церковь рождества на кладбище в новгороде
Церковь Рождества Христова на Красном поле в Великом Новгороде
Описание
новгородский храм конца XIV века
Церковь Рождества Христова на Красном поле (на Кладбище) — новгородский храм конца XIV века, расположенный за Окольным городом на Рождественском кладбище с востока от города близ улицы Фёдоровский ручей. В храме сохранился ансамбль монументальной живописи, созданный при участии приезжих мастеров. Живопись Рождественской церкви имеет близкое сходство с памятниками моравской школы в Сербии того же времени. В настоящее время открыт как музей.
История храма
Даты строительства храма приводятся в Третьей и Четвёртой новгородских летописях. Однако впервые церковь на этом месте была построена раньше. В Новгородской первой летописи под 1226 годом упомянуто строительство храма Рождества Христова, однако не указано ни места его расположения, ни того, был ли он каменным или деревянным. Под 1230 и 1255 годами храм упоминался в связи с тем, что рядом с ним устраивались скудельни — общие погребения для умерших в голодные годы. В дошедшем до нас в рукописи XVIII века Синодике перечислены имена новгородцев, по-видимому, заботившихся о строительстве и последующих ремонтах храма с момента его строительства вплоть до XVIII века. Первым в качестве основателя храма упомянут великий князь Дмитрий Донской. Тем ни менее в 1386 году строения возникшего при храме монастыря были сожжены новгородцами в числе других пригородных обителей при подходе к городу великого князя, находившегося в тот момент в состоянии «размирья» с новгородцами. Это не помешало дальнейшему существованию Рождественского монастыря, так как уже в 1388 году его игумен Афанасий был одним из кандидатов на избрание новгородским архиепископом. Обитель долгое время жила по особножительному уставу. Вероятно, что её насельники были знатного происхождения и не желали полностью лишаться всего своего имущества. При храме продолжали хоронить умерших от эпидемий, а также странников, нищих, погибших от насильственной смерти и казненных. С XV века в четверг седьмой недели по Пасхе совершалось особое поминовение всех погребенных, в котором участвовали собиравшиеся в храм игумены других новгородских монастырей и поповкие старосты шести городских соборов. Богослужение заканчивалось крестным ходом на место скудельниц. Известно, что помимо Рождественского храма в монастыре была трапезная с церковью, сгоревшая в 1547 году вскоре после освящения. В связи с тем же бедствием упомянута и колокольня с упавшими при пожаре колоколами. После Смутного времени в переписи новгородских храмов 1615 года упомянут только Рождественский храм с деревянной трапезной и приделом. В то время обитель была приписана к процветавшему Антониеву монастырю. Прежнее положение монастырю вернула царская грамота 1649 года. Просуществовав ещё столетие он был упразднен в ходе секуляризации церковных земель в 1764 году. Рождественский храм стал приходским, а затем кладбищенским.
Рождественское кладбище
В XVIII веке на кладбище были погребены казненные здесь князья Долгоруковы. В 1768 году над их могилой была сооружена церковь в честь св. Николая, разрушенная в середине XX века. С южной стороны от храма похоронена Любовь Петровна Рахманинова (1849—1929) — мать композитора С. В. Рахманинова. Здесь же недалеко от храма расположена могила архитектора Любови Митрофановны Шуляк (1897—1997), руководившей послевоенной реставрацией церкви Рождества.
Архитектура храма
Церковь Рождества представляет собой пример небольшого по размеру и скромного по отделке монастырского строения. Это крестово-купольный храм, имеющий характерные формы новгородского зодчества XIV века. План здания прямоугольный, вытянутый с запада на восток. С западной стороны примыкает притвор 1829 года, с востока одна алтарная апсида. Фасады первоначально были завершены трехлопастными арками, кровля была положена непосредственно по сводам. Позднее её сделали прямой восьмискатной. Барабан купола имеет четыре щелевидных окна. Верхняя его часть украшена полукруглыми нишами и декоративным фризом из зигзагообразно положенных кирпичей — бегунцом. Плоскости фасадов разделены лопатками на три прясла. Исключение представляет восточный фасад не имеющий лопаток. У храма два портала: западный перспективный, стрельчатый и южный, имеющий полукруглое завершение. Порталы украшены поребриком. Окна на фасадах расположены в два ряда. Они углублены в ниши с полукруглым завершением. Лишь верхнее окно южного фасада имеет стрельчатую нишу, а окно над западным входом в храм украшено бровкой. Там же в верхней части западного фасада расположены три ниши — центральная полукруглая и две круглые. В них сохранились остатки росписи. В настоящее время западный фасад храма располагается в интерьере притвора. На боковых фасадах церкви есть традиционные для Новгорода поклонные кресты, причем на северном фасаде на уровне человеческого роста расположен большой крест, так же сохранивший остатки росписи. Наружные поверхности стен оставлены неоштукатуренными. Кладка из местных камней ракушечника и плитняка с использованием кирпича покрыта лишь тонким слоем розоватой известняковой обмазки.
Внутри церковь слабо освещена. Свет из узких окон попадает лишь в верхнюю зону интерьера, что создает подходящее для монастыря настроение молитвенной сосредоточенности и отрешенности от внешнего мира. Подпружные арки, несущие своды и купол, опираются на четыре столба. При этом западные столбы имеют внизу скругленную форму. Выше к ним примыкает деревянный настил хор. В их юго-западной части в замкнутой каморе был устроен придел. Раньше деревянный настил шёл и вдоль северной стены, где сохранились сделанные на фресках граффити. Стены и столбы соединены воздушными связями — первоначально деревянными, замененными затем металлическими балками. Сохранились следы от крепления трехъярусного иконостаса (не сохранился). Интерьер церкви перестраивался, в частности в XVII веке был разделен на два яруса. В процессе реставрации ему были возвращены первоначальные формы. Восстановлен пол из кирпича, положенного «в елочку». Особенностью Рождественского храма является его нарочито небрежные формы: отсутствие симметрии, кривизна линий и углов, указывающие на не столь высокое качество строительства. В этом маленький монастырский храм уступает более большим и богатым городским постройкам своего времени — церквям Спаса на Ильине, Феодора Стратилата на Ручью и др. Главной ценностью его является прекрасная настенная живопись.
Фрески
Программа росписи
В куполе храма изображен Христос Вседержитель, окруженный небесными силами. Эта традиционная, венчающая пространство храма композиция имеет характерные и для других новгородских церквей особенности. Правая благословляющая рука Господа полусжата так же, как на утраченной фреске купола Софийского собора. Небесные силы — четыре архангела, два херувима и два серафима напоминают их изображения в других ансамблях XIV века: Спасе на Ильине, Феодоре Стратилате на ручью и др. Ниже между окон барабана попарно изображены восемь пророков: Аввакум и Даниил, Иезекииль и Иоанн Предтеча, Исаия, Илья и два неизвестных. Частично сохранились надписи на развернутых свитках в руках пророков. Ещё восемь пророков — Моисей и Аарон, Исаия и Иона, Иеремия и Софония, Малахия и ещё одна утраченная фигура — представлены на подпружных арках, несущих купол, а на арке отделяющей конху алтарной апсиды изображены первосвященники Мелхиседек и Захария. Здесь же в алтаре на боковых гранях восточных столбов напротив друг друга изображены цари Давид и Соломон. Столь многочисленные ветхозаветные персонажи дополнены традиционными фигурами пишущих евангелистов, изображенных в парусах храма. Над восточной подпружной аркой между фигурами евангелистов помещен Спас Нерукотворный — образ Христа на убрусе. На соответствующих местах над боковыми арками изображены обращенные к образу Спасителя ангелы, а напротив убруса над западной аркой другой образ Христа — Эммануил. В зените каждой из арок над головами пророков помещены крупные медальоны с торжественными изображениями крестов-никитрионов.
Изображения других святых в храме малочисленны. Некогда в боковых нефах храма над малыми арками, несущими северный и южный своды, располагались медальоны со святителями, из которых уцелел лишь один в северо-восточном углу храма с образом св. Симеона Иерусалимского. На северо-западном столбе располагаются фигуры двух святых мучеников-воинов, один из которых может быть назван Феодором Стратилатом. На соответствующей грани юго-западного столба фигур святых нет. Так как в этом углу устроена замкнутая камера, её восточная, выходящая в интерьер храма глухая стена полностью занята изображением Преображения Господня, входящего в цикл двунадесятых праздников.
В небольшой Рождественской церкви этот цикл представлен лишь несколькими композициями на сводах и стенах храма. Цикл начинается Благовещением, которое как и во множестве других древнерусских церквей, представлено особым образом на восточных столбах храма так, что фигуры архангела Гавриила и Богоматери фланкируют алтарь. В Рождественском храме фигура Богородицы не сохранилась. Напротив друг друга на южной и северной стенах соответственно были изображены две наиболее масштабные композиции, отмечающие начало и конец евангельской истории — Рождество Христово и Успение Богородицы. К сожалению обе они сильно пострадали от времени. Из изображения Рождества лучше всего сохранилась фигура ангела, благовествующего пастухам. В Успении погибло изображение лежащей на смертном одре Богородицы, однако прекрасно сохранились окружающие Её скорбящие апостолы. На склонах южного, западного и северного сводов изображены Сретение и Крещение Господне (ниже под ним располагается величественное изображение Преображения), Воскрешение Лазаря, Распятие и Снятие с креста.
На западном своде напротив Воскрешения Лазаря изображены две малые сцены, представляющие благовестие Захарии о рождении его сына Иоанна Предтечи и благовестие молящимся Иоакиму и Анне о рождении от них Богородицы. Ещё две сцены из евангельской истории изображены на восточном своде в алтарной части храма: отрок Иисус в храме (Преполовение) и беседа Христа с Самарянкой. Эти евангельские сюжеты связаны с периодом празднования Пасхи.
Между ними в своде алтарной апсиды располагается изображение Богоматерь с двумя предстоящими Ей архангелами — второй по значению после Христа образ в росписи храма. Богородица изображена в типе Оранты с Младенцем Христом на лоне. Ещё одна небольшая композиция располагалась в северной части алтаря в жетвеннике. Здесь было представлено поклонение Жертве. Сохранились фигуры святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста и ангел-диакон с рипидой.
Наконец, ещё одной темой в росписях церкви является монашество, что соответствует предназначению Рождественского храма. На западной стене на хорах изображена сцена преподания ангелом монашеского устава преподобному Пахомию, а на боковых гранях западных столбов святые Ефрем Сирин и Савва Освященный.
Нижние части стен и угловые помещения храма росписи не имели. Особенностью ансамбля является непривычное расположение евангельских композиций, помещенных на сводах, но частично заходящих на соседние с ними стены. Таким образом верхние части стен — люнеты — разделены пополам и не имеют своих собственных композиций. Возможно, это связано с тем, что работавшие здесь художники-сербы привыкли к храмам триконхам, имевшим не только восточную, но и боковые апсиды.
Художественные особенности живописи
Роспись Рождественской церкви была создана в период расцвета монументальной живописи Новгорода в последних десятилетиях XIV — начале XV века. В это время здесь было построено и расписано множество каменных храмов. Росписи многих из них не были чем-то исключительным, представляя собой пример массового, отчасти стандартизированного искусства. Однако даже в таких ансамблях, исполненных не самыми первыми мастерами, нет примитивизации художественного языка. Более того, при всех недостатках, они сохраняют не только высокое качество живописи, но и содержат интересные, поразительно живые образы. Именно таковы фрески церкви Рождества.
Фрески исполнены в крупном масштабе, соответствующем их лаконичной программе. Хотя в композиционном построении росписей и в пропорциях отдельных фигур видны определенные просчеты и недостатки, фрески церкви Рождества исполнены живо и непринужденно. Своим насыщенным, многоцветным колоритом, многослойным письмом с постепенной лепкой объёмов они близки к знаменитым росписям церкви Спаса на Ковелеве. Однако колорит рождественских фресок светлее, здесь больше света и цветных рефлексов. Изображения создают ощущение пространственности, свежего дыхания, легкой подвижности фигур. В живописи ощущается живая натура художников, работавших свободно и артистично. Письмо ликов тщательное, очень тонкое, близкое к станковой иконописи. Образы персонажей стоновятся здесь особенно проникновенны, глубоки и одновременно близки к миру человеческих чувств: боли и радости, ошибок и просветлений.
Вероятно, что в росписи принимали участие как приезжие мастера, так и местные новгородцы. Среди них был один ведущий, наиболее талантливый художник, которому стремились подражать и другие участвовавшие в работе мастера. Исследователи почти единодушно отмечают сходство фресок церкви Рождества с живописью сербской моравской школы, в особенности церкви Вознесения монастыря Раваница 1387 года.
Великий Новгород
307 материалов по 99 объектам, 5 443 фотографии
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Великом Новгороде.
Церковь Рождества Христова на Красном Поле / The Nativity of Christ Church in the Field
Ошибка в координатах?
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
На Красном Поле. Каждый Гений обязан своей матушке
Материал понравился:
Церковь Рождества — крестово-купольный храм новгородского зодчества XIV века. С западной стороны примыкает притвор, с востока одна алтарная апсида. Наружные поверхности стен не оштукатурены.
Внутри церкви восстановлен кирпичный пол «в ёлочку», при тусклом освещении через окно, видна богатая настенная роспись. Сведений о времени росписи храма не сохранилось, предполагают,
конец XIV века. Храм давно принадлежит музею-заповеднику, в день нашего визита был закрыт.
Объявление скупо сообщает, что храм закрыт с февраля 2018 года.
С южной стороны от храма похоронена Любовь Петровна Рахманинова — мать великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
Великий человек и его великая Музыка
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом.
Биография его матери — Любови Петровны Бутаковой (1849-1929) известна не слишком хорошо.
Единственная дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П.И. Бутакова была хорошо образованной и талантливой пианисткой, окончила консерваторию по классу фортепиано у педагога Антона Рубинштейна. Именно она привила своему сыну любовь к музыке и дала ему первые уроки игры на фортепиано.
О ней говорили, как о человеке редкой глубокой задушевности и мудрой благожелательности ко всем людям. Её кроткий облик, набожность и доброта говорили о слишком мягком характере.
У неё было богатое приданое – пять обширных имений, одно из них было родовым, остальные же были получены её отцом в качестве награды за службу.
Отец Сергея Рахманинова — Василий Аркадьевич, еще не отрастив порядочных усов, уже служил в Гродненском гусарском полку, ходившем «на Шамиля»; был наградён крестом за покорение Кавказа, серебряной медалью за покорение Чечни и Дагестана, медалью за усмирение Польского мятежа и серебряной медалью за покорение Западного Кавказа.
В двадцать пять лет он подал в отставку по радостной причине — женитьбе.
Партия была завидная: единственная дочь генерала, в приданое за которой шли четыре тысячи десятин в трех уездах Новгородской губернии. Восемнадцатилетняя Люба души не чаяла в своём бравом гусаре, и дети у новобрачных пошли один за другим. Сначала две девочки, Елена и Соня, третьим — сын Володя, четвертым родился сын Сергей.
Один Бог знает, куда Вася девает деньги. В карты по-крупному он не играл, на женщин как будто тоже не тратился. Но. в 1877 году были заложены имение в Новых Дегтярях и усадьба в Кошелях, а в 1878 году — усадьба Семёново
Имение Онег, в котором к тому времени жила семья, осталось единственным владением, но осенью 1882 года и Онег пошел с молотка.
Рахманиновым, у которых было уже шестеро детей, пришлось перебраться в Петербург: там было легче найти службу для Василия Аркадьевича и пристроить старших учиться на казенный счет. Конечно, о привилегированном Пажеском корпусе, куда некогда прочили мальчиков, давно пришлось забыть. Елену отдали в Мариинский институт, Володю благодаря ходатайству бабушки-генеральши приняли в кадетский корпус, а для Сережи, рано обнаружившего способности к музыке, решили исхлопотать место в приготовительных классах консерватории.
О Соне хлопотать не пришлось — вскоре после переезда она умерла от дифтерии.
Это новое горе, как роковой камень, стронуло с места лавину злых упреков и очень старых обид, которая окончательно разметала семью Рахманиновых.
Василий Аркадьевич поселился отдельно, а Сережу забрала к себе тетка Мария Трубникова. Сестры Василия Рахманинова, любившие своего бесшабашного брата и ненавидящие невестку, как могли, старались помочь его обездоленным детям.
В Великий Новгород Любовь Петровна вернулась после смерти матери и поселилась в её доме.
Она вернулась в свой родной город, где в детстве и юности была счастлива в семье родителей и где очень многое напоминало ей о лучшей поре её жизни.
В 1912 году, продав дом, Любовь Петровна снимала квартиру на Московской улице в доме №115, у коллежского советника в губернском правлении Н. Бахтина. А после революции переселилась в дом на Молотковской, близ городской заставы.
И. Г. Демидова записала воспоминания о Любови Петровне:
Любовь Петровна поселилась в доме нашего отца в кабинете, комнатке небольшой, метров пятнадцати, выходившей окнами на улицу. Она производила впечатление человека сухого и неприветливого, хотя с нами, детьми, она обращалась очень хорошо. Наблюдая за нами, за нашей игрой на фортепиано, Любовь Петровна определила у нас способности и дала нам обеим рекомендательные письма в Московскую и Петербургскую консерватории.
Сама она к инструменту не подходила никогда, и нам, к сожалению, услышать ее игры не удалось. Мать известного композитора жила очень замкнуто, не допускала к своему духовному миру людей случайных. Она получала от Сергея Васильевича письма, открытки и иногда читала их нам. Сына называла «Серёженька», интересовалась его творчеством и его концертами, много с нами об этом говорила.
Была очень скромна, избегала ярких и светлых красок в одежде, и обнаружила чрезвычайно неприхотливый вкус к еде, обходилась картошкой и очень любила её в сале или печёную.
Любовь Петровна была щепетильна до болезненности и очень чистоплотна. Рахманинова была мала ростом, причёску носила гладкую, длинные косы, уже с проседью, укладывала в валик. Фигура у неё была деформирована, очевидно, из-за мучившей её грыжи. Временами она очень страдала от болей, которые переносила мужественно, обращаясь к нам с просьбой ставить свечи в церкви, а сама при этом непрерывно молилась.
По всему её облику чувствовалось, что она несчастлива. Прошлое было настолько болезненно, что она старалась о нем не вспоминать. Временами нам казалось, что она прячет в своей душе трагедию. Похоже, что мужа своего она любила самозабвенно, до самой смерти, как любят только русские жёны.
Она была очень набожной и часто ходила в Десятинный монастырь, к своему духовнику.
Великий Новгород. Десятинный монастырь
Жизнь её была трудной, но она терпеливо переносила невзгоды, не просила помощи. Воспитание в православной вере помогло ей в тяжёлых бытовых условиях дожить свой век и остаться достойной добропорядочной женщиной.
Рахманинова пережила всё, что было отпущено её талантливому сыну нелегкой судьбой: Славу, расставание с Родиной, ностальгию, тяжелую депрессию и творческий кризис в Америке.
Умерла она тихо и легко в 1929 году и была похоронена на Рождественском кладбище у церкви Рождества Христова на Красном Поле.
На могиле Любови Петровны Рахманиновой, по традиции, проходит панихида в рамках Осенних Дней памяти С.В. Рахманинова. Одновременно панихиду по семье великого композитора служат не только на Рождественском кладбище в Великом Новгороде, но и в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в Москве, в усадьбе Ивановка Тамбовской области, в Старой Руссе и в Залучье, недалеко от места бывшей церкви, где крестили Рахманинова. Все эти места, связанные с именем композитора, объединились в рамках Всероссийской акции по инициативе новгородского Дома музыки им. С.В. Рахманинова.
👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷
ул. Фёдоровский ручей, Великий Новгород, Россия
(Рождественское кладбище)