церковь рождества христова волоколамск
Христорождественский храм (Волоколамск)
Содержание
История [ править ]
До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XVII века (1653 г.) на посадской земле поставили деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Этой церкви досталась земля и утварь уничтоженного в лихолетье войны Сергиевского храма. Традиция особого почитания Сергия Радонежского отразилась в ежегодном торжественном крестном ходе в день памяти преподобного от Воскресенского городского собора в Сергиевский придел церкви Рождества Христова.
В течение первой половины XVIII века деревянное здание Христорождественской церкви несколько раз горело. Каменную двухпрестольную церковь построили в 1776-1778 годах по благословению епископа Переяславского Феофилакта (Горского) храмоздатели – московский купец Алексей Петров и волоколамский мещанин Иосиф Калинин.
Рост прихода в первой половине XIX века потребовал перестройки тесного трапезного храма преподобного Сергия. В 1835 году по благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова) на средства церковного старосты волоколамского купца 3 гильдии Ивана Сергеевича Смирдина и почётного гражданина Ивана Ивановича Бажанова трапезную церковь разобрали с устройством приделов преподобного Сергия (северный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (южный) и новой колокольни. На средства тех же вкладчиков в приходе построили каменную одноэтажную богадельню. В марте 1900 года по проекту московского архитектора В.Ф. Жигардловича начали постройку яруса колокольни, паперти, каменной ограды со сторожкой.
В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни. Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году. После войны здание храма занимали различные административные учреждения. Ныне церковь, наконец-то обретшая крест над основным четвериком, восстанавливается.
Святыни [ править ]
Икона преподобного Симеона Мироточивого, царя Сербского со Святой горы Афон.
22 февраля 2017 года в 13.00 в восстанавливающийся храм Рождества Христова г. Волоколамска силами ктиторов и прихожан храма был доставлен образ святого прп. Симеона Мироточивого чудотворца из Хилендарьского Афонского монастыря. Святую икону встречали духовенство и прихожане храма, был отслужен молебен с чтением акафиста преподобному. Святой является действенным помощником в строительстве и восстановлении храмов, так как сам воздвиг многие обители и храмы.
16 декабря 2016 года нашим храмом Рождества Христова была осуществлена паломническая поездка в село Годеново, неподалёку от города Переславль-Залесский, Ярославской области. Целью поездки было освящение списка Животворящего Креста Господня, который был изготовлен для нашего храма по благословению игуменьи Переславского Свято-Никольского женского монастыря матушки Евстолии. Начало истории Животворящего Креста Господня уходит в далёкий 15 век, когда в 1423 году он был явлен на Сохотском болоте пастухам с предстоящим Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 143600, Московской обл., г. Волоколамск, ул. Революционная, д. 13, Христорождественский храм.
+ 7 (919) 990-60-36 настоятель: священник Алексий Андреевич Кирсанов.
Проезд: от Москвы с Рижского вокзала до ст. Волоколамск (125 км).
Храм Рождества Христова г. Волоколамск
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Показать полностью. Во второй половине XVII века (1653 г.) на посадской земле поставили деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Этой церкви досталась земля и утварь уничтоженного в лихолетье войны Сергиевского храма.
В течение первой половины XVIII века деревянное здание Христорождественской церкви несколько раз горело. Каменную двухпрестольную церковь построили в 1776-1778 годах по благословению епископа Переяславского Феофилакта (Горского) храмоздатели – московский купец Алексей Петров и волоколамский мещанин Иосиф Калинин.
Рост прихода в первой половине XIX века потребовал перестройки тесного трапезного храма преподобного Сергия. В 1835 году по благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова) на средства церковного старосты волоколамского купца 3 гильдии Ивана Сергеевича Смирдина и почётного гражданина Ивана Ивановича Бажанова трапезную церковь разобрали с устройством приделов преподобного Сергия (северный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (южный) и новой колокольни. На средства тех же вкладчиков в приходе построили каменную одноэтажную богадельню. В марте 1900 года по проекту московского архитектора В. Ф. Жигардловича начали постройку яруса колокольни, паперти, каменной ограды с сторожкой.
В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни. Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году. После войны здание храма занимали различные административные учреждения.
Источник: http://volokblag.ru/templas/146-2010-12-08-19-23-.
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
Храм Рождества Христова г. Волоколамск запись закреплена
ВОЛОКОЛАМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИХ КУРСОВ
ИМЕНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ПРИГЛАШАЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ
Показать полностью.
Библейско-богословские курсы им. преп. Сергия Радонежского были учреждены в Московской епархии в 2013 году.
Задачей курсов является ознакомление слушателей курсов с Библией, с основами православного вероучения и православного богослужения.
Организационно-методическим центром курсов является Коломенская духовная семинария. Заведующим курсами является ректор КДС епископ Зарайский Константин.
Для удобства преподавателей и слушателей курсы работают по системе отделений. Волоколамское отделение действует с 2013 года. За прошедшее время состоялись 7 выпусков, свидетельства об окончании курсов получили более ста человек.
Текущей работой курсов в отделении руководит заведующий отделением Библейско-богословских курсов им. преп. Сергия Радонежского, преподают на курсах священнослужители благочиния.
Образовательный процесс предполагает слушание установочных лекций, домашнюю самостоятельную подготовку и итоговую аттестацию. Промежуточный и итоговый контроль в процессе обучения – собеседование. Учебная программа рассчитана на два года обучения (по два занятия ежемесячно!) и является единой для всех слушателей курсов. В течение первого учебного года запланировано провести 20 занятий по Священному Писанию Нового Завета и 20 занятий по Православному богослужению. В течение второго учебного года запланировано провести 20 занятий по Священному Писанию Нового Завета и 20 занятий по Православному вероучению согласно учебному плану.
Выпускникам курсов выдается епархиальное свидетельство об окончании курсов, подписанное ректором КДС.
ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ.
Объявляется набор слушателей на 2021–2022 учебный год.
На курсы принимаются совершеннолетние православные христиане без вступительных экзаменов. Для поступления на курсы кандидат представляет заведующему отделением курсов прошение на имя ректора КДС.
Заведующий отделением: священник Михаил Сергеевич Завитаев,
настоятель Казанского и Предтеченского храмов с. Ярополец
Место проведения занятий: воскресная школа Богородицерождественского храма г. Волоколамск.
Адрес: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Возмище, д. 14.
Дата и время молебна на начало учения,
записи на курсы и установочной встречи
заведующего отделением курсов и педагогов со слушателями:
История прихода
Книга протоиерея Олега Пэнэжко «Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов» подробный исторический путеводитель по всем сохранившимся и части утраченных православных монастырей, церквей и часовен города Волоколамск, Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов. Содержит сведения о священнослужителях, владельцах местных усадеб и другую генеалогическую информацию. Ниже приведена глава книги посвященная Христорождественскому храму г. Волоколамска.
Церковь Рождества Христова была закрыта в 1930-е годы и сильно перестроена.
Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни.
Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году.
Главный вход в храм был под колокольней, с западной стороны. Оттуда сняли старинную дверь и заложили дверной проём кирпичом.
Рядом стоял одноэтажный кирпичный дом. К северо-западу от колокольни. Дом этот снесли. Там была плотницкая мастерская, а раньше — дом причта.
После войны здание храма занимали различные административные учреждения.
Материалы из Московского Архива Министерства Юстиции, относящиеся к XVI-XVIII вв.
«Из материалов читатель увидит, кем и когда именно построена та или другая церковь, за каким владельцем или помещиком состояло то или другое село с самого времени составления писцовых книг».
Волоколамская десятина — Холмогоровы В. и Г.
Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетия В. и Г. Холмогоровых.
Волоколамская десятина Московской губернии.
По светскому административному делению Волоколамский уезд в XVII столетии распределялся на станы: Староволоцкий, Рахов, Ламский, Колпский, Сестринский, Хованский, Издетемский и Льняников; в числе сел, находившихся в этих станах, были: дворцовое село Ерополч с приселками, монастырские — преимущественно Волоколамского Иосифова монастыря, и частных владельцев. В церковно-административном отношении Волоколамский уезд составлял отдельную десятину святительской области, принадлежавшую к разряду так называемых городовых десятин, то есть тех, которые обозначались названиями городов. Эти десятины, как в данном случае Волоколамская, обнимали город с прилегавшими к нему слободами и весь уезд или часть его. Наличное количество храмов в Волоколамской десятине не было одинаково в течение всего периода, который обнимают печатаемые материалы. На Волоколамской десятине, как и на многих других частях Патриаршей области, с особенною силой сказалось лихолетье первых годов XVII века. „Литовское разоренье» уничтожило большинство приходских храмов городских и уездных, на месте которых остались одни церковные пустоши. Так, до смуты в самом Волоколамске, на посаде и в слободах, находилось 25 церквей: соборная Воскресения Христова, 6 монастырей: Воздвиженский (неизвестно, мужской или женский), Ильинский мужской, Варваринский и Власьевский женские, Рождества Пресвятой Богородицы на Возмице мужской и Вознесенский (неизвестно какой) и 18 приходских церквей, большей частью, конечно, деревянных: 1) Благовещения Пресвятой Богородицы, 2) Святого мученика Никиты, 3) Святых мучеников Бориса и Глеба, 4) Святого Николая чуд. Проща (Мокрого), 5) Святой мученицы Параскевы, 6) церковь Василия Кессарийского, 7) Святых Жен мироносиц, 8) Святого Иоанна Предтечи, 9) Святых мучеников Флора и Лавра, 10) церковь Николая чудотворца Гостунского, 11) Святого Алексия митрополита, 12) Св. священномученика Антипия, 13) церковь Варлаама Хутынского чуд., 14) Святых апостолов Петра и Павла, 15) Св. седми отроков, 16) Иоанна Златоустого, 17) церковь Архидиакона Стефана, 18) церковь Козьмы и Дамиана. Из такого значительного числа храмов после смуты уцелело, как видно из древнейшей приходной книги Патриаршего Казенного приказа за 1628 год, лишь 2 монастыря: Варваринский с церквями Успения Пресвятой Богородицы и мученицы Варвары и Ильинский ( впоследствии обращенный в приходскую церковь), Собор и 2 приходские церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы и Никиты мученика. Позднее в городе Волоколамске было воздвигнуто еще три храма: В 1653 году в честь храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Рождества Христова с приделом пр. Сергия. В 1699 году каменный храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. На месте построения последнего храма была церковная пустая земля, „огородец», ходивший на оброке. Место оказалось, однако, историческим, так как на нем была погребена мать преподобного Иосифа Волоколамскаго — схимонахиня Мария. До литовской разрухи над местом ее погребения стоял храм, о построении которого вновь в 1694 году били челом патриарху Адриану власти Иосифова монастыря. «В 203 году, декабря в 10 день», — читаем в наших материалах, — «по указу святого патриарха…. а по челобитью Волоколамского Иосифова монастыря архимандрита Николая с братьею, построена… над гробом матери преподобного Иосифа схимонахини Марии церковь каменная». (203 год — 7203 год по старому летоисчислению, 1695 год — по новому- прим. ред.). Итак, в г. Волоколамске к концу XVII века было и до закрытия Казенного приказа в 1739 году оставалось 8 храмов. Остальная, не городская часть Волоколамской десятины, долгое время после смуты находилась в бедственном положении. Церквей было мало, и церковные пустоши сдавались Казенным приказом в аренду «охочим людям» на общих основаниях, выработанных патриаршей администрацией, до тех пор, пока не выискивались строители, проникнутые благочестивым усердием к возведению храма на том или ином пустопорожнем месте. Храмоздательство развилось в десятине особенно с половины XVII века, когда край, с заселением опустевших сел и деревень, стал постепенно оживляться. Книги Казенного приказа показывают нам этот прирост церквей: в 1628 году церквей в десятине (по городу и уезду) числилось 11, в 1657 году-18, в 1690 году уже 39 и, наконец, в 1738 году – 45. Материалы о церквях и селах Волоколамской десятины, имея историко-археологическое значение для данного места, дают не мало общих сведений как по церковному управлению, так и для характеристики быта нашего старинного приходского духовенства. В последнем отношении интересно решение Казенным приказом в 1730 году дела, возникшего между причтом села Ивашкова из-за дележа доходов. Дьякон приходской церкви жаловался приказу на пономаря, который незадолго перед тем выхлопотал в приказе указ на раздел всех доходных церковных статей между ним—пономарем, дьячком и священником, и утаил от приказа о существовании при церкви еще с 1700 года дьякона. Когда, по жалобе последнего, дело разъяснилось, то приказ послал к управителю духовных дел, архимандриту Возмицкого монастыря Феодосию, указ «учинить пономарю Петру Иванову телесное наказание, бить плетьми». Любопытно и само распределение доходных статей, сделанное приказом: «попу, против имеющихся служителей, половина; а из второй половины одна дьякону, а вторая — прочим церковнослужителям по равному числу; а попу по усопшим псалтырей читать не велеть, а читать дьячку и пономарю.»
Полное описание Волоколамского Уезда Холмогоровых в PDF — кликните по значку ниже
Волоколамские священнослужители (из архива ЦИАМ )
Ведомость, учиненная благочинным города Волоколамска Воскресенского собора священником Иаковом Иудовым о качествах ведомства его священно- и церковнослужителей и о их детях мужеска пола за 1818-й год.
Добавлено (21.03.2009, 08:34)
———————————————
Города Волоколамска
1. Воскресенского собора:
Благочинный священник Иаков Иудов 31
Священник Иоанн Иоаннов 27 добропорядочного
Диакон Иоанн Иоаннов 39 хорошего
Дьячки:
Симеон Андреев 31 хорошего
Василий Егоров 32 очень не воздержан, по должности пренебрежительный
Пономари:
Гаврила Трифонов холост, в стихарь посвящен 22 в должности исправен, поведения изрядного
Андрей Иванов холост при указе 21 тщателен о приведении себя в должную исправность
У них дети:
У священника Иакова Иудова
Иван полугоду
У диакона Иоанна Иоаннова
Симеон, обучается в Волоколамском приходском училище 10
Умершего священника Андрея Михайлова
Андрей, обучается в Московской семинарии 15
Иван обучается российской грамоте и писать 8
Бываго пономаря Алексея Николаева
Иван, обучается в Волоколамском приходском училище 13
Добавлено (21.03.2009, 08:50)
———————————————
Означенного города приходских церквей:
2. Церкви первоверховных Апостолов Петра и Павла
Священник Алексей Симеонов 29 Хорошего
Дьячок Павел Егоров 21 Хорошего
Пономарь Егор Иванов 21 Хорошего
У дьячка Павла Егорова сын
Николай 2
3. Церкви Покрова Пресвятыя Богородицы
Священник Алексей Матфиев вдов 31 проводит жизнь с рачительным вниманием своей должности
Дьячок Иван Дмитриев 50 не худого
Пономарь Иван Прохоров при указе, женат 38 не худого
У него пономаря Прохорова дети:
Иван обучается в Московской семинарии 20
Михаил обучается в Волоколамском приходском училище 13
Алексей при отце 7
Стефан при отце 4
4. Церкви Рождества Христова
Священник Григорий Матфиев 56 не исправен
Дьячок Алексей Михайлов 20 изрядного
Умершего дьячка Евграфия Васильева сын
Петр обучается в Волоколамском уездном училище 18
———————————————
5. Церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Возмище
Священник Алексей Петров 36 хорошего
Дьячок Иосиф Васильев холост, в стихарь посвящен 24 самых худых качеств
Пономарь Иван Николаев холост при указе 17 В должности своей о исправности заботлив, поведения очень не худого
У священника Алексея Петрова сын Андрей 4
6. Церкви Живоначальная Троицы
Священник Николай Иванов 31 порядочного
Диакон Василий Иванов 29 хорошего
Дьячок Сергей Иванов 24 проходит должность со всевозможным тщанием и исправностью
Пономарь Алексей Петров двоеженец 40 среднего
У них дети: у священника Николая Иванова
Николай при отце обучается российской грамоте 9
Александр 4
У диакона Василия Иванова
Иосиф 3
У пономаря Алексея Петрова
Андрей обучается в Волоколамском приходском училище 12
Умершего священника Иоанна Матфиева
Феодор обучается в Волоколамском уездном училище 18
Спутник по Московско-Виндавской железной дороге. 1909.
Старый Волоколамск. Путешествие на 100 лет назад
Для начала будет неплохо окинуть взглядом весь город — понятно, что он не такой, каким мы его знаем.
Угадывается, фактически, только красный Никольский Собор, безумно молодой — в этом, 1912 году, исполняется ровно 50 лет, как было закончено его строительство. Остальное… Незнакомые дома, незнакомые церкви. Ну, Троицкую церковь ( та, что справа вдали) и Рождества Христова ( что перед Никольским Собором), думается, восстановят и они вернутся в город, а эти дома с синеющими крышами, боюсь, это увы — всего лишь прошлое. Когда-то город состоял из четырех слобод — Рождественской, Соборной, Солдатской и Троицкой, в начале XVIII века городские слободы прекратили свое существование, и в Волоколамске эти слободы превратились в одноименные улицы, по которым мы с вами и пройдем, в том порядке, в котором они выше и представлены.
Начнем наше путешествие на столетие назад с Рузской улицы или Рузского тракта, улицу в те времена традиционно называли либо по имени города, к которому она была направлена, либо стоящего на улице храма. На Рузской стоят богатые каменные и деревянные купеческие дома с огромными деревянными воротами и сине-зелеными жестяными крышами. В те времена только богатые люди могли позволить крыть крыши своих домов железом, обыкновенно дома были покрыты дранкой, такой своеобразной деревянной черепицей. За Горвалом, на Троицкой улице вы увидите и такие — обычные крестьянские дома, покрытые дранкой. В 1918 году Рузский тракт был переименован в Красноармейскую улицу, а сейчас носит имя генерала Панфилова.
Дойдем до пересечения современных Октябрьской площади и Советской улицы и посмотрим на Рузскую с обратной стороны. На углу, там где теперь дом с адресом Октябрьская площадь, 1/2 стоял красный кирпичный двухэтажный дом, где располагался Мануфактурный магазин с тремя вывесками: «Готовое платье» и «Шелковые, шерстяные, парчовые ткани русских и мировых фабрик. Готовое белье, обувь. Модный галантерейный товар» и «Tailleur» — это модные в начале 20 века костюмы длиной почти до земли. С другой стороны Рузского тракта, там, где сегодня разбит небольшой парк у дома ½ по улице Панфилова стояло двухэтажное белое здание Трактира и Пивной лавки В.И. Курбатова ( Распивочно и на вынос). По той же стороне Рузского тракта чуть дальше — здание, где работал парикмахер.
А в самом начале Октябрьской площади, на повороте с улицы Панфилова ( Рузского тракта) располагался Мясной Рынок. В четвертом доме по Октябрьской площади находились здание аптеки провизора Абрама Давидовича Чапницкого и зубного врача, а в следующем — «Коньяк Шустова». В 1900 году коньяки Шустова выиграли гран-при на парижской выставке и им официально было разрешено называть свой напиток коньяком, а в этом, 1912 году Шустовы стали Поставщиком двора Его Императорского Величества Николая II. После революции братья Шустовы, кстати сказать, останутся жить и работать в Советской России.
Перейдя на светофоре с Панфилова Советскую улицу в сторону здания администрации, которая на тот момент была не Советской, а Московской улицей, поскольку через Возмище и дальше вела как раз к Московскому тракту, вы бы оказались у здания булочной Фролова ( Советская улица, 1/1) и как бы на перепутье двух улиц. Чуть левее — там, где теперь магазины заканчиваются зданием банка — находились Торговые Ряды, широкий проспект частью с несерьезными деревянными постройками, предназначенными для торговли.
Правее, по полосе строений со зданием администрации, находилась Рождественская улица, которая упиралась ровно в Христорождественский Храм, который планируют восстанавливать. Где-то посередине Рождественской улицы находился еще один «Мануфактурный магазин Зин…» и «Обувь». В послереволюционные годы Рождественская была переименована в улицу Революционную, каковой она до сего момента и остается.
Вернувшись обратно к началу Рузской улицы, повернем направо на Соборную и пройдем ее до конца — до дома 22, где стоит Воздвиженская церковь. Улица побыла Комсомольской в советские годы, но позже ей вернули её историческое название. Поднимитесь на колокольню Воздвиженской церкви и посмотрите вниз — перед вами вся Соборная улица с крепкими богатыми домами того же купечества и частью духовенства. Справа, на валу — Воскресенский и Никольский соборы — туда и отправимся, в Волоколамский кремль.
Нам в наследство от «Издательства А. В. Фролова с Сотоварищами» ( к сожалению, мы не знаем автора этих уникальных работ) остались фотографии двух зданий на территории Горвала или Волоколамского кремля. Городской вал в те времена называли Крепостной вал. Первое — это здание Присутственных мест — так в то время именовались места, где государственные люди работали с населением — это уездный и земский суды, это дворянская опека во главе с князем Сергеем Борисовичем Мещерским, в этом, 1912 году князь отметил юбилей, ему исполнилось 60 лет. Это историческое место сохранилось до наших дней, оно всё там же — перед прудом на Горвалу, про который местные жители гадают, почему он никогда не пересыхает, находясь на одной из самых высоких точек города.
Второе — здание Волоколамского духовного училища, в этом, 1912 году, вы бы смогли встретить у его стен Смотрителя училища Михаила Константиновича Казанского или его помощника — Сергея Александровича Новоселова. В советское время в этом же доме находилась Городская средняя школа.
Вернемся обратно, чтобы пересечь улицу Торговых Рядов и посмотреть на старый город в том месте, где сегодня располагается Аллея славы героям-волоколамцам и Вечный огонь. На этом месте в 1912 году — Сенная площадь. Площади с тем же названием существовали в целом ряду городов дореволюционной России, происхождение этого названия в том, что на этих площадях торговали сеном или просто заключали сделки по покупке или продаже сена.
Пройдем дальше к Социалистической улице, в 1912 году — Солдатской. По Солдатской стоят не лишенные своего очарования громадные двухэтажные дома, либо — полностью деревянные, либо — с первым каменным, а вторым — деревянным этажом. Подобный тип домостроения, насколько мне известно, существовал только в России, проживали в таких домах несколько семейств среднего достатка и еще лет тридцать назад они встречались весьма нередко, но сейчас исчезают с катастрофической скоростью. Не уверен, что через поколение их можно будет вообще увидеть своими глазами. А жаль! Когда видишь такое строение, тебе сразу становится очевидно, в какой стране ты находишься, к сожалению, современная российская архитектура мало отличима от европейской, или американской, или китайской. Всё слилось в едином однообразии.
Вернемся обратно в самый центр и повернем перед Волоколамским кремлем налево, в своеобразное ущелье между холмов, которое сегодня носит название «Проезд Ленина», а наши предки называли это место попросту — Ров.
Где-то здесь фотограф взобрался на холм и сделал следующий снимок. На нем улица, ведущая к церкви Троицы ( Партизан, 34 — от церкви мало что осталось, а построена она была на месте деревянной церкви пророка Илии), которая называлась Троицкая. Не дошедшую до наших дней церковь вы можете видеть в правой верхней части фотоснимка.
Двигаясь далее, мы рано или поздно остановимся перед мостом через Городенку ( Городню или Городенко, как на снимке) и обернувшись назад, еще раз взглянем на старый Волоколамск, каким его видели наши деды и прадеды. И будем надеяться, что у наших современников и потомков хватит ума и чести сохранить хотя бы то, что осталось в современном Волоколамске от неповторимого старого города.
Огромное спасибо за консультации и важную ( и очень ценную) информацию Владимиру Алтаеву