церковь рождества на кладбище новгород

Великий Новгород. Церковь Рождества Христова на Красном поле.

Церковь Рождества Христова на поле

Карта и ближайшие объекты

церковь рождества на кладбище новгород

Статьи

Церковь Рождества Христова на Красном поле известна также как церковь Рождества на Кладбище. Ранее она являлась главным храмом Рождественского монастыря. Как отмечалось в летописи, построена церковь в 1381 году при архиепископе Алексие. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского, а так же имена бояр и состоятельных граждан, участвовавших в строительстве и ремонте храма с начала строительства и до 18 века. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы – для погребения умерших от эпидемий, кроме того, здесь, возможно, хоронили безвестных странников, нищих, умерших насильственной смертью и казненных. В середине 18 века кладбище при Рождественском монастыре стало местом погребения князей Долгоруковых, попавших в опалу во время правления Анны Иоанновны.

Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик. Это характерный образец новгородского монастырского зодчества 14 века.Ее формы предельно просты, архитектура скромна. Храм четырехстолпный с трехлопасным завершением. Здесь наблюдается отказ от декора.Стены неоштукатурены, кладка выполнена с использованием традиционного для Новгорода ракушечника и плитняка. Для декоративных элементов фасада, обрамления проемов, облицовки лопаток использован красный большемерный кирпич. Фундаменты сложены из валунов, закрепленных глиняным раствором. Полы церкви во время реставрации 1975-1980гг. выложены кирпичом «в елочку». На западном фасаде сохранился древний портал со стрельчатым завершением. Церковь кажется приземистой, грубоватой.

Интерьер церкви скромен. Освещение скудное: небольшие щелевидные окна пропускают свет лишь в верхнюю зону объема. Храм был расписан возможно не сразу после строительства, но уже в последнем десятилетии 14 века, и лишь в верхней части. Слой древнейшего штукатурного грунта, обнаруженный в нижней части, следов живописи не имеет. Ансамбль фресок скромный по размерам, но сохранился лучше других. В подкупольном пространстве написан Христос Пантократор в окружении фигур четырех архангелов, двух херувимов и двух серафимов. Следуя общепринятым канонам, живописцы выполнили композиции, изображающие основные евангельские события.

В настоящее время церковь является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Рождественская церковь построили за чертой Окольного города на Красном (т.е. красивом) поле. Даты закладки отмечены в 3-ей и 4-ой Новгородских летописях: «В лето 6889 (1381) … заложиша храм каменной Рождество Христово, на поле», «В лето 6890 (1382) свершиша церковь камену, святое Рожество, … на поле» соответственно. Храм был возведен взамен более древнего (1226г.), также посвященного Рождеству Христову. В качестве основателя церковный Синодик упоминает имя великого князя Дмитрия Ивановича Донского, а также новгородцев Андрея, Геронтия, Константина, Вениамина, Кирилла, Трифона, Аркадия, Иосифа, Варлаама, Павла, Харитона, Онуфрия и Александра, принимавших участие в строительстве и ремонтах храма с начала его существования до XVIIIв.

Также, здесь издревле существовало кладбище для всех убогих, безвестных, насильственно убиенных и казненных, которых специально поминали в Рождественском монастыре в четверг седьмой недели по Пасхе с крестным ходом на место скудельниц.

В 1547 и 1572гг. монастырь серьезно пострадал от крупных пожаров. После шведского разорения начала XVIIв. в обители осталась только одна каменная церковь Рождества Христова с деревянной трапезной с приделом. В 1647г. вконец обедневший Рождественский монастырь приписали к Антониеву монастырю. По просьбе игумена Аркадия царь Алексей Михайлович Тишайший своей грамотой в 1649г. освободил Рождественскую обитель от податей и возвратил ей прежние владения.

В 1764г. Рождественский монастырь, как и многие другие старинные русские обители, был упразднен в связи с секуляризацией церковных земель, а церковь Рождества Христова превратилась сначала в приходскую, а затем в кладбищенскую.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. церковь сильно пострадала от огня артиллерии и действий гитлеровских солдат. После войны храм реставрировался под руководством Л.М. Шуляк в 1951-1959 гг., 1969-1970 гг. и 1976г. (совместно с Н.Н. Кузьминой).

Отдельного упоминания заслуживает до сих пор действующее древнее кладбище, окружающее Рождественскую церковь. В середине XVIIIв на нем захоронили князей Долгоруковых, ставших жертвами герцога Бирона, фаворита императрицы Анны Иоанновны. В 1768г. над их могилой была сооружена каменная церковь Николая Чудотворца, разрушенная в середине ХХв. К югу от входа в храм расположена могила Л.П. Рахманиновой (1849-1929гг.), матери композитора С.В. Рахманинова. Недалеко от входа находится могила архитектора-реставратора многих новгородских храмов, в том числе и Рождественского, Л.М. Шуляк (1897-1997гг.). Также здесь похоронена местно почитаемая старица Мария.

Литература:
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. т.9 гл.III «Продолжение царствования Иоанна Грозного г. 1569-1572» (любое издание).
2. Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.
3. Путеводитель по русским городам – М.: Паломник, 2005.

2. Архитектура храма

Церковь в основных чертах сохранила свой первоначальный облик, это характерный образец новгородского монастырского зодчества XIVв – небольшой одноглавый храм крестовокупольного типа, с одной невысокой апсидой. Основной объем имеет прямоугольный план (14,4х9,8-10м) и обладает почти «домашней» соразмерностью человеку, с запада к нему примыкает пристройка 1829г. Изначально храм имел трехлопастное завершение фасадов и посводное покрытие, замененное на восьмискатную кровлю. Стены, как и в древности, оставлены неоштукатуренными, кладка традиционна для Новгорода – местные камни известняковой породы, ракушечник и плитняк. Для декоративных элементов фасада, проемов и облицовки лопаток использован красный большемерный кирпич, фундаменты сложены из валунов на глиняном растворе. Полы выложены во время реставрации 1975-1980гг. кирпичом «в елочку». Интерьер церкви отличается скромными размерами и камерностью пространства. Храм очень скупо освещен: щелевидные окна пропускают свет лишь в верхнюю зону интерьера.

Барабан купола украшен поясом из полукруглых двухступенчатых ниш, под ним – декоративный фриз зигзагообразно положенных кирпичей («бегунца»). Ниже располагаются четыре щелевидных окна, с двухступенчатыми амбразурами. Отличающиеся исключительной простотой фасадные плоскости поделены на три части лопатками, стянутыми вверху двухступенчатой многолопастной ползучей аркой. Исключение: восточный фасад, не имеющий лопаток в средней части. Храм имеет только два портала – западный и южный. Первый – перспективный, со стрельчатым завершением и следами декорации («поребрика»). Окна расположены в два яруса. Узкие щелевидные окна фасадов и барабана заглублены в ниши с полукруглым завершением, исключение: верхнее окно среднего прясла северного фасада (ниша завершена щипцом).

По центру западного фасада (вошел в пристройку XIXв.) расположены композиционно связанные три ниши, а ниже просматривается коробовое завершение, остаток пробитого в XIXв. оконного проема. На его месте восстановлено окно в двухступенчатой амбразуре с зубчатой бровкой сверху. Декоративное решение южного и северного фасадов более лаконично: ниши с малым вкладным (современная реконструкция) и большим поклонным крестами, находящимися в среднем прясле южного фасада, справа от портала, и северном фасаде соответственно.

Рукава пространственного креста церкви перекрыты обычными коробовыми сводами, а угловые помещения – полукоробовыми. Подпружные арки опираются на четыре подкупольных столба, восточные – квадратного сечения, западные круглые в нижней части. В западной трети храма деревянные хоры с деревянной лестницей. В юго-западном угловом помещении на хорах был устроен придел.

Вероятно, с самого начала вдоль северной стены на высоте хор шел деревянный балкон-клирос. О его наличии в XVв. свидетельствуют многочисленные граффити, покрывающие роспись восточной грани северо-западного столба на уровне хор. Одна из надписей содержит поучительный текст: «О велико милосердие Божие: Доколе огнь с небесе прииде к мне. Пожже вся глаголющая в церкви во время с[вя]того пения. Паче же в часове Божествения литургия» (рядом – Голгофский крест с инициалами Иисуса Христа по сторонам).

Сейчас сквозь стены и столбы проходят два уровня связей: первый – в уровне пола хор (металлические стяжки XVIIв.), второй – на месте древних деревянных связей в уровне пят подпружных арок. В южной и северной стенах сохранились квадратные гнезда от тябел трехъярусного иконостаса.

К западному фасаду храма XIVв. примыкает двухэтажный притвор 1829г. с плоскими перекрытиями, состоящий из двух помещений – ризницы и устроенной над ней теплой сторожки. В северо-западном углу притвора междуэтажная лестница. Раньше на его месте стояла деревянная трапезная с приделом, упоминаемая в описи 1615г., в описи 1647г. трапезная уже не упоминается.

В 1647-1649гг. по заказу игумена Антониева монастыря Аркадия в храме проводился ремонт, во время которого заменили тесовое покрытие, растесали окна и западный портал. Тогда же впервые сообщается об устройстве междуэтажного перекрытия. Следующий ремонт, проведенный в 1829г., сопровождался возведением каменной пристройки и побелкой стен в интерьере храма.

Интерес к первоначальной архитектуре Рождественской церкви возник в 1919-1920гг.: по заданию Академии истории материальной культуры К.К. Романов и О.М. Равицкая изучили и обмерили памятник. На основе их исследований была выполнена эскизная реконструкция храма XIVв. с многолопастным завершением фасадов.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. церковь пострадала от артиллерийского обстрела. Кровля была повреждена, междуэтажные перекрытия разобрали немецкие солдаты.

Поле войны храм восстанавливался под руководством Л.М. Шуляк – архитектора Новгородских Специальных научно-производственных реставрационных мастерских. В 1950-1951гг. и в 1959-1961гг. было проведено укрепление кладки сводов, столбов, раскрыты некоторые окна и декоративный фриз «бегунца» на барабане. Церковь восстановили в первоначальных формах, кроме трехлопастного завершения фасадов: для его реконструкции не нашли достаточных оснований и сохранили восьмискатную кровлю. В 1969-1970гг. был отреставрирован южный портал, на расстоянии 1 м от стен храма произведена срезка культурного слоя, предохраняющая его основание от намокания. В 1976г. архитекторами НСПРМ Л.М. Шуляк и Н.Н. Кузьминой осуществлено новое исследование и инженерное укрепление памятника.

Литература: Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.

3. Стенопись. История и реставрация.

Церковь Рождества Христова была расписана несколько лет спустя по завершении строительства – в последнем десятилетии XIVв. Об этом говорит стиль живописи, близкий некоторым произведениям новгородской иконописи рубежа XIV-XVвв., а также то, что древнейший слой штукатурного грунта на стенах храма никаких следов живописи не имеет, при этом его поверхность испещрена насечками, которые обычно делались при последующей подготовке стен под живопись, выше лежит новый слой штукатурки с фресковой росписью. Часть древних фресок погибла во время пожаров и позднейших перестроек храма. В частности в 1386г во время похода на Новгород князя Дмитрия Донского, в 1471г. при походе на Новгород Ивана III, когда горожане сами жгли свои пригородные монастыри. В 1827г уцелевшие участки росписи забелили и записали масляной краской. Летом 1912г. реставратор Юкин П.И. произвел первую пробную расчистку, показавшую наличие древней живописи, расчистку росписей продолжили в 1913г. В конце 1920-х гг. Брягин Н.Е. составил докладную записку о росписи храма, после чего в 1931-1932гг. реставраторы во главе с Олсуфьевым Ю.А., провели первичные работы по укреплению и дальнейшему раскрытию живописи.

Основные реставрационные работы развернулись в 1936-1937гг. группой реставраторов ГТГ под руководством Олсуфьева Ю.А. Раскрытие стенописи в частности, показало, что нижняя часть храма (до 3,7м – т.е. уровня клироса и хор) за исключением ниши жертвенника, росписей не имела. В 1945-1946гг. проводились противоаварийные работы, в ходе которых была обнаружена нераскрытая живопись на западном своде. В 1960-е и 1970-е гг. реставраторы под руководством Бахтеля Г.С. подготовили стены к окончательному раскрытию древней живописи. В 1970-х – 1980-х гг. в храме проведены консервационные работы под руководством Кузнецова А.С.

Литература: Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.

Из всех дошедших до нас новгородских росписей XIVв наиболее сохранился ансамбль фресок Рождественской церкви. Утраты росписей здесь невелики, что позволяет восстановить их замысел. Возможно, из-за скромных размеров здания был избран сокращенный вариант программы храмового декора, без включения подробных повествовательных циклов. Живописцы, следуя общепринятым канонам, отдали предпочтение композиция, изображающим основные евангельские события.

Роспись сводов отделяется от композиций нижерасположенного регистра полосой стилизованного растительного орнамента, прорисованного на серовато-желтом фоне. Такой прием восходит к рельефным мраморным фризам, распространенным в византийских памятниках. Фрагменты совсем иного орнамента (цветки гвоздики в миндалевидном обрамлении) сохранились в юго-западном помещении на хорах, которое вероятно служило приделом. Эти росписи лежат на первоначальной штукатурке, но выполнены в XVIIв.

Роспись храма не ограничивалась интерьером. В Великом Новгороде в XIVв очень часто дополняли внешнее декоративное убранство здания фресками, используя при этом многообразие декоративной фасадной пластики. Симметричные композиции из разнообразных нишек, которые сейчас воспринимаются как элементы рельефа стен, когда-то, скорее всего, были заполнены миниатюрными изображениями святых. В верхней части центрального прясла западного фасада была размещена группа круглых ниш с фресковой росписью. В средней из них до сих пор видны фрагменты двух нимбов и престола, а в двух остальных – полуфигуры склоненных ангелов. К росписям ниш следует добавить фрагменты полихромного Деисуса в верхней части креста не северном фасаде.

Литература: Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода – М.: Северный паломник, 2002.

Источник

Церковь Рождества Христова на Красном поле в Великом Новгороде

Описание

новгородский храм конца XIV века

Церковь Рождества Христова на Красном поле (на Кладбище) — новгородский храм конца XIV века, расположенный за Окольным городом на Рождественском кладбище с востока от города близ улицы Фёдоровский ручей. В храме сохранился ансамбль монументальной живописи, созданный при участии приезжих мастеров. Живопись Рождественской церкви имеет близкое сходство с памятниками моравской школы в Сербии того же времени. В настоящее время открыт как музей.

История храма

Даты строительства храма приводятся в Третьей и Четвёртой новгородских летописях. Однако впервые церковь на этом месте была построена раньше. В Новгородской первой летописи под 1226 годом упомянуто строительство храма Рождества Христова, однако не указано ни места его расположения, ни того, был ли он каменным или деревянным. Под 1230 и 1255 годами храм упоминался в связи с тем, что рядом с ним устраивались скудельни — общие погребения для умерших в голодные годы. В дошедшем до нас в рукописи XVIII века Синодике перечислены имена новгородцев, по-видимому, заботившихся о строительстве и последующих ремонтах храма с момента его строительства вплоть до XVIII века. Первым в качестве основателя храма упомянут великий князь Дмитрий Донской. Тем ни менее в 1386 году строения возникшего при храме монастыря были сожжены новгородцами в числе других пригородных обителей при подходе к городу великого князя, находившегося в тот момент в состоянии «размирья» с новгородцами. Это не помешало дальнейшему существованию Рождественского монастыря, так как уже в 1388 году его игумен Афанасий был одним из кандидатов на избрание новгородским архиепископом. Обитель долгое время жила по особножительному уставу. Вероятно, что её насельники были знатного происхождения и не желали полностью лишаться всего своего имущества. При храме продолжали хоронить умерших от эпидемий, а также странников, нищих, погибших от насильственной смерти и казненных. С XV века в четверг седьмой недели по Пасхе совершалось особое поминовение всех погребенных, в котором участвовали собиравшиеся в храм игумены других новгородских монастырей и поповкие старосты шести городских соборов. Богослужение заканчивалось крестным ходом на место скудельниц. Известно, что помимо Рождественского храма в монастыре была трапезная с церковью, сгоревшая в 1547 году вскоре после освящения. В связи с тем же бедствием упомянута и колокольня с упавшими при пожаре колоколами. После Смутного времени в переписи новгородских храмов 1615 года упомянут только Рождественский храм с деревянной трапезной и приделом. В то время обитель была приписана к процветавшему Антониеву монастырю. Прежнее положение монастырю вернула царская грамота 1649 года. Просуществовав ещё столетие он был упразднен в ходе секуляризации церковных земель в 1764 году. Рождественский храм стал приходским, а затем кладбищенским.

Рождественское кладбище

В XVIII веке на кладбище были погребены казненные здесь князья Долгоруковы. В 1768 году над их могилой была сооружена церковь в честь св. Николая, разрушенная в середине XX века. С южной стороны от храма похоронена Любовь Петровна Рахманинова (1849—1929) — мать композитора С. В. Рахманинова. Здесь же недалеко от храма расположена могила архитектора Любови Митрофановны Шуляк (1897—1997), руководившей послевоенной реставрацией церкви Рождества.

Архитектура храма

Церковь Рождества представляет собой пример небольшого по размеру и скромного по отделке монастырского строения. Это крестово-купольный храм, имеющий характерные формы новгородского зодчества XIV века. План здания прямоугольный, вытянутый с запада на восток. С западной стороны примыкает притвор 1829 года, с востока одна алтарная апсида. Фасады первоначально были завершены трехлопастными арками, кровля была положена непосредственно по сводам. Позднее её сделали прямой восьмискатной. Барабан купола имеет четыре щелевидных окна. Верхняя его часть украшена полукруглыми нишами и декоративным фризом из зигзагообразно положенных кирпичей — бегунцом. Плоскости фасадов разделены лопатками на три прясла. Исключение представляет восточный фасад не имеющий лопаток. У храма два портала: западный перспективный, стрельчатый и южный, имеющий полукруглое завершение. Порталы украшены поребриком. Окна на фасадах расположены в два ряда. Они углублены в ниши с полукруглым завершением. Лишь верхнее окно южного фасада имеет стрельчатую нишу, а окно над западным входом в храм украшено бровкой. Там же в верхней части западного фасада расположены три ниши — центральная полукруглая и две круглые. В них сохранились остатки росписи. В настоящее время западный фасад храма располагается в интерьере притвора. На боковых фасадах церкви есть традиционные для Новгорода поклонные кресты, причем на северном фасаде на уровне человеческого роста расположен большой крест, так же сохранивший остатки росписи. Наружные поверхности стен оставлены неоштукатуренными. Кладка из местных камней ракушечника и плитняка с использованием кирпича покрыта лишь тонким слоем розоватой известняковой обмазки.

Внутри церковь слабо освещена. Свет из узких окон попадает лишь в верхнюю зону интерьера, что создает подходящее для монастыря настроение молитвенной сосредоточенности и отрешенности от внешнего мира. Подпружные арки, несущие своды и купол, опираются на четыре столба. При этом западные столбы имеют внизу скругленную форму. Выше к ним примыкает деревянный настил хор. В их юго-западной части в замкнутой каморе был устроен придел. Раньше деревянный настил шёл и вдоль северной стены, где сохранились сделанные на фресках граффити. Стены и столбы соединены воздушными связями — первоначально деревянными, замененными затем металлическими балками. Сохранились следы от крепления трехъярусного иконостаса (не сохранился). Интерьер церкви перестраивался, в частности в XVII веке был разделен на два яруса. В процессе реставрации ему были возвращены первоначальные формы. Восстановлен пол из кирпича, положенного «в елочку». Особенностью Рождественского храма является его нарочито небрежные формы: отсутствие симметрии, кривизна линий и углов, указывающие на не столь высокое качество строительства. В этом маленький монастырский храм уступает более большим и богатым городским постройкам своего времени — церквям Спаса на Ильине, Феодора Стратилата на Ручью и др. Главной ценностью его является прекрасная настенная живопись.

Фрески

Программа росписи

В куполе храма изображен Христос Вседержитель, окруженный небесными силами. Эта традиционная, венчающая пространство храма композиция имеет характерные и для других новгородских церквей особенности. Правая благословляющая рука Господа полусжата так же, как на утраченной фреске купола Софийского собора. Небесные силы — четыре архангела, два херувима и два серафима напоминают их изображения в других ансамблях XIV века: Спасе на Ильине, Феодоре Стратилате на ручью и др. Ниже между окон барабана попарно изображены восемь пророков: Аввакум и Даниил, Иезекииль и Иоанн Предтеча, Исаия, Илья и два неизвестных. Частично сохранились надписи на развернутых свитках в руках пророков. Ещё восемь пророков — Моисей и Аарон, Исаия и Иона, Иеремия и Софония, Малахия и ещё одна утраченная фигура — представлены на подпружных арках, несущих купол, а на арке отделяющей конху алтарной апсиды изображены первосвященники Мелхиседек и Захария. Здесь же в алтаре на боковых гранях восточных столбов напротив друг друга изображены цари Давид и Соломон. Столь многочисленные ветхозаветные персонажи дополнены традиционными фигурами пишущих евангелистов, изображенных в парусах храма. Над восточной подпружной аркой между фигурами евангелистов помещен Спас Нерукотворный — образ Христа на убрусе. На соответствующих местах над боковыми арками изображены обращенные к образу Спасителя ангелы, а напротив убруса над западной аркой другой образ Христа — Эммануил. В зените каждой из арок над головами пророков помещены крупные медальоны с торжественными изображениями крестов-никитрионов.

Изображения других святых в храме малочисленны. Некогда в боковых нефах храма над малыми арками, несущими северный и южный своды, располагались медальоны со святителями, из которых уцелел лишь один в северо-восточном углу храма с образом св. Симеона Иерусалимского. На северо-западном столбе располагаются фигуры двух святых мучеников-воинов, один из которых может быть назван Феодором Стратилатом. На соответствующей грани юго-западного столба фигур святых нет. Так как в этом углу устроена замкнутая камера, её восточная, выходящая в интерьер храма глухая стена полностью занята изображением Преображения Господня, входящего в цикл двунадесятых праздников.

В небольшой Рождественской церкви этот цикл представлен лишь несколькими композициями на сводах и стенах храма. Цикл начинается Благовещением, которое как и во множестве других древнерусских церквей, представлено особым образом на восточных столбах храма так, что фигуры архангела Гавриила и Богоматери фланкируют алтарь. В Рождественском храме фигура Богородицы не сохранилась. Напротив друг друга на южной и северной стенах соответственно были изображены две наиболее масштабные композиции, отмечающие начало и конец евангельской истории — Рождество Христово и Успение Богородицы. К сожалению обе они сильно пострадали от времени. Из изображения Рождества лучше всего сохранилась фигура ангела, благовествующего пастухам. В Успении погибло изображение лежащей на смертном одре Богородицы, однако прекрасно сохранились окружающие Её скорбящие апостолы. На склонах южного, западного и северного сводов изображены Сретение и Крещение Господне (ниже под ним располагается величественное изображение Преображения), Воскрешение Лазаря, Распятие и Снятие с креста.

На западном своде напротив Воскрешения Лазаря изображены две малые сцены, представляющие благовестие Захарии о рождении его сына Иоанна Предтечи и благовестие молящимся Иоакиму и Анне о рождении от них Богородицы. Ещё две сцены из евангельской истории изображены на восточном своде в алтарной части храма: отрок Иисус в храме (Преполовение) и беседа Христа с Самарянкой. Эти евангельские сюжеты связаны с периодом празднования Пасхи.

Между ними в своде алтарной апсиды располагается изображение Богоматерь с двумя предстоящими Ей архангелами — второй по значению после Христа образ в росписи храма. Богородица изображена в типе Оранты с Младенцем Христом на лоне. Ещё одна небольшая композиция располагалась в северной части алтаря в жетвеннике. Здесь было представлено поклонение Жертве. Сохранились фигуры святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста и ангел-диакон с рипидой.

Наконец, ещё одной темой в росписях церкви является монашество, что соответствует предназначению Рождественского храма. На западной стене на хорах изображена сцена преподания ангелом монашеского устава преподобному Пахомию, а на боковых гранях западных столбов святые Ефрем Сирин и Савва Освященный.

Нижние части стен и угловые помещения храма росписи не имели. Особенностью ансамбля является непривычное расположение евангельских композиций, помещенных на сводах, но частично заходящих на соседние с ними стены. Таким образом верхние части стен — люнеты — разделены пополам и не имеют своих собственных композиций. Возможно, это связано с тем, что работавшие здесь художники-сербы привыкли к храмам триконхам, имевшим не только восточную, но и боковые апсиды.

Художественные особенности живописи

Роспись Рождественской церкви была создана в период расцвета монументальной живописи Новгорода в последних десятилетиях XIV — начале XV века. В это время здесь было построено и расписано множество каменных храмов. Росписи многих из них не были чем-то исключительным, представляя собой пример массового, отчасти стандартизированного искусства. Однако даже в таких ансамблях, исполненных не самыми первыми мастерами, нет примитивизации художественного языка. Более того, при всех недостатках, они сохраняют не только высокое качество живописи, но и содержат интересные, поразительно живые образы. Именно таковы фрески церкви Рождества.

Фрески исполнены в крупном масштабе, соответствующем их лаконичной программе. Хотя в композиционном построении росписей и в пропорциях отдельных фигур видны определенные просчеты и недостатки, фрески церкви Рождества исполнены живо и непринужденно. Своим насыщенным, многоцветным колоритом, многослойным письмом с постепенной лепкой объёмов они близки к знаменитым росписям церкви Спаса на Ковелеве. Однако колорит рождественских фресок светлее, здесь больше света и цветных рефлексов. Изображения создают ощущение пространственности, свежего дыхания, легкой подвижности фигур. В живописи ощущается живая натура художников, работавших свободно и артистично. Письмо ликов тщательное, очень тонкое, близкое к станковой иконописи. Образы персонажей стоновятся здесь особенно проникновенны, глубоки и одновременно близки к миру человеческих чувств: боли и радости, ошибок и просветлений.

Вероятно, что в росписи принимали участие как приезжие мастера, так и местные новгородцы. Среди них был один ведущий, наиболее талантливый художник, которому стремились подражать и другие участвовавшие в работе мастера. Исследователи почти единодушно отмечают сходство фресок церкви Рождества с живописью сербской моравской школы, в особенности церкви Вознесения монастыря Раваница 1387 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *