церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†

Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни?
— Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи.
Показать полностью. Наконец, в 40 день оканчиваются мытарства и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу, Который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. В этот период (с 9 по 40 день) родные должны особо молиться. Опять же читается Псалтырь, в храмах имя человека поминают в заказных записках.

Воздушные мытарства — название препятствий через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству, а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни.

В случае, если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.

1. Мытарство празднословия. Здесь истязуются те, кто разговаривал сверх меры или на недушеполезные темы, разносил дурную молву о ком-либо.

2. Мытарство лжи. Здесь человек отдаёт отчёт за всякое лживое слово, за неискреннюю исповедь во грехах и за неисполнение данных Богу обетов.

3. Мытарство осуждения и клеветы. Здесь истязуются те, кто осуждает своего ближнего и когда один клевещет на другого, когда ругается и смеётся над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные.

4. Мытарство чревоугодия. Здесь истязуются те, кто выше всего ставил чувственные удовольствия от объедения и пьянства.

5. Мытарство лености, на котором человек даёт ответ за все дни и часы, проведённые в праздности. Здесь же задерживаются тунеядцы, питающиеся чужим трудом и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчёт с тех, которые ленятся в воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим.

6. Мытарство кражи. Здесь испытываются те, кто присваивал каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.

7. Мытарство сребролюбия и скупости. Здесь истязуются те, кто любит деньги, имущество, желает обогатиться, мечтает о богатстве.

8. Мытарство лихоимства, где испытываются берущие за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужой бедой.

9. Мытарство неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невиновных; здесь же истязуются те, кто не отдаёт должной платы наёмникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное.

10. Мытарство зависти. Здесь истязуются те, кто завидовал, кто в мыслях желал чужого.

11. Мытарство гордости, где истязуются те, кто тщеславен, много думает о своих достоинствах – уме, красоте, богатстве; особенно же тщательно здесь испытываются те, кто непочтителен к отцу и матери, а также поставленным от Бога властям.

12. Мытарство гнева и ярости. Здесь истязуются те, кто был раздражительным, злопамятным, мстительным. Кто возмущал сердце яростью до помрачения ума.

13. Мытарство на котором истязуются те, кто в сердце своём питает зло на ближнего и воздаёт злом за зло.

15. Мытарство где истязуются духами за черодейство, колдовство, обаяние, нашёптывание, призывание бесов.

16. Блудное мытарство, где истязуются человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения.

18. Мытарство содомское, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и кровосмешения.

19. Мытарство ереси, где истязуются те кто придумывал или изобретал учения, противные Божественной истине или упорно и намеренно извращал Божественную истину.

20. Мытарство немилосердия и жестокосердия, где истязуются те кто был немилосерден, глух к мольбам ближнего своего.

Помня все это и несомненно веря этому учению о прохождении душою мытарств, так как это принято всей святой нашей Церковью, и об этих страшных истязаниях можно найти много упоминании у святых отцов. Поэтому полезно заранее, пока еще нам даны сроки, приготовиться к смертному часу, внимательно рассмотреть все свои грехи. Заблаговременно отнять у злых демонов все, что в их лапах может послужить орудием наших терзаний и мучений!

Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.

Что должно особенно нас подталкивать на исповедь, какого рода мысли и рассуждения призывают верующего скорее спешить прибегнуть к этому святому таинству?

И там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так что это томление сейчас здесь, на земле, – только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников.
(Архимандрит Лазарь. Таинство Исповеди)

Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе.
Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим безпредельным Богом.

Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; – но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель!
Свт. Игнатий.

Источник

Храмы Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах — одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути — на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки — по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» — маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь — последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку — Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника — купины — охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города — многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой — императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», — жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств — что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья — И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас — в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение — Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах — это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский — одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь — развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! — сказали ему бояре: — Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».

Источник

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках – последний шатровый храм Москвы

В историческом центре столицы России сохранился замечательный пример ушедшей эпохи шатрового зодчества. Через год после строительства храма на Руси прошла реформа, и строителям запретили возводить шатровые церкви. Великолепный Рождественский храм действующий. Верующие приходят сюда для молитвы, а любители архитектуры – чтобы полюбоваться живописным узорочьем.

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Как был построен храм

Несколько веков назад район, в котором стоит церковь, был небольшой окраиной Москвы. В XVII столетии его называли «Путинками». Именно отсюда начиналась дорога к далеким северным землям. Здесь стоял Путевой или Посольский двор, где останавливались заморские послы.

Изначально в Путинках был деревянный храм. По некоторым данным он появился еще в XIV веке. Сохранился план города конца XVI столетия – так называемый «Петров чертеж». На нем изображена двуглавая деревянная церковь.

В 1648 году Москва пострадала от большого пожара, и старый храм в Путинках выгорел дотла. Прихожане очень хотели построить новую церковь в камне. Они боялись пожаров, ведь огонь лишал погорельцев крова и имущества. Когда Патриарх Иерусалимский Паисий приехал в Москву, он попросил русского царя Алексея Михайловича устроить в новой церкви придел в честь иконы Богоматери «Неопалимая Купина» – заступницы от пожаров.

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Известно, что в 1649 году государь выделил священнику Никифору и дьяку Ивану необходимые материалы и 300 рублей на возведение в Москве храма в честь Рождества Богородицы и Неопалимой Купины. Огромная по тем временам сумму!

Как это водится в нашей стране, казенных денег не хватило. Алексей Михайлович не поскупился и отправил еще 400 рублей. В указе царя было написано, что церковь с таким посвящением строится на Руси впервые. Через 3 года оказалось, что денег опять недостаточно, и казна выделила еще 100 рублей.

В 1652 году стройка была закончена, необычный каменный храм в Путинках освятили. Он обошелся казне в немыслимую по тем временам сумму в 800 рублей. Зато и результат превзошел все ожидания!

История храма в XVIII-XIX веках

В XVIII столетии здание было реконструировано. К храмовой трапезной пристроили придел, который был освящен в честь покровителя постящихся – Феодора Тирона. Еще одна реконструкция прошла перед визитом в церковь российского царя Александра II. В 1864 году с западной стороны было пристроено закрытое крыльцо с небольшим шатром в стилистике храма.

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Во время войны с Наполеоном 1812 году Рождественской церкви повезло. В отличие от других храмов города, она не пострадала при пожаре, который спалил половину Москвы. Во время войны с французами богослужения прервались только на две недели. С самого открытия состав причта не менялся. В храме служили настоятель, диакон и пономарь.

После революции церковь в Путинках закрыли не сразу. В середине 1930-х годов в стране началась активная кампания против религии, и был ликвидирован древний Высоко-Петровский монастырь. Когда это произошло, владыка Варфоломей (Ремов) со всей общиной монахов и послушников перешел в Рождественский храм. В 1938 году новые власти добились того, что верующих перестали пускать и в эту церковь.

По счастливой случайности старинное здание не разрушили, но оно осталось пустым и год за годом ветшало. Внутреннее убранство было утрачено. Долгое время в помещениях находилась репетиционная база дирекции цирков Москвы. Внутри бывшей церкви дрессировали обезьян и собак.

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

К концу 1950-х годов состояние Рождественской церкви было уже критическим. Чтобы замечательный образец русского зодчества не пропал, бригада мастеров под руководством архитектора Николая Николаевича Свешникова провела его капитальную реставрацию. Свешников тщательно исследовал здание от основания до куполов и подробно описал все этапы строительства.

Благодаря отлично проведенной научной реставрации, памятник архитектуры не был испорчен, и ему сумели вернуть первоначальный вид. Единственное изменение, которое допустили реставраторы – закрытое крыльцо с запада сделали открытым. После восстановления оно стало походить на русские палаты XVII столетия.

Верующие смогли вернуть святыню только в 1990 году. Старый московский храм получил статус Патриаршего подворья, а в 1991 году в нем возобновились церковные службы.

За десятилетия запустения в церкви ничего не осталось, поэтому настоятелю, прихожанам и волонтерам приходилось восстанавливать внутреннее убранство практически с нуля. Большую помощь в реставрации оказал известный актер театра и кино Александр Абдулов. В 2008 году, когда Абдулова не стало, под сводами церкви прошло его отпевание.

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Архитектурные особенности

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – последняя в Москве, где использован старинный архитектурный уклад. Она появилась всего за год до того, как патриарх Никон запретил строить шатровые храмы на Руси. После церковной реформы в городах и селах нашей страны возводили только церкви с луковичными главками.

Колокольня поставлена не с запада, как у других русских храмов, а северо-востока. Она возвышается рядом с тремя шатрами основной части, которые стоят в ряд. Еще одно необычное архитектурное решение – шатры не открыты внутрь, как это было принято раньше. Они возведены поверх сводов и играют чисто декоративную роль.

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Фасады здания украшены затейливым русским узорочьем. Так называют декоративное оформление стен с использованием фигурных кирпичей. Архитектурный прием впервые стали применять в Ярославле, а оттуда узорочье распространилось по всей Руси. Любопытно, что в Рождественском храме нет главных и второстепенных фасадов. С какой бы стороны вы не смотрели на здание оно имеет безупречный богатый декор.

Всех, кто видит старинную церковь, завораживает красота мелких деталей – закомар, фризов, аркатур и рядов больших и малых кокошников, которые окружают основания барабанов и шатров. Точность и аккуратность каменных узоров заставляет восхищаться высоким уровнем мастерства средневековых зодчих. Белоснежные купола замечательно гармонируют с маленькими лазоревыми главками и яркими золотыми крестами.

Интерьеры и святыни

В храме освящены три придела, а его стены украшены красивыми орнаментами. К сожалению, старинное убранство церкви не сохранилось. Внутри висят иконы современных мастеров, которые были написаны после передачи храма верующим. Многие из икон были подарены храму прихожанами.

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Полезная информация для паломников и туристов

Двери храма открыты в любой день с 8:00 до 20:00. Богослужения проводятся ежедневно: по будням в 7:30, а по воскресеньям в 9:00 и 18:00. При церкви работает детский благотворительный фонд.

Возле церковной ограды, на улице Малая Дмитровка открыт киоск «Монастырская выпечка». Там всегда можно купить свежий хлеб, ароматные булки, печенье, пирожные и рулеты.

церковь рождества пресвятой богородицы в путинках крещение

Как добраться

Один из самых красивых соборов и храмов Москвы стоит возле поворота Страстного бульвара на улицу Малая Дмитровка. Сюда легко дойти пешком от станций метро «Тверская». «Пушкинская» и «Чеховская». От театра «Россия» сверните на Малую Дмитровку, и через 100 м – вы у цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *