церковь рождества пресвятой богородицы тульская область
Храм Рождества Богородицы деревни Кишкино (Тула)
Мiръ Россия Тульская область Тула Храм Рождества Богородицы деревни Кишкино (Тула)
Храм Рождества Богородицы деревни Кишкино (Тула) построен в 1791 году, сильно разрушен, с 2010 года возрождается.
Содержание
История [ править ]
Нынешний каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1791 году на средства поручика гвардии Михаила Ивановича Хрущева на месте сгоревшего деревянного одноименного, упоминавшегося с первой половины XVII века.
В 1833 году в трапезной части были созданы два придельных алтаря: в честь Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца и Великомученицы Варвары. В 1880 году в приделах было оборудовано отопление.
В 1930-х годах в храме прекратились богослужения. Священник храма Михаил Димитриевич Ананский арестован 15 августа 1937 года и осужден тройкой УНКВД СССР по Московской области по обвинению в контрреволюционной деятельности, расстрелян 2 сентября 1937 года, посмертно реабилитирован 1 декабря 1958 года и занесён в Книгу памяти «Бутовский полигон».
Здание храма долгое время использовалось в комплексе элеватора и складов совхоза. Колокольня храма разрушена в середине XX века, пострадала трапезная, она находится в аварийном состоянии.
Современное состояние [ править ]
В 1997 году местные жители на общем собрании решили возродить Богородицерождествескую церковь, но тогда она находилась в совхозной собственности, там располагался склад с удобрениями.
Прошло много лет, прежде чем в ней стали проходить богослужения, а жители получили возможность соборной молитвы в храме.
Лишь с октября 2010 года в основном здании храма стали совершаться молебны. В настоящее время для богослужений используется основная часть храма, приделы находятся в аварийном состоянии.
Описание [ править ]
Старинное однокупольное здание красного кирпича с колоннадами в стиле классицизма.
Деятельность прихода [ править ]
Деятельность прихода, помимо богослужебной, направлена на восстановление здания храма.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Теляково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Теляково, Опыхань тож, находится в 47 верстах от г. Тулы. Оно расположено в местности возвышенной, окруженной лесами и помещичьими садами с их вековыми липами, тополями, вязами и другими деревьями, так что в летнее время село и храм утопают в зелени. Реки в селе нет, но находится много колодцев с ключевою водою и прудов – с проточною. Приход окружен двумя небольшими речками Сушкою и Опыханью, которые впадают в реку Беспуту, приток реки Оки.
О времени возникновения его и происхождении его названия не сохранилось никаких исторически-достоверных сведений. В настоящее время приход составляют, кроме села, следующие селения: сельцо Торопово, Крюковка, Петровское, сельцо Асовка и сельцо Шипилово, прихожан муж. пола 341 человек и жен. пола 311 человек.
Приходский храм, как видно из межевой книги, выданной на церковную землю по указу Императрицы Екатерины II в 1776 г., существовал уже в прошлом столетии; он был деревянный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и находился в 2 верстах от нынешнего храма. Самое село называлось Опыхань, каковое название в настоящее время почти вышло из употребления.
В ограде против алтаря настоящей церкви находится часовня, в которой помещены иконы прежнего храма. На содержание храма получаются проценты с капитала 2650 руб.
Причт состоит из священника и псаломщика, проценты с капитала 2671 руб. поступают в пользу причта. К сей церкви, кроме усадебной, принадлежит полевой земли 65 десятин и 11 десятин луговой, находящихся в 2 верстах от храма. С 1892 г. в селе существует земская школа.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Тульский уезд, стр. 685.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Монастырщино)
Мiръ Россия Тульская область село Монастырщино Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Монастырщино)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1884 году по проекту архитектора Александра Бочарникова. Закрыт в 1930-е годы, в здании располагался склад, потом музей. Находится в совместном использовании с музеем «Куликово поле».
Содержание
История [ править ]
С момента своего создания храм в селе Монастырщина обладал исторической ценностью, как памятник времен Куликовской битвы.
По преданию, на месте села Монастырщина русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а Царские врата иконостаса для храма были подарены преподобным Сергием Радонежским.
Строительство каменного храма по проекту архитектора Александра Бочарникова началось в 1850 году и продолжалось многие годы, так как велось на личные средства прихожан – небогатых местных жителей.
В период с 1867 по 1875 годы здесь был сооружен придел во имя Архистратига Божия Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году.
Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) российская газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля.
После завершения строительства церкви в 1884 году здесь стали совершать регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стал проходить крестный ход до памятника-колонны Дмитрию Донскому на Красном холме.
В 1930-е годы храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены, помещение храма стало использоваться под склад.
Здание было отреставрировано к юбилею Куликовской битвы в 1980 году и занято музеем.
Богослужения возобновились в 1990-е годы.
Современное состояние [ править ]
Находится в совместном использовании с музеем-заповедником «Куликово поле», постоянного прихода не имеет.
Музей-заповедник «Куликово поле» и Тульская епархия выступили с инициативой по сбору средств на восстановление придела Сергия Радонежского с царскими вратами XVI века.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская область, Кимовский район, село Монастырщино.
Паломнику [ править ]
Божественная литургия служится в 9.00 в воскресные дни, памятные даты воинской славы, двунадесятые праздники.
МОНАСТЫРЩИНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
Монастырщинский Богородице-Рождественский храм. Вид с северо-востока. |
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщине Тульской епархии
Храм стоит в 1 км от слияния рек Непрядвы и Дона.
Сказание о первом храме
То же сказание говорит что царские врата иконостаса в храм были подарены преподобным Сергием Радонежским.
Деревянная Богородице-Рождественская церковь
Каменный храм
В 1865 году на месте старого храма была заложена каменная церковь. Архитектором нового храма стал А. Г. Бочарников. Строительство растянулось на годы, так как велось на средства местных прихожан. В 1867 году был выстроен придел во имя Архистратига Михаила, освященный 23 октября 1869 года, где и проходили службы. В 1875 году была построена колокольня. В 1879 году приступили к сооружению главной части храма. Летом 1880 года, когда шла подготовка к празднованию 500-летия Куликовской битвы, было решено обнести оградой место старого погоста, на котором, как предполагалось, были захоронены погибшие в Куликовской битве. Внутри ограды были устроены две часовни, отметившие места престолов старой деревянной церкви. Накануне 500-летнего юбилея газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы,» после чего на церковь стали поступать пожертвования от многих лиц, начиная с самого императора Александра Александровича. Иконостас был сооружен по проекту Н. В. Султанова. Наружные работы по сооружению храма были закончены в 1884 году. Для обогрева храма были изготовлены две круглые железные печи, приспособленные для топки углем. В трапезной церкви был сделан новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского, освященный архиепископом Тульским Никандром 7 сентября 1887 года. Из-за нехватки средств к внутренним работам приступили в 1890 году, и лишь в 1894 году законченный храм был освящен.
После завершения строительства церкви в ней стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. В 1899 году при храме была построена церковно-приходская школа. С 8 сентября 1901 года стал проводиться регулярный крестный ход от храма до колонны-памятника Дмитрию Донскому на Красном холме. В церкви сберегались старинный потир и дискос с медной звездицей, а также Евангелие 1605 года.
Советский период
В 1930-е годы храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, а помещение храма стало использоваться местным колхозом под зерновой склад.
В 1977 году в связи с подготовкой 600-летнего юбилея битвы архитектором О. В. Череватой был выполнен проект реставрации храма и школы рядом с ним. В 1978-1979 годы была проведена реставрация. Работы были выполнены неполностью, однако это не помешало в здании церкви открыть выставку художественных работ, которая в скором времени была закрыта, и здание осталось пустым.
Монастырщинский Богородице-Рождественский храм. Вид с запада. |
Возрождение церковной жизни и музеефикация
В 1997 году здания храма и приходской школы были переданы Государственному музею-заповеднику «Куликово поле,» чем было положено начало формированию нового музейно-мемориального комплекса, открытого 19 сентября 2000 года. Одновременно, с 1990-х годов храм был в совместном пользовании общины верующих и музея. В 2001 году храм повторно освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II [1]. К 625 годовщине Куликовской битве была полностью восстановлена звонница храма.
Архитектура
Кирпичная церковь в духе эклектики, односветный одноапсидный четверик под восьмериком, грани которого завершены закомарами, с трапезной и колокольней.
Обидимо. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
«. с. Обидимо находится в 20-ти верстах от Тулы и в 4-х верстах от ст. Обидимо Сызрано-Вятской ж.д. Местность села довольно живописна: расположенное на скате двух гор оно с трёх сторон окружено лесами, занимающими площадь в 1500 десятин, принадлежащую помещику Д.А. Хомякову. Реки в приходе нет: протекает небольшой ручей под именем Обидимки; в родниках и ключевой воде недостатка нет.
Происхождение прихода с. Обидима определить нет возможности. Название села происходит от того, что в давно прошедшие времена жители этого села занимались грабежом проезжающих, обижали мирных обывателей. Это подтверждается и названием соседнего с. Борыкова, которое произошло, хотя и с значительным отклонением от своего корня, от слова «барак». Ввиду сильно развившихся грабежа и воровства в этой местности, правительство вынуждено было устроить тут бараки и в них расположить сторожевой отряд, чтобы обезопасить от воров и грабителей жизнь и имущество мирных обывателей. Названия многих соседних местностей также подтверждают эту догадку: так в 3-х в. от села деревня носит название «Сторожевое», есть местности с названием «воровая», «шалишинский верх» и «головский лес». Все эти названия указывают на то, что здесь когда-то воровали, шалили и раздевали до гола. Всех прихожан числится 265 м.п. и 290 ж.п.
Когда и кем построен был храм в с.Обидиме неизвестно: можно только по его архитектурному стилю догадываться, что он построен в конце XVII или в начале XVII (?)столетия. Храм этот каменный во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. По местному преданию, строителем храма был один из начальников сторожевого отряда, квартировавшего около села Обидима. Храм существует в своём первоначальном виде и доселе. Довольно величественный с внешней стороны, он украшен внутри хорошей живописью, так как для этой цели вызывался художник из С-Пб академии художеств.
Причт состоит из священника и псаломщика. В приходе есть больница, содержащаяся на средства Д.А. Хомякова, и народное училище, содержащееся на средства того же помещика.
Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. 1895г.
«Новый Кеппен» Приходы Тульской епархии (по данным клировых ведомостей 1915-1916гг.)
В конце XVIII в. селом владел Ф.С. Хомяков, затем его сын А.Ф. Хомяков, внук Степан Александрович Хомяков (общественный деятель), правнук Алексей Степанович Хомяков (известный философ-славянофил) и праправнук стацкий советник Д.А.Хомяков. Неподалёку от храма остались фундаменты бывшего усадебного дома.
Исторические сведения об объекте культурного наследия, представленные в проектной документации
В сохранившихся источниках д. Обидимо упоминается, начиная с первой четверти XVI века. По писцовой книге 1587–89 гг. первыми известными владельцами деревни были Булат и Владимир Гринковы (владели 1/2 деревни), Григорий Кобелев (1/4 деревни) и, возможно, Роман Хвощинский (1/4 деревни). В это время селение значится как Вобидимо. Последующими совладельцами Обидимо в XVI веке были: дворяне рода Хвощинских (Кузьма и Петр Романовы), Иван Сеитович Сухотин, Игнатьевы. В XVII веке, в период смутного времени, Обидимо было разорено. Возрождается только к концу 1620-х гг. В конце 30-х годов деревня насчитывала 15 дворов и приблизительно 110 человек. На протяжении XVII столетия деревня была поделена между несколькими владельцами: родом Сухотиных, родом Хвощинских, Ушаковыми, Лаврентием Панкратовичем Сухаревым, Толстыми, Нарышкиными. Пока Обидимо имело множество хозяев развитие селения шло медленно. С появлением в 40-х гг. XVII столетия в списках совладельцев Нарышкиных, завладевших сначала большей частью, а затем и всем селением, начинаются качественные изменения в жизни селения.
История Нарышкиных в Обидимо начинается с Фомы Ивановича Нарышкина – деда будущего царя Петра I. В переписной книге 1678 г. среди обидимских помещиков и вотчинников впервые появляется Кирилл Алексеевич Нарышкин, человек, с именем которого жизнь селения была связана на протяжении полувека. К.А. Нарышкин приходился племянником Ф.И. Нарышкину. Кирилл Алексеевич Нарышкин – заметная фигура в истории петровской эпохи. Он приходился троюродным братом царице Наталье Кирилловне, а сыну её, Петру – троюродным дядей. В Обидимо К.А. Нарышкин становится единоличным хозяином не позднее 1709 г. И именно с ним, вероятнее всего, связано возникновение церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь являлась усадебной и находилась на барской земле, на границе с крестьянскими угодьями.
Точная дата постройки храма не установлена, но исходя из стиля, которому принадлежит здание, специалисты относят его к так называемому «нарышкинскому барокко». Храм построен приблизительно в конце XVII – начале XVIII вв. Это подтверждается и тем, что в переписных книгах Обидимо стало называться селом только после 1709 г. До этого момента упоминается деревня Обидимо. Так как селом до революции 1917 года называли селения, где была церковь, то можно утверждать, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в период с 1678 по 1709 гг., во время владения Обидимым К.А. Нарышкиным. В 1714 г. вышел указ, запрещающий на некоторое время каменное и кирпичное строительство по всей России, исключая Санкт-Петербург. Следовательно, церковь построена не позднее 1714 года, что также подтверждает обозначенный ранее временной период. В 1723 г. умер К.А. Нарышкин и Обидимо унаследовал его сын – Семён Кириллович Нарышкин. С.К. Нарышкин умер 27 ноября 1775 г., не оставив потомков.
При генеральном межевании 1777 года владельцем Обидимо являлся уже один из многочисленных тульских Хомяковых – Фёдор Степанович, прадед А.С. Хомякова. Следовательно, Обидимо было куплено у рода Нарышкиных в период с 1775 по 1777 гг. и перешло во владения Хомяковых. В 1858 г. владельцем усадьбы стал самый известный из рода Хомяковых – Алексей Степанович – выдающийся русский общественный деятель, идеолог движения славянофильства, философ, публицист, поэт. Основное тульское имение Хомяковых располагалось в с. Богучарово, а помимо Обидимо, в Тульском уезде им принадлежали деревни Рождествино, Хомяково, Малахово, Боричево, Бушево, Скоблево, Волоть, Слободка, Погромное и Севрюково. После смерти А.С. Хомякова (23 сентября 1860 г.) усадьбой владел его сын Дмитрий Алексеевич. В границы имения входила не только территория села, но и прилегающие леса и поля. В 1857 г. здесь проживало 366 человек, а по подворной переписи 1910-12 гг. было 108 дворов и 722 чел.
Описание объекта культурного наследия
Церковь выстроена из керамического полнотелого кирпича верстовой кладкой на известковом растворе. На сегодняшний день здание не оштукатурено и не окрашено. Кирпич основного массива кладки идентичен кирпичу Тульского кремля и имеет общие с ним размеры. По своему типу храм относится к постройкам, у которых на нижнем четверике поставлен восьмерик с куполом и одной главкой. Квадратный в плане храм окружён круглой галереей, в которую вписан главный алтарь и входные притворы. С западной стороны пристроена шатровая колокольня. Декоративные элементы памятника относятся к допетровскому времени, части, характерные для более позднего стиля полностью отсутствуют. По объёмнопространственному решению памятник представляет собой центрический ярусный храм типа восьмерик на четверике, восьмерик широкий, близкий в поперечнике к несущему основанию. Такой тип завершения храмов утверждается с самого начала петровской эпохи и до первых десятилетий восемнадцатого века. Частично сохранились венчающие карнизы и пилястры по периметру фасадов, а также декоративное убранство оконных проёмов, представляющее собой треугольный сандрик на полукруглых колоннах. Храм долгое время стоял заброшенный и разрушался: была утрачена кровля, разрушены завершения стен храмовой части, отсутствует отмостка, утрачена штукатурка стен, 8 вследствие чего происходит вымывание раствора из швов кладки. Внутри храма из-за отсутствия кровли происходили постоянные замокания сводов и их разрушение. В настоящее время в храме произведены частичные первоочередные противоаварийные работы: восстановлена кладка завершения стен храмовой части, выполнена фальцевая оцинкованная кровля над храмовой частью, на четверике и главке. Частично восстановлены своды. Внутри храмовой части стены расчищены от штукатурно-отделочного слоя. На сегодняшний день памятник находится в аварийном состоянии и требует дальнейшего проведения реставрационных работ.
Результаты визуально-ландшафтного и градостроительного анализа, выполненного авторами проекта
На месте действующего кладбища к востоку и юго-востоку от храма согласно планам 1777 года располагались церковные погреба с хозпостройками. В настоящее время следы данных построек явно читаются, между сосновой аллеей и оврагом видны развалы цокольного белого камня. На некотором расстоянии от храма в северо-западном направлении, на исторической территории бывшего церковного подворья XVIII в., при обследовании были найдены остатки красного кирпича. Согласно архивным данным, территория подворья представляла собой закрытый двор прямоугольной формы, углы которого сформированы строениями, имеющими в плане Г-образную форму. Южнее храма ранее располагалась территория бывшей усадьбы Хомяковых, которая в советский период была частично застроена дачным посёлком, названным хутором Обидимо. На сегодняшний день это заброшенные дачно-садовые участки с остатками разрушенных строений капитальных и временных хозяйственных. Западная часть хутора (склон реки Обидимки) – бывший усадебный парк и сад, сейчас сильно заросший. Западнее от храма тянется липовая аллея. В непосредственной близости от храма, вдоль дороги, ведущей к нему с северо-запада, также сохранились две липы. Вдоль просёлочной дороги с восточной стороны существующего кладбища расположена сосновая аллея. Пойма Каменского ручья поросла пойменной растительностью – кустарником и деревьями ивовых пород. В силуэте малоэтажной застройки села роль вертикальной доминанты играет храм, являющийся главным акцентом рассматриваемой территории. Наилучшая видимость ансамбля храма Рождества Пресвятой Богородицы с западного склона р. Обидимки с территории пионерского лагеря «Лесная быль», а также с дороги на лесничество и пруды.
Источник: Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия.