» храмы, обладающие несомненным сходством в планах и в декоративном решении необычайно живописных фасадов, напоминающих нам о барочной европейской архитектуре. Благодаря искусству неизвестного архитектора (или архитекторов), а также заслугам Григория Дмитриевича Строганова, этот вид барокко пришёл в русскую архитектуру, получив наименование «строгановский стиль».
Александр Рыбаков в своей книге «Череповец, Устюжна, Вытегра» так описывает оригинальную архитектуру и декор Казанской церкви: «Белокаменные наличники окон выполнены в виде приставных колонок с коринфскими капителями и массивного сандрика наподобие разорванного фронтона с фигурным аттиком и плоскими волютами. В обрамлении некоторых окон использованы витые колонки, украшенные причудливой рельефной резьбой с изображением мотива виноградной лозы. Фасады главного четверика с раскрепованными углами декорированы полуколонками с резными капителями. Богатой и разнообразной белокаменной резьбой заполнены венчающие фасады фигурные фронтоны, в композицию которых включены и витые колонки, и сложно профилированные карнизы, и разные по размерам и рисунку волюты. Столь же богато и интересно был декорирован белокаменный резьбой западный вход, обрамлённый резными колонками с мотивом виноградной лозы и увенчанный барочным разорванным фронтоном. Над входом в резной белокаменной раме с венчающей пальметтой помещено изображение Казанской иконы Божией Матери, ранее, вероятно, написанной на доске, а позднее выполненное в технике фрески». Пять глав Казанского храма опираются на двухъярусные восьмигранные барабаны, которые добавляют образу храма прочности, устойчивости. Здесь проявляется характерный как для строгановского, так и для нарышкинского барокко двойственный масштаб: гигантские, устремлённые вверх черты сочетаются с мельчайшими узорными деталями. Окна обрамляют узорные витые колонны. Это наборная колонна, получившая особенное распространение в ХVII веке. Она вполне характерна для эпохи барокко с его многочисленными, порой избыточными декорирующими деталями. На колоннах Казанского храма мы видим многократно повторенный мотив виноградной лозы. В линиях оконного наличника угадываются черты классического фронтона, напоминающего нам об античности. Это так называемый прерванный, или разорванный, фронтон, карниз которого не смыкается полностью. Интересно, что над вполне западным фронтоном возвышается характерная главка-луковка. С двух сторон окно обрамлено колонками, выполненными по образцу коринфского ордера.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №295, 2018 г.
До революции в Устюжне действовали тринадцать церквей, что для городка с пятью тысячами населения, казалось бы, даже слишком много. Несмотря на это, по воспоминаниям современников, храмы всегда были полны народа, а по праздникам устраивался общий крестный ход по улицам города. Всё изменилось в 1920-е годы, когда начались гонения на церковь. Вначале был запрещён колокольный звон «как пережиток старого, мешающего нормальным занятиям в школах, действующий на подрастающее поколение как разлагающее средство, нарушающее трудовую деятельность и отдых населения». Затем один за другим стали закрываться храмы. В 1935 году был закрыт собор Рождества Богородицы, а Казанский храм передан вместе со всем имуществом и инвентарём общине обновленцев. Ещё через три года закрыли и его. Последней в городе 1 января 1941 года перестала действовать Покровская церковь. На всю Вологодскую область оставался единственный действующий храм в самой Вологде, а в церкви Казанской Божией Матери разместили тогда зернохранилище. Однако Казанский храм ожидала поистине удивительная судьба!
В отличие от большинства церквей, закрытых советской властью более чем на полвека и возвращённых верующим лишь в годы перестройки, Казанский храм открылся спустя всего пять лет! В годы Великой Отечественной войны, ради поддержания народного духа, властями было принято решение ослабить антирелигиозную политику и вернуть некоторые храмы верующим. Благодаря активности устюженской общины, составившей прошение на имя «всесоюзного старосты» Калинина, в апреле 1943 года храм Казанской Божией Матери был вновь открыт. Когда прихожане во главе со священником после пятилетнего перерыва вошли в свою церковь, то увидели только кучи прогнившего зерна по углам и даже в алтаре. Уцелели фрески и царские врата, больше ничего в храме не сохранилось. Тогда прихожане начали приносить свои домашние иконы, надёжно спрятанные в годы гонений. После открытия Казанского храма в 1943 году священником в нём стал широко известный в Устюжне протоиерей Михаил Смирнов, ранее служивший в Покровской церкви. Именно ему суждено было восстанавливать церковную жизнь не только в Устюжне, но и во всей Вологодской епархии, и стать первым духовным наставником для нескольких видных священнослужителей. Несмотря на массу ограничений и запретов, церковная жизнь в Устюжне постепенно восстанавливалась.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №295, 2018 г.
На одной оси с Рождество-Богородицким собором, в конце бывшей Большой Московской улицы, на Казанском кладбище находится храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Впервые она упоминается под 1547 годом с посвящением Рождеству Христову. Храм был деревянным, построенным «клетцки» прихожанами. Находился он «на всполье», в конце города. К началу XVII века о церкви уже нет сведений: по всей видимости, она была упразднена по ветхости, а на её месте поставлена часовня. Через 21 год после третьей переписи вместо церкви Рождества Христова «на новом месте за посадом» жителем посада г. Устюжны Михаилом Семеновым Олончанином по обету строится храм в честь Явления Казанской иконы Богоматери с приделом Великомученицы Екатерины. Поводом к его построению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный посох. Храм этот простоял недолго и в 1660 г. дотла сгорел от удара молнии. По благословенной грамоте митрополита Новгородского Корнилия, данной в 1675 г., разрешалось построить новый деревянный храм во имя Преполовения Пятидесятницы с приделом Богоматери Казанской, холодный, и храм во имя Царевича Димитрия с приделом во имя Великомученицы Екатерины, теплый. Церкви эти считались кладбищенскими, а потому были бесприходскими.
В интерьере Казанской церкви сохранилась фресковая роспись 1756-1757 г.г., созданная ярославскими мастерами. На арке прохода в северный придел сохранилась надпись об этом событии. В 1899 г. фрески были реставрированы художниками В.П. Китаевым, А.И. Кобыличным, С.Ф. Чуприненко. В основном росписи относятся к христологическому циклу с введением сюжетов притч, Деяний апостольских, богородичных сюжетов. Иконостасы главного храма и приделов относятся к более позднему времени.
После 1917 г. храм оставался действующим, не считая кратковременных его закрытий в 1937 г. и в годы войны. В начале 70-х г.г. храм был капитально отремонтирован, а колокольня выпрямлена трудами протоиерея В.Ф. Рассказовского. Нынешнее состояние Казанской церкви внушает опасения. Из-за неправильно устроенной отмостки кирпичная кладка до сводов пропитана водой и засолена. Отпадает от стен левкас вместе с фресками, на которых к тому же выступает емчуга. Разрушается живопись иконостасов во всех приделах. Совершенно не оправдывает себя окраска стен и сводов Антипьевского придела масляной краской. Постоянно заливает площадку звона колокольни, а сама она вновь начала наклоняться. Пока ещё можно все исправить, но может оказаться и поздно. Нелишне помнить, что таких храмов в России всего пять!
M.Ю. Хрусталев «Храмы Устюжины Железопольской. Устюжна», Краеведческий альманах, вып. 2
Устюжна. Казанская церковь
Устюжна. Казанская церковь (Россия, Вологодская область, г. Устюжна, ул. Гагарина, д. 7)
Церковь действующая, фотосъемка в храме запрещена
Из замечательного произведения А. Рыбакова: Устюжна покоряет с первого взгляда. Некогда бывший главной кузницей русского государства, город привольно раскинулся на живописных берегах быстрой Мологи и ее притоков Ижины и Ворожи. Устюжна, имеющая славную историю, во многом сохранила свой прежний облик. До нас здесь дошло немало памятников культуры и искусства прошлых эпох.
Казанская церковь в Устюжне сооружена в 1694 году на всполье, за пределами посада. По преданию, на этом месте юродивому по имени Афоня явилась икона Казанской Богоматери, в честь которой и был ранее возведен деревянный храм, сгоревший в 1660 году. По свидетельству архивных документов, существующая каменная Казанская церковь построена «коштом» барона Григория Дмитриевича Строганова. Строгановы вели крупные торговые дела и были связаны со многими городами России. В Устюжне они бывали как по казенным, так и по своим частным делам. За Мологой у Григория Дмитриевича Строганова в начале XVIII века имелись два двора, в которых жили его приказчик и дворовые люди.
Описание Казанской церкви в Устюжне
Постройка каменного храма указывает на то, что Григорий Строганов проявлял к Устюжне особый интерес, по-видимому, связанный с той видной ролью, которую город играл в экономике и торговле Северной Руси.
Основной объем Казанской церкви, в плане квадратной, возвышается над низкими одноэтажными приделами. Северный Екатерининский придел был сооружен одновременно с главным храмом. Южный Антипьевский придел и закрытая паперть вдоль всего западного фасада пристроены в середине XIX столетия.
Казанская церковь напоминает терема XVII века. Она имеет богатое декоративное убранство фасадов, подобно другим строгановским постройкам этого времени. Ее массивные граненые главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны, обработанные квадратными и прямоугольными филенками и окаймленные карнизами сложного профиля. Из пяти барабанов только центральный является световым. Все фасады имеют сложное завершение в виде разорванного лучкового фронтона, в который включен массивный киот с щипцовым покрытием. Из белого камня вырезаны детали декора, обрамляющего оконные проемы. Раскрепованный карниз с филенками и крупными зубцами кирпичной кладки опоясывает четверик по периметру.
В конце XVII века Григорием Строгановым в разных городах было выстроено несколько храмов, по архитектуре подобных устюженской Казанской церкви. Большое сходство в плане и в декоративном решении фасадов обнаруживается у Казанской церкви с Введенским собором в Сольвычегодске, Рождественской церковью в Нижнем Новгороде, но особенно близкой аналогией ей является Смоленская церковь в Гордеевке, возведенная в 1694—1697 годах.
Имя архитектора, создавшего эти удивительные по красоте и оригинальности произведения русской раннебарочной архитектуры XVII века, осталось неизвестным. Возможно, создателем этих замечательных построек был один из крепостных строгановских мастеров, учившихся за границей, в Италии. Есть сведения о том, что в конце XVII века у Григория Строганова работал живописец Степан Дементьевич Нарыков, некоторое время обучавшийся художествам в чужих землях. Им созданы иконы для иконостаса Введенского собора в Сольвычегодске. Его произведения имеются и в Великом Устюге. Не исключено, что именно по его проектам-рисункам и возводились строгановские храмы, в облике которых явно проступают черты западноевропейской барочной архитектуры. Быть может, этим и объясняется необычная живописность фасадов в строгановских постройках, как будто сошедших с икон и фресок того времени; понятным тогда становится и факт относительно небольшого количества подобных сооружений, появление которых в русском зодчестве укладывается в рамки двадцати лет конца XVII — начала XVIII века.
Интерьер Казанской церкви в середине XVIII столетия был украшен фресками. На арке прохода в северный придел сохранилась надпись: «1756 года июля 1-го дня начата сия святая церковь стенным писанием украшатися. и совершися в сей святей церкви стенное писмо 1757 года августа 26 дня. Трудившися о Господе сию святую Церковь стенным писанием иконницы Града Ярославля посадские люди Афанасий Андреев, Иван Андреев Шустовы, Козма Козмин Овсяников, Семен Семенов с детьми Дмитрием и Козмою, Устин Никифоров, Егор Семенов, Василий Васильев, Степан Андреев, Андрей Осипов, Иван Григорьев». В 1899 году фрески реставрированы художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным и С. Ф. Чуприненко. При этом сделаны частичные записи, особенно в нижних регистрах росписи четверика, в алтаре и на паперти.
Иконографическая схема росписи Казанской церкви обнаруживает близкую связь с ярославскими фресками начала XVIII века. Вместе с тем здесь отмечается уже и много нововведений. В куполе барабана, как обычно, помещено изображение «Христа Вседержителя». В круглых клеймах двусветного фонаря написаны праотцы, пророки и херувимы. Сомкнутый свод расписан на сюжеты «праздников» («Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Сошествие святого духа», «Распятие»).
Роспись стен разделена на четыре регистра. При этом росписью покрыты и откосы окон.
Два верхних регистра посвящены христологической теме. Особенной популярностью пользуются у иконописцев сюжеты притч, из которых в Казанской церкви представлены «Притча о талантах», «Притча о виноградарях», «Притча о брачном пире», «Притча о рабе немилостивом», «Притча о богатом и бедном Лазаре», «Притча о блудном сыне» и ряд других. На сводчатых перемычках окон верхнего света помещены изображения Саваофа, Спаса и Христа-Эммануила, а также различные изводы икон Богоматери. В следующем регистре иллюстрируются «Деяния апостольские». Изображены «чудеса» апостолов Петра и Иоанна, убиение апостола Фомы, обращение Савла, изведение апостола Петра из темницы, «чудеса» Иоанна Богослова и некоторые другие сюжеты. Развитие повествования этого регистра прерывается включением композиций увеличенного размера «Спас Нерукотворный», «Предста царица» и изображением Богоматери с младенцем, созданным под явным влиянием «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В композициях нижнего регистра повествуется о житии мученицы Екатерины от ее крещения до усекновения мечом. На сводах окон северной стены также написаны иконы Богоматери, а на своде западного портала — «Троица ветхозаветная».
Большой интерес представляет роспись откосов западного входа в храм. На одном из них изображен юноша в скромной светской одежде, сложивший руки в молитвенном жесте. На другом написана фигура пожилого мужчины в длинных дорогих одеждах богатого гостя и в позе ктитора. По-видимому здесь проиллюстрирована легенда о построении Казанской церкви Григорием Строгановым по обету. Примеры ктиторских изображений в древнерусской живописи нередки, но никогда еще они так не приближались к жанру светского портрета.
В алтаре написаны композиции «Троица новозаветная», «Богоматерь на престоле» с предстоящими Василием и Дарией, «Вседержитель на престоле». Роспись свода посвящена сюжетам из жизни Богоматери. Фрески жертвенника и диаконника значительно утрачены. Из них сохранились изображения жертвенного агнца в дискосе и Василия Великого (в жертвеннике), «Тайной вечери» и Николы в диаконнике.
В росписи паперти особенно выделяется большая развернутая композиция «Страшного суда» с правой стороны от входного портала на западной стене храма. Слева от входа в круглых клеймах написаны «Дни творения». На восточной паре пилонов представлены сцены истории о Каине и Авеле, «Изгнание из рая», «Покров». На правом пилоне изображен ангел со свитком, «записывающий» имена входящих. Напротив, на другом пилоне, написан «Ангел карающий» с мечом в руке.
В характере росписи проявляются уже новые художественные принципы оформления интерьера. Если в памятниках предшествующей эпохи каждый сюжет занимал определенное место в общем живописном ансамбле храма и был связан с его архитектурой, то в оформлении интерьера Казанской церкви роспись не подчиняется традиционной схеме расположения в храме, усиливается ее декоративная роль. Так, на сводчатых перемычках окон помещены совершенно случайные изображения Богоматери, а откосы окон заполнены сценами, развивающими повествование регистра, тогда как в окнах — источнике света — ранее помещались изображения преподобных и некоторых иных «светочей веры». Повествование регистра «Деяний апостольских» неожиданно прерывается включением увеличенных в масштабе композиций «Спас Нерукотворный», «Предста царица» и «Богоматерь с младенцем», играющих, по сути, роль изолированных от остальной росписи картин, произвольно «повешенных» на стенах, лишь по принципу симметрии.
В цветовом решении росписи Казанской церкви преобладают коричневые, темно-зеленые и синие краски. Мастерство иконописцев в достижении колористической гармонии находится по-прежнему на высоком уровне. Существенная разница заключается лишь в том, что колорит ярославских фресок XVII — начала XVIII века, в котором мягко сияли сочетания светлых охр с голубцом, в известной степени настраивал на возвышенный лад, а цветовой строй росписи Казанской церкви более ориентирован на красоту земную, материальную. Все эти заметные изменения в содержании и изобразительном языке росписи Казанской церкви говорят о закате древнерусского искусства с его приверженностью к идеалам совершенной жизни и о наступлении новой эпохи в духовном развитии русского народа — эпохи утверждения ценности земных благ.
Иконостасы в Казанской церкви поздние и особого интереса не представляют. Икона «Богоматери Казанской» с клеймами в местном ряду главного иконостаса находится под грубыми позднейшими поновлениями – писал А. Рыбаков в своей книге.
Источник:
А. Рыбаков «Устюжна, Череповец, Вытегра» Ленинград, изд. «Искусство», 1981
Храм Казанского образа Божией Матери в Устюжне
Знаменитая Казанская церковь в городе Устюжна эффектно замыкает главную Железопольскую улицу. Еще в 17 веке, до появления церкви, на ее современном месте произрастал сосновый лес. Согласно легенде, некий юродивый Афоня увидел в лесу Казанскую икону Богоматери, по причине чего здесь в 1647 и была выстроена деревянная церковь Явления Казанской Богоматери с приделом Великомученицы Екатерины. Церковь настигал пожар в 1659 году – ее поразила молния. Через некоторое время на средства посадского Михаила Семенова был построен новый, сделанный их дерева, храм.
Что касается возведения каменного храма, то в предании это событие связывается с именитой фамилией семьи Строгановых. Предание гласит, что в самом конце царствования Алексея Михайловича один из Строгановых тяжело заболел и, находясь при смерти, решил обратиться с просьбой к новоявленной иконе Божьей Матери Казанской, после чего получил исцеление. По случаю чудесного выздоровления гость дал обещание возвести новый каменный собор в честь чудотворной иконы и сдержал его. Ранее выстроенную деревянную церковь продали на посад в Васильевский и Троицкий приход.
Архитектурный облик Казанской церкви отчетливо выделяется на фоне остальных устюжских церквей, датирующихся 17-18 веками. Прямо над одноэтажными высокими приделами, выполняя роль стилобата, возвышается стройный и величавый объем главного бесстолпного храма. В декорном оформлении фасадов применен ордер, а их завершение сделано в виде разорванных лучами фронтонов, что придает всей постройке барочный вид. С другой стороны, храм имеет традиционное пятиглавие, которое утверждено на двухъярусных граненых барабанах, что отчетливо выдает руку зодчего мастера, обученного в рамках русской архитектурной школы, хотя и точно изучавшего все образцы стиля барокко Западной Европы. Стены храма покрашены в темно-коричневую краску, имитирующую кирпич. На них эффектно и отчетливо выделаются сделанные из камня белые колонны, а также оконные наличники, витые колонки и волюты. Стоит отметить, что особенности конструкции, а также архитектурного декора Казанской церкви очень близки многим строгановским храмам 17 века, например, собору Введенского монастыря, расположенному в Сольвычегодске и церкви Смоленской Богоматери в Гордеевке.
Примерно в середине 18 века главный храм и паперть Казанской церкви были красиво украшены фресками. На стенах храма до наших дней сохранились надписи, которые повествуют о том, что выполнение росписи состоялось в 1756-1757 годах на денежные средства помещика Козлянинова Василия Федоровича группой иконописцев из города Ярославля в количестве двенадцати человек под руководством Ивана и Афанасия Андреевых-Шустовых. Фрески подлежали реставрации в 1899 году художниками Кобыличным А.И., Китаевым В.П., Чуприненко С.Ф. на безвозмездную помощь главного старосты Казанской церкви и городского головы Н.И. Поздеева.
Стеновые росписи разделены на пять регистров, верхний из которых находится в основании сомкнутого свода. Верхние регистры, в количестве трех, полностью посвящены только христологической теме. Верхний ярус отводится под сцены страстного цикла, который завершается на западной стене композицией «Уверения Фомы». Два последующих регистра повествуют о земной жизни Иисуса Христа, а также о его проповедческой деятельности.
При входе в Казанскую церковь можно увидеть, что на откосах дверного проема нарисованы две фигуры мужчин, которые по своему характеру написания отчетливо выделяются среди героев традиционно-православной иконографии. Безусый юноша представлен на северном откосе портала. Он имеет печальный вид и представлен в подпоясанной зеленой рубахе и плаще; руки юноши прижаты к груди, а сам он склоняет голову и устремляется к основному храмовому престолу – эта картина написана очень ярко и отчетливо.
Все многочисленные фрески Казанской церкви в городе Устюжна имеют прямое отношение к числу наиболее ценнейших и главнейших памятников религиозно-художественной культуры всего Русского Севера. Казанская церковь – одна из самых выразительных памятников культуры Вологодского края.