церковь смоленской иконы божией матери камызяк
Храм Смоленской иконы Божией Матери (Камызяк)
Мiръ Россия Астраханская область Камызяк Храм Смоленской иконы Божией Матери (Камызяк)
Храм Смоленской иконы Божией Матери в Камызяке построен в 2008 году на месте разрушенного кирпичного 75-метрового храма.
Содержание
История [ править ]
В XVII веке на Волжских просторах протоках и рукавах неподалеку от Астрахани возникло более 10 учугов. Камызяк – один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными.
В Камызяке была построена церковь в XV веке, вторая – в 1760 году – каменная – она просуществовала до 1804 года.
В 1839 году построена новая церковь, в 1868 году храм расширен, к нему присоединили предел во имя Петра и Павла.
В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь Неуполимая Купина или Смоленской иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей.
Она была построена из красного привозного кирпича. Была необыкновенно красива, золоченными куполами, высотой 75 метров. Церковь разрушили в 1924—1930 годах. Со слов местных жителей, её разрушали 4 года, при чем руководил всем этим сын церковнослужителя. Колокола были отравлены на переплавку, а кирпич продан в Калмыкию. Фундамент остался в земле, так как разрушить его было невозможно.
Рядом с церковью находилось двухэтажное здание, пластинное – на первом этаже была церковно–приходская школа, а на втором – жило духовенство. Здание сохранилось до наших дней.
Приход в Камызяке восстановлен в 1992 году. Кирпичный храм строится с 1997 года и представляет собой четверик, завершенный пятью восьмигранными барабанами с шатровыми куполами и с невысокой колокольней.
Современное состояние [ править ]
При храме действует детская воскресная школа.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Россия, Астраханская область, Камызякский район, г.Камызяк, ул.Красная Набережная, 24-литер А
Паломнику [ править ]
По воскресеньям и в великие праздники:
Всенощное бдение в 17:00, Исповедь в 8:00, Литургия в 9:00
Храм Смоленской иконы Божией Матери
Официальный приходской сайт
Контактная информация
Рядом с учугами обычно вырастал стан, на котором размещались хозяйственно — бытовые постройки.
Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне.
Камызяк — один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными.
В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк расстоянием от Астрахани 30 верст. Находится он на реке Камызяк, «которая пала из реки в море особою горловиной. На оной реке построен городок, в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а
через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге».
Образование учуга Камызяк относится ко времени правления Алексея Михайловича (1645 — 1676 г. г.), но упоминается и другая дата — 1560 г, времена правления Ивана Грозного.
В церковной летописи записано «Камызяк происходит от татарского слова «КАМИСЯ» — камыш обильно росший вокруг стана.
В 1722 г. в Астраханском крае побывал Петр I. Он посетил Камызякский учуг и Чаганский,» и оные учуги отошли в казну государству и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам.»
В 1872 г при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага была перенесена на 20 верст ниже ближе к морю, а население так и осталось жить на месте стана.
О доходах, богатстве можно было судить не только по росту населения, но и по пожертвованиям, которые делались богу и церкви.
Сначала существования села храмов в нем было 3.
Первый, во имя Смоленской иконы Божьей Матери, второй — в память Опостола Силы и Силданьи, третий — во имя Николая Чудотворца.
Строились они на средства пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения.
Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет « при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок».
Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена церковь в XV веке, вторая — в 1760 г. — каменная — она просуществовала до 1804 г. В этом же году была построена новая, в центре села Камызяк, кладбище с захоронением священнослужителей и церковь из белого кирпича Николая Чудотворца.
В указе консестории 1770г. № 348 указано попу Дорофею Фамену Камызякского учуга Смоленской церкви на то, чтобы разобрать ветхую Никольскую церковь, из этого же материала простроить дом для духовенства.
В 1839 году построена новая церковь, в 1868 году храм расширен, к нему приделали пристрой во имя Петра и Павла.
Село не имело являлось самоуправляемым. Народ в нем был своевольный.
В Камызяке в 1875 г. существовала церковно — приходская школа, где обучалось 15 мальчиков и 2 девочки. Со слов старожилов села Камызяк 1975 г. было записано « В Камызяке — 3 церкви, одна белокаменная на бывшем сельском кладбище, Николая Чудотворца, небольшая, рядом с ней находились захоронения священнослужителей, о чем свидетельствуют ты.
При строительстве пожарной охраны были обнаружены останки скелетов с церковной утварью.
Деревянная церковь для бедных находилась в том месте, где сейчас располагается настоящее кладбище, и там же жили священнослужители. Имелся сад, в народе называли «поповский».
В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь Неуполимая Купина или Смоленской иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей.
Она была построена из красного привозного кирпича. Была необыкновенно красива, золоченными куполами, высотой 75 метров Ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё деревья, цветы. Церковь сломали где то в 1924—1930 годах. Со слов сторожил супругов Поляковых её ломали 4 года, при чем руководил всем этим сын церковнослужителя. Колокола были отравлены на переплавку, а кирпич продан в Калмыкию.
Фундамент остался в земле, т.к. разрушить его было невозможно. Рядом с иерковью находилось двухэтажное здание, пластинное — на первом этаже была церковно — приходская школа, а на втором — жило духовенство.
Сохранился с того времени дом и название Церковный
являлось самоуправляемым. Народ в нем был своевольный.
В Камызяке в 1875 г. существовала церковно — приходская школа, где обучалось 15 мальчиков и 2 девочки. Со слов старожилов села Камызяк 1975 г. было записано « В Камызяке — 3 церкви, одна белокаменная на бывшем сельском кладбище, Николая Чудотворца, небольшая, рядом с ней находились захоронения священнослужителей, о чем свидетельствуют ты.
При строительстве пожарной охраны были обнаружены останки скелетов с церковной утварью.
Деревянная церковь для бедных находилась в том месте, где сейчас располагается настоящее кладбище, и там же жили священнослужители. Имелся сад, в народе называли «поповский».
В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь Неуполимая Купина или Смоленской иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей.
Она была построена из красного привозного кирпича. Была необыкновенно красива, золоченными куполами, высотой 75 метров Ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё деревья, цветы. Церковь сломали где то в 1924—1930 годах. Со слов сторожил супругов Поляковых её ломали 4 года, при чем руководил всем этим сын церковнослужителя. Колокола были отравлены на переплавку, а кирпич продан в Калмыкию.
Фундамент остался в земле, т.к. разрушить его было невозможно. Рядом с иерковью находилось двухэтажное здание, пластинное — на первом этаже была церковно — приходская школа, а на втором — жило духовенство.
Сохранился с того времени дом и название Церковный
волости, являлось самоуправляемым. Народ в нем был своевольный.
В Камызяке в 1875 г. существовала церковно — приходская школа, где обучалось 15 мальчиков и 2 девочки. Со слов старожилов села Камызяк 1975 г. было записано « В Камызяке — 3 церкви, одна белокаменная на бывшем сельском кладбище, Николая Чудотворца, небольшая, рядом с ней находились захоронения священнослужителей, о чем свидетельствуют ты.
При строительстве пожарной охраны были обнаружены останки скелетов с церковной утварью.
Деревянная церковь для бедных находилась в том месте, где сейчас располагается настоящее кладбище, и там же жили священнослужители. Имелся сад, в народе называли «поповский».
В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь Неуполимая Купина или Смоленской иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей.
Она была построена из красного привозного кирпича. Была необыкновенно красива, золоченными куполами, высотой 75 метров Ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё деревья, цветы. Церковь сломали где то в 1924—1930 годах. Со слов сторожил супругов Поляковых её ломали 4 года, при чем руководил всем этим сын церковнослужителя. Колокола были отравлены на переплавку, а кирпич продан в Калмыкию.
Фундамент остался в земле, т.к. разрушить его было невозможно. Рядом с иерковью находилось двухэтажное здание, пластинное — на первом этаже была церковно — приходская школа, а на втором — жило духовенство.
Сохранился с того времени дом и название Церковный
В XVII веке на Волжских просторах протоках и рукавах неподалеку от Астрахани возникло более 10 учугов.
Рядом с учугами обычно вырастал стан, на котором размещались хозяйственно — бытовые постройки.
Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне.
Камызяк — один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными.
В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк расстоянием от Астрахани 30 верст. Находится он на реке Камызяк, «которая пала из реки в море особою горловиной. На оной реке построен городок, в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а
через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге».
Образование учуга Камызяк относится ко времени правления Алексея Михайловича (1645 — 1676 г. г.), но упоминается и другая дата — 1560 г, времена правления Ивана Грозного.
В церковной летописи записано «Камызяк происходит от татарского слова «КАМИСЯ» — камыш обильно росший вокруг стана.
В 1722 г. в Астраханском крае побывал Петр I. Он посетил Камызякский учуг и Чаганский,» и оные учуги отошли в казну государству и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам.»
В 1872 г при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага была перенесена на 20 верст ниже ближе к морю, а население так и осталось жить на месте стана.
О доходах, богатстве можно было судить не только по росту населения, но и по пожертвованиям, которые делались богу и церкви.
Сначала существования села храмов в нем было 3.
Первый, во имя Смоленской иконы Божьей Матери, второй — в память Опостола Силы и Силданьи, третий — во имя Николая Чудотворца.
Строились они на средства пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения.
Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет « при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок».
Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена церковь в XV веке, вторая — в 1760 г. — каменная — она просуществовала до 1804 г. В этом же году была построена новая, в центре села Камызяк, кладбище с захоронением священнослужителей и церковь из белого кирпича Николая Чудотворца.
В указе консестории 1770г. № 348 указано попу Дорофею Фамену Камызякского учуга Смоленской церкви на то, чтобы разобрать ветхую Никольскую церковь, из этого же материала простроить дом для духовенства.
В 1839 году построена новая церковь, в 1868 году храм расширен, к нему приделали пристрой во имя Петра и Павла.
Село не имело волости, являлось самоуправляемым. Народ в нем был своевольный.
В Камызяке в 1875 г. существовала церковно — приходская школа, где обучалось 15 мальчиков и 2 девочки. Со слов старожилов села Камызяк 1975 г. было записано « В Камызяке — 3 церкви, одна белокаменная на бывшем сельском кладбище, Николая Чудотворца, небольшая, рядом с ней находились захоронения священнослужителей, о чем свидетельствуют ты.
При строительстве пожарной охраны были обнаружены останки скелетов с церковной утварью.
Деревянная церковь для бедных находилась в том месте, где сейчас располагается настоящее кладбище, и там же жили священнослужители. Имелся сад, в народе называли «поповский».
В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь Неуполимая Купина или Смоленской иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей.
Она была построена из красного привозного кирпича. Была необыкновенно красива, золоченными куполами, высотой 75 метров Ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё деревья, цветы. Церковь сломали где то в 1924—1930 годах. Со слов сторожил супругов Поляковых её ломали 4 года, при чем руководил всем этим сын церковнослужителя. Колокола были отравлены на переплавку, а кирпич продан в Калмыкию.
Фундамент остался в земле, т.к. разрушить его было невозможно. Рядом с иерковью находилось двухэтажное здание, пластинное — на первом этаже была церковно — приходская школа, а на втором — жило духовенство.
Сохранился с того времени дом и название Церковный
Астраханское информбюро
Всё о прекрасном городе на Волге
История православного прихода города Камызяк
Но есть и более ранняя дата, к которой некоторые ученые относят образование учуга Камызяк. Это 1560 гол – врем правления Иоанна Грозного IV. В церковной летописи записано Камызяк происходит от татарского слова «камися» — камыш, растение, обильно росшее вокруг стана. В 1722 г. В Астраханском крае побывал Петр I. Интересно, что император посетил Камызякский и Чагалинский учуги, которые в последствие отошли в казну государства и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам. В 1872 году при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага (артель рыбаков) была перенесена на 20 верст ниже, ближе к морю, а основное население таки и осталось жить на месте стана.
О доходах и образе жизни населения Камызяка можно судить по росту жителей и пожертвованиям на Церковь. С самого начала существования Камызяка в селе было два храма
Первый – во имя Смоленской иконы Божьей Матери второй – во имя Николая Чудотворца (излюбленного святого в России и покровителя рыбаков). Строились храмы на пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения. Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет «при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок». Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена церковь в XV веке, вторая — в 1760 году – каменная. Последняя просуществовала до 1804 г.
Церковь в честь Николая Чудотворца
Расположение : в 1804 году была построена из белого кирпича новая церковь Николая Чудотворца, в центре села Камызяк в районе кладбища, где было захоронение священнослужителей. Там же был раскинут сад, который в народе назывался «поповским». В 1839 году, храм был расширен, к нему достроили предел в честь Святых Петра и Павла
В указе 1770 г. №348 по эпизоду с разбором деревянной церкви Николая Чудотворца и строительства одноименной каменной указано «попу Дорофею Фамену учуга Смоленской церкви разобрать ветхую Никольскую церковь и из этого же материала построить дом для духовенства». Это была церковь для бедных. Уже в современные времена при строительстве на пожарной охраны, на месте старой постройки было обнаружено захоронение священнослужителей в облачении и с церковной утварью.
В Камызяке по данным на 1875 год существовала церковно-приходская школа, где обучались 15 мальчиков и 2 девочки.
Церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери
Расположение: в центре села, где сейчас расположен обелиск погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны.
Она была построена из красного кирпича, средства выделяли купцы и меценаты. Освящена она была в 1917 году в честь иконы Смоленской Божьей Материи. Смоленская или, как ее называли в народе «Красная церковь» была необычайно красива, ее золоченые купола на 75 метром вздымались ввысь. Территория, огороженная небольшой кованой оградой была засажена цветами и деревьями. Разрушена же она была в 30-х годах XX века. Колокола по общему принципу того времени отравились на переплавку, а кирпич продан в Калмыкию. Фундамент же сохранился и по сей день. Рядом с церковью находилось двухэтажное здание, на первом этаже которого располагалась церковно-приходская школа, а на втором жило духовенство. Дом этот сохранился и расположен он в переулке – «Церковном».
Современная история храма Смоленской иконы Божией Матери
Смоленская икона Божьей Матери — одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской). Это поясное изображение Богоматери, с младенцем-Христом, который восседает на левой ее руке (благословляя правой рукой, а в левой держа «свиток учения»), восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»).
В Астраханской области приход Смоленской Иконы Божьей Матери существует с 1992 года, — в г. Камызяк Астраханской области, первоначально располагался в здании вечерней школы, ул. М. Горького. В не отапливаемом спортивном зале отгородили место для алтаря, установили на стены иконы. Икон было очень мало, часть – приносили прихожане, сохранившие старые списки икон. Так, часть иконостаса разрушенной церкви принесла женщина, у которой он хранился много лет. Она заболела, практически находилась в коме, и поняла, — что ей необходимо вернуть икону в церковь… Сейчас возвращенный триптих находится на почетном месте — справа от алтаря. А прихожанка – выздоровела, долгие годы была церковным старостой, пользовалась всеобщим уважением.
Отец Мирослав, бывший в 1996-1998 г.г. настоятелем Успенского кафедрального собора г. Астрахани, поднимал приход церкви Смоленской иконы Божьей Матери практически из руин – не было своего здания, пришлось прилагать множество усилий и в разъяснении пастве основных положений православия и догматов церкви, а, кроме того, — в 90-е годы, как и во всей стране, – было очень сложно с финансированием.
Только в 1997 году были выделены средства для построения храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Примечательно, что новую церковь заложили всего в нескольких десятках метров от того места, где стояла прежняя церковь в честь Смоленской иконы. Однако – в связи с дефолтом 1998 г. их оказалось недостаточно, и строительство было заморожено» на несколько лет. В 2000 году строительство возобновилось. Сейчас в храме регулярно проходят богослужения, совершаются Церковные Таинства (прихожане исповедуются, причащаются Телу и Крови Христовой, часто бывают крещения и т.п.), служатся требы, проходят крестные ходы.
Обычная приходская жизнь тоже не стоит на месте. Работает библиотека, воскресная школа для взрослых, творческая мастерская, кулинарный и кино-клуб, коллектив православных психологов готовых профессионально помочь разобраться с различными жизненными ситуациями.
Прихожане стараются стать настоящей общиной. Этому помогают и праздничные концерты, творческие вечера и, конечно, традиционные воскресные чаепития. Ведь это так важно в неформальной обстановке разделить с близкими тебе людьми свои религиозные и житейские мысли, радости и переживания. Трудами прихожан начата работа по обустройству внутреннего пространства Храма. Заменены двери, на стеклах — витражные росписи, притвор украшен фотообоями с религиозными сюжетами, появились информационные стенды. Но, безусловно, главной радостью стало приобретением всем миром Голгофы с изображением Спасителя.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Храм Смоленской Иконы Божьей Матери в г. Камызяк
Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне.
В 1722 г. в Астраханском крае побывал Петр I (который бывал здесь неоднократно и ранее). Он посетил Камызякский и Чаганский учуги, и «оные учуги отошли в казну государству и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам».
В 1872 г. при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага была перенесена на 20 верст ниже ближе к морю, а население так и осталось жить на месте стана.
О доходах, богатстве учуга и стана можно было судить не только по росту населения, но и по пожертвованиям, которые делались Богу и церкви.
С начала существования села, храмов в нем было три.
Строились они на средства пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения села.
Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет краткий очерк этого поселения: «при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок».
В указе консистории № 348 от 1770 г. указано «попу Дорофею Фамену Камызякского учуга Смоленской церкви на то, чтобы разобрать ветхую Никольскую церковь, из этого же материала простроить дом для духовенства».
В 1839 году была построена новая церковь, в 1868 году храм был расширен, к нему приделали пристрой во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
При строительстве пожарной охраны (пожарной вышки) были обнаружены останки скелетов с церковной утварью.
Фундамент разрушенного храма остался в земле, т.к. полностью уничтожить его оказалось явно не в человеческих силах и Силы Небесные хранили его для будущего России.
Храм Смоленской Иконы Божьей Матери в Камызяке
Сохранить статью
В XVII веке на Волжских просторах протоках и рукавах, — неподалеку от Астрахани, — возникло более 10 учугов.
Рядом с учугами обычно вырастал стан, на котором размещались хозяйственно — бытовые постройки.
Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне.
Камызяк — один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым (Алексеем Тишайшим) князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными.
В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк, — расстоянием от Астрахани 30 верст. Находится он на реке Камызяк, «которая пала из реки в море особою горловиной. На оной реке построен городок, в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге».
Образование учуга Камызяк относится ко времени правления Алексея Михайловича (1645 — 1676 г.г.), но упоминается и другая дата — 1560 г, времена правления Ивана Грозного.
В церковной летописи записано «Камызяк происходит от татарского слова «КАМИСЯ» — «камыш, обильно росший вокруг стана».
В 1722 г. в Астраханском крае побывал Петр I (который бывал здесь неоднократно и ранее). Он посетил Камызякский и Чаганский учуги, и «оные учуги отошли в казну государству и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам».
В 1872 г. при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага была перенесена на 20 верст ниже ближе к морю, а население так и осталось жить на месте стана.
О доходах, богатстве учуга и стана можно было судить не только по росту населения, но и по пожертвованиям, которые делались Богу и церкви.
С начала существования села, храмов в нем было три.
Первый, — во имя Смоленской иконы Божьей Матери, второй — в память Апостола Силы и Силданьи, третий — во имя Николая Чудотворца.
Строились они на средства пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения села.
Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет краткий очерк этого поселения: «при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок».
Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена первая церковь в XV1 веке, вторая — в 1760 г. — каменная, она просуществовала до 1804 г. В этом же году была построена новая церковь, в центре села Камызяк, кладбище с захоронением священнослужителей, и церковь из белого кирпича — имени Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.
В указе консистории № 348 от 1770 г. указано «попу Дорофею Фамену Камызякского учуга Смоленской церкви на то, чтобы разобрать ветхую Никольскую церковь, из этого же материала простроить дом для духовенства».
В 1839 году была построена новая церковь, в 1868 году храм был расширен, к нему приделали пристрой во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
Село не имело волости, являлось самоуправляемым, народ в нем был своевольный, — как Вы помните — из ссыльных.
В Камызяке в 1875 г. существовала церковноприходская школа, где обучалось 15 мальчиков и 2 девочки. Со слов старожилов села Камызяк, в 1975 г. было записано: «В Камызяке — 3 церкви, одна белокаменная на бывшем сельском кладбище, Николая Чудотворца, небольшая, рядом с ней находились захоронения священнослужителей, о чем свидетельствуют факты.
При строительстве пожарной охраны (пожарной вышки) были обнаружены останки скелетов с церковной утварью.
Деревянная церковь для бедных находилась в том месте, где сейчас располагается настоящее кладбище, и там же жили священнослужители. Имелся сад, в народе его называли — «поповский».
В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны, был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь, — Иконы Неопалимая Купина или Смоленской Иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей села.
Она была построена из красного привозного кирпича и была необыкновенно красива, с золочеными куполами, — высотой 75 метров. Церковь была ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё росли деревья, цветы.
Эту церковь сломали — по некоторым данным, — в период 1924-1930 годов. Со слов старожилов — супругов Поляковых, ее ломали 4 года, причем, руководил всем этим сын церковнослужителя (вероятно, — из обновленцев, примкнувших вопреки призывам патриарха Тихона — к Советской власти). Колокола были отправлены на переплавку, а кирпич, оставшийся от церкви и не нужный более (часть его использовали для постройки школы) — продан в Калмыкию.
Фундамент разрушенного храма остался в земле, т.к. полностью уничтожить его оказалось явно не в человеческих силах и Силы Небесные хранили его для будущего России.
Рядом с церковью находилось двухэтажное здание, пластинное — на первом этаже была церковноприходская школа, а на втором — жило духовенство.
Сохранился с того времени этот дом и название — «Церковный переулок». Он находиться рядом с парком, где в настоящее время ведется строительство новой церкви — Иконы Смоленской Божьей Матери, Одигитрии, Путеводительницы.