церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

ТИА вновь путешествует: великолепная заброшенная церковь Спаса Нерукотворного Образа в урочище Стельково, кашинские «вкусняшки» и Музей Каши…

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Итак, вдохновившись двумя весьма удачными предыдущими поездками, а также в целом положительными отзывами читателей, редакция ТИА вновь отправилась дикарями покорять просторы родной области. Мы учли пару пожеланий – побольше фотографий и …что-нибудь, кроме церквей. Хотя, оговоримся сразу: поездка в глушь, где на несколько километров нет жилья, а только звериные следы и изумительная каменная церковь XVIII века с колокольней, большие мягкие сугробы и белоснежное безмолвие – это было лучшим!

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Храм опять выбирали по принципу – недалеко от Твери (180 км), заброшенный, но неохраняемый, чтобы можно было попасть внутрь, и где сохранилось хотя бы какое-нибудь внутреннее убранство. Выбрали Церковь Спаса Нерукотворного Образа в с. Стельково или Спас Стельково. Правильнее будет сказать не село, а урочище, поскольку хотя там и было ранее очень большое село, сейчас от него ничего не осталось.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Мы очень переживали, что не сможем проехать по заснеженной дороге, но всё обошлось – не застряли. Церковь поражает своими размерами – она 4-х престольная, с трапезной, с многоярусной величественной колокольней. На пяти куполах сохранились кресты. Многие окна и двери заколочены, но попасть в церковь можно через колокольню – деревянные ворота распахнуты. Кстати, в интернете на форумах писали, что можно на свой страх и риск забраться наверх «по деревянному коробу-лестнице по внешней стене». Однако мы не нашли даже останков этого короба.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Церковь окружена неплохо сохранившейся оградой – кирпичные столбики, арки, металлические решётки и воротца, на территории есть небольшое кладбище. Говорят, действующее. Но последние захоронения датированы 2012 годом. Человечьих следов нет никаких, только сугробы по колено да множество строчек звериных отпечатков – махоньких, побольше, ещё побольше – рыщут тут и лиски, и зайки скачут, а может, и покрупнее зверь заходит. Много таких следов и в самой церкви.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Деревянных полов внутри нет, растащили видать, только кое-где остались внушительные брёвна, по которым и передвигались, старательно балансируя. Зато кое-где сохранились фрески, деревянные детали отделки, но мало. Кажется, что роспись сделана в зеленоватых тонах. Но так как в окна на верхних ярусах било солнце, церковь совсем не выглядела мрачной.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

А вокруг – раздолье, бесконечные поля, такая чистота, тишина, морозец, свежайший воздух, вот уж во истину – Благодать Божья. И становится на душе легко, весело, празднично, и ты беспричинно счастлив.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

В Кашине мы заехали посмотреть крупнейший в Тверской Епархии Воскресенский кафедральный собор. Он сейчас реставрируется, для посещения открыт только один из пределов. Поэтому, очевидно, и не попали мы на смотровую площадку собора, находящуюся на высоте 72 м.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

А в 15:00 нас ждали на экскурсию в Музее каши – единственном в России. На удивление, но когда мы спрашивали у местных дорогу, многие даже не знали, что у них есть такой музей. Все контакты и отзывы вы можете найти в интернете, заказать экскурсию с дегустацией. Цена удовольствия – 250 р. с человека.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Музей маленький, находится в 200-летнем купеческом доме. Экскурсовод Василич нас встретил, рассказывал о Кашине, местных традициях, русских обрядах, ремёслах, сказках, оберёгах. И, конечно, о кашах – рецептах, полезных свойствах. Угостил нас кашей из цельной пшеницы – полбой, овсяным квасом, травяным чаем. Для дегустации у хозяина есть разные виды каш, даже гороховая с солёными огурцами. Обо всём следует с ним договариваться заранее.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Есть в музее одна особенная достопримечательность: старинный «волшебный» сундук, который исполнеят желания. Так нам Василич сказал и божился, что к нему люди даже по нескольку раз уже приходили, чтобы загадать, поскольку они сбываются. Только желание должно быть заветным, а не сиюминутным или ерундовым. Есть и свой ритуал загадывания. Мы все попробовали. Теперь ждём, когда сбудется.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

А ещё нам посоветовали купить в Кашине продукцию местных производителей: очень вкусный зефир, мармелад и пряники, хлеб из местного заводика- пекарни (вкусный и полезный, поскольку бездрожжевой), ну и, конечно, минеральную воду «Кашинскую» и продукцию «Вереска». Фирменные магазинчики есть, например, на центральной ул. К Маркса.

Справка:

Храм закрыт не позднее 1930 годов, но Богослужения в нем были возобновлены и продолжались до 1970 года. В 1975 году церковное имущество передано Казанской церкви села Красное Калязинского района.

Источник

Церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Наша кнопка:

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Николай Дмитриевич Хотчинский. Фото из архива Елены Владимировны Завьяловой, правнучки Николая Дмитриевича Хотчинского.

(Фото. № 1 Андрея Ага. Фото № 2 из архива Елены Владимировны Завьяловой, предоставлено Павлом Игоревичем Завьяловым.)

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:

ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16301

Клировые ведомости Калязинского уезда за 1864 год

Ведомость о церкви Спаса Нерукотворного Образа села Спасского Стелькова тож построена в 1779 году каменная, престолов 4 в холодной Нерукотворного Спаса и Святых Мучеников Бориса и Глеба, в тёплой Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святителя Николая
Священник Фёдор Николаев Первухин 49 лет пономарский сын по окончании курса Тверской духовной семинарии в 1839 году был уволен с аттестатом 2 разряда и того ж 1839 года сентября 8 дня произведен во священника к Покровской церкви села Курганы Бежецкого уезда 1845 года генваря 19 дня перемещен на настоящее место. в 1864 году награжден набедренником
в семействе у него жена Екатерина Иоаннова 42 лет

(Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Николай Николаевич Завьялов. Калязин 1913 г.

Николай Николаевич Завьялов (священник Спасской церкви с 1913 по 1930 гг.) [29][30][31][32]

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Николай Николаевич Завьялов с женой Ольгой Николаевной Завьяловой (Хотчинской).

«10. СЛУШАЛИ: Заявление попа Завьялова села Стелькова с просьбой о разрешении ему переселения на жительство в город Калязин.
ПОСТАНОВИЛИ: Просьбу удовлетворить». Николай Николаевич перевёз семью в калязинский дом своих родителей (ул. Вагжанова, дом 38)».

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Николай Николаевич Завьялов (справа) с женой Ольгой (слева) и детьми Варварой, Владимиром и Андреем.

Попытка восстановить избирательные права оказалась для Николая Николаевича безуспешной:

— выписка [38] из протокола Исполкома калязинского горсовета гласит:
«…СЛУШАЛИ: заявление Завьялова Николая Николаевича о восстановлении в праве голоса.
ПОСТАНОВИЛИ: принимая во внимание, что Завьялов Н.Н. до 1930 г. был служителем культа, в просьбе отказать, как не имеющему пятилетнего трудового стажа».

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Н.Н. Завьялов. Москва. Преображенское кладбище.

(Материалы предоставлены Завьяловым Павлом Игоревичем.)

Источник

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Стельково

Фотографии

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

О месте

Посетила 24.07.2017 г. Старинное здание из кирпича с трапезной. Возводилось с 1779 по 1788 гг. Церковь огромна, ранее Стельково было большим селом и в приходе числилось 17 близлежащих деревень и сел. Сейчас же села Стельково нет. Состояние не так что бы аварийное, но достаточно плохое. Передвигаться смотря под ноги, полы разобраны, Находится посредь кладбища.

В начале 20 века построена многоярусная колокольня в формах эклектики и появилась внутренняя роспись, до сего дня частично сохранилась. Так же сохранились элементы внутреннего убранства.

Где находится

GPS координаты места: 57.356435 37.840828
57°21’23″N 37°50’26″E

Как добраться

Поскольку я из Москвы, естественно маршруты из этой точки прокладываю. Поэтому каждый может для себя проложить маршрут из той точки, где он находится. Но предостеречь могу))) Поскольку данная вылазка не прошла, опять, без приключений))) Ехать не к Фролово и Левонидово, на седане и 30 метров не проедите, только полный привод и желательно с огромным лифтом))) Мутант мой еще строится, а на Плюшке за километр до цели закопалась, но подмога появилась сама собой)) Ехать лучше через Эндогорово к Овсянниково, там не полоса препятствий, а ровная дорога.

Экскурсии и туры

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Обзорная экскурсия для знакомства с величием города

от 2400 руб Не менее двух часов

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Приглашаем совершить интересную экскурсию по Кимрам — городу провинциального модерна и столице сапожного царства.

от 3500 руб 2,0 часа

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Это не только паломническая, но и светская экскурсия, насыщенная историческим материалом.

от 3000 руб Три—четыре часа

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Особо историческая экскурсия по Ростову XI–XV веков

Источник

Храм образа Спаса Нерукотворного (Спасс)

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Храм образа Спаса Нерукотворного (Спасс) — каменная четырёхпрестольная церковь с ярусной колокольней. Приделы: Успенский, Никольский и придел Варвары, Параскева и Пантелеймона. Расширялась в 1872 году. В советское время закрыта, разорена. В настоящее время возвращена верующим.

Содержание

История [ править ]

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Появление храма в Спасском погосте можно уверенно относить ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма, в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире — Верхневолжья.

В Писцовых книгах 1626-1627 годов в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 года называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 году из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь Николая Чудотворца, а в мае 1793 года по инициативе прихожан и священников началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 году нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и святого Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь святого Николая Чудотворца.

Церковь постройки 1804 года является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 году был значительно расширен притвор, при этом престол святого Николая был перемещен в центр, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851–53 годах церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 году вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был переосвящен в честь святой Параскевы Пятницы.

В 1859 году был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 году в результате значительной перестройки обеих частей храма, его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877–78 годах в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 году.

В 1887 году в холодной церкви были устроены новые полы, престол святой Параскевы из-за тесноты был упразднен.

В 1888 году в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь святого великомученика Пантелеимона и святых великомучениц Варвары и Параскевы.

В 1889 году в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке.

Все работы по благоустройству храма с 1848 года проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 году – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви.

Таким образом, к 1901 году в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения пресвятой Богородицы (южный) и 2 в теплой – святителя Николая (средний) и в честь святых великомученика Пантелеимона, великомучениц Варвары и Параскевы (южный).

Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – Солнца и храма, как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие святых Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в храме один действующий предел в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца.

Источник

Как в российской глубинке 100 лет назад построили храм, который по красоте не уступает Спасу на Крови

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Село Кукобой и сегодня остается небольшим населенным пунктом, живут в нем чуть больше тысячи человек. Однако это место по-настоящему богато своей историей. Первое упоминание о нем было сделано почти 500 лет назад – царский воевода купил тогда сельцо у монастыря за 100 рублей и коня. В середине XIX века здесь построили первую каменную церковь, чуть позднее – школу, а в начале XX именно здесь находилась самая крупная в уезде библиотека.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

В 1909 году произошло событие, изменившее всю историю этого места. На родину вернулся богатый купец Иван Агапович Воронин. Уехал он из родного села давно, еще в молодости. Отправился искать счастья в столице и не ошибся. Женился на богатой вдове, жил с ней на Невском проспекте, стал купцом 1-й гильдии и действительным статским советником. Владел он и ткацкими мануфактурами, и кирпичными заводами, стал даже членом Учетного комитета Государственного банка, а кроме того – входил в руководство акционерного общества по постройке церквей и соборов столицы. Вернувшись через 40 лет на родину, решил сделать всем землякам подарок – такой, чтобы действительно людям был в радость.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Купец предложил сельчанам на выбор – или проложить железную дорогу от Кукобоя до Пошехонья (60 километров по бездорожью, лесам и болотам), или выстроить в их селе храм. Жители единодушно выбрали собор. Так началась эта стройка, которую вершили действительно «всем миром». Воронин выделил один миллион рублей – сумму, для тех мест небывалую. Но и сами сельчане не стояли в стороне. В Кукобое в те времена жили отменные строители, плотники, резчики. За работу взялись все вместе. Мастерство сельских умельцев было так велико, что даже главным инженером был назначен местный строитель.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Строил храм в глубинке известнейший русский архитектор Василий Антонович Косяков, автор таких грандиозных проектов, как Морской собор в Кронштадте, Собор Петра и Павла в Петергофе и Собор Святого Владимира в Астрахани. Для нужд стройки в Кукобое быстро запустили небольшой кирпичный завод. Однако облицовочный материал доставляли особый, из Финляндии. Белый с розовым отливом кирпич, полый внутри, служил заодно и прекрасным теплоизолятором, а удивительной красоты бирюзовая черепица была покрыта глазурью. Привозили материалы водным путем, по реке Ухтоме. Старожилы потом долго рассказывали, что каждый заморский кирпичик был завернут в упаковочную бумагу и пронумерован.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Собор в селе Кукобой до сих пор считается одной из главных жемчужин Ярославской области. Сто лет назад в русской глубинке удалось создать настоящее архитектурное чудо. Построили храм всего за неполные четыре года. На открытие святыни в мае 1912 года собралось такое количество гостей, которое Кукобой, наверное, никогда еще не видел. Освящал собор будущий Патриарх Московский и Всея Руси Тихон. В то время он был епископом ярославским и ростовским. Кстати, пожертвованного миллиона рублей хватило еще и на школу, и на три здания для больницы и приюта.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

После революции кукобойский храм разделил судьбу большинства церквей на Руси. Он был сразу закрыт, в 30-е годы его разорили – сбросили кресты и купола, уничтожили уникальный резной иконостас, сожгли иконы. К счастью, стены архитектурного чуда сохранились, так как помещению нашли применение. На старой фотографии видно, как в храме проводят слет колхозников-стахановцев. Позднее в нем устроили склад, а в подвалах – тюрьму.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

В 1989 году храм был возвращен церкви, однако до сих пор его реставрация не была проведена в том объеме, которого он заслуживает. Это тем более обидно, что сегодня РПЦ находит огромные средства для постройки и восстановления множества и гораздо более крупных объектов в областных и районных центрах. Остается надеяться, что уникальный памятник архитектуры, расположенный в небольшом селе, тоже дождется когда-нибудь своей очереди.

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

церковь спаса нерукотворного образа в селе стельково

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *