церковь спаса на яру в рязани
Церковь спаса на яру в рязани
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Церковь Преображения Господня, что на Яру в Рязани.
Небольшая по размеру, но очень красивая церковь, пожалуй, самая древняя из действующих, которые сохранились на территории Рязани. Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие.
В XVI-XVII вв. территория, прилегающая к этому культовому сооружению, называлась Стрелецкой слободой и проживали в ней служилые люди, защищавшие Переяславль-Рязанский от всевозможных внешних посягательств, в том числе и казаки.
В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось.. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. Род Вердеревских корнями уходит к Иоанну Мирославичу – крестившемуся татарскому мурзе Салахмиру, пришедшему со своим войском на службу к Олегу Ивановичу и княжне Анастасии Ивановне, сестре князя Олега Рязанского. На средства благотворителей Вердеревских было возведено значительное число храмов рязанской Епархии.
Храмы такого типа – четверик с трапезной и шатровой колокольней – строятся в России с середины XVII века по образцу московских посадских церквей. Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Четверик настоящей церкви в верхней части украшен рельефным декором с кокошниками; такие же кокошники украшают основания барабанов глав храма, верхняя часть которых украшена рельефными аркатурными поясками и колонками.
Вокруг оконных проемов – рельефные наличники.
Над притвором храма – восьмигранный столп колокольни, завершающийся шатром. Пирамидальняя часть колокольни скрыта за сильно развитыми слухами звона. Аркада звона не имеет свободного и просторного характера; она слилась с призмой и ее столбы читаются, скорее, как продолжение угловых креповок последней.
Главный престол освящен в честь Преображения господня, предельный – во имя девяти мучеников Кизических (существовал до закрытия храма в советское время). В иконостасе были древние иконы.
В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. В 1889 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Ее здание. Близ церкви, с западной стороны – сохранилось.
Церковь была закрыта в 1935 году накануне Рождества Христова. Церковное имущество реквизировали, изъяли иконы. Некоторые из них, выполненные мастерами Московской Оружейной Палаты, попали в музеи. В здании церкви сначала обосновались инкубаторы, затем там располагались различные советские учреждения, в том числе и морская школа ДОСААФ.
В 1995 году храм был возвращён церкви, и в нём были начаты реставрационные работы. Этот храм является одним из украшений Рязани. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы.
После того, как церковное здание было возвращено епархии, рязанские казаки взяли над ним шефство и принимали участие в благоустройстве, установили рядом с входом поклонный крест в честь 555-летия рязанского казачества. В соответствии со сложившейся традицией казаки Рязани отмечают православные праздники в храме Спасо-Преображения (или Спаса на Яру).
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Если есть желание и возможность, можете перечислить свою помощь нашему храму на карту 4274 3200 3701 4043, с пометкой «Пожертвование на храм»
В КОММЕНТАРИИ к этой записи напишите «О здравии» и/или «О упокоении», а затем соответственно имена в винительном падеже. На молебен пишите : «молебен » и имена.
Своими записочками Вы заодно можете поддержать материально наш приход, что тоже важно.
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена
Православный церковный календарь.
13 ноября, суббота (31 октября ст.ст.)
Поста нет
Показать полностью.
Память совершаем святых дня: Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Прп. Мавры Константинопольской (V). Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских (XII). Сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917). Прмч. Леонида (1918). Сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия и Алексия и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937). Прмч. Иннокентия (1938).
Апостольское чтение дня:
Второе послание к Коринфянам
Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Евангельское чтение дня:
Евангелие от Луки
Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Мысли святителя Феофана Затворника
(2 Кор. 8, 1-5; Лк. 8, 16-21)
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет.
Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать — она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим.
Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец.
На фото: икона преподобных Спиридона и Никодима просфорников Киево-Печерских
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена
О преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Какая молитва в грех
Однажды отец Гавриил спросил посетителей:
Показать полностью.
— Кто объяснит, что значит «вменил молитву в грех»?
— Наверное, неправильно молился, — был ответ.
— Нет, правильно молился, — сказал старец.
— Наверное, несердечно молился.
— Нет, сердечно молился.
— Наверное, невнимательно, рассеянно молился.
— Нет, сейчас я вам объясню, — сказал старец.
В это время к нему зашла одна прихожанка за благословением. Старец попросил ее что-то сделать, а она ответила, что сейчас не может, а потом посмотрит.
— Сейчас она пойдет и в течение пяти часов будет молиться. Но как Бог услышит ее молитву — она же не помогла просящему? Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех. Добрые дела открывают двери рая. Смирение введет туда, а любовь покажет Бога. Если за молитвой не следуют добрые дела — молитва мертва.
Однажды послушница стояла у кельи старца Гавриила. К ней подошли паломники и попросили воды. Сестре было лень идти за водой, и она отправила людей в трапезную монастыря. Когда она зашла в келью старца, тот сурово спросил: «Как же так вышло, что ты не сделала доброго дела? Быстро иди, дай людям воды, чтоб никто тебя не опередил. И запомни, что даже один стакан воды, отданный ближнему, не потеряется перед Богом».
Один монах спросил старца Гавриила, что такое пост. «Сейчас объясню», — ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди ешь обед». «Нет, отче, спасибо, я не хочу», — ответил монах. «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде».
Диадема старца. Воспоминания о грузинском подвижнике отце Гаврииле. — М.: Святая Гора, 2006.
Простые истории о главном. Православный календарь 2017. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2016.
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена
Православный церковный календарь.
12 ноября, пятница (30 октября ст.ст.).
Пища с растительным маслом
Показать полностью.
Память совершаем святых дня: Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии (285). Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии Александрийской (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III).
Св. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.). Сщмч. Матфея диакона (1942). Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998). Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Апостольское чтение дня:
Послание к Колоссянам
Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́те в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
Евангельское чтение дня:
Евангелие от Луки
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Фес. 2, 14-19; Лк. 11, 23-26)
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом.
Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, — жить так, чтоб духом жизни был дух Христов.
Есть в мире две области — добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не в прок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.
На фото: Озерянская икона Божией Матери.
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена
Спасо-Преображенский храм (Спаса на Яру). Рязань запись закреплена
Православный церковный календарь
11 ноября, четверг (29 октября ст.ст.)
Поста нет
Показать полностью.
Празднуемые святые дня:
Прмц. Анастасии Римляныни (ок. 249-259). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (Евфимиана) (826).
Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073-1077). Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Агломазовских: Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1930). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Мц. Анастасии (после 1937). Сщмч. Леонида пресвитера (1941).
Апостольское чтение дня:
Послание к Колоссянам
Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Евангельское чтение дня.
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Фес. 2, 9-14; Лк. 11, 14-23)
Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде.
Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.
history_of_art
История искусств
Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века
Небольшая по размеру, но очень красивая церковь, пожалуй, самая древняя из действующих, которые сохранились на территории Рязани. Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие.
В XVI-XVII вв. территория, прилегающая к этому культовому сооружению, называлась Стрелецкой слободой и проживали в ней служилые люди, защищавшие Переяславль-Рязанский от всевозможных внешних посягательств, в том числе и казаки.
В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось.. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. Род Вердеревских корнями уходит к Иоанну Мирославичу – крестившемуся татарскому мурзе Салахмиру, пришедшему со своим войском на службу к Олегу Ивановичу и княжне Анастасии Ивановне, сестре князя Олега Рязанского. На средства благотворителей Вердеревских было возведено значительное число храмов рязанской Епархии.
Храмы такого типа – четверик с трапезной и шатровой колокольней – строятся в России с середины XVII века по образцу московских посадских церквей. Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Четверик настоящей церкви в верхней части украшен рельефным декором с кокошниками ; такие же кокошники украшают основания барабанов глав храма, верхняя часть которых украшена рельефными аркатурными поясками и колонками.
Вокруг оконных проемов – рельефные наличники.
Над притвором храма – восьмигранный столп колокольни, завершающийся шатром. Пирамидальняя часть колокольни скрыта за сильно развитыми слухами звона. Аркада звона не имеет свободного и просторного характера; она слилась с призмой и ее столбы читаются, скорее, как продолжение угловых креповок последней.
Главный престол освящен в честь Преображения господня, предельный – во имя девяти мучеников Кизических (существовал до закрытия храма в советское время). В иконостасе были древние иконы.
В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. В 1889 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Ее здание. Близ церкви, с западной стороны – сохранилось.
Церковь была закрыта в 1935 году накануне Рождества Христова. Церковное имущество реквизировали, изъяли иконы. Некоторые из них, выполненные мастерами Московской Оружейной Палаты, попали в музеи. В здании церкви сначала обосновались инкубаторы, затем там располагались различные советские учреждения, в том числе и морская школа ДОСААФ.
В 1995 году храм был возвращён церкви, и в нём были начаты реставрационные работы. Этот храм является одним из украшений Рязани. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы.
После того, как церковное здание было возвращено епархии, рязанские казаки взяли над ним шефство и принимали участие в благоустройстве, установили рядом с входом поклонный крест в честь 555-летия рязанского казачества. В соответствии со сложившейся традицией казаки Рязани отмечают православные праздники в храме Спасо-Преображения (или Спаса на Яру).