церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» (Великий Новгород)

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Содержание

История [ править ]

Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».

Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 годах. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.

Современное состояние [ править ]

Сегодня храм имеет статус музея, богослужения в нем, согласно последним данным, не совершаются.

Открыт для посещения в сухую погоду с 10:00 до 17:00, кроме пн., вт. и последнего чт. месяца.

Архитектура [ править ]

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.

Фрески Феофана Грека [ править ]

О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2

Источник

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века. Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания. Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой.

Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек ХIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов.

Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены.

По монументальности и декоративной широте письма фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве ХIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии. Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности.

Характерной особенностью манеры Феофана является энергичный, чрезвычайно выразительный, обычно короткий мазок и своеобразная живописная моделировка. При помощи резких, пастозно (густо) положенных белильных мазков мастер моделирует форму лица, рук и ног, имеющих всегда красно-коричневую основу. По этой основе художник прокладывает первоначальные высветления, на которые наносит «движки» белильных мазков. Четкий и острый темно-коричневый рисунок, оконтуривающий основные формы, отличает роспись Спаса от живописной цветовой лепки других новгородских фресок второй половины ХIV века.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Манера Феофана не знает детализации. Он оперирует предельно обобщенной формой. Более или менее сложная форма создается при помощи двух-трех эскизно положенных мазков. Вместо детальной разделки волос, столь характерной для росписи предшествующей поры, Феофан наделяет свои фигуры шапкой всклокоченных нерасчлененных волос, исполненных в широкой декоративной манере (св. Акакий). Пределом обобщенности живописной трактовки является фигура обнаженного пустынника Макария, тело которого сплошь покрыто белыми волосами. Волосы, свисающие с головы, седая борода и волосы, покрывающие тело, сливаются в одно белое пятно, которое прорезывается красно-коричневым острым лицом и эскизно, но предельно мастерски написанными руками.

Живопись Феофана плоскостная и условная. Созданные им грозные фигуры святых, подобно фантастическим призракам выделяющиеся на ровном одноцветном фоне стены, не имеют ни реального объема, ни материальной тяжести. Художник не стремится к реалистической трактовке формы, хотя его искусство пронизано подчас исключительно острым наблюдением природы. Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота характеристик росписи Спаса не знают себе равных.

Феофану Греку принадлежит поистине выдающаяся роль в развитии новгородской монументальной живописи.

Особенно поразил Епифания метод работы Феофана. Когда он рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали другие иконописцы, которые, неумеренно пользуясь образцами, «очима мещуще семо и овамо» (то есть постоянно заглядывали на образец, с которого писали). В отличие от них, Феофан, по словам Епифания, создавая свои бессмертные образы, «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша». Казалось, что кто-то другой в это время писал его руками. Велико было обаяние личности крупнейшего художника, если Епифаний Премудрый, сам человек незаурядный, отзывался о нем в таких восторженных выражениях. Личность Феофана невольно вызывает в памяти великих художников Возрождения.

Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Фрагменты росписи сохранились также в алтаре и в средней части храма.

Источник

Церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Среди огромного количества храмов, возведенных во второй половине XIV в. церковь Спаса выделяется исключительной торжественностью и нарядностью. Памятник редкой архитектурной выразительности является одним из лучших образцов этого времени,. Постройка одноглавая, четырехстолпная, с одной апсидой и, изначально, трехлопастным завершением фасадов. Первоначально с западной стороны церкви существовал притвор с небольшой звонницей. При всей своей монументальности церковь Спаса на Ильине отличается стройностью, стремлением вверх за счет энергично поднятых щипцов кровли. Фасады богато украшены валиками, нишами, бровками, двойными «ползучими» арками. Особое впечатление производит обилие разного рода крестов – огромных накладных, на ступенчатом основании, так называемых «голгофских», и вкладных, расположенных в круглых нишах. Среди фасадных росписей, некогда украшавших храм, над западным входом сохранилась фреска «Богоматерь Одигитрия», написанная в XIV в.

В 1378 г. церковь расписана выдающимся византийским живописцем Феофаном Греком по заказу «благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича». Прославившийся еще при жизни художник расписал более 40 храмов от Константинополя до Москвы, но только этот ансамбль является бесспорным произведением, сохранившимся от его богатого наследия.

Грандиозное изображение Христа Вседержителя в куполе являет грозного судью, гневно взирающего с небес на землю. В виде обширных фрагментов фрески уцелели в алтаре, на сводах арок и в Троицком приделе, где представлена композиция Троица Ветхозаветная, а также ряд пустынножителей и столпников в минуты их полного отрешения от внешнего мира. Над входом изображены Богоматерь «Неопалимая Купина» и Архангел Гавриил.

В годы фашистской оккупации в результате бомбардировок часть сводов церкви была разрушена, в углах здания образовались трещины, пострадала живопись. В ходе послевоенной реставрации храм восстановлен в древних формах, с сохранением щипцовой кровли XVII в. по проекту архитектора-реставратора Л.М. Шуляк. В послевоенные годы была промыта и укреплена стенопись, а исследования 1960-х годов показали, что под поздними наслоениями XIX в. еще возможны новые находки древней живописи.

В 1992 году церковь Спаса Преображения на Ильине улице внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в ее стенах размещена выставка об истории, архитектуре и живописи памятника. Посетители также могут воспользоваться аудиогидом. Сегодня это один из самых посещаемых в Великом Новгороде музейных объектов.

Источник

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Lodo27

Церковь Спаса Преображения — особенное сооружение. Во-первых, храм — яркий пример типичной новгородской архитектуры 14 века, для которой характерны выверенные пропорции и совершенные в своей простоте линии. Во-вторых, стены церкви буквально усыпаны необычными декоративными элементами. Этого достаточно, чтобы завлечь туриста внутрь, где его ждет настоящее потрясение: своды украшены фресками, в которых безошибочно узнается почерк Феофана Грека. Да, в Новгороде творил этот великий византийский художник. Его экспрессивные мазки, преисполненные эмоциями лики святых, акценты, подчеркнутые белилами, монохромные детали — главные сокровища церкви Спаса Преображения.

Немного истории

Храм возведен в далеком 1374 г. на средства жителей Ильиной улицы — главной в торговом Славенском конце, прямо напротив расположенного через Волхов Детинца. Церковь быстро стала одной из главных в городе: именно в ней в 14-15 веках посещающие Новгород московские митрополиты совершали остановку, чтобы облачиться в новые ризы и затем торжественно войти в Софийский собор. На протяжении многих столетий храм жил спокойной и размеренной жизнью, пока в 1941-1944 гг. не оказался на линии фронта и не был предсказуемо превращен в руины.

Что посмотреть

Церковь Преображения, как уже отмечалось, признана эталоном новгородской архитектуры 14 века. Внешняя сторона стен этого прямоугольного четырехстолпного храма с одним куполом усыпана арками, нишами, поясами треугольных впадин, вставными каменными скульптурными крестами. Впервые в Новгороде использован прием из объединенных единой бровкой окон и ниш.

Внутри в прекрасном состоянии сохранилась роспись купола и барабана кисти Феофана Грека. Так, в медальоне купола изображен Иисус Христос, вокруг фигуры которого стоят ангелы: серафимы и херувимы, нарисованные по новгородской традиции шестикрылыми. Чуть ниже, на барабане виднеются лики праотцов: Адама, Авеля, Ноя, Сифа, Мелхиседека, пророка Ильи, Иоанна Предтечи. Это необычное решение, так как на барабане практически всегда изображали только пророков.

Практическая информация

Адрес: Великий Новгород, ул. Ильина, 26/2. Веб-сайт.

Время работы: среда-воскресенье: 10:00-17:00, понедельник-вторник — выходные. Объект закрывается при выпадении осадков.

Вход: 140 RUB, студентам и учащимся: 70 RUB, детям до 16 лет — бесплатно. Цены на странице указаны на март 2021 г.

Сегодня храм имеет статус музея, поэтому богослужения в нем не совершаются.

Источник

Церковь Спаса Преображения на Ильине (Великий Новгород)

церковь спаса преображения на ильине улице новгородЗа годы путешествий заметила за собой одну особенность. Меня часто «цепляют» за душу не всемирно известные шедевры, а совсем другие памятники. Так было и в Великом Новгороде.

Немного в стороне от Кремля и Ярославова дворища, на Ильиной улице стоит удивительный храм Спаса Преображения. Именно ему я посвящаю этот очерк.

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате

Ильина улица

Ильина улица считается одной из самых старых новгородских улиц, сохранивших своё историческое, исконное название. Она была главной улицей так называемого Славенского конца.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород
церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Найти её достаточно просто. От Кремля переходим по пешеходному мосту через Волхов на Торговую сторону. Проходим через Ярославово дворище. Пересекаем Большую Московскую улицу и оказываемся на Ильиной улице.

Страницы истории

В 1103 году на Ильиной улице под руководством епископа Никиты построена первая деревянная церковь Спаса. Именно в ней в XII веке хранилась икона Знамения Божией Матери, которая в 1169 году спасла новгородцев от нашествия суздальцев. Для этой иконы в церкви был отдельный придел. Деревянный храм неоднократно горел, однако его восстанавливали после пожаров.

В 1374 году началось строительство каменной церкви. Средства на строительство храма собирали жители Ильиной улицы.

Что говорят летописи

«В лето 6882 (1374). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улици и свяща ю архиепископь новгородчкыи Алексей с ъигумены и с попы и с крилосом святыя Софея». (Первая Новгородская летопись)

«В лето 6886 (1378) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… А подписал мастер гречинин Феофан при великом княжении Дмитрия Ивановича…» (Третья Новгородская летопись)

Церковь Спаса Преображения стала одной из главных в Новгороде. Когда московские митрополиты приезжали в Новгород, именно здесь они облачались в новые ризы, а затем торжественно шли к Софийскому собору.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

В годы Великой Отечественной войны храм был полностью разрушен. И восстановили его уже в послевоенные годы.

Архитектура храма

Что поражает, когда впервые видишь этот храм? Множество архитектурных деталей. Они украшают фасады церкви, апсиду (она здесь одна), барабан. В расположении деталей нет никакой симметрии. Но как же гармонично они сочетаются друг с другом!

Давайте обойдем храм и полюбуемся на него со всех сторон. Я не ставлю перед собой задачу сделать подробный искусствоведческий анализ. Просто хочу показать те детали, которые придают храму неповторимую красоту.

Над западным порталом мы видим фреску Богоматери с Иисусом. Исследователи считают, что она написана в 1378 году одновременно с росписью интерьера церкви.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Знаю, что далеко не все наши читатели знакомы с архитектурными терминами, которые относятся к древнерусским храмам. Поэтому привожу здесь небольшой словарик.

Архитектурные элементы

Разновидности архитектурного декора

Вот южный фасад храма. Он разделен на три прясла при помощи лопаток. Каждое прясло сверху украшено «ползучими» арками. Понятно, почему они так названы? Их основания находятся на разной высоте. И создается впечатление, что арки словно ползут вверх, одна за другой.

Новгородские зодчие впервые на стенах этого храма использовали новый элемент в украшении фасадов. Это композиция из трех вертикально вытянутых окон и двух ниш, которые объединены бровкой. Обратите внимание, что есть окошки стрельчатые, а есть полукруглые.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Кресты. На стенах храма очень много крестов на фасадах. Часть крестов вырезана на камне, другие выложены в виде рельефов. Все они асимметрично располагаются на плоскости стен.

Исследователи считают, что резные кресты символизировали молитвы об умерших. На стенах храма эти кресты появились в знак памяти о новгородцах, которые погибли в 1372 году в битве с тверским князем Михаилом Александровичем.

Закладные кресты. Для меня это один из самых загадочных элементов в новгородских храмах — кресты, заложенные в стену. У них разные формы и пропорции. Закладные кресты могут быть явными и скрытыми, выпуклыми и очерченными, гладкими и украшенными резьбой. На храме Спаса Преображения они тоже есть.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Барабан. На нем тоже есть углубления в виде арок, украшенных бровкой. Раньше на барабане были окна, их в годы войны расширили под амбразуры.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

А это восточный фасад храма. Здесь четко видна алтарная апсида. На стене — те же ползучие арки, полукрыглые и стрельчатые окна, украшенные сверху бровками. А слева на стене — укрытый стеклом киот для фрески.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

В течение дня меняется угол падения солнечных лучей. Наверняка зодчий это учитывал при строительстве храма. И можно до бесконечности любоваться игрой света и тени. Четкими линиями крестов и округлостями арок. Зигзагообразными бровками и устремленными вверх стрельчатыми окнами. Здесь ты видишь одновременно симметрию и асимметричность, богатство декора и простоту геометрических форм.

Вот ещё один снимок южного фасада. Видите закладные кресты у входа и по бокам?

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Интерьер церкви

Внутри церковь Спаса Преображения не менее интересна, чем снаружи. В западной части храма расположены хоры в виде деревянного настила. Он соединяет два небольших помещения, так называемые «каморы».

Северная «камора» это Троицкий придел, южная – придел Козьмы и Дамиана. В юго-восточной части храма есть ещё одна камора, которая раньше служила для хранения церковной утвари. А сейчас сюда можно подняться по лестнице, которая проходит внутри стены.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Лестница на хоры узкая, вдвоём там точно не разойтись.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород
церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Поднявшись по лестнице, попадаешь в небольшой зал. Он посвящен Феофану Греку, который расписывал храм.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

А это уже алтарная часть храма.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Вот витрины с фрагментами плинфы и выдержками из новгородских летописей.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Фрески Феофана Грека

Для росписи храма в 1378 году в Новгород был приглашен изограф — византийский художник Феофан Грек. Если не ошибаюсь, это единственная в мире церковь, где сохранились фрески мастера. Они были собраны по крупицам из груды обломков, в которые превратился храм в годы войны.

В медальоне купола изображен Иисус Вседержитель (по-гречески Пантократор). Вокруг него стоят силы небесные — архангелы, серафимы и херувимы. По новгородской традиции ангелы нарисованы шестикрылыми. Ниже, в простенках между окнами барабана, Феофан Грек изобразил лики праотцов: Адама, Авеля, Ноя, Сифа, Мелхиседека, пророка Ильи, Иоанна Предтечи.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

А вот роспись на южной стене Троицкого придела. Здесь изображены так называемые аскеты-столпники. Это были христианские святые, которые избирали для себя особый вид подвига — молитву на «столпе». На фреске изображены столпники Симеон Старший, Симеон Младший и Алипий.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Некоторые фрески с изображениями святых сохранились фрагментарно.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород
церковь спаса преображения на ильине улице новгород

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Вот Святая Троица. Три ангела сидят за полукруглым столом. Даже снизу можно видеть, что у среднего ангела широко распахнуты крылья. Женщина на переднем плане справа это Сарра, которая кладет на стол хлеб.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

На сегодняшний день все фрески храма оцифрованы, так что исследования и реставрационные работы продолжаются.

Штрихи к портрету Ильиной улицы

В заключение мне хотелось бы поделиться парой фотографий, сделанных на Ильиной улице. На втором этаже одного из домов встретилось вот такое наглухо заложенное окно. Интересно, когда и кому оно помешало?

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

А это мемориальная доска на доме, где жила Любовь Митрофановна Шуляк — архитектор-реставратор, почетный гражданин Великого Новгорода.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

И вот уже девять веков стоит ни Ильиной улице храм Спаса Преображения.

церковь спаса преображения на ильине улице новгород

Имейте ввиду, что церковь работает в особом режиме. Чтобы сохранить фрески Феофана Грека, нужно поддерживать нужную температуру и влажность. По этой причине храм всегда закрыт в дождливую погоду.

Но ведь всегда можно просто прийти и полюбоваться этой красотой снаружи, даже не заходя внутрь. Смотрите, как церковь Спаса Преображения прекрасно вписалась в архитектурный ансамбль Ильиной улицы. Если будете в Новгороде — дойдите до этого храма, он вам точно понравится!

© Татьяна Трунова, январь 2020

Другие статьи, посвященные храмам

Публикация в моей лингво-студии «Подружись с итальянским!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *