церковь печерской иконы божией матери
Серпухов. Церковь Печерской иконы Божией Матери.
Печерская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Небольшая каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной. Выстроена в 1804-09 годах на средства серпуховского купца Николая Ивановича Плотникова из известной в Серпухове семьи полотняных заводчиков как второй храм Воздвиженского прихода.
Закрыта в 1930-е годы. Служила складом Ситценабивной фабрики.
Бывшая церковь Печерской иконы Божией Матери в Серпухове. Рядом с Крестовоздвиженской расположена маленькая церковь в честь Печерской иконы Божией Матери, служившая теплым храмом при Крестовоздвиженской церкви. Печерская церковь построена в 1809 г. тщанием серпуховского купца Николая Ивановича Плотникова из известной в Серпухове семьи полотняных заводчиков.Храм находятся на территории хлопчатобумажного комбината и используются под склад.
Указ о строительстве Печерского храма был дан Московской Консисторией 6 июля 1808 г. вследствие прошения прихожанина Крестовоздвиженской церкви г. Серпухова, серпуховского I гильдии купца Николая Ивановича Плотникова. Храмоздатель взялся на собственные средства обеспечить свой приход тёплой церковью «в рассуждении зимнего времени». Небольшой по размерам храм был отстроен в том же 1808 г. — видимо, в течение наступившего лета. Известно, что именитые прихожане Крестовоздвиженского храма издавна имели определённые контакты с Киево-Печерским монастырём: например, в местной ризнице хранилось лаврской работы священническое облачение, пожертвованное в 1758 г. Акилиною Васильевной Кишкиной, женою фабриканта — и проявлением этих же связей может быть выбор посвящения тёплой церкви Печерской иконе Богоматери.
Уже в официальном согласии на строительство крестовоздвиженский священник Михаил Иванов с прихожанами назвали предполагаемую церковь «приделом» своего храма. Действительно, дальнейшая судьба Печерской церкви г. Серпухова была неразрывно связана с судьбою церкви Крестовоздвиженской.
Печерская церковь — вполне типичное сооружение стиля ранний ампир: в основе здания кубовидный четверик, увенчанный невысоким барабаном, затем — сфероконическим куполом. Завершением последнему некогда служили луковичная главка на стройной шее и восьмиконечный крест. Пристроенный с запада прямоугольный объем трапезной открывается фасадом — в виде приземистого портика с четырьмя тосканскими колоннами «в антах», под треугольным фронтоном. Аналогичным образом оформлены северный и южный фасады четверика. Стоит отметить сходство форм и декора Покровского храма с приделами серпуховской церкви свв. Жен-Мироносиц, возведенными совсем вскоре, в 1809 г. Судя по фотографии, сделанной около 1910 г., в то время стены Печерского храма были выбелены; кровли и купол — окрашены; на фронтоне западного фасада имелось живописное изображение Богоматери на престоле с двумя предстоящими фигурами преподобных (свв.Антония и Феодосия Печерских?) по обеим сторонам.
В советское время здание Печерского храма использовалось как компрессорная комбината «Красный текстильщик». В 1999 г. при Крестовоздвиженском и Печерском храмах была зарегистрирована православная община. Однако оба храма по-прежнему использовались в качестве хозяйственных помещений хлопчатобумажного комбината. После банкротства ХБК, храмы, ранее приватизированные, были возвращены Православной Церкви, но при этом оказалось, что территория вокруг них продана сторонним организациям.
Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Описание иконы Печерской Божией Матери и храм в ее честь
Чудодейственная икона Божией Матери Печерская известна во всем мире. Она знаменита благодаря многочисленным историям, повествующим об удивительных фактах, когда люди были успешно исцелены. Описанию этой иконы и храма, воздвигнутого в ее честь, посвящается данная статья.
Икона Божией Матери Печерская – это святой образ, к которому обращаются православные христиане в надежде получить поддержку в жизненных ситуациях. Божья Матерь заступится перед нами, обратившись к Господу. Искренность святой молитвы будет услышана, так как ее произносит Дева Мария.
Как создавался образ?
На сегодняшний день местонахождением мощей преподобного Алипия и художников–иконописцев из Греции, которые стали его учителями, являются Ближние пещеры Лавры.
Описание полотна
У преподобных отцов в руках находятся свертки с духовными поучениями У Антония написаны следующие слова:
Молю вас, чада: держимся воздержания и не ленимся, ибо имеем о сем Господа помощником.
Прочитать текст надписи, которая находится на свитке Феодосия, трудно, так как буквы практически невозможно различить. Свиток раскрыт и свисает вниз, прикрывая трон. Считается, что имел место факт изменения текста на этом свитке.
По типу изображения исследователи-иконографы считают икону Божией Матери Печерскую Панахрантой (Всемилостивой). Торжественность и строгость данного типа иконографии характерна для таких видов монументалистики, как мозаика и фреска.
Судьба иконы
В период, когда местонахождением иконы была Киево-Печерская лавра, зафиксировано много случаев чудодейственного проявления ее силы. В конце XIII века Черниговскому князю Роману Михайловичу захотелось перевезти священное полотно в здание Брянского Успенского мужского монастыря. Там она находилась до конца ХХ века. Так как близ монастыря протекает река Свена, то и священное здание стали называть Свенским. И икону также принято стало именовать Свенской.
Чудесные проявления светлой силы
В истории известен факт, когда святой образ помог исцелить слепоту князя Романа Михайловича. Ему сообщили, что в стенах Лавры находится икона Богородицы, и князь приказал доставить ему это полотно. Гонцы и монахи, сопровождавшие икону к князю, заметили ее исчезновение. Поиски святого лика привели людей на берег реки Свены, где икона расположилась меж ветвей дубового дерева. Узнав о чуде, князь прибыл на это место и пообещал Богородице соорудить здесь храм, если она возвратит Роману зрение.
«О, Пречудная, Пресвятая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услыши глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и увидеть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я увижу с места сего во все четыре стороны, я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила».
После прозрения князь выполнил данное Богородице обещание и на указанном ею месте соорудил храм в честь иконы, а позднее и стены мужского монастыря.
Существует как подлинник иконы, так и ее рукописная копия. Она была сделана в то время, когда святой лик явился перед князем Романом. Копия имела такой текст надписи:
Окладывана в лето 6796 (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасией, месяца септембрия в 26 день, на память Иоанна Богослова
Вторая копия иконы находится в Успенском соборе Киево-Печерской лавры у алтаря. Так как святой лик высоко почитается православными христианами, он имеет множество копий.
Местом хранения чудотворного образа сегодня является Третьяковская галерея в Москве. Расположением самой древней иконы до закрытия стали Дальние пещеры Лавры. После восстановления Лавры икона заняла место у алтаря, где находятся все преподобные Печерские святые. Здесь ее можно увидеть и в наши дни.
Днем празднования иконы считается 16 мая.
Акафист Печерской иконе Божией Матери
Избранней от всех родов Пресвятей Деве Марии Богородице, яко воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея Вселенныя, избравшей вторым земным жребием страну нашу Российскую и обители иноческие чудотворными иконами прославившей, похвальное приносим пение; Ты же, о Всечестная наша Мати и Заступница, храни обитель Твою и спаси всех нас от враг видимых и невидимых да зовем Ти:Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение.
Ангел Хранитель внуши князю Роману, егда той бысть во граде Брянске, вспомянути о чудесех от иконы Твоея, Владычице, во обители Печерстей бывших, да испросит иноков Печерских отпустити икону чудотворную, писанную преподобным Алипием, исцеления ради слепоты своея и возопи Ти тако:Радуйся, Всечестная наша Мати;Радуйся, дивная наша Заступнице;Радуйся, Надеждо нашего спасения;Радуйся, града Брянска Хранительнице;Радуйся, живущих в нем христиан Покровительнице;Радуйся, надеющихся на Тя, Руководительнице;Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Свенская Похвало и наше присное утешение.
О храме
Первым храмом Печерской иконы Божией Матери считается церковь, которую построил князь Роман Михайлович в благодарность за свое прозрение. Современная постройка в виде часовни украшает и Киевский вокзал в столице России. Храм называют Печерской церковью.
Датой основания священного здания считается 2002 год. Это действующий православный храм РПЦ, куда христиане приходят за молитвой и утешением.
Подведем итоги
История о прозрении князя Романа стала предпосылкой для создания храма и мужского монастыря в честь Пресвятой Богородицы. Копии полотна широко распространены сегодня, так как икона имеет большую силу помощи и исцеления. Первые рукописные копии полотна появились практически сразу после ее создания. Через иконы святые помогают христианам определиться на сложном жизненном пути и не свернуть в сторону искушений.
Церковь Печерской иконы Божией Матери
Це́рковь Пече́рской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Печерская церковь) — церквовь в городе Серпухов. Расположена в историческом центре на Ситценабивной улице, дом 15, в районе старого городского посада в непосредственной близости от Крестовоздвиженской церкви.
История
В качестве второго (тёплого) храма Ввоздвиженского прихода церковь построена в период с 1804 по 1809 год. Возведение церкви велось на средства купца Н. И. Плотникова, принадлежавшего к семье полотняных заводчиков. [1] [2] Храм закрыт в 1930-х годах. В настоящее время здание принадлежит компании «Серпуховский текстиль», используется в качестве склада. [1] [2]
Архитектурные особенности
Однокупольное здание выстроено из камня. Церковь в является представителем классицизма, имеет трапезную. [1]
Примечания
Высоцкий монастырь¹ | Зачатьевский собор¹ · Покровская церковь¹ · Церковь Сергия Радонежского¹ · Никольский храм¹ · Храм Трех Святителей¹ · Храм Всех Святых¹ · Церковь Иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша¹ · Церковь Иконы Божией Матери Скоропослушница¹ · Церковь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского² |
---|---|
Владычный монастырь¹ | Введенский собор¹ · Храм великомученика Георгия Победоносца¹ · Храм святителя Алексия¹ · Надвратный храм мученика Феодота Анкирского¹ |
Распятский монастырь | Распятский собор · Надвратная церковь c колокольней |
Православные храмы | Никольский собор¹ · Храм преподобного Серафима Саровского · Спасская церковь¹ · Троицкий собор · Храм Воскресения Христова · Храм Всех Святых¹ · Крестовоздвиженская церковь · Церковь Печерской иконы Божией Матери · Церковь Богоявления Господня · Церковь Казанской иконы Божией Матери · Церковь Покрова Пресвятой Богородицы · Церковь Пророка Илии¹ · Церковь Распятия Господня · Церковь Святителя Николая Чудотворца (в Бутках) · Церковь Святой Троицы · Церковь Сретения Господня¹ · Церковь Успения Пресвятой Богородицы |
Храмы других конфессий | Старообрядческая церковь Покрова пресвятой Богородицы · Церковь христиан-адвентистов седьмого дня¹ |
Часовни | Часовня в Заборье² · Захарьина часовня² · Часовня Тихвинской Иконы Божией Матери · Часовня при богаделенном доме Фирсанова · Часовня при Новоткацкой фабрике² · Часовня при Центральной районной больнице Серпухова |
¹ действующие, ² не сохранились |
Полезное
Смотреть что такое «Церковь Печерской иконы Божией Матери» в других словарях:
ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (Новгородской и Старорусской епархии), на одном из о вов Валдайского оз. в 3 км от г. Валдай Новгородской обл. XVII в. Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон рь. Фотография. 2002 г. Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон … Православная энциклопедия
ГЕФСИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ЧЕРНИГОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ СКИТ — «Вид Гефсиманского скита с полуденной стороны». Литография Троице Сергиевой лавры. 1865 г. (Частное собрание) «Вид Гефсиманского скита с полуденной стороны». Литография Троице Сергиевой лавры. 1865 г. (Частное собрание) Троице Сергиевой лавры, в… … Православная энциклопедия
ИЛЬИНСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 16 апр.), чудотворный образ, написанный в 1658 г. мон. Троице Ильинского (Болдинского) мон ря в Чернигове Геннадием (Дубенским) при игум. Зосиме (Тишевиче) и Лазаре (Барановиче), архиеп. Черниговском; совр. местонахождение неизвестно.… … Православная энциклопедия
Ярославская (Печерская) икона Божией Матери — Дата появления: 1823 год Иконографический тип: Панахранта Место нахождения … Википедия
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 24 окт. день первого чуда от иконы), чудотворный образ, иконография к рого в России складывалась под западноевроп. влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивы типы … Православная энциклопедия
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью… … Православная энциклопедия
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Дата появления: 1688 год Место нахождения: Преображенская Скорбященская церковь, Москва Чтимые списки Всех скорбящих Радость с грош … Википедия
Икона Божией Матери Армянской — Икона Божией Матери Армянской … Википедия
БАЙБУЗСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 26 дек.), прославилась в XIX в. в с. Байбузы Черкасского у. Киевской губ. (ныне Черкасский р н Черкасской обл., Украина). Первоначально находилась в деревянной Успенской ц. с. Млиева; в 1796 г. перенесена в церковь того же посвящения в с … Православная энциклопедия
Икона Божией Матери Свенская (Печерская)
Празднование 3/16 мая, 17/30 августа
О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.
Молитва Черниговского князя
Романа Михайловича
Икона Божией Матери Свенская (Печерская). Празднование 3/16 мая, 17/30 августа. |
Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.
Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.
Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.
На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».
Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.
Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.
В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.
Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.
Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.
Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.
Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).
Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.
В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.
Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:
«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».
Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».
Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.
«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.
Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.