церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье запись закреплена
Священник Нашего Времени

церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье запись закреплена

церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье запись закреплена

церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье запись закреплена

церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье запись закреплена

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье запись закреплена
Родина

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Показать полностью.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Романов Константин
Художник Олег Молчанов «В Сретенском микрорайоне Воробушки».

церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье запись закреплена

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

церковь спаса на горе белозерск

Православное Белозерье запись закреплена
Озацкая волость

Памяти Александра Кузнецова

На днях пришло печальное известие: 5 ноября скончался известный вологодский писатель-краевед, почётный гражданин Тотемского района Александр Васильевич Кузнецов. Через месяц ему исполнилось бы 59 лет. А начинал он ещё в конце 1970-х годов, когда, как написал его друг Александр Быков, «слово «краевед» было сродни слову дурачок».
Показать полностью. В своих многочисленных работах, преимущественно посвящённых топонимике, Александр Кузнецов часто касался и топонимов Белозерья.
В последние лет пять одной из «настольных» книг у меня был его замечательный «Словарь гидронимов Вологодской области» (правда, почти все нужные мне книги находятся не у меня на столе, а в электронном виде в телефоне). Навскидку три наиболее часто просматриваемые книги в моём телефоне: 2 том «Актов социально-экономической истории Северо-восточной Руси» (АСЭИ), в котором опубликовано большинство самых ранних документов Белозерского края (XV — начала XVI веков), «Словарь гидронимов Вологодской области» А.В. Кузнецова и книга А.И. Копанева «История землевладения Белозерского края XV — XVI веков». Конечно, в библиотеке я ознакомился и с некоторыми другими книгами Александра Кузнецова, а однажды в прошлом году он вступил в нашу группу «Озацкая волость», где состоял более полутора лет. Несколько раз мы с ним обменивались мнениями по разным топонимам, преимущественно у него на странице. Ещё в прошлом году я собирался сделать пост о работах по топонимии Белозерья, где хотел упомянуть и книги А.В. Кузнецова, но потом отложил это на будущее. Вчера я сфотографировал две его книги в библиотеке, и теперь есть возможность сделать обзор работ по топонимии Белозерского края.

церковь спаса на горе белозерскПопов Александр Иванович (1899—1973), доктор исторических наук, историк, лингвист и топонимист. В вестнике ЛГУ №105 1947 года он опубликовал небольшую, но очень толковую статью «Топонимика Белозерского края». См. С. 164-174.
https://vk.com/doc19879560_542349150

церковь спаса на горе белозерскЧайкина Юлия Ивановна (1925—2015), доктор филологических наук, исследователь языка Русского Севера. В 1993 году вышло второе издание её «Словаря географических названий Вологодской области: населенные пункты»:
https://vk.com/doc19879560_617665367

Кроме того, в 2005 году у неё выходил очень интересный сборник статей «История лексики Вологодской земли (Белозерье и Заволочье)», но его нет в электронном виде и его довольно сложно сфотографировать из-за неудобного формата издания.

церковь спаса на горе белозерскМатвеев Александр Константинович (1926—2010), доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, известный лингвист, в том числе топонимист. В 2000-х годах у него вышло 3 части монографии «Субстратная топонимия Русского Севера», материал для которой он собирал много десятилетий по специальной методологии.
Часть первая: https://vk.com/doc19879560_617667423
Часть вторая: https://vk.com/doc19879560_586212858
Часть третья: https://vk.com/doc19879560_617668513

Уже после смерти А.К. Матвеева вышла четвёртая часть, которую он не успел закончить, посвящённая топонимии мерянского типа:
https://vk.com/doc19879560_617669420

церковь спаса на горе белозерскКузнецов Александр Васильевич (1962—2021), вологодский писатель-краевед. Некоторые из его работ:

① «Язык земли вологодской: Очерки топонимики». Архангельск. 1991 год. https://vk.com/doc19879560_617671020

② «Названия вологодских озер: Словарь лимнонимов финно-угорского происхождения». Вологда. 1995 год. Очень интересная книга о вологодских озёрах с иллюстрациями автора, вчера сфотографировал в библиотеке:
https://vk.com/doc19879560_617671640

К слову, в этой книге автор впервые отождествил речку Ворбозомку и Выксу (на карте), упоминаемую в писцовой книге 1585 года. В прошлом году у него был пост о Ворбозомском озере, где он ещё раз написал о том, что финно-угорское название Ворбозомки — Выкса. Я проверил по писцовой книге 1585 года и написал Александру, что речка Выкса, согласно ней, находилась в Ивачевской волости и упоминается рядом с несколькими деревнями и озером, которые на старых картах отмечены на другой стороне реки Шексны, при этом Выкса присутствует даже на современной карте. Он довольно быстро ответил, что отождествление Ворбозомки и Выксы действительно ошибочно.

③ «Шексна — река Велеса: (топонимический путеводитель по реке, которой нет)». Вологда. 1999 год. Пожалуй, самая интересная книга А.В. Кузнецова из тех, что я читал: несколько раз брал её в библиотеке, а потом сфотографировал: https://vk.com/doc19879560_617673010

Несколько странное название книги связано с тем, что автор особенно интересовался языческой топонимикой, однако в книге такой топонимии немного. Интересно ознакомиться с рецензией на эту книгу: https://vk.com/doc19879560_617676462

④ «Словарь гидронимов Вологодской области: (Обзор этимологий русских и финно-угорских названий рек и озёр)». Тотьма—Грязовец. 2010 год. Очень хороший словарь и до сих пор в своём роде единственный. Автор не был профессиональным лингвистом, но много десятилетий изучал топонимику Вологодской области, поэтому на его словарь и некоторые другие его работы ссылаются в том числе и учёные-лингвисты.

⑤ «Свод вологодских волоков. Древние водно-волоковые пути по данным топонимики». Тотьма. 2002 год. В книге описаны в том числе и волоки Белозерского края с рисунками автора:
https://vk.com/doc19879560_617679869

⑥ «Были и легенды реки Шексны». Вологда. 2004 год. Небольшая книга, иллюстрированная художником Э.Д. Поповой. Сфотографировал вчера в библиотеке. В рассказе о Горицком женском монастыре автор пишет, что он был основан в 1544 году, однако это устаревшие сведения: в настоящее время известно, что Горицкий монастырь упоминался ещё в источниках XV века, а самое ранее упоминание относится к 1430-м годам.
https://vk.com/doc19879560_617681240

⑦ «Народный именослов Русского Севера XV — XVII вв. Происхождение имен (прозвищ), отчеств, названий деревень». Вологда. 2020 год. Одна из последних книг А.В. Кузнецова недавно появилась в интернете:
https://vk.com/doc19879560_617680381

Всего Александр Кузнецов опубликовал более 500 статей, а также 33 книжных издания.

церковь спаса на горе белозерскМуллонен Ирма Ивановна (род. 1956), доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, в том числе известный топонимист.

① «Очерки вепсской топонимии». Санкт-Петербург. 1994 год. Одна из самых значимых работ, в которой на основе данных топонимии показано, в частности, что Белозерье было окраиной вепсского ареала проживания: https://vk.com/doc19879560_545122048

② «Топонимия Присвирья: проблемы этноязыкового контактирования». Петрозаводск. 2002 год. Интересная книга с точки зрения белозерской топонимии:
https://vk.com/doc19879560_538945760

③ «Топонимия Заонежья: словарь с историко-культурными комментариями». Петрозаводск. 2008 год. Интересный словарь. Когда-то сфотографировал в библиотеке:
https://vk.com/doc19879560_617684886

церковь спаса на горе белозерскМакарова Анна Андреевна, кандидат филологических наук. В 2013 году защитила диссертацию на тему «Русская озерная гидронимия Белозерья: системно-функциональный аспект», в приложении к которой находится словарь озёр Белозерья:
https://vk.com/doc19879560_542350631

Источник

Церковь Всемилостливого Спаса в Белозерске

Описание

церковь спаса на горе белозерск

Це́рковь Всеми́лостливого Спа́са (народные названия «Спас под горою» и «Спас на канале») — кирпичная православная церковь, построенная в Белозерске в 1716-23 гг. Памятник архитектуры федерального значения. Современный адрес: ул. Дзержинского, 8.

Описание

Здание храма представляет собой двусветный четверик, увенчанный двумя рядами декоративных кокошников и пятью луковичными главками, с трёхчастным алтарём, двухпридельной трапезной (примыкает с запада) и трёхъярусной шатровой колокольней. В основании шатра — пояс расположенных в шахматном порядке кокошников, и двойной фриз из изразцов, сам шатёр пронизан рядами декорированных отверстий для выпуска звуковой волны и предохранения шатра от трещин. На колокольне было шесть колоколов. Кресты кованые, ажурные, на нижней перекладине центрального креста можно рассмотреть год установки — 1783 год. На четырёхскатной кровле — пять барабанов с луковичными главами, центральный барабан — световой, остальные — ложные. Низкий трехапсидный алтарь с высокой барочной кровлей колоколообразной формы увенчан маленькой главкой.

Приделы: Андреевский, Димитриевский, Екатерининский и Сретенский. В интерьере сохранились остатки живописи с пышной лепниной в стиле барокко.

История

Церковь освящена в 1723 г. В XVIII—XIX вв. поновлялась. В 1753 году в церкви произошёл сильный пожар, внутреннее убранство и иконостас были безвозвратно утрачены. В 1755 году церковь была отремонтирована (получив нынешний вид).

В 1930-х годах церковь была закрыта и использовалась под различные хозяйственные нужды, была занята спортзалом, находилась в ведении музея. С 1988 года по начало 1990-х на ремонте церкви работал отряд «РеставросЪ» (г. Москва), занимавшийся отведением грунтовых вод от фундамента, восстановлением оконных проёмов, кованых решёток, каменного декора, были заменены обветшавшие изразцы и т. д.

В 2011—2012 гг. в рамках подготовки к юбилею города был проведён большой комплекс ремонтно-реставрационных работ, финансируемых за счёт федерального бюджета, были расчищены и отштукатурены стены, при этом лепнина и фрагменты оригинальных фресок сохранены. В августе 2012 года архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан отслужил в церкви Спаса Всемилостивого первый после реставрации молебен.

Источник

Церковь Спаса Всемилостивого

Памятник является выдающимся произведением русской архитектуры начала ХVIII века. Это самое красивое здание города, оно доминирует в его ландшафте.

Храм Спаса Всемилостивого построен в 1723 г. В народе он назывался «Спасом под горою». После постройки Белозерского обводного канала он получил неофициальное название, под которым наиболее известен и сейчас – «Спас на канале». В XVIII-XIX вв. церковь подвергалась изменениям. Её архитектура выдержана полностью в духе XVII века. К основной части здания – четверику — с запада примыкает трапезная, а к ней, в свою очередь, шатровая колокольня, увенчанная аккуратной главкой. В основании шатра — пояс кокошников, сам шатёр пронизан рядами декорированных отверстий – слухов для выпуска звуковой волны и предохранения шатра от трещин. На колокольне храма было шесть колоколов. В прежние времена колокольня являлась своеобразным маяком для рыболовецких и торговых судов. Кресты храма кованые, ажурные. На нижней перекладине креста, выполненной в форме полумесяца рожками вверх, можно рассмотреть год установки центрального креста — 1783 год. На четырехскатной кровле – пять стройных барабанов с луковичными главами. Только центральный барабан – световой, остальные — ложные. В верхней части храма расположены кокошники в шахматном порядке и двойной фриз из изразцов, сделанных, возможно, в Великом Устюге. Традиционно в изразцах использовались цвета: зелёный (цвет травы), жёлтый (солнца), синий (неба), красно-коричневый (цвет земли). Низкий трехапсидный алтарь с высокой барочной кровлей колоколообразной формы увенчан маленькой главкой. В интерьере храма сохранились остатки живописи с пышной лепниной в стиле барокко.

Храм Спаса Всемилостивого считается одним из символов города. Он возвышается на фоне озера среди маленьких деревянных домиков. 2013 год — год 290-летия храма.

В 70-е гг. XX в. проводилась наружная реставрация храма.

С 1988 года по начало 1990-х на ремонте храма работал отряд «РеставросЪ» (г. Москва) под руководством Козлова Константина Ивановича. Отряд занимался отведением грунтовых вод от фундамента храма.

В 2011-2012 гг. в рамках подготовки к юбилею города на объекте проведен большой комплекс ремонтно-реставрационных работ, финансируемых за счет федерального бюджета. Реставрационными работами занимался «ООО Промпроект» г. Москва. Были выполнены работы по капиллярной гидроизоляции фундамента. Все выступающие архитектурные элементы и трапезная покрыты медной кровлей. В интерьере храма появились белокаменные полы, расчищены и оштукатурены стены. Удалось сохранить лепнину и фрагменты фресок. Благоустроена прилегающая территория.

Внутренние электромонтажные работы проводило ОАО «Строительное управление № 209» г. Вологда за счет областных средств.

С мая 2016 года церковь Спаса Всемилостивого передана Череповецкой епархии, создан приход.

«Церковь Всемилостивого Спаса, 1728 г.» – объект культурного наследия федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г № 1327).

Источник

СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Церковь Всемилостивого Спаса

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вид: памятник архитектуры.

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия федерального значения.

Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Дзержинского, 8

Приходской храм, построенный в северной части Белозерска, благодаря выразительному силуэту и выгодному местоположению, является одной из самых узнаваемых доминант панорамы города. Отличительными чертами храма является архаичное для XVIII века завершение четверика двумя ярусами кокошников и пятиглавием, а также широкий изразцовый фриз. Рельефный кирпичный декор храма выполнен, как у многих построек первой половины XVIII века, с использованием традиций московского узорочья. На шатровой колокольне находятся современные колокола.

действующий приходской храм.

ИСТОРИЯ

В начале XVII века там, где сейчас стоит церковь Спаса Всемилостивого, находился Андреевский мужской монастырь. В монастыре была церковь Святого Апостола Андрея, церковь Происхождения Честного Креста Господня и Сретения Иисуса Христа и 12 келий. В 1612 году монастырь «сожгли литовские люди».

Во второй половине XVII века здесь уже стояла шатровая деревянная церковь, освященная во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь была двухъярусной, с трапезной, папертью и колокольней с часами. По названиям престолов, видно, что церковь являлась преемницей Андреевского монастыря. В верхнем храме было два престола – Дмитрия Солунского и Преображения Господня. Нижний зимний храм был освящен во имя Сретения Господня, в нём было два придела – во имя Святой Великомученицы Екатерины и Святого Апостола Андрея Первозванного. При храме существовало кладбище.

Сохранившаяся до наших дней церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1716–1723 годах, – один из ранних каменных храмов Белозерска. В 1753 году церковь обгорела и была возрождена к 1755 году. В 1788 году храм Спаса Всемилостивого был приписан к Преображенскому собору для улучшения содержания соборного причта. В 1865 году при соборе и приписанной к нему Спасской церкви состояло 455 прихожан – жителей Белозерска: 198 мужчин и 257 женщин. Местные жители называли церковь «Спас под горою» (в отличие от другого храма – Спаса на горе), а после постройки в 1840-х годах Белозерского обводного канала, проложенного неподалёку от церкви, появилось еще одно название – «Спас на канале».

Наиболее известен был последний настоятель храма – отец Александр Юшковский, служивший здесь в начале ХХ века. Отец Александр состоял одновременно законоучителем в женской гимназии и на женских педагогических курсах, избирался членом Новгородского епархиального училищного совета и депутатом на окружные и епархиальные съезды.

В церкви было пять престолов: в холодном храме – главный во имя Спаса Всемилостивого, а также Сретения Господня и апостола Андрея Первозванного; в теплом храме – великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины.

В 1930-х годах храм Спаса Всемилостивого был закрыт. Здание в разные годы использовалось под различные хозяйственные нужды, мастерские, пекарню, спортзал, затем было передано в ведение музея.

После реставрации 2011–2012 годов планировалось, что обновленная церковь Спаса Всемилостивого станет одним из основных объектов музейного показа, здесь будут работать экспозиции, связанные с историей Православия в крае, а по большим церковным праздникам по согласованию с Вологодской епархией в храме будут проходить богослужения. 14 августа 2012 года в храме впервые после многолетнего перерыва архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом был совершен молебен. В 2015 году указом епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана был образован приход храма Спаса Всемилостивого, настоятелем которого назначен иерей Дионисий Васеничев. 15 марта 2016 года, в день празднования иконы Божией Матери «Державная», храм был официально передан верующим.
22 мая 2016 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в возрожденном храме состоялась первая Божественная Литургия, которую отслужил настоятель храма иерей Дионисий Васеничев в сослужении с наместником Спасо-Прилуцкого монастыря игуменом Игнатием (Молчановым). Храм относится к Череповецкой епархии Вологодской митрополии.

Дореволюционные священнослужители церкви Всемилостивого Спаса:

с 28.07.1759-1763 – священник Семён Андреев

1905-1907,1910,1916 – священник Александр Иванович Юшковский

с 1759-1763 – дьячок Фёдор Алексеев

с 1758-1763 – пономарь Косма Ильин

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Композиция храма в целом характерна для первой половины XVIII века. К четверику холодного храма с запада примыкает низкая трапезная с теплым храмом, два престола которого расположены в выделенных апсидами выступах, огибающих четверик с севера и юга. С запада на главной оси здания находится шатровая колокольня, под которой устроен вход в теплый храм. Необычны для своего времени такие особенности как завершение четверика в виде двух рядов крупных кокошников, расположенных в одной плоскости и поставленных вперебежку (в шахматном порядке), а также венчающее храм пятиглавие и трёхчастный алтарь, вызывающие в памяти образ храма в стиле московского узорочья предшествующего столетия. Элементы и сама идея богатого рельефного кирпичного декора также заимствованы из арсенала стиля «узорочья» XVII века, хотя элементы декора и выполнены более сдержанно, иногда почти сухо. Фасады обильно украшены: в храм ведут перспективные порталы, большие окна четверика обрамлены валиковыми наличниками с «бусинами» и килевидными завершениями, окна алтаря и трапезной обрамлены полуколонками и завершены двойными кокошниками, по углам четверика расположены пучки полуколонок с «бусинами», стены апсиды и теплого храма украшены полуколонками и рамочными пилястрами, сложные цоколи и карнизы украшены поребриком и городками и т. д. Яркая особенность храма, уникальная для Белозерска, – широкий пояс из двух рядов прямоугольных полихромных изразцов. Возвышающиеся над четырехскатной кровлей пять стройных барабанов с луковичными главами декорированы аркатурными поясками и простыми карнизами. Только центральный барабан – световой, остальные — ложные. Кресты храма кованые, ажурные. На нижней перекладине центрального креста указана дата его установки – 1783 год. С востока к четверику примыкает низкий трехапсидный алтарь с высокой барочной кровлей колоколообразной формы, увенчанный маленькой главкой. Восьмигранная колокольня храма также выполнена в традициях «узорочья»: углы поставленного на четверик столпа обрамлены пучками полуколонок с «бусинами», ярус звона оформлен в виде круглых столпов с валиками и поребриком, соединенных ограждением с нишками-ширинками, шатер прорезан двумя рядами маленьких окон-слухов и увенчан луковичной главкой.

В интерьере бесстолпного холодного храма сохранились лишь обрамленные пышной рокайльной лепниной картуши с остатками росписей и венчающий стены карниз. На фотографии С.М.Прокудина-Горского 1909 года можно увидеть центральную часть достаточно скромно оформленного резного иконостаса XVIII века, не сохранившегося до наших дней.

Архитектор-реставратор Елена Михайловна Никитина, автор проекта реставрации храма 2010 года, так рассказывала о церкви Спаса Всемилостивого: «Свой нынешний вид она приобрела именно в 1755 году, когда была «возобновлена» после пожара 1753 года. Поэтому в ней много и от русского узорочья, и эпоха «елизаветинского» барокко оставила свой след. Церковь очень красивая, я ею просто любуюсь! Сейчас вокруг нее плотная застройка – нет простора, чтобы ее увидеть. Но замечательный вид на церковь открывается с вала. Это необыкновенно цельный и гармоничный памятник, пропорции его великолепны. Церковь очень интересна также своими декоративными элементами: затейливое барочное завершение алтарных апсид, двухъярусный фриз из ложных закомар и изразцовый пояс создают неповторимое впечатление «украшенности». Если сравнить церковь, например, с вологодским Софийским собором, который я тоже очень люблю, – мощным, монументальным, полным энергии, – то она выглядит удивительно нежно, «по-женски», как будто в кружевах».

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

В пожаре 1753 года были безвозвратно утрачены внутреннее убранство и иконостас первой четверти XVIII века. В 1755 году церковь отремонтировали. В XVIII–XIX веках храм поновлялся. В конце XVIII века над тремя апсидами у восточной стены храма была возведена барочная колоколообразная кровля. Судя по фотографии С.М. Прокудина-Горского, к 1909 году окна трапезной были значительно расширены, а ярусы кокошников в основаниях глав – стесаны, шатер колокольни был лишен окон-продухов и покрыт упрощенной железной кровлей.

В советское время в ходе приспособления здания под спортивное учреждение центральное алтарное окно было растёсано под дверной проём, сделаны деревянные пристройки, а в четверик разделили на два этажа, устроив в нём перекрытие и лестницу.

Первая серьёзная реставрация здания была проведена в 1980-е годы. В ходе работ были восстановлены в прежнем виде растесанные оконные проемы, утраченные кованые решетки и кирпичный декор фасадов, заменены отдельные обветшавшие изразцы и деревянные элементы, покрыты медью алтарная апсида и главы. На рубеже 1980-х – 1990-х годов силами волонтерского отряда «РеставросЪ» (г. Москва) были проведены работы по отведению грунтовых вод от фундамента храма. Константин Иванович Козлов (1962–1998), основатель Молодёжного Центра «РеставросЪ» Всецерковного православного молодёжного движения Московского Патриархата, в своей книге рассказал о сложившейся ситуации: «В реставрации и этого храма принимал участие московский отряд «РеставросЪ» — побелка, земляные работы. Положение памятника очень серьёзное. Когда дело дошло до устройства в храме пола на первоначальном уровне, понадобилось снять слой позднего грунта. И вот здесь-то проблема обозначилась совершенно чётко — на глубине всего в штык лопаты из-под земли хлынула вода. Храм стоит на воде, а его фундаменты — в воде. Вот и опять приходится помянуть «добрым» словом Волго-Балт. Это его плоды — поднятие уровня Белого озера повлекло за собой поднятие уровня грунтовых вод. Храм стоит почти на уровне озера, к тому же регулярные подсыпки проезжей части улицы привели к тому, что памятник оказался в «яме», где скапливаются ещё и дождевые, талые воды — дренажной системы для отвода воды, разумеется, не устроили. Так и стоит храм «по колено» в воде. Подойдите ближе, взгляните на нижнюю часть стен — они насквозь мокрые, штукатурка отслаивается, кирпич крошится. До недавнего времени в храме Спаса Всемилостивого размещался спортзал. Подо что только не приспосабливали храмы! Хотя зачастую «приспособление» спасало их от сноса или естественного разрушения. Здание живёт, пока в нём люди. Даже законсервированное, но пустующее здание обречено на медленную гибель. Гибель, но не осквернение. Что хуже? Не знаю. Во всяком случае, ни то, ни другое не лучше. Лучше, когда в храме – храм».

Конструктивные проблемы в ходе реставрации 1980-х годов решены не были. «Бетонные обоймы, выполненные тогда на фундаментах под столбами в трапезной, – отмечает архитектор-реставратор Елена Михайловна Никитина. – впоследствии разорвало, столбы, на которых покоятся своды, просели и оторвались – образовались трещины, деструкция кирпичной кладки наблюдалась по всему периметру».

В 2011–2012 годах к юбилею Белозерска церковь была вновь отреставрирована. Работы вела московская реставрационная организация «Промпроект». Сооружение Мариинской водной системы в начале XIX века привело к значительному подъему уровня подземных вод в прибрежной части территории Белозерска, негативному воздействию которых постоянно подвергается фундамент и стены церкви. «Поэтому была проведена консервация стен при помощи инъецирования (в отверстия в стенах под давлением подается скрепляющий раствор), – рассказывет Е.М. Никитина. – Под столбами пришлось укреплять фундаменты, убирать приклад кирпича ХХ века в нижней части столбов, инъецировать и осушать подлинную кладку. Столбы были взяты в металлическую обойму и заново облицованы большемерным кирпичом, аналогичным подлинному, использовавшемуся при строительстве. Еще одной проблемой, влияющей на сохранность церкви, является высокий уровень культурного слоя. Его необходимо было понизить, чтобы избежать капиллярного подсоса. Мы срезали грунт, сколько смогли, чтобы не «утопить» церковь в поверхностных водах. Кроме консервации конструкций фундаментов, стен и стропильной системы, выполнен большой объем работ по реставрации декоративных элементов. Вычинен изразцовый фриз. Защищен от разрушения пояс из закомар – они покрыты медью. Заменены фрагменты из просечного металла на крестах, причем их не снимали – восполняли на месте, с лесов… Большая часть столярных изделий, выполненных в XX веке, заменена – в церкви теперь новые оконные рамы и двери. Проведена консервация внутренней двери из притвора в трапезную – она полностью подлинная, включая металлические кованые детали». В интерьере храма появились белокаменные полы, расчищены и оштукатурены стены, благоустроена окружающая территория. Храм по-прежнему нуждается в реставрации живописи и рокайльной лепнины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *