церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Новозыбков)

Мiръ Россия Брянская область Новозыбков Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Новозыбков)

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Храм Рождества Пресвятой Богородицы – старинный храм города Новозыбков. Храм построен в 1754 году, в 1980-е годы пострадал от пожара. Долгое время храм не использовался и к концу XX века пребывал в полуразрушенном состоянии. В 2002-2014 годах восстановлен.

Содержание

История [ править ]

Храм в честь Рождества Богородицы в Людкове (его историческое название) – старейший храм на территории современного Новозыбкова. Он был построен в 1750 году. По мере роста слободы Зыбкой, а с 1809 года и города Новозыбкова, рос и приход людковского храма. В 1750 году община насчитывала 752 человека. Долгое время храм в честь Рождества Богородицы в Людкове оставался единственным православным храмом для новозыбковцев, а после вхождения села Людков в городскую черту, стал старейшим храмом, построенным на территории города.

Советский период наложил свой отпечаток на жизнь храма Рождества Богородицы. Он, как и многие другие, был закрыт. Однако, во время своего закрытия, даже переданный гражданским организациям, он не использовался под какие-либо хозяйственные нужды и не был разрушен. Богослужения в нём возобновились во время Великой Отечественной войны, и ещё 20 лет православные могли причащаться Святых Тайн в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, радоваться общей соборной молитве. В 1963 году храм снова закрыли. Он пришёл в запустение и разрушился. Восстанавливать его начали в 1999 году сами местные жители. В 2012-2014 году храм был восстановлен.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Россия, Брянская область, г.Новозыбков, ул.Дыбенко, 178

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням:

Божественная Литургия в 8:30, Всенощное бдение в 16:00.

Источник

Утраченная святыня староверов

Храм Рождества Богородицы (Петуховская церковь) в Новозыбкове

Предлагаем вниманию читателей небольшое исследование краеведа из Брянска, в котором речь пойдёт не только об одном из старообрядческих храмов одного из уездных городов нашего Отечества, но и о наполненной драматизмом судьбе наших соотечественников в далёком Китае.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Со временем обнаруживались всё новые и новые данные как о самом храме, так и членах его общины. К моменту публикации материал оказался весьма объёмным, поэтому он разделён на десять взаимосвязанных между собой главок, повествующих об истории храма со времени его строительства и освящения до закрытия и утраты, а также о судьбе членов совета общины. Особое внимание уделено фактам из биографии Новозыбковского старообрядческого епископа Флавиана и староверам Новозыбкова в Харбине, поскольку, во-первых, эта информация сама по себе интересна, а во-вторых, малоизвестна широкой публике.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней»

В жизни христианина образ Царицы Небесной занимает особое место, поскольку Она имеет исключительное отношение к Богу и дерзновение как Матери ходатайствовать пред Ним. При этом в силу одинаковой с человеком природы Дева Мария самый лучший посредник между нами и Спасителем. Её предстательство выше всякого. Именно к Ней единственной, помимо Бога, люди обращаются со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!».

Почитание Богородительницы имеет ярко выраженный литургический характер. Православное богослужение содержит в себе множество молитвенных обращений к Богоматери. Её имя постоянно звучит в храме наряду с именем Христа.

На Руси храмы в честь Пречистой Девы стали появляться уже в X веке. Одним из первых в 995 г. на берегу Волхова построил епископ Иоаким Корсунянин в честь Рождества Богородицы. Другой Рождество-Богородицкий храм был возведен в скором времени на Новгородской земле преподобным Антонием Римлянином. Из построенных святым древней Руси Андреем Боголюбским каменных храмов первым стал именно храм Рождества Богородицы в Боголюбове (1157).

Наши благочестивые предки строили храмы и в честь других событий, связанных с жизнью Богородицы. Это и знаменитая церковь Покрова на Нерли, Успенский собор Московского Кремля, собор в честь Покрова Божией Матери (храм св. Василия Блаженного) и др.

Однако особым образом при наименовании храмов все же отмечен двунадесятый, т.е. важнейший после Пасхи великий праздник светлого Рождества Пресвятой Марии Девы (21 сентября), празднуемый церковью как день всеобщей радости.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Богородичные храмы в Новозыбкове и уезде в начале XX века

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Церковь была деревянная, с колокольней. По дошедшим до наших дней воспоминаниям и фотографиям, храм этот был одним из красивейших в городе, с уникальным резным иконостасом и древними иконами удивительного письма.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Заложили и обустроили церковь местные старообрядцы в связи с дарованием им религиозной свободы царским Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и в память царствовавшего тогда Императора Николая II. На задней стене храма была установлена мраморная доска с соответствующей надписью.

Общину строивших церковь старообрядцев зарегистрировало Черниговское губернское правление 09 октября 1907 г. (все даты в тексте указаны по старому стилю).

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Работы продолжались в течение полутора лет и были завершены к 1913 г. Всего израсходовано 20 260 рублей 38 копеек.

Большую половину денежных средств пожертвовал купец и благотворитель Петухов Василий Ефимович.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

О новозыбковских купцах Петуховых

Фамилия Петуховых была известна в городе наряду с Волковыми, Абросимовыми, Осиповыми, Шведовыми и другими представителями деловой элиты уезда.

Вот что пишет Вольный А.Г. о Петуховых в своей книге «Глазами старожила: заметки о разных сторонах жизни г. Новозыбкова за последнее столетие» (Новозыбков, 1996):

Петуховы тоже относились к числу именитых купцов Новозыбкова. В основном же они были известны новозыбковцам зерномольной мельницей, которую в народе называли «Петухова мельница».

Находилась эта мельница на улице Чугуновской. Обращала внимание красным петушком, который венчал здание мельницы и как флюгер вращался во все стороны. Мука «петуховская» пользовалась большим спросом. И десятки тысяч пудов ее потребляли не только хлебопеки Новозыбкова, но и разных отдаленных регионов России.

Жили же Петуховы в основном в своем имении недалеко от посада Климово. Там отличались исключительным хлебосольством. То, что в обилии заготавливалось на полях, в садах и огородах Петуховым, в значительной мере отдавалось крестьянам. А многое и продавалось, отличаясь своим качеством.

Все это привело к тому, что когда в гражданскую войну какая-то красногвардейская группа попыталась поджечь имение Петуховых, крестьяне не допустили этого. И в последующие годы, когда в живых оставалась лишь Елена Васильевна, эта дружба с крестьянами поддерживала ее морально и материально. Еще в живых были такие, которые помнили, как родители Елены Васильевны без счета наделяли их копченостями, консервами, фруктами, а детишкам периодически вручали подарки к Рождеству, Новому году, Пасхе и т.д.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

За понесенные труды на благо церкви Петухов В.Е. был избран старостой общины.

Он же состоял в попечительском совете Новозыбковской женской гимназии. Являлся гласным городской Думы.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Совет общины храма

Наряду с Петуховым В.Е. в совет общины входили настоятель Богородично-Рождественской церкви священник Павел (Глухов), Ковалев М.И., Шведов М.И., Абросимов Ф.П., Шишкин Т.Д., Юрченко М.А., Мастюгин В.Ф. Секретарем избрали Кожевникова И.Я.

Названные лица были видными людьми нашего города того времени.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Член совета общины храма Юрченко М.А. был избран гласным городской Думы.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбковцерковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбковцерковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Староверы Новозыбкова в Харбине

Харбин (справка)

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Родился он в 1881 году, выпускник Новозыбковского городского двухклассного училища 1897 г.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбковцерковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Принимал участие в строительстве Китайско-Восточной железной дороги. Революцию застал в Харбине (Китай), где работал в железнодорожном депо.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков
церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков
церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбковцерковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбковцерковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

В 1954 г. вернулась в СССР, проживала с матерью в г. Тогучине Новосибирской области. В ноябре 1958 г. переехала в Новозыбков, где продолжила работать по профессии в городской поликлинике. В 1968 г. вышла на пенсию.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Женщиной она была очень образованной и воспитанной. В обществе держалась с достоинством. За хорошие манеры и умение говорить на красивом русском языке её называли «дворянка». Умерла в 1982 г., похоронена в Новозыбкове.

Вспоминает директор художественной школы Таловерко А.А.:

— Я её помню, когда она приходила к нам в гости. Моя бабушка была двоюродной сестрой Клавдии.

Она была очень интересной в общении: правильная русская речь, доброжелательная, культурная.

Будучи подростком, в музее г. Новозыбкова увидел фотографию Клавдии Петровны на стенде, посвященном работе стоматологической поликлиники.

Клавдия Петровна как-то не вписывалась в советский быт. Она не лечила родственников без очереди, была аскетичной в питании, не участвовала в общественной жизни и не говорила о политике. Она всегда занималась своей стоматологией, как настоящий профессионал.

Я позже по её архиву узнал, что она кроме медицинского образования закончила английскую бизнес-школу в г. Харбине. Она была одинока, семьи не было.

Книги по стоматологии, которые достались нам после её смерти, все в пометках и ссылках, сделанных её рукой.

Достался нам в наследство от Клавдии Петровны столетний самовар. И когда пьем чай с друзьями, я всегда вспоминаю её.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

О происшествии с фотографией столетней давности

Сохранилась общая фотография членов совета общины храма, которая представлена в старообрядческом журнале «Церковь» за 1913 г.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Я обратил внимание одного из музейных работников на допущенную ошибку, которая заверила, что в ближайшее время (а это был ноябрь 2008 г.) всё будет исправлено. Вот интересно, в каком виде в настоящее время представлено это фото?

Освящение храма

Владыку Иоанна встречали 20 октября епископ Новозыбковский Флавиан, весь состав общины во главе с Петуховым В.Е., священником Павлом (Глуховым) и причтом (духовенством). На вокзале собралось много народу, в городе звонили колокола.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

От имени старообрядцев владыку приветствовал Петухов В.Е. Он поднёс хлеб-соль, а школьный хор мальчиков местной старообрядческой школы пропел «Тако да просветится свет!».
В церкви к архиепископу на встречу вышел отец Павел (Глухов) и сказал прочувственную речь.

После краткой молитвы архиепископ с прочим духовенством отбыл в дом Аврамова Т.А., где ему были предложены чай и обед.

Служба продолжалась до 12 часов ночи. На следующий день в 04 час. 30 мин. утра начался чин освящения храма. Несмотря на раннее время, молящихся собралось так много, что церковь не могла всех вместить. Многим приходилось стоять во дворе. На торжестве присутствовал местный исправник (начальник полиции) Параделов Е.П.

По окончании отслужили божественную литургию. После богослужения диакон Хрусталев провозгласил многолетия Государю Императору, архиепископу Иоанну, епископу Флавиану, жертвователям и строителям храма, всем православным христианам.

Архиепископа пригласили в дом Петухова В.Е., где для духовенства, представителей старообрядческих общин и приходов Новозыбкова, а также других гостей была устроена трапеза. Здесь к владыке обратился Петухов В.Е. со своей супругой.

Выслушав речь, владыка сердечно поблагодарил и благословил всех присутствовавших. Во время обеда Юрченко М.А. составил от имени Новозыбковской общины старообрядцев телеграмму на имя Императора Николая II с «выражением верноподданнических чувств и беспредельной благодарности за дарованную старообрядцам религиозную свободу». Громовое «ура» и гимн «Боже, Царя Храни» покрыли слова телеграммы.

Одновременно отправили сообщение Черниговскому губернатору с благодарностью за предупредительность и образцовый порядок, проявленные местной полицией при освящении церкви.
За обедом было произнесено много теплых речей. Особенно выделялись слова архиепископа, исправника Параделова Е.П., Юрченко М.А. и Кондратьева А.А.

Отслужив обедню и отобедав в доме Аврамова Т.А., 22 октября вечером архиепископ Иоанн поездом выехал в Москву.

Новозыбковский старообрядческий епископ Флавиан

Отдельно стоит сказать об упомянутом епископе Новозыбковском Флавиане. Вот какие сведения содержатся о нем на интернет-портале «Руская вера».

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Епископ Флавиан (Фёдор Кузмич Разуваев), родом из небогатой семьи клинцовских (по других данным новозыбковских) мещан, потомственных старообрядцев белокриницкого согласия. Его отец занимался «колёсным» ремеслом.

С ранних лет Фёдор избрал для себя церковное служение. Он упросил отца разрешить ему поселиться в Красноборском Иоанно-Предтеченском монастыре (находился в Клинцовском районе). Здесь Фёдора заметил епископ Селивестр, на которого произвёл впечатление благочестивый послушник.

Епископ рукоположил Фёдора в иереи в посад Клинцы, где последний прослужил более 20 лет, удостоившись сана протопопа.

Отец Фёдор был бездетен, воспитывал приемных детей. Овдовев, много имущества жертвовал церквам. В Красноборском Предтеченском монастыре на свои средства в 1908 г. выстроил церковь во имя Казанской иконы Богородицы.

Долгие годы тесного сотрудничества с епископом Селивестром сделали о. Фёдора последовательным проводником положений, изложенных в Окружном послании старообрядческих епископов 1862 г. Следует отметить, что Клинцовские старообрядцы твёрдо стояли на позициях этого послания и открыто критиковали любые проявления беспоповского мировоззрения внутри старообрядческой церкви.

В 1911 г., после смерти епископа Михаила, епархиальный съезд просил отца Фёдора, бывшего на тот момент священником клинцовской Покрово-Никольской церкви, принять на себя сан епископа.

В пос. Клинцах 29 июня 1912 г., по пострижении в монашество с именем Флавиан, был хиротонисан (возведён) во епископа Новозыбковского и Гомельского.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков26 августа 1915 г. ему была поручена во временное управление Киевская епархия.

Внутренняя культура, глубокие познания епископа Флавиана, природная мудрость, богатый жизненный опыт делали его притягательной фигурой для старообрядцев разных сословий и уровня образования. В Клинцы к епископу приезжали старообрядцы из других епархий, Киева, Одессы, Балты.

Епископ Флавиан участвовал в Освященных соборах 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище.

После закрытия большевистскими властями Иоанно-Предтечева монастыря в 1928 г. переселился в Клинцы, где последние годы жил в семье священника Леонтия Губарева. Глубоко переживал гонения Церкви, которые по своему натиску и жестокости были намного страшнее преследований старообрядцев в течение последних двух столетий.

С 1932 г. начались частые визиты в квартиру епископа сотрудников ГПУ, сопровождавшиеся унизительными вопросами, обысками и хищением не только книг, но и личных вещей. Сердце епископа Флавиана не выдержало и в 1933 г. он умер. Погребен на Клинцовском городском кладбище.

В нижеследующей корреспонденции 1913 года описывается посещение епископом Флавианом храма Рождества Богородицы в Новозыбкове:

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Собрание членов общины храма 1913 г.

В 1913 г. на очередном собрании членов общины, которых к тому времени было более 50-ти, рассматривались различные вопросы. Благодарили братьев Петуховых и Аврамовых за труды, понесенные при приёме епископа Флавиана и прочего духовенства, прибывшего на освящение храма. Утвержден отчет о постройке храма.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Прихожане преподнесли хлеб-соль и высказали следующие благодарственные слова:

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Закрытие храма. Судьба членов общины

После прихода к власти большевиков и установления Советской власти церковь спустя несколько лет закрыли. Службы в храме были запрещены.

Достоверные, документально-подтвержденные обстоятельства уничтожения церкви мне установить не представилось возможным. Документы на этот счет я не нашел.

Теперь ничто не напоминает о том, что в городе был когда-то этот великолепный храм. Нет на святом месте ни поклонного креста, ни даже памятной доски.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Думается, что трагическим образом сложилась и дальнейшая судьба членов общины храма Рождества Пресвятой Богородицы, поскольку эти люди составляли костяк и гордость Российской Империи, являлись, если хотите, её элитой, а их взгляды на устройство общественной жизни явно не соответствовали представлениям власть предержащих.

Напомним, что все прежние звания, титулы и гражданские чины были отменены одним из первых декретов новой власти «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 (23) ноября 1917 г. А уже в 1918 г. после убийства председателя Петроградской ЧК Урицкого М.С. большевики ответили лозунгом: «Они убивают личность, мы уничтожим классы».

Незадолго до смерти в эмиграции И.А. Бунин напишет: «Я был не из тех, кто был революцией застигнут врасплох, для кого ее размеры и зверства были неожиданностью, но всё же действительность превзошла все мои ожидания: во что вскоре превратилась русская революция, не поймет никто, её не видевший. Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия. ».

Об отношении большевиков и их последователей к представителям ими отменённых и запрещённых в России классов можно судить по чудом сохранившимся на городских кладбищах могилам и захоронениям царских времен.

Старые кладбища буквально стирались с лица земли, а на их месте зачастую возникали парки, скверы, стадионы.

церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков церковь рождества пресвятой богородицы новозыбков

Печальное зрелище. И одновременно всем нам упрёк. Упрёк за равнодушие и отсутствие памяти смертной. И ведь не важно, что в конкретном месте покоится не твой предок.
По этому поводу вспоминаются слова академика Лихачёва Д.С. из его «Писем о добром и прекрасном»: «В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро».

Так и живём. Вернее, пытаемся жить и надеяться на безграничную Божию милость и заступничество Царицы Небесной.

Автор выражает признательность и благодарность директору Новозыбковской детской художественной школы Таловерко А.А., заслуженному работнику культуры Брянской области Афониной Н.М., а также заведующему отделом краеведения библиотеки № 221 им. Р.И. Рождественского г. Москвы Каменецкому О.Г. за отдельно предоставленные документы из личных архивов и информацию, использованные при написании статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *