церковь спаса нерукотворного образа деулино

Деулинское подворье. Храм Нерукотворного Спаса в селе Деулино

церковь спаса нерукотворного образа деулино

Село Деулино расположилось в двух километрах к северу от Сергиева Посада. Когда-то оно было вотчиной Троице-Сергиева монастыря.

В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиев монастырь. Наступила осень и, как писал в своем «Сказании» келарь монастыря Авраамий Палицын, «солдаты и многие люди, аки скот бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигдеже не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с коньми мнози замерзаху». Все это заставило королевича отказаться от военных действий и начать переговоры. 1 декабря 1618 года в селе Деулино московское посольство во главе с боярином В.Б. Шереметевым заключило перемирие между Московским государством и Польшей на четырнадцать с половиной лет. Этот договор вошел в историю под названием Деулинский.

Ровно через год в селе был выстроен и освящен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского: «Келарь Авраамий (Палицын) по обещанию своему, данному преподобному Сергию, и советовавшись с наместником архимандритом Дионисием и соборными старцами, и по повелению царя Михаила Федоровича в той деревне Деулино поставляет храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского». Храм был излюбленным местом паломников и пользовался почитанием царской семьи. С запада к нему примыкала трапезная. Позднее к ней «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Постройки были сложены из сосновых бревен, которые прилегали друг к другу настолько плотно, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними.

В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм и устроить при нем зимний придел. Архимандрит Антоний со старцами осмотрели церковь и решили поставить рядом, на берегу пруда, новую – каменную, теплую в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал на строительство 30 тысяч кирпичей. Освятили храм в 1853 году. А буквально через несколько лет, в 1865-м, сгорела деревянная церковь.

Архитектура каменной церкви уникальна. Изначально она задумывалась как храм «иже под колоколы»: звонницей, что было необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 годах архитектор Лев Николаевич Львов пристроил к храму с западной стороны двухъярусную колокольню. По воспоминаниям жителей, не ней было шесть малых звонов и колокола в человеческий рост. В 1940 году их разбили на куски, а храм превратили в клуб. Потом совхоз «Заря» много лет использовал церковь под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Постепенно здание пришло в полное запустение: в стенах зияли дыры, окна были выбиты, ни пола, ни потолка, ни дверей! Часть кровли была сорвана, а от куполов остался один остов.

В 1990 году Спасский храм был передан Троице-Сергиевой лавре, и у него началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое Богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов. В настоящее время в воскресные, праздничные дни и дни особого поминовения усопших в Спасском храме совершаются Богослужения. Всенощное бдение начинается в 16 00, Литургия – в 8 00.

На кладбище при храме захоронены насельники Лавры. Здесь в частности покоятся останки старшего монастырского звонаря игумена Михея (Тимофеева) и местно почитаемого старца игумена Бориса (Храмцова).

С Сергиево-Посадского вокзала до села Деулино отправляются автобусы № 20, 21, 35, 39, 40, 41, 48, 49, 57, 58 и маршрутное такси (остановка «Деулино-2»).

Источник

История церкви Спаса Нерукотворного образа лаврского подворья в с. Деулино

церковь спаса нерукотворного образа деулино

На возвышенном месте в четырех километрах от Сергиева Посада раскинулось село Деулино. Оно впервые упомянуто под 1542 г. и было вотчиной Троицкого монастыря. В конце XVI в. в Деулине было 16 дворов. Его название навечно вошло в русскую историю, так как здесь был заключен мирный договор после долгих лет войны с Польшей.

В 1613 г. русским царем был избран Михаил Федорович (1596-1645). Но Польша не признала его. В апреле 1617 г. сын ее короля Сигизмунда III, Владислав, выступил с войсками на Москву. Не сумев взять ее, он решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Прибыв с войсками к Троице ночью 24 сентября 1618 г., королевич осадил монастырь, но потерпел неудачу и отступил в с. Рогачево, а воеводы Сапега и Гонсевский встали в с. Сватково. Наступил ноябрь, надвигались морозы и голод. Келарь монастыря Авраамий Палицын повествует в «Сказании»: «Солдаты и многие люди, и скот, бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигде же не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с детьми мнози замерзаху». Поляки через парламентеров сообщили о прекращении военных действий и желании мира с Москвой. В ночь с 19 на 20 ноября в Троице-Сергиев монастырь прибыли московские послы во главе с боярином Федором Ивановичем Шереметевым. С польской стороны послами были князь Новодворский, гетман Лев Сапега и староста Александр Гонсевский. Поляки добивались, чтобы переговоры велись в стенах крепости, намереваясь разведать ее укрепления. Но русские послы настояли на том, чтобы местом переговоров было с. Деулино. 1 декабря 1618 г. послы подписали договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет. В историю этот договор вошел как Деулинский.

Долгое время д. Деулино была Зубачевского прихода, по заключении договора о перемирии между Россией и Польшей в 1618 г. архимандрит Дионисий и келарь монастыря Авраамий начали строительство деревянной церкви Сергия Радонежского, она была освящена 15 декабря следующего года. Деулино стало селом и получило новое название Мирное, которое, однако, не прижилось. К селу «тянули» (то есть составляли один церковный приход и одну административную единицу) дер. Бубяково, Степково, Наугольное. К началу XVIII в. в селе насчитывалось 28 дворов. После издания в 1764 г. манифеста о секуляризации церковных имений Деулино, как и другие монастырские поселения, стало казенным. Впоследствии оно, как и с. Благовещенское, принадлежало генерал-майору Мерлину. К началу XIX в. здесь было 25 крестьянских дворов.

В 1865 г. деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского сгорела. Рядом с ней в центре села, у кладбища на берегу пруда, в 1851-1853 гг. построена ныне существующая каменная шатровая церковь Спаса Нерукотворного образа. В 1930-х гг. она была закрыта, разорена и много лет использовалась как склад зерна, картофеля и сельского инвентаря.

В 1990 году Спасский храм был передан Троице-Сергиевой Лавре и у него началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов.

На кладбище при храме захоронены насельники Лавры. Здесь в частности покоятся останки старшего монастырского звонаря игумена Михея (Тимофеева) и местночтимого старца игумена Бориса (Храмцова), всю жизнь свою отдавшего Богу и людям, восстанавливавшего Гефсиманский скит, Троицкий Варницкий монастырь и воссоздавшего почти полностью разрушенную в советское время Крестовоздвиженскую церковь в с. Антушкове (Ивановская область), построенную на месте явления в 1423 г. Креста Господня, ныне находящегося в храме с. Годенова.

Источник: Протоиерей Олег Пэнэжко. Храмы Сергиево-Посадского благочиния. Владимир, 2007. — С. 354-356.

Источник

Храм Нерукотворного Спаса (Деулино)

церковь спаса нерукотворного образа деулино

Храм Нерукотворного Спаса — церковь-памятник в память Деулинского мира, сооруженная в 1850-1853 годах. Имеет статус подворья Троице-Сергиевой лавры.

Содержание

История [ править ]

Село Деулино расположилось в двух километрах к северу от Сергиева Посада. Когда-то оно было вотчиной Троице-Сергиева монастыря.

В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиев монастырь. Наступила осень и, как писал в своем «Сказании» келарь монастыря Авраамий Палицын, «солдаты и многие люди, аки скот бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигдеже не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с коньми мнози замерзаху». Все это заставило королевича отказаться от военных действий и начать переговоры. 1 декабря 1618 года в селе Деулино московское посольство во главе с боярином В.Б. Шереметевым заключило перемирие между Московским государством и Польшей на четырнадцать с половиной лет. Этот договор вошел в историю под названием Деулинский.

Ровно через год в селе был выстроен и освящен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского: «Келарь Авраамий (Палицын) по обещанию своему, данному преподобному Сергию, и советовавшись с наместником архимандритом Дионисием и соборными старцами, и по повелению царя Михаила Федоровича в той деревне Деулино поставляет храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского». Храм был излюбленным местом паломников и пользовался почитанием царской семьи. С запада к нему примыкала трапезная. Позднее к ней «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Постройки были сложены из сосновых бревен, которые прилегали друг к другу настолько плотно, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними.

В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм и устроить при нем зимний придел. Архимандрит Антоний со старцами осмотрели церковь и решили поставить рядом, на берегу пруда, новую – каменную, теплую в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал на строительство 30 тысяч кирпичей. Освятили храм в 1853 году. А буквально через несколько лет, в 1865-м, сгорела деревянная церковь.

Архитектура каменной церкви уникальна. Изначально она задумывалась как храм «иже под колоколы»: звонницей, что было необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 годах архитектор Лев Николаевич Львов пристроил к храму с западной стороны двухъярусную колокольню. По воспоминаниям жителей, не ней было шесть малых звонов и колокола в человеческий рост. В 1940 году их разбили на куски, а храм превратили в клуб. Потом совхоз «Заря» много лет использовал церковь под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Постепенно здание пришло в полное запустение: в стенах зияли дыры, окна были выбиты, ни пола, ни потолка, ни дверей! Часть кровли была сорвана, а от куполов остался один остов.

В 1990 году Спасский храм был передан Троице-Сергиевой лавре, и у него началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое Богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов. В настоящее время в воскресные, праздничные дни и дни особого поминовения усопших в Спасском храме совершаются Богослужения.

Святыни [ править ]

На кладбище при храме захоронены насельники Лавры. Здесь в частности покоятся останки старшего монастырского звонаря игумена Михея (Тимофеева) и местно почитаемого старца игумена Бориса (Храмцова) – над его могилой устроена деревянная часовня.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия 141337, Московская обл., Сергиево-Посадский район, с. Деулино

Проезд: От Сергиево-Посадского вокзала до села Деулино отправляются автобусы № 20, 21, 35, 39, 40, 41, 48, 49, 57, 58 и маршрутное такси (остановка «Деулино-2»).

Источник

Деулинский храм: мир с поляками и могила игумена

Четыреста лет назад в 1618 году недалеко от Троице-Сергиева монастыря русские и польские переговорщики подписали Деулинский мирный договор. В память об этом событии в селе Деулино построили деревянную церковь Сергия Радонежского, а в XIX веке рядом появился каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Сохранившийся каменный храм венчает восьмигранная пирамида. Подобную форму в ту эпоху имели поминальные церкви и часовни, посвященные погибшим воинам. Сегодня Спасский храм является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Здесь находится могила почитаемого игумена Бориса Храмцова, который умер в 2001 году.

Миротворец Сергий Радонежский

Деулинское перемирие стало важным событием в истории России XVII века. Еще в 1612 году Второе ополчение изгнало польских захватчиков из Москвы, а через год на царский престол избрали Михаила Федоровича Романова. Смута в России завершилась, но королевич Владислав не отказался от претензий на русский престол. В 1618 году он с десятитысячной армией пошел на Москву. На этот раз полякам не позволили пройти к столице, и захватчики повернули к Троице-Сергиеву монастырю. Полякам не удалось взять крепость штурмом, поэтому они отступили и встали лагерем в десяти верстах от обители. Русская армия, в свою очередь, не смогла выгнать захватчиков. Народ, измученный бедствиями Смутного времени, требовал прекращения войны даже ценой уступок противнику.

церковь спаса нерукотворного образа деулино

Местом для мирных переговоров избрали деревню Деулино в трех верстах от монастыря. Село стояло между лагерем поляков и Троице-Сергиевой обителью. Первый съезд послов в Деулино не дал результата. Поляки настаивали на том, что королевич Владислав должен стать московским царем. Второй съезд также ни к чему не привел. Историк Д.И. Скворцов приводил в своей книге описание обстановки переговоров: «королевские послы вельми ожесточишася… Яко псы лаяху, а роты многие у них приправлены стояху заведены на лесу около поля того Деулина».

Русские послы, монахи и народ молились у мощей Сергия Радонежского, чтобы он подал мир своим людям и не допустил продолжения кровопролития и разорения. Через два дня после этой всенародной молитвы поляки, настроенные до этого воинственно, неожиданно сами предложили возобновить переговоры. К монастырю прискакал польский гонец, который предложил встретиться послам в третий раз и заключить мирный договор. Бояре вновь отслужили молебен Сергию Радонежскому и поехали из монастыря в Деулино.

На этот раз переговоры закончились подписанием мира с Польшей. Русские дипломаты пошли на большие уступки, но в Троицком монастыре окончание войны вызвало ликование. Мир между странами утвердили на 14 лет, Владислав забирал Смоленск и ряд других городов, на деле отказывался от притязаний на Московское царство, но формально в документах Речи Посполитой мог именоваться «царем русским». Худой мир лучше доброй ссоры: с этого времени русское государство возвращалось к мирной жизни после периода Смуты.

церковь спаса нерукотворного образа деулино

В старых документах Деулино называли также селом Мирным. Через год после подписания соглашения с поляками троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын поставили в Деулино памятную деревянную церковь. Ее посвятили преподобному Сергию Радонежскому – «истинному миротворцу» – как писал историк А.В. Горский. Термин «миротворец» встречается в Библии. В начале Евангелия от Матфея приводится знаменитая Нагорная проповедь Иисуса Христа с девятью заповедями блаженства. Согласно этой проповеди великую награду на небесах получат нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, миротворцы, изгнанные за правду и гонимые за Христа. Заповедь о миротворцах седьмая по счету, полностью она звучит так: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Храм-пирамида

церковь спаса нерукотворного образа деулино

В Подмосковье есть два старинных прообраза Деулинской церкви: Успенский храм Брусенского монастыря в Коломне и Ильинская церковь в селе Пруссы Коломенского района. Оба эти храма представляют куб, на котором стоит шатер. В отличие от классических образцов у них между кубом и шатром нет промежуточного уровня декоративных кокошников. При этом храм в Деулино имеет не такой высокий шатер, как у церквей в Пруссах и в Брусенском монастыре.

В XIX веке пирамидообразные часовни и церкви стали отличительной чертой памятников героям войны. Старинный шатровый храм в Брусенском монастыре Иван Грозный построил также в память о взятии Казани. В 1823 году в самой Казани построили часовню павшим при взятии Казани в 1552 году. Этот храм-памятник представлял собой усеченную пирамиду. По подобию Казанской часовни в Севастополе в 1857 году стали строить храм-пирамиду святителя Николая Чудотворца. Его посвятили погибшим защитникам города в Крымской войне. В конце XIX века в Москве построили две пирамиды-часовни Александра Невского в память о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Первая четырехгранная часовня стояла на Манежной площади у Кремля, но в 1920-х годах постройку снесли. Сохранилась вторая часовня Александра Невского в Ильинском сквере, посвященная героям сражения под Плевной 1877 года. Она имеет форму высокого восьмигранного шатра.

церковь спаса нерукотворного образа деулино

Могила игумена Бориса Храмцова

Спасский храм в Деулино был закрыт в советские годы. В 1990 году его вернули верующим, после чего церковь получила статус подворья Троице-Сергиевой лавры. На церковном погосте стали хоронить иноков монастыря. Здесь есть одна особая могила: на примыкающем к церковной территории участке похоронен игумен Борис Храмцов.

Игумен Борис – в миру Илья Михайлович Храмцов – родился в Тюменской области, его детство и юность прошли в Сибири. В городе Тобольске он принял монашеский постриг с новым именем в честь святого князя Бориса. За последние десять лет жизни священник восстановил из руин несколько храмов и монастырей. В 1990 году отец Борис возглавил возрождение Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Одновременно он помогал возрождать богослужебную жизнь в другом лаврском скиту – Параклите. В 1995 году отца Бориса направили под Ростов восстанавливать Троице-Сергиев Варницкий монастырь, откуда был родом преподобный Сергий Радонежский. Последние годы игумен Борис провел в Ивановской области. Он построил новый храм Александра Невского, а в пригороде Иваново создал приют для сирот. Отец Борис также основал монашескую общину в Никольского погосте на Сахотском болоте, где в XV веке чудесно явился «Годеновский крест».

Игумен Борис Храмцов скончался от тяжелой болезни в 2001 году в 46 лет. Отца Бориса отпевали в Троице-Сергиевой лавре и похоронили у Спасской церкви в Деулино. Могила священника почитается его духовными детьми и теми, кто при жизни не был с ним знаком. Над местом погребения игумена построили деревянную часовню, которая открыта для посещения каждый день. Автобусы с паломниками, которые едут через Сергиев Посад в Николо-Сольбинский женский монастырь, Калязин или Углич, нередко делают короткую остановку в Деулино ради посещения часовни и могилы отца Бориса. В часовне есть тетрадь с записями, которые оставляют паломники о чудесной помощи покойного игумена.

Источник

Деулино. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь

Карта и ближайшие объекты

церковь спаса нерукотворного образа деулино

Статьи

В интерьере сохранились остатки настенной масляной живописи конца XIX в. Пол из лещадных плит. Иконостас новый.

Всего в пяти километрах к северо-западу от Троице-Сергиевой Лавры, по дороге на Углич, расположено небольшое село Деулино. Впервые оно упоминается в писцовых книгах конца XVI века как деревня Девулино. Известность деревня приобрела в силу довольно тяжелых для России обстоятельств. В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиеву Лавру. Осада длилась почти до конца осени. В конце ноября польские военачальники изъявили желание прекратить военные действия и преступить к переговорам. 1 декабря 1618 года в тогда еще деревне Деулино было заключено перемирие на четырнадцать с половиной лет, вошедшее в историю как Деулинское. Условия его были довольно тяжелы: к Польше отходили Смоленск и другие русские города, составлявшие западный оборонительный рубеж. Однако прекращение военных действий все же давало русскому государству необходимую передышку. Кроме того, оно предусматривало и обмен пленными. Среди них в июне 1619 года на родину вернулся и отец молодого государя Михаила Федоровича Романова – митрополит и будущий патриарх Филарет Никитич. Вскоре после этого, в декабре того же года, в Деулино выстроили деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, более известный как Сергия Миротворца, ставший предшественником каменной церкви во имя Спаса Нерукотворного, о которой речь пойдет ниже.

Церковь преподобного Сергия Радонежского строили по повелению архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия. Вся она представляла собой единую связь из храма с прирубным алтарем на востоке и трапезной на западе. К ней немного позже «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Колокольня эта имела высоту несколько меньшую, чем сама церковь, которая, в свою очередь, на несколько венцов возвышалась над трапезной. Особенностью всех трех составляющих: храма, трапезной и колокольни можно назвать то, что они были сложены из сосновых бревен, настолько плотно пригнанных друг к другу, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними. Церковь и трапезная имели двускатные кровли, крытые тесом (заменившим первоначальный гонт). Храм венчала главка на барабане с характерным «повалом».

Колокольня представляла собой довольно своеобразное сооружение. На массивном четверике, выполнявшем роль притвора и входа в храм, возвышался восьмерик с глухими стенами. Небольшой повал зрительно делил его на два яруса. Второй ярус предназначался для звона. Колокольный подбор к XIX веку состоял всего из четырех небольших колоколов. Венчал колокольню невысокий шатер. Сергиевская церковь в Деулино была излюбленным местом паломников и пользовалась почитанием царской семьи. Когда она обветшала, было строжайше предписано сохранять ее в прежнем виде и обязательно деревянной. Однако, как это часто случалось, храм все же не удалось уберечь. В 1865 году он сгорел по чьей-то трагической небрежности, и возобновлять его не стали. Сейчас не сохранилось ни одной фотографии этой замечательной по своей истории церкви, и представление о ней может дать только рисунок, сделанный в 1850-е годы А.А. Мартыновым.

Одной из причин, по которой не стали восстанавливать сгоревшую церковь, было то обстоятельство, что неподалеку от нее между 1849 и 1853 годом возвели каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа (она известна еще как церковь Спаса Всемилостивого). Церковь представляет собой несколько странную композицию. Ее нижняя часть имеет форму четырехконечного креста с сильно выделенными рукавами. Задумывался она как храм «иже под колоколы», а звонницей, что совсем необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. Колокола предполагалось развесить в четырех гранях по сторонам света. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 годах архитектор Лев Николаевич Львов возвел с западной стороны от храма двухъярусную колокольню, соединенную с ним небольшим притвором. Ее декоративное оформление очень скупо: нижний ярус, представляющий собой и вход в храм, разделен надвое узким карнизом. Верхний ярус – собственно ярус звона – представляет собой четыре вытянутых арки (по одной в каждой грани) между рустованными столбами. Венчает колокольню декоративный шатер. Подбор ее состоял из шести колоколов. После гибели деревянного храма, Спасская церковь стала почитаться как память о Деулинском мире.

В отличие от деревянной церкви преподобного Сергия Радонежского, Спасский храм уцелел до нашего времени, но не избежал варварского разорения. В 1930-е годы его закрыли и разграбили. Долгие годы после этого он использовался в качестве склада зерна, картофеля и сельскохозяйственного оборудования совхоза «Заря». Верующим его вернули только в 1991 году. В настоящее время церковь является центром подворья Троице-Сергиевой Лавры.

Библиография:
[1] Кремль: Альбом. М., 2009. С.: 96-97
[2] Памятники архитектуры Московской области. М., 1999. Вып.: 2. С.: 97
[3] Краткие сведения о всех церквах Московской епархии / Благовещенский И.А. М., 1874
[4] Мартынов А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1857. Тетр. 15. С.: 164-165
[5] Максимович Л.М. Географический словарь Российскаго государства. М., 1804. Т.II (Деулино).

Село Деулино расположилось в двух километрах к северу от Сергиева Посада. Когда-то оно было вотчиной Троице-Сергиева монастыря. В сентябре 1618 года, после неудачной попытки войти в Москву, польский королевич Владислав осадил Троице-Сергиев монастырь. Наступила осень и, как писал в своем «Сказании» келарь монастыря Авраамий Палицын, «солдаты и многие люди, аки скот бродящие по выжженным деревням пищи ради и согретия, но нигдеже не обретаху; по лесам же кормов и дров ради ходящие, ти с коньми мнози замерзаху». Все это заставило королевича отказаться от военных действий и начать переговоры. 1 декабря 1618 года в селе Деулино московское посольство во главе с боярином В.Б. Шереметевым заключило перемирие между Московским государством и Польшей на четырнадцать с половиной лет. Этот договор вошел в историю под названием Деулинский.

Ровно через год в селе был выстроен и освящен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского: «Келарь Авраамий (Палицын) по обещанию своему, данному преподобному Сергию, и советовавшись с наместником архимандритом Дионисием и соборными старцами, и по повелению царя Михаила Федоровича в той деревне Деулино поставляет храм во имя преподобного и богоносного отца нашего великого чудотворца Сергия Радонежского». Храм был излюбленным местом паломников и пользовался почитанием царской семьи. С запада к нему примыкала трапезная. Позднее к ней «прирубили» небольшой притвор с колокольней. Постройки были сложены из сосновых бревен, которые прилегали друг к другу настолько плотно, что даже не понадобилось забивать паклей зазоры между ними.

В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм и устроить при нем зимний придел. Архимандрит Антоний со старцами осмотрели церковь и решили поставить рядом, на берегу пруда, новую – каменную, теплую в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа. Троице-Сергиев монастырь пожертвовал на строительство 30 тысяч кирпичей. Освятили храм в 1853 году. А буквально через несколько лет, в 1865-м, сгорела деревянная церковь.

Архитектура каменной церкви уникальна. Изначально она задумывалась как храм «иже под колоколы»: звонницей, что было необычно для XIX века, должен был служить массивный восьмигранный шатер на невысоком постаменте, увенчанный главой без традиционного барабана. По неизвестным причинам, использовать шатер в качестве звонницы не стали, и в 1876-1877 г.г. архитектор Лев Николаевич Львов пристроил к храму с западной стороны двухъярусную колокольню. По воспоминаниям жителей, не ней было шесть малых звонов и колокола в человеческий рост. В 1940 году их разбили на куски, а храм превратили в клуб. Потом совхоз «Заря» много лет использовал церковь под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Постепенно здание пришло в полное запустение: в стенах зияли дыры, окна были выбиты, ни пола, ни потолка, ни дверей! Часть кровли была сорвана, а от куполов остался один остов.

В 1990 году Спасский храм был передан Троице-Сергиевой лавре, и у него началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое Богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов. В настоящее время в воскресные, праздничные дни и дни особого поминовения усопших в Спасском храме совершаются Богослужения.

На кладбище при храме захоронены насельники Лавры. Здесь в частности покоятся останки старшего монастырского звонаря игумена Михея (Тимофеева) и местно почитаемого старца игумена Бориса (Храмцова).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *