церковь предтечи в кирове

Храм Вятки с 300-летней историей

Пожертвовать

Для перевода пожертвований остканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на уставную деятельность

Мы ВКонтакте

История создания храма

церковь предтечи в кирове

Церковь Иоанна Предтечи – сегодня третий по древности действующий православный храм в нашем городе. Духовенство и прихожане в течение трех столетий его благоукрашают, доводя до полноты духовного храмового символизма. Среди памятников архитектуры Вятки конца ХVII – начала ХVIII храм Иоанна Предтечи занимает особое место как здание, имеющее высокую историческую ценность. Необычайно выразительное по своему облику Дом Божий выделяется среди однообразных жилых домов. Каждого, кто оказывается здесь, этот храм привлекает необычностью, сказочностью своего образа благодаря кирпичному орнаменту, который покрывает фасады церкви, образуя причудливые гармонии. Любовь вятских зодчих к великолепию декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Мы не знаем имена мастеров, которые возвели наш храм, но сила их таланта, творческого воображения и сегодня вызывает уважение и восхищение.

Как все начиналось. Загадка постройки.

В 1664-67 годах под руководством вятского воеводы князя Григория Афанасьевича Козловского вокруг хлыновского кремля и посада был устроен высокий земляной вал с деревянными стенами и башнями. Внутри укрепленного вала началось изрядное церковное и светское строительство. К 1710 году посад не только был плотно застроен, но и за границами его, в концах Воскресенской и Ильинской улиц г. Хлынова возникла слободка, включавшая 98 дворов. По законам того времени жители любой слободки численностью в сто дворов могли просить правящего архиерея благословить создание прихода и строительство нового храма. Радует духовная ревность слободских граждан, еще не набралось полного сотенного числа дворов, а они уже загодя 5 декабря 1710 года написали архиепископу Вятскому и Великопермскому Дионисию свою челобитную с прошением «построить новую церковь во имя святого Иоанна Предтечи за острогом, при конце Вознесенской улицы на огородном месте Герасима Шмелева». Челобитную отправили в Москву, где на Вятском подворье в декабре 1710 года гостил владыка Дионисий, но Промыслу Божьему, дабы возгреть в сердцах завальных вятчан духовное усердие, ответа на нее не последовало.

церковь предтечи в кирове

Через полгода, 23 мая 1711 года вятчане, проживавшие в концах Воскресенской и Ильинской улиц, отправили на имя владыки Дионисия новую челобитную, ответ на которую последовал незамедлительно. Уже на следующий день 24 мая 1711 года владыка подписал храмозданную грамоту, благословив разобрать и перенести на конец Воскресенской улицы старую Покровскую деревянную церковь.

Новую деревянную церковь заложили в воскресение 17 июня 1711 года. При этом из Богоявленского собора Хлыновского кремля был устроен Крестный ход до Шмелевского огорода и отслужен закладочный молебен. Старая деревянная Покровская церковь была разобрана, перевезена, собрана на новом месте и 16 сентября 1711 года освящена самим владыкой Дионисием во имя святого Иоанна Предтечи.

церковь предтечи в кирове

Настоятелем церкви был назначен священник Лука Луппов. Спустя три года он от имени всех прихожан вновь обратились к владыке Дионисию с челобитной, желая построить рядом с деревянной церковью каменный Предтеченский храм, повторяющий ее своими очертаниями. Строительство каменного однопрестольного храма началось 5 июня 1714 года и закончилось через пять лет. Вятские краеведы, изучая историю строительства, удивлялись: как это было возможно после знаменитого указа Петра I, который в 1714 году запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга? Но факт остается фактом – храм построили, и за прошедшие столетия через него прошли тысячи судеб духовенства и мирян.

В иконостасе церкви стояла древнейшая Грузинская икона Божией Матери. По просьбе настоятеля церкви священника Луки Луппова в ноябре 1723 года вновь приехавший на Вятку епископ Алексий (Титов) благословил устроить в честь нее отдельный придел. Строительство каменного придела в честь Грузинской иконы Божией Матери было завершено в 1729 году. В 1735 году к храму была пристроена и освящена каменная колокольня.

Источник

Храм Иоанна Предтечи (Киров)

церковь предтечи в кирове

Церковь Иоанна Предтечи — сегодня третий по древности действующий православный храм в Кирове. Один из редчайших памятников Вятского зодчества начала XVIII века. Начало постройки — 1711 год.

Сейчас храм действует, совершаются утренние и вечерние службы и в течение всего дня присутствует священник.

Содержание

История [ править ]

церковь предтечи в кирове

В 1664-67 годах под руководством вятского воеводы князя Григория Афанасьевича Козловского вокруг хлыновского кремля и посада был устроен высокий земляной вал с деревянными стенами и башнями. Внутри укрепленного вала началось изрядное церковное и светское строительство. К 1710 году посад не только был плотно застроен, но и за границами его, в концах Воскресенской и Ильинской улиц г. Хлынова возникла слободка, включавшая 98 дворов. По законам того времени жители любой слободки численностью в сто дворов могли просить правящего архиерея благословить создание прихода и строительство нового храма.

Радует духовная ревность слободских граждан, еще не набралось полного сотенного числа дворов, а они уже загодя 5 декабря 1710 года написали архиепископу Вятскому и Великопермскому Дионисию свою челобитную с прошением «построить новую церковь во имя святого Иоанна Предтечи за острогом, при конце Вознесенской улицы на огородном месте Герасима Шмелева». Челобитную отправили в Москву, где на Вятском подворье в декабре 1710 года гостил владыка Дионисий, но Промыслу Божьему, дабы возгреть в сердцах завальных вятчан духовное усердие, ответа на нее не последовало.

Через полгода, 23 мая 1711 года вятчане, проживавшие в концах Воскресенской и Ильинской улиц, отправили на имя владыки Дионисия новую челобитную, ответ на которую последовал незамедлительно. Уже на следующий день 24 мая 1711 года владыка подписал храмозданную грамоту, благословив разобрать и перенести на конец Воскресенской улицы старую Покровскую деревянную церковь.

церковь предтечи в кирове

Новую деревянную церковь заложили в воскресение 17 июня 1711 года. При этом из Богоявленского собора Хлыновского кремля был устроен Крестный ход до Шмелевского огорода и отслужен закладочный молебен. Старая деревянная Покровская церковь была разобрана, перевезена, собрана на новом месте и 16 сентября 1711 года освящена самим владыкой Дионисием во имя святого Иоанна Предтечи.

Настоятелем церкви был назначен священник Лука Луппов. Спустя три года он от имени всех прихожан вновь обратились к владыке Дионисию с челобитной, желая построить рядом с деревянной церковью каменный Предтеченский храм, повторяющий ее своими очертаниями. Строительство каменного однопрестольного храма началось 5 июня 1714 года и закончилось через пять лет. Вятские краеведы, изучая историю строительства, удивлялись: как это было возможно после знаменитого указа Петра I, который в 1714 году запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга? Но факт остается фактом – храм построили, и за прошедшие столетия через него прошли тысячи судеб духовенства и мирян.

В иконостасе церкви стояла древнейшая Грузинская икона Божией Матери. По просьбе настоятеля церкви священника Луки Луппова в ноябре 1723 года вновь приехавший на Вятку епископ Алексий (Титов) благословил устроить в честь нее отдельный придел. Строительство каменного придела в честь Грузинской иконы Божией Матери было завершено в 1729 году. В 1735 году к храму была пристроена и освящена каменная колокольня.

Современное состояние [ править ]

Хроника восстановления храма:

церковь предтечи в кирове

1994 был освящен северный Престол во имя Грузинской иконы Божией Матери, а через четыре года засиял благодатью освящения южный Престол в честь святых Захарии и Елизаветы. Освящение обоих святых Престолов возглавлял клирик Свято-Серафимовской церкви, старейший вятский протоиерей Серафим Исупов. К слову сказать, свое священническое служение он начал с далекого 1956 года.

Вслед за преподобным Трифоном Вятским благословил возрождение храма и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который побывал здесь во время своего визита в Вятскую епархию в октябре 1994 года. В храме ему подарили дымковскую игрушку в виде разукрашенного православного храма. Патриарх не ожидал такого оригинального подарка и от души улыбался, смотря на вятский дар.

К тому времени была возведена колокольня, убраны все внутренние перегородки и освящен северный придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Сложился и костяк нового прихода, в том числе из бывших посетителей планетария. Но теперь их жизненный путь освещали не холодные звезды, а имена русских святых, вписанных в историю Иоанно Предтеченской церкви.

церковь предтечи в кирове

Чуть позже была воссоздана в своих исторических границах обширная кованная ограда храма с каменными рельефными столбами в исполнении мастера ручной ковки Алексея Кузницына. В 2012 году он стал лауреатом общественной премии «Вятский горожанин» за вклад в возрождение и развитие традиций ручной художественной ковки на Вятке.

Летом 2004 года приход церкви Иоанна Предтечи торжественно отметил столетие со дня посещения храма святым праведным Иоанном Кронштадтским. В церкви поместили его святой лик с памятной надписью о том, что 10 июля 1904 года (по новому стилю) в этом храме им была совершена Божественная литургия. Отныне ежегодно в этот день в нашем храме служится молебен праведному Иоанну Кронштадтскому.

Среди благодетелей прихода немало известных имен. Председатель Детского фонда России, писатель Альберт Лиханов, в 1935 году принявший святое Крещение в этом храме, пожертвовал семиярусное паникадило для центрального придела. Государство направило финансовые средства на реставрацию памятника архитектуры федерального значения.

Благодаря этому был полностью восстановлен центральный придел, частично выполнен центральный иконостас, воссоздана каменная ограда в ее исторических границах, расчищены и отреставрированы настенные росписи. Вятские художники Виктор Харлов и Владимир Востриков воспроизвели художественные изображения позапрошлого века в соответствии со стилем и замыслом своего предшественника. Полное освящение храма состоялось 10 сентября 2005 года — через 11 лет после передачи здания верующим. Чин освящения храма возглавлял архимандрит Иов (Муравьев). В честь этого памятного события Божественная литургия в центральном приделе была совершена Митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом.

Описание [ править ]

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи отличается не только пышностью своего убранства, уникально его объемное построение — здание возведено восьмериком от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, довольно редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторяет свой деревянный прототип — храм во имя Покрова Богородицы. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова из-за построения в 1709 г. каменного храма по разрешению архиепископа Вятского и Великопермского Дионисия была перенесена за старый земляной вал, где жители новослободки во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать приход.

Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.

Стилистический анализ каменных колоколен приходских храмов первой половины XVIII века позволяет отнести возведение колокольни к 1730 — 1740-м годам. Квадратное в плане основание колокольни несет восьмигранный столб с ярусом звена в завершении и глухим деревянным барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга, получив широкое распространение на местной почве вплоть до XVIII столетия.

Компоновка объемов колокольни (за исключением пропорциональных соотношений), элементы декора аналогичны формам колокольни Троицкой церкви в с. Кстинино Кирово-Чепецкого района (середина XVIII в.), а также колокольне несохранившегося памятника — Стефановской церкви в г. Вятке (1746—69 г.). По своим архитектурно-художественным качествам им близка колокольня Знаменско-Богородицкой церкви в с. Пасегово Кирово-Чепецкого района (40—50-е г. XVIII столетия), а также колокольня Николаевского собора г. Нолинска (1742 г.). Плоский характер декоративного убранства этих сооружений является стилистическим признаком вятских памятников 40—50-х гг. XVIII в., сменившего «калейдоскопичность» фасадной орнаментики первых каменных построек.

Сейчас набралось достаточно материалов, чтобы выделить из общего раздела «Барокко российских окраин», так называемое, «вятское барокко». Это явление или течение перекрывает временной промежуток около ста лет – с конца XVII века по конец XVIII. До этого момента в Вятке вообще не было каменного строительства, а с XIX века вся самобытность была утрачена и наступила эра унылого провинциального классицизма и эклектики. Ни то, ни другое интереса, по большому счёту, не представляет. Здесь мы рассмотрим наиболее представительные образцы «вятского барокко», к которым можно отнести Никольскую церковь в Истобенске (1765-1768 гг.), Троицкую церковь в Макарье (1768-1770 гг.), Иоанно-Предтеченскую в Кирове (1714-1729 гг.) и ряд других, более ранних, с которых всё и началось.

Святыни [ править ]

церковь предтечи в кирове

Престольные праздники [ править ]

Такого количества престольных праздников, как в Иоанно-Предтеченском храме, больше нет ни в одной церкви города.

Как добраться [ править ]

Адрес: г. Киров (Вятка), ул. Свободы, д. 54-д

Источник

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка)

церковь предтечи в кирове

церковь предтечи в кирове

церковь предтечи в кирове

церковь предтечи в кирове

церковь предтечи в кирове

Группа храма Иоанна Предтечи г. Вятки (Кирова).

церковь предтечи в кирове

церковь предтечи в кирове

церковь предтечи в кирове

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

Акафист Иоанну Предтече

Будущий «наставник постников и пустынников» родился на свет в семье священника Захарии. Его мама — праведная Елизавета – имела родственные связи с Пречистой Богородицей. Супруги были очень боголюбивы, но детей у них не было до глубокой старости. Уже в преклонных летах они вымолили у Бога младенца, который стал предвестником Самого Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Луки рассказывается, как Архангел Гавриил предстал перед молившимся в храме Захарией и принес ему весть о скором появлении сына.
А когда Елизавету навестила Пресвятая Богородица, еще не рождённый малыш «взыграл во чреве».

Святого Иоанна называют не только Предтечей, но и первым мучеником (из молитвы пророку). Родился он на полгода раньше Мессии, и вскоре в Вифлееме и окрест него начались гонения на младенцев. 14 тысяч детей было замучено по повелению правителя Ирода Великого, надеющегося таким образом избавиться от Богомладенца, в Котором он видел соперника, претендующего на престол. Чудом Божиим избежал маленький Иоанн этой участи.
Угодник Божий с малых лет проводил время в пустыне, отличаясь строгой жизнью и полным нестяжательством. До тридцати лет, пока не благословил его Бог на проповедь евреям, Иоанн в уединении подвизался в посте и молитве.

Проповедь на Иордане

По воле Господней Иоанн отправился к берегам реки Иордан, его задачей было рассказать всем о грядущем Спасителе. Надо отметить, что у Иордана перед праздником очищения всегда собиралось множество народа, принимавших участие в священных окунаниях. К ним-то и обратился Божий пророк с призывом к покаянию. Он говорил о том, насколько важно очистить свои души и лишь затем получать внешнее омовение. Учитель чистоты призывал готовить души свои к Крещению водой и Духом. Иоанн Предтеча крестил Самого Господа Иисуса в водах святой реки.

Слова Иоанна о Христе «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» многих привели к Богу и служению Ему.

Святой Иоанн безбоязненно обличал грех. Именно это и сделало аскета мучеником. Царь Ирод Антипа посадил его в тюрьму за такие обличения. А вскоре, по просьбе Саломии, дочери своей сожительницы, и вовсе приказал обезглавить. Благочестивые последователи Крестителя похоронили его мощи в городе Севастии. Теперь небольшие частички тела святого разошлись по разным странам и поклониться им можно во многих христианских церквях.

О чём молятся святому

Святой Иоанн Креститель в первую очередь призывал людей к покаянию. Поэтому и молятся верующие люди ему, когда необходимо переосмыслить свою жизнь, избавиться от давно забытых грехов, раскрыть свою душу Богу. Молитвенное обращение к Предтече помогает принять верное решение. Кроме того, этот подвижник – образец твердой и непоколебимой веры. К нему обращаются с просьбой вразумить заблудших, приобщить к вере тех, кто пока от нее далек.

Также святому молятся об избавлении от греха винопития. И это неслучайно, ведь обезглавлен святой был по приказу правителя, любившего пьяные пиршества.

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

церковь предтечи в кировеВ Церковную лавку нашего храма срочно требуется распространитель.
церковь предтечи в кировеГрафик работы сменный, 2х2.
церковь предтечи в кировеТребования: воцерковленный человек, трудолюбивый, ответственный.
церковь предтечи в кировеОбращаться по тел +7953-940-15-75 Ксения Викторовна

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

Димитриевская родительская суббота

церковь предтечи в кирове

Храм Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) запись закреплена

О важности молитвы за усопших

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Любая родительская суббота посвящена поминовению наших близких и родных усопших. И чем дольше мы живем в этом мире, тем больше людей, которые приходят в храм, чтобы помянуть прежде всего своих родителей. И от этого поминовения усопших родителей она и называется «родительская», которая напоминает нам о нашем сыновнем, дочернем долге молиться о наших родителях.

После смерти любого нашего родственника или знакомого наш священный долг — молиться за почившего. Молитва за них — это не просто память, это не просто припоминание о них и не передача им какой-то весточки, поклона с земли, хотя и это бесконечно важно. Об усопших, надо не просто «помнить», а молиться за них, прося у Бога прощения их грехов. В силу нашу общей греховности мы с вами очень редко думаем о смерти, о своем конце жизни и о том, что нам придется отвечать перед Богом за все свои бесчисленные прегрешения. И об этих грехах мы с вами не думаем, не замечаем, не хотим углубляться в такой самоанализ, чтобы принести Богу покаяние в силу такой общегреховной жизни.

И оценивая жизнь каждого из нас, мы не видим своих грехов. Церковь говорит нам о том, что Господь призывает нас к духовному совершенству, к духовной чистоте, к преодолению грехов, которые мы совершаем не только в поступках, но в словах и мыслях. И мы с вами должны иметь идеалом нравственности самого Христа — воплощенную Премудрость Божию, с Личностью Которого соединяется понятие об абсолютной чистоте, совершенстве, святости, духовной чистоте и красоте.

Усопшие, которых мы вспоминаем сегодня, вряд ли собирались умирать, вряд ли они были подготовлены к этому переходу в плане изменения жизни, в плане покаяния в своих грехах. А мы имеем такую возможность, любя их, восполнить то, что они не успели сделать. И наша молитва имеет такой заместительный характер, который может в очах Божиих компенсировать этот недостаток их добрых дел и покаяния в грехах, которые они могли не принести в жизни.

Поэтому своей молитвой мы влияем на их вечную участь. И наша молитва, наше пребывание в храме в этот день, особенно когда мы стремимся причаститься Святых Христовых Таин, это бесконечно важно. Родители тогда радуются за нас перед Богом, счастливы, что мы с Богом в Церкви.

Дорогие братья и сестры! Особая милость Божия присутствует в этот день. Святые угодники Божии говорят нам о том, что имена тех усопших, которые поминаются в храме, получают особую свободу от Бога, они могут невидимо присутствовать в храме, когда их имена поминаются. Об этом говорили многие праведные люди, подвижники благочестия: «если будете поминать нас, мы будем невидимо стоять в алтаре и молиться за вас». Это говорили священнослужители, которые просили в том числе и о молитве за них после их смерти.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что кто причащается, в том благодать Божия действует на весь его род, то есть на живых и усопших. Дай Бог, чтобы эти слова преподобного Серафима Саровского были ориентиром в нашей жизни о том, как мы должны поступать, желая помочь нашим усопшим, в вечной участи оправдаться перед Богом.

Помолимся, дорогие братья и сестры, за наших близких, родных усопших. Мысленно будем произносить их имена во время заупокойной молитвы, чтобы Господь проявил к ним особую милость, чтобы они были в вечной радости, чтобы они были с Господом. И в этом состоит счастье и райское блаженство в вечности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *