церковь преображения господня в больших вяземах
Преображенский храм села Большие Вяземы
Одинцовская и Красногорская епархия Русской Православной Церкви
Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы
Как добраться до Преображенского храма
На электричке из Москвы
От Белорусского вокзала электричкой до остановки «Станция Голицыно». От станции проезд автобусом №38,1055, маршрутным такси №38,79,39 до остановки «Институт» (3-я остановка) или 20 минут пешком.
Из Москвы на автомобиле
Выехать из Москвы по Можайскому шоссе. На 26-м километре от МКАД проехать Малые Вяземы и левый поворот на Малое Московское кольцо. Левый поворот к церкви по улице Институт (указатель на » Историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина») будет примерно через километр перед мостом не доезжая левого поворота на Голицыно. С улицы Институт поворот направо за стадионом к автостоянке. Музей-заповедник А. С. Пушкина находится рядом с церковью.
Настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы и Ильинского храма деревни Чапаевка (бывшая Часовня). Посвящён в сан священника в декабре 1991 года. Кандидат филологических наук. Автор книг для детей и юношества; сборников рассказов и очерков; книг духовно-просветительского содержания. Преподаватель Коломенской Духовной семинарии.
Иерей Димитрий Сальников
Родился в 1986 году. Окончил Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского (МАТИ) в 2009 году, Финансовую академию при правительстве РФ в 2010 году. Выпускник Коломенской Духовной семинарии — 2017 год. Посвящён в сан священника 19 марта 2016 года. В Преображенском храме в Больших Вязёмах служит с июня 2017 года.
Преображенский храм села Большие Вяземы
Одинцовская и Красногорская епархия Русской Православной Церкви
История
Спасо-Преображенская церковь села Большие Вяземы
Семиглавый, четырёхпрестольный, двухэтажный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы царём Борисом Годуновым в конце XVI века: вероятно с 1584 по 1600 годы. Храм вырос напротив Царского деревянного дворца. Богатое царское село, расположенное на дороге, ведущей из западных пределов государства в Москву, имело торжок, каменную плотину. В селе существовала в то время деревянная Никольская церковь, а также небольшой монастырь, посвящённый святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Возведённый белокаменный храм посвятили Живоначальной Троице. В другой годуновской вотчине, в селе Хорошево, что ныне часть Хорошевского района Москвы, царь Борис построил церковь с таким же посвящением, как в своих Вязёмах: во Имя Святой Троицы. Эта церковь не менее красивая, чем вязёмская. У неё, хорошевской, есть и своя уникальная декоративная примета: она украшена снаружи редкими узорчатыми «тарелками», подаренными Царю Борису некими восточными послами.
В начале XVII века, а именно в 1606 году, по пути в Москву, в храме в Никольском-Вязёмах молилась невеста Лжедмитрия I-го Марина Мнишек. Путешественница в своих дорожных записях отметила, что церковь воистину царская, красиво украшенная. Бывал здесь и сам Самозванец: однажды он печально прославился в селе, устроив в нём, неподалёку от церкви, зимний (на Масленицу) потешный бой с нешуточными обидами русским боярам – в снежки, летевшие в русских, немецкие и польские наёмные воины вкладывали камешки, песок и даже свинцовые пули, и в результате такого мошенничества оказалось немало пострадавших.
В смутное время (начавшееся после 1605 года и длившееся, приблизительно, до1620-го) храм подвергался разорению и поруганию. Он был разграблен, стены его по росписям исчерканы так называемыми граффити, то есть именами поляков, датами их «посещения» святыни и, в некоторых случаях, указаниями на то, чем они в храме занимались. Так, некто пан Ежи…. из Кракова, в храме молился. Достойная уважения реакция на пребывание в церкви. Зачем только такой благоговейный молитвенник сообщил об этом потомству, да ещё таким хулиганским способом. Впрочем, его нескромность послужила материалом для исследователей. Ученые до сих пор изучают граффити и реконструируют по ним пути и социальную картину польско-литовской интервенции.
Быть может, зимой 1618-1619 годов в селе можно было видеть встречу Патриарха Филарета, отца царя Михаила Фёдоровича Романова, московским духовенством и боярами, которая произошла, согласно рисунку в летописи, на мосту через речку Вязёмку. Патриарх возвращался в столицу из польского плена. По другой версии, рисунок говорит о встрече на мосту через Москву-реку в районе Николиной горы.
Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, часто проезжал через своё дворцовое имение Никольское-Вязёмы, следуя в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Он любил вязёмскую церковь и вносил в неё щедрые дары. Его сын, Пётр, отписал Никольское-Вязёмы своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну, который не замедлил переименовать Троицкую церковь в Преображенскую. Поступок дерзкий и труднообъяснимый, красноречиво говорящий о том, кто в стране хозяин, и откровенно характеризующий «хозяев» как людей самоуверенных и бесчувственных к духовному содержанию жизни. Этим лихим переименованием он решил прославить, может быть, преобразовательную деятельность своего державного воспитанника. А может быть, в новом посвящении центрального алтаря празднику Преображения Господня сыграли роль и воспоминания о славных годах в селе Преображенском, где вызревали будущие реформы, изменившие жизнь Руси-России. Известно, что Пётр I Вязёмы однажды посетил.
В 1797 году в Вязёмы прибыл Государь Император Павел I, объезжавший видных сановников Москвы и губернии после своей интронизации. Князь Н.М. Голицын угощал Его Величество обедом.
У алтаря храма покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, умершего в 1807 году в возрасте шести лет, младшего брата великого русского поэта. Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в Преображенскую церковь из Захарова, к воскресной Литургии, и его первые духовные впечатления и переживания связаны, несомненно, с Большевязёмской церковью. Возможно, он знаком был с богатой библиотекой князей Голицыных, находившейся в центральном усадебном доме, построенном в 50-е годы XVIII века. Детские впечатления поэта вызвали к жизни, впоследствии, и драму «Борис Годунов», и повести «Пиковая дама», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».
Война 1812 года вновь изранила и опустошила церковь, исполосовала её новыми именами, на этот раз французских оккупантов. Некоторые святыни храма были вывезены в Москву и там скрыты в земле, в садах частных домовладельцев. А в доме Голицыных, предположительно в библиотеке, на короткое время останавливался Наполеон. Перед ним в тех же покоях ночевал фельдмаршал князь М.И. Кутузов. Главнокомандующий русских войск, человек искренней и испытанной в сражениях веры, вряд ли мог пройти мимо Преображенской церкви и не помолиться в ней, перед советом в Филях.
С самого конца XVIII и до середины XIX века Вязёмами владели последовательно два брата: сначала князь Борис Владимирович Голицын, а с 1813 – князь Димитрий Владимирович. Оба – боевые генералы, участники Бородинского сражения, герои Отечественной войны 1812 года. Борис, кроме того, талантливый поэт и прозаик, весьма образованный человек. Но он — редкий случай русского патриота, писавшего по-французски. Борис захоронен в стене храма. А Димитрий – выдающийся государственный деятель, член Государственного совета, светлейший князь, генерал-губернатор Москвы с 1820 по 1844 годы. Его стараниями восстанавливалась первопрестольная после войны с Наполеоном и великого московского пожара.
До недавних пор утверждалось, что в 40-е годы ХIХ века в имении Голицыных гостил Н.В.Гоголь. Он жил в Вязёмах у своего друга, профессора Московского Императорского университета, историка и поэта С.П.Шевырёва, породнившегося с Голицыными. Действительно ли это было так, или всего лишь предположение, трудно сказать. А как было бы интересно, если бы было так. Представить только его тонкий и нервный силуэт: идёт по дорожке к храму сосредоточенный, не по-светски серьёзный великий писатель. Большая страдающая совесть, Гоголь.
В имении подолгу бывал Шевырёв, знакомый со многими выдающимися деятелями русской культуры своего времени. Поэтому мы сегодня и можем назвать всех, кто имел возможность посетить усадьбу Голицыных, увидеть древний храм, открыть для себя уникальное собрание книг и рукописей. Двухзальная роскошная библиотека Голицыных сама по себе являлась культурной и научной достопримечательностью.
В середине 1950-х была предпринята попытка открыть приход. В те годы – планомерной борьбы с религией – около шестисот человек (граждан своей страны, людей разных профессий и положения), из Москвы и Подмосковья не побоялись поставить подписи и сообщить данные о себе в коллективном письме в Совет министров с просьбой вернуть Преображенскую церковь верующим. Просьба, естественно, удовлетворена не была.
В Вязёмах, в течение 50-х – 70-х годов XX века, были разрушены трёхярусная колокольня постройки 60-х годов XIX века, а также ведшие от колокольни к храму галереи. Было ликвидировано остекление гульбищ, снята и расчленена на куски редкая белокаменная корона под Крестом, венчавшая центральную главу. Храм использовали как столовую, лабораторию, склад. В тот же тридцатилетний период в храме постоянно велась «реставрация». Заключалась она, среди прочего, в том, что во внутреннем помещении верхнего храма, по нашему национальному обычаю, сначала соорудили леса. Вероятно, отчитались о начатой работе. И оставили верхний храм легко доступным для мальчишек и предприимчивых любителей древнерусской живописи.
Первые обогатили стены автографами советских лет, новыми граффити — крайне эмоциональными высказываниями. А вторые умудрялись вырезать из настенной росписи отдельные фрагменты и спокойно выносить их. Кроме того, реставраторы снесли кровлю над верхним гульбищем, чем нанесли зданию серьёзный ущерб. Их же коллеги, через два десятка лет, её восстановили. Впрочем, реставраторы делали, что могли, что допускала система. Разрушенную церковь они в целом восстановили в параметрах годуновской эпохи. Восстановили также и редкую, единственную уцелевшую (среди прочих подобных) звонницу, построенную, вероятно, незадолго до возведения храма, годах в 80-х XVI столетия.
Возобновление приходской жизни началось в декабре 1992 года. В 2000 году рядом с храмом построили Центр Духовного развития молодёжи (ныне школа). В 2007 году было восстановлено остекление нижнего гульбища, что позволило сделать нижнюю галерею тёплой, и снова расширило площадь храма в несколько раз (от 42 кв.м. до 160 кв.м.). В настоящее время община храма, клир и прихожане, осуществляют просветительскую и благотворительную деятельность.
При храме действует Церковная школа для детей (от 5 лет) и Школа для взрослых. На основе бесед и лекций, почитанных сотрудниками храма в Школе для взрослых и на Епархиальных Миссионерских курсах, составляются учебно-методические пособия по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов.
Для храма сегодня пишут иконы современные иконописцы: созданы образы Новомучеников Вяземских; написана Боголюбская икона Пресвятой Богородицы; икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»; образы преподобной Марии Египетской, Царственных страстотерпцев, святителя Спиридона Тримифунтского, Предтечи Господня Иоанна. Для вышитых икон Спасителя и Божией Матери Почаевской выкованы аналои в виде дубка и виноградного куста. Достоин внимания комплект евхаристических сосудов, вырезанных из дерева. Самыми примечательными произведениями церковного искусства в обновлённом убранстве храма являются мозаичный Святой Престол в алтаре нижнего храма и там же мозаичная икона Господа Иисуса Христа, на горнем месте.
Святыни храма: два старинных мощевика с мощами святых русских, а также Ап. Павла. Чтимая икона Пресвятой Богородицы: Скоропослушницы, Успения Божией Матери. Чтимая икона «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с частицей мощей святого». Алтарь верхнего храма посвящён празднику Преображения Господня; верхний правый – Казанской иконе Божией Матери; верхний левый – страстотерпцам благоверным кнн. Борису и Глебу. Нижний храм посвящён свт. Николаю. Кроме того, покровителями храма мы считаем святых мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия, а также святого отрока схимонаха Боголепа (память последнего 6 августа; и о нём читать в книге, посвящённой истории храма).
Издаётся газета cодружества православных преподавателей, журналистов, деятелей культуры.
Преображенский храм с. Большие Вяземы
Официальный приходской сайт
Преображенский храм с. Большие Вяземы
Престольный праздник: Преображения Господня (19 августа).
Настоятель храма — протоиерей Павел Борисович Карташев, 1957.
Как проехать:
На электричке из Москвы
От Белорусского вокзала электричкой до остановки «Станция Голицыно». От станции проезд автобусом №38,1055, маршрутным такси №38,79,39 до остановки «Институт» (3-я остановка) или 20 минут пешком.
Из Москвы на автомобиле
Выехать из Москвы по Можайскому шоссе. На 26-м километре от МКАД проехать Малые Вяземы и левый поворот на Малое Московское кольцо. Левый поворот к церкви по улице Институт (указатель на » Историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина») будет примерно через километр перед мостом не доезжая левого поворота на Голицыно. С улицы Институт поворот направо за стадионом к автостоянке. Музей-заповедник А. С. Пушкина находится рядом с церковью.
Общая информация
Своей известностью село Большие Вяземы обязано церкви, построенной в конце XVI в. при Борисе Годунове в его вотчине. Составитель географического словаря России XVIII в. Афанасий Щекатов писал, что звонница церкви Преображения «особливого рода, каких нигде не видно». По преданию, вяземская церковь была построена в один год с колокольней Ивана Великого. В Больших Вяземах Годунов вместо скромной усадебной церкви возвел монументальный каменный семиглавый храм. Историк искусств М.А.Ильин пишет: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений искусства. Пятиглавый, с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружен гульбищем, к которому с запада ведет торжественная лестница. Если общая его композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдется немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля».
Первоначально храм был освящен во имя Святой Троицы. Нынешнее название Преображенского храм получил при новом владельце имения князе Б.А.Голицыне. Во время Отечественной войны 1812 г. наполеоновские войска осквернили храм, разместив в нем конюшню.
Но самое тяжелое время выпало на долю храма в период богоборчества. В 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне настоятель храма священник Василий Горбачев, прославленный как новомученик (память 13 февраля).
В храме располагались Институт коневодства, общежитие, столовая, лаборатория Института фитопатологии растений, музей.
19 декабря 1992 г., после многочисленных ходатайств верующих, было подписано соглашение о совместном использовании нижнего Никольского придела. С этого времени и начались регулярные богослужения. В декабре 1999 г. весь храм передали верующим. К празднованию 400-летия храма и к 2000-летию Рождества Христова проведены капитальные восстановительные работы. В настоящее время ведутся работы по раскрытию и восстановлению уникальных фресок.
В храме имеются иконы, хранящие частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Саввы Сторожевского, благоверных князей Муромских чудотворцев Петра и Февронии, Константина и чад его Михаила и Феодора.
Работает Центр Духовного воспитания молодежи. В воскресной школе занятия проводят студенты Московской Духовной академии.
Большие Вязёмы. Церковь Спаса Преображения.
церковь Преображения Господня
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Преображения Господня (1598 г.) и отдельностоящая звонница в бывшей вотчине Бориса Годунова представляет большой исторический и художественный интерес. Я бы даже сказала, что эти сооружения уникальны для Подмосковья. Церковь в Вязёмах довольно необычна для XVI века, периода формирования общерусского национального искусства, вобравшего в себя всё лучшее, что было создано в Москве, Твери, Ростове, Пскове и Новгороде. Не случайно двухъярусная стенообразная звонница с высокими арочными проёмами, на мощном подклете напоминает нам подобные сооружения Псковско-Новгородского зодчества. Но она гораздо легче и изящнее, чем псковские прообразы. Долгое время Голицынская звонница была на грани гибели. Ещё в середине XIX века она сильно накренилась вперёд, но её не разобрали в надежде когда-нибудь выпрямить. Этот дефект исправили более чем через столетие.
После длительной, почти двадцатилетней реставрации, храм возвращён верующим. Кирпичная ограда середины XIX века с арочными пролётами, заполненными чугунными решётками, так же очень своеобразна. Она оказалась достойной оправой для бывшей усадебной церкви Преображения Господня со звонницей.
В селе Вяземах-Никольском в конце XVI ст. существовала церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, построенная неизвестно когда. Село Вяземы Московского уезда Вяземского стана принадлежало царю Борису Федоровичу Годунову, потом оно было причислено к дворцовому ведомству.
О Троицкой церкви, как «жилой», находим сведение в приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь Живоначальной Троицы в государеве дворцовом селе Никольском, по жалованной грамоте вдвое дани 14 алтын 4 деньги, наместнических 2 алтына, заезда 4 деньги, в корм и в московский проезд 6 алтын 4 деньги, января во 2 день нынешнего года те деньги взято, платил поп Иван». В 1677 г., «по переписным книгам из г. Дмитрова Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима, на Троицкую церковь положено дани 29 алтын 2 деньги, заезда гривна». В 1680 г. церковь причислена к Загородской десятине.
В селе Вяземах, кроме Троицкой церкви, находились в XVI в. храм во имя Николая чудотворца с приделами Афанасия Александрийского, Сергия Радонежского и благоверных князей Бориса и Глеба и монастырь Иоанна Богослова, уничтоженные вместе с крестьянскими дворами в начале XVII ст. Литвою…
Под 1646 г. говорится: «в селе Никольском, на Вяземе, церковь Живоначальной Троицы, да в приделе церковь Николы чудотворца, а иные пределы стоят пусты без пения; у церкви во дворе поп Симеон, во дворе дьячок Ивашко Титов, во дворе попадья Марфица, во дворе пономарь Васка, да в селе крестьянских 66 дворов».
8 декабря 1655 года патриарх Никон ходил в государево село Вязему встречать государя, и в том походе дано стрельцам, которые стояли у государя на стану на карауле, на калачи рубль».
По писцовым книгам стольника Ивана Афросимова и подьячего Ивана Васильева 1675-77 гг.: «село Никольское, Вязема тож, а в селе церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, да у той же церкви два придела каменных же: придел Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила не освящены, да близ той церкви место, что был монастырь Иоанна Богослова, да место церковное Николы чудотворца с приделами, да дворое место царя Бориса Годунова…».
23 марта 1694 г., по именному великих государей указу, дворцовое село Вяземы пожаловано боярину князю Борису Алексеевичу Голицыну в вотчину, и в том же году утвержденное за ним отказною книгою. В это время в селе, кроме Троицкой церкви, существовала деревянная церковь во имя Николая чудотворца со всякою церковною утварью. В 1701 г. князь Б.А. Голицын разделил вотчины между детьми своими князьями Алексеем, Сергеем и Василием, последнему досталось село Никольское, Вязема тож, в котором в 1702 г. находилась каменная церковь во имя Преображения Господня, «у церкви во дворе поп Алексей Кузмин, во дворе диакон Андрей Феофилактов, во дворе дьячок Максим Саввин, в приходе 99 дворов, пашни церковной земли по 4 десятины в поле, сенных покосов на 100 копен». Под 1704 г. в селе Вяземах значится: «двор боярский, двор конюшенный и скотный, 13 дворов дворовых людей – конюхов и каменщиков, людей в них 35 человек, крестьянских и церковных бобылей 29 дворов, людей в них 99 человек».
После князя Василия Голицына имением владел сын его князь Михаил, а от него перешло в 1749 г. к его вдове княгине Авдотье Михайловне с детьми: Николаем, Василием и Александром, которые между собой имение разделили в 1755 г., и село Никольское, Вяземы тож, досталось князю Николаю Михайловичу Голицыну. В 1772 г. священно-церковно-служители Николаевской церкви, что в селе Вяземах, церковные пустоши Мясоедово, Иваниково, Пашково, Шарапово и Горлово, находившимся во владении у прежних вотчинников, отдали в вечное владение князю Николаю Михайловичу Голицыну.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №126. 2015 г.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №126, 2015 г.
Звонница церкви Спаса Преображения сооружена в 1590-х годах в виде отдельно стоящей трёхпролётной арки, поставленной на открытую террасу-гульбище. Других подобных сооружений в России не сохранилось, её всячески берегли, и, когда звонница стала крениться, в 1954 году её выпрямил инженер Эммануил Матвеевич Гендель (1903-1994). Генделя больше знают по перемещению домов на улице Горького в Москве (1935-1975 гг.), он также выпрямил несколько колоколен в Ярославле и минареты в Самарканде. За 70 лет активной работы Эммануил Гендель реализовал более 80 крупных проектов по всей территории Советского Союза и за рубежом. В 2000-е годы звонница реставрировалась под наблюдением инженера-реставратора Ивана Георгиевича Стрельбицкого специалистами ООО «Профреставрация».
Комментарии и обсуждение
Статья о храме опубликована в Московских епархиальных новостях, № 3 2004 г. (см. http://vedomosti.meparh.ru/2004_3/5.htm).
Согласно информации статьи, храм был закрыт в 30-е годы, в нем располагались Институт коневодства имени Буденного, общежитие, столовая, лаборатория Института фитопатологии растений, музей. В 1992 году в нижнем Никольском приделе стали проходить службы. Возвращен верующим в 1999 году
В этот храм в детстве ходил А.С. Пушкин.
У бабушки Пушкина было имение в Захарово – бывшее владение князей Годуновых, где Пушкин провел несколько годов своего детства. Из Захарова, где не было церкви, Пушкины ездили к обедне в село Большие Вяземы, расположенное поблизости, в двух верстах.
Любопытное описание Больших Вязем мы находим в путевых записках митрополита Платона (он вел их в 1804 году, во время путешествия в Киев): «… паче обратила на себя внимание наше в Вяземах церковь каменная о двух ярусах, довольно великая, строения еще царя Бориса Годунова. И снаружи, и во внутренности ее, по счастию, вся древность соблюдена».
Преображенский храм
с. Большие Вяземы, 1584 год
Настоятель
Священнослужители
Своей известностью село Большие Вяземы обязано церкви, построенной в конце XVI в. при Борисе Годунове в его вотчине. Составитель географического словаря России XVIII в. Афанасий Щекатов писал, что звонница церкви Преображения «особливого рода, каких нигде не видно». По преданию, вяземская церковь была построена в один год с колокольней Ивана Великого. В Больших Вяземах Годунов вместо скромной усадебной церкви возвел монументальный каменный семиглавый храм. Историк искусств М.А.Ильин пишет: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений искусства. Пятиглавый, с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружен гульбищем, к которому с запада ведет торжественная лестница. Если общая его композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдется немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля».
Первоначально храм был освящен во имя Святой Троицы. Нынешнее название Преображенского храм получил при новом владельце имения князе Б.А.Голицыне. Во время Отечественной войны 1812 г. наполеоновские войска осквернили храм, разместив в нем конюшню.
Но самое тяжелое время выпало на долю храма в период богоборчества. В 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне настоятель храма священник Василий Горбачев, прославленный как новомученик (память 13 февраля).
В храме располагались Институт коневодства, общежитие, столовая, лаборатория Института фитопатологии растений, музей.
19 декабря 1992 г., после многочисленных ходатайств верующих, было подписано соглашение о совместном использовании нижнего Никольского придела. С этого времени и начались регулярные богослужения. В декабре 1999 г. весь храм передали верующим. К празднованию 400-летия храма и к 2000-летию Рождества Христова проведены капитальные восстановительные работы. В настоящее время ведутся работы по раскрытию и восстановлению уникальных фресок.
В храме имеются иконы, хранящие частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Саввы Сторожевского, благоверных князей Муромских чудотворцев Петра и Февронии, Константина и чад его Михаила и Феодора.
Работает Центр Духовного воспитания молодежи. В воскресной школе занятия проводят студенты Московской Духовной академии.