церковь рождества христова стиклево
Радость и свет храма Рождества Христова, или Как не пропустить великое чудо?
На выезде из белорусской столицы, в деревне Большое Стиклево, находится величественный белоснежный храм Рождества Христова. Невозможно не заметить эту церковь и не залюбоваться ею! Особенно много верующих собирается здесь 7 января. О том, как прихожане отмечают долгожданное Рождество Христово, как лучше подготовиться к этому празднику и чем заняться в святки, беседуем с клириком Рождественского храма протоиереем Сергием Мовсесяном.
— Отец Сергий, расскажите, как в Минском районе, практически в черте города Минска, появился храм Рождества Христова?
— Прошло уже почти 25 лет с тех пор как митрополит Филарет, ныне Почётный Патриарший Экзарх всея Беларуси (а в то время митрополит Минский и Слуцкий), дал благословение на организацию прихода храма Рождества Христова. В 1995 году всё начиналось с инициативы жительниц деревни Большое Стиклево и сотрудниц Минской овощной фабрики, что расположена неподалеку. Их объединило горячее желание — иметь в своём микрорайоне церковь. Постепенно мечты верующих стали претворяться в реальность. Руководить организацией прихода и строительством храма было доверено нашему теперешнему настоятелю (тогда дьякону, а ныне протоиерею) — отцу Михаилу Рукалю.
Какое-то время богослужения проводились в скромном вагончике. Рядом постепенно возводился храм. Это стало событием для многих жителей района. Ведь церковь строилась на пожертвования и с помощью людей, а это особенно ценно и памятно для всех. Трудилась бригада профессионалов. И в то же время местные жители под руководством отца Михаила на всех этапах принимали активное участие в работах: когда была возможность, приходили и мешали раствор, подносили кирпич. Батюшка всех приглашал присоединиться к строительным работам. Каждый выполнял то, что ему по силам. Сегодня с чувством особой теплоты многие вспоминают этот период как время общего делания.
Для того чтобы получить необходимую сумму на строительство и роспись храма, женщины собирали пожертвования в метро. Сложилась традиция: поздравлять пассажиров с православными праздниками и заодно предлагать внести посильную жертву на церковь в Стиклево. Удивительно, но это помогло не только в решении финансовых вопросов: такое, казалось бы, короткое общение в общественном транспорте, поздравление с праздником, весть о строительстве — всё это приводило к тому, что многие люди потом приезжали в наш храм. Таким образом в чью-то жизнь вошёл Господь, и это очень радостно!
— Почему церковь решили освятить в честь такого великого события — Рождества Христова?
— В честь Рождества Христова освящён верхний, главный храм. Каких-то особых историй, связанных с этим, нет. Но мы, безусловно, рады, что наш храм назван в честь одного из главных и любимых христианских праздников.
Нижний, криптовый храм освящён в честь преподобного Антония Великого. С его названием всё складывалось непросто. Трудно было определиться, имя какого святого будет носить церковь. Сегодня мы знаем многих угодников Господних, молитвенников, у которых хочется учиться крепкой вере и истинному служению Богу! Была даже мысль освятить храм в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Но тогда получалось, что чуть ли не каждый день в храме будет престольный праздник. В итоге было принято решение освятить церковь в честь святого Антония Великого, который является основателем монашества, а значит, и тем, благодаря кому появились многие святые. Таким образом удалось совместить многое!
— Церковь, такая белоснежная и воздушная, отличается ещё и неповторимой архитектурой.
— Храм действительно получился красивый и величественный! Перед его проектированием настоятель с помощниками специально поехали в Россию — хотелось своими глазами увидеть разные церкви, найти какие-то ориентиры для себя. В Минске пожелания и рисунки передали архитектору Николаю Лукьянчику, профессионалу своего дела, который в итоге создал нетиповой, уникальный, продуманный до мелочей проект.
— Местоположение церкви тоже необычное. Совсем рядом кольцевая дорога, по которой стремительно проносится множество машин. Возможно, кто-то, проезжая мимо, может остановиться и впервые зайти в храм…
— Мы рады всем. Но надо понимать: приходит тот, кого Господь приводит, а не мы. Можно поставить храм на самом видном месте, а люди не будут замечать, не переступят порог.
Слава Богу, у нас большой приход! В основном он состоит из минчан, жителей Заводского района, а также деревни Большое Стиклево, но ездят к нам и из других, более отдалённых районов столицы.
— Радостно, что у местных людей появились ощущение и понимание, что необходим храм, что его нужно строить всем миром!
— Это было в 90-е годы… Многие тогда открывали для себя нашу веру, родное Православие. Особо ощущался духовный голод. У людей было огромное желание узнать Правду, сделать хотя бы глоток настоящего, живительного, свежего, чистого воздуха. Хотелось читать, изучать, дерзать.
— А сегодня такой духовный голод есть в нашем обществе?
— Часто люди находятся в поиске Бога, даже не осознавая этого. В наше время есть возможность открыто ходить в храм, посещать беседы со священниками, нет проблем с духовной литературой. У каждого по-прежнему есть свой личный выбор. Это правильно! Мы читаем Евангелие и нигде не видим, чтобы Господь заставлял кого-то поклоняться Ему. Он говорит: «Если я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (Ин.10: 37-38).
Иисус предлагает каждому самостоятельно сделать вывод. Хотите видеть плотника — будете общаться с плотником. Думаете, что всё делается силою князя бесовского — останетесь в мрачной орбите таких хульных, богопротивных помыслов. Пётр же называет Христа Сыном Божиим. И Иисус говорит ему: «Блажен ты… ибо не плоть и кровь открыли тебе, Кто Я, а Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17).
За каждым остаётся выбор, как приблизиться к Истине, приближаться к ней или закрыть своё сердце. Есть Православная Церковь, свидетельствующая о Господе и несущая Дары Божьи. Но в тоже время существует множество других, ложных путей. Искать можно где угодно, важно то, что ты хочешь обрести в итоге. Если душа тянется к Богу, то рано или поздно Его и взыскует.
Бедой нашего времени стало многообразие информации, за которой часто не стоит ничего настоящего. Однако часто людям в суете некогда задуматься о серьёзном, углубиться. Происходит то, что описано в Евангельской притче: семя падает, но не всегда может прорасти.
— Какие традиции, связанные с Рождеством, есть в вашем храме?
— 8 января традиционно у нас проводится так называемая детская Литургия. После Богослужения поздравляем наших маленьким прихожан и дарим им подарки. На праздники обязательно проводим весёлые народные гуляния с конкурсами, играми, состязаниями. Перетягиваем канаты, да так, что они рвутся! Такое единение и неформальное общение прихожан тоже очень важны!
— А как лучше всей семьёй встретить и провести праздник Рождества Христова?
— Важно, чтобы в последний момент подготовка не свелась лишь к кулинарии и уборке дома. Всё это необходимо. Но надо умудриться так всё организовать, чтобы больше было молитвы и посещения храма! Важно исповедаться и причаститься, и, конечно, особая радость — сделать это вместе, всей семьёй! Не стоит упускать и богослужение в Сочельник, оно также особенно красивое.
Нам нужно брать пример с пастухов, которые первыми узнали о рождении Иисуса. У них ведь тоже были свои заботы: стадо овец, возможно, ужин… Они могли ответить Ангелам, что у них есть свои дела. Но пастухи отложили всё и пошли на зов, поспешили за Рождественской звездой. У этих простых людей были отзывчивые сердца, и они впустили в них радостную весть.
— А как посоветуете провести дни после Рождества — святки?
— Свято! Это время, когда надо радоваться, праздновать, проводить время с родными. И можно без смущения встретить ещё и Новый год по старому стилю. Хорошо бы, чтобы семья смогла провести эти дни вместе, насладиться общением, навестить родственников, с которыми не получается видеться часто: бабушек, дедушек, двоюродных и троюродных братьев и сестёр…
— Наверняка в храме случаются чудеса, особенно в праздничные дни?
— Чудеса происходят постоянно, но мы относимся к ним просто. Жизнь человека сама по себе — великое чудо и дар от Бога. Говорят, чудо отличается от фокуса тем, что оно — настоящее. Но важно, чтобы чудо было ещё и осмысленное, побуждало к вере, к благодарности Творцу.
На праздники нередко происходит примирение тех, кто долго враждовал. И это тоже великое чудо. Ну и, конечно, чудом, о котором часто молят, является исцеление. Это не только возможность прожить дольше, но ещё и шанс исправить свои ошибки, что-то поменять, преобразить себя и жизнь. Главное — увидеть этот глубинный смысл и не пропустить главное чудо своей жизни!
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.
Православные бабушки
«Вера без дел мертва» (Иакова 2:26)
НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ЖИЗНЬ НА ЗАВТРА!
Недавно перечитала роман Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока».
До глубины души поразила история мужчины, купившего на рынке туфли. Он хотел тут же переобуться, но жена стала в позу: «Мол, не дури. Наденешь на воскресную службу». Старик жутко обиделся, а супруга с жаром доказывала, что есть повседневная одежда, а есть нарядная.
Показать полностью. Пожилые люди вернулись домой и пока разогревался наваристый хаш, он прилег отдохнуть и тут же помер. Она его похоронила, но в гроб башмаки не дала. Еще чего? Они же совершенно новые. Только покойник «стал приходить» каждую ночь и попрекать в жадности. Пришлось дожидаться кончины очередной долгожительницы, чтобы обуть её в туфли сорок пятого размера.
Один знакомый с горечью рассказывал, как в свое время обиделся на бабушку. Он, семилетний, приехал к ней погостить на весенние каникулы и попросил открыть яблочное варенье. Та ни в какую. Ведь приберегла его для яблочного штруделя к Троице. Мальчик сперва уговаривал, а потом расплакался и по рельсам ушел домой. Ведь денег на обратный билет не оказалось. Бабушка не дожила до Троицы две недели, а банку варенья под шумок украл кто-то из соседей, прихватив еще и удочки, и бочку для засолки огурцов.
Со свойственным мне запалом пытаюсь доказать, что невозможно получить удовольствие от юбки, следуя в ней на кладбище, а вот принарядиться за хлебом – самое то. Она понимающе улыбается и говорит, что я еще не нюхала жизни.
Мои родители уже несколько лет отказываются ехать в санаторий. Болеют, пьют литрами нурофен, но пройти курс лечения и принять радоновые ванны – ни в какую. Папа мотивирует это тем, что в стране идет война и ему совестно заниматься своим здоровьем, когда на востоке гибнут люди.
Подруга иногда вспоминает пресловутою банку шпротов. Мама достала ее по какой-то мега привлекательной цене и спрятала на праздник, не взглянув на срок годности. А когда час «х» настал, и на тарелке уже лежал подрумяненный батон, смазанный майонезом, ломтики маринованного огурца и веточки свежего укропа, шпроты, оказались испорченными.
Синдром отложенной жизни очень удобен. В него можно завернуться, как в кокон и оправдать свои страхи и лень. Нежелание действовать и принимать решения. Вот подрастут дети, наступит лето, вечер пятницы, Пасха… Лучше с понедельника, с первого сентября, после отпуска или когда закончится война. С самого утра мы ждем вечера. Вечером – новое утро. Оставляем на потом нарядные скатерти, нарядные слова, мысли и мечты. Лучшую работу и лучший кусок. Ожидаем удобного случая, подходящего момента, первого лунного дня. Откладываем молодость на старость, забывая, что жизнь — это то, что происходит исключительно сейчас.
Храм Рождества Христова с. Липовского
В центре села возвышается замечательный по своей архитектуре трехпрестольный храм Рождества Христова, построенный в 1839 году в стиле петербургского классицизма по проекту известного уральского зодчего М. Малахова.
Показать полностью.
До каменного храма в 18 веке в селе Липовском была деревянная церковь. Она просуществовала всего лишь 2 года и была уничтожена пожаром. Вскоре была построена другая деревянная церковь, во имя праздника Рождества Христова, пока ее не заменили каменным одноэтажным храмом, заложенным 27 мая 1833 года.
Главный престол во имя Рождества Христова освящен 6 июня 1847 года, а придел во имя пророка Ильи – 16 июня 1839 года. Этот южный придел расширен в 1896 году, причем старый – упразднен. А на северной стороне устроен новый – во имя преподобного Савватия Соловецкого, долгое время остававшийся неосвященным.
По преданию, иконостас и иконы храма украшали самоцветы (подаренные местными крестьянами), которыми так богата Липовская земля.
Первым священником храма был Иоанн Симеонович Чернавин, служивший 14 лет и 10 месяцев и скончавшийся 1 октября 1845 года. Так написано на чугунной надгробной плите и она хранится в храме.
С июля 2018 года и по июнь 2020 года настоятелем храма был назначен иерей Николай Рябкин.
Группа существует по его благословению для освещения основных событий жизни прихода.
В данное время настоятелем храма является иерей Дионисий Дронов.