церковь михаила архангела в спасо андрониковом монастыре
Церковь Архангела Михаила (1691-1739)
В 1691 г. по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в монастыре с восточной стороны трапезной палаты XVI века был заложен храм во имя Архангела Михаила. Церковь строилась в господствовавшем тогда в зодчестве Москвы стиле так называемого «нарышкинского» барокко, тем не менее по своей архитектуре она соотнесена с древней трапезной: постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика.
Участие царицы в судьбе Спасо-Андроникова монастыря объясняется тем, что здесь располагалась могила ее матери. Замысел церкви достаточно сложен. Храм, посвященный покровителю царского дома, должен был включать придел Петра и Павла (в честь небесного покровителя Петра I), верхнюю церковь Алексея митрополита (святого, соименного наследнику), а также усыпальницу рода Лопухиных в нижнем ярусе, которая в конце XVIII в. была освящена как Знаменская церковь.
Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание (четверик) завершено восьмигранником (восьмериком), увенчанным небольшой главкой. В наружном декоре активно использованы элементы западноевропейской архитектуры в своеобразной русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников, увенчанных декоративными шарами, капители колонн, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Вертикальные членения постройки подчеркнуты колоннами на постаментах, сдвоенными на углах. Характер декора восьмерика отличается некоторой сухостью и иной стилистической ориентацией. Это вызвано перерывом в строительстве храма, связанным с опалой царицы Евдокии Лопухиной. Храм был завершен лишь в 1739 г., тем не менее, архитектурное единство здания было сохранено: грани восьмерика увенчаны стилизованными раковинами – излюбленным мотивом архитектуры нарышкинского стиля конца XVII в.
Архангельская церковь благодаря своей значительной высоте стала важной архитектурной доминантой не только внутри монастыря, но и в пространстве города.
МОСКОВСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ
Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела, 22 марта 2013 |
Храм во имя Михаила Архангела Московского Спасо-Андроникова монастыря (недейств., используется Музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева)
В XVIII веке в подклете храма были похоронены родственники царицы Евдокии Федоровны Лопухиной: отец, дяди, двоюродные братья, племянники и другие (всего – тринадцать захоронений). Последним похоронили в 1821 году Н.А. Лопухина. В 1792 году в подклете была освящена церковь иконы Божией Матери «Знамение». Этот храм был усыпальницей Лопухиных и одновременно теплым храмом при Михайловской и Алексеевской церквах. В 1819 году при церкви Архангела Михаила устроили придел Усекновения главы Иоанна Предтечи в том месте, где до этого был придел апостолов Петра и Павла. В церкви Архангела Михаила в 1838 году в южной части алтаря освятили придел во имя святого Александра Команского.
Монастырь закрыли в 1918 году, монахи были выселены, а постройки передали в ведение Московский чрезвычайной комиссии. Михайловскую церковь закрыли в 1924 году. Вскоре здание трапезной было переделано под жилье рабочим завода «Серп и молот». Во всех помещениях сделали дополнительные этажи, а так как комнаты получились темные, то в сводах пробили окна, не думая, что при этом может пострадать конструкция всего здания. В 1940 году его состояние здания стало катастрофическим, людей выселили, и здание начали разбирать. Тут вмешались историки и архитекторы, снос приостановили, здание передали Управлению по делам архитектуры СССР. Управление временно передало здание военному ведомству, которое его еще больше испортило. В 1941-1943 годах под ним было выкопано бомбоубежище, вход в которое вскоре засыпало землей из-за подвижки грунта.
В 1947 году, к восьмисотлетнему юбилею Москвы, город приводили в порядок, решили провести косметический ремонт и трапезной палаты. В 1947 году были образованы Центральные проектные реставрационные мастерские, и постановили передать здание трапезной под их рабочее помещение. Новый проект реставрации был приглашен сделать П. Д. Барановский, который спас это уникальное здание. Реставрация проходила с 1948 по 1952 год. В процессе работы трапезной палате вернули облик XVI века.
В 1960-е годы трапезную и храмы передали Музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Сейчас в них размещена экспозиция музея, проводятся выставки.
Таганский. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела.
Михайловский храм
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Михаила, Архангела, в Спасо-Андрониковом монастыре церковь (Андроньевская площадь, дом № 10).
Спасо-Андроников монастырь был основан около 1360 г. по обету святителем Алексием, митрополитом Московским, на левом берегу реки Яузы, на ее изгибе при впадении ручья Золотой Рожок. Первым каменным зданием монастыря был Спасский собор, построенный в начале XV века. Вторым по времени постройки стало здание монастырской трапезной, выстроенной в 1504–1506 гг., когда монастырем управлял архимандрит Митрофан – духовник великого князя Ивана III. Трапезная строилась из кирпича, который брали из Калитников, где кирпичное производство завел в 1470-х гг. для строительства Успенского кремлевского собора Аристотель Фьораванти. Трапезная представляла собой одностолпную палату на высоком подклете, в котором находились служебные помещения. При трапезной должна была быть церковь, но о ней нет никаких сведений в монастырских документах. Трапезная – самое раннее кирпичное здание, построенное на территории Москвы вне Кремля, повторяющее по конструкции Грановитую палату. Ее восточный фасад, обращенный в сторону Спасского собора, создавал границы монастырской площади, расположенной между ней, собором и Святыми воротами.
В начале 1690-х гг. в монастыре началось новое большое строительство – возведение церкви при трапезной палате. Храм строился на средства царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, супруги Петра I, как родовая усыпальница Лопухиных. К 1694 г. был возведен почти весь храм до кровли. Затем строительство надолго прервалось, и только в 1728–1739 гг. было завершено. Тогда возвели восьмигранный барабан с главкой. Здание построили в модных в то время формах московского барокко, оно было одним из первых в этом стиле. Церковь имела два яруса четвериков и ярус восьмерика, увенчанный барабаном с главкой. Фасады восьмерика завершались полукруглыми кокошниками, украшенными раковинами, что придавало всему зданию торжественный вид. Подклет занимала усыпальница, второй ярус – храм во имя Архангела Михаила. В него можно было попасть из трапезной палаты и по двум большим лестницам, идущим по бокам здания, из которых сохранилась только северная. В третьем ярусе здания разместилась церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя царевича Алексея Петровича, сына Петра I и Евдокии Лопухиной. Вход в этот храм был устроен над сводом трапезной. Часто в документах весь храм называли Михайловско-Алексеевским. Третий ярус храма был небольшим, квадратным в плане и не имел отдельной алтарной части, так что иконостас был вынесен далеко в центр храма. Декор окон всех этажей был единый, такой же был сделан и на трапезной. Карнизы, выведенные по фасаду церкви, были продолжены по зданию трапезной.
В XVIII веке в подклете храма были похоронены родственники царицы Евдокии Федоровны Лопухиной: отец, дяди, двоюродные братья, племянники и другие (всего – триадцать захоронений). Последним похоронили в 1821 г. Н.А. Лопухина. В 1792 г. в подклете была освящена церковь иконы Божией Матери «Знамение». Этот храм был усыпальницей Лопухиных и одновременно теплым храмом при Михайловской и Алексеевской церквах. В 1819 г. при церкви Архангела Михаила устроили придел Усекновения главы Иоанна Предтечи в том месте, где до этого был придел апостолов Петра и Павла. В церкви Архангела Михаила в 1838 году в южной части алтаря освятили придел во имя святого Александра Команского.
Монастырь закрыли в 1918 г., монахи были выселены, а постройки передали в ведение Московский чрезвычайной комиссии. Михайловскую церковь закрыли в 1924 г. Вскоре здание трапезной было переделано под жилье рабочим завода «Серп и молот». Во всех помещениях сделали дополнительные этажи, а так как комнаты получились темные, то в сводах пробили окна, не думая, что при этом может пострадать конструкция всего здания. В 1940 г. его состояние здания стало катастрофическим, людей выселили, и здание начали разбирать. Тут вмешались историки и архитекторы, снос приостановили, здание передали Управлению по делам архитектуры СССР. Управление временно передало здание военному ведомству, которое его еще больше испортило. В 1941–1943 гг. под ним было выкопано бомбоубежище, вход в которое вскоре засыпало землей из-за подвижки грунта. В 1947 г., к восьмисотлетнему юбилею Москвы, город приводили в порядок, решили провести косметический ремонт и трапезной палаты. В 1947 г. были образованы Центральные проектные реставрационные мастерские, и постановили передать здание трапезной под их рабочее помещение. Новый проект реставрации был приглашен сделать П.Д. Барановский, который спас это уникальное здание. Реставрация проходила с 1948 по 1952 год. В процессе работы трапезной палате вернули облик XVI века. В 1960-е гг. трапезную и храмы передали Музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Сейчас в них размещена экспозиция музея, проводятся выставки.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни». http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/
Церковь Архангела Михаила в Андрониковом монастыре построена в 1691-94 гг. царицею Евдокией Федоровной, как новая трапезная для монастырской братии. В нижнем этаже находится усыпальница Лопухиных, при которой устроена церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В среднем этаже к одностолбной трапезе примыкает Архангельская церковь, при которой приделы: Усекновения главы Иоанна Предтечи, до 1819 г. называвшийся приделом Петра и Павла, и Александра Команского, устроенный в 1838 г. В куполе – церковь Алексия митрополита. Храм много страдал от пожаров, особенно в 1748 г.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.
ort_palomnik
Православный паломник
Храм Архангела Михаила в Андрониковом монастыре (фото 1882 г. из альбома Н.А. Найденова).
Из письма следует, что каменная церковь Архангела Михаила построена в 198 году, это 7198 год, по принципам перевода дат в новое летоисчисление это будет 1689/1690 год. Следовательно, в 1689 или в 1690 году, а не в 1694, как предполагалось ранее, была построена церковь. Всего несколько лет ошибка, но в эти годы произошли большие изменения и каждый год имеет большое значение для характера архитектуры. Когда же она заложена и почему в честь Архангела Михаила?
В 1688 году в Заяузье вспыхивает большой пожар, который «преиде за Яузские врата и Яузский мост, и за Яузскою рекою от Семеновской слободы в Земляном городе и за Земляным градом к Ондрониеву монастырю, и ямская Рогожская слобода же огнем без остатку все попалено бысть» (7). Вероятно в этот пожар сгорели все деревянные постройки монастыря, в том числе и церковь Архангела Михаила.
После пожара в Спасо-Андрониковом монастыре началось обширное строительство: вместо деревянных зданий возводятся каменные, в том числе настоятельские и братские покои, церковь Архангела Михаила.
Церковь Архангела Михаила трехэтажная. Это тоже уникальный случай, ибо все известные нам храмы были двухэтажными.
Церковь Архангела Михаила пристроена к трапезной палате вплотную. Южная стена церкви построена вровень со стеной трапезной, которая была шире церкви. Это объясняется тем, что с восточной стороны трапезной ко второму этажу существовала дверь, к которой вела, по нашим предположениям, наружная лестница. Сама трапезная находилась на втором этаже, к ней и была пристроена церковь Архангела Михаила. В итоге в церкви образовался цокольный или первый этаж, который и стал местом захоронения потомков Лопухиной.
Вход в храм не сразу обнаруживается, благодаря местоположению церкви на территории монастыря, он находится с «тыльной» стороны. Позднее, когда храмы возводились «кораблем», вход в церковь был со стороны колокольни через трапезную и таким образом получал свое место в постройке.
Алтарь церкви Архангела Михаила первоначально находился на одном этаже, как и сейчас. Но на фотографиях XIX века и на гравированном лубке начала XVIII века алтарь церкви Архангела Михаила показан двухэтажным, его своды выходили на следующий этаж. На фотографиях середины 50-х годов, когда производилась реставрация церкви Архангела Михаила хорошо видно, что над алтарем произведена надстройка материалом, отличающимся от первоначального. Значит, в первой половине XVIII века были достройки, связанные с церковью, чем и объясняется, очевидно, столь позднее, только в 1739 году, освящение храма.
Церковь сразу строилась с ходовыми папертями (галереями) с двух сторон по 7 сажень с четвертью (10). В переводе на современные меры длины это 15, 46 м. На папертях были «площадки уступами», а в конце находилось «каменное крыльцо» (11). С северной стороны паперть была пристроена вдоль фасада к наружной двери трапезной. На дореволюционных планах можно видеть, что входили вначале в трапезную, а потом в церковь. На южную галерею церкви выходили из двери, которая видна на южном фасаде и сегодня «висит» в воздухе. Крыша над этими галереями была деревянной.
Купол на церкви сплошной, глухой и имеет две шеи. Окна на куполе лишь имитируют небольшие впадины. Вероятно, именно церковь Архангела Михаила и явилась предшественницей одноглавых церквей эпохи раннего барокко в России. В дальнейшем на месте сплошного купола в самом конце XVII и в начале XVIII веков появляются открытые барабаны, в которых размещаются колокола. По-видимому, впоследствии и возникли церкви, получившие название «под колокола».
Церковь построена по типу «восьмерик на четверике». На четверике церкви Архангела Михаила построен восьмерик, в котором церковь митрополита Алексея, увенчанного «раковиной», имеющая вид огромных кокошников, что сближает церковь со Спасским собором.
Церковь Архангела Михаила со временем изменила свой внешний вид. Вероятно, в середине XVIII века, когда придел Петра и Павла именовался «малой церковью», над ним был небольшой купол, исчезнувший вместе с приделом, вместо которого была устроена ризничная палатка. В 1819 году на месте ризничной палатки устроен придел во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя в память предков, погребенных в монастыре. В 1838 году в трапезной палате с южной стороны устроен второй придел во имя свя-щенномученика Александра Команского на деньги московского купца Александра Пищальникова.
Исчезли и боковые паперти. Это произошло, по всей вероятности, во второй половине XVIII века, когда появилась с севера лестница, а под ней две каменные палатки. В 1790 году под землей на месте двух подземных палаток была устроена церковь Знамения Божьей Матери. В 1823 году она была расписана и возобновлена по завещанию Елены Федоровны Заборовской. С северной стороны были сделаны больничные кельи.
В 1950-1955 годах проводилась реставрация церкви Архангела Михаила. К сожалению, не все было восстановлено, частично реставрировано с нарушением канонов самого храма, как, например, лестница в алтарной части. Происходило так называемое «приспособление» под выставочные помещения.
Примечания
1. Yarwood D. The arhitecture of Europe. Hong Kong. 1974. C. 365.
2. Дмитриевский А. Архиепископ Еласонский и мемуары его по русской истории по рукописям трапезундского сумелийского монастыря. Киев. 1899. С. 208.
3. Вагнер Г.К. Спасо-Андроников монастырь // Спасо-Андроников монастырь. М. С. 25.
4. Историческое описание Спасо-Андроникова монастыря / Составил архимандрит Сергий. М., 1865. С. 52.
5. Вагнер Г.К. Там же. С. 27.
6. О построении церкви Архангела Михаила, 1739. РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 241. Л. 2.
7. Летописи последней четверти XVII в. ПСРЛ. Т. XXXI, М., 1968. С. 204.
8. Архимандрит Григорий. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева второклассного монастыря и судьбы их. М., 1895. С. 170.
9. Грабарь И.Э. Зарудный и московская архитектура первой четверти XVII века // Русская архитектура первой половины XVIII в. М., 1954. С. 69.
10. О ремонте Спасо-Андроньева монастыря в 1732—1749 гг. РГАДА, ф. 390, oп. 1, д. 5257. Л. 18.
11. Об исправлении трапезной при церкви Архангела Михаила. 1766-1785 гг. РГАДА, ф. 280, on. 1, д. 4873. Л. 20.
Спасо-Андроников монастырь
АДРЕС: Андроньевская площадь, 10 (ближайшие станции метро – «Площадь Ильича», «Римская», «Чкаловская»)
РЕЖИМ РАБОТЫ: территория Андроникова монастыря доступна для посещения ежедневно с 10:00 до 20:00, посещение храмов возможно исключительно в ходе богослужений
ТЕЛЕФОН: +7 (495) 911-45-02, +7 (495) 671-03-72; +7 (495) 678-14-89 (музей Андрея Рублева)
Выразительный архитектурный комплекс на левом берегу Яузы – чудесное видение на фоне масштабной панорамы современных высоток. Он похож на старинный русский город, удивительным образом оказавшийся почти в центре мегаполиса. Кажется, что даже время замирает перед красотой и величием сакрального памятника.
На самом деле обитель много раз меняла свой облик, неоднократно превращалась в руины и возрождалась, пережила чуму и разграбления. В богатом событиями прошлом – сопричастность к Дмитрию Донскому, Сергию Радонежскому и многим другим выдающимся соотечественникам. Здесь жил, творил и упокоился Андрей Рублев – первый русский художник, причисленный к лику святых.
За мощными крепостными стенами, как и семь столетий назад, кипит жизнь. Сейчас монастырь функционирует как Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Коллекция экспонатов потрясает воображение – 13 000 раритетов, 4 500 произведений иконописи! В Спасском соборе проводятся богослужения.
История Спасо-Андроникова монастыря
Средневековье
Агиографические источники связывают строительство монастыря с событиями 1354 года. Епископ Владимирский Алексий направлялся в Константинополь, чтобы принять сан митрополита Киевского и всея Руси. По пути он попал в сильнейший шторм. Святитель поклялся перед господом, что при удачном завершении путешествия в бухте Золотой Рог (возле Стамбула) построит в Москве собор. Благополучное прибытие в порт совпало с праздником в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь (Спас Нерукотворный).
Вскоре в семи верстах от Кремля, в месте пересечения двух стратегически важных направлений – оживленного Владимирского тракта и дороги в Золотую Орду (Коломну, Рязань), начали строить монастырь. Ему суждено было стать дозорным пунктом.
Монахи не раз вовремя предупреждали москвичей о приближении врага. Но себя обитель защитить не могла, в 1368 и 1371 годах ее разграбили литовские войска, в 1451 и1571 годах – золотоордынцы, а в 1611 году – польские интервенты.
Освящение главного здания – деревянного Спасского собора – состоялось 16 августа 1357 года. Церемонию проводили с особо почитаемой христианской святыней – иконой Спаса Нерукотворного Образа. Ради нее митрополит Алексий в 1356 году снова посетил Константинополь.
Игуменом новой обители назначили монаха Андрони́ка – ученика преподобного Сергия Радонежского. При нем принял монашеский постриг Андрей Рублев. В 1425-1427 годах он вместе с другим выдающимся монахом-иконописцем Даниилом Черным расписывал стены нового Спасского собора из белого камня. Храм функционирует до сих пор. Он был воздвигнут на основе деревянного предшественника, который, в свою очередь, вырос на месте сгоревшей в 1368 году первой постройки.
В 1380 году обитель посетил Дмитрий Донской, возвращаясь после победного завершения Куликовской битвы. По преданию, здесь были упокоены павшие защитники Москвы. Традиция хоронить выдающихся соотечественников на территории монастыря сохранилась до начала XX века.
В 1395 году, после смерти Андроника Московского, игуменом стал его соратник Савва. Монастырь отстраивался и разрастался. Знаменитые изографы продолжили работать над фресками до 1428 года, пока оба не умерли во время эпидемии чумы. Игумены Андроник и Савва, иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были погребены на территории обители. Они почитаются Русской православной церковью в лике святых как преподобные.
В 1439 году Андроников монастырь получил статус архимандрии (настоятелям присваивался один из высших духовных санов в православии), и его влияние на разные сферы общественной жизни усилилось. Территория обители постепенно превращалась в масштабный, хорошо укрепленный архитектурный комплекс. К концу XVII века были возведены стены, Святые ворота с надвратной церковью, трапезная, настоятельский и братские корпуса. Евдокия Лопухина в 1691 году дала толчок строительству храма над трапезной, устройству новых церквей и приделов, фамильной усыпальницы.
В XIV-XVII веках обитель – центр переписки книг. Здесь хранились многие сочинения преподобного Максима Грека (по мнению академика Дмитрия Лихачева, «первого интеллигента на Руси»). С 1475 года в прилегающей монастырской слободке начали изготавливать кирпич для строительства Кремля. Также у монастыря были приписные крестьяне (к 1700 году – 210 дворов). Кроме того, обитель служила местом заточения священнослужителей (новгородского епископа Серапиона, протопопа Аввакума).
XVIII-XX века
Начиная с 1701 года доходы монастыря постепенно снижались – сказывалась реформаторская деятельность Петра I. Тем не менее в конце века это была одна из самых богатых обителей Москвы. В ее владении находились земли под селением (5,6 га), сенокосные угодья (4 га) и неудобия (4,5 га).
Часть средств уходила на приюты, исправительные дома, госпитали. В 1748 году от очередного московского пожара сильно пострадали архив и библиотека. К концу XVIII века со стен Спасского собора исчезла роспись. В 1763-1779 годах здание реставрировали (фрески не восстанавливали) и достраивали (появилась крытая паперть).
В 1803 подворье украсила церковь с 72-метровой копией колокольни Киево-Печерской Лавры (построена на средства купца С. П. Васильева). Выше в Москве была только колокольня Ивана Великого. Автор проектов – известный московский архитектор Родион Казаков – ученик Матвея Казакова (главный архитектор Москвы второй половины XVIII- начала XIX века).
В 1812 году огонь уничтожил часть имущества и спровоцировал отдельные разрушения: упали глава и барабан главного собора, сгорел иконостас. До этого солдаты армии Наполеона разграбили обитель. Самые ценные предметы удалось сохранить – монахи их вывезли и спрятали заранее. В некрополе Спасо-Андроникова монастыря упокоились многие известные и неизвестные герои Отечественной войны 1812 года.
В 1846-1850 годах значительно изменился внешний вид собора. В соответствии с проектом архитектора Герасимова возвели два придела, изменили вид папертей, накрыли четырехскатной крышей кокошники и закомары, установили восьмигранный барабан под шатровой конструкцией. Последняя выразительная постройка этого времени – церковь в честь святого мученика Евграфа с усыпальницей семьи купцов Молчановых (1874 год).
В 1918 году обитель закрыли по распоряжению советских властей. К этому времени (на конец 1917 года) в нем жили 17 монахов и послушник. Территория поступила в распоряжение ВЧК. Здесь устроили один из первых концентрационных лагерей для политических противников.
В 1922-1928 годах монастырь заняла колония для беспризорников, потом – рабочие завода «Серп и молот». В старинных зданиях (включая храмы) оборудовали 200 жилых комнат. В 30-40-х годах здесь находились учреждения наркомата обороны.
За годы советской власти архитектурный комплекс подвергся значительным разрушениям. К 1927 году уничтожили некрополь (на его месте сделали футбольную площадку), к 1932 году разобрали колокольню, часть стен и башен. Святые ворота и церковь Рождества Богоматери тоже исчезли. Спасский собор был открыт до 1924 года.
Впервые вопрос о возрождении памятника подняли исследователи московской архитектуры П. Н. Максимов и Б. А. Огнев в конце 30-х годов. Они установили, что Спасский собор – уникальная постройка XV века. В 1947 году, согласно постановлению Совета министров СССР, в Андрониковом монастыре начали создавать архитектурный музей-заповедник имени Андрея Рублева. Его открыли для посещения в 1960 году, который, по инициативе ЮНЕСКО, посвятили 600-летию со дня рождения величайшего из древнерусских живописцев.
В 1959-1960 годах Спасскому собору вернули оригинальный вид, с главою и кокошниками. С 1989 года он действует как приходской храм. В 1996 году под родной кров вернулась икона первых настоятелей.
XXI век
В 1998 году приход Спасского собора восстановил права на территорию бывшего некрополя. В 2000-2015 годах на этом месте построен одноглавый храм во имя святого благоверного великого князя Дмитрия Донского. Автор проекта архитектор А. В. Климочкин придал современному зданию черты раннемосковского зодчества (XIV – начало XV века).
В 2019 году Русская православная церковь заявила о правах на здания Андроникова монастыря и обратилась к Росимуществу с просьбой передать их РПЦ для использования.
Архитектурный ансамбль монастыря
Входящих в монастырские ворота встречают два главных собора – Спасский и Архангела Михаила. Неповторимый архитектурный облик монастыря – это также трапезная, настоятельские покои, братские покои, усыпальница Лопухиных, духовное училище, мощные каменные стены с башнями. Некоторые из строений заслуживают особого внимания.
Спасский собор – главное здание на территории комплекса. Это настоящий пришелец из прошлого, самый древний каменный храм Москвы. После неоднократных разрушений, перестроек и реконструкций, он в 1960 году стал таким, каким его создали в 1410-1427 годах.
Это четырехстолпный одноглавый собор из белого камня с разделенным на три части фасадом. Внизу – высокий подклет. Здание является оригинальной динамичной, устремленной вверх конструкцией со ступенчатыми объемами. Русские зодчие разработали такой тип построек в домонгольское время, а в моду он вошел в XIV-XV веках.
Многочисленные декоративные арки-закомары и узкие окна стрельчатой формы, оригинальный медальон на фасаде роднят здание с изысканными образцами европейской готики. Белый камень в качестве строительного материала и формы перспективных порталов – традиции зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода.
От богатой росписи на стенах остались отдельные фрагменты. Можно рассмотреть растительный и зооморфный орнаменты. Небольшие участки росписи по бокам окон – элементы фресок Даниила Черного и Андрея Рублева.
Нарядный трехъярусный храм Михаила Архангела – самое высокое здание на территории комплекса. Выразительный образец московского барокко создали в 1694-1739 годах на средства царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Один из престолов освящен во имя Святого Алексия. Так звали царевича, в честь которого возвели храм.
Сейчас в здании находится Музей древнерусского искусства. Его коллекция состоит из шедевров живописи (XII-XVIII века), скульптуры, декоративно-прикладного творчества, иконописи, старопечатных и рукописных книг. Посетители могут полюбоваться работами Андрея Рублева. Знаменский придел является самой большой усыпальницей боярского рода Лопухиных.
Часть музейной экспозиции размещена в примыкающей к храму трапезной палате. Кирпичное двухъярусное здание возвели в 1504-1506 годах при архимандрите Митрофании – духовнике Ивана III. Великий князь построил загородную резиденцию на противоположном берегу Яузы, напротив обители. Трапезная стала связующим звеном между внутренним пространством монастыря и внешним миром. Иван III мог в любое время приходить к своему духовнику, оставаясь незамеченным.
Фасад трапезной лишен особых изысков – кубическая форма, высокая четырехскатная крыша, минимум декора. Самая выразительная деталь – расписные керамические изразцы, обрамляющие верхнюю часть стен. Организация внутреннего пространства совпадает со структурой Грановитой палаты в Кремле. Внизу находились хозяйственные службы. Второй этаж выполнял функцию парадного зала.
Расписание богослужений в Спасском соборе
Чтобы попасть на богослужения, надо уточнить информацию, которую каждую неделю размещают на официальном сайте обители. В будни в Спасском соборе совершаются службы по расписанию. В субботу в 8:00 на богослужении поет многоголосный народный хор. В 17 часов совершается всенощное бдение. В воскресенье в обители проводятся две божественные литургии: в 8 утра в Спасском соборе ранняя литургия и в 9 утра в храме Святого Дмитрия Донского поздняя литургия.
Экскурсии по территории Андроникова монастыря
Обитель представляет собой популярную столичную достопримечательность, в которой находятся значимые архитектурные и исторические объекты. Лучше всего посетить монастырь в составе экскурсионной группы и в сопровождении гида, чтобы получить наиболее глубокое представление об особенностях и истории этого места. Темы прогулок имеют разную направленность и могут быть посвящены какому-то историческому периоду или шедеврам иконописи и архитектуры.
Как добраться до Спасо-Андроникова монастыря
Добраться до Спасо-Андроникова монастыря возможно одним из трех наиболее удобных способов: на метро (от станций «Площадь Ильича», «Римская», «Чкаловская»), наземном общественном транспорте (автобусе или трамвае) или автомобиле.
На метро
Ближайшими к Спасо-Андроникову монастырю являются следующие станции московского метрополитена: «Площадь Ильича» (Калининская линия, 750 м.), «Римская» (Люблинско-Дмитровская линия, 790 м.), «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия, 1.3 км.).
От станции метро «Площадь Ильича»
Добравшись до станции метро «Площадь Ильича», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №1. Выйдя в город из метро, следуйте по Гжельскому переулку, плавно перетекающему в Андроньевский проезд,
750 м., после чего увидите архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря.
От станции метро «Римская»
Добравшись до станции метро «Римская», подниметесь в город, воспользовавшись выходом №2. Выйдя в город из метро, следуйте по улице Сергия Радонежского
800 м., затем, дойдя до подземного пешеходного перехода, пересеките проезжую часть и двигайтесь прямо
300 м., после чего Вы увидите стены Спасо-Андроникова монастыря.
От станции метро «Чкаловская»
Пешеходный маршрут от «Чкаловской» до Андроникова монастыря является наименее привлекательным и предпочтительным – расстояние от станции метро до православной обители в данном случае составляет порядка 1.5-2 км. Чтобы расстояние оказалось минимальным, воспользуйтесь выходом из метро №5. Выйдя в город, двигайтесь в сторону Костомаровской и Андроньевской набережных, пересеките Костомаровский мост, затем, пройдя
500 м., Вы увидите архитектурный ансамбль монастыря.
На наземном общественном транспорте
Добраться до Спасо-Андроникова монастыря, используя наземный общественный транспорт, можно на автобусе или трамвае. Используя в качестве средства передвижения автобус, совершайте поездку на транспортных средствах под номерами 125 и 730.
Выбрав в качестве средства перемещения трамвай, воспользуйтесь транспортными средствами, следующими по маршрутам №24, 43 и 45.
На машине
Расстояние от нулевого километра до Спасо-Андроникова монастыря составляет
6.5 км. Время в пути без учета пробок –
11-12 мин., с учётом пробок – от получаса до часа (в зависимости от дня недели и времени следования).
Старинные храмы и обители отличает особая умиротворяющая атмосфера. На территории Спасо-Андроникова монастыря это особенно впечатляет. Здесь нет суеты, белоснежные здания завораживают гармонией архитектурных решений, небольшие элементы старинных фресок и намоленные иконы очаровывают непередаваемой словами красотой.
Это одно из самых загадочных и романтичных мест столицы, прекрасный выбор для прогулок, восстановления душевных сил, погружения в историю Москвы, знакомства с шедеврами русского искусства.