церковь сицилийской иконы божией матери в дивногорье
Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В Воронежской области есть удивительный монастырь в меловых скалах, главная святыня которого называется Сицилийской иконой Богородицы. Как здесь появилась обитель и почему у иконы такое необычное название? Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Дивногорье.
Свято-Успенский Дивногорский монастырь
Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится недалеко от села Селявное Воронежской области, рядом со слиянием рек Тихая Сосна и Дон. Главная особенность монастыря — пещерные храмы, которые вырублены прямо в меловых скалах. Остальные здания монастыря — обычные наземные постройки.
Малые Дивы
Название Дивногорье происходит от слова Дивы — меловые столбы-останцы, скалы, оставшиеся после разрушения окружавшей их мягкой породы. Сохранилось чуть меньше 10 див высотой от 7 до 20 метров. Они составляют два комплекса – Большие и Малые Дивы. В Больших Дивах, там, где музей-заповедник, останцев больше. А монастырь — в Малых.
Пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи
Официальная летопись монастыря начинается с 1653 года, когда в эти земли переселились черкасские казаки и монахи, бежавшие от преследования католиков и униатов. Именно они построили монастырь в этих меловых столпах — Малых Дивах. Вырубили первые кельи и этот пещерный храм. При советской власти обитель закрыли, на ее месте обустроили санаторий. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагались госпитали. А в послевоенный период здесь снова был санаторий. В 1997 году монастырь передали Русской Православной Церкви и в нем возобновилась монашеская жизнь.
Сицилийская Дивногорская икона Божией Матери
Главная святыня монастыря. Ее принесли с Сицилии греческие монахи Ксенофонт и Иоасаф, легендарные основатели обители. Во время эпидемии холеры в XIX веке Сицилийская икона прославилась множеством исцелений, поэтому в народе ее стали называть «Исцелийская». На иконе Богородица изображена сидящей на троне. В правой руке — белая лилия, левой рукой Она поддерживает Младенца Христа, Который сидит на Ее коленях. В левой руке Спасителя лилия, правой рукой Он благословляет. Вокруг Богородицы изображено восемь ангелов. Над Ее головой — Святой Дух в виде голубя. Празднование иконы — 18 февраля. Список иконы доступен для поклонения, он находится в Успенском храме монастыря.
Пещерный храм в честь Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери в Больших Дивах
Церковь находится в меловом столпе Большие Дивы, в двух километрах от Дивногорского монастыря, и входит в комплекс природного архитектурно-археологического музея-заповедника Дивногорье. Именно этот храм вырубили в меловой скале иноки Ксенофонт и Иоасаф.
Дорога
Большую часть пути из Москвы в Свято-Успенский Дивногорский монастырь можно проделать по железной дороге. Примерное время пути — девять часов. От Казанского вокзала на поезде до станции Лиски. И от вокзала в Лисках электричкой до станции «Дивногорская». От станции до монастыря совсем близко, но все равно лучше надеть удобную обувь, чтобы спокойно подняться по меловой горе к пещерным храмам обители.
Лиски — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги, который находится в Воронежской области. Протяженность дороги — 4189,1 км. На ней расположено 311 железнодорожных станций. Юго-Восточная железная дорога проходит по территории 11 областей России: Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской и Пензенской. Основные узловые станции дороги: Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Таловая, Россошь, Валуйки, Старый Оскол и Белгород.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.
—Ссылки
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ПЕЩЕРНАЯ ЦЕРКОВЬ В БОЛЬШИХ ДИВАХ
Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) — уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря в Лискинском районе Воронежской области России, выдолбленный целиком внутри меловой горы. Храм является одной из самых популярных достопримечательностей Воронежской области.
История пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери своими корнями уходит вглубь веков. Строительство церкви по преданию было начато греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, но точной даты строительства назвать нельзя. Известна церковь стала лишь с 1831 года, когда на столбе, в котором она высечена была обретена икона чудотворной Сицилийской иконы Божией матери. В 1856 году храм передали в ведение Дивногорского Успенского монастыря. Один раз в год на Успение сюда крестных ходом приходила монастырская братия для совершения богослужения. К концу XIX века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры. Осмотревший его в конце XIX в. путешественник Марков отмечает, что он был расписан «иконами прямо по сырцу скалы».
Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе, и приказала взять икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.
14 августа 1903 года этот храм был освящен в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Пещеры в Больших Дивах продолжали действовать до 1930-х годов. В годы Советской власти, когда повсеместно велась борьба с религией, монахов разогнали, а храм подвергли разграблению. Долгие годы, все находилось в запустении. Многие оставили свои автографы на податливых стенах мелового храма, что безусловно изуродовало его интерьер. Пережила церковь Великую Отечественную войну и оккупацию. После альпинисты облюбовали диву для тренировок. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии мелового останца.
Акт вандализма совершенный молодыми людьми в 1980-х гг. разрушил центральный фасад, поэтому, к 1988 г. – времени создания музея-заповедника – состояние храма было удручающим.
С организацией музея-заповедника «Дивногорье» как филиала Воронежского областного краеведческого музея, начались восстановительно-укрепительные работы, которые были закончены в середине 1990-х годах. 28 августа на Успение Божией Матери, спустя долгие годы, храм заново освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, и с тех пор по большим церковным праздникам здесь проходят службы.
В настоящее время пещерная церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в «Больших Дивах» является памятником архитектурного наследия федерального значения (код памятника 3610035006). Постановлением администрации Воронежской области от 14.08.95 г. N 850 является объектом исторического и культурного наследия областного значения.
14 июля 2009 года архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской и Борисоглебской епархии, совершил освящение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Сицилийская. До этого дня эта великая святыня Воронежской земли находилась на реставрации.
Вход в пещеру находится в основании мелового останца, расположенного на правом высоком склоне долины реки Тихая Сосна, в непосредственной близости от северной окраины хутора Дивногорье.
По деревянной лестнице можно поднятся на вершину 200-метровой горы, откуда открывается прекрасный вид на окружающие степные просторы и долину реки Тихая Сосна.
Поскольку церковь расположена в меловой толще внутри горы, температура внутри довольно стабильна на протяжении года, а летом даже в большую жару в помещениях прохладно, а зимой, когда в окружающей степи дуют ветры и приходят снежные бураны, относительно тепло (температура воздуха держится на уровне 12-15 градусов C).
Прогуливаясь на вершине горы можно расслышать эхо, издаваемое ногами при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты (в том числе сам храм).
Также, если присмотреться, меловые отложения на поверхности горы покрыты мелкими бурыми частицами — меловыми водорослями, которые набухают после дождя и становятся зелёными, на горе и в её окрестностях обитает редкая птица — дрофа.
«Приезжайте в Дивногорье! Всё можно увидеть своими глазами»
Игумен Алексий (Сукачев)
На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Свято-Успенского Дивногорского монастыря Воронежской епархии игумен Алексий (Сукачев).
Отец Алексий, согласно преданию, история Дивногорской Свято-Успенской обители, начинается с XI века, когда два монаха, спасаясь от гонений католиков, пришли на Воронежскую землю и принесли с собой икону Божией Матери «Сицилийская». Монастырь действительно существует на Воронежской земле с тех самых пор?
Из предания мы знаем, что явление Дивногорской иконы Божией Матери «Сицилийская» (празднуется 17 февраля н. с.) произошло в 1092 году. Именно тогда схимонахи Ксенофонт и Иоасаф принесли этот образ в наш край из Сицилии. Не исключено, что как раз в это время в Дивногорье обосновались первые монахи. Со временем их поселение расширилось и превратилось в довольно большой пещерный монастырь.
Упоминания об обители имеются в официальных архивных документах ХVII века. Сохранилась переписка игумена Гурия, настоятеля Дивногорского Свято-Успенского монастыря с царем Алексеем Михайловичем, датированная 1653 годом. Игумен просил помощи для своей обители, и когда помощь была оказана (государь выделил монастырю денежные средства и землю), отец Гурий отчитался перед царем, на что были потрачены деньги и как были использованы земельные наделы.
Из исторических документов мы также знаем, что в 1389 году митрополит Киевский и всея Руси Пимен проплывал из Москвы в Царьград, а сопровождавший его человек делал записи и зарисовки их путешествия. Из этих записей известно, что судно шло по Дону и реке под названием Тихая Сосна, что место это было пустынное, ни людей, ни зверей путешественники здесь не встретили, но на рисунке видно, что в расположенных на высоком берегу Дона дивах (дивы – меловые горные образования. – Ред.) видны окошечки и дверцы помещений. Соответственно можно сделать вывод, что какая-то жизнь здесь в то время уже была. Вероятно, в пещерных кельях жили монахи-отшельники.
В 2018 году два не знакомых друг с другом человека, приезжавшие к нам в монастырь в разное время, рассказывали, что они в советские годы еще детьми бывали в Дивногорских пещерах. По их словам, в середине XX века подземные ходы в них были очень длинными. Ход из монастыря разветвлялся и шел к монастырю, к Дону и под Доном. Чтобы не заблудиться, дети брали с собой пять-десять катушек ниток. В настоящее время заблудиться в пещерах невозможно, так как ходы завалены и доступа к ним нет. Эти же люди рассказывали, что в пещерах под землей, в горах, есть карстовое озеро.
Возможно, иноки прятались в этих пещерах от набегов кочевых племен. В Курской области есть похожие пещерные храмы [1], которые основали монахи-отшельники. Исторические документы, датированные 1672 годом, свидетельствуют, что эти иноки ушли из наших мест из-за постоянных набегов.
Как сложилась жизнь монастыря в послереволюционные годы?
В 1918 году монастырь был закрыт, и монахи вынуждены были образовать трудовую артель по обработке земли. Братии тогда было 70 человек, около 40 человек трудников. Но более или менее спокойная жизнь продолжалась здесь до 1924 года. Потом монахов выгнали из монастыря, и на его месте был образован дом отдыха «Дивногорье», который просуществовал до войны.
В 1941–1942 годах на его месте открылся советский эвакуационный госпиталь № 2636, а когда фашисты захватили здешние высоты, в Дивногорье обосновались венгерские части гитлеровской армии. В помещениях находился венгерский госпиталь. В 1944–1945-м наша армия освободила Воронежскую область от оккупантов, и в монастыре снова заработал советский военный госпиталь № 2616. После войны и до 1963 года в Дивногорье находился дом отдыха. А с весны 1963 года здесь разместился туберкулезный санаторий «Дивногорье», который просуществовал до 1997 года. Затем здания начали потихоньку передавать Церкви, и в монастырь стали приходить первые монахи. Один брат живет в обители с 1997 года, еще двое – с 1998. Остальные пришли позже. Первым настоятелем возрожденного Свято-Успенского Дивногорского монастыря был архимандрит Парфений (Шалатонов). После него до 2016 года обитель возглавлял игумен Максим (Лапыгин).
Сколько сейчас братии подвизается в монастыре?
Пятнадцать человек. Многие отмечают, что желающих посвятить себя монашеской жизни в наши дни стало меньше, но у тех, кто сегодня стремится в монастыри, можно наблюдать достаточно трезвое отношение к монашеству.
Есть ли у насельников возможность ежедневно посвящать какое-то время келейной молитве?
Обязательно. Служба заканчивается около 9 часов (Литургия в монастыре служится ежедневно), обед – в 11 часов. После службы каждый может заниматься своими делами. Когда я был на Святой Горе Афон, мог заметить, что братия – и молодые иноки, и совсем старенькие – трудятся 4 часа в день. Так и у нас теперь – не менее четырех часов в день насельники монастыря должны уделять своему послушанию.
Доступен ли игумен для братии? Есть ли у насельников монастыря возможность общаться с наместником? Из чего складывается ваше общение? Как Вы окормляете братию?
Да, конечно, игумен доступен для братии. Какие-то частные вопросы мы обсуждаем на исповеди после повечерия. Также в монастыре есть традиция ежедневного чтения за трапезой житийной и святоотеческой литературы. Иногда я сам что-то предлагаю братии, когда вижу, что надо уделить внимание той или иной проблеме духовной жизни. Иногда кто-то из насельников монастыря предлагает духовную литературу для совместного чтения. Если она соответствует нашим потребностям, я знакомлю с ней братию. Если нет, стараюсь предложить что-то, что имеет прикладное для аскетического делания значение. Читаем материалы монашеских конференций. Иногда братия довольно живо обсуждает прочитанное, бывают у нас и расхождения во мнениях по некоторым вопросам, которые освещались на монашеских встречах.
Отец Алексий, в каком возрасте Вы приняли решение принять монашество? Расскажите, пожалуйста, немного о своем пути в монастырь.
Осознанная вера пришла ко мне в студенческие годы, хотя я помню, как нас с братом еще в детстве бабушка водила в Казанский храм в Воронеже. Моя мама, оказывается, всю жизнь постилась в среду и пятницу, но я узнал об этом, только когда стал взрослым. Я был послушным ребенком и поэтому пошел учиться туда, куда посоветовали мне идти родители. После девятого класса школы мы с братом продолжили учебу в электро-монтажном техникуме, по окончании которого поступили в Технологическую академию. Брат не стал доучиваться в вузе и ушел в монастырь. Он и сейчас подвизается в обители святителя Тихона Задонского, а я закончил академию и около шести лет отработал в конструкторском бюро химавтоматики. Потом стал пономарить в храме на приходе у игумена Максима (Лапыгина), и батюшка благословил меня поступить в семинарию. После рукоположения некоторое время служил в Благовещенском кафедральном соборе, потом был постриг в мантию в Дивногорской обители, я продолжил служить в соборе. Владыка Сергий (митрополит Воронежский и Лискинский. – Ред.) благословил меня поступать в Московскую духовную академию. Исполняющим обязанности наместника монастыря я стал 16 октября 2015 года. А в конце декабря 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил прошение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия о моем назначении.
Из новостной ленты монастырского сайта и постов дивногорской группы в социальных сетях можно увидеть, что обитель сегодня активно занимается просветительской деятельностью, в том числе и в молодежной среде…
Лискинский район Воронежской области, к счастью, нельзя назвать умирающей провинцией. Здесь работают заводы, заботливо обрабатывается земля, развивается сельское хозяйство, животноводство. Два года назад в селе Селявное, рядом с которым находится Дивногорский монастырь, было построено современное здание общеобразовательной школы. В селе довольно много детей, молодежи. У одного из наших священников, отца Димитрия есть желание вести миссионерскую деятельность среди наших односельчан. Он является почитателем убиенного священника Даниила Сысоева и сторонником так называемой уличной проповеди. Батюшка активно общается с людьми, беседует с селявинцами о Боге и Церкви.
Еще одним направлением просветительской деятельности монастыря можно назвать наши встречи с паломниками и туристами, которые по субботам приезжают в обитель из Воронежа. С недавнего времени раз в неделю начала ходить прямая электричка из Воронежа до Дивногорья, люди приезжают на ней в 11 часов и в 16 часов возвращаются обратно. Мы устраиваем для них молебен, проводим экскурсию, предлагаем им обед и обязательно отводим время для бесед со священником.
У монастыря есть сайт, страницы ВКонтакте и других социальных группах, бесплатная газета «Дивногорский благовестник», где мы стараемся размещать душеполезные тексты. Братия раздает газету односельчанам и паломникам, можно также взять ее в монастырском храме.
С недавнего времени в монастыре открылась музейная экспозиция, посвященная советским военным госпиталям, которые находились здесь в годы Великой Отечественной войны, и истории нашей обители в дореволюционный период. Как выяснилось, есть острая необходимость говорить с детьми и подростками о Великой Отечественной войне и народе-победителе, избавившем мир от фашизма, – как и об истории России в целом. Из бесед с юными посетителями нашей экспозиции мы поняли, что они нередко имеют весьма смутное представление о важнейших исторических событиях своей страны.
В теплое время года в Дивногорье приезжает отдыхать молодежь. У монастыря установились дружеские отношения с молодежной организацией «Нескучный день». Ее руководители – верующие, воцерковленные люди. В дни каникул и на выходные они организуют поездки к историческим или живописным местам, посещают достопримечательности и заодно знакомятся со святынями – храмами и монастырями разных епархий. Стараются организовывать для ребят встречи с духовенством. В этом году они побывали у нас уже в четвертый раз. Иногда приезжают по 40-60 человек. Мы устраиваем для них экскурсии, обеды, а они помогают монастырю в повседневных трудах. Совмещают, как говорится, приятное с полезным. Во время байдарочного похода по Дону ребята разбивают в двух километрах от монастыря лагерь и утром следующего дня приходят к нам. Помогают по хозяйству, а после вечернего богослужения мы беседуем на разные темы. Они имеют возможность задать священнику любые вопросы, в том числе и те, которые поднимаются в социальных сетях и касаются критики Церкви и священства. К сожалению, в информационном пространстве люди, настроенные против Церкви, проявляют бóльшую активность, чем ее члены и сторонники. Это очень чувствуется по тем вопросам, которые задают нам ребята. Мы стараемся отвечать на их недоумения честно, и, думаю, результатом нашей искренности становится то, что многие после таких бесед приходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Таин.
Вы возглавляете монастырь, который удален от шумного города. Чем для вас являются монашеские конференции, которые организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству? Нужны ли, на Ваш взгляд, монахам такие встречи, или же, наоборот, они отвлекают насельников монастырей от уединенной иноческой жизни?
На мой взгляд, монашеские конференции очень нужны. Я считаю себя молодым наместником, и для меня эти встречи – уникальная возможность приобрести опыт управления духовной и хозяйственной жизнью монастыря. Очень полезно и интересно бывает слушать доклады конференций, но не менее ценно и наше неформальное общение во время этих встреч. Не обо всем, может быть, удобно бывает спросить с микрофоном в руках, но в перерывах между докладами и во время поездок к святыням (посещение святых мест всегда входит в программу конференций) мы имеем возможность обсуждать и духовные, и хозяйственные, и административные вопросы монастырской жизни. Так, например, когда мы ездили на Кипр, настоятели разных обителей делились друг с другом, рассказывая, чтó производят монастыри, как хранят и как реализуют свою продукцию. Это было очень интересно. Я всегда с радостью еду на конференции, не для того даже, чтобы отвлечься от ежедневных забот, хотя и это бывает необходимо, а потому что эти встречи приносят очень большую пользу. Ты словно получаешь возможность другими глазами посмотреть на жизнь своей обители. Появляется желание что-то изменить, улучшить.
Запомнилось, как на одной из монашеских встреч владыка Тихон Псковский и Порховский, передавая нам слова отца Иоанна (Крестьянкина), сказал, что монастырям надо учиться самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, потому что придет время, когда никто не будет нам помогать. Благодаря этим словам отца Иоанна Сретенский ставропигиальный монастырь Москвы занялся издательской деятельностью, которая и по сей день приносит хорошую прибыль обители. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, руководствуясь похожими соображениями, занимается животноводством. Кроме того, трудники и паломники (к нам приезжают потрудиться и семейные люди с детьми) бывают очень довольны тем, что имеют возможность приобрести качественную продукцию. Некоторые из них уже не первый год проводят в монастыре свой летний отпуск, стремясь побыть в тишине, подышать свежим воздухом, помолиться, походить на службы и потрудиться для пользы обители. И монастырь в свою очередь старается обеспечить этим людям полноценный рацион питания, в который входят экологически чистые продукты, производимые монастырским хозяйством.
Не только конференции, но и информационная деятельность СОММ не менее действенно помогает монастырям. То, что размещает портал «Монастырский вестник», скажем, в рубрике «Консультация», мы используем в повседневной жизни, – например, «Методические указания по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения» с разъяснениями помощника председателя СОММ, С.А. Анохиной, или комментарии Юридической службы Московской Патриархии к новеллам действующего законодательства. Необходимые для всех обителей прикладные знания теперь, благодаря информационной работе СОММ, можно получить дистанционно.
Чем, по Вашему мнению, должен руководствоваться человек, выбирая для себя монастырь?
На мой взгляд, самое важное в монашеской жизни общежительного монастыря – это добрые, доверительные отношения братии с игуменом. Если это есть, будет и все остальное. Любое испытание можно преодолеть, когда есть доверие к игумену и братии. Если же человек замыкается, ищет чего-то своего, то ему придется приложить усилие, чтобы найти такой монастырь, где его поймут и где он сможет найти свой дом. Дивногорский монастырь мне нравится тем, что в осеннее и зимнее время здесь есть возможность жить уединенной молитвенной жизнью, читать святоотеческие творения, трудиться. Приезжайте, всё можно увидеть своими глазами.
Фото: Владимир Ходаков
Игумен Алексий (Сукачев)
Беседовала Екатерина Орлова