церковь предтечи в коломенском
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена на высоком правом берегу Москвы-реки в Коломенском. Уникальное строение является памятником архитектуры XVI века. История этого удивительного и малоизученного строения началась во время правления Ивана Грозного, но точная дата его создания неизвестна — споры о ней не утихают до сих пор. Однако, принято считать, что храм, главный престол которого был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был возведен в 1547 году в селе Дьяково, в год коронации Ивана IV на царство.
Более четырех веков храм восхищает своей гармоничностью и красотой. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове пережила период революции, воин и к счастью, не была взорвана во времена гонения на религию. И сейчас у нас есть возможность восхищаться этим памятником истории и архитектуры времен Ивана Грозного.
Облик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает Покровский собор на Красной площади в Москве, всем известный как собор Василия Блаженного. Вполне вероятно, что храм в селе Дьяково был сооружен по аналогии с Покровским храмом. Другие ученые считают, что первым был возведен именно храм в селе Дьяково.
Вероятно, автором этих сооружений был один и тот же архитектор и построила оба храма бригада Постника Яковлева из Пскова.
На первый взгляд храм выглядит монолитным сооружением. Вместе с тем, он состоит из пяти восьмигранных строений. Центральный столп имеет высоту в 34,5 метра, а четыре другие, примыкающие к нему одной гранью, в два раза ниже, их высота — 17 метров. Эти маленькие церковки соединены галереями-папертями, что придает всему сооружению целостный и завершенный вид. Таким образом, вокруг центрального объема, увенчанного шлемовидной главкой, можно обойти по закрытой галерее с четырьмя маленькими башенками.
Обратите внимание на два столпа, обращенных к северу. Здесь на уровне боковых глав устроена звонница. Главным украшением фасадов являются треугольные и полукруглые кокошники, а также филенки (квадратные углубления в стенах).
В главном куполе церкви Иоанна Предтечи реставраторы открыли очень интересное спиралеобразное украшение, выложенное из кирпичей — мозаичный символ солнца в виде вертящегося диска с волнистыми лучами, аналогичный украшению на своде Покровского собора. Это также является подтверждением схожести этих храмов. Такой рисунок часто заменял изображение Христа и символизировал духовное открытие человеческой души небу и Богу. К сожалению, во время последней реставрации этот символ был закрашен.
Храм находится рядом с Голосовым оврагом, считающимся местом загадочным, овеянным легендами. Дело в том, что здесь проходит геологический разлом и существует мощное электромагнитное поле. Возможно, по этой причине описываются случаи исчезновения людей и переход их в другое время.
Кроме того, Коломенское — одно из мест, где может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Напомним, что существует более 60 версий ее нахождения. Есть предположение, что она закопана в Голосовом овраге или в церкви Иоанна Предтечи.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — это действующий храм, по выходным дням и в праздники в нем проводятся богослужения.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы
Официальный сайт
НОЯБРЬ 2021
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
Суббота
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
Просмотрено 295 раз
Поделиться:
Приглашаем на экскурсию по Дьяково
Дорогие братья и сестры!
Бывшая жительница села Дьяковское — местная уроженка Алла Дмитриевна Семенихина — расскажет всем желающим об истории родного села, о людях здесь живших, о том, чем и как жили селяне. Покажет, где стояли дома интересных людей, в том числе дом настоятеля храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково священномученика Сергия Воскресенского. Читать далее →
Просмотрено 167 раз
Поделиться:
ОКТЯБРЬ 2021
2 октября Суббота | Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина. |
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
Воскресенье
по Воздвижении.Великомученика Евстафия Плаки́ды.
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения.
9:30 Часы. Литургия в храме Усекновения.
Просмотрено 720 раз
Поделиться:
СЕНТЯБРЬ 2021
4 сентября Суббота | Грузинской иконы Божией Матери. 9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. | ||
5 сентября Воскресенье | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Собор Московских святых. 8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. Просмотрено 975 раз Поделиться:Богослужение Праздника Преображения отложено на часВ связи с погодными условиями и штормовым предупреждением, 19 августа музей-заповедник Коломенское закрыт до 10:00. Поэтому Богослужение праздника Преображения Господня начнётся в 10:00, а не как было объявлено ранее. Просмотрено 52 раз Поделиться:О Смоленской иконе Божией Матери10 августа (нового стиля) Церковь совершает празднование Смоленской иконе Божией Матери. Этой иконе посвящен университетский храм Научно-Исследовательского Ядерного Университета “МИФИ” – высшего учебного заведения, находящегося неподалёку от храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Почему же этот храм имеет такое посвящение? В мире всё совершается по Божию промыслу, все события и вещи имеет духовный смысл. Он часто не открывается нам сразу, но внимательный, духовно-неравнодушный взгляд может помочь нам понять какой-то отблеск этого смысла. Читать далее → Просмотрено 71 раз Поделиться:Праздники августа 2021 г.1 августа — Обре́тение мощей преподобного Серафима Саро́вского – самого почитаемого на Руси святого; Читать далее → Просмотрено 98 раз Поделиться:АВГУСТ 2021
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. | ||
2 августа Понедельник | Пророка Илии́ 9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. Просмотрено 698 раз Поделиться:Праздники июля 2021 г.4 июля – Всех русских святых. Это последний праздник, положение которого в календаре отмеряется от Св. Пасхи. У кого святой покровитель – русский святой, могут в этот день также торжествовать и праздновать свои именины; Читать далее → Просмотрено 162 раз Поделиться:ИЮЛЬ 2021
Утром богослужения нет. | ||
4 июля Воскресенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. 8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. Прогулки по Коломенскому. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Голосов овраг.Продолжим нашу прогулку и то лишь потому, что обещала выложить Галине. Даже один человек, получивший удовольствие стоит затраченных трудов! Восхитительная Предтеченская церковь, относящаяся к XVI веку и почитаемая архитектурной предшественницей храма Покрова на Рву, что на Красной площади, хранит в себе множество загадок. По традиционному мнению, она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника, которого великий князь ожидал более 20 лет и ради которого решился на беспримерный в то время шаг – официальный развод с первой женой, Соломонией Сабуровой. Ее насильно постригли в московском Рождественском монастыре, и она, по легенде, прокляла за это и бывшего супруга, и его новый брак, и все его потомство. Но и во втором браке Василия III с Еленой Глинской детей не было несколько лет. Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Это картина художника передвижника К. Маковского (1872 г.) Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Вход ворота на территорию церкви. А так они выглядели в 1930 году. Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений. Эти три фотграфии с голубым небом сделаны не мной. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю. Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка. В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву (или Собора Василия Блаженного), что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.) Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного. Позже Василий Третий, услышав в коломенском тереме о том, что его молодая жена Елена Глинская разрешилась долгожданным наследником, будущим Иваном Грозным, распорядился в честь радостного события возвести здесь дивный белокаменный шатровый храм Вознесения, ставший своеобразной визитной карточкой государева двора. Храм достоин отдельного рассказа. Северный предел 1930 г. Южный предел тех же годов. Это фото 1890 года. Реставрация. Храм в лесах. И вот какой красавец стоит сегодня. Рядом с каждой церковью есть кладбище. Тут оно тоже присутствует старинное, но его начали восстанавливать. Здесь каждый камень дышит историей. Время стерло даже надписи. Тут вроде написано 1845 год. Хромография по рисунку Мартынова. На Дьяковском кладбище. Ладно. Выходим за ограду храма и почти сразу попадаем на красивейшую лестницу. Наверное, я не сильно ошибусь, если скажу, что именно на территории нынешнего Коломенского жили самые первые москвичи: на холме над красивой речкой еще 2,5 тыс. лет назад возникло городище Дьяково, давшее имя целой археологической культуре. Так что коренными жителями будущей столицы был непонятно кто: возможно, балты, современники Рима и Афин, возможно, угры, канувшие в Лету задолго до появления в этих местах славян. В окрестностях Голосова оврага археологи нашли остатки древних поселений датирующихся 1 веком до нашей эры и существовавших еще до прихода славян в эти места. Дьяково городище, находящееся неподалеку – самое древнее поселение на территории Москвы. Овраги, прорезающие территорию музея-заповедника, также облагорожены: ручьи текут по специально проложенным и облицованным камнем руслам, родники загнаны в подземные трубы и вода теперь набирается из краников, а через овраги перекинуты извилистые красные мостики, поражающие воображение высотой и изощренностью. Первый овраг называется Дворцовым, Голосовым или Волосовым (Велесовым) и назван так, скорее всего, еще в древние времена племенами, жившими здесь и поклоняющимися древним языческим богам в честь бога Велеса, покровителя животных, владыкой подземного мира. Нынешнее название «Голосов» – производное от Волосов. То есть, названный по имени Волоса (Велеса) – языческого славянского бога подземного царства и потустороннего мира. Камни в Коломенском, лежащие на дне, служили жертвенниками этому божеству. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов. С крутого берега вниз можно спуститься по деревянным лестницам. Овраг простирается над крупным геологическим разломом, пересекающим электромагнитное поле земли ровно поперек. На дне оврага лежит множество камней, два из которых, принесенных сюда еще ледником наделяются магическими свойствами. Основная масса камней (а весят они порядка 4-5 тонн каждый) погружена в землю, а на поверхности только небольшая их часть. Один из камней зовется «Гусем» и считается мужским камнем, второй камень «Девий» якобы помогает бесплодным женщинам обрести ребенка. Насколько помогают камни доподлинно неизвестно, но ученые, проводившие замеры электромагнитных полей в овраге утверждают, что показатели в районе камней превышены в 27 раз. Валуны эти и делают Коломенское Стоунхенджем – ибо овеяны легендами и преданиями. «Гусь камень» обладает волшебной силой и лечит любые болезни, а Девичий почитается аж с языческих времен, обитатели этих мест почитали его как божество. Если набрать водицы из местного родничка и в молчании испить ее, сидя на камне, настырно думая о каком-нибудь желании, то оно непременно должно исполниться.
Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом, факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы. Вот одна запись из летописи. Утверждается появление в начале XVII века отряда татарских всадников во главе с сотником войска Девлет Гирея, который действительно ходил походом на Москву, но… за пятьдесят с лишним лет до появления этих всадников. Они были схвачены царскими стрельцами и татары из отряда были подвергнуты пыткам и показали, что во время сражения, произошедшего за 50 лет до их появления в Коломенском, они пытались скрыться от преследования в Голосовом овраге и встретились в нём со странным зеленоватым туманом. Ещё одна загадочная история, о которой сообщалось в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года — это исчезновение двух крестьян, которые ещё до войны с Наполеоном ночью отправились из деревни Дьяково в деревню Садовники (обе находились на территории современного Коломенского) через овраг и попали в тот же зеленоватый туман. По пути они присели отдохнуть на Девин камень. Вышли из оврага они через 21 год. А мы начинаем подниматься из оврага, перейдя его, наверх. Кстати, следите за мобильниками – они частенько разряжаются в овраге. Ну и напоследок предлагаю прогуляляться по знаменитым фруктовым садам Коломенского, известным с XVII века, где мелкота и сегодня активно объедает вишню, а осенью жители собирают яблоки и груши. О том, какими именно были сады в Коломенском и каковы были порядки заведенного в нем садоводства, можно судить и по древним памятникам русской письменности и по народным песням. Коломенские, как и вообще наши старинные, сады были по преимуществу плодовые. В старину такие сады существовали не только за городом, но и в самой столице, потому что в каждом феодальном хозяйстве сады составляли почти такую же неизбежную принадлежность, как и служебные постройки или колодезь. Без сада или огорода, и, в конечном счете, и усадебный двор не был двором. И это вполне понятно, потому что в условиях натурального хозяйства важнейшая забота феодала, купца, владельца промышленного предприятия была направлена на то, чтобы все было припасено у себя дома. Этот хозяйственный взгляд на садоводство очень четко отразился в известном «Домострое», в котором садоводству отведена особая статья под заглавием «Огород и сад как водити». Это я контрабандой залезла в чужой двор. Сто лет спустя «Уложение» царя Алексея Михайловича (1649 г.) также касается вопросов садоводства, причем статьи 221 и 222 этого кодекса говорят о высоких штрафах и других взысканиях за кражу плодов или порчу садов и огородов. При таком значении этой хозяйственной отрасли в быту того времени садоводство дворцовых сел, каким было Коломенское, несомненно, имело широкиеразмеры. То ли жительница, то ли яблок набрала. Очень тнмно, потому что пасмурно, да еще и сам сад даёт тень. Это я постаралась найти другую фотографию. Вот такое оно Коломенское. Разное и захватывающее. Но и это еще не конец. Впереди нас ожидает необыкновенная по красоте церковь Вознесения Господня и Государев двор. А может и не ожидает. Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
|