церковь спаса преображения адрес
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Lodo27
Церковь Спаса Преображения — особенное сооружение. Во-первых, храм — яркий пример типичной новгородской архитектуры 14 века, для которой характерны выверенные пропорции и совершенные в своей простоте линии. Во-вторых, стены церкви буквально усыпаны необычными декоративными элементами. Этого достаточно, чтобы завлечь туриста внутрь, где его ждет настоящее потрясение: своды украшены фресками, в которых безошибочно узнается почерк Феофана Грека. Да, в Новгороде творил этот великий византийский художник. Его экспрессивные мазки, преисполненные эмоциями лики святых, акценты, подчеркнутые белилами, монохромные детали — главные сокровища церкви Спаса Преображения.
Немного истории
Храм возведен в далеком 1374 г. на средства жителей Ильиной улицы — главной в торговом Славенском конце, прямо напротив расположенного через Волхов Детинца. Церковь быстро стала одной из главных в городе: именно в ней в 14-15 веках посещающие Новгород московские митрополиты совершали остановку, чтобы облачиться в новые ризы и затем торжественно войти в Софийский собор. На протяжении многих столетий храм жил спокойной и размеренной жизнью, пока в 1941-1944 гг. не оказался на линии фронта и не был предсказуемо превращен в руины.
Что посмотреть
Церковь Преображения, как уже отмечалось, признана эталоном новгородской архитектуры 14 века. Внешняя сторона стен этого прямоугольного четырехстолпного храма с одним куполом усыпана арками, нишами, поясами треугольных впадин, вставными каменными скульптурными крестами. Впервые в Новгороде использован прием из объединенных единой бровкой окон и ниш.
Внутри в прекрасном состоянии сохранилась роспись купола и барабана кисти Феофана Грека. Так, в медальоне купола изображен Иисус Христос, вокруг фигуры которого стоят ангелы: серафимы и херувимы, нарисованные по новгородской традиции шестикрылыми. Чуть ниже, на барабане виднеются лики праотцов: Адама, Авеля, Ноя, Сифа, Мелхиседека, пророка Ильи, Иоанна Предтечи. Это необычное решение, так как на барабане практически всегда изображали только пророков.
Практическая информация
Адрес: Великий Новгород, ул. Ильина, 26/2. Веб-сайт.
Время работы: среда-воскресенье: 10:00-17:00, понедельник-вторник — выходные. Объект закрывается при выпадении осадков.
Вход: 140 RUB, студентам и учащимся: 70 RUB, детям до 16 лет — бесплатно. Цены на странице указаны на март 2021 г.
Сегодня храм имеет статус музея, поэтому богослужения в нем не совершаются.
Церковь спаса преображения адрес
Среди огромного количества храмов, возведенных во второй половине XIV в. церковь Спаса выделяется исключительной торжественностью и нарядностью. Памятник редкой архитектурной выразительности является одним из лучших образцов этого времени,. Постройка одноглавая, четырехстолпная, с одной апсидой и, изначально, трехлопастным завершением фасадов. Первоначально с западной стороны церкви существовал притвор с небольшой звонницей. При всей своей монументальности церковь Спаса на Ильине отличается стройностью, стремлением вверх за счет энергично поднятых щипцов кровли. Фасады богато украшены валиками, нишами, бровками, двойными «ползучими» арками. Особое впечатление производит обилие разного рода крестов – огромных накладных, на ступенчатом основании, так называемых «голгофских», и вкладных, расположенных в круглых нишах. Среди фасадных росписей, некогда украшавших храм, над западным входом сохранилась фреска «Богоматерь Одигитрия», написанная в XIV в.
В 1378 г. церковь расписана выдающимся византийским живописцем Феофаном Греком по заказу «благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича». Прославившийся еще при жизни художник расписал более 40 храмов от Константинополя до Москвы, но только этот ансамбль является бесспорным произведением, сохранившимся от его богатого наследия.
Грандиозное изображение Христа Вседержителя в куполе являет грозного судью, гневно взирающего с небес на землю. В виде обширных фрагментов фрески уцелели в алтаре, на сводах арок и в Троицком приделе, где представлена композиция Троица Ветхозаветная, а также ряд пустынножителей и столпников в минуты их полного отрешения от внешнего мира. Над входом изображены Богоматерь «Неопалимая Купина» и Архангел Гавриил.
В годы фашистской оккупации в результате бомбардировок часть сводов церкви была разрушена, в углах здания образовались трещины, пострадала живопись. В ходе послевоенной реставрации храм восстановлен в древних формах, с сохранением щипцовой кровли XVII в. по проекту архитектора-реставратора Л.М. Шуляк. В послевоенные годы была промыта и укреплена стенопись, а исследования 1960-х годов показали, что под поздними наслоениями XIX в. еще возможны новые находки древней живописи.
В 1992 году церковь Спаса Преображения на Ильине улице внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в ее стенах размещена выставка об истории, архитектуре и живописи памятника. Посетители также могут воспользоваться аудиогидом. Сегодня это один из самых посещаемых в Великом Новгороде музейных объектов.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — знаменитый новгородский храм, возведенный в 74 г. XIV в. Он приобрел широкую известность благодаря уникальным фрескам, исполненным константинопольским мастером Феофаном Греком. Роспись была сделана в конце 70-х гг. 14-го столетия и не имеет аналогов в мире.
Архитектура Спасо-Преображенской церкви характерна для зодчества своей эпохи. Однако от церквей-современниц она разительно отличается внушительной монументальностью и изысканностью. Храм является одноапсидным, четырехстолпным и обладает единственным куполом. Квадрат в плане строения полностью соответствует архитектурной традиции Новгорода 14-го столетия. В наши дни Спасо-Преображенская церковь является объектом культурного наследия России и находится под эгидой ЮНЕСКО.
Строительством храма занимались горожане Великого Новгорода, проживавшие на Ильинской улице. Предшественницей ему была церковь, сложенная из дерева. Она получила известность благодаря лику Богоматери «Знамение». Как гласит легенда, именно этот святой образ помог спасти Новгород в 1169 г. во время осады суздальцами.
Лик Богоматери хранился в специальном приделе, сгоревшем в 40 г. 14-го века. После пожара святыню поместили в храм Знамения, отстроенный специально для иконы. Она пребывала там с середины XIV в. Ныне эта церковь именуется Знаменским собором. Но лик Божией Матери перемещен в Софийский собор Великого Новгорода.
О фресках Спасо-Преображенской церкви следует упомянуть отдельно. Они — настоящее уникальное произведение искусства. Авторство принадлежит Феофану Греку, специально приглашенному боярином Василием Даниловичем в Великий Новгород. Роспись храма была первой работой константинопольского живописца на русской земле. Позже Феофан Грек оформлял храмы и в Москве, и в Нижнем Новгороде. Но ни одна их более поздних церковных фресок не повторяла сюжетов и прелести самой первой.
Века не пощадили великолепное искусство. Фрески не сохранились полностью. До наших дней дошли лишь фрагменты. Большая часть росписи была уничтожена. Однако то, что сохранилось, способно поражать даже неискушенных зрителей. Более того, чудом уцелевшие образчики — единственные в мире, дошедшие до наших дней произведения Феофана Грека. Манеру работы живописца Епифаний именовал «неведомой и необычайной росписью».
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Церковь Спаса Преображения
святых Косьмы и Дамиана
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.
Содержание
История храма
Культурное наследие
Российской Федерации
объект № 5310030000
Ссылка: 604 рус. • англ.
Год внесения: 1992
Тип: Культурный объект
Критерии: ii, iv, vi
Архитектура
Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.
Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.
Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъем в нее осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.
Церковь Спаса Преображения
История строительства храма
История храма непосредственно связана с Никитским ботаническим садом, основанным в 1812 году. Вокруг сада и на его территории проживали ученые, садовники и сотрудники научного центра. Именно для них по просьбе директора Александра Ивановича Базарова, который заступил на пост в 1881 году, была спроектирована больница и церковь при ней.
Работы вел гражданский инженер-архитектор Платон Теребнёв, его задачей было организовать пространство так, чтобы церковь могла вмещать до 200 человек, 6 больничных коек и еще надо было предусмотреть квартиру священника с тремя комнатами.
Возведение сооружения началось сразу после закладки фундамента в 1884 году, в этом же году выполнили основной объем работ, и уже в сентябре 1885 года установили крест. Наружные и внутренние отделочные работы завершили к августу 1986 года, затем были выполнены росписи в алтаре и на фасаде здания.
Архитектура церкви
Церковь расположена у главного входа в Никитский ботанический сад. Строгий фасад постройки декорирован элементами византийского стиля, крестами, небольшими фресками. В плане храм, находящийся на втором этаже здания больницы, представляет собой однонефную базилику. Чтобы соблюсти инженерные нормы при строительстве, из-за специфики грунта, пришлось отойти от православных канонов и переориентировать алтарь на юго-восток.
Ко входу с наружной стороны пристроена небольшая звонница, напоминающая образцы древнерусской архитектуры Пскова. Летом 1887 года сюда подняли два колокола. Вплоть до революции 1917 года на вершине колокольни была установлена маковка. А всю постройку венчает небольшой купол с восьмиконечным крестом.
На первом этаже строения находились больничные палаты, а квартиру священника пристроили к алтарной стене храма, в виде одноэтажного выступа с балконом.
Храм после революции
После прихода советской власти богослужения в храме продолжались до 1920 года. Несмотря на попытки прихожан сохранить церковные службы, в 1927 году церковь была закрыта. Чтобы стереть воспоминания о религиозном значении здания, разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Местные жители помнят, что лик Спаса Нерукотворного над входом в храм кем-то из прихожан был перевернут лицом к стене, закрыт жестью и закрашен.
Позже здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, Дом культуры с кинотеатром. За годы советской власти были утрачены внутренние росписи, иконостас, иконы. Были заложены арочные окна, уменьшена высота потолка.
В 1991 году жители поселка Никита организовали Свято-Преображенскую общину и заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви. Прихожане своими силами начали ремонт разрушающегося храма.
В 1992 году, в День Преображения Господня, здание вновь освятили, поставили иконы и начали служить молебны. 7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре Преображенской церкви, тогда же отслужили первую Божественную литургию.
- ibmt обучение в россии
- Химчистка авто в геленджике