церковь рождества христова в селе рождествено
История храма
История храма
Икона Рождества Христова (Главный престол храма)
В тихой деревне Рождествено вблизи кладбища, как бы охраняя покой ушедших в иной мир односельчан, возвышается каменная церковь Рождества Христова. Церковь была построена в очень удачном и живописном месте — на возвышении, на берегу речки Всходни, так что и к настоящему времени она доминирует и организует ландшафт окружающей территории. В старинных архивах указано, что первоначальный деревянный храм был построен 1758 году по благословению храмоздателя наместника Кремлевского Чудова монастыря Архимандрита Иосифа.
До этого события местность района Митино уже пережила богатую историю от благословения святителя Московского Алексия в 1365 году до опустошающей эпидемии чумы 1654 года. Церковное место при селе Рождествено на реке Всходне находилось на территории древнего Горетова стана Московского уезда известного с конца XVI века. Сложные, а порой и трагические события постепенного роста прихода храма неустанных трудов прихожан, силами которых созидался храм и приход на протяжении веков, подводят нас к кульминации событий жизни прихода в начале 20 века, к моменту октябрьской революции. Уже существующий каменный храм, построенный руками прихожан в 1896 году, к началу 20-го столетия находился под началом талантливого проповедника, священника Дмитрия Павловича Миролюбова.
Правый придел храма посвящен пророку Божьему Илии
По январскому декрету советской власти 1918 года, здесь, как и в других приходах Русской Православной Церкви, было конфисковано здание церковноприходской школы. Во время компании по конфискации церковных ценностей в мае 1922 года местная комиссия забрала из храма ризничные серебряные вещи: лампадки, наугольники, средники с Евангелий. Несмотря на все трудности, большая семья настоятеля отца Дмитрия Миролюбова выжила. Молитвой, терпением и трудами о. Дмитрия и прихожан в 1924-1925 годах в церкви сделали ремонт и приобрели необходимые ризничные вещи. По воспоминаниям внучки о. Дмитрия Антонины Дмитриевны Ефремовой богослужения совершались до 1939 года. Последней службой в храме было отпевание о. Дмитрия Миролюбова.
После кончины настоятеля (5 марта 1939г.), через полтора месяца храм был разграблен. Из икон были сделаны кормушки для скота и настил пола в коровнике. Не испугавшись гонений, богобоязненные женщины отказались выходить на работу в коровник, пока из него не будут убраны святые иконы. Постройка старого деревянного храма была разобрана для устройства теплицы. В здании приходской школы разместилась школа народного образования, а в 1960-е здание стало использоваться как клуб.
Более 50 лет храм был поруган: в нем располагались птицеферма, склады, токарный цех, в алтаре придела Святителя Алексия была раздевалка для рабочих. Главный престол был превращен в свалку мусора и нечистот. В храме не смолкал гул станков и пилорамы, была попытка сделать из колокольни водонапорную башню. Но даже в поруганных храмах молитва не прекращается, не молятся люди, молятся ангелы.
Левый придел храма посвящен Московскому святителю Алексию
В 1992 году наступила новая пора в жизни храма. Указом святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храм был назначен священник Алексей Грачев, и в апреле того же года в церкви возобновилась литургическая жизнь. Отец Алексей принялся за восстановление храма с полным самоотвержением. Его духовные чада вспоминают как из руин с отверстиями в кровле храм восстанавливался буквально на глазах и основной движущей силой этого процесса стала любовь батюшки. Люди тянулись к его заботливому и участливому отношению. Его молитвенную помощь прихожане ощущают и после его трагической кончины. Могилка Иерея Алексея Грачева располагается у стен храма. Жизнь прихода продолжается. Разрушенный храм пришел к своему сегодняшнему великолепию трудами многих сотен прихожан, в воссоздании храма участвовали и городские власти. Сегодня в храме не прекращается молитва. Под руководством настоятеля протоиерея Стефана Жилы созданы прекрасная воскресная школа, в которой детям преподают закон Божий, клиросное пение, живопись, действует кружок детской театральной студии, растет молодежная община. При храме набирает рост русское казачество. Прихожане храма ходят в походы и совершают паломнические поездки. Двери храма открыты ежедневно с 08-00 до 19-00, в воскресение с 06-30 до 19-00.
В воскресные дни с 8:30 начинаются занятия Молодежного кружка, а с 11 часов работает детская приходская школа — принимаются дети с 5 лет. Более подробную информацию можно уточнять на сайте храма и по телефонам.
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено) — небольшая каменная церковь перестроенная из здания бывшей приходской школы.
Содержание
История [ править ]
Первое упоминание о храме Рождества Христова в селе Рождественском относится к 1548 году как вотчине Савватиево-Сретенского мужского монастыря. Более поздние упоминания о нем относятся к 1615, 1627, 1693 годам, когда в селе стояло два деревянных храма Рождества Христова и святого благоверного князя Михаила Черниговского. В 1717 году уже числился один храм Рождества Христова с приделом в честь Михаила Черниговского. В 1803 году начато и к 1811 году завершено строительство каменного храма, к которому в 1820 году пристроена колокольня. Службы в храме прекратились 7 ноября 1937 года.
В 1992 г приход возродился и приспособил под храм здание бывших школьных мастерских.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 171505, Тверская область, Калининский район, село Рождествено
Как добраться: проезд по шоссе Тверь — Ильинское (Кимры)
Фото [ править ]
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Храм в честь Рождества Христова (Рождествено)
Церковь рождества христова в селе рождествено
Церковь в государеве селе
Первые сведения о Рождественской церкви находятся в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1628 год: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1646 году при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов, всего 146 человек.
Постройка новой церкви
Как уже говорилось, в конце XVIII века село Рождествено было пожаловано любимцу императора Павла I графу Ивану Павловичу Кутайсову. Старая деревянная церковь к этому времени настолько обветшала, что в 1810 году Иван Павлович подал прошение о постройке на ее месте новой церкви. Разрешение на постройку было получено 31 декабря того же года. Из даты окончания строительства, приводимой клировыми ведомостями – 1823 год – можно заключить, что строительство затянулось на 12 лет. Построенную церковь освятили в честь Рождества Христова с приделами Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святых апостолов Петра и Павла.
Фасады храма были рустованы и расчленены филенками [9], в которые вписаны оконные проемы. По сравнению с храмом, архитектура примыкающей к нему стройной, с цилиндрическим ярусом звона и завершенной куполом с высоким шпилем, колокольни, интереснее. Привлекают внимание в ее контуре пилястры [10] с непомерно большими капителями [11] почти детского рисунка.
Некоторая несогласованность внешних форм храма искупалась великолепным ампирным иконостасом. Сочетание обычного белого с золотом прекрасно гармонировало с темными вставками живописных образов. Из церковных предметов, пожалуй, ничто не заслуживало особого внимания, за исключением иконы Петра и Павла с белой эмалевой табличкой с надписью: «Благословлены императором Павлом Петровичем граф Иван Павлович и графина Анна Петровна Кутайсовы 1781 год февраль 5-го дня».
В правом приделе храма впоследствии и были захоронены супруги Кутайсовы. Гробница Ивана Павловича представляла собой высокий продолговатый гранитный четырехугольник на постаменте, украшенный на поперечных сторонах: с одной – прекрасно выполненным бронзовым гербом в овале с девизом, с другой – барельефной головой Христа в терновом венце. Погребение Анны Петровны было менее торжественно: сама гробница отсутствовала, доска с накладной надписью находилась на уровне пола. У стены же было приделано мраморное надгробье с крестом.
От господского дома Кутайсовых до церкви тянулся проспект – прямая липовая аллея, от оврага переходящая в улицу. Эта улица была застроена в начале XX века и получила название Советская, но старожилы называли ее «пришпектом» на манер Санкт-Петербурга. Через овраг существовал каменный мост. В праздники в церковь по проспекту из имения ехали зимой на расписных возочках, а летом на легких тележках господа, а за ними пешком шла обслуга.
В конце XIX века имение Рождествено с деревнями досталось Александре Александровне Толстой, урожденной княжне Голицыной, дочери предыдущих владельцев. Александра Александровна вышла замуж за генерал-майора свиты Иллариона Николаевича Толстого, правнука фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Последней владелицей усадьбы перед революцией была их дочь, Надежда Илларионовна Толстая, в замужестве Танеева, с детьми – Анной и Сергеем. Анна Сергеевна Танеева, в замужестве Вырубова, – фрейлина последней императрицы Александры Федоровны.
В 1869 году в доме священника была организована земская начальная школа, позже ставшая церковно-приходской. Попечителем школы был владелец усадьбы граф Илларион Николаевич Толстой, а учительствовали в школе члены семьи местного священника Василия Стогова.
По словам Григория Ивановича Шарова, в начале XX века из Рождественской церкви таинственным образом пропала икона Грузинской Богоматери. Нашли ее спустя несколько дней в «калистовском» овраге чуть выше нынешнего пруда дома отдыха «Снегири». В этом овраге всегда текла чистая вода, там же висел черпачок, которым можно было зачерпнуть ключевой водицы и утолить жажду. Там из-под бугра со стороны «свиного» болота било множество ключей.
Найденную икону вернули в церковь, но через какое-то время она снова оказалась в этом овраге около построенного в тех местах колодца. И тогда было принято решение построить на этом месте часовню в честь Грузинской Богоматери. Кирпичную часовню возвели в 1904 году и поместили в нее ту самую икону Грузинской Богоматери.
Старожилы вспоминали, что санитарно-эпидемиологическая станция однажды брала для анализа воду в этом колодце и постановила, что вкусовые качества этой воды плохие и она малопригодна для питья, но люди нашли ей другое применение. Во время больших церковных праздников ходили к часовне крестным ходом не только приложиться к иконе, но и за исцелением. Умывались водой из колодца, прикладывали намоченные в воде платки и тряпки к больным местам. И, как бы в жертву за исцеление, оставляли разные вещицы около часовни и колодца.
Но вернемся к храму рождества Христова. Ограду вокруг церкви строили в 1905 году, и она до Великой Отечественной войны оставалась нетронутой. После оккупации села многие жители остались без жилья, жили в мазанках [15] и землянках, а когда строили себе заново дома, некоторые на постройку печей брали кирпич от церковной ограды. До революции приходу храма принадлежал фруктовый сад, находящийся с восточной стороны церкви. При советской власти он отошел колхозу, а в 1940 году полностью вымерз. Позже это место было отдано под гаражи.
В 1929 году в сторожке Рождественской церкви проживали несколько монахинь, прислуживавших в храме. Это были сестры закрытого в 1928 году Аносинского монастыря. В публикации с характерным для того времени названием «Монашенки сагитировали» говорится, что следует отобрать у монахинь сторожку, якобы необходимую для «общественной работы».
Храм закрыли в 1938 году. Сын Василия Стогова Александр, предпоследний настоятель храма Рождества Христова, был сослан в 1932 году в Новосибирск, и после возвращения в село уже не священствовал. Последним настоятелем храма был Сергей Иванович Беляев. Его незаконно арестовали в декабре 1937 года. После этого церковь была закрыта.
Президиум посчитал, что указанные свидетелями факты являлись обывательскими разговорами, а в ходе предварительного следствия были грубо нарушены нормы УПК: обвиняемого с материалами дела не знакомили, обвинительное заключение прокурором не утверждалось. Расследовавшие дело бывшие сотрудники НКВД были привлечены к уголовной ответственности за фальсификацию.
Наши войска вели артобстрел Рождествена из деревни Лешково – досталось тогда и церкви, где немцы на крыше установили пулемет и миномет. Деревянные перекрытия под железом на крыше после артобстрела почти все выгорели. Уходя из Рождествена, немцы оставили на колокольне пулеметчика для прикрытия отходящих частей.
После оккупации храм остался цел, о днако позже в церковном сарае стали хранить зерно, а в самом храме – аммиачную селитру, которая и дала толчок к его разрушению. Крыша на церкви текла, удобрения впитывались в стены. Силами рабочих совхоза крышу не раз латали рубероидом, но это мало помогало. Для проезда внутрь тракторов были пробиты большие проемы вместо глухих окон на северной части западного фасада и на южной части восточного фасада.
В 1997 году началось возрождение заброшенной церкви Рождества Христова. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположен священник Александр Елатомцев, являющийся настоятелем храма по сей день. Храм был передан общине верующих и реставрировался под руководством архитекторов Марины Юрьевны Горячевой, а затем Владимира Яковлевича Кузнецова.
Почти 60 лет храм находился в запустении и к началу последнего десятилетия XX века представлял собой очень печальное зрелище. По ночам за разрушенной церковной оградой жгли костры, распивали спиртные напитки, рыча мотоциклетными моторами и гремя музыкой.
На южном фасаде первого яруса колокольни имелся значительный пролом в стене. На восточной стене над дверным проемом был расположен киот для иконы, перекрытый сверху двумя белокаменными блоками. В северной части колокольни на восточной стене сохранились следы примыкавшей в этом месте, видимо, деревянной лестницы. При внимательном рассмотрении свода первого яруса колокольни были видно, что в центре свода остались небольшие фрагменты росписи сюжета «Всевидящее око».
При осмотре восточной стены второго яруса колокольни была обнаружена заложенная кирпичом дверь, ведущая в подкровельное пространство над храмовой частью. Дверная четверть была не аккуратно выложена, а растесана, что говорит о том, что эта дверь делалась изначально, а потом была заложена. Видимо, она была задумана как выход на небольшой балкон, предназначенный для графской семьи.
От дубовой двери на северном фасаде частично сохранилось восточное полотно, а на нем детали от замка и щеколды. С внутренней стороны по периметру полотна были обнаружены маленькие обивочные гвоздики с остатками сукна. Аналогичная дверь на южном фасаде сохранилась значительно лучше. При визуальном ее осмотре и обмерах было обнаружено, что в более позднее время в центральной части ее был вырезан проем для входной однопольной дверцы, о чем свидетельствовали сохранившиеся навесные петли.
Интерьер храмовой части сохранился значительно хуже, чем фасады. Штукатурка в нижней части стен была утрачена полностью, стены имели значительные утраты лицевой поверхности кирпича, сильно разрушены подоконные части и разбита кладка в нижней части опорных столбов.
На северной стене северо-восточной части алтаря была обнаружена сохранившаяся растесанная штраба [16] от примыкавшей в этом месте к стене, видимо, печной трубы. Штраба проходит по всей высоте стены слева от оконного проема. На архивных фотографиях печная труба как раз видна над северо-восточной частью храма.
В паспорте на церковь Рождества Христова, который составлен в 1975 году и хранится в Производственном бюро по охране и реставрации памятников истории и культуры Московской области, описана частично сохранившаяся в скуфье купола композиция «Господь Саваоф». К моменту начала реставрации живопись была утрачена полностью.
Христорождественский храм (Рождествено)
Христорождественский храм построен в 1823 году в стиле позднего классицизма с чертами школы Казакова, вместо старинной деревянной церкви XVII века.
Содержание
История [ править ]
Первое письменное упоминание о селе Рождествено относится к 1433 г. Первые сведения о Рождественской церкви относятся к 1628 г.; в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за этот год написано: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1643 г. село Рождествено было пожаловано из Приказа Большого Дворца князю Алексею Михайловичу Львову. В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В 1678 г. эта вотчина снова стала государевой.
В 1810-1823 гг. в селе была построена новая каменная церковь Рождества Христова с приделами: Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Апостолов Петра и Павла, в стиле позднего классицизма с чертами школы Матвея Казакова.
В 1889 г. при храме была открыта церковно-приходская школа.
Христорождественский храм был закрыт в 1938 г., последний настоятель храма Сергей Беляев арестован.
В 1997 г. началось возрождение церкви Рождества Христова. Храм был передан общине; в настоящее время реставрационные работы ведутся под руководством архитекторов М.Ю. Горячевой, В.Я. Кузнецова, А.Н. Митрофанова.
В 1999 г. в день Апостола Андрея Первозванного над куполом храма был воздвигнут крест. 9 сентября 2001 г. прихожане храма перезахоронили останки первых строителей храма: графа Ивана Павловича и его супруги Анны Петровны Кутайсовых, обнаруженные в обвалившемся склепе в правом приделе храма.
В 2011 году исполнилось 200 лет с начала строительства церкви Рождества Христова графом Иваном Павловичем Кутайсовым. Постепенно с Божьей помощью храм обретает свою былую красоту не только снаружи, но и внутри. По воскресным и праздничным дням звонят колокола на Божественной литургии, священники и прихожане поминают имена Ивана и Анны Кутайсовых, их сына убиенного Александра, молясь об упокоении их душ и о спасении своих.
Архитектура [ править ]
Одноглавое здание храма выдержано в стиле зрелого классицизма, напоминающего школу Матвея Казакова. Четверик храма, украшенный с трех сторон четырехколонными портиками под высокими фронтонами на юге и севере, завершен несколько непропорционально маленьким куполом с четырьмя полуциркульными окнами и небольшой вышкой. Крайне невыгодное расположение купола заставляет предполагать о неосуществлении замыслов автора: всего вероятнее, он мыслил себе еще и барабан, который, безусловно, придал бы иной строй всему храму.
Фасады храма были рустованы и расчленены филенками, в которые вписаны оконные проемы. По сравнению с храмом, архитектура примыкающей к нему стройной, с цилиндрическим ярусом звона и завершенной куполом с высоким шпилем, колокольни, интереснее. Привлекают внимание в ее контуре пилястры с непомерно большими капителями почти детского рисунка.
Некоторая несогласованность внешних форм храма искупалась великолепным ампирным иконостасом. Сочетание обычного белого с золотом прекрасно гармонировало с темными вставками живописных образов. Из церковных предметов, пожалуй, ничто не заслуживало особого внимания, за исключением иконы Петра и Павла с белой эмалевой табличкой с надписью: «Благословлены императором Павлом Петровичем граф Иван Павлович и графина Анна Петровна Кутайсовы 1781 год февраль 5-го дня».
В правом приделе храма впоследствии и были захоронены супруги Кутайсовы. Гробница Ивана Павловича представляла собой высокий продолговатый гранитный четырехугольник на постаменте, украшенный на поперечных сторонах: с одной – прекрасно выполненным бронзовым гербом в овале с девизом, с другой – барельефной головой Христа в терновом венце. Погребение Анны Петровны было менее торжественно: сама гробница отсутствовала, доска с накладной надписью находилась на уровне пола. У стены же было приделано мраморное надгробье с крестом.
Жизнь прихода [ править ]
При Храме с 2002 года работает негосударственное образовательное учреждение Православная школа «Рождество».
Проводятся просветительские курсы для взрослых.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 143591, Московская область, Истринский район, село Рождествено, улица Пионерская, дом 138а. Христорождественский храм.