церковь спаса на яру в рязани

Церковь спаса на яру в рязани

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Церковь Преображения Господня, что на Яру в Рязани.

церковь спаса на яру в рязани

Небольшая по размеру, но очень красивая церковь, пожалуй, самая древняя из действующих, которые сохранились на территории Рязани. Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие.

церковь спаса на яру в рязани

В XVI-XVII вв. территория, прилегающая к этому культовому сооружению, называлась Стрелецкой слободой и проживали в ней служилые люди, защищавшие Переяславль-Рязанский от всевозможных внешних посягательств, в том числе и казаки.

церковь спаса на яру в рязани

В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось.. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. Род Вердеревских корнями уходит к Иоанну Мирославичу – крестившемуся татарскому мурзе Салахмиру, пришедшему со своим войском на службу к Олегу Ивановичу и княжне Анастасии Ивановне, сестре князя Олега Рязанского. На средства благотворителей Вердеревских было возведено значительное число храмов рязанской Епархии.

церковь спаса на яру в рязани

Храмы такого типа – четверик с трапезной и шатровой колокольней – строятся в России с середины XVII века по образцу московских посадских церквей. Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Четверик настоящей церкви в верхней части украшен рельефным декором с кокошниками; такие же кокошники украшают основания барабанов глав храма, верхняя часть которых украшена рельефными аркатурными поясками и колонками.

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

Вокруг оконных проемов – рельефные наличники.

церковь спаса на яру в рязани

Над притвором храма – восьмигранный столп колокольни, завершающийся шатром. Пирамидальняя часть колокольни скрыта за сильно развитыми слухами звона. Аркада звона не имеет свободного и просторного характера; она слилась с призмой и ее столбы читаются, скорее, как продолжение угловых креповок последней.

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

Главный престол освящен в честь Преображения господня, предельный – во имя девяти мучеников Кизических (существовал до закрытия храма в советское время). В иконостасе были древние иконы.

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. В 1889 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Ее здание. Близ церкви, с западной стороны – сохранилось.

церковь спаса на яру в рязани

Церковь была закрыта в 1935 году накануне Рождества Христова. Церковное имущество реквизировали, изъяли иконы. Некоторые из них, выполненные мастерами Московской Оружейной Палаты, попали в музеи. В здании церкви сначала обосновались инкубаторы, затем там располагались различные советские учреждения, в том числе и морская школа ДОСААФ.
В 1995 году храм был возвращён церкви, и в нём были начаты реставрационные работы. Этот храм является одним из украшений Рязани. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы.

церковь спаса на яру в рязани

После того, как церковное здание было возвращено епархии, рязанские казаки взяли над ним шефство и принимали участие в благоустройстве, установили рядом с входом поклонный крест в честь 555-летия рязанского казачества. В соответствии со сложившейся традицией казаки Рязани отмечают православные праздники в храме Спасо-Преображения (или Спаса на Яру).

Источник

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
церковь спаса на яру в рязаницерковь спаса на яру в рязаницерковь спаса на яру в рязаницерковь спаса на яру в рязаницерковь спаса на яру в рязаницерковь спаса на яру в рязаницерковь спаса на яру в рязани
Если есть желание и возможность, можете перечислить свою помощь нашему храму на карту 4274 3200 3701 4043, с пометкой «Пожертвование на храм»
В КОММЕНТАРИИ к этой записи напишите «О здравии» и/или «О упокоении», а затем соответственно имена в винительном падеже. На молебен пишите : «молебен » и имена.
Своими записочками Вы заодно можете поддержать материально наш приход, что тоже важно.

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена

Православный церковный календарь.

13 ноября, суббота (31 октября ст.ст.)
Поста нет

Показать полностью.
Память совершаем святых дня: Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Прп. Мавры Константинопольской (V). Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских (XII). Сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917). Прмч. Леонида (1918). Сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия и Алексия и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937). Прмч. Иннокентия (1938).

Апостольское чтение дня:

Второе послание к Коринфянам
Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Евангельское чтение дня:

Евангелие от Луки
Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Кор. 8, 1-5; Лк. 8, 16-21)

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет.

Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать — она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим.
Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец.

На фото: икона преподобных Спиридона и Никодима просфорников Киево-Печерских

церковь спаса на яру в рязани

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена

церковь спаса на яру в рязани

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена

церковь спаса на яру в рязани

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена

О преподобном Гаврииле (Ургебадзе)

Какая молитва в грех

Однажды отец Гавриил спросил посетителей:
Показать полностью.

— Кто объяснит, что значит «вменил молитву в грех»?
— Наверное, неправильно молился, — был ответ.
— Нет, правильно молился, — сказал старец.
— Наверное, несердечно молился.
— Нет, сердечно молился.
— Наверное, невнимательно, рассеянно молился.
— Нет, сейчас я вам объясню, — сказал старец.

В это время к нему зашла одна прихожанка за благословением. Старец попросил ее что-то сделать, а она ответила, что сейчас не может, а потом посмотрит.

— Сейчас она пойдет и в течение пяти часов будет молиться. Но как Бог услышит ее молитву — она же не помогла просящему? Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех. Добрые дела открывают двери рая. Смирение введет туда, а любовь покажет Бога. Если за молитвой не следуют добрые дела — молитва мертва.

Однажды послушница стояла у кельи старца Гавриила. К ней подошли паломники и попросили воды. Сестре было лень идти за водой, и она отправила людей в трапезную монастыря. Когда она зашла в келью старца, тот сурово спросил: «Как же так вышло, что ты не сделала доброго дела? Быстро иди, дай людям воды, чтоб никто тебя не опередил. И запомни, что даже один стакан воды, отданный ближнему, не потеряется перед Богом».

Один монах спросил старца Гавриила, что такое пост. «Сейчас объясню», — ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди ешь обед». «Нет, отче, спасибо, я не хочу», — ответил монах. «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде».

Диадема старца. Воспоминания о грузинском подвижнике отце Гаврииле. — М.: Святая Гора, 2006.
Простые истории о главном. Православный календарь 2017. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2016.

церковь спаса на яру в рязани

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена

Православный церковный календарь.

12 ноября, пятница (30 октября ст.ст.).
Пища с растительным маслом

Показать полностью.
Память совершаем святых дня: Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии (285). Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии Александрийской (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III).
Св. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.). Сщмч. Матфея диакона (1942). Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998). Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Апостольское чтение дня:

Послание к Колоссянам
Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́те в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.

Евангельское чтение дня:

Евангелие от Луки
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Фес. 2, 14-19; Лк. 11, 23-26)

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом.
Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, — жить так, чтоб духом жизни был дух Христов.
Есть в мире две области — добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не в прок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.

На фото: Озерянская икона Божией Матери.

церковь спаса на яру в рязани

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена

церковь спаса на яру в рязани

Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена

Православный церковный календарь

11 ноября, четверг (29 октября ст.ст.)
Поста нет

Показать полностью.
Празднуемые святые дня:
Прмц. Анастасии Римляныни (ок. 249-259). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (Евфимиана) (826).
Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073-1077). Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Агломазовских: Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1930). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Мц. Анастасии (после 1937). Сщмч. Леонида пресвитера (1941).

Апостольское чтение дня:

Послание к Колоссянам
Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Евангельское чтение дня.

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Фес. 2, 9-14; Лк. 11, 14-23)

Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде.
Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.

Источник

церковь спаса на яру в рязаниhistory_of_art

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

церковь спаса на яру в рязани

Небольшая по размеру, но очень красивая церковь, пожалуй, самая древняя из действующих, которые сохранились на территории Рязани. Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие.

церковь спаса на яру в рязани

В XVI-XVII вв. территория, прилегающая к этому культовому сооружению, называлась Стрелецкой слободой и проживали в ней служилые люди, защищавшие Переяславль-Рязанский от всевозможных внешних посягательств, в том числе и казаки.

церковь спаса на яру в рязани

В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось.. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. Род Вердеревских корнями уходит к Иоанну Мирославичу – крестившемуся татарскому мурзе Салахмиру, пришедшему со своим войском на службу к Олегу Ивановичу и княжне Анастасии Ивановне, сестре князя Олега Рязанского. На средства благотворителей Вердеревских было возведено значительное число храмов рязанской Епархии.

церковь спаса на яру в рязани

Храмы такого типа – четверик с трапезной и шатровой колокольней – строятся в России с середины XVII века по образцу московских посадских церквей. Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Четверик настоящей церкви в верхней части украшен рельефным декором с кокошниками ; такие же кокошники украшают основания барабанов глав храма, верхняя часть которых украшена рельефными аркатурными поясками и колонками.

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

Вокруг оконных проемов – рельефные наличники.

церковь спаса на яру в рязани

Над притвором храма – восьмигранный столп колокольни, завершающийся шатром. Пирамидальняя часть колокольни скрыта за сильно развитыми слухами звона. Аркада звона не имеет свободного и просторного характера; она слилась с призмой и ее столбы читаются, скорее, как продолжение угловых креповок последней.

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

Главный престол освящен в честь Преображения господня, предельный – во имя девяти мучеников Кизических (существовал до закрытия храма в советское время). В иконостасе были древние иконы.

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

церковь спаса на яру в рязани

В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. В 1889 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Ее здание. Близ церкви, с западной стороны – сохранилось.

церковь спаса на яру в рязани

Церковь была закрыта в 1935 году накануне Рождества Христова. Церковное имущество реквизировали, изъяли иконы. Некоторые из них, выполненные мастерами Московской Оружейной Палаты, попали в музеи. В здании церкви сначала обосновались инкубаторы, затем там располагались различные советские учреждения, в том числе и морская школа ДОСААФ.
В 1995 году храм был возвращён церкви, и в нём были начаты реставрационные работы. Этот храм является одним из украшений Рязани. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы.

церковь спаса на яру в рязани

После того, как церковное здание было возвращено епархии, рязанские казаки взяли над ним шефство и принимали участие в благоустройстве, установили рядом с входом поклонный крест в честь 555-летия рязанского казачества. В соответствии со сложившейся традицией казаки Рязани отмечают православные праздники в храме Спасо-Преображения (или Спаса на Яру).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *