церковь рождества богородицы никольское рузский район
Богородицерождественский храм с. Никольское
Богородицерождественский храм с. Никольское
Из истории
Село Никольское на реке Песочне в старину называлось Поскочино. Здесь была вотчина Ивана Циплетева. В 1626 г. селом владели Богдан и Иван Постниковы, дети Бельские. Церковь святителя Николая стояла «без пения», то есть службы не совершались за отсутствием священника. В 1659 г. селом владела вдова Анисья Бельская с детьми Михаилом, Григорием, Федором и Сергеем. В 1673 г. село купил стольник Андрей Иванович Чириков, потом боярин Иван Михайлович Милославский.
Он в 1678 г. построил церковь заново. По его смерти вотчину в 1686 г. получила его вдова Авдотье Петровне, а она в 1687 г. уступила село своим братьям: боярину князю Василию Петровичу и боярину, воеводе в Азове, а с 1700 г. в Архангельске Алексею Петровичу Прозоровским. Последний в 1700 г. построил каменную церковь во имя святителя Николая.
11 января 1838 г. святителю Филарету Московскому было подано прошение священника Никольской церкви Петра Иванова с церковным старостой, причтом и прихожанами о дозволении во вновь построенной каменной церкви устроить иконостас.
Трапезная, колокольня, портики храма построены в 1878—1880 гг. по проекту архитектора Н.Н.Васильева.
27 марта 1878 г. Московская Духовная Консистория слушала дело о дозволении распространить храм и устроить два придела с колокольней при церкви села Никольского-Долгорукова. По справке оказалось, что церковь построена в 1835 г. тщанием прихожан, престолов два: главный престол, холодный, во имя святителя Николая, придел теплый — в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Перестроенная церковь имела уже три престола: главный Никольский; правый теплый в честь Рождества Богородицы и левый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К церкви была приписана часовня в деревне Орешки, каменная, постройки 1859 г.
Храм закрыли в советское время, он был сильно разрушен. В настоящее время храм отреставрирован.
Престольный праздник: Рождества Богородицы (21 сентября)
Настоятель: протоиерей Петр Петрович Григорьев, 1952
дер. Никольское-Долгоруково Богородицерождественская церковь
Село Никольское на реке Песочне в старые годы называлось Поскочино. Здесь была вотчина Ивана Циплетева. В 1626 г. селом владели Богдан и Иван Постниковы дети Бельские. Церковь Святителя Николая стояла «без пения», то есть службы не совершались за отсутствием священника. В 1659 г. селом владела вдова Анисья Бельская с детьми Михаилом, Григорием, Фёдором и Сергеем. В 1673 г. село продано стольнику Андрею Ивановичу Чирикову, потом боярину Ивану Михайловичу Милославскому, который возглавлял многие важные приказы, в том числе Большой казны, Иноземный, Пушкарский, возглавлял придворную партию Милославских, умер в 1685 г.
Село Никольское на реке Песочне в старые годы называлось Поскочино. Здесь была вотчина Ивана Циплетева. В 1626 г. селом владели Богдан и Иван Постниковы дети Бельские. Церковь Святителя Николая стояла «без пения», то есть службы не совершались за отсутствием священника. В 1659 г. селом владела вдова Анисья Бельская с детьми Михаилом, Григорием, Фёдором и Сергеем. В 1673 г. село продано стольнику Андрею Ивановичу Чирикову, потом боярину Ивану Михайловичу Милославскому, который возглавлял многие важные приказы, в том числе Большой казны, Иноземный, Пушкарский, возглавлял придворную партию Милославских, умер в 1685 г. Пётр I, считавший Ивана Михайловича возмутителем стрельцов во время бунта в 1682 г., надругался над его трупом: велел выкопать из могилы и поставить под эшафот, на котором казнили стрельцов, их кровь капала в открытый гроб.
Иван Михайлович в 1678 г. построил церковь заново. По его смерти вотчина в 1686 г. отдана во владение его вдове Авдотье Петровне, а она в 1687г. уступила село своим братьям: боярину князю Василию Петровичу и боярину, воеводе в Азове, а с 1700 г. в Архангельске (он защищал северное побережье России от шведов, построил крепость Ново-Двинку) Алексею Петровичу Прозоровским. Последний в 1700 г. построил каменную церковь Николая Чудотворца. После него селом владела вдова Аграфена Михайловна, которая в 1705 г. вышла замуж за стольника, князя Юрия Владимировича Долгорукова (1666-1708). Он погиб при подавлении восстания казаков под предводительством К. Булавина. В 1728 г. село во владении князя Юрия Юрьевича Долгорукова (ум. 1746), к которому перешло от матери. В 1731 г. он был сослан в Сибирь «за оскорбление Ея Величества поносительными словами». В 1742 г. ему возвращены имения, в 1744 г. он стал генерал-майором. В 1748 г. село принадлежало его вдове княгине Елене Алексеевне, потом, в 1799 г., перешло к её родственникам, князьям Василию Васильевичу Долгорукову, Михаилу Петровичу Голицыну, Петру Ивановичу Тюфякину и Андрею Никитичу Долгорукову (1799 г. ).
11 января 1838 г. митрополиту Московскому Филарету было подано прошение священника Никольской церкви с. Никольского-Долгорукова Рузского уезда Московской губернии Петра Иванова с церковным старостой, причтом и прихожанами о дозволении во вновь построенной каменной церкви устроить иконостас.
27 марта 1878 г. Московская духовная консистория слушала дело о дозволении распространить храм и устроить два придела с колокольней при церкви села Никольского-Долгорукова. По справке оказалось, что церковь построена в 1835 г. тщанием прихожан, престолов два: в настоящей (главный престол) холодной во имя Николая Чудотворца и в приделе теплом во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
К ней была приписана часовня в деревне Орешках, каменная, построенная в 1859 г.
Закрыта в советское время и, к настоящему времени, пришла почти в руинированное состояние.
Реставрационные работы пока не проводились.
Село невелико, с десяток дворов, отсюда и малочисленность прихода. Сама церковь находится в сильно порушенном состоянии, что определяет свой уклад приходской жизни…
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Никольское)
Содержание
История [ править ]
Никольчане начали строить свою церковь в 1884 году и завершили в 1899. Строили на средства и пожертвования прихожан и богатых купцов. Строительство осуществлялось под руководством известного архитектора, святого новомученика Сергея Корягина и двух мастеров, имена которых остались, к сожалению, неизвестными. Хорошую глину нашли для стройки недалеко от берега Волги и силами кустарного завода изготовляли кирпичи на яичном растворе. Эти мастера вместе с местными подмастерьями делали кирпичную кладку стен. Яйца ежедневно по селу собирались в корзинах на телеге, привозили их также и из соседних сёл.
Особенно серьёзной была работа по установлению на куполах позолоченных крестов и подъём большого 200-пудового колокола на колокольню. От пристани до церкви его тащили на деревянных санях и катках.Одни тянули канаты, другие толкали сзади, третьи то и дело меняли катки и подливали воду под сани, чтобы они лучше скользили по каткам. Так за несколько дней колокол доволокли до церкви.
Подъём колокола на колокольню производили без всякой техники. С помощью блоков, укреплённых на колокольне, несколькими канатами поднимали его на звонницу. Каждый хотел зацепиться за верёвку и хоть чуточку помочь.
Вместе со строительством третьей церкви, вокруг неё стали строить деревянные дома для священнослужителей и церковноприходскую школу. Она располагалась на церковной площади с восточной стороны (ныне на этом месте построен магазин предпринимателя Масловского).
Церковноприходская школа являлась вторым культурным центром села после храма. Здание это было каменное, на два класса. Дети изучали Закон Божий, общеобразовательные предметы, пение, занимались рукоделием и огородничеством. По архивным данным в 1913 году школу окончило 167 человек.
Церковь всегда занималась благотворительной деятельностью. В 1895 году была построена богадельня, где проживали немощные и неимущие жители села. Неподалёку от школы находилась трапезная, в которой кормили всех, кто в этом нуждался.
Имела церковь и свою ветряную мельницу, ответственным за работу которой был дьякон Владимир Лукич Орлов. Зерно мололи не только для церкви, но и для жителей села. Остатки её строения можно увидеть около бывшего маслозавода.
Церковь имела свои земли в займище и степных участках над Волгой на территории бывшего кирпичного завода.
Современное состояние [ править ]
При храме действует Воскресная школа, ведется миссионерское, социальное, молодежное служение.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Астраханская область, Енотаевский р-он, с. Никольское, ул. 8 марта, 38
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Церковь рождества богородицы никольское рузский район
Богородицерождественский храм
Московская обл., Рузский г.о., дер.Никольское
Село Никольское на реке Песочне в старину называлось Поскочино. Здесь была вотчина Ивана Циплетева. В 1626 году селом владели Богдан и Иван Постниковы, дети Бельские. Церковь святителя Николая стояла «без пения», то есть службы не совершались за отсутствием священника. В 1659 году селом владела вдова Анисья Бельская с детьми. В 1673 году село купил стольник Андрей Иванович Чириков, потом боярин Иван Михайлович Милославский.
И.М.Милославский в 1678 году построил церковь заново. По его смерти вотчину в 1686 году получила его вдова Авдотья Петровна, а она в 1687 году уступила село своим братьям: боярину князю Василию Петровичу и Алексею Петровичу Прозоровским. Последний в 1700 году построил каменную церковь во имя святителя Николая.
В 1878 году Московская Духовная Консистория слушала дело о дозволении распространить храм и устроить два придела с колокольней при церкви села Никольского-Долгорукова. По справке оказалось, что церковь построена в 1835 году тщанием прихожан, престолов два: главный престол, холодный, во имя святителя Николая, придел теплый — в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Перестроенная церковь имела уже три престола: главный Никольский; правый теплый в честь Рождества Богородицы и левый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1879-1880 гг. были построены трапезная и колокольня в псевдорусском стиле.
Храм закрыли в советское время, он был сильно разрушен. В настоящее время храм отреставрирован.
дер. Никольское-Долгоруково Богородицерождественская церковь
Село Никольское на реке Песочне в старые годы называлось Поскочино. Здесь была вотчина Ивана Циплетева. В 1626 г. селом владели Богдан и Иван Постниковы дети Бельские. Церковь Святителя Николая стояла «без пения», то есть службы не совершались за отсутствием священника. В 1659 г. селом владела вдова Анисья Бельская с детьми Михаилом, Григорием, Фёдором и Сергеем. В 1673 г. село продано стольнику Андрею Ивановичу Чирикову, потом боярину Ивану Михайловичу Милославскому, который возглавлял многие важные приказы, в том числе Большой казны, Иноземный, Пушкарский, возглавлял придворную партию Милославских, умер в 1685 г.
Клировые ведомости за 1916 г.
Построена в 1835 г. тщанием прихожан. Каменная с такой же колокольней, построенной в 1880 г. Престолов три: в настоящей холодной во имя Св. Николая, в правом теплом приделе во имя Рождества Богородицы и в левом во имя иконы Тихвинския Божия Матери. Штат священник, дьякон и псаломщик. Земли 37 дес. 250 кв.саж. Есть приписная часовня в деревне Орешках, каменная, выстроена в 1859 г. В библиотеке имеются Синодские и Московские церковные ведомости и приходские листки с приложением к ним.
Священник Иоанн Алексеевич Смирнов, сын псаломщика, 45 лет. Родился в селе Криушине Можайского уезда. Награжден набедренником, имеет фиолетовую скуфью. Обучался в Вифанской семинарии По окончании ее в 1894 г. со свидетельством второго разряда назначен учителем в Сретенскую церковно-приходскую школу г. Дмитрова, в которой состоял 6 лет. Определен на настоящее место8 августа 1900 г. и рукоположен во священника 20 августа 1900 г. Состоит законоучителем в Орешковской земской школе. Вдов. Сын Николай (21 октября 1901) обучается в Рузском городском высшем начальном училище. Дочь Александра (17 января 1904) обучается в частной гимназии в г. Звенигороде.
Дьякон Михаил Дмитриевич Соколов, сын священника, 50 лет. Родился в селе Шебанцеве Подольского уезда. Имеет серебряную медаль в память императора Александра III. Обучался в Заиконо-Спасском духовном училище. 1881 г. По окончании курса определен к церкви Богоявленской села Семеновского во псаломщика 24 августа 1881 г. Переведен к церкви Вознесенской села Шебанцева Подольского уезда во псаломщика 27 апреля 1890 г. Воспроизведен во дьякона 8 июня 1892 г. Переведен к настоящей церкви 1 июня 1896 г. Несколько раз за неблагоповедение посылался на исправление в Лужецкий и Николо-Угрешский монастыри в 1897, в 1900 гг. и в 1902 и 1904 гг. с запрещением священнослужения.
Жена Пелагея Космина 45 лет. Дети: Варвара (25 ноября 1894), Александр 27 августа 1910).
Псаломщик Григорий Васильевич Покровский, сын псаломщика 32 лет. Родилсяв селе Осташкове Бронницкого уезда. Обучался в Московской Духовной семинарии, по увольнении из 1 класса определен к настоящей церкви во псаломщика 2 января 1904 г. В стихарь посвящен 22 сентября 1904 г.Жена Валентина Ивановна 35 лет, Дети: Мария (5 июня 1912), Петр (10 сентября 1914), Константин (1 июня 1916).
Староста с 1901 г. крестьянин Илья Сысоев, 68 лет, род. В д. Каковине. Жена Александра Михайловна 68 лет.
В приходе деревни: Орешки, Редкино, Каковино, Корчманово, Богаево. 293 дома, 787 муж., 966 жен.
Клировые ведомости за 1850 г.
Священник Дмитрий Иоаннович Преображенский 39 лет. Был священником в селе Нестерове Рузского уезда с 25 ноября 1834 г. На настоящем месте с 29 июля 1840 г.
Дьякон Иоанн Георгиевич Кудрявцев 53 лет, был пономарем в церкви села Кожина с 5 сентября 1811 г., переведен во дьячка в церковь села Старая Руза 13 марта 1815 г., на настоящем месте с 6 апреля 1824 г.
Дьячок Иван Васильевич Орлов 20 лет, с 24 ноября 1844 г.
Пономарь Петр Афанасьевич Покровский 28 лет, был дьячком церкви Троицкой погоста Георгиевского Рузского уезда, на настоящем месте с 28 апреля 1847 г.