церковь корабль спасения икона
Корабль спасения
На этой неделе в Церкви читали слова Апостола: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф.2:8-10)». Эти слова вызывают у меня перед глазами картинку из какого-то фильма — бурный океан, спасательный корабль и люди с другого судна, потерпевшего крушение, которых втаскивают на борт — мокрых насквозь, замерзших и полузахлебнувшихся. Бог втаскивает нас в Церковь, выхватив из «вод многих» — чтобы мы, отдышавшись, присоединились к команде корабля и помогали спасению других. Как Бог спасает нас? Апостол говорит — «через веру». О вере много говорится и в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:16)». Эти слова часто вызывают недоумение — каким образом вера, то есть определённые взгляды на Бога, может быть причиной спасения, а отказ принять такие взгляды — причиной осуждения?
Когда мы читаем тексты, написанные в другие эпохи и в совершенно ином культурном окружении, у нас часто возникает одна проблема. Мы можем воспринимать некоторые слова в совершенно неверном значении. Например, слово «вера» в современном языке употребляется в значении «мнение о том, что существует сверхъестественная реальность и, в частности, Бог». Многие из нас застали эпоху государственного атеизма, и мы привыкли противопоставлять верующих (которых отличает то, что они признают бытие Божие) и атеистов, которые не признают.
Но проповедь Апостолов была обращена вовсе не к материалистам, не к адептам Ленина или Докинза — они обращались к людям, которые уже обладали достаточно богатой религиозной жизнью. Иудеи имели Писание, они сохраняли и возвещали в своих собраниях слова Пророков; у них был Закон Моисеев, который учил использовать все стороны жизни — в том числе, самые незначительные — как материал для послушания единому истинному Богу. Язычники не имели библейского откровения, но религии в их жизни было предостаточно — от грубых простонародных суеверий до утонченных рассуждений философов. Это был мир, в котором было чрезвычайно трудно найти неверующего в нашем смысле.
Призыв «уверовать» не означал предложения признать сверхъестественную реальность как таковую. В ней никто не сомневался, люди давно уже имели какие-то свои сложившиеся способы общения с духовным миром — они приносили жертвы и молились, устраивали красочные праздники и слагали гимны.
Вера в понимании Апостолов обозначала нечто другое. Центром и содержанием этой веры был (и, конечно, остается сегодня) воскресший, живой и невидимо присутствующий среди верующих Господь Иисус Христос. Апостолы призывали покориться Ему, как Господу, и довериться Ему, как Спасителю. Войти с Ним в «завет» — определённые личные отношения, которые Писание сравнивает с браком, усыновлением, подданством и военной службой. Присоединиться к Апостольской Церкви и следовать учению Апостолов. Принять Крещение и приступать к Евхаристии. Исправить свою жизнь сообразно заповедям Божиим.
Уверовать не означало тогда — и не означает сейчас — принять некие смутные и ни к чему не обязывающие мнения о Боге; это означало присягнуть определенной стороне, присоединиться к определенному сообществу, занять свое место на борту определенного корабля. И для Апостолов, и для их последователей вера означала четкий, осознанный, недвусмысленный выбор между спасением и гибелью. «Есть путь жизни и есть путь смерти, и велика разница между ними», как говорится в «Учении Двенадцати Апостолов». Или Вы на борту, или Вы за бортом — и, если Вы снаружи, Вас настойчиво призывают, и просят, и увещевают, и умоляют взойти на борт. Это послание непопулярно; оно непопулярно даже среди Христиан.
Почему? Дело в том, что оно заставляет людей задумываться о неприятном — о том, о чем люди не хотели бы думать. Если мы приходим к тяжело пьющему человеку и возвещаем ему радостную весть, что он может избавиться от алкоголизма, первое, что мы услышим — это обиженное «Вы что же, меня алкоголиком считаете?». Благая весть об избавлении от гибели, о примирении с Богом, может вызывать довольно обиженную реакцию — Вы что же, хотите сказать, что мне грозит гибель и мои отношения с Богом не в порядке?
Вторая причина — мы все предпочитаем игнорировать проблемы, до тех пор, пока они не становятся давящими. Пока банк не подает на нас в суд, пока боль не становится невозможно заглушить никакими таблетками, пока ветхое оборудование не выходит из строя уже окончательно, пока судно, которое никто не хотел ремонтировать, не идет на дно. Проблема вечного спасения (или гибели) начинает давить только «в окопах и под огнем» — когда нам сообщают пугающий диагноз, или мы еще как-то сталкиваемся с реальностью своей смертности. А пока о «четырех последних реальностях» — смерти, суде, рае и аде — большинству из нас удается не задумываться. Некоторым удается не задумываться до самого конца.
Но Апостолы проповедовали именно это непопулярное послание — вот путь спасения, исповедуйте правую веру во Христа, присоединитесь к Церкви, исправьте свою жизнь. Но что, если мы откажемся? Нас попросят еще раз. И еще раз. И еще раз. Но что будет если откажемся опять, опять и опять?
Тогда мы погибнем. Бог это допустит? Да, а как бы Он мог этого не допустить? Если у Вас есть подлинная свободная воля, Вы можете сказать «нет» — и Бог примет это. Есть поистине нелепая отговорка — «я не верю в Бога, обрекающего людей на погибель». Разумеется, я тоже не верю. Гибель — это то, на что люди обрекают себя сами. Бог делает абсолютно все — до Голгофы включительно — чтобы спасти их от такой участи.
Недавно я видел фотографию человека — еще довольно молодого — рука которого сгнила настолько, что у него, живого, видна белая кость, от локтя до кисти. Это результат употребления известного кустарного наркотика, «крокодила». По-видимому, этот человек останется изувечен на всю жизнь — если выживет. Несомненно, он испытывает тяжкие страдания. Кто причинил ему такое зло? Свою долю ответственности несут те, кто соблазнил его — но прежде всего, он сам. Люди причиняют себе ужасное зло, и они часто даже не понимают, насколько ужасное. Жутко проснуться от наркотического дурмана и обнаружить себя сгнившим полутрупом. Жутко вспоминать, как голос совести и благоразумия, возможно, встревоженные родные или друзья призывали остановиться — когда еще было возможно — но ты не захотел. Люди, увы, делают страшные вещи со своими телами и душами — и могут сделать необратимо страшные. Корабль спасения отправляется не в развлекательный круиз — он отправляется в зону страшного бедствия. Мы должны дать втащить себя на борт, потом присоединиться к команде и помогать спасению тех, кто за бортом.
А для этого нужно говорить о реальном положении дел — вот корабль спасения, Церковь Христова. Если Вы займете свое место на борту, все будет гораздо лучше, чем Вы смели надеяться — Вы обретете прощение всех грехов, вечную жизнь, и вечную радость, и вечную любовь. Вот — клокочущая бездна внешней тьмы. В конечном итоге, Вы оказываетесь на борту или за бортом — есть путь жизни, есть путь смерти, а третьего пути нет.
Корабль спасения
С лова «Без Церкви нет спасения» знает каждый, но каков их смысл? Что собственно такое — Церковь? И кто — истинный христианин? Вот я хожу регулярно в храм, исповедуюсь, причащаюсь, достаточно ли этого, чтобы быть членом Церкви и спастись? Об этом рассуждает профессора МДА богослов Алексей Ильич Осипов.
Говоря о Церкви, нужно сразу отметить, что она имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Так же, как и каждый человек: одно дело — его тело, даже его интеллект, психика, и другое дело — состояние его души. И Церковь, с одной стороны, — это общество людей, одинаково верующих — естественно, по-христиански: имеющих единое вероучение, единую дисциплину жизни, каноны, Таинства, основы и принципы духовной жизни… Это та внешняя сторона, которую представляет, в конечном счете, организация, именуемая тоже Церковью. В этой организации есть свои структуры, есть своя иерархия. Всё это — внешняя сторона.
Кто является принадлежащим к Церкви в этом, внешнем ее проявлении? — Каждый, кто крещен. Крещен? — Ты уже член Церкви. О крещении, о том, каким оно может быть, увы, мало кто думает. Да вообще никто не думает! Главное — крещеный или нет. Это, повторюсь, внешняя сторона Церкви. Но в этой среде — я подчеркиваю: именно в этой, не отдельной среде — невидимо существует тот организм духовный, наполняемый только теми верующими христианами, которые стремятся жить по Евангелию. Все эти стремящиеся к жизни по Евангелию объединены Духом Святым, в Котором они живут. И вот они-то и составляют, выражают и осуществляют именно Церковь саму по себе.
Вот мы часто говорим: «Море житейское». И наша жизнь — это действительно море житейское, в котором бушует множество страстей и всяких нестроений. Этот образ хорошо показывает, что Церковь является тем местом, где человек может найти соответствующие средства к своему спасению — к тому, чтобы переплыть это житейское море. Эти средства — в Церкви. Ведь что такое Таинства, которые можно получить только в Церкви? — Это как раз средства, помогающие человеку в спасении. Хотя, как мы знаем, многие спаслись без Таинств: и множество мучеников, и разбойник, висевший на кресте справа от Спасителя, не успели принять ни одного Таинства. Но Сам Христос сказал: «Кто не ест Моей Плоти и не пьет Моей Крови, не может иметь жизни вечной» (ср.: Ин. 6:53). Но первым в рай попал тот разбойник, ему Он говорил: «Сегодня же будешь со Мной в раю» (Лк. 23:43). Это пример того, как осторожно нужно относиться к словам и всегда брать контекст, а не вырывать из контекста отдельные фразы и на них основывать какие-то утверждения!
Так вот, Церковь — тот, если хотите, институт, где человек может найти наилучшие средства спасения.
Средства для любого дела всегда найдутся самые разные. Вот, например, надо нам добраться из Владивостока до Москвы. Можно пешком. Я знаю одного монаха (он, правда, тогда не был еще монахом), который дошел — ничего удивительного. Можно на машине, можно на поезде, можно на самолете… Всегда найдется много разных средств. Для спасения Церковь предлагает средства самые оптимальные, самые лучшие!
Какие же это средства? Прежде всего, это, конечно, правильная жизнь во Христе. Если не будет правильной жизни во Христе, то всё прочее не имеет уже никакого значения — будь ты доктор богословия, будь ты патриарх, будь ты кто угодно — без этого невозможно спасение. Где можно получить знания об основах духовной жизни? В Церкви. Церковь, даже та внешняя Церковь, дает возможность человеку узнать учение Церкви — то есть во что верят и как верят.
Когда Церковь — Церковь?
Спрашивают: «Как определить Церковь, по каким критериям? Какая-нибудь баптистская церковь или Католическая церковь — Церковь или не Церковь?» Критериев несколько, и, конечно, первый — это святоотеческое понимание Священного Писания. Вот я выше вспоминал слова Христа о разбойнике и о Причащении. Как соотносить их? Мы руководствуемся святоотеческим пониманием Священного Писания. Это протестанты утверждают: «Только Писание!» Мы говорим: «Нет! Истинное понимание Писания мы найдем только у святых отцов, которые были просвещены Духом Божиим — тем же Духом, Которым были написаны сами Евангелия».
Итак, первое — это понимание Священного Писания. Второе — понимание самих истин веры — на основе, опять-таки, святых отцов. Третье — понимание духовной жизни — опять-таки, на основе святых отцов. Не удивляйтесь, что я это подчеркиваю: мы видим, к чему пришло западное христианство, отступив от святоотеческого учения.
Возьмите, к примеру, только одно вот такое положение: «Бог наделил непогрешимостью в объявлении вопросов веры и жизни Римского первосвященника, и когда он говорит ex cathedra, он безошибочен», — я своими словами передаю этот догмат, который был давным-давно принят, но официально в 1870 году на I Ватиканском соборе. Причем там сказано: «Такой же непогрешимостью, какую Он даровал Своей Церкви». Когда Господь даровал Своей Церкви — мы знаем. А когда даровал это одному лицу? Когда? Где?
Христос даровал власть отпускать и вязать грехи всем апостолам. Более того, в Откровении апостола Иоанна Церковью Христос называет эти 12 камней, на которых она строится, то есть всех апостолов. И самое главное: камень нерукотворный, на котором стоит Церковь, есть Сам Христос, а не какой-то человек. Человек не может быть таким камнем.
Я вспомнил догмат о непогрешимости папы как пример того, куда пришли католики. А сейчас что уж и говорить о Западе! Вспомните только, что с «гомиками» там творится! Пока только протестанты — одна община за другой — принимают их. Но вот папа Франциск издал книгу «300 с чем-то вопросов», в которой — мне звонили и рассказывали об этом, я пока не читал сам, — он обращается к этим «гомикам»: «Подождите немножко, потерпите…» Он прямо говорит им: скоро вы будете признаны. Вот такие тенденции существуют в Католической церкви. Их очень много, этих тенденций. Да возьмите хотя бы такую. Христос говорит: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Добродетель, которую человек обнаруживает перед людьми, уже не является добродетелью. А что делает папа? Перед телекамерами умывает ноги подросткам-заключенным, умывает ноги беженцам, берет с собой эти 12 человек беженцев… Это фарисейство, возведенное в высшую степень! Это что — Евангелие? Нет. Святые отцы? Нет. Тогда что же это? Да, Евангелие — только по-фарисейски.
О сути смирения
Решимость жить по Евангелию — это смирение. А мы забыли аскетическое понимание смирения. Вот я решил жить по Евангелию, я принимаю христианство, Христа, я вижу, что это действительно Истина, что Евангелие — это путь жизни, и я это принял. А если принял — значит, я должен как жить? Не обманывать, не осуждать, не злиться, не завидовать… Но что со мной? Я знаю, что я хочу жить так, но вижу, как то и дело спотыкаюсь. Я-то думал, что раз я решил, то теперь я буду святым. А оказывается — все не так просто. Вот сел за стол, уже сыт, но я объедаюсь. Выпил рюмку, выпил две — нет, надо 22. Смирение откуда проистекает? Что такое смирение? Это видение того, насколько я не способен стать духовно тем идеалом, который я сам избрал. Не завидовать, не осуждать, не ненавидеть… Вот, оказывается, что такое смирение: это осознание, видение своей поврежденности, своей греховности, своей неспособности стать тем, кем я должен быть. И я в этом убеждаюсь только тогда, когда я приму решение так жить. Пока я не принял решение, я чувствую себя неплохо.
А людьми нецерковными делается акцент на слово «раб», которое в Церкви, действительно, постоянно употребляется: «раб Божий», «раба Божия». И под смирением разумеют рабство, покорность, забитость, пассивность, отсутствие всякой активности и т.д. Кто виноват в этом? Мы, преподаватели и духовенство. Потому что мы не объясняем, что такое смирение. Более того, говоря: «Смирись», мы призываем человека прекратить что-то делать, что-то говорить и прочее.
Но надо же объяснить, что означает слово «смирение», что означает выражение «раб Божий»! Я раб греха, когда я делаю то, о чем я знаю, что это зло, — но все равно это делаю. Я уже раб этому. Когда я раб Божий, это означает: своими идеалами я избрал святость, честность, благородство, любовь; эти великие идеалы являются смыслом всей моей жизни, и я не отступлю от них. И я раб их — да, пожалуйста, я согласен.
И разве «смиренный» — значит «забитый»? Да ничего подобного! Кто мог Ивана Грозного обличить? В лицо сказать ему правду? Кто? Смиреннейший митрополит Филипп, а больше никто. Или псковский юродивый, который встретил верхом на палочке Ивана Грозного, когда тот разгромил Новгород и пришел в Псков: «Ванюша, заходи ко мне!» «Ванюша» знал его, зашел к нему в его каморку — а там стол, чистая белая скатерть, на столе блюдо с куском кровяного мяса. Был Великий пост. «Ешь, Ванюша, ешь!» — «Я постом мяса не ем!» — он в ужасе. «А-а-а! Ты мяса не ешь, а кровь человеческую пьешь?! Вон отсюда, иначе подохнешь так, как твоя лошадь!» И тут вбегает конюший, бледный как полотно, и говорит: «Издохла любимая лошадь Грозного». Ни одного человека не тронул Грозный во Пскове. Кто это сделал? — Святой. А кого мы называем святыми? — Тех, кто достигли смирения.
Без внимательной молитвы нет подлинной духовной жизни
Но вся наша религиозность оказывается пустым мыльным пузырем, если нет молитвы. А нет молитвы там, где нет внимания к молитве. Поэтому мы ничего и не достигаем в своей жизни. Вот почему святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Нужно начать учиться молиться».
По учению святых отцов, молитва, без внимания совершаемая, уже не только не молитва, а просто оскорбление Бога. И Бог не слышит пустой болтовни, когда она идет вместо молитвы, которая должна совершаться со вниманием и покаянием, с благоговением.
А без молитвы нет религии, ибо только в молитве человек соединяется с Богом, а не в чем-то другом. Я могу горы сдвинуть. Более того, самое поразительное: можно обратить неверующих, сделать верующими множество людей, можно что угодно делать внешнее, но если человек не имеет внутри себя молитвы, не молится душой, умом, то вся его религиозность оказывается пустой. Это святоотеческие мысли. Вот, оказывается, что связано с молитвой. А она превращается все больше в какую-то «богослужебную традицию», вычитывание: поют, читают, служат — а молится кто?
И каждый может себя проверить, как он молится. Пусть кто-нибудь скажет себе: «Сейчас я произнесу 10 раз молитву Иисусову с полным вниманием», — он увидит, сколько раз он может произнести эту молитву с полным вниманием. Тут же убедится, в каком расслабленном состоянии мы находимся. И это действительно катастрофа.
Если мы будем рассматривать Бога и святых только как подаятелей земных благ, то мы ничем не будем отличаться от язычников. Вся суть-то христианства — в ином. Оно не отрицает наших нужд, Сам Христос научил молиться: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», но мы же должны понимать, что есть вещи первичные и есть вторичные. И когда у нас на первый план выходят только земные нужды и мы забываем о своей душе, тогда религия, какой бы она ни была, превращается в язычество. Язычникам только материальное было нужно, только земные блага — больше ничего им не нужно. А мы-то, христиане, говорим о чем? Мы же повторяем слова Христа: «Ищите прежде всего Царства Божиего и правды его». И Христос обещает: «И это всё (то есть материальное, земное) приложится вам». Но ведь долго ждать, пока приложится, а нам сразу надо!
Я участвовал в диалогах с протестантами и иногда им говорил такие слова: «Хотите, я вам скажу суть вашей веры?» Они: «Ну, скажите», — и смеются, зная меня. Я говорю: «Слушайте: ищите прежде всего, что есть, что пить и во что одеться, а Царство Божие приложится вам». Они: «Ха-ха-ха! Точно!» Даже не спорят. Пора бы и нам обратить внимание на это антиевангелие.
Свято-Троицкое Архиерейское подворье г.Ирбит
наш приходской сайт
Церковь — корабль нашего спасения!
Как часто приходится в жизни от людей слышать такие слова «Зачем ходить в Церковь? Я в душе верю».
«Невозможно переплыть море без корабля», – говорит святой Иоанн Златоуст.
Святые отцы сравнивают церковь с кораблем, плывущим по бурному житейскому морю. Корабль этот – единая святая соборная и апостольская Церковь. Господин этого духовного корабля – Сам Бог-Отец, кормчий – Сын Его Иисус Христос, благоприятный ветер – Дух Святый, мачта – святой крест Христов, паруса – любовь, якорь – надежда, плывущие на этом корабле – все правоверующие христиане. Духовный этот корабль перевозит через житейское море христиан в небесный Иерусалим.
Иоанн Златоуст говорит: «Так сделал Христос, что пустил Церковь плыть по бурному житейскому морю. Он не утишил волн. Он не укротил бури, но обезопасил корабль. Тогда, когда против Церкви восставали народы, как буйные ветры и бесы, как волны во время страшной бури, Господь охранял ее. Таково величие Церкви. Когда на нее нападают, она побеждает. Гонима, она прославляется. Со дней святых апостолов святая Церковь сохранила благодать Святого Духа, сокровищницами святой Церкви являются святые таинства, обряды, богослужение и многовековой опыт. Святой Господь наш Иисус Христос основал на земле свою святую православную Церковь, чтобы люди, принадлежащие к ней, верой и добродетельной жизнью унаследовали Его спасительные заслуги».
Эти слова Иоанна Златоуста навели меня на мысль, что те люди, которые живут вне Церкви, лишают себя живительной благодати, даруемой причастникам в храме Божием, помощи святых в жизненных испытаниях, духовного окормления священниками, служащими в церкви, утешения, снисходящего от Духа Святаго в скорбях и надежды на вечное спасение.
И это действительно так. И у меня в жизни было время, когда я не знала дороги в храм, но даже найдя этот путь, не раз сворачивала с него. И в эти сложные периоды жизни у меня родились строки, так созвучные образу Церкви-Корабля.
Гонимая морем житейских невзгод,
Мечтаю хоть раз зацепиться за борт
Того корабля, что плывет на Восход,
Туда, где меня кто-то в вечности ждет.
И вроде рукою схватилась за борт,
Но море страстей меня снова зовет,
И шепчет, зачем эти трудности мне,
Гораздо приятней лежать на волне.
Я пальцы разжала и камнем на дно –
От цели желанной опять отнесло,
Сейчас утону, окунусь с головой,
И громко кричу я: «Корабль мой, постой!»
Вокруг меня сотни таких же, как я,
Плывут в море жизни, не зная куда
И топят друг друга, деля чей-то плот,
Не видя, что шторм в девять баллов идет.
Безвольно плыву я в соленой воде,
Нет сил у меня, заблудилась во тьме,
Кто руку подаст, кто услышит мой крик?
И снова, как призрак, корабль тот возник.
Душа ожила – вот спасенье мое,
Но плыть до него мне теперь далеко.
Не может он с курса сойти, повернуть.
И я не решаюсь начать трудный путь.
Уже заалел от зари небосвод,
И вот – Солнце Правды над миром встает,
Не видно вдали даже мачт корабля,
Я гибну, и в том виновата сама.
«И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Без Церкви нет спасения. Напрасно человек пытается самостоятельно переплыть это бурное море жизни, не прибегая в многовековому духовному опыту христианства. Только в Церкви Христовой, через ее спасительные Таинства, человек обретает истинный смысл жизни, ему даруется мир и радость от общения с Богом.
Братья и сестры, торопитесь в этой быстропроходящей жизни взойти на палубу духовного корабля – Церкви Христовой, который доставит вас в Небесное Отечество!
Прихожанка Свято-Троицкого храма г.Ирбит
ЦЕРКОВЬ
Церковь есть дом Бога живаго, основанный Христом и устроенный АПОСТОЛАМИ
Церковь святая нарицается от Апостола «дом Бога живаго» ( 1Тим. 3, 15 ). Сей святый и великолепный дом имеет основание Самого Христа, по учению Апостола: «основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Сей дом создали на лице всея земли, Господу поспешествующу, духовные архитекторы, Апостоли святии; очищен и освящен он кровию Единороднаго Сына Божия ( Еф. 5, 25–26 ); входят в него верою и крещением живущие в нем. В сей дом собрались и собираются язы́цы мнози. Называется и «град Божий», о котором воспел Пророк: «основания его на горах святых» ( Пс. 86, 1 ). Сего града граждане, и дому домашние суть христиане, «сожители святых и приснии Богу» ( Еф. 2, 19 ). В сем граде нет места необрезанному сердцем и нечистому ( Ис. 52, 1 ), но ходят в нем «людие, хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир» ( Ис. 26, 2–3 ) (3:270).
Называется церковь «дом Божий»: яко в ней, как в дому Своем, кровию Христовою освященном, благоволит милостивно обитати и сохраняти его: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива» ( 1Тим. 3, 15 ; Евр. 3, 6 ; 1Пет. 4, 17 ) (3:30; см. также 3:32).
Нарицается церковь «невеста Христова». Тако Апостол ее нарицает: «обручих вас (к верным глаголет) единому Мужу деву чисту представити Христови» ( 2Кор. 11,2 ; Ис. 62,5 ; Ос.2, 19 и 20; Еф. 5, 32 ; Апок. 19,7 ; Пс. 44, 11 и 12). «Обручители ея» суть Пророки и Апостоли. О чем святый Златоуст на слово оное Павлово: «обручих вас», и проч., тако беседует: «в мире сем девы пребывают прежде брака, по браке же не суть девы: зде же не тако; но аще и не суть девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Тако вся церковь дева есть. Ибо ко всем беседуяй глаголет и к мужам и женам посягшим. Но повидим, как обручил нас, какое вено, какие дары нося: не сребро, не злато, но царство небесное» (Быт. гл. 24) (3:30–31; 3:33).
Церковь есть тело Христово
Церковь святая называется «духовное Христово тело»; сынове ея святые – уды духовные, преблагословенную Главу – Христа имеющии и признающии, и верою и любовию оной Главе соединенные. Тако именует ее Апостол святый: «якоже во едином телеси» естественном многи уды имамы: уды же вси не тожде имут делание: такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому, друг другу уди» ( Рим. 12, 4 и 5; см. еще 1Кор. 10, 17; 12, 27 ; Еф. 1, 22 и 23; 4, 12 и 16; 5, 23 и 30; Кол. 1, 18 и 24) (3:30).
От евангелия начинается ВЕРА, от веры христианин, как сказано в прошедшей статье. Собрание же христиан составляет Церковь, в которую вход не иным чим бывает, как токмо ВЕРОЮ и святым КРЕЩЕНИЕМ (3:30).
Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа Сына Божия право и истинно верующих, проповедью Божия слова просвещаемых, и Тайны святыя право содержащих. Из греческого языка «Екклесия» – церковь знаменует «вызвание»; потому что вернии, в церкви находящиися, «вызваны» из области сатанины в царство Христово, от тьмы в чудный Его свет, как учит Апостол: «вы род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите из тьмы призвавшаго вас в чудный Свой свет ( 1Пет. 2, 9 ; Деян. 26, 18 ) (3:30).
Церковь многие народы включает
Изрядно предобразовал Церковь святую ковчег Ноев. В ковчеге Ноевом собраны были различные звери, скоты и птицы: тако в Церковь святую различные народы, яко звери дикие, собралися. «И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии Быша тамо. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем», поет о Церкви Пророк святый ( Пс. 86, 4–5 ) (4:300).
Церковь – гора Господня Сион
Называется церковь «матерь верных. Возвеселися неплоды нерождающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа, утешает ее Сам Бог чрез Пророка» ( Ис. 54, 1 ). Она чад своих «рождает не от семени истленна, но неистленна словом живаго Бога и пребывающа во веки» ( 1Пет. 1, 23 ). Воспитывает их и возращает пищею Божия слова и святых Таин ( Гал. 4, 26 и 27) (3:31).
Называется церковь Христова «виноград», якоже поет Пророк: «виноград из Египта принесл еси, изгнал еси языки, и насадил еси его» ( Пс. 79, 9 ; Иер. 2, 21; 12, 10 ; Мф. 20, 1–6 ; Мк. 12, 1–12 ; Лк. 20, 9–18 ). Лоза в винограде сем есть Христос Сын Божий; делатель есть Бог и Отец Господа Иисуса Христа, якоже Сам Христос глаголет: «Аз есмь лоза истинная и Отец Мой делатель» ( Ин. 15, 1 ). Истинной сей лозе прицепившиеся рождие суть вернии Его, которые верою и любовию оной лозе присоединены, соком благодати ея оживляются, напояются и плод творят (3:31).
Нарицается церковь «двор овчий». Тако Христос нарицает ее: «не входяй дверьми во двор овчий, но прилазяй инуде, той тать есть и разбойник» ( Ин. 10, 1 и след.). В сем святом дворе верные, яко овцы кроткия, незлобивыя, мирны, любовны, простосердечны, водворяются и пасутся от Господа, Пастыря своего, душу Свою за них положившаго, якоже поет пророк: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя» (Пс, 22, 1 и 2) (3:31).
Уподобляется церковь Христова «кораблю», который на море мира сего плавает, и к тихому вечнаго покоя пристанищу стремится. Якоже бо корабль на море волнами, тако церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий сего спасительного корабля есть Сам Христос, Сын Божий, «ветром и морю повелевающий» ( Мф. 8, 26 и 27) (3:31–32).
Сей великий и безопасный корабль прознаменован ковчегом Ноевым, по общему святых отец и учитель учению. Якоже бо Ной святый со всем домом своим в ковчеге спасся от всемирнаго потопа, а все, вне ковчега бывшии, погибли: тако и ныне тии только спасаются от потопа греховнаго, гнева Божия и вечнаго осуждения, которые в церкви святой находятся, и истинными сынами ея пребывают; прочии же все, вне пребывающии, погибают и потопляются в потопе бездны адской (3:32).
Видим в мире, что имеются корабли, ради различных нужд устроении, и по морям плавают, и с места на место переходят. Что корабль на море: тое Церковь святая в мире. Церковь кораблю подобна. Корабль на море плавает: Церковь святая на море мира сего имеется. Корабль управляет кормчий: Церковь святую управляет кормчий Иисус Христос, Господь наш. Корабль, пока на море плавает, всякой буре, непогоде и ветрам подлежит и волнами колеблется: Церковь святая, пока в мире имеется, всякой буре бед, напастей и искушений подлежит, и соблазнами мира сего, яко волнами, колеблется, и от любителей мира гонение страждет. Но сказано о ней во утешение ея от Кормчия – Иисуса Христа: «и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16, 18 ). Корабль, плавая на море, к пристанищу своему, к которому идет, стремится: Церковь святая, плавая на море мира сего, стремится к тихому вечнаго живота пристанищу; тамо ей покой будет (4:299).
Святая церковь есть «едина». Понеже:
1) «един» есть «Бог»-Отец, Сын и Святый Дух, которому верует, служит, покланяется и почитает. 2) «Едино основание» Церкви есть Иисус Христос. «Основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). 3) «Едино» есть «учение Божия слова», которым наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. 4) «Едина» есть «вера», которую имеет во Единаго Триипостаснаго Бога. 5) «Едины Тайны» святыя, которыми спасается. 6) «Едино» есть духовное и таинственное «тело», котораго глава Христос. 7) «Един дух», которым оживотворяется, водится и освящается. 8) «Едина надежда» воскресения мертвых и жизни будущаго века. Сие все Апостол святый вкратце заключил: «едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение; един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Аще бо и разсеяны суть вернии и святии Божии по лицу всея земли, однакож едино благословенное общество составляют, ради вышеписанных причин (3:34).
Церковь свята и непорочна (3:28, см. ЦЕРКОВЬ, 1111).
Церковь – свята, поэтому члены ее должны стремиться к святости
Церковь есть «свята» ( Еф. 2, 21 ; Еф. 5, 26 и 27). Надобно быть и сынам ея «святыми». Соравняй убо нрав свой с правилом слова Божия, и примечай, сходен ли он тому. Тамо изображен «новый человек» или истинный христианин и сын Церкве. Что бо пользует именоваться христианином, но не быть христианином, числиться в Церкви пред людьми, но пред очами Божиими быть, аки извергу, вне Церкви? Все беззаконники и в гордости и пышности мира сего живущие вне Церкви имеются, хотя и хвалятся исповеданием имени Христова (4:300).
Что глава и тело между собою: тое Христос и христиане. Тело с главою соединено: тако христиане со Христом духовно соединены. Глава прочее тело управляет: тако Христос тело Свое духовное или церковь Свою святую управляет. Глава о пользе и целости всего тела промышляет: тако Христос о пользе и спасении церкви Своея или верных промышляет. Что глава замышляет и хощет, тое уды телесные и делают; руки делают, что глава хощет, ноги идут, куда глава хощет; без изволения главы никакий уд не делает ничего: тако по воле Христовой, то есть, что Он хочет, все должно делать христианам. Главе вси уды телесные повинуются: тако Христу должно повиноватися христианам (4:42).
Церковь борется против врагов
Язык рассевает ереси, расколы и от того много церкви вреда (2:124, см. ЯЗЫК, 1177).
РАССУЖДЕНИЕ о высоте церкви вселяет УТЕШЕНИЕ и РАДОСТЬ
Когда так высоко церковь от Бога превознесена, то и ты, аще истинный ея сын еси, той чести и славы приобщаешися; и от сего рассуждения может в сердце твоем последовати такая радость, что никакая скорбь и печаль и беда, в мире сем случающаяся, истинно опечалити тя не может; и тако посреде самых свирепых искушения волн будеши дерзати и со Апостолом глаголати: «кто ны разлучит от любви Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим. 8, 35 и 39) (3:32).
Истинный христианин есть сын церкви (3:33, см. ХРИСТИАНИН, 1088).
Счастье христианина пребывать в Церкви (4:108, см. СЧАСТЬЕ, 1027).
Дверью в церковь является крещение (3:35, см. КРЕЩЕНИЕ, 439).
Вступая в Церковь, христианин дает присягу быть верным Богу (4:294, см. КРЕЩЕНИЕ, 442).
Кто обеты крещения нарушает и против совести поступает, тот вне Церкви
Христиане вси тии не хранят ОБЕТОВ своих, которые беззаконнуют и противу СОВЕСТИ поступают. Сюда надлежат блудники, прелюбодеи и всякие сквернители, хищники, тати, грабители, хитрецы, лукавцы, обманщики, и прелестники, ругатели и злоречивии, пияницы, укорители, ненавистники и злобнии, в гордости и пышности мира сего живущие, и вси небоящиеся Бога. Вси таковые солгали Богу, и обетов своих не хранят; и вне церкви святой находятся, хотя и в ХРАМЫ ходят и МОЛЯТСЯ, и ТАИН приобщаются, и храмы созидают и украшают их, и прочие христианские знаки показуют. Почему сильно на СУДЕ Христовом истязаны будут, и более мучени тамо, нежели Турки и идолопоклонники ( Пс. 17, 26 и 27) (5:164).
Кто церковь не слушает, тому Христос не Пастырь и тот не Христов
Понеже кто Церкве не слушает, тот, по словеси Христову, как «язычник и мытарь». И паки повторяю: кто Церкве не слушает, тот не есть сын Церкве; кто не сын Церкве, тому Христос не Пастырь; кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца; кто не есть Христова овца, тот напрасно ожидает вечныя жизни. Понеже Христос обещает живот вечный: «овцы», рече, «гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» ( Ин. 10, 27 и 28) (1:40).
Порочно живущие, вне Церкви пребывают
Како возможно быть внутрь Церкве «святой» тому, который льстит, лукавит и хитрит, яко лис; тому, который похищает, яко волк; тому, который ярится и свирепеет, яко лев лютый; тому, который похотствует, яко конь; тому, который злобится, яко ехидна; тому, который гордится яко павлин; тому, который обжирается и сластолюбствует, яко свинья; тому, который так мирских вещей желает и ищет, как язычники, не имеющие упования вечнаго живота, и как бы он имел вечно в мире сем жить, и аки бы не было воскресения мертвых? А что, когда в едином все скотские нравы показуются? то уже и горший скота есть. Не внешний бо вид и образ, но внутренний нрав человеческий показует человека. Сам убо видишь, христианине, что не возможно неисправному и неочистившемуся покаянием христианину внутрь Церкве Божией быть. И потому опасно, чтобы вечно не погибнул, якоже вси, обретшиеся вне ковчега Ноева, погибли, аще не покается и не исправится (4:300–301).
Душа, умершая грехом, извергается из Церкви (2:10, см. ДУША, 330).
Кто вне Церкви, тот есть пленник диавола (3:36, см. ГРЕХ, 240).
если не очищается от грехов ПОКАЯНИЕМ, то он не член Церкви
Глаголешь: «верую во едину святую соборную и Апостольскую Церковь»: хорошо. Но смотри, истинный ли ты еси уд церкви святыя? Она «свята» есть, кровию Христа Сына Божия «освященна и освящается» ( Еф. 5, 26 и 27); «служить Богу своему преподобием и правдою пред Ним» ( Лк. 1, 75 ). Ты храниши ли СВЯТОСТЬ, верою дарованную тебе в КРЕЩЕНИИ ( 1Кор. 6, 11 )? Аще же потерял тую нерадением, ищеши ли тую покаянием, пременением жития и верою? удаляешися ли «от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» ( 2Кор. 7, 1 )? Когда нет того, то неси уд церкви святыя. ЦЕРКОВЬ бо есть «свята и непорочна» ( Еф. 5, 27 ), следственно, и УДАМ ЕЯ подобает быти святым и непорочным (3:28).
Церковь принимает в общение через покаяние
Кто от них чистосердечно обратится и покаяния плоды сотворит, тот паки в церковное сообщение приимется милосердием Божиим, и будем истинным церкви святыя сыном (3:34).
Что госпиталь есть больным: тое церковь святая есть христианам, духовно болящим. В госпиталь больные входят дверьми: в церковь святую болящие духовно входят ВЕРОЮ и КРЕЩЕНИЕМ святым. В госпиталь того ради входят больные, чтобы исцелиться от болезни, и тако здравие получить: в церковь святую того ради входят болящие духовно, чтобы исцелиться от болезней душевных и тако спасенными быть. В госпитали имеется лекарь, который больных посещает, смотрит и лечит: в церкви святой Врач есть ХРИСТОС, Который христиан, духовно болящих, посещает и врачует. В госпитали болящим лекарь запрещает все тое, что лекарству его, больным подаваемому, препятствие чинит: в церкви святой находящимся христианам от всего того воздерживаться повелевает Христос, что душевному их исцелению и получению вечнаго спасения препятствует. В госпитали болящие, которые хотят исцелиться, слушают лекаря, и исцеляются: тако и христианам, когда хотят исцелитися и тако спасенными быть, должно Христа Врача слушать, и от всего того удаляться, что Он запрещает. В госпитали не исцеляются и здравия не получают тии больные, которые лекаря не слушают, и того не воздерживаются, что им запрещает: тако и христиане неисцельными пребывают и СПАСЕНИЯ лишаются, которые Христа не слушают и по своим прихотям, а не по правилу учения Его ходят. В госпитали болящие лекарю объявляют свои болезни, «я-де тем-то немогу»: тако христианам должно объявлять свои болезни Христу – небесному Врачу, и от Него исцеления просить. «Не требуют бо здравии врача, но болящии» ( Мф. 9, 12 ) (4:137).
Нет таких грехов, которых не исцеляла Церковь (4:137, см. ГРЕХ, 289).
Входящие в Церковь, изменяют свои нравы
Чудно, что в ковчеге Ноевом звери лютые кротки и согласны были: Божиим то повелением учинилося; и тако лютость и свирепость свою отложили они, иначе бы не могли поместиться. Тако вшедшие в Церковь святую прежние свои нравы, яко зверские и скотские, отлагают и бывают кротки, согласны и мирны. Крещением бо вси обновляются и пресвятый нрав Христов на себе приемлют, и тако Церкви святой причисляются. Откуду написано в Деяниях Апостольских о первых христианах: «народу веровавшему бе сердце и душа едина» ( Деян. 4, 32 ) (4:300).
О поведении в церкви
В церкви стоя, крайне берещися от разговоров и смехов и прочиих неприличных действий, а только внимать прилежно чтению и пению и молитве (1:20).
НЕРАДЕНИЕМ христианин уходит из церкви
Видишь овцу, отлучившуюся от стада своего, которая дотоле бегает, кричит и ищет стада, доколе паки сыщет его. Тако подобает христианину делать, который нерадением и непослушанием отлучился от стада овец Христовых: дотоле искать, просить, толкать и плакать, доколе паки присоединиться оному; просить и молить Бога с Давидом: «заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего!» ( Пс. 118, 176 ). Ибо овцы Христовы гласа Христова слушают, якоже Сам глаголет: «овцы Мои гласа Моего слушают» ( Ин. 10, 3 ). И хотя таковые мнятся быти в стаде Христовом, однакож самою вещию чужды суть его, чужды Христа Самого, чужды живота вечнаго, пока истинно не обратятся и не присоединятся ему. Сей случай и рассуждение увещавает тя осмотреться, не отлучился ли и ты от Христова стада своим небрежением; и когда приметишь в совести своей сие бедствие, не медли обратитися покаянием, плачем и воздыханием, пока еще время не ушло и отверсты двери в благословенный овец Христовых двор, в который ПОКАЯНИЕМ истинным и верою входим (2:61–62).
Церковь. Глава первая, второй статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:30–35).