церковь рождества пресвятой богородицы в перынском ските
Перынский Рождества Богородицы мужской скит
Перы́нский скит или Перынский Рождества Богородицы мужской скит — монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год. В летописях упоминается впервые под 1386 годом, когда монастырь сожгли новгородцы. Скит основан в 1828 году. Перынский Рождества Богородицы скит расположен в 6 километрах от Великого Новгорода на полуострове (до 60-х годов XX века — остров) при истоке реки Волхов из озера Ильмень, южнее Юрьева монастыря.
Содержание
История [ править ]
Предположительно, именно в урочище Перынь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну. В 989 году, после того князь как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.
По преданию, после введения христианства, на месте капища в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожжённых самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.
В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611—1617 гг.) монастырь был сожжён и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг…». Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.
В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Перынский монастырь был упразднён, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.
Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского) (1792—1838). В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава.
После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С. А. Ширинский-Шихматов). В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами».
В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был закрыт и разорён. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда рыболовецкой артели. Церковь использовалась под склад.
Во время войны 1941—1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел. После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза.
В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.
Церковь Рождества Богородицы [ править ]
Церковь Рождества Богородицы — один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров). О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений нет. Каменная постройка датируется 30-ми годами XIII века. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.
Первые обмеры и исследование Перынской церкви проведены в 1947-1948 годах Р. А. Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок XIII века), а в 1961 году — архитектором Л. Е. Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).
В результате реставрации выявлены первоначальное трёхлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках окопных проёмов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремлённости ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени — сочетание известняка и тонкого кирпича — плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).
Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». («Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь») Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.
Храм Рождества Богородицы на Перыни является одним из немногих архитектурных памятников XIII века в России. Фасады церкви, не расчленённые лопатками, были лишены какого-либо декора. По своему архитектурному облику Перынская церковь как бы предвосхищала характерные черты новгородского зодчества конца XIII — первой половины XIV века.
В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. После реставрации интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года. В 2004 г. состоялся первый и пока последний постриг в иноки.
Перынский Рождества Богородицы скит
За десять лет путешествий я повидала немало монастырей, а вот в скиту бывать не приходилось. Для меня скит — это что-то такое уединённо — таинственное, где живёт монах — отшельник. Оказалось всё гораздо проще. Территория скита обнесена частоколом в духе средневековья. Интересно, что там внутри?
В стародавние времена Перынский скит был расположен на полуострове (до 60-х годов XX века на острове) возле истока Волхова из Ильменя и открывался всем, кто плыл в Новгород с юга. В весеннюю пору он никогда не затапливался, в отличии от окрестных пойменных низменностей, поэтому, весной превращался в остров. Сейчас, в XX веке, к нему сделали со стороны города подъездную дамбу, по которой мы и подъехали к скиту.
В этом году берега вокруг скита были сильно затоплены.
История Перынского скита тесно связана с историей крещения Руси. Обратимся немного к истории возникновения скита. Согласно древнерусским источником, святилище Перынь появилось в 980 году. Молодой киевский князь Владимир и его сподвижник, дядя по матери Добрыня, старались как можно больше подчинить Киеву все восточнославянские земли. Сделать это они решили, прибегнув к религии, объединив всех одной верой.
Как гласит Повесть Временных лет, Для начала, Владимир поставил у себя в Киеве над Днепром, «вне двора теремнаго: Перуна древяну, а главу сребрену, а усъ здатъ, и Хоръса, и Дажьба, и Стриба, Сеимарекла, и Мокошь». Затем он послал Добрыню наместником в Новгород и тот «постави Перуна кумиръ над рекою»: поскольку Новгород был первым по значимости после Киева городом на Руси, то естественно создание общего языческого пантеона за пределами Киева, начали с него (интернета www.nogardia.ru/articles/show/52/).
В ходе христианизации Новгорода с пригородного святилища в Перынской рощи идол языческого бога-громовержца Перуна был с позором сброшен в воду, однако, в течении многих веков опустевшая роща все равно считалась священной и всякий, кто плыл мимо по реке Волхов, сбрасывал в воду денежку в жертву свергнутому идолу. Люди в ту пору были верующие и Богов боялись, даже свергнутых:))
Таким образом, традиция бросать в воду монетки связана с древними языческими культами. Традиция эта жива до сих пор, только никто её не связывает с языческими обрядами. Так что, бросая монетки на счастье или загадывая вернуться, мы все невольно совершаем языческий обряд задабривания Богов.
После того, как капище на Перыни было разорено, 6 лет спустя, архиепископ Иоаким Корсунянин строит на Перыни деревянную церковь Рождества Богородицы. В начале XIII века старый деревянный храм был переделан в каменный, что мы и можем видеть до сих пор. Потом здесь обосновался монастырь, который был разорён шведами в 1611 году.
В 1760 годы, во время правления Екатерины II, под Новгородом было упразднено много малых пригородных обителей. В 1764 году этой участи не избежал и Перынский Рождественский монастырь. Все постройки, кроме главной Рождественской церкви, снесли, а ее назначили приходским храмом.
Однако, в 1828 году проживавший в Юрьевом монастыре, Новгородский архимандрит Фотий вспомнил о значимости Перыни и вновь вернул ей статус обители, но назначил скитом, рассчитанным на скромное уединенное проживание малочисленной монашеской братии. Чем и является скит до сих пор.
В 1919 скит был снова разорён, по понятным причинам. Досталось ему и годы ВОВ. Последнее разорение скита было в Советский период, когда на территории монастыря на каменных фундаментах были деревянные постройки мясокомбината, затем в них расположилась турбаза. В 1991 году Рождественский храм был опять возвращен РПЦ, вновь получив статус скита. Корпуса Турбазы были разобраны. В роще на Перыни можно до сих пор встретить их фундаменты.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу 12 — началу 13 века и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году. Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания.
Церковь венчает весьма необычный для нас крест. Оказывается, это так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы».
Церковь действующая. Внутрь можно зайти. В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана.
Кроме церкви Рождества Пресвятой Богородицы хорошо сохранился комплекс каменных хозяйственных и служебных зданий, выполненный в кирпичном стиле, постройки 1830 года. Некоторые из них — братский корпус и два одинаковых маленьких боковых корпуса для начальника скита и юрьевского архимандрита — сохранились до наших дней. Тогда же на верху холма, вокруг построек скита, была посажена сосновая роща.
Недалеко от церкви в 1951-52 гг. археологом А.В. Арциховским ниже уровня средневекового кладбища была обнаружена дохристианская землянка, а в южной части острова стоянка древнего человека. Тогда же были найдены следы языческого капища, которые помогли представить его внешний вид; облик самого идола известен из летописи. Для детального исследования кургана нужны масштабные раскопки, но как я понимаю, дело упирается в денежные средства(((
Территория скита очень ухожена, не смотря на то, что проживает там один монах, который называет себя начальником скита:)) Зовут его отец Дмитрий. Очень необычный и своеобразный человек. Любит, когда приезжают туристы, и очень интересно рассказывает про жизнь скита. Есть, конечно, у него и добровольные помощники, или насельники.
После передачи скита РПЦ, хотели сделать женскую обитель, но монахини не смогли здесь жить. Дело в том, что этот остров облюбовали местные жители для веселого время препровождения. Купание, шашлыки, ночные посиделки. Монахиням пришлось переехать, уступив место отцу Дмитрию. Он ведёт борьбу за частную территорию. Вокруг установили заборы и вбили железные столбы.
Перынский холм, с обосновавшимся на нём скитом, очень красивое место, притягивающие паломников, туристов и местных жителей. Будете в тех краях, загляните в скит. Там всегда рады гостям. Посетить можно бесплатно, пожертвования приветствуются.
Перынский скит
Неподалеку от центра Великого Новгорода и его старинного детинца стоит знаменитый Юрьев монастырь, а к нему приписан затерянный в лесах Перынский скит, возникший здесь в незапамятные времена. Сам по себе скит был бы мало примечателен, если бы не уникальная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имеющая сегодня статус памятника всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно историческим документам, идол этот появился тут в 980 г., когда будущий креститель Руси Владимир Святославович проводил реформу по унификации культа. Но уже через 9 лет после провала реформы и крещения киевского князя, идола снесли, а всех новгородцев обратил в христианскую веру святой Иоаким Корсунянин. Далее история скита весьма трагична: в 995 г. возводят церквушку, сведений о которой не сохранилось. Позже, в 1386 г. встречаются печальные упоминания о Перынском монастыре — он был сожжен новгородцами при приближении московских войск князя Дмитрия Ивановича. Впоследствии обитель неоднократно восстанавливали и перестраивали, пока при Екатерине II окончательно не закрыли, а церковь Рождества Богородицы сделали приходской.
Что посмотреть
Восстановление церкви и скита началось в первой половине 19 столетия благодаря стараниям архимандрита Фотия и его духовной дочери графини Анны Орловой-Чесменской. Тогда же здесь появились корпуса, трапезная и ограда. Но самое древнее здание скита, как уже было сказано выше, это великолепный образец Новгородского зодчества — церковь Рождества Пресвятой Богородицы 13 столетия. Белокаменный миниатюрный храм считается одним из самых небольших в Новгородской земле. Он производит удивительно хрупкое впечатление легкости, невесомости. Эффект этот создается благодаря внешней устремленности всех конструкций церкви вверх.
Несмотря на малые размеры, у храма три входа, и вкупе с широко расставленными подкупольными столбами они создают впечатление небывалого простора. В церкви Рождества Богородицы сохранились уникальные фрески 13 столетия, а также домонгольская кирпичная кладка. Фасад его не имеет какого-либо декора, что служит отличительной чертой новгородского и псковского зодчества. Купол церкви венчает крест в основании с полумесяцом снизу — также типичная форма для домонгольского периода.
Практическая информация
Адрес: Великий Новгород, Юрьево, Свято-Юрьев монастырь.
До обители курсируют автобусы №№ 7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь». В пути около 20 минут, стоимость проезда — 22 RUB. Перынский скит находится за стенами монастыря и деревушкой Юрьево, примерно в 500 м от него, туда проще дойти пешком, даже если вы приехали на авто. GPS-координаты: 58.473333; 31.274931.
Вход на территорию бесплатный, приветствуются пожертвования.
Перынский Рождества Богородицы скит Свято-Юрьева мужского монастыря скит епархиального мужского монастыря
История
В 989 году Великий Новгород был крещен святым епископом Иоакимом Корсунянином, капище разрушено, а деревянная статуя Перуна сброшена в Волхов. Им же была построена деревянная церковь Рождества Богородицы (по преданию в 995 году), которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожженных самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.
Постройка каменной церкви Рождества Богородицы датируется 30-ми годами XIII века. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени – сочетание известняка и тонкого кирпича – плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).
В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь был сожжен и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорен. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг…». Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.
В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Из 953 великорусских монастырей оставлено 224 в штате (которые были разделены на 3 класса и стали получать от казны содержание) и 161 за штатом (на собственном содержании). Число монахов сокращено с 12444 до 5105. Доходы церкви единовременно упали более чем в 3 раза. Перынский монастырь был упразднен, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.
Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского)(1792-1838). Еще будучи иеромонахом в Петербурге, Фотий выступал против распространившегося в образованных слоях русского общества мистицизма, учения, проповедовавшего непосредственное общение человека с Богом, без Церкви и ее таинств и обрядов, без различия вероисповеданий. За такие выступления в 1821 году Фотия перевели в Новгород. В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. (Влияние мистиков было ослаблено устранением их покровителя министра духовных дел князя Голицина и надолго прекратилось в 1825 году со вступлением на престол императора Николая I, глубоко верующего и церковного.)
По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С.А.Ширинский-Шихматов). В конце 30-х – начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами».
В скиту строго соблюдался устав древних монастырей. Женщинам разрешалось появляться здесь лишь раз в году – в день храмового праздника Рождества Богородицы 8(21) сентября. В наше время слово «скит» означает небольшой монастырь с особо строгим уставом, изолированный от мира. Часто скиты создавались при больших монастырях для уединенной молитвенной и аскетической практики части братии. Первоначально же «Скит» было именем собственным – это была пустыня в Египте около Александрии, где с IV по VII век спасали свои души тысячи монахов.
В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. (Последние монастыри в СССР были ликвидированы в ночь на 18 февраля 1932 года, но опять появились вместе с присоединенными в 1940 году землями (Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия ), вновь стали открываться в войну на оккупированной территории и некоторое время после войны.) Перынский скит был разорен и закрыт. Использование построек в 20-е годы неизвестно, а в 30-е годы на острове расположилась рыболовецкая артель. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда. Церковь использовалась под склад.
Во время войны 1941-1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел (союзники немцев – испанцы – размещались в 2 км отсюда – в Свято-Юрьевом монастыре). По сохранившимся воспоминаниям, оккупанты заставляли русских женщин пилить на дрова огромные сосны, посаженные монахами еще при архимандрите Фотии.
После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза. На остров была проложена дамба, между сосен расположились домики для туристов, хранилище льда превратилось в лодочную станцию, на крыше которой – танцплощадка. Древняя обитель превратилась в место развлечений, и даже для туристской экзотики была «украшена» деревянной статуей Перуна…
Раскопки на Перынском холме проводились еще в довоенные годы (например, раскопки новгородского музея в 1933 году), но результаты их не опубликованы. В 1951-1952 годах проводились археологические раскопки под руководством А.В.Арциховского, которые обнаружили следы языческого капища.
Первые обмеры и исследование Перынской церкви проведены в 1947-1948 годах Р.А.Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок ХIII века), а в 1961 году – архитектором Л.Е.Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).
В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. После реставрации интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года. Возрождается монастырь – пока как скит Свято-Юрьева монастыря.