церковь рождества богородицы витославлицы
Церковь Рождества Богородицы (XVI век) из села Передки Боровического района
Когда в августе 1964 г. я предложил А.В. Ополовникову (тогда кандидату архитектуры, позже доктору и академику) посетить Передки, на него постройка произвела вначале примерно такое же впечатление. Дальнейший осмотр рассеял его.
В 1959 г. мне пришлось слышать от стариков в разных вариантах легенду о литовском нашествии, разумеется, без знания времени когда это происходило. Позже я прочел ее в небольшой публикации священника этой церкви Павла Демянского, помещенной в «Новгородских епархиальных ведомостях» за 1899 г.
Интереснейший документ, свидетельствующий о том, что оккупанты беззастенчиво хозяйничали на чужой территории и, видимо, население оказывало им сопротивление.
О времени сооружения церкви документов пока не найдено.
П. Демянский сообщал: «на северо-западе от села Передок находится усадьба «Боярские горы», которая с незапамятных времен переходит из рода в род у гг. Аничковых. По имеющимся данным у гг. Аничковых все земли на много десятков верст в окружности их села принадлежали их предкам». И далее приводит цитату из описи за 1581-1583 годы: «. а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение приходные старых помещиков».
Читатель безусловно вспомнит Санкт-Петербург и Аничков мост и Аничков дворец.
В.В. Зверинский и П. Демянский приводят запись на колоколе, отлитом для Передского Рождественского монастыря в 1539 г.: «. в дом Пресвятой Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества в монастырь в Передки». Запись оба дают в «свободном» прочтении. Те же сведения в публикации 1865 г.4
Колокол утрачен и проверить запись на нем уже невозможно. Но дата (1539 г.) уже приближает нас ко времени возведения храма. Дендрохронологический метод исследования спилов дал разные результаты, поскольку бревна остроганы скобелем и последние годовые кольца утрачены. Ближайшая к нам дата 1531 г. получена с бревна, сохранившего нетронутою поверхность, даже с остатками коры. Ее и следует признать наиболее близкой искомой или даже действительной.
Каким же был монастырь в XVI веке? О нем подробные сведения у Неволина, опубликовавшего писцовые книги 1581-1583 гг.5 «В Петровском же и Борисоглебском погосте в Боровичах монастырь в Передках. А на монастыре церковь Рождество Пречистыя, деревянная. (Далее уже цитируемые сведения, заключающиеся тем, что все это «старых помещиков».) «Да на монастыре же кельи: келья игуменская пуста, келья черново священника пуста ж, в келье чорной диакон Игнатий, келия братцкая. Да за монастырем крылоских церковных дворов: дв. пономарь Сенка Остафьев, дв. диячок Олеша Петров, дв. понамарь Сенка Остафьев, дв. проскурница Зеновья, дв. звонец Дорошко Никифоров, да Фалелейко Яковлев, да Ондрюшко Федоров. Да бобыльских дворов: дв. Данилко Борисов, дв. Лучка Офонасьев, дв. Мартынко Иванов седельник. Да пустых дворов: дв. игуменский, дв. церковных дьячков, дв. понамарев, да бобыльских осемнадцать дворов пустых. Да на монастыре ж двенадцать лавок пусты, да за монастырем две лавки пусты, а в них приезжия торгуют ноугородцы в осенних по три праздника: на Рожество Пречистые, да на Никитин день, да на Покров Святей Богородицы. А оброку дают Рождеству Пречистой на темян и на ладон и на свечи с лавки по алтыну. Пашни церковные паханые пятнадцать чети в поле, а в дву по тому ж полторы обжи, а сошного письма полсошки.»
Итак, в монастыре последней четверти XVI в. одна церковь, 4 кельи, из которых только одна обитаемая и 12 пустующих торговых лавок. Опись не отмечает, но, по видимому, монастырь был обнесен деревянной оградой, в которую могли быть встроены лавки, не отмечает наличие колокольни или звонницы. За монастырем 32 двора, из которых 21 пустовали, и 2 пустующие лавки.
Причина, по которой монастырь к этому времени так обеднел, не выяснена.
Работы на церкви велись и в начале XX столетия. В 1903 году притч и староста Передской церкви обращались в Императорскую археологическую комиссию с просьбой разрешить опустить пол «в паперти и самой церкви», перебрать и починить иконостас, который «разошелся», вновь обтянуть стены холстом, «прошпаклевать и раскрасить». Примерно такое же обращение было от лица Новгородской духовной консистории с просьбой разрешить роспись стен в восьмерике церкви. Вероятно, именно этих «богомазов» помнили жители села и дома, где они квартировали.
По монастырю, окрестностям, дворам, количеству жителей и другому имеются интересные сведения, но нас интересует ц. Рождества Богородицы.
Яркая особенность церкви: боковые стены креста в ее плане не параллельны, как обычно делалось в таких случаях, а резко отодвинуты от середины помещения наружу. Прием, неизвестный мне ни на одном другом памятнике деревянного зодчества, сохранившихся или известных по разным источникам на территории России. Что он дает? Во-первых, ощутимо увеличивает площадь помещения для молящихся. Не расчлененное стенами или перегородками цельное пространство позволяло вести службу как перед главным алтарем, так и перед придельными боковыми, из которых северный был посвящен Николаю, а южный Никите. При этом люди могли заполнить все пространство церкви. Во-вторых, сухое, даже жесткое пространство интерьера, ограниченное стенами трех ветвей креста, смягчено. Если по внешним контурам церкви очертить круг, то вся она вписывается в него очень точно. Круг же, как известно, самая рациональная геометрическая фигура.
Другим доказательством служат верхние части дверного проема, ведшего в подцерковье и сохранившиеся в южной стене. Уцелевшие остатки проема поздние, не ранее XIX в. По всем признакам первоначальный вход находился здесь, неоднократно переделывался из-за осадки здания, происходившей после полного сгнивания нижних венцов. То есть его периодически прорубали вверх до тех пор, когда в 1894 году, по свидетельству Н. Демянского, была прорублена новая дверь в восточной стене алтаря прямо против колодца.9
Центральный восьмерик, покоящийся на очень низком четверике, почти скрытом под крышею, сохранился полностью в первоначальных формах, если не считать четырех огромных проемов, прорубленных во второй половине XIX в. в его «диагональных» стенах. Сохранилось и основание венчатого, рубленого «в режь» шатра на высоту 4-х венцов. С появлением окон исчезла средняя часть потолка и открылось пространство восьмерика, ранее закрытое.
Интересно, что восьмигранный центральный купол первой половины XIX в. в начале имел двухслойную дощатую кровлю с надежной берестяной изоляцией. Верхний вертикальный слой досок был изогнут.
От шатров на малых боковых восьмеричках 1699 г. имеются врубки для стропил, а на южном уцелела и мачта с некоторыми следами, отмечающими положение прежних шейки и главки. Возможно, что первоначально на их месте были простые главки, фиксирующие приделы. Но могло их и не быть. Главка же на среднем алтаре почти наверняка была.
Галерея покоилась на кронштейнах-помочах разного характера и на срубце с запада являвшемся продолжением западной ветви срубного креста. Восточные кронштейны были в шесть венцов, обработанных снизу скругленной затеской. Кронштейны в северо-западном углу шли снизу, почти с первых венцов и были ступенчатыми. По сохранившимся верхним уступам, их величине не трудно было воссоздать все остальные, утраченные снизу. Кстати, реконструкция этих кронштейнов помогла установить и число утраченных венцов, которое оказалось в среднем равным десяти. Кронштейны юго-западного угла, так же ступенчатые, встречались верхними бревнами и соединялись врубкою «в лапу». Эта часть выступала за пределы нижней брусовой обвязки и перекрывалась двухскатной кровелькой, отпечаток которой прекрасно читался на брусе.
Хотя и попорченная поздними гнездами для шипов стоек, ликвидацией «остатков» на углах, нижняя брусовая обвязка уцелела со времени построения церкви. Она определила четкий шаг стоек и их положение относительно брусьев. Найдена при разборке и сама стойка, слегка попорченная. Она плоская, прямоугольная в сечении, с простой двухсторонней резьбой. Стойка задала высоту галереи, высоту, характер и другие размеры дощатого с поручнем ограждения.
На стенах церкви имелись врубки для стропил и отпечатки первоначальной кровли.
В церкви под верхним «чистым» полом в алтарях уцелели перевернутые нижней стороной вверх пластины первоначального пола с гнездами для ножек престола. Они определили не только местоположение престолов, но и размеры их в плане. Очень интересна первичная, «черная» обработка нижних поверхностей пластин, сделанная теслом или узким топором с закругленным снизу лезвием.
Потолки были сделаны только в центральной части и боковых ветвях креста. Причем в середине потолок несколько поднимался относительно боковых частей. В 1699 г. при прорубке и устройстве в западных стенах двух оконных проемов боковые потолки подняли на уровень среднего. Сами же потолки, кроме среднего, сохранились в первоначальных формах и материале. Это «подволока в косяк» или «елку» по балкам-матицам.
Алтари и западная часть помещения для молящихся (западная ветвь креста) потолков не имели. Правда, в западном отсеке появились, вероятно, не сразу, но вскоре после построения церкви, хоры, низ которых служил потолком.
В XIX в. над хорами была предпринята попытка устройства сводчатого дощатого потолка, для чего на западной стене вырубили борозду. Но потолок так и не был сделан.
Такие же затески в бревнах, но сильно попорченные, уцелели на западном окне над хорами. Но возможность восстановления первоначального косящатого окна была ограниченной и пришлось оставить оформление окна, выполненное в 1699 г.
Наиболее ценным оказалось то, что в алтарях церкви нетронутыми оказались почти все волоковые окна. Лишь в северной стене Никольского придела и южной стене Никитинского в первой половине XIX в. появились косящатые окна, поглотившие первоначальные, вероятно тоже волоковые, но от которых ничего не уцелело.
Волоковые окна сделаны в двух вариантах: традиционном, с одним кожухом для дощатой задвижки, служившим «верой и правдой» со времени зарождения где-то в X, IX или более ранних столетиях и прожившим до начала XVIII в., и в варианте с двумя кожухами, из которых один, в данном случае левый, закрытый дощатым щитком, служил для помещения в нем слюдяной или стекольчатой окончины. Окна этого варианта имели три позиции: полностью открытую, закрытую окончиною и закрытую деревянной задвижкой. Такие волоковые окна неизвестны ни в каком-либо другом памятнике деревянного зодчества на севере России, да и в ее центральной части, за исключением новгородской Успенской церкви из села Курицко, где, к сожалению, они до конца не реставрированы.
Реставрация церкви на месте привела бы к значительному увеличению стоимости работ за счет доставки материалов, машин за счет командировочных расходов и прочего. Главное же: не ясно было ее практическое использование в то время, невозможность надежной, действенной охраны и регулярного наблюдения за ее состоянием. Решение о перевозке памятника в Витославлицы было правильным.
Следует остановиться на иконостасе церкви. До нас он дошел в сильно «потрепанном» виде. Почти все иконы были похищены или просто растащены на бытовые потребности. Одну обнаружили в скотном дворе крестьянина. Резные, позолоченные царские врата (их было трое, располагались против главного и придельных престолов) отсутствовали. Позолоченная псевдобарочная резьба во многих местах была поломана или утрачена.
Этот иконостас рамной или каркасной конструкции был выполнен, вероятно, в первой половине XIX в., но содержал в себе иконы более раннего времени. Он описан в статье П. Демянского. К сожалению не всем иконам определено их местоположение.10 Позднему иконостасу предшествовал более ранний, относящийся видимо к 1699 году. От него уцелели лишь три обрубка расписных тябел. Оба иконостаса были трехъярусными. В первом (нижнем) ярусе размещались так называемые местные иконы, посвященные в основном Богоматери. Здесь было 8 икон и три иконы являли собой пономарские (или северные) двери. Южных не было. Второй деисусный ярус содержал 21 икону. Третий пророческий ярус имел, как ни странно, 20 икон (по сведениям П. Демянского). А их должно быть нечетное количество, например, 21, как во втором ярусе. Многие иконы третьего яруса внизу имели изображения «двунадесяти праздников».
Каких-либо сведений об иконостасе XVI в. нет. Известно лишь, что он был тябловый.
14 ноября 1967 г. Рождественская церковь начала прощаться с селом Передки, с незамерзающей зимой речкой Быстрицей, спешащей отдать свои воды порожистой Мсте, со стаями банек, сгрудившихся у подножия глубокого оврага у самого берега речки, со всем, что ее окружало в течение более 435 лет. Небольшая бригада плотников в составе Борисова А.М., Липатова Г.П., Дмитриева М.А. и Леонтьева Н.И. под моим и прораба Зарядовой А.Н. руководством приступила к разборке церкви с тем, чтобы перевезти ее в Новгород, в Витославлицы и сделать почетным экспонатом музея.
Работы велись обычным, уже отработанным методом. Сначала удалялись все позднейшие наслоения, не подлежащие сохранению и реставрации. К ним относились вся дощатая обшивка, поздние купола с главками, поздние верхние полы, холст, которым были оклеены стены (фрагменты с живописью начала XX в. вывезены в Новгород), срубец в северной части галереи, где в конце XIX в. была устроена ризница, металлические кровли уже сильно поржавевшей жести и многое другое по мелочи.
Затем была выполнена разметка всех элементов храма, зафиксированная на схемах в журнале. Рабочие приступили к разборке подлинных элементов памятника, к их упаковке, вязке пакетов, погрузке их на машины-лесовозы с помощью автокрана, которые перевозили пакеты в Витославлицы. Иконы и элементы позднего иконостаса упаковывались и перевозились отдельно.
В январе 1968 г. разборка, длившаяся два месяца, была закончена. Перевозка элементов памятника продолжалась и в феврале.
Сборка и реставрация памятника начаты 5 февраля 1968 г. и закончены в основном в конце июня 1971 г. Продолжительность работ, если считать исследовательские, связанные с раскрытием древних частей церкви (середина марта 1967 г.), составит более 4-х лет. Причина такого длительного срока кроется на только в сложности работ, но и в том, что рабочих часто снимали на другие объекты. Состав бригады плотников менялся. Иногда бригада вырастала до 8 человек. Кроме перечисленных, работали потники Стрижов Е.А., Чистяков А.И., Кириллов А.А. и др.
Все работы велись в соответствии с проектом реставрации.
Реставрация ориентирована на возвращение памятнику архитектурно-художественного облика 1531 г., но при условии сохранения некоторых элементов, появившихся в 1699 г., и части деталей первой половины XIX в. Чем это вызвано? Малые боковые шатры на таких же малых восьмериках и четверичках хотя, на мой взгляд, не совсем пропорциональны по отношению к центральному восьмерику, да и всему объему церкви, все-таки обогащают общую композицию храма, образно отмечают наличие двух приделов и одну из вех в истории памятника, его перестроек. Они хорошо вписываются в понятие «народное зодчество». Наслоения XIX в. вырываются из этого понятия, ничего общего с ним не имеют, напротив, символизируют наступление официальной церкви и советской власти против всяких проявлений народности или, как это было окрещено, язычества в культовом строительстве. Поэтому-то с ними пришлось расстаться.
Музей Витославлицы в Великом Новгороде
История поселения
В нескольких километрах от города на берегу озера Мячино когда-то простиралось село Витославицы. Им владел великий князь Изяслав Мстиславович (1097-1154), позже — его брат Всеволод. Оба были сыновьями новгородского и киевского князя Мстислава Владимировича Великого и внуками Владимира Мономаха.
Согласно историческим документам, в 1134 г. село Витославицы вместе с деревнями Ушково и Прости было передано Пантелеймонову монастырю и стало его слободой.
Рядом с селом находилось множество монастырей. Например, древнейший Юрьев монастырь, основанный в 1030 г. Ярославом Мудрым. Но князь Изяслав был крещен как Пантелеймон и особо почитал этого святого. Даже на полях сражений он носил шлем с его изображением.
В 1386 г. монастырские постройки были сожжены новгородцами при подходе войск Дмитрия Донского, а в начале XVII в. сам монастырь был опустошен шведами. Древний каменный храм перестраивали в 1716 г. и в 1810 г. разобрали полностью, сохранились лишь остатки.
Памятники деревянного зодчества
Все старинные окрестные поселения и монастыри Витославлиц исчезли. Но на этом месте 5 июня 1964 г. был создан музей, в который со всех окраин начали поступать постройки XVI-XVIII в. и начала XIX в.: жилые и производственные дома, часовни и церкви.
Сотрудники музея народного деревянного зодчества организовали экспедиции по всей области, нашли и собрали лучшие экспонаты, сохранившиеся до сих пор. Реставраторы спасли от гибели эти памятники старины.
Первым архитектурным объектом стала церковь Успения Богородицы. Затем привезли Никольскую, Рождественскую и др.
В начале 60-х годов предполагалось собрать около 20 объектов. В начале 70-х годов их было уже около 40, а к 90-м — больше 80. Территория музея стала заповедником культурного наследия. Помимо ценных строений здесь есть старинные орудия труда, предметы одежды и крестьянского быта.
Церкви и часовни
Церковь Успения (1595 г.) — это высокое шатровое архитектурное сооружение в виде острой пирамиды типа «восьмерик на четверике» (восьмигранный сруб на четырехгранном), с небольшим алтарным прирубом, галереей-папертью и приделом Параскевы-Пятницы.
Раньше церковь стояла у озера Ильмень и была для рыбаков маяком. Перевезена в музей из Новгородского района, из с. Курицко. Реставрирована в 1964-1965 г. В июле этого года интерьер дополнен иконостасом, работа над реставрацией которого велась в течение нескольких лет.
Церковь Рождества Богородицы (1539 г.) — это постройка с 3 алтарными прирубами, увенчанная 3 шатрами с чешуйчатыми главками. Стоит на крестообразном основании типа «восьмерик». Легкие галереи на кронштейнах и трехмаршевое крыльцо делают ее облик торжественным.
Церковь была перевезена из Боровичского района, из д. Передки. Реставрирована в 1967-1971 г.
Клетская церковь Успения (1599 г.) из Любытинского района, из деревни Никулино. Состоит из алтаря, основного сруба и трапезной, расположенных последовательно. С южной стороны строения находится галерея.
Привезена церковь на территорию музея и реставрирована в 1975-1977 г.
Церковь Николая Чудотворца (середина XVI в.) — ярусное сооружение на крестовидном основании с высоким крыльцом. Состоит из венчатого сруба, пятистенного алтаря, обширной трапезной и закрытой галереи.
Церковь перевезена из Хвойнинского р-на, из села Мякишево. Реставрирована в 1972-1974 г.
Ярусная церковь Николы (1757 г.) — храм с трапезной и шатровой колокольней; «четверик» основания увенчан 3 небольшими главками-«восьмериками», расположенными одна над другой и убывающими по ширине.
Из Окуловского района, из деревни Высокий Остров церковь перевезена в музей и отреставрирована в 1976-1979 г.
Клетская церковь Николы (1688 г.) — рубленое сооружение на подклети с разновеликими срубами, трапезной и алтарем. Части церкви венчают кровли разной крутизны и чешуйчатая главка на самом верху.
Перевезена из села Усть-Волма и отреставрирована в 1966-1967 г.
Часовня (XVII в.) — это небольшой сруб- клеть, опоясанный с 3 сторон галереей. Ее двускатная крыша выполнена в стиле «по потокам и курицам».
Часовня перевезена из Маловишерского района, из деревни Гарь. Отреставрирована в 1972 г.
Часовня XVIII в.) — это небольшой сруб, окруженный с 3 сторон галереей. Венчается 2 сужающимися «восьмериками» и главкой, крытой лемехом. Над входом в часовню устроена легкая колокольня.
Часовня привезена из Маловишерского района, из деревни Кашира. Отреставрирована в 1972 г.
Перевезена из Любытинского района, из Реконьской пустыни в 1979 г. и отреставрирована.
Жилые и хозяйственные строения
Изба Марии Дмитриевны Екимовой (построена во 2 половине XIX в.) из Новгородского района, из д. Рышево. Изба состоит из сруба 7,6 х 5,7 м на высоком подклете. Крутая двускатная крыша с кровлей, первоначально тесовой, позже (около 1914 г.) — черепичной. На фасаде резной балкон и 4 окна с богато украшенными наличниками.
Изба топилась «по-белому». До Марии Дмитриевны здесь была чайная, а в подклете — магазин. Первый владелец неизвестен. Эта изба первой из жилых домов перевезена в музей и реставрирована в 1969-1971 г. В ней воссоздана мебель, которая рубилась одновременно с домом (лавки, полавочники, полати). В сенях теперь размещается выставка «Орудия обработки льна».
Курная изба Василия Арсеньевича Туницкого (второй половины XIX в.) рублена на подклете. Этот дом с «прикрольком» — односкатным навесом на столбах. У него есть традиционный «передок», где хранились сани, телеги, дровни, розвальни, сбруя, земледельческие орудия.
Курная изба Василия Арсеньевича топилась «по-черному», без дымохода. Такой способ требовал меньше дров, к тому же дым отпугивал насекомых, а сажа дезинфицировала избу. Изба перевезена из Крестецкого района, из д. Пырищи. Реставрирована в 1975 г.
Курная изба Царевой Е.И. (первой половины XIX в.) тоже из деревни Пырищи. Срублена из толстых бревен, в подклете их толщина 28-34 см, на уровне жилья — 30-36 см. Из толстых бревен сделан и пол, а из более тонких — потолок.
Постройка эта с галереей-«прикрольком» и балконом. Хозяйственный двор двухъярусный. Изба реставрирована в 1978-80 г.
Курная изба Павла Антоновича Шкипарева (2 половины XIX в.) невелика, квадратной формы сруб размерами 5,6 х 5,62 м стоит на подклете-подъизбице. Двор дома без характерного для жилых построек «передка» с парадными воротами; возможно, первый владелец не имел собственной лошади.
Крыша избы и двора общая, двухскатная. Изба перевезена Новгородского района, из д.Частова. Реставрирована в 1975 г. Теперь в ней расположена выставка берестяных изделий.
Амбар Алексеевой Н.С. (конца 19 в.) — рубленое сооружение, предназначенное для хранения зерна и муки; разделено на закрома и сусеки. Первоначально амбар стоял так, чтобы хозяин мог видеть его из окна дома. Объект перевезен из Боровического района, из д. Хвощник. Реставрирован в 1978 г.
2 мельницы-шатровки (начала XX в.). Название «шатровка» от формы восьмигранного сруба, в котором размещен основной механизм. Верхняя часть — шапка с крыльями и горизонтальным валом — крутится вокруг своей оси; во время работы ее поворачивают против ветра.
1 мельница перевезена из Солецкого района, из д. Ладощина. Другая — из Шимского района, из д. Подгощи. Реставрированы в начале 70-х г.
Проводимые в Витославлицах праздники
Этот новгородский музей славится проведением игр, праздников, свадебных обрядов. Круглый год на его территории проходят фольклорные фестивали, устраиваются народные гулянья.
Зимой на Рождество и Троицу здесь звучат песни, разыгрываются обряды. Гости катаются на санках и коньках. Летом работают ярмарки. А на игровых площадках можно освоить ходули и гигантские шаги, поучаствовать в играх.
Женихи и невесты съезжаются сюда в сопровождении гостей, чтобы провести свадебный обряд по старинной традиции. Праздничные дни заканчиваются концертами и колокольным звоном.
Программы музея и их стоимость
Режим работы музея (ежедневно, кроме понедельника и воскресенья):
Участие в интерактивных программах оплачивается дополнительно к стоимости входного билета, сумма зависит от количества участников в группе (7 — 30 чел.). Подробная информация — на официальном сайте музея.
Адрес и как добраться
Великий Новгород, 5-й км от города по Юрьевскому шоссе.
Можно доехать от вокзала и ост. «Сенная площадь» на автобусе № 7, 7A или маршрутном такси.
Музей деревянного зодчества Витославлицы в Великом Новгороде: инструкция для туристов.
Витославлицы в Великом Новгороде — это музей деревянного зодчества под открытым небом. И в нем проходят одни из лучших народных гуляний в России.
Гости отмечают особую атмосферу событий, проходящих на берегу озера Мячино. На пороге каждой избушки посетителей встречает хозяйка в национальном костюме. Внутри зданий достоверно воссоздан в малейших деталях быт наших предков. Во время прогулки по парку маленькие гости и их родители путешествуют в прошлое и знакомятся с уникальными постройками XVI — начала XX веков.
Избы, церквушки, амбары – это не умелые копии, а оригинальные постройки. Все они найдены в разных уголках Новгородской области, разобраны по бревнышкам и бережно перевезенными берег озера Мячино. Особый интерес представляют для туристов Церковь Рождества Богородицы, Каширская часовня и «Хозяйственный двор».
Сотрудницы музея в национальных костюмах знакомят гостей с внутренним убранством домов, объясняют назначение разных предметов внутри, показывают двор и огород.
Сколько стоит и время работы
Время работы: с 10:00 до 16:00 (касса закрывается в 15:40)
Напротив музея есть небольшая парковка и сувенирный рынок, где можно не только купить берестяные брелоки, но и выпить кваса, медовухи или горячего чая. Также есть большое кафе «Юрьевское подворье», но я о нем весьма среднего мнения.
Как добраться
Прямо напротив музея останавливается автобус №7 и 7А, стартуют они от ЖД вокзала.
Расписание автобуса и подробная карта как добраться до Витославлицы:
Церковь Рождества Богородицы
Исследователи решили считать годом постройки церкви 1539 год – такие данные получили путем изучения спилов одного из бревен.
Работа над ней шла много лет: неоднократно церковь перестраивали, добавляли новые детали, окрашивали медянкой и охрой, перебирали и чинили иконостас, обтягивали стены холстом, расписывали стены. Несмотря на заботу, постройка, найденная в селе Передки группой архитекторов, требовала незамедлительного ремонта. Проводить реставрацию на месте было дорого, потому что доставка материалов в село обошлась бы в крупную сумму. Приняли решение перевозить церковь в Витославлицы и восстанавливать уже на месте.
Часовня
На крутом берегу реки Каширы в Маловишерском районе над обрывом возвышалась часовня, которая привлекла внимание сотрудников экспедиции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника в 1971 году. Постройка, как и Церковь Рождества Богородицы, была разобрана и перевезена в этнографический музей.
В документах информации о ней найти не удалось. Исследователи узнали от местных жителей, что ранее ее перевезли из какого-то другого населенного пункта. В годы войны красноармейцы открыли в ней клуб. Было прорублено два больших окна, главку с крестом сняли, колоколенку разобрали. Позже постройка стала складским помещением, где хранили сломанный сельскохозяйственный инвентарь. От прежнего убранства почти ничего не осталось. Исследователи не увидели ни алтаря, ни престола. Иконостас практически не уцелел. Иконы также обнаружить не удалось.
Каширскую часовню решили установить в центре Витославлиц. Архитекторы-реставраторы спасли памятник и вернули ему облик, максимально приближенный к первоначальному.
«Хозяйственный двор»
C 2013 года на радость всем маленьким гостям и их родителям на территории музея открылась интерактивная выставка.
Центральная часть выставки – конюшня из Боровичского района, в которой содержатся две лошади. Рядом с ней расположен козлятник. Посетители могут покататься верхом, сделать фото на память и поучаствовать в мастер-классах. Дети с интересом узнают, как подковывают лошадей, доят коз и пробуют ухаживать за животными под присмотром родителей и сотрудников музея.
Музей в праздники
Я, искренне советую схездить в Витославлицы на Рождество и Масленицу. Организаторы устраивают насоящий праздник с заразительной атмосферой. Это не просто кучка «стандартных» развлекух, а большое количество интересных интерактивных площадок.
Зимой в парке можно покататься с ледяных горок и принять участие в обрядовых действах. Детей приводят в восторг развлечения, популярные на Руси. Многие гости музея делают первые неуверенные шаги на ходулях, осваивают «гигантские шаги», соревнуются по командам в перетягивании каната.
Надпись сверху: «Цирк уродов»
Но есть несколько правил:
Чтобы получить удовольствие от праздника, вам предстоит пройти несколько испытаний. Провал в одном из них означает провал всей операции. Серьезно, вы ведь не в Турции, где все включено, а в Российском городе-музее. Здесь за удовольствие сначала нужно пострадать!
Испытание №1. Праздник длится всего 2 часа. В нашем случае с 13.00 до 15.00. До и после там делать вообще нечего =) Все закрывается, народ разбегается, из развлечений только 400-летние избы.
Мы приехали в 11.00. Кроме нас на всей территории было всего человек 6 и 2 палатки с блинами. Я уже думал «Ну трындец приехали». Но с 12.45 народ начал прибывать толпами! А работники музея начали свое представление.
Но тут нас поджидает Испытание №2. За 30 минут до начала образуется пробка из машин, в которой можно стоять час. К музею ведет узкая дорога и водители высаживают всех детей / бабушек / друзей только у центрального входа и только посредине дороги. Соответственно все остальные стоят и ждут.
Пробка из машин, кто хочет успеть на праздник идет пешком
Что еще стоит знать
Описания на месте очень скудные, скорей просто что это: «Церковь такого-то века из Колокольни и прихода», «Баня 17 век». Но в каждом доме есть бабушки в национальных костюмах, которые с юмором и задором стараются рассказывать про быт и каждую вещь.
В 2017 году сотрудники музея выпустили путеводитель издательства «Фордевинд». Это игра квест, внутри книги задания, которые предстоит выполнить маленьким путешественникам вместе с родителями, и десятки рисунков, с любовью выполненных петербургской художницей Анной Опариной. Иллюстратору удалось передать сказочную атмосферу этнографического музея с легкостью, ведь она сама родилась и выросла в Великом Новгороде. Книгу правда заказать можно только через интернет и стоит она 750 рублей, на месте не продается. Но, если вы едете с детьми, то вместо скучной прогулки, получите веселое приключение.
История музея
Рядом со входом в музей расположена большая карта, которая не даст туристам потеряться. Просто сфотографируйте ее на телефон, если переживаете, что заблудитесь или пропустите что-то важное. Тут же можно познакомиться с информацией об основателе музея – архитекторе-реставраторе Леониде Красноречьеве.
Высшего образования у архитектора не было. Талантливый юноша проходил обучение в Ленинградском архитектурном техникуме. После сдачи итоговых экзаменов молодого специалиста отправили в Новгород для работы в реставрационной мастерской. Шел 1952 год, восстановление памятников архитектуры после войны продолжалось. Первое время Леонид Красноречьев без устали работал с каменными памятниками разных периодов, а затем загорелся идеей создать в Новгородской области этнографический музей. Следующие годы прошли в экспедициях по деревням и селам. Группа реставраторов нашла и перевезла десятки объектов на берег озера Мячино. Их разбирали по бревнышкам, упаковывали в большие пакеты и затем вертолетом отправляли в Новгород.
Ученики архитектора отмечают, что работать с ним было интересно, но выдержать такой бешеный ритм жизни не каждому под силу. Реставратор никогда не сидел без дела, трудился одинаково упорно и в мастерской, и дома, был очень требовательным к себе и к окружающим.
Работа группы реставраторов, в которую входил Леонид Красноречьев, в 1996 году была удостоена Государственной премии Указом Президента РФ. Некоторым коллегам архитектора, с которыми вместе он воссоздавал облик Новгорода долгие годы, премию присудили посмертно. Создатель музея деревянного зодчества скончался в 2013 году, оставив потомкам свою ожившую мечту – результат многих лет неустанной работы.
Комплексная реставрация музея началась в 2017 году. Поэтому у туристов, которые посещали парк во время работ, впечатления двойственные, ведь часть построек осмотреть не удалось. Побывать в этом уникальном месте лучше после 55-ого дня рождения музея – восстановить комплекс планируют к лету 2019 года.
На данный момент 80% экспонатов выглядит так