церковь смоленской иконы богоматери

Василеостровский район. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Карта и ближайшие объекты

церковь смоленской иконы богоматери

Статьи

По преданию, одними из первых обрели вечное упокоение на берегах Черной речки, как тогда называлась Смоленка, артельные работные люди из Смоленска. Громадные постройки потребовали большого числа рабочих рук, и на Васильевском острове поселились те, кого монаршая воля призвала в Петербург. Однако жить было негде. Первое время ночевали под открытым небом; к тому же, из-за дороговизны не хватало съестных припасов. Непривычный образ жизни, тяжкие труды свели в могилу многих. Место захоронения строителей Петербурга нарекли Смоленским полем. Официальной датой рождения кладбища можно считать 23 октября 1738 года, когда Святейший Синод постановил: «В С.-Петербурге погребению быть надлежит на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями, к какому месту дорогу расчистить от вновь наросшего кустарнику и поделать канальцы». В 1756 году стихийно росшее кладбище было благоустроено и обнесено «городьбой». Первая деревянная церковь на кладбище была была построена заботами императрицы Елизаветы Петровны и освящена после двух лет постройки 30 сентября 1760 года во имя Смоленской иконы Божией Матери. Затем к ней был пристроен освященный 6 ноября 1772 года теплый Михайловский придел.

Каменная церковь была построена в 1786-1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Четкость плана, гармоничность пропорций здания отличают архитектуру раннего русского классицизма. 2 июня 1786 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил прибыл на Смоленское кладбище и сам назначил место для построения нового храма. Многие купцы бесплатно доставляли песок, кирпич, лес. Все материалы подвозились по Смоленской речке к самому месту постройки. Спустя четыре года строительство закончилось. Первым 26 сентября (9 октября) 1790 года был освящен придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где установили иконостас из упраздненной Богословской церкви на Выборгской стороне. Через пять дней, 1 октября 1790 года был освящен ее главный придел во имя иконы Смоленской Божией Матери. В облике церкви отразилось влияние принципов зрелого классицизма. Прямоугольное в плане здание увенчивал один большой круглый барабан, плавно переходящий в низкий и широкий купол византийского типа. К главному объему с запада примыкали трапезная и невысокая двухъярусная колокольня со шпилем. Все здание отличали простота форм, скупость деталей, скромность архитектурного образа, отвечавшие настроению окружения.

На северо-западной стороне Васильевского острова… находится Смоленское православное кладбище, одно из древнейших и самое обширное из столичных кладбищ. Существует предание, что при построении Петербурга на Васильевском острове поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих. Они недолго прожили: непривычный образ жизни, тяжкие труды скоро свели их в могилу. Умерших свезли на берег Черной речки и там похоронили. С того времени и поле на южной стороне этой речки стало называться Смоленским. Потому и первая церковь на этом поле посвящена была Смоленской иконе Божией Матери. Церковь эта, деревянная, как видно из донесения в с.-петербургскую духовную консисторию священнослужителей этой церкви от 2 мая 1768 г. и промемории, посланной из духовной консистории в губернскую канцелярию от 9 июня 1768 г. за № 188, построена была в силу указа императрицы Елизаветы из правительствующего сената, в 1756 г., от губернии, казенным коштом, по середине существовавшего уже кладбища, которое в то же время обнесено деревянным забором квадратно, на западной же стороне кладбище, кроме забора, отделено было от поля каналом.

В 1768 г. священнослужители Смоленско-кладбищенской церкви иерей Андрей Дмитриев, иерей Федор Черновский и диакон Стефан Фетов подали донесение в с.-петербургскую духовную консисторию, в котором прописали, что «на оной церкви крыша обветшала, отчего летом и осенью в дожди, а весною от талого снега в разных местах, а паче над святым престолом бывает теча, о чем помянутой канцелярии и представлено было от нас неоднократно с требованием, чтоб оную крышу, тако ж и церковные крыльца развалившиеся починить, а ограду, которая во многих местах весьма обветшала, исправить и недостающих в церкви книг… искупить, но потому нашему представлению от помянутой канцелярии ничего не учинено». Вследствие доношения, консистория промемориею от 9 июня 1768 г. за № 188 потребовала, чтобы губернская канцелярия благоволила церковные потребности купить, также и оную Смоленско-кладбищенскую церковь из упомянутых церковных сборов починкою исправить без замедления.

Между тем, церковь пришла в крайнюю ветхость и потому в 1772 г. была совершенно переделана и 8 ноября того же года освящена. В 1785 г. поручено было архитектору Алексею Иванову составить план и фасад новой каменной церкви. В 1786 г. план этот представлен на рассмотрение Его высокопреосвящества. 2 июня митрополит Гавриил сам прибыл на Смоленское кладбище, осмотрел церковь и сам назначил место для построения новой.

17 июня того же года священник Георгий Петров подал прошение митрополиту о разрешении заготовлять материалы на постройку новой церкви, и на это прошение 18 июня последовала резолюция: «церковь строить благословляем». Поэтому 1 июля начали рыть рвы для фундамента новой церкви, а 19 июля произведена самая закладка.

В 1780-87 гг. церковь отстроена по купол, а купол по архитрав, боковые стены доведены до сводов, колокольня поднята до второго яруса. В 1788 г. продолжались каменные работы, окончен купол, выведены своды и церковь покрыта жестью и железом, в том же году поставлен крест. В 1789 г. окончена колокольня и поставлен крест. Церковь снаружи и внутри оштукатурена и выкрашена, устроена паперть и боковые крыльца; полы в паперти и на крыльцах, а также в боковом приделе высланы плитой по дереву. В 1790 г. в большом приделе сведены половые своды и высланы полы плитой, починяли штукатурку, белили, красили, производили столярные работы и постановку иконостаса. В 1790 г. церковь была окончена.

Священник Георгий Петров хотел перенести иконостас из деревянной церкви, но митрополит Гавриил определил поставить здесь иконостас из упраздненной в 1772 г. церкви Иоанна Богослова, построенной по указу императора Петра I в 1715 г. на Выборгской стороне при госпитальном кладбище. Придел этот был освящен 1790 г. 26 сентября в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а 1 октября освящен и главный придел в честь Смоленской иконы Божией Матери.

По плану и фасаду церковь не отличалась изяществом, она имела в длину и ширину по 6 сажень и накрыта была широким византийским куполом с круглыми окнами. Купол этот первоначально раскрашен был малярами, только на самом верху сделано сияние неизвестным живописцем, за что и заплачено ему 15 руб. С северной и южной сторон пристроены были к церкви деревянные, покрытые деревом крыльца. В северной, гораздо большей его стороне, устроен был теплый придел, а в южной производилась свечная продажа и велись записи погребаемых. Далее к западу примыкала к церкви колокольня в два яруса, четырехугольная, со шпицем наверху. На восточной стороне от купола в одном большом полукруге помещался алтарь, при нем не было ни ризницы, ни пономарской. В алтаре над престолом находилась сень. Иконостас сделан был охтянами без царских врат, живописи и позолоты за 557 руб. 50 коп., а за резьбу царских врат и раму к местному образу заплачено придворною конторою резчику Якову Дунаеву 60 руб.

Местные иконы Спасителя и Божией Матери во весь рост пожертвованы были в церковь Иваном Акимовичем Акимовым, адъюнкт ректором и профессором исторической живописи в Академии художеств, писавшим иконы в собор Александроневской лавры. Северные и южные двери писаны были художником Козловым, а икона пророка Иезекииля в северных вратах пожертвована им. Пожертвованы также: икона Тайной вечери и распятие с предстоящими неизвестного художника.

Во время постройки каменной церкви вновь отведенная под кладбище земля была отдана огороднику с тем, чтобы он уровнял ее, очистил от кирпича и мусора; доходы, получаемые с огородника, употреблялись на проведение на кладбище канав, укрепление берегов и украшение церкви.

Теперь на кладбище находилось две церкви: одна в честь Смоленской иконы Божией Матери, каменная, а другая деревянная, в честь св. Архистратига Михаила. Деревянная церковь, не смотря на недавнюю переделку, совершенно обветшала, поддержка ее в прежних размерах с построением каменной церкви стала безполезною и для церкви убыточною, поэтому в январе 1792 г., священник Г. Петров представил его высокопреосвященству план и смету на перестройку деревянной церкви. Этот план с двумя фасадами и сметою стоили церкви 10 руб. 10 июня того же года последовала резолюция его высокопреосвященства, которою разрешалось перестроить церковь.

Весною о. Георгий приступил к постройке, к осени церковь была окончена и 8 ноября освящена в честь Архистратига Михаила. Это было небольшое здание простой архитектуры, выкрашенное белою и зеленою красками, с дубовым, вызолоченным крестом наверху. В 1798 г. был распространен теплый придел каменной церкви, устроена комната для сторожей и сделан особый ход на колокольню. Между тем, холодная церковь потребовала починки и в 1807 г. протоиерей Г. Петров приступил к устройству сводов в алтаре и мощению пола каменною плитою, в 1808 г. устроены галереи и расписан купол итальянскою клеевою живописью художником Бессоновым, а также построены каменные ворота.

7 ноября 1824 г. кладбище постигло страшное наводнение. Заборы вокруг него были уничтожены, кресты с могил унесены на Петербургскую сторону, старые могилы занесены землею… Церковный архив, хранившийся в подвале большой церкви, наводнением уничтожен, остались только книги, хранившиеся в домах у священников. Церковь св. Архистратига Михаила так повреждена, что не оставалось никакой возможности исправить ее. Вода проникла в богадельню и затопила ее.

11 ноября того же года император Александр І, осматривая следы разрушения, произведенного наводнением, в три часа пополудни пришел в Смоленскую церковь, слушал вечерню и прикладывался к образу Смоленской Божией Матери. По выходе из церкви, обозревая опустошение кладбища, заметил его тесноту и недостаточность и сам назначил место для прибавки к кладбищу от городского выгона, отведено было до 72 420 кв. сажень. Заметив, что и бедные богаделенки пострадали от наводнения, государь утешал их и повелел снабдить теплою одеждою, обувью и доставлять им пищу в продолжение трех месяцев. До 13 февраля 1829 г. были произведены ремонтные работы на кладбище, в часовне и в церкви.

В 1829 г. этот храм пришел уже в такое положение, что и к починке стал совсем неудобен. Но в это время один усердный сын церкви изъявил желание построить на кладбище новый каменный храм во имя Пресвятой Троицы, с малым приделом на хорах во имя св. Архистратига Михаила, поэтому причт 20 августа 1829 г. подал его высокопреосвященству прошение, в котором просил позволения сломать деревянную церковь и приступить к постройке новой, каменной.

В 1831 г. приступили к распространению большой каменной церкви, а именно: сделана пристройка с южной стороны, устроено помещение для придела на южной же стороне, в куполе круглые окна переделаны в ломбардские, к колокольне приделан новый ярус. Словом, вся церковь получила новый, более изящный вид.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери одноэтажная, каменная, построенная на иждивение вкладчиков, по плану архитектора Алексея Иванова, в византийском вкусе, четырехугольная, с выпуклым полукруглым алтарем, с тремя по сторонам фронтонами, на цокольном фундаменте, с круглым широким куполом, с 7 большими полукруглыми ломбардскими окнами. Над куполом под главою и бронзовым вызолоченным шаром с крестом круглый с 8 окнами фонарь. Церковь эта заложена в 1780 г., а освящена 1 октября 1790 года.

Купол и церковь покрыты листовым железом. Окон в церкви с приделами и папертью 23, все с железными решетками. Под сводами пола церкви имеется подвал с четырьмя входами, из них три – с железными решетчатыми дверями. В подвале погребаются тела умерших, а под папертью находится комната для сторожей.

Престолов в церкви три: первый, главный – в честь Смоленской иконы Одигитрии Божией Матери; второй, с северной стороны, во имя Апостола и Евенгелиста Иоанна Богослова, освящен 26 сентября 1790 г., третий в приделе, с южной стороны, во имя святого пророка Илии, устроен купцом Ильею Антоновым и освящен 24 июня 1833 года. Вся церковь с двумя по сторонам приделами длиною 18, шириною 11 ½, а вышиною в куполе 13 сажень.

В церковь три входа: с южной, северной и западной сторон, в них двойные деревянные, обитые железом двери. Из паперти с западной стороны в проходе, ведущем в большую церковь, две готические стеклянные двери о четырех половинках. С правой стороны западного входа придел св. пророка Илии отделяется стеклянною перегородкою, а с левой придел Иоанна Богослова капитальною стеною.

Внутри главной церкви стены раскрашены масляною краскою, а купол в 1858 г. расписан художником Васильевым масляными красками в византийском стиле. На плафоне, вверху изображен Спаситель с крестом в левой руке; на одной с ним линии вокруг купола семь архангелов… Алтарь расписан голубою краскою.

В приделе Иоанна Богослова стены покрыты масляною краскою. В шести трехугольниках изображены масляными красками шесть серафимов, а в заду на плафоне Святой Дух в облаках. В приделе святого пророка Илии стены покрыты масляною краскою, потолок тоже сводами, на задней стене Илия пророк, молящийся о ниспослании дождя.

Во всех трех церквах полы из цокольной полированной плиты, шесть уртермарковских печей и две изразцовых. С северной стороны, к алтарю главной церкви сделана небольшая пристройка с дверью внизу, для выхода из большого алтаря; низ ее каменный, а верх деревянный, со стеклами.

Колокольня каменная, в одном фасаде с церковью во имя Смоленской иконы Божией Матери, в два четырехугольных квадратных яруса для колоколов, с железными решетками. Наверху деревянный шпиц в десять погонных сажень. Колокольня и шпиц покрыты белым железом, окрашенным зеленою масляною краскою; на шпице бронзовый шар с крестом, мерою 1 саж. 1 арш., а вся колокольня вышиною 24 саж. 1 арш. На ней 12 колоколов. Самый большой 251 пуд вылит в 1831 г.; другой – 131 пуд, пожертвованный бывшим старостою Смоленской церкви Ильею Антоновым в 1830 г., а остальные десять по весу незначительны. Церкви и колокольня возобновлены в 1872 г.

Причт Смоленско-кладбищенской церкви всегда содержался добровольными дачами посетителей кладбища, за отпевание покойников, панихиды, поминовение и служение заупокойных литургий. Прихода при церкви нет, его заменяет кладбище. При Смоленско-кладбищенской церкви содержится 75 вдов и сирот духовного звания, которые живут частью в богадельне, частью в Антоновском, а частью и в других церковных домах.

На кладбище погребены: Ксения Григорьева – Ксения Петербургская, над ее могилою поставили памятник в виде часовни; протоиерей Георгий Петров, строитель Смоленской кладбищенской церкви; Боровиковский Владимир Лукич, лучший из русских иконописцев и портретистов, лучшими произведениями его почитаются: ангел на царских вратах Казанского собора, портрет священника и иконостас в приделе Михаила архангела на Смоленском кладбище; Мартос Иван Петрович, скульптор, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве, А. Е. Егоров, заслуженный профессор Академии художеств и В. К Шебуев, произведениями этих знаменитых живописцев украшен Казанский собор в С.-Петербурге, актриса Варвара Асенкова и др.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект, д. 39.

Существовавшая ранее на Смоленском кладбище часовня

По правую сторону ворот при входе на кладбище, в здании богадельни, находится каменная, внутри полукруглая со сводом часовня. Длиною она 7 ¼, шириною 3 ¾ и вышиною до свода 3 ¾ арш., окрашена белою масляною краскою, пол из лещадной плиты. Иконостас в ней полукруглый деревянный, окрашенный белою масляною краскою, с позолоченными порезками и десятью вызолоченными гранеными колоннами кругом. Карнизы белые с позолоченными медальонами и звездочками, на углах карниза две деревянные вазы с позолоченными порезками, по бокам два вызолоченных сияния, а на середине два вызолоченных ангела. В ней находится 14 образов.

После наводнения 1824 г. часовня, расположенная в богадельне, сильно пострадала, но до 1829 г. были переделаны комнаты во всей богадельне, окрашены стены, полы, оконные рамы, переплеты зимние и летние, и двери, а в часовне переделан разрушенный наводнением иконостас.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект, д. 39.

Комментарии и обсуждение

Источник

Церковь смоленской иконы богоматери

Скорее, этот дневник для тех, кто собирается посетить Санкт-Петербург. Это подсказка, как добраться до могилки святой блаженной Ксении на Смоленском кладбище.

церковь смоленской иконы богоматери

церковь смоленской иконы богоматери

По сей день неведомы современникам даты рождения и смерти Ксении Григорьевны Петровой. Известно лишь, что вдовой она стала в 26 лет, а муж был певчим. Не думаю, что это очень важно, но в одних источниках я читал, что пел он в церковном хоре, а другие утверждают, что в чине полковника состоял он в хоре императрицы Елизаветы I. Это более похоже на правду, т.к. елизаветинский хор был знаменит, и за участие в нём певчие получали немыслимые по тем временам моральные и материальные вознаграждения.

Итак, если известно, что Смоленская церковь вместо деревянной стала каменной по указу 1783 года, если к этому времени прошло более 20 лет со дня смерти императрицы Елизаветы Петровны, можно предположить, что Ксении Петровой в то время было порядка 50-60 лет.

Не так давно в запасниках Эрмитажа был обнаружен ее масляный портрет. Однако его сопровождает маленькое осторожное уточнение: портрет ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ.

церковь смоленской иконы богоматери

Портрет этот в 1930 году был привезен в Эрмитаж со Смоленского кладбища. Следы воска и копоти свидетельствовали о его почитании прихожанами. Анализ грунта показал, что картина была написана в конце XVIII или в начале XIX века. Очистка более поздних слоев показала, что изначально у изображенной женщины были короткие седые волосы, и всё это подтверждает легенду о том, что Ксения переоделась в мужской костюм и называлась людям именем умершего мужа.

церковь смоленской иконы богоматери

На северной стороне храма есть мемориальная доска с эпитафией. В возрасте 84 года протоиерей Георгий Петров завершил земной путь. Его останки покоятся под алтарём придела Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

церковь смоленской иконы богоматери

церковь смоленской иконы богоматери

церковь смоленской иконы богоматери

церковь смоленской иконы богоматери

Ценность этого списка в том, что согласно предания, оригинал был создан Евангелистом Лукой. Стало быть, паломникам имеет смысл посетить Смоленскую церковь на Васильевском острове. Помогает этот образ в защите от болезней, от семейных неурядиц, оберегает от ссор, конфликтов, а особенно в войнах. У нас с Настей дома «Одигитрия» (Казанская) стоит рядышком с иконой Христа, и наверняка потому в семье лад, любовь и согласие.

церковь смоленской иконы богоматери

По сей день некоторые утверждают, что это не так. Мол, всех первых умерших строителей хоронили близ Сампсониевской церкви. В таком случае, извиняюсь, если первое сооружение там появилось в 1710 году, то где же хоронили людей с 1703 года? Или никто за семь лет не умер?

церковь смоленской иконы богоматери

Предположительно высчитывая годы жизни Блаженной Ксении, исследователи утвердились в том, что умерла она не позже 1806 года. То есть, до Отечественной войны 1812 года, до страшного наводнения 1824 года. И вот здесь есть кое-какая значимая деталь. Дело вот в чём. Сегодня неподалеку от её часовни стоит часовня Св. Троицы.

церковь смоленской иконы богоматери

Мемориальная доска на часовне гласит, что храм был освящен в 1831 году. Я нашёл источники, которые утверждают, что до постройки на этом месте каменного храма здесь стоял деревянный, разобранный после наводнения 1824 года, вышеупомянутый храм Архистратига Михаила. Стало быть, Блаженная Ксения была похоронена возле него. Значит это, что её почитали при жизни даже более того, как мне изначально казалось! А ещё это значит, что её могилу после наводнения было не так трудно найти, но некоторые скептики-атеисты и сейчас кричат, мол, не там она! Там!

церковь смоленской иконы богоматери

Потому и неизвестны годы жизни и Ксении Григорьевны, и мужа её Андрея Фёдоровича, что документы (церковные метрики) были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.

церковь смоленской иконы богоматери

церковь смоленской иконы богоматери

С приходом к власти большевиков часовню закрыли. Но недолго стояла она, защищённая забвением и тишиной. В 1957 году в часовне открыли сапожную мастерскую. Певчая Смоленского храма Марфа вспоминает: «Могилу Ксении замуровали, и именно на этом месте работали сапожники. Но Господь поругаем не бывает: ни одного гвоздика не дала им вбить Христова Угодница — всё валилось из рук». Тогда решили наладить здесь отливку гипсовых статуй. Но и из этого ничего не вышло. Бывало, запрут мастера часовню крепко-накрепко, а утром… вместо скульптур обломки валяются. Наконец в 1983 году часовня была возвращена верующим, и после реставрации в 1987 году освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием — будущим Патриархом Алексием II.

Через год после революции Смоленскую церковь лишили всех средств, а все метрические книги и документы по захоронениям до 1918 года были изъяты. Воскресенская церковь, у входа на кладбище, была закрыта и в 1930 году переделана под общежитие. А каменную Троицкую церковь и вовсе снесли в 1932 году. Сохранилась только Смоленская церковь — недаром строить её Ксения помогала!

церковь смоленской иконы богоматери

В 1920 году Смоленскую церковь отдали обновленцам. Не так это, конечно, хорошо, но именно это позволило сохранить храм, который всё же в 1940 году закрыли, а в 1946-м вернули. И это был единственный действующий тогда храм на Васильевском острове.

церковь смоленской иконы богоматери

церковь смоленской иконы богоматери

А вот неприметная могилочка, под надгробьем которой лежат 40 мучеников, заживо погребенных здесь советской властью за то, что не отреклись от православной веры. Несколько дней из-под земли раздавались их стоны, пока наконец луч солнца не упал на могильный бугорок. И только тогда звуки из-под земли прекратились. Каждый раз при воспоминании подобных зверств постоянно спрашиваю: «Ну-с, и кто тут ещё хочет вернуться в светлые времена СССР?»

церковь смоленской иконы богоматери

Здесь же на Смоленском кладбище могилы блаженной Анны, блаженной Ирины (увы, о ней ничего я узнать не смог), блаженного Григория Монетки.

церковь смоленской иконы богоматери

Родился Григорий в богатой семье, учился в семинарии. Однажды ему пришло озарение: «Бог заботится обо мне, даёт самое необходимое, а больше мне ничего не нужно». Он раздал своё богатство. Пошёл пешком в Иерусалим, провёл в пути 2 года. Ему помогали люди, давали еду, питьё, кров. Вернувшись в Петербург, он зашёл к своему другу, с которым вместе учился в семинарии. Тот был уже священником. Друг дал ему золотую монетку достоинством в 5 рублей. Возвращаясь от него, Григорий увидел на мосту мужчину, собиравшегося прыгнуть вниз. Он заговорил с беднягой. Тот поведал Григорию, что всё проиграл в карты, а у него ведь 6 детей. Григорий отдал мужчине золотую монетку. Тот очень благодарил за помощь и обещал вернуть долг, как только поправит свои дела. И этот день наступил, мужчина разбогател. Когда он пришёл отдать долг своему спасителю, тот не взял деньги, а велел отдать их тем, кто очень в них нуждается. Так с лёгкой руки Григория Монетки была основана «финансовая пирамида», которая, в отличие от ныне существующих, благодаря человеческому милосердию, никогда не рухнет. С тех пор так и пошло, денежка передавалась из рук в руки, от состоятельных людей к нуждающимся, и помогала последним поправить свои дела, чтобы они в свою очередь тоже могли помогать нуждающимся. Григорий прожил до глубокой старости, но и после своей смерти он продолжает помогать людям.

Существует такое народное поверье, что если на его могилку положить деньги, то дела быстро пойдут в гору. Денежка же попадёт к тому, кому она в данный момент необходима, и тоже окажет помощь. В дальнейшем этот человек, поправив своё финансовое положение, также придёт к могилке, чтобы поделиться своим богатством с нуждающимися людьми. Приумножив таким образом своё богатство или поправив финансовое положение, нужно обязательно прийти на могилку Григория Монетки и поблагодарить его за помощь.

Поблизости от Блаженной Ксении была похоронена и святая преподобномученица Мария Гатчинская. Сейчас её мощи перенесены. Подробнее здесь: ссылка + ссылка Неподалеку похоронен Эдуард Хиль, а буквально три месяца назад в нескольких шагах от Блаженной Ксении согласно её завещанию похоронили Людмилу Сенчину. Ссылка + ссылка

А вот вам, паломники, ещё полезная инфа:

Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10.00.

В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии — ранняя в 7.00 и поздняя в 10.00.

Каждый день по окончании литургии — Таинство Крещения.

Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11.00 в будни и с 10.00 — в праздники.

Часовня открыта для посещений до 17.00.

Адрес храма Смоленской иконы Божьей Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды:

199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *