церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Поги. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Карта и ближайшие объекты

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Статьи

В 1848 году в деревянном усадебном доме Вонлярлярских была устроена устроена домовая церковь Смоленской иконы Божией Матери. Уже 1850 г., по проекту архитектора Б.Б. Гейденрейха на средства помещика К. Вонлярлярского начала строиться новая каменная пятикупольная церковь с пристроенной трехъярусной колокольней возведена. Архитектор стремился возвести храм в популярном в то время русско-византийском стиле. Церковь была освящена в 1851 г., а в 1855 г. в подвальном этаже был устроен придел Рождества Христова. Храм был закрыт в 1935 г. В советское время интерьер церкви был изменен чугунными перекрытиями, которые впоследствии обвалились под своим же весом.

Возвращение Русской Православной Церкви произошло в 1990 г. Предполагалось первоначально передать храм в качестве подворья Иоанновскому женскому монастырю. Но, по благословению митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера), храм отошёл к Софийскому собору в Пушкине. В 1992 г. начата реставрация. Богослужения совершаются регулярно.

Нынешний храм заложен в 1850 г. тайным советником Вонлярлярским по следующему событию: жители города Смоленска, разоренные в 1812 году, взяли на обновление своих жилищ деньги из казны в долг, который постепенно возрос до 80 000 руб. сер. По ходатайству г. Вонлярлярского долг этот был прощен государем. Жители Смоленска, из благодарности к Вонлярлярскому, поднесли ему икону Смоленской Божией Матери.

Длина храма до амвона 7 саж., ширина до колонн 2 арш. 8 вершков; высота храма до сводов 4 саж. 1 арш., высота от пола до сводов купола 9 саж. Храм этот каменный, о 5-ти вызолоченных главах, с таковою же колокольнею. При входе, снаружи, на железной доске бронзовыми литерами начертано: «Господи! Спаси и помилуй раба Твоего Евгения». В последние годы, с переходом села во владение графа Корветто, зятя г. Вонлярлярского, храм стал приходить в упадок.

В храме достопримечательные: Икона Смоленской Божией Матери, вышеупомянутая. Икона писана художником Федотовым на кипарисе по темнокоричневому фону. На ней зеркальное стекло и серебряный оклад, с надписью: «За оказанное усердие смоленским гражданам 1841 года, в память искреннейшей признательности, благословили мы раба Божия Евгения иконою Смоленской Божией Матери Одигитрии». Икона святителя воронежского Митрофана, подаренная Вонлярлярскому Антонием, архиепископом воронежским, принимавшим живое участие в устроении храма.

Внутри церкви, на середине правой стены, на бронзовой доске написано: «Государь Император Александр Николаевич изволил здесь молиться 23 декабря 1858 года вместе с Великими Князьями Николаем и Михаилом Николаевичами».

Причт состоит из священника и псаломщика. Причт с 1851 года причислен к VI классу, а прежде получал от г. Вонлярлярского жалованье в виде процентов с денег, которые строитель предполагал внести в кредитное учреждение. Но когда зять строителя, граф Корветто не исполнил этого предположения и причт лишился жалованья от помещика, тогда, по указу духовной консистории от 30 апреля 1875 г. за № 1442, положено: священнику 220 руб. сер. в год и псаломщику 70 руб. сер. Доходов за требы священник получает до 80 руб. сер. в год, а псаломщик до 30 руб. сер. Дрова для отопления квартир покупаются причтом. Причт помещается, вместе с рабочими, в старом доме, принадлежащем землевладельцу.

Ближайшие приходы: Федоровский посад в 14 верстах и учебное лесничество в 11 верстах. Кроме мызы графа Корветто, к приходу принадлежат деревни: Рынделево, Новая, Красная горка, Кайболово, Кирполово, Кунголово и Еглизи. Прихожане составляют смесь финнов с русскими, но по-русски говорятъ свободно. Прихожане занимаются земледелием и заготовкой дров. Их 75 дворов, 183 муж. пола и 225 жен. Грамотных до 80 человек. Кладбище находится в версте от церкви.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).

Изначально территория, на которой находятся Поги и поселок Новолисино, была частью древних новгородских земель. Затем в 1617 году она отошла шведам, однако Петр I вернул эти земли в состав России. По его указу деревня Поги вместе с рядом других соседних деревень поступила во владение к графу Ивану Никитичу Зотову. Однако впоследствии деревня и построенная на ее территории усадьба переходили из рук в руки несколько раз. С середины 19 века реконструкцией усадьбы занялся ее новый владелец Евгений Петрович Вонлярлярский, одним из начинаний которого было возведение нового каменного храма. Главный алтарь был освящен в июне 1851 года.

Ранее, в 1850 году, к графу обратились через ходатаев жители города Смоленска, откуда происходил один из его предков, с просьбой заступиться за них перед государем Николаем I, чтобы тот простил им старинный долг. В 1812 году их деды и отцы, которых война с французами оставила без крова, взяли в государственной казне огромную сумму денег на восстановление жилищ. Вернуть ссуду оказалось не по силам, а проценты росли и росли. Вонлярлярский, не побоявшись вызвать неудовольствие государя, пошел к нему на поклон. Царь выслушал его благосклонно и … простил смоленчанам долг! Исполненные благодарности жители Смоленска преподнесли Евгению Петровичу образ Небесной покровительницы своего города Смоленской Божией Матери. Именно ей решил граф посвятить новый храм. Несколькими годами позднее появилось при усадьбе и парковое хозяйство. Такой и оставалась прекрасная усадьба до начала XX века, пока роковые для России события, ставшие причиной повсеместных разрушений и общего разорения, не разорили ее…

В 1990 году по инициативе Приходского совета Софийского собора, который обратился к деятельности меценатствующих и благотворительных обществ и организаций, активно действующих в России, на территории заброшенной усадьбы было основано Подворье Софийского Собора и начались восстановительные работы по воссозданию усадьбы в первоначальном виде. Сегодня Подворье Софийского собора – уникальный православный комплекс в Ленинградской области, на территории которого расположен храм Смоленской иконы Божией Матери, пансион для пожилых людей «Софийская усадьба» и современное фермерское хозяйство.

Источник

Смоленская церковь (Поги)

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Содержание

История

В середине XIX века территория вокруг храма принадлежала Вонлярлярским.

Строительству храма предшествовал следующее событие. К Е. П. Волярлярскому обратились жители Смоленска, чьи хозяйства пострадали в 1812 году. После окончания войны они взяли с целью обновления домов средства из казны в долг. Этот долг постепенно возрос до 80000 рублей серебром. Николай I простил этот долг, по ходатайству Е. П. Вонлярлярского. В благодарность жители Смоленска поднесли Е. П. Вонлярлярскому икону Смоленской Божией Матери.

В 1848 году в деревянном усадебном доме Е. П. Вонлярлярского была временно устроена церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Проект, составленный архитектором Б. Б. Гейденрейхом, был утверждён императором Николаем I в конце 1848 года. Закладка храма состоялась в 1850 году. Строительство церкви обошлось в 80000 рублей серебром — суммы, составленной из средств помещика и сбора.

В 1851 году церковь была освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Храм был закрыт постановлением Президиума Леноблисполкома 10 мая 1935 году.

После закрытия в церкви был устроен склад, установлены чугунные перекрытия, которые впоследствии обвалились под своим же весом.

В 1990 году храм был возвращён Русской православной церкви. По благословению митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера), храм был передан Софийскому собору в Пушкине.

В 1992 году была начата реставрация, а 10 августа 1994 года отслужена первая после перерыва литургия.

Архитектура и убранство

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Каменное здание церкви стоит на подклете. Храм построен в формах популярного во второй половине XIX века «русско-византийского» стиля.

Церковь пятиглавая: с восьмигранным барабаном, завершенным шатром, и четырьмя небольшими башенками по углам.

Трапезная увенчана колокольней с шатровым завершением. Окна в здании стрельчатой формы с наличниками, стены декорированы стрельчатыми арками.

В храме ранее находилось два престола: верхний — Смоленской иконы Божией Матери и нижний, в подвальной части, — Рождества Христова (освящён 11 (23) июля 1855 года). Антиминс главного алтаря был освящён 17 (29) июня 1851 года епископом Макарием (Булгаковым); антиминс придела — митрополитом Никанором (Клементьевским) 30 января (11 февраля) 1855 года.

При входе снаружи на железной доске находилась надпись бронзовыми литерами: «Господи! Спаси и помилуй раба Твоего Евгения».

Длина храма до амвона составляет 15 м; ширина до колонн — 1,8 м; высота до сводов — 9,2 м; высота от пола до сводов купола — 19 м.

Внутри стены церкви окрашены белым.

Современный четырёхъярусный иконостас был выполнен Вятскими мастерскими и установлен в 2006 году. Иконы написаны практически для всех ярусов

Над входом находятся хоры, в притворе, под колокольней — лестница на неё. Ранее на стене внутри храма находилась памятная бронзовая доска, на которой была надпись: «Государь император Александр Николаевич изволил здесь молиться 23 декабря 1858 года вместе с Великими Князьями Николаем и Михаилом Николаевичами».

Среди достопримечательностей, которые находились ранее в храме:

В нижнем приделе храма находилась семейная усыпальница Вонлярлярских. Здесь были погребены:

Единственные останки, обнаруженные в 2002 году, идентифицировать не удалось.

Духовенство

Настоятели собора [4]
ДатыНастоятель
30 апреля 1852 — 3 ноября 1861священник Иоанн Васильевич Павловский (1824—1873)
3 февраля 1862 — 21 октября 1865священник Михаил Николаевич Флоринский (1839—1907)
23 апреля 1866 — 14 октября 1893священник Сергий Антониевич Благовещенский (1828—1893)
20 октября 1893 — ноябрь 1897священник Валериан Феодотович Боротинский (1870- после 1897)
25 ноября 1897 — сентябрь 1901священник Андрей Константинович Лапшин (1838- после 1901)
13 сентября 1901 — 27 октября 1904священник Алексий Иоаннович Сыренский (1878—1909)
4 ноября 1904 — 1 июня 1910священник Наркисс Владимирович Ушаков (1881- после 1923)
16 июля 1910 — 11 июня 1912священник Алексий Александрович Пустынский (1889—1912)
15 июня1912 — 1918?священник Александр Иоаннович Леонтьев (1878—…)
19 сентября 1919—1925священник Василий Иоаннович Парвицкий (1858— …)
1925—1935
1935—1990период закрытия
1990—настоящее времяпротоиерей Геннадий Леонидович Зверев (род. 1955)

Приход до 1917 года

В состав прихода входили:

Подворье

Храм находится на территория подворья Софийского собора Царского Села. Территория подворья ограничена с запада и севера полями совхоза «Фёдоровский»; с юга — дорогой Поги—Кайболово; с востока — рекой Винокуркой.

История территории

Мыза Новолисина «с семью деревнями» была пожалована лейб-гвардии солдату И. Н. Зотову, затем она перешла к Салтыкову, барону Ю. И. Фредериксу и И. М. Ребиндеру.

Муж Натальи Петровны, Е. П. Вонлярлярский полностью преобразовал усадьбу, выстроил новые здания, запрудил реку Винокурку, в результате чего образовалось озеро. Вдоль берегов была проложена прогулочная дорожка, ведшая к деревне Поги.

С 1874 по 1880 год имением владел зять Вонлярлярских граф Мок-де-Корвето, затем, до 1889 года — камер-фурьер Раймонд Николаевич Ингано и его дети. От них имение перешло к жене статского советника Любови Григорьевне Гогель, и, наконец, после 1899 года — к Любови Григорьевне Катениной.

В советское время территория использовалась местными учреждениями. Парк был запущен, плотины разрушены.

Социальный дом

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Деревянный усадебный дом находился к юго-востоку от храма и был построен при Ф. Ф. Буксгевдене.

В 1850-е годы, вероятно, архитектором Р. А. Желязевичем было возведено каменное здание. Усадебный дом был двухэтажным, прямоугольным в плане, с прямоугольным ризалитом, оформляющим центральный вход. Основной объём здания делился на три части, при этом, возможно, центральная часть хронологически более ранняя. Боковой, обращенный к церкви флигель, был построен позже; а противоположный флигель, вероятно, советского происхождения. Оформление фасадов центральной части различалось: фасад, обращенный в сторону дороги, был решён в стиле барокко; а на фасаде, обращенном к реке, были использованы приёмы древнерусской архитектуры. К усадебному двору вела прямая подъездная дорога. Перед южным фасадом был расположен круглый цветник.

После 1918 года в здании располагались местная школа и клуб. После Великой Отечественной войны оно было передано детскому дому, существовавшему здесь до 1970-х годов. В 1980-х годах была начата перепланировка здания под базу отдыха, но не была завершена. В результате здание стало разрушаться.

После передачи мызы Софийскому собору было решено в здании устроить Дом престарелых. Однако состояние усадьбы не позволило этого сделать, к тому времени она была практически утрачена.

В 1998—1999 годах на её месте было выстроено по проекту М. А. Ридер новое двухэтажное здание пансиона «Софийская усадьба».

Социальный дом рассчитан на одновременное пребывание в нём около 30-ти человек. Каждому предоставляется индивидуальные помещения и уход. Работа с проживающими в доме проводится совместно с Социологическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета.

Фермерское хозяйство

Подворье включает также и фермерское хозяйство «София», оснащенное качественной, передовой сельскохозяйственной техникой. Ферма выполняет роль модели эффективного ведения сельского хозяйства и производства натуральных экологически чистых продуктов.

Оно обеспечивает прихожан Царскосельского благочиния, а также социальных учреждений, находящихся на попечении собора, полезными для здоровья продуктами питания, среди которых основное место занимает кисломолочная продукция.

На ферме занимаются пчеловодством и птицеводством, разведением овец романовской породы, кроликов, молочного скота, свиней; выращивают овощи, фрукты, медоносные и злаковые культуры.

В дальнейшем предполагается разведение рыб, посадка аптекарского огорода, создание конного комплекса.

Источник

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери

Дорогие братья и сестры, друзья!

Наш храм назван в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии», исторически существовавшего на Хлебной площади. Правда, первая Хлебная площадь и сам храм, и еще 2 храма Казанский и Преображенский, располагались ближе к Волге.
Показать полностью. После революции 1917г. храмы закрыли, площадь застроили корпусами тракторного завода (позднее завод клапанов), а в 50-х гг. прошлого века при строительстве моста через р.Самара храмы были уничтожены. Наименование площадей сменилось: так бывшая Полицейская площадь, где была организована первая пожарная часть, стала называться Хлебной.

В 2008 году Высокопреосвященейший Архиепископ Самарский и Сызранский (ныне Митрополит Самарский и Новокуйбышевский)Сергий благословил начать строительство храма на Хлебной площади. Настоятелем нового Прихода был назначен протоиерей Сергий Козлов. В конце осени 2008 года уже был залит фундамент под Смоленский храм, а зимой этого же года привезли сруб с кировских лесов. К весне 2009 года сборка сруба была завершена. 18 апреля Владыка Сергий освятил купол и при стечении множества богомольцев и жителей старой Самары он был воздвигнут на храм. 19 апреля 2009 года на Пасху была совершена первая Божественная литургия в новом Смоленском храме.

Божественная Литургия в храме совершается 3-4 раза в неделю, во все двунадесятые и великие Праздники, дни памяти особо чтимых святых. Во вне богослужебное время храм всегда открыт и каждый, прогуливаясь по историческим местам нашего города, может заглянуть в этот красивый, простой и по-особенному теплый храм, который тоже имеет свои святыни. Особо почитается прихожанами старинные иконы Божией Матери «Смоленская» и «Утоли моя печали», а также икона Мучеников младенцев Вифлеемских с частицей мощей.

Адрес храма:
г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь 1

Для удобства поиска:

#Храм_на_Хлебной_площади : вся информация о нашем храме

#Храм_на_Хлебной_площади_Иконы : информация о Святых Образах нашего Храма

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери запись закреплена

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисиноЗаказать обедни, проскомидии или поставить свечи можно через смс на номер + 7 (927) 901-79-00 / вайбер на этот же номер или на электронную почту ierey.sergey@mail.ru.

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисиноПожертвования можно присылать на карту Сбербанк 5469 5400 2502 0742 или по вышеуказанному номеру (Сергей Васильевич К.)

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери запись закреплена
Жизнь Православия

ТАБЛЕТКА ДЛЯ СМИРЕНИЯ

— Папа, а что такое быть гордым? – спросил он.
Показать полностью.

— А смиренным быть – это как?

— Ну, наверное, это значит во всём поступать по Божьему.

— О, это вопрос интересный! – ответил папа. – Для этого, брат мой, нужно регулярно принимать оскорбинку.

— Серьёзно тебе говорю, – ответил папа.

— Ну я же её принимаю иногда, и всё равно бывает, что делаю всё по-своему, а вы с мамой меня потом ругаете…

Священник Димитрий Шишкин

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери запись закреплена

Димитриевская родительская суббота.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери запись закреплена

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская»

Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Казанской, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Показать полностью. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» (празднование 8 июля) говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери запись закреплена

04.11.21 ЧЕТВЕРГ
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская»

06.11.21 СУББОТА
Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисиноЗаказать обедни, проскомидии или поставить свечи можно через смс на номер + 7 (927) 901-79-00 / вайбер на этот же номер или на электронную почту ierey.sergey@mail.ru.

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисиноПожертвования можно присылать на карту Сбербанк 5469 5400 2502 0742 или по вышеуказанному номеру (Сергей Васильевич К.)

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери запись закреплена
✞ Монашество

Благодарю, Господи, что создал меня такой.
Много лет назад пришла ко мне поговорить одна молодая женщина; она села в ризнице на диван, свесила голову и с горьким, кислым выражением лица сказала загробным голосом: Я грешница… Я ей бодро ответил: Это не новость, ясно, что вы грешница – мы все грешники.
Показать полностью. Да, сказала она, но я особенно гнусная… Я ответил: Ну, это гордость! Но что же в вас такого особенно гнусного? – Когда я смотрю на себя в зеркало, я нахожу себя очень хорошенькой… Я сказал: Ну, это, во всяком случае, правда; и как же вы на это реагируете? – Тщеславием! – Я сказал: Если дело только в этом, то я вас научу, как с этим справиться: станьте перед зеркалом, вглядитесь в каждую отдельную черту своего лица, и когда вы находите, что она вам нравится, то скажите: Спасибо, Господи, что Ты создалтакую красоту, как мои глаза, как мои брови, мой лоб, мой нос, уши – что угодно. И каждый раз, как вы найдете у себя что-то красивое, – поблагодарите Бога. И постепенно вы обнаружите, что благодарность вытеснила тщеславие. В результате получится, что, как только вы взглянете на себя, вы будете обращаться к Богу с ликующей радостью и благодарностью. Но прибавьте к этому и еще нечто: вглядитесь хорошенько в кислое выражение вашего лица и скажите: «Прости, Господи, – мой единственный вклад в эту красоту, которую Ты создал, это противное выражение лица» – это единственное, что в нем действительно ваше.

Митрополит Антоний Сурожский

церковь смоленской иконы божьей матери в новолисино

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери запись закреплена
Православная музыка

Праздник Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648)

Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот Китай-города. Святой образ был сначала помещен в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверской обители на Афоне, а затем перенесен в Успенский собор Кремля.

В 1654 году святая икона сопровождала русские войска в их походе против польского короля, а по возвращении в Москву оказалась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *