церковь собор в ельце

Службы велись до последнего священника

Чем знамениты храмы Ельца и как проходит их восстановление

Согласно данным Управления культуры и искусства Липецкой области, на госохране в Ельце в настоящее время находятся 12 храмов и один монастырь. Состояние трех из них неудовлетворительное, а Владимирской церкви — аварийное. Большинство церквей реставрируют, в них ведутся службы. Однако некоторые уже вряд ли подлежат восстановлению.

Вознесенский собор

При въезде в город со стороны железнодорожного вокзала голубые купола Вознесенского собора видны издалека. Подъехав к нему вместе со своим спутником, липецким краеведом Александром Клоковым, выхожу из машины и останавливаюсь, чтобы полюбоваться персиковыми стенами главного церковного дома Ельца.

— Помнится, когда несколько лет назад собор решили перекрасить из зеленого в персиковый, событие вызвало настоящий общественный резонанс?

— Помню, помню, — посмеивается Александр Клоков. — Даже настоятель церкви отец Василий хотел, чтобы собор был голубоватого цвета, как в Смоленске, но не персикового. Однако решение принимала епархия. По-моему, за много лет люди просто привыкли к зеленому оттенку и только сейчас начали понимать, что так собор смотрится красочно, парадно.

— А каким он был издавна?

— Некоторые считали, что желтым. Однако подтверждений тому нет. Архитектор использовал желтые и белые краски, потому что в тот период многие значимые здания в Санкт-Петербурге и Москве раскрашивались именно таким образом. Передняя часть на фотографиях вообще была не оштукатурена и не покрашена, а сделана из красного кирпича.

— Почему Вознесенский собор называют младшим братом московского храма Христа Спасителя?

— Оба были возведены по проекту архитектора Константина Тона. Построить Вознесенский собор елецкие купцы решили в 1800 году. Сделать это предполагалось всего за 6–7 лет. Однако первый проект не был утвержден, и закладку выполнили лишь в 1845 году. Согласно проекту по размерам собор значительно превосходил Исаакиевский, что считалось недопустимым. Кроме того, купцов стали уговаривать, что в Ельце и без того много церквей. Вот дело и затянулось.

— Как же удалось сдвинуть его с места?

— Более 150 елецких купцов подписались, что обязуются давать деньги на строительство и содержание Вознесенского собора. Только после этого на заседании городской думы был создан строительный комитет. Из купцов выбрали главного строителя, которым стал Иван Петров, а в помощь ему еще двух человек — Ивана Попова и Ивана Уклеина. Именно благодаря роду Петровых мы видим собор таким, какой он есть. В 1842 году Иван Петров поехал в Москву, чтобы заказать проект у архитектора Константина Тона. Тот составил смету, и Иван Герасимович начал строительство. Возвели уже большую часть стен, когда Петров умер. Тогда городская дума избрала его племянника, Александра, и он успел довести строительство практически до куполов. Строительство закончил лишь его сын. В итоге на все ушло 44 года.

— Купцы, правда, все оплачивали?

— У сына последнего строителя Александра Петрова сохранились шнуровые книги, где учитывались все доходы и расходы. В них написано, что собор построили на деньги городской думы и пожертвования жителей города. Так что ельчанам есть чем гордиться.

По округе раскатывается звон колоколов. Служба закончилась. Многочисленные горожане расходятся по своим делам. Голубые купола озаряются солнечным светом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Существует городская легенда, что местные купцы ходили на поклон к царю просить, чтобы Елец сделали губернским городом. Царь им на это ответил: «Как 33 церкви построите, так сделаю Елецкую губернию».

Храмы в Ельце на каждом шагу. Стоит отойти от Вознесенского собора, перейти через дорогу и пройти до пересечения улицы Маяковского с одноименным переулком, виден храм Покрова Пресвятой Богородицы. Правда, состояние его уже оценивается как неудовлетворительное.

— Вы знаете, какой храм Ельца является самым древним? — спрашивает Александр Клоков, пока мы идем к церкви.

— Неужели Покрова Пресвятой Богородицы?

— Именно. Впервые в документах он упоминается в 1617 году. Правда, датой освящения называется 1759 год. А в середине XIX века его решили отреставрировать, так как появились трещины в стенах. Автором проекта выступил Андрей Тон — брат Константина Тона, зодчего Вознесенского собора. В качестве прообраза он взял Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. И получилось довольно неплохо. Известен храм и тем, что в нем хранились реликвии, принадлежавшие Тихону Задонскому. Вот только в советские годы это не спасло его от закрытия.

— Как и остальные церкви. Что же там в то время располагалось?

— Склад зерна, мебельные склады, какое-то время хранились велосипеды. В 1960-х годах власти разрушили купол, потом — колокольню. Ее пробовали стянуть бульдозерами, но ничего не вышло. Тогда вдоль здания выкопали канаву ЖКХ. Она заполнилась водой, ослабила грунт, и колокольня съехала сама, но так и не упала. Помещение долго пустовало. Его облюбовали готы и, судя по символике, которая «украшала» стены совсем недавно, сатанисты.

Верующим церковь вернули в 1997 году. Но липецкий и елецкий епископ Никон благословил начало восстановительных работ лишь осенью 2010-го. Руководит ими с тех пор архимандрит Товия.

Его мы встретили у самого храма. Вместе с прихожанами он вышел на субботник. Так же дружно они уже давно очистили помещение от мусора. А в 2014 году здесь освятили новые колокола.

— Мы не планировали заниматься куполами, — вступает в разговор отец Товия. — Просто во время Великого поста я получил анонимное денежное пожертвование и записку с подписью «на колокола». Показал ее прихожанам, и мы решили, что, наверное, на это воля Божья. Собрали еще денег, чтобы хватило на три колокола. Но в храме должен был быть большой, главный. Я обратился к знакомому звонарю, и тот порекомендовал воронежский завод. Сказал, что там делают колокола хорошего качества, и у них есть возможность сделать восьмитонный.

— Зачем был нужен восьмитонный?

— Столько весил главный колокол, который раньше украшал колокольню. На заводе мне подобрали ансамбль, а освятить колокола мы решили на престольный праздник.

Работы предстоит еще много. Однако весь вид портят металлические гаражи, которые окружают восстанавливающийся храм.

— Это наша головная боль, — замечает мой взгляд отец Товия.

— К администрации города обращались?

— Конечно. Она еще несколько лет назад обещала заняться этой проблемой. Мне сказали, что на территории храма находятся только самовольно поставленные гаражи, а законные располагаются по периметру и не мешают. Некоторые люди откликнулись на просьбу убрать их. Но на том дело и закончилось, воз и ныне там.

— А людей не смущает необходимость заезжать на территорию храма, чтобы поставить машину?

— К сожалению, далеко не всех. Есть и те, которые заявляют, что костьми лягут, но гаражи не отдадут. Очень хочется надеяться, что проблема все-таки решится.

Владимирская церковь

На углу улиц Пионерская и Маяковская расположилась еще одна церковь — Владимирская, а точнее, то, что от нее осталось. Если сам храм — древнейшая часть церкви — еще крепок, то колокольня и трапезная полностью разрушены.

— Печальное зрелище, не правда ли? — грустно смотрит на остатки стен Александр Клоков.

Владимирская церковь ненамного младше храма Покрова Пресвятой Богородицы. Первое деревянное сооружение было построено вместо храма святого Сергия Радонежского в 1680-х годах.

Существует предание, что церковь чудесным образом уцелела во время пожара 1769 года, спалившего весь Елец. Кто-то непрестанно звонил на колокольне посреди бушующего вокруг огня и не прекращал до тех пор, пока пламя не погасло.

Деревянную церковь решили заменить каменной спустя 100 лет после ее постройки. Место выбрали чуть севернее, а на прежнем установили каменный столб. Работы по строительству нового храма закончились в 1844 году.

— Как же он превратился в руины?

— В годы советской власти церковь ограбили. А еще раньше убили ее священника Михаила Тихомирова, арестованного по обвинению в сопротивлении властям и контрреволюционной деятельности. Однако службы велись до 1937 года, пока не был арестован, а затем расстрелян последний священник. В храме разместилось военное ведомство, что на некоторое время спасло его от разрушения. Потом он использовался летной частью как складское помещение. Состояние здания на тот момент еще было хорошим.

— То есть виновата не только советская власть?

— Как сказать… В годы войны ельчане не раз ходатайствовали об открытии церкви. Однако когда за дело взялся один очень энергичный священник, испугались перемен, и храм так и не был открыт. Люди стали растаскивать полы, помещение начало разрушаться. Потом городские власти попытались снести здание, даже разобрали верхние ярусы колокольни. Но снос отложили. А время-то шло, и, как вы видите, совсем не на пользу храму.

Бывшие когда-то величественными стены Владимирской церкви практически превратились в руины. Только сейчас решили взяться за ее восстановление, и, возможно, когда-нибудь храм снова предстанет перед ельчанами и гостями города во всем своем былом великолепии.

Источник

Храмовая Россия: Кафедральный Вознесенский собор в Ельце Липецкой области

Храм Вознесения Господня в г. Ельце входит в состав Липецкой митрополии, является соборным приходом православной церкви, относится к Елецкой епархии. Выстроен он в 1845—1889 годах по проекту и под руководством известного архитектора XIX века Константина Андреевича Тона.

Архитектурный стиль Вознесенского собора в Ельце — русско-византийский, приход является объектом культурного наследия федерального значения, занимает четвертое место в России по величине после Исаакиевского собора в Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженского собора в Верхотурье (Свердловская область).

церковь собор в ельце

История собора

Елец — старинный русский город, дата основания которого восходит (по некоторым источникам) к началу X века. Он входит в состав Золотого кольца России. При подъезде к городу еще издали видны синие купола и величественное здание Вознесенского кафедрального собора, который стоит на крутом берегу реки Быстрая Сосна и является центральным объектом города.

От остальных церквей и соборов Ельца (их в городе насчитывается порядка семнадцати) по большей части остались только руины, что придает городу загадочный, таинственный вид и притягивает сюда множество туристов и паломников.

церковь собор в ельце

Возведение и основание

Храм Вознесения Господня — выдающийся памятник старины, был выстроен в конце девятнадцатого века на пожертвования горожан, сбор которых начался еще в 1815 году.

Строился приход целых 44 года, строительство было начато в 1845 году, пожертвования собирались 75 лет, однако колокольня тогда так и осталась недостроенной.

Изначально церковь было решено строить в классическом стиле. Для разработки проекта в 1824 году был приглашен харьковский епархиальный архитектор Федор Иванович Данилов, уроженец Орловской губернии.

Данилов подготовил чертежи будущего храма, но его проект был отклонен, и тогда горожане Ельца обратились с просьбой о проектировании храма к знаменитому архитектору своего времени Константину Андреевичу Тону, создателю русско-византийского стиля в архитектуре и автору проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.

По проекту К. А. Тона Елецкий Свято-Вознесенский собор составлял в длину 84 метра, 34 метра в ширину, а его высота вместе с крестом была 74 метра.

Над проектом внутреннего убранства храма, в том числе иконостаса, работал также очень известный архитектор Александр Степанович Каминский. Нижний ярус и балдахин перед царскими вратами прихода было решено выполнить из позолоченного резного дерева, а два верхних яруса сделать лепными из алебастра или цемента, а затем раскрасить и позолотить.

Закладка первого камня состоялась 22 августа 1845 г. — в годовщину коронования государя императора Николая Павловича. По этому поводу был отслужен торжественный молебен.

В 1872 г. были возведены своды храмовой части, а в следующем году закончены все пять куполов, бронзовые с позолотой «яблоки» и кресты. На главах установлены железные стропила общим весом 1600 пудов.

Строительство продолжалось до 1889 года. В связи с тем, что пожертвований не хватило, колокольня осталась недостроенной, не была закончена полностью роспись внутренних стен, не были выстроены ажурные крыльца над южным и северным входами. Наконец, 22 августа 1889 года храм освятил епископ Орловский и Севский Мисаил.

церковь собор в ельце

Историческая судьба

С августа 1889 года начались богослужения в новом Вознесенском соборе в Ельце. В 1890 году при церкви была основана церковно-приходская школа грамоты. Первоначально она была рассчитана на 30 детей и располагалась в подвальном помещении.

Однако вскоре возникла необходимость расширения приходской школы из-за большого количества желающих обучать в ней своих детей ельчан. Проблема состояла в отсутствии помещения. Прихожанка прихода А. Н. Стукалова пожертвовала под школу свой дом с усадебным местом.

10 сентября 1895 года было освящено новое здание приходской школы, которое находилось рядом с храмом и было двухэтажным. При Вознесенском приходе работала бесплатная столовая, где каждый нуждающийся мог получить пропитание.

В годы Первой мировой войны в здании храма расположился приют для беженцев, накануне революции 1917 года в нем числилось прихожанами 635 жителей города. Далеко за пределами Ельца был известен церковный хор Воскресенского собора.

События октября 1917 года наложили свой отпечаток и на деятельность Воскресенского Елецкого храма. Первые годы после революции службы в нем проходили регулярно. В 1922 году по стране прокатилась волна изъятия ценностей из церквей. Документов тех лет в архиве не сохранилось, но можно догадаться, что прихожане распрощались с огромным количеством церковной утвари и окладов икон.

В 1929 году была предпринята попытка прекратить работу Елецкого Воскресенского собора властями города в рамках проводимой по всей стране кампании по закрытию церквей. Однако уже к весне будущего года, уступая настойчивым просьбам горожан, власти вернули его верующим.

церковь собор в ельце

Под предлогом, что в церкви два больших колокола, один из них, весом более 11 тонн, был снят и изъят в госфонд. А в 1933 году с деревянной звонницы под лозунгом «перельем все колокола в трактора» были сняты и конфискованы все остальные.

Окончательно закрыт Вознесенский собор был в 1934 году, хотя, по другим источникам, это произошло не ранее 1937 года, так как в письмах ельчан своим родственникам в те годы говорилось, что «службы проходят в теплом храме. остальная часть не функционирует». После закрытия Вознесенской церкви в ее помещениях разместилось зернохранилище, а разграбление церковных ценностей продолжилось с удвоенной силой. Многие святыни погибли безвозвратно.

В период Великой отечественной войны (1941—1945 гг.) на крыше недостроенной когда-то колокольни Вознесенского собора был установлен зенитный пулемет, который обеспечивал противовоздушную оборону Ельца.

С 1943 г. ельчане, воодушевленные ослаблением государственного гнета на Русскую Православную Церковь, начали хлопотать о возвращении Свято-Вознесенской церкви. Однако Постановления о передаче ее верующим удалось добиться только к июлю 1947 года.

К августу была в установленном порядке зарегистрирована община верующих в количестве более 3500 человек, на их пожертвования началось постепенное восстановление прихода. С 06 мая 1948 года Свято-Вознесенский собор поставлен на государственную охрану как памятник культуры.

церковь собор в ельце

Современное положение

В 1978 году были окончательно завершены строительно-восстановительные работы в храме, а в 1979 г. в Ельце торжественно отмечался 90-летний юбилей освящения главного престола Вознесенского собора.

Изменение в лучшую сторону отношения государства к Русской Православной Церкви во второй половине 1980-х гг. позволило сделать многое для дальнейшего благоустройства собора. В 1988 году в центральной апсиде цокольной части был устроен престол и одноярусный иконостас нижнего храма, в правой апсиде — крестильня, в цокольной части собора расположилась просфорня.

Вернулась в храм и переданная из краеведческого музея Елецкая икона Божией Матери.

церковь собор в ельце

Архитектура и убранство сооружения

В настоящее время собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма — труд архитектора А. С. Каминского — трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.

церковь собор в ельце

Внешний вид

Внешний вид Вознесенского собора сегодня создают основное здание кубовидной формы, увенчанное пятью главами, трапезная, недостроенная колокольня и часовня в виде древнерусского шлема, у восточной стены которой находятся несколько захоронений священнослужителей. Сам храм — одноэтажный, в его внешнем оформлении применены стилизованные формы русского и византийского зодчества.

церковь собор в ельце

Внутреннее оформление

Внутри Свято-Вознесенского собора находится трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева (проект А. В. Каминского). Стены покрывает роспись и живописные полотна (более 220) кисти известных художников-передвижников — А. И. Корзухина и К. В. Лебедева.

На сегодняшний день собор имеет три зала: летний, зимний и нижний.

Летний с тремя приделами:

Зимний с двумя пределами:

Нижний с тремя приделами:

церковь собор в ельце

Святыни храма

В кафедральном соборе Вознесения Господня г. Ельца хранятся величайшие святыни, которым приходят поклониться верующие и паломники.

церковь собор в ельце

Как проходят богослужения

Настоятель — Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский.

Богослужения на церковнославянском языке в соборе проходят ежедневно: Божественная литургия начинается в 7.30, вечернее богослужение — в 17.00.

церковь собор в ельце

Престольные праздники и крестные ходы

Храм часто принимает в своих стенах Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. Служба, совершаемая Владыкой, всегда становится праздничным событием для ельчан.

В соборе особо отмечаются престольные праздники:

Как добраться до церкви

Свято-Вознесенский кафедральный собор находится по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. № 1.

Добраться от железнодорожного вокзала города и от автостанции можно автобусами №№ 1, 2.

Видео о праздновании 125-летия собора

О праздновании 125-летия собора в Ельце и основные вехи его истории — в видео ниже.

Источник

Храмы и монастыри Ельца

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец

церковь собор в ельцеВ 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В., была опубликована замечательная книга «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец». Огромная работа по исследованию истории елецкой церковной жизни, которую провели авторы книги, финансировалась администрацией Липецкой области по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего НИКОНА, епископа Липецкого и Елецкого.

Однако книга поступила в свободную продажу в самом Ельце лишь в 2008 году, да и то в ограниченном количестве. Тираж издания составил всего 5000 экземпляров. Свой экземпляр я заказал и приобрёл в одном из интернет-магазинов Москвы в 2009 году за 1600 руб.

Книга продолжила многотонную серию исследований и публикаций, рассказывающих об истории православных храмов, монастырей и часовен, существовавших некогда и существующих сегодня на территории Липецкой области в пределах юрисдикции Липецкой и Елецкой епархии, а также о святынях, святых и подвижниках Липецкой земли. Данный том представляет собой научно-популярные очерки по истории всех приходских, домовых, кладбищенских и монастырских храмов и часовен, находившихся когда-либо на территории современного Ельца. В книге приводятся сведения о строительстве и дальнейшей судьбе храмов, их архитектурных особенностях и внутреннем убранстве, святынях и замечательных событиях в их истории, людях, строивших и украшавших елецкие храмы, прославивших их своей подвижнической жизнью, священно- и церковнослужителях елецких храмов.

Сведения об авторах:

церковь собор в ельце

КЛОКОВ Александр Юрьевич — председатель Липецкого областного краеведческого общества, член Общественной палаты Липецкой облас­ти, г. Липецк.

церковь собор в ельце

НАЙДЁНОВ Андрей Анатольевич — начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, руководи­тель исторической секции Липецкого областного краеведческого обще­ства, секретарь Комиссии по канонизации святых Липецкой и Елецкой епархии, г. Липецк.

церковь собор в ельце

НОВОСЕЛЬЦЕВ Александр Васильевич — архитектор, член Союза архитекторов России, член Союза писателей России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, г. Елец.

В книге использованы документы и фотографии из фондов РГИА, РГАДА, ИИМК РАН, ГИМ, ГНИМА, ГАЛО, ГАОО, ЛОКМ, ЕКМ, базы данных «Новомученики и исповедники Российские» Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета (г. Москва), архива редакции журнала «Вестник церковной истории» (г. Москва), личных собраний авторов, а также В.А. Заусайлова, Р.А. Григорьевой, А.В. Окуневой, протоиереев В. Романова, П. Людаева и Н. Доненко, иерея С. Дорофеева, В.А. Душичкина, А.К Козявина, Л.А. Морева, Ю.М. Мигуновой, Н.А. Бутягиной, С.В. Кабанова.

Содержание:

церковь собор в ельцеКнига о храмах и монастырях Ельца стала достойным продолжением серии, издание которой было предпринято в прошлом году совместным трудом Липецкой и Елецкой епархии, администрации Липецкой области и общественного объединения — Липецкого областного краеведческого общества.

Елец — не только второй по численности населения и экономическому потенциалу населенный пункт Липецкого края. Это древнейший город на территории области, славные страницы прошлого которого уже навечно вписаны в историю всей нашей страны. Живописное местоположение, хорошо сохранившаяся планировочная структура города, большое количество памятников истории и культуры делают Елец настоящей жемчужиной в ряду культурного наследия Липецкой области. Это тем более актуально ввиду активного развития туристических возможностей региона и создания на территории города особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Елец».

Древний Елец с его десятками храмов и часовен, среди которых выделяются подлинные архитектурные шедевры — Вознесенский собор, Великокняжеская церковь, ансамбль Знаменского монастыря, — способен и должен стать подлинным центром туризма как культурного, так и паломнического. Руководством области делается многое для того, чтобы елецкие храмы и монастыри вновь обрели первозданный вид, поражавший своей красотой и очарованием всех гостей Ельца ещё в начале XX столетия.

Но, кроме «телесного» восстановления елецких святынь, перед всеми нами стоит ещё одна важнейшая задача. Речь идёт о всемерном содействии духовному возрождению наших земляков. Поэтому издание таких книг, как «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» — плод сотрудничества государства, церкви и общества, — будет служить еще одним основанием для возрождения национальной культуры и сохранения исторической памяти, без которых невозможно полноценное движение вперед.

О.П. Королёв, глава администрации Липецкой области

церковь собор в ельцеБлагословенный град Елец. Воистину святые чувства вызывает в нас само упоминание этого древнейшего города, с полным правом считающегося одним из духовных центров Липецкой земли. Силуэты многочисленных храмов Божиих давно стали олицетворением самого Ельца, а вся его история буквально пронизана свидетельствами Промысла Божия и деяниями целого сонма святых угодников.

Предание относит основание Ельца на нынешнем месте благословению святителя Алексия, митрополита Московского, посетившего город в 1357 году по пути в Орду. Другой наш великий святитель — Тихон Задонский, искренне любивший Елец, пожалуй, более других городов, всё время пребывания на покое в Задонском Богородицком монастыре был утешителем и наставником для многих жителей Ельца. Сами же ельчане издревле славились своим благочестием и усердием к храмам Божиим, верностью устоям Православной Веры, кротостью и взаимным согласием. Всё это позволяло святителю Тихону называть Елец «Новым Сионом» и снова и снова по велению сердца приезжать к глубоко почитавшим его жителям и находить среди добродетельных елъчан духовное облегчение и успокоение. С Ельцом связаны своими жизнью и подвигами значительное количество святых и подвижников веры и благочестия. И все они так или иначе оставили свой светлый след в истории елецких храмов, монастырей и часовен, по числу которых в начале XX столетия «Новый Сион» способен был тягаться со многими губернскими городами России. Всё это и стало предметом нового исследования светских историков А.Ю. Клокова, А.Л. Найдёнова и А.В. Новосельцева.

Новая книга о святынях Ельца, продолжающая серию «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии», станет подлинной энциклопедией церковной истории второго кафедрального города нашей епархии.

Никон, епископ Липецкий и Елецкий

От авторов

Вторая книга серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» посвящена Ельцу — самому древнему и самому интересному в историческом и культурном отношении городу Липецкой области. Старинный купеческий Елец — город-форпост земли Русской на границе со степью, прославленный своими воинами и подвижниками, множеством церквей и монастырей — ныне является вторым кафедральным городом Липецкой епархии. Елец — один из главных центров Православия в нашем крае, средоточие многих направлений его духовной жизни. Познакомиться с его церковной историей, узнать и понять прошлое елецких храмов и монастырей, подвижничество их строителей, служителей и благотворителей — значит во многом познать саму историю церкви в нашем крае, глубину веры наших предков, которые, всем сердцем прославляя Господа и совершая духовные подвиги во славу Его, в то же время не жалели сил и средств на возведение и украшение всё новых и новых храмов Божиих. В этом авторы книги и видели свою главную задачу, желая дополнить, уточнить и по возможности развить труды своих предшественников.

История елецких святынь привлекала внимание многих исследователей ещё с середины XIX в. Тогда один из первых краеведов Ельца — городничий, а потом полицмейстер полковник Николай Александрович Ридингер в своей книге «Материалы для истории и статистики г. Ельца» (Орёл, 1865) посвятил им значительную часть своего труда.

Другой ельчанин — купец и краевед Егор Иванович Назаров опубликовал в «Трудах Орловской учёной архивной комиссии» ряд статей по истории некоторых городских церквей, а также Знаменского и Троицкого монастырей (Орёл, 1895).

Иеромонах Задонского Богородицкого монастыря Геронтий (Кургановский) в 1894 и 1895 гг. издал две книги, посвященные елецким монастырям, — «Историко-статистическое описание Елецкого Свято-Троицкого мужского третьеклассного монастыря» и «Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на Каменной горе», в которых подробно описал историю самих обителей, их храмы и достопримечательности, самых известных настоятелей и настоятельниц, подвижников.

Преподаватель Орловской духовной семинарии Гавриил Михайлович Пясецкий в книге «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей»
(Орёл, 1899) значительное место уделил церковному прошлому Ельца. А в первом томе «Исторического описания церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», изданном Орловским церковным историко-археологическим обществом (Орёл, 1905), каждому храму Ельца посвящена отдельная статья, содержащая обширные исторические и статистические сведения. Последней крупной работой в изучении церковного прошлого Ельца до 1917 г. стало издание в 1911 г. елецкой газетой «Голос порядка» книги Алексея Константиновича Воскресенского «Город Елец в его настоящем и прошлом», в которой автор собрал всё самое важное и интересное из предыдущих изданий с добавлением сведений из клировых ведомостей елецких храмов за 1909 г. К сожалению, клировые ведомости не пережили катаклизмов XX столетия, что делает для нас книгу А.К. Воскресенского особенно ценной. Вышеперечисленные работы при всех своих недостатках, обусловленных опорой на «легендарную» историю Ельца и узкий круг исторических источников, обладают целым рядом несомненных достоинств.

В них приводятся документы, которые не дошли до нашего времени, или свидетельства непосредственных очевидцев многих событий в церковной истории Ельца.

Новым этапом в изучении елецких святынь стала работа над темой уже в наше время елецких архитекторов и краеведов Виктора Петровича Горлова и Александра Васильевича Новосельцева. Их книги «Вознесенский собор в Ельце» (Липецк, 1992), «Елец веками строился» (Липецк, 1993), «Храм иконы Елецкой Божией Матери» (Липецк, 1995) и «Великокняжеская церковь в Ельце» (Елец, 2005) во многом дополнили и уточнили историю целого ряда елецких храмов и монастырей, значительно облегчив задачу авторов настоящего издания.

Основными источниками для книги о храмах Ельца послужили материалы Российского государственного архива древних актов (г. Москва), Российского государственного исторического архива (г. С.-Петербург) и Государственного архива Липецкой области. К сожалению, архив Орловской духовной консистории почти полностью был уничтожен в советское время. Жалкие его остатки хранятся ныне в Государственном архиве Орловской области. Среди сохранившихся документов лишь единицы касаются Ельца. Больно осознавать, — какой огромный пласт бесценной информации о строительстве, освящении и благоукрашении елецких храмов, деятельности их священно- и церковнослужителей, церковных старост и благотворителей, каждодневной жизни приходов, торжественных и знаменательных моментах приходской жизни Ельца мы потеряли безвозвратно.

Серьезным подспорьем в работе над книгой, тем более ввиду отсутствия клировых ведомостей елецких церквей, послужили публикации «Орловских епархиальных ведомостей», выходивших с 1865 г. по 1918 г., а также выпуски «Трудов Орловской учёной архивной комиссии» и Орловского церковного историко-археологического общества, увидевшие свет в начале XX столетия. Интересные исторические и статистические сведения почерпнуты авторами из «памятных книжек» и адрес-календарей Орловской губернии за 1868-1917 гг. и «Справочной книжки по Орловской епархии на 1903 год», различных дореволюционных изданий, посвященных Орловской губернии и епархии, городу Ельцу. Бесценным источником по церковной жизни Ельца стали газеты 1900-1930-х гг., ранее недооценённые исследователями.

Послевоенный этап церковной истории Ельца представлен на основании архивохранилищ Орловско-Севской (1944-1954), Воронежско-Липецкой (1954-2003) и Липецкой и Елецкой (2003-2006) епархий, уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Орловской и Липецкой областям, частных собраний священнослужителей и прихожан елецких храмов, публикаций средств массовой информации, устных свидетельств непосредственных участников событий. Полный перечень использованных источников и литературы приведён в примечаниях в конце книги.

Как и в первом томе, в настоящем издании каждый из храмов Ельца представлен в отдельном очерке, помещённом в книге в зависимости от назначения храма в церковной жизни города и времени его создания. После соборных, приходских, домовых и кладбищенских церквей идут очерки о монастырях и часовнях Ельца. Очерки о храмах, которые были построены сравнительно в позднее время, но являются «наследниками» более древних церквей, расположены сразу же после статьи о своих предшественниках. В качестве приложения к истории каждого храма приведены насколько возможно полные списки его священно- и церковнослужителей с древнейших времен и до настоящего времени. К очеркам о елецких монастырях – соответственно списки настоятелей и настоятельниц этих обителей. Впервые приводится и наиболее полный список елецких епископов — викариев Орловской епархии.

Авторы осознают невозможность осветить всё и вся в истории храмов и монастырей Ельца в рамках одной книги и будут благодарны всем, кто поможет уточнить и дополнить опубликованные сведения.

Подготовка и издание данной книги в рамках задуманного авторами многотомной серии, посвященной истории храмов и монастырей, святым и подвижникам, церковной жизни и святыням Липецкого края, состоялось благодаря областной целевой программе «Развитие гражданского общества» и пониманию необходимости подобного проекта главой администрации Липецкой области Олегом Петровичем Королёвым и областным Советом депутатов во главе с его председателем Павлом Ивановичем Путалиным. С радостью говорим «Спаси Господи» нашему Владыке — Его Преосвященству, Преосвященнейшему Никону, епископу Липецкому и Елецкому — чьё благословение на продолжение труда служило нам огромной духовной поддержкой в работе над книгой. Вновь благодарим за помощь начальника управления по связям с общественностью администрации Липецкой области Анатолия Николаевича Ларина и его сотрудников — А.А. Быкова, Л.В. Назарову и Л.Ю. Лошкареву. А также секретаря Липецкой и Елецкой епархии, настоятеля Христорождественского кафедрального собора г. Липецка протоиерея Василия Бильчука.

Авторы выражают признательность за бескорыстную помощь и предоставленные материалы протоиереям Василию Романову и Петру Людаеву, игумену Митрофану (Шкурину), протоиерею Владимиру Воробьёву (Свято-Тихоновский Православный гуманитарный университет, г. Москва), протоиерею Николаю Доненко (Крымская епархия Украинской Православной Церкви), иерею Сергию Дорофееву (Воронежская и Борисоглебская епархия), иерею Михаилу Жаркову (Орловская и Севская епархия), Александру Ивановичу Гамаюнову, Рените Андреевне Григорьевой, Владимиру Александровичу Заусайлову, Алексею Кузьмичу Козявину, Виктору Анатольевичу Ливцову, Николаю Николаевичу Валуйскому, Алевтине Витальевне Окуневой, Виктору Петровичу Горлову, Валерию Борисовичу Полякову, Юрию Ивановичу Чурилину, Вячеславу Александровичу Душичкину, Валентине Васильевне Титовой, Вадиму Владимировичу Дронову, специалистам Елецкого краеведческого музея, сотрудникам отделов МБА и справочно-библиографического Липецкой областной универсальной научной библиотеки, руководству ООО «НЕКС-инфо» (г. Липецк). Отдельное спасибо Виктору Анатольевичу Бешенову, оказавшему авторам значительную помощь в подготовке списка священно- и церковнослужителей елецких храмов.

Мы испытываем огромную благодарность нашим родным и близким, чьё участие и понимание немало способствовали созданию данной книги.

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *