церковь рождества христова в ярославле фото

Церковь Рождества Христова

Среди сохранившихся ярославских каменных храмов первой половины 17 века удивительной силой притяжения обладает прекрасный образец декоративной архитектуры – Церковь Рождества Христова, находящаяся недалеко от Речного порта и Волжской набережной.

Рождественская была второй посадской церковью, сооруженной в каменном виде, после Храма Николы Надеина. Но возникла она не на пустом месте, а как и водится, взамен существующей здесь ранее деревянной Рождественской церкви.

История деревянной Церкви Рождества Христова

Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Но в 1609 – поляков выгнали ополченцы Н.Вышеславцева. Однако поляки обещали вернуться. (История Ярославля кратко)

После одного из боев с польскими захватчиками. Картина

Польско-литовские отряды напали на Ярославль в том же 1609 году. Но опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Мероприятия по спасению иконы оказались вполне оправданными.

В то время около известного Спасо-Преображенского мужского монастыря в радиусе сегодняшней Богоявленской площади находился Рождественский женский монастырь, которому было суждено погибнуть в пожаре при польском нападении, и никогда более он не восстанавливался. Приемником погибшего Рождественского монастыря стал впоследствии Казанский женский монастырь на территории Земляного города, начало которому и дала спасенная икона. А Рождественскому храму в ближайшее время после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.

Строительство каменного храма

Самым первым каменным храмом Ярославля был Успенский собор в Рубленом городе. А первым каменным храмовым сооружением посадского Земляного города была Церковь Николы Надеина, затем в камне возводился Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря, находящейся за пределами города.

Каменные оборонительные стены Спасо-Преображенского монастыря

Войска Народного ополчения в Смутные времена

Так вот, первые Назарьевы, дружные и героические братья, более чем через двадцать лет после победы над польскими супостатами, скопив уже значительные средства, решают соорудить храм, краше которого не было еще в ярославском посаде. Конечно, имена архитекторов, зодчих, строителей и художников-оформителей затерялись в веках. Но само строение, чудом не уничтоженное в советские времена, до сих пор поражает своей оригинальностью, изяществом и асимметричностью пропорций, которая придает ему особую привлекательность и неповторимость.

Гармония ансамбля Церкви Рождества Христова

Храм строился почти 9 лет (1635-1644) в основном из красного большемерного кирпича, соединяющегося с помощью известкового раствора. Для декора использовались фрагменты белого камня, тесаный кирпич и керамические изразцы. Изначально планировалось создать его неким подобием Храма Николы Надеина, но в результате строительства планы были изменены. Добавились дополнительные пределы, галереи, отдельная Колокольня и прочее, что привело к созданию ни на что не похожего сооружения.

На осуществление задуманного вначале не хватало денег, потом инициаторы строительства ушли из жизни. Их дело продолжили сыновья Гурия. Считается, что они решили даже усложнить композицию архитектурного решения. Как бы там не было, но спустя 8 лет от начала строительства, выросла на берегу Волги прекрасная церковь на гордость и на радость жителям ярославского посада.

Архитектурные особенности храма

Реконструкция первоначального вида Христорождественского Храма

Первые два предела – Николая Чудотворца и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружается в подклете, и второй – Петра и Павланад подклетом.

Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.

Основной церковный четверик. Фрагмент

«Корсунский» крест над Казанским пределом

Особо выделяется западный фасад храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.

Западный фасад Рождественской церкви

Оформление главки Казанского предела

Изразцы в храмовом оформлении

Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.

Изразцовое оформление Храма

Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.

Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.

Изразцовый текст вдоль фасада четверика

Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.

Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.

Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме, в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.

К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.

Особо почитаемая икона Рождества

К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.

В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.

Уникальность колокольни

В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.

В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.

Декор храмовой колокольни с башенками

Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.

Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.

Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.

Внутреннее оформление храма

Внутренние стены были расписаны только в 1683 году. Имена художников, как и имена зодчих не сохранились до наших времен. Считается, что ими могли быть прославленные ярославские живописцы Д.Семенов и Ф.Игнатьев.

Интерьерная роспись храма

Итак, стеновая роспись появляется в храме спустя почти 40 лет после его постройки. На ее осуществление уходит год по времени и приличная сумма по деньгам. Оплату осуществлял один из сыновей Гурия и его дети, т.е. возведение и оформление храма стало доброй семейной традицией Назарьевых-Гурьевых, их детей и внуков.

Росписью были оформлены основной храм и порталы паперти, которая сама расписана не была. Расписаны были и пределы. Схемы росписей были иконографическими и продолжили традиции ярославского монументального искусства. Некоторое воздействие на художников возможно оказали подобные росписи в Церкви Николы Надеина и в построенном несколько позже Ильинском храме, сделанные Гурием Никитиным, но самостоятельность в выборе тем и стиля очевидна.

Особо красивым получился Казанский предел, расписанный событийными сценами польской интервенции. Здесь есть рассказы о чудесах Казанской иконы, о короновании Богоматери, о Рождестве и Благовещении.

Сцена Вознесения Богоматери

Интересно, что роспись церкви была сделана в очередное российское смутное время, связанное с дворцовыми переворотами и борьбой за власть. Двоецарствие Ивана и Петра, регентство Софьи, стрелецкий бунт (хованщина) и его подавление – все эти события не могли не оказать впечатления на живописцев и на выбор ими тематического материала.

Декоративно-летописные ярусы стеновой росписи

Роспись стен, кроме западной, восьмиярусна – на пяти из них выполнены сюжетные мотивы, по шестому идет декор, седьмой – летописные письмена, а последний, самый нижний, напоминает полотенчатый подзор. Декор нижних ярусов из вьющихся растений как бы подчеркивает декоративность всех живописных сюжетов.

На западной стене размещены крупные композиции из земной жизни Христа и иллюстрации различных притч. Многие сюжеты невозможно встретить ни в одной другой церкви. Эти фресковые миниатюры являются подлинными шедеврами храмовой росписи и уникальными иллюстрациями церковной литературы. Чего стоит одна миниатюрная композиция, рассказывающая о монахе Ерониме!

Все фигуры изображены статично, но одежды их развиваются по ветру, лики очень индивидуальны. Много необычных и непривычных для нас сюжетов, иллюстрирующих различные церковные источники. Здесь больше литературы, чем живописи. Даже в сцене мученической смерти апостолов Иисус стоит с раскрытой книгой.

Сюжет «Смерть апостолов»

Миниатюрные композиции насыщены множеством деталей, предметов, архитектурными объектами, сказочным зверьем, причем четкого деления на отдельные сюжеты нет – идет как бы сплошное повествование, сотканное из перетекающих одного в другой сюжетов.

Сюжеты Деяний апостолов

Позднее, в середине 19, и во второй половине 20 веков в храме проводились ремонты, поновления росписей, реставрации и т.д. Но в целом иконописные фрески 17 века сохранились в первозданном виде.

Церковный Иконостас

Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.

Каркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви

Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.

Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола.

Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами

К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.

Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.

Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.

Источник

Церковь Рождества Христова

Временем небывалого взлета ярославского зодчества стал XVII век. Особый стиль, возникший в это столетие, получил название ярославской и ростовской школ. Сегодня уникальные памятники ярославской храмовой архитектуры XVII века – ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления – находятся в ведении Ярославского музея-заповедника.

В год своего 150-летия музей предлагает цикл авторских экскурсий в рамках абонемента «Школа храмового зодчества Ярославля XVII века». Каждый месяц до сентября включительно специалисты музея-заповедника непосредственно в храме рассказывают об его истории и архитектурных особенностях.

Автор третьей экскурсии – специалист по сохранности объектов культурного наследия Ярославского музея-заповедника Елена Федорычева – представила церковь Рождества Христова. Уникальная звонница, не имеющая аналогов в древнерусской архитектуре, и сам храмовый ансамбль считаются образцом сложения ярославского стиля.

Церковь Рождества Христова построена в середине XVII века. Освящена в 1644 году. Этот парадный, соборного типа храм в составе сложного монументального сооружения, объединявшего Святые ворота, надвратный храм и колокольню, был возведен на средства известных в городе купцов Назарьевых-Гурьевых.

Каменные стены не спасли купцов Гурьевых – город постоянно грабили и разрушали казаки, среди захватчиков был и Степан Разин. В итоге семья разорилась, потеряв все свои рыбные промыслы. Но до своего разорения Гурьевы успели построить и церковь Рождества Христова в Ярославле, и колокольню при ней.

Имена зодчих, построивших весь храмовый комплекс, к сожалению, не сохранились историей.

Церковь возводилась в два этапа. Начинали строительство два брата – Дружина и Гурий Назарьевы. Дружина Назарьев во время Смуты вместе с другими купцами поддерживал ополчение Минина и Пожарского. Назарьевы входили в число государевых гостей – самой привилегированной купеческой корпорации: государевы гости имели право покупать и передавать по наследству землю, свободно ездить за границу по торговым делам, получать льготы при уплате пошлин и многое другое. Назарьевы-Гурьевы многое сделали для государства. Ими в частности составлялись первые географические карты и отчеты о морских путешествиях. Семья активно участвовала и в жизни Ярославля.

На стенах церкви Рождества Христова ее основатели поместили храмозданную летопись, которая идет по периметру всего храма. Надпись обошлась в копеечку, поскольку для нее использовались не тиражированные изразцы – каждая плитка, на которой одна-две буквы или слог, делалась в единственном экземпляре.

Летопись сообщает, что церковь построена во время царствования Михаила Романова, при ростовском митрополите Варлааме. А кроме того, в ней называются и Акиндин (крещеное имя Дружины Назарьева), и Гурий Назарьев, и три сына Гурия, завершивших строительство церкви. Вынести свои имена на всеобщее обозрение было безусловной дерзостью! Но, переживая экономический подъем и обладая высоким статусом, Назарьевы-Гурьевы, видимо, могли себе это позволить.

Церковь Рождества Христова – самый многопрестольный из ярославских храмов. Главный ее престол освящен в честь Рождества Христова. В алтаре расположен придел Иоакима и Анны. В подклете храма – придел в честь Николая Чудотворца, а над ним – теплый придел Петра и Павла. В уже возведенную церковь был встроен Казанский придел – в память о том, что именно здесь прихожане прятали Казанскую икону Богоматери. Галерея церкви заканчивается приделом в честь персидских мучеников, среди них был Акиндин – соименный святой одного из храмоздателей (Дружины Назарьева). Наконец, во втором ярусе колокольни располагается церковь Гурия, Самона и Авива, покровителей семейного очага.

Казанский придел венчает кованый крест – образец ярославского кузнечного искусства XVII века.

Декор церкви Рождества Христова примечателен тем, что здесь впервые в истории ярославской архитектуры применены поливные изразцы. Во времена строительства храма в Ярославле еще не было собственного производства изразцов, и их привозили из Владимира, Москвы, Пскова. В оформлении церкви Рождества Христова использованы муравленые изразцы. Мурава – древнерусское название глазури, преимущественно зеленого цвета.

Колокольня церкви Рождества Христова уникальна своей сложной конструкцией и композицией, а также декором с необычными деталями. Это образец надвратной шатровой колокольни с церковью внутри и часозвонницей. Аналогов ей не существует не только в ярославской, но и во всей древнерусской архитектуре.

Колокольня была соединена с храмом каменной оградой, и попасть на территорию усадьбы можно было только через Святые ворота. В воротах есть и проездная арка, и вход для идущих пешком. Фасад, который открывался взгляду прихожан, очень богато украшен. А стена, обращенная во двор, почти совсем лишена декоративных элементов. «Для себя» делали чуть скромнее, чем для других.

Иконостас церкви Рождества Христова неоднократно перестраивался и менялся, но иконы, созданные в 1-й половине XVII века, здесь сохранились до сих пор.

В XVIII веке представители четвертого поколения Назарьевых-Гурьевых возвели модный для своего времени барочный иконостас. До наших дней от него почти ничего не осталось, в 1860-е иконостас вновь кардинально перестроили. Но, скорее всего, с XVIII века сохранились резные фигуры в сцене сошествия Святого Духа. Особое внимание здесь привлекают лики Богоматери и апостолов – они явно обладают портретным сходством с обычными посадскими горожанами…

Храм расписан неизвестными ярославскими мастерами в 1683 году, с небольшими доработками в 1684-м. Тремя годами ранее расписывалась церковь Ильи Пророка. Стилистический анализ позволяет предполагать, что над церковью Рождества Христова работала артель под руководством Дмитрия Семенова – одного из трех знаменщиков, участвовавших в росписи церкви Ильи Пророка.

Ряд фресок церкви Рождества Христова создан по мотивам очень популярной в то время книги архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Небо новое, с новыми звездами сотворенное…». Сборники этого схоласта, писателя, полемиста и очень образованного человека служили основой для составления проповедей в XVII веке. А его книги, выходившие на Украине, переводились на русский язык и были очень популярны, в том числе у иконописцев. В основе новелл Голятовского лежали религиозные сюжеты и из Священного писания, и из апокрифов, и из западноевропейских хроник. Так что росписи церкви Рождества Христова, созданные по мотивам книги архимандрита, очень любопытны по своему содержанию…

Источник

Церковь Рождества Христова

Фото и описание

В период между 1635 и 1644 годами на одном из берегов Волги была выстроена церковь, освященная во имя Рождества Христова. Ранее на этом месте находилась выстроенная из дерева Христорождественская церковь, в здании которой в 1609 году жители Ярославля смогли сохранить чудотворную икону, изображающую Казанскую Богоматерь.Возведение нового, только уже каменного храма, было запланировано ярославскими купцами, а также братьями Гурием и Анкидином Назарьевыми, ставшими участниками народного ополчения в 1612 году. Братья получили от Михаила Романова ценную грамоту за заслуги и удостоились звания «государевых гостей». План строительства храма был поистине грандиозным, по причине чего братьям даже не хватило денежных средств на его окончание – завершилось строительство только в 1644 году на выделенные средства уже сыновей известных братьев.

Ансамбль Рождественской церкви стоит на самом берегу Волги и создает невероятный его силуэт, в котором принимают участие и другие церкви. Данный ансамбль состоит из здания церкви и расположенной рядом шатровой колокольни, поражающей при взгляде на нее. Кроме того, колокольня служит еще и Святыми воротами, расположенными в ограде комплекса.

Что касается основного объема храма Рождества Христова, то он особенно похож на храм Николы Надеина, пятиглавый и стоит на высоком подклете. Храм окружен двухъярусной галереей с трех сторон, а также домообразным крыльцом, расположенным со стороны западного фасада и ведущим прямо на самый высокий ярус галереи. С южной и северной сторон в галереях были обустроены приделы. Важным отличием Рождественской церкви от храма Николы Надеина является то, что в углу галереи не наблюдалось колокольни, ведь она располагалась совершенно отдельно и соединялась с церковью при помощи крытого арочного прохода, пристроенного в 1644 году сыновьями Назарьева Гурия. К тому же, были еще изменения, которые не предполагались в первоначальном плане строительства – со стороны юго-запада к церкви был добавлен Казанский придел, что значительно расширило галерею. В середине 18 столетия над куполом был выставлен новый крест, который сохранился до сегодняшнего дня.

Изначально в храме Рождества Христова был освящен лишь северный придел, находящейся в нижнем храме; его освятили в честь Николая Чудотворца, который с давних времен считался истинным покровителем путешественников и торговцев. Если подумать, то становится понятным, что это было сделано не просто так, ведь купцы Назарьевы вели обширную торговлю, много путешествовали по стране и за ее пределами.

На протяжении долгого времени храм стоял не расписанным, но в 1683 году артель ярославских мастеров сделала фрески, расположенные в центральной части. Все работы были заказаны Иваном Гурьевым и его сыновьями. До сих пор не сохранилось никаких сведений о мастерах, хотя ученые полагают, что в процессе могли принимать участие именитые ярославские мастера – Семенов Дмитрий, Игнатьев Федор.

В вопросе украшения Рождественского храма важно отметить, что он роскошно украшен при помощи поливных изразцов самой различной формы: четырехугольники, ленты и розетки. Пятиглавие храма было покрыто зеленой и желтой глазурованной черепицей самых разных оттенков. Декоративное оформление храма выделяется по причине наличия необычной храмозданной надписи, которая полностью выполнена в изразцах.

Стоящая при храме колокольня в силу своей изящности заслуживает особенного внимания. Она представлена столпом с шатровым завершением и ярусом звона. Колокольня не просто выстроена для своей непосредственной цели, но и является универсальной постройкой, в состав которой входит звонница, двойные ворота, башня, оснащенная часами и небольшая церквушка. В плане колокольня – прямоугольная, а по ее углам расположены две небольшого размера шатровые башни, которые подчеркивают стремление ввысь главного объема.

На протяжении времени облик церкви Рождества Христова сильно изменился, ведь четыре главки храма исчезли, а ведущая к колокольне аркада была разобрана. В советские годы храм был закрыт, хотя в 1920-е годы состоялась его реставрация. Сейчас церковь принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *