церковь рождества богородицы в твери
Храм в честь Рождества Богородицы (Тверь)
Мiръ Россия Тверская область Тверь Храм в честь Рождества Богородицы (Тверь)
Храм в честь Рождества Богородицы в городе Тверь построен в 1784 году, главный престол был освящен в 1795 году, второй придел — во имя Михаила Архангела освящен в 1802 году. Здание храма имеет типовую архитектуру для Твери — «восьмерик на четверике».
Содержание
История и описание [ править ]
В старину напротив того места, где ныне находится храм Рождества Богородицы, на берегу реки Волги, располагался один из древнейших монастырей Тверской Земли — монастырь во имя Архангела Михаила. В 1764 году монастырь был упразднен, т.к. на протяжении длительного времени находился в упадке и разорении. На месте древнего монастыря во имя Архангела Михаила остались две деревянные церкви: одна во имя святого князя Михаила Ярославича, другая — во имя Рождества Богородицы (ее перевезли из Кашинского монастыря). В 1766 году была устроена одна деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Михаила Ярославича, которую освятили 5 февраля того же года.
7 июля 1777 года священник Алексей Алексеев подал архиепископу Тверскому и Кашинскому Арсению «всепокорнейшее прошение». Результатом прошения стало возведение нового каменного храма — того, что существует и по сей день. В 1784 году был освящен южный придел святого Михаила Тверского в трапезной. Освящение основного «холодного» храма был совершено 23 сентября 1795 года. В 1800 году в трапезной был устроен северный придел, и 6 ноября 1802 года придел в честь Архистратига Божия Михаила был освящен. В 1803 году была построена каменная колокольня над притвором и заменена глава. В 1814 году вокруг храма была выстроена каменная ограда, которая несколько раз чинилась. В 1847 году была перестроена вся трапезная. В 1887 году в холодной части храма установили голландские печки, и он стал теплым. В 1889 году храм был расписан фресками.
В 1903 году в храм была привезена святочтимая икона святого благоверного великого князя Михаила Тверского и святого Иоанна Милостивого — Александрийского патриарха, с частицами их мощей. В 1910 году на пожертвования прихожан были вызолочены два креста на храме, покрашена церковь и построена часть железной ограды кругом церкви (вторую часть доделали в 1911 году). В 1912 году, с разрешения архиепископа Тверского и Кашинского Антония, были вызолочены два киота (с образами Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери), обновлены два иконостаса в приделах св. благоверного князя Михаила Тверского и св. Архистратига Михаила, сделан новый киот к иконе Рождества Пресвятой Богородицы.
В конце 1920-х годов храм был закрыт. Рассказывают, что после закрытия в церкви там продавали кур, уток и другую домашнюю живность. А во время Великой Отечественной войны здесь мололи муку. После войны в церковном здании разместились многочисленные конторы, колокольню снесли.
Современное состояние [ править ]
В 1994-м году в престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы была создана приходская община и началась молитва о восстановлении храма. В 1997-м году здание храма было возвращено Церкви и начато восстановление приходской жизни, был назначен священник. В 1998-м году на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы был совершен первый водосвятный молебен, первый Крестный ход вокруг храма. Накануне служилось Всенощное бдение в еще полуразрушенном храме.
В 1999-м году в Вербное воскресенье в храме впервые была отслужена Божественная литургия в приделе святого благоверного великого князя Михаила Тверского. В 2001-м году была покрыта новым железом крыша приделов и главного купола, восстановлены барабан и луковка главного купола, воздвигнут Крест над храмом.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 170100, город Тверь, улица Вагжанова, дом 11
храм Рождества Богородицы, что в Ямской слободе
Местная религиозная организация православный Приход церкви Рождества Богородицы г. Тверь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 11
Показать полностью.
храм Рождества Богородицы, что в Ямской слободе запись закреплена
Семь фактов о святителе Димитрии Ростовском
10 ноября Православная Церковь вспоминала преставление святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Этот дивный святой в первую очередь известен тем, что составил жития святых на весь год. Сегодня его мощам можно поклониться в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Тучная гора» в поселке Заволжский.
Показать полностью.
➢ Будущий святитель Димитрий Ростовский, в отрочестве Даниил, родился в 1651 году в семье сотника Саввы Туптало. Отрок оказался более склонен к учению, чем к воинской службе. После достижения совершеннолетия ушел в Киевский Кириллов монастырь, где принял постриг с именем Димитрий.
➢ В 18 лет Даниил стал иноком, в 21 – монахом, в 25 лет – иеромонахом. В возрасте 50 лет он был хиротонисан во епископа и указом Петра I возведен на митрополичью кафедру.
➢ Современники вспоминали о святителе Димитрии как о строгом постнике. Он часто подолгу молился, устраивал трапезы для нуждающихся, открывал школы, противостоял несправедливым поборам с духовенства и не боялся критиковать церковные нововведения Петра I.
➢ Помимо «Житий святых», святитель Димитрий оставил после себя множество поучений, проповедей, церковных произведений. Пьесы Димитрия Ростовского «Ростовское действо» и «Успенская драма» сохранились и исполняются по сей день.
➢ В духовном завещании митрополит Димитрий писал: «С той поры, как принял я святой иноческий образ и обещал Богу хранить добровольную нищету, не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».
➢ Когда в 1709 году митрополит скончался, его, в знак почтения, положили в деревянный гроб, устланный черновиками незаконченных произведений и, согласно завещанию покойного, погребли в Яковлевском монастыре Ростова (Великого).
➢ В 1752 году чугунный пол собора осел. В ходе ремонта открылся деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Через 5 лет состоялась его канонизация.
ОСОБЫЙ ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ
(одно из наставлений святителя Димитрия)
В начале подвижнического пути святителю приходилось бывать во многих православных обителях, куда его приглашали с проповедями, а также для составления душеполезных сочинений. В одной из них, в черниговском Ильинском монастыре, пребывала чудотворная икона Божией Матери, обильно подающая богомольцам благодатную помощь. Настоятель монастыря попросил иеромонаха Димитрия написать про нее книгу, и будущий святой с интересом принялся изучать архивные документы.
В одной из рукописей, принадлежащей перу монаха Петра Дамиани, жившего в XI веке, была рассказана удивительная история некоего клирика Нивирнинской церкви, удостоившегося особой помощи Пресвятой Богородицы за Ее особое им почитание.
Этот клирик служил церковным певчим. Помимо обычных ежедневных молитв обзавел себе дополнительное благочестивое правило: каждый час, с ударом башенных часов, славить Пречистую Деву Ангельским приветствием: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…» Даже, если ему приходилось лечь спать и он пропускал несколько часов, то проснувшись, клирик читал эту молитву столько раз, сколько часов проспал.
Когда же случилась беда и клирика приковала к одру тяжелая болезнь, Небесная Владычица не оставила Своего верного служителя. За то, что он ежечасно возносил Ей хвалу, Она явилась к нему в трудный момент жизни и исцелила, влив в уста певчего несколько капель молока из Своей груди.
Святитель Димитрий описал эту историю в книге «Руно Орошенное», прибавив, что и сам будет стремиться выполнять это правило, хоть это и непросто будет ему делать из-за лености. Достигнув же зрелого возраста, подвижник к концу жизни не только сам ежедневно исполнял его, но и требовал его выполнения от своих слуг и домашних, говоря, что сила этого правила необычайна и что особый Покров разворачивает Божия Матерь над усердно славящими Ее.
На фото: монастырь, где покоятся мощи святителя Димитрия Ростовского
Ольга Райкова
сотрудник по связям с общественностью
I Калининского благочиниямм
храм Рождества Богородицы, что в Ямской слободе запись закреплена
Фотовыставка, посвященная 750-летию Тверской епархии
9 ноября в 19.00 в восстанавливающемся кафедральном Спасо-Преображенском соборе Твери состоится открытие выставки фотографий, посвященной 750-летию Тверской епархии. Мероприятие откроет митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Приглашаем всех желающих посетить выставку. Вход свободный.
Тридцать фотоснимков, представленных на экспозиции, расскажут о современной жизни одной из древнейших епархий на Русской земле.
Показать полностью.
Целью фотографов было показать, что вера – не что-то застывшее навеки. Повторяющиеся и видоизменяющиеся события церковного круга образуют определенный ритм жизни верующего и живущего духовной жизнью человека. Этот ритм веры, подобно ритму красивой музыки, создает особенную атмосферу и мироощущение.
Размещенные в экспозиции фотографии расскажут и о том, насколько события в жизни верующих людей связаны с богослужебным укладом Церкви.
Несколько снимков посвящены кошкам, которые живут при храмах и монастырях – к ним у фотохудожников особенная любовь.
На этой выставке вы сможете познакомиться с работами фотографов и сотрудников пресс-службы Тверской епархии: диакона Евгения Некрасова, Алексея Видинеева и Константина Шнурова, Николая Савельева, Евгения Комарова.
Режим работы: 10–14 ноября с 18.00 до 20.00.
Ольга Райкова
сотрудник по связям с общественностью
I Калининского благочиния
храм Рождества Богородицы, что в Ямской слободе запись закреплена
Верую † Православие
храм Рождества Богородицы, что в Ямской слободе запись закреплена
Торжественно и боголепно в этот день была отслужена Божественная Литургия и в белекушальской церкви иконы Божией Матери «Казанская». Конечно, ведь прихожане отмечали престольный праздник! Несмотря на пасмурный ноябрьский день, храм был полон народа; многие исповедовались и причастились святых Христовых Тайн. По окончании богослужения батюшка Михаил поздравил всех с праздником, пожелал доброго здравия и, конечно же, помощи Божией и заступничества Пресвятой Богородицы.
Ольга Райкова
сотрудник по связям с общественностью
I Калининского благочиния
храм Рождества Богородицы, что в Ямской слободе запись закреплена
☼ ДОСУГ ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТЕЙ. ☼
Казанская икона Божией Матери впервые явила свой образ ребёнку.
#Об_иконах@dosug.prav.detey
#День_Народного_Единства #4_ноября
«Ни святителю, ни начальнику, ни вельможе, ни мудрому старцу, – но явила чудный свой Образ Богородица – ребенку, дочери простолюдина», – писал прямой свидетель события свщмк. патриарх Гермоген
Показать полностью.
Особенность Казанской иконы Божией Матери в том, что ее прославление шло «снизу», от народа, а не от церковных властей и иерархов.
Хорошо известна эта история: в 1579 году в Казани, где только-только появилось христианство, девятилетней Матроне во сне явилась Матерь Божия и повелела «сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ», указав место, где надо искать.
Матрона все рассказала матери, но та и внимания не обратила ни в первый, ни во второй раз. На третий раз во сне девочке была явлена сама икона, и Богородица повторила свой наказ, предупредив, что если Ее словам не поверят, городу грозит беда.
Испуганная девочка упросила мать пойти к священникам. Мать отвела ребенка к архиепископу Иеремии, но и он не поверил странным словам девятилетнего ребенка. Ну а кто бы поверил?
Но девочка никак не хотела успокоиться. Наконец, мать сама стала раскапывать то место, где, по словам Матроны, находилась икона. Но только когда за раскопки взялся ребенок, появилась икона, обернутая в полотнище. Икона была совершенно «новой», как будто и не из-под земли.
Слухи о чуде быстро достигли архиепископских палат. Пораженный, архиепископ Иеремия с градоначальниками поспешили в дом к Матроне и торжественным крестным ходом, с молебствиями перенесли чудесно обретенный образ в Благовещенский собор города Казани.
У этого чудесного события есть свой документалист, прославленный во святых патриарх Гермоген, вдохновивший народ на борьбу за веру и страну в Смутное время и замученный голодом в тюремном подвале.
Во времена описываемых событий он служил простым священником в Никольской церкви Казани и звался отец Ермолай.
Именно патриарх Гермоген написал службу в честь Казанской иконы и знаменитый тропарь: «Заступнице усердная…».
На месте обретения образа, по царскому указу (и со многими дарами) был построен женский монастырь, первыми его инокинями стала Матрона и ее мать.
В чем может быть смысл отраженного в записках свщмк. патриарха Гермогена некоего противопоставления власти, могущества, мудрости – и простоты ребенка?
Можно вспомнить слова Христа о ребенке, которого Он привел в пример, когда ученики начали спорить о том, кто больше в Царствии Небесном (Мф.18: 1-6) «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Если не умалитесь как дети, не войдете в Царствие Божие».
«Дети — образ вновь родившихся в Царство Божие, родившихся от Духа, – говорит один из толкователей. – «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», – говорит Христос Никодиму. (Ин. 3,3).
Дитя и есть такой образ возрожденного для Божия Царства, тот, кому больше не интересен вопрос: кто же больше, я или мой друг; кто ни себя, ни других уже не оценивает по характеристикам этого мира: власти, богатству, почету.
Дитя – тот, кто стал достаточно «мал», чтобы радостно нуждаться в Отце, во всем доверяя Ему, идя за Ним, куда бы Он не повел.
По Иерониму же Стридонскому, дитя здесь – Сам Христос: «Он поставил среди них Себя самого, как дитя, потому что Он пришел послужить, а не для того, чтобы Ему служили, так что Он подал им пример смирения».
«Такое дитя – и тот, кто с любовью относится к людям кротким и смиренным, похожим на детей, во имя Христово, то есть во исполнение заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как самому Христу»,
– добавляет архиепископ Аверкий Таушев.
================«Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков, – пишет в своем исследовании иерей Михаил Асмус.
После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.
Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.
До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее князем Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
Второй чтимый список Казанской иконы был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.
В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней.
Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери за победу над французом. Здесь же, в Казанском соборе, рядом с чудотворным образом Богоматери, фельдмаршал и был похоронен.
История явленного чудотворного образа Казанской Божией Матери оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Богородицкого монастыря в Казани был ограблен; бесследно пропала и чудотворная икона.
На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
Множество других списков Казанской иконы Божией Матери также известны своими чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной.
В редком храме России не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.
=============Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской», глас 4
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Перевод: Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.